В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 08.08.2013 N 53-З "Об образовании в Республике Мордовия", Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", администрация Большеигнатовского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Положение о формах получения образования и формах обучения в муниципальных образовательных учреждениях Большеигнатовского муниципального района, реализующих основные общеобразовательные программы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы по социальным вопросам - начальника управления по социальной работе администрации Большеигнатовского муниципального района Максимова Ю.В.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель |
Е.Ф. Нетяева |
Положение
о формах получения образования и формах обучения в муниципальных образовательных учреждениях Большеигнатовского муниципального района, реализующих основные общеобразовательные программы
(утв постановлением администрации Большеигнатовского муниципального района от 1 июля 2016 г N 317)
1. Общие положения
1.1. Положение о формах получения образования и формах обучения в муниципальных образовательных учреждениях Большеигнатовского муниципального района, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 08.08.2013 N 53-З "Об образовании в Республике Мордовия", Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
1.2. Положение регулирует деятельность муниципальных образовательных учреждений в Большеигнатовском муниципальном районе, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные учреждения), по организации образовательного процесса в различных формах.
1.3. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
Допускается сочетание различных форм получения общего образования и форм обучения.
1.4. Для всех форм получения образования в пределах конкретной общеобразовательной программы действует федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
При реализации основных общеобразовательных программ допускается использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
1.5. Образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за реализацию конституционных прав граждан на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям, качество образования, отвечающее федеральным государственным образовательным стандартам.
1.6. Образовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением основных общеобразовательных программ обучающимися в выбранной ими или их родителями (законными представителями) форме образования.
1.7. Родители (законные представители) совместно с образовательным учреждением несут ответственность за выполнение основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимися основных общеобразовательных программ.
2. Содержание образования и организация обучения в различных формах
2.1. Обучение в различных формах образования организуется в соответствии с образовательной программой, уставом образовательного учреждения, учебным планом, отражающими образовательную стратегию и особенности образовательных учреждений различных типов и видов.
2.2. При освоении основных общеобразовательных программ в формах, предусмотренных настоящим Положением, обучающийся, достигший совершеннолетия, или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с нормативными документами образовательного учреждения, учебно-программной документацией и иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в избранной форме.
2.3. Обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы по различным формам получения образования и формам обучения, зачисляются в контингент обучающихся конкретного образовательного учреждения.
В приказе образовательного учреждения и в личном деле обучающегося отражается форма освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с заявлением обучающегося, достигшего совершеннолетия, или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса (группы), в котором он будет числиться, или оформляется журнал индивидуальных занятий.
2.4. Государственная итоговая аттестация обучающихся осуществляется независимо от формы получения образования и проводится в полном соответствии с Порядком проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Организация индивидуального обучения на дому
3.1. На основании медицинских рекомендаций организуется индивидуальное обучение на дому (Приказ Министерства образования Республики Мордовия и Министерства здравоохранения Республики Мордовия от 15.06.2014 N 742/1192 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями), нуждающимися в длительном лечении, детьми-инвалидами, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, осуществляющие обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях Республики Мордовия").
3.2. Учебный план для каждого обучающегося на дому составляется из расчета не менее:
в 1 - 5 классах - 13 часов в неделю;
в 6 классах - 14 часов в неделю;
в 7 - 9 - 16 часов в неделю;
в 10 - 11 - 18 часов в неделю.
3.3. Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставляется общеобразовательному учреждению с учетом индивидуальных психофизических особенностей, интересов детей, медицинских рекомендаций.
3.4. Расписание занятий согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося и утверждается руководителем общеобразовательного учреждения.
3.5. Фамилии детей, обучающихся на дому, данные об успеваемости, переводе из класса в класс, о результатах промежуточной и государственной итоговой аттестации, выпуске из общеобразовательного учреждения вносятся в классный журнал соответствующего класса.
3.6. На каждого обучающегося на дому заводятся журналы индивидуальных занятий, куда заносятся даты занятий, содержание пройденного материала, количество часов.
3.7. Часы, распределенные по учебным дисциплинам, вносятся в тарификационный список педагогических работников данного общеобразовательного учреждения, в соответствии с которым осуществляется оплата труда педагогических работников.
4. Организация получения образования и обучения в форме семейного образования
4.1. Образовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (законных представителей) с указанием выбора формы получения образования. В приказе о зачислении ребенка в образовательное учреждение указывается форма получения образования. Заявление родителей (законных представителей) и приказ о зачислении хранятся в личном деле обучающегося в образовательном учреждении. Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса, в котором он будет числиться независимо от формы освоения основных общеобразовательных программ.
4.2. Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования. Обучающиеся, получающие образование в семейной форме, по решению родителей (законных представителей) с учетом их мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
4.3. Получение образования в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося освоение основных общеобразовательных программ с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательном учреждении.
4.4. Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося регулируются договором, условия которого не должны ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.
В договоре указываются основная общеобразовательная программа, по которой обучающийся будет получать общее образование в семье, формы и сроки проведения промежуточной аттестации по предметам базисного учебного плана, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Договор составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр договора хранится в образовательном учреждении в личном деле обучающегося, второй находится у родителей (законных представителей) обучающегося. Форма договора утверждается приказом образовательного учреждения.
Обучающиеся по основным общеобразовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.
4.5. Для выполнения лабораторных и практических работ, получения консультативной и методической помощи, прохождения промежуточной аттестации обучающийся приглашается на учебные, практические и иные занятия, соответствующие срокам выполнения лабораторных и практических работ, проведения промежуточной аттестации обучающихся по очной форме по расписанию образовательного учреждения.
4.6. Промежуточная аттестация обучающегося по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования при обучении в форме семейного образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и графиком ее проведения.
Результаты аттестации фиксируются в классном журнале и дневнике обучающегося. Обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по соответствующей и имеющей государственную аккредитацию образовательной программе бесплатно.
4.7. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации обучающегося при наличии медицинских показаний или по требованию психолога данного образовательного учреждения и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения обучающимся основных общеобразовательных программ.
4.8. Образовательное учреждение вправе расторгнуть договор о получении обучающимся общего образования в семье, если родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося не обеспечили:
- освоение обучающимся определенных договором основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в установленные сроки;
- явку обучающегося в образовательное учреждение в определенные договором сроки для выполнения лабораторных и практических работ, прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
4.9. Обучение в форме семейного образования осуществляется до получения ребенком среднего общего образования.
5. Организация получения общего образования в форме самообразования
5.1. Получение общего образования в форме самообразования предполагает самостоятельное изучение обучающимся основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с последующей промежуточной и государственной итоговой аттестацией.
5.2. Получение общего образования в форме самообразования не ограничивается возрастом. Порядок реализации обучающимся, получающим образование в форме самообразования, права на пользование библиотекой, получение консультаций, участие в олимпиадах, конкурсах, практических и лабораторных занятиях определяется локальными актами конкретного общеобразовательного учреждения.
5.3. Одновременное обучение и получение документа государственного образца в двух различных общеобразовательных учреждениях не допускается.
5.4. Для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в общеобразовательное учреждение представляются следующие документы:
- заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации;
- справка о промежуточной аттестации;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- медицинская справка установленного образца .
При отсутствии документов, подтверждающих уровень подготовки обучающегося, общеобразовательное учреждение самостоятельно устанавливает образовательный уровень заявителя в порядке, определенном уставом и (или) иным локальным актом общеобразовательного учреждения.
5.5. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации, порядок и формы проведения промежуточной аттестации определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно.
5.6. Если обучающийся не прошел промежуточную аттестацию, то он вправе продолжить обучение по очной форме в установленном порядке. Обучающийся, достигший совершеннолетия, имеет право на следующий год пройти промежуточную аттестацию в порядке и сроки, установленные конкретным общеобразовательным учреждением.
5.7. Для проведения промежуточной аттестации руководитель общеобразовательного учреждения издает приказ о создании комиссии, в состав которой входят председатель комиссии, учитель по данному предмету и ассистенты-учителя (в IX классе - один ассистент, в XI классе - два).
5.8. Результаты промежуточной аттестации фиксируются отдельными протоколами с пометкой "экстернат", которые подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются руководителем общеобразовательного учреждения. К ним прилагаются письменные экзаменационные работы.
5.9. Заявление о прохождении государственной итоговой аттестации обучающимся подается в соответствии с Порядком проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5.10. Обучающимся, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании государственного образца и фиксируется в книге выдачи аттестатов общеобразовательного учреждения.
5.11. Руководитель общеобразовательного учреждения для проведения консультаций, промежуточной аттестации может привлекать наиболее квалифицированных преподавателей других общеобразовательных учреждений в соответствии с трудовым законодательством.
5.12. Для обучающихся, сочетающих очную форму получения общего образования и самообразование, составляется индивидуальный график посещения занятий и прохождения промежуточной аттестации в соответствии с режимом работы общеобразовательного учреждения и по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего.
5.13. Прохождение промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам экстерном обеспечивается в том общеобразовательном учреждении, в котором обучающийся числится. Результаты промежуточной аттестации фиксируются отдельным протоколом, который хранится в личном деле обучающегося, в журнале делается запись "сдал экстерном" и выставляется оценка за экзамен.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.16. Обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, могут быть награждены медалями в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 N 1394, с изменениями и дополнениями, с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 N 1400, с изменениями и дополнениями, с Порядком выдачи медали "За особые успехи в учении", утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2014 N 685.
5.17. Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты выдается справка об обучении или о периоде обучения.
6. Организация заочной формы получения общего образования
6.1. Заочная форма обучения организуется в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся по заявлению совершеннолетнего гражданина и согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся при наличии необходимых условий в общеобразовательном учреждении.
6.2. Обучение по заочной форме осуществляется при обязательном выполнении федеральных государственных образовательных стандартов по всем предметам учебного плана конкретного класса конкретного вида общеобразовательного учреждения.
6.3. Количество обучающихся по заочной форме в группе должно быть не менее 9 человек. При численности в классе менее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальному плану, количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета 1 академический час на каждого обучающегося.
6.4. При освоении общеобразовательных программ в заочной форме общеобразовательное учреждение предоставляет обучающемуся:
- адресные данные общеобразовательного учреждения (телефоны, сайт в Интернете, адрес электронной почты);
- учебный план;
- план учебной работы на полугодие или учебный год;
- учебники;
- перечень практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке;
- контрольные работы с образцами их оформления;
- перечень методических комплектов для выполнения заданий;
- справку-вызов для получения дополнительного отпуска по месту работы обучающимся, выполняющим учебный план.
Форма справки-вызова разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением самостоятельно. В первой части справки указывается продолжительность дополнительного отпуска и цель вызова. Во второй части содержится подтверждение, в котором отмечаются фактические сроки нахождения обучающегося на экзаменационной сессии. Справки-вызовы выдаются на бланке общеобразовательного учреждения за подписью руководителя и регистрируются в специальном журнале.
6.5. Образовательный процесс для заочных групп может быть организован:
- в течение всего учебного года;
- в виде экзаменационных сессий.
6.6. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся по заочной форме определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно.
6.7. Годовые оценки обучающемуся заочной группы выставляются с учетом результатов экзаменов и выполненных работ по предмету. Результаты аттестации фиксируются в журнале учебных занятий заочной группы, дневнике обучающегося в соответствии с графиком проведения промежуточной аттестации.
6.8. К сдаче экзаменов допускаются обучающиеся, успешно выполнившие предусмотренные практические, лабораторные, зачетные и контрольные работы.
6.9. Между экзаменационными сессиями могут быть организованы консультации преподавателей. График проведения консультаций утверждается руководителем общеобразовательного учреждения и вывешивается на информационном стенде и сайте общеобразовательного учреждения. Количество консультаций определяется возможностями общеобразовательного учреждения.
6.10. Для организации заочной формы обучения необходимо ведение следующей документации:
- журналы учебных, консультативных и факультативных занятий;
- учебные планы;
- годовой календарный учебный график;
- расписание занятий;
- расписание и протоколы экзаменов.
6.11. Обучающиеся по заочной форме, освоившие общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, могут быть награждены медалями в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 N 1394, с изменениями и дополнениями, с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 N 1400, с изменениями и дополнениями, с Порядком выдачи медали "За особые успехи в учении", утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2014 N 685.
7. Организация образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов
7.1. Обучение по индивидуальным учебным планам (далее - ИУП) вводится с целью создания условий для увеличения возможностей выбора обучающимися моделей дальнейшего образования, обеспечения индивидуализации обучения и более полного удовлетворения познавательных потребностей и интересов обучающихся III ступени общего образования.
7.2. Для организации обучения по индивидуальным учебным планам в общеобразовательном учреждении необходимо учитывать готовность старшеклассников к обучению по ИУП, а также наличие следующих условий: кадровых, содержательных, материальных, психологических.
7.3. На подготовительном этапе в содержательном аспекте образовательного процесса выделяются уровни дифференциации, которые являются основой для разработки индивидуального учебного плана.
Количество учебных часов в ИУП не должно быть более максимальной нагрузки федерального базисного учебного плана.
7.4. При организации образовательного процесса на основе ИУП журналы заполняются не по классам, а по учебным предметам.
Подготовительный этап завершается определением количества учебных групп (в зависимости от выбора обучающихся), необходимых потребностей в кадрах, их расстановкой.
7.5. На организационном этапе составляется индивидуальное расписание, для чего в учебных группах безотносительно к дням недели выстраивается комбинация уроков, на которых задействовано наибольшее количество обучающихся. Уроки, на которых присутствуют все обучающиеся, распределяются на 3, 4, 5; уроки, на которых присутствуют не все обучающиеся - на 1, 2, 6.
7.6. На этапе внедрения индивидуального учебного плана общеобразовательного учреждения с целью осуществления контроля и коррекции выполнения индивидуального учебного плана обучающегося содержание каждого предмета разбивается на учебные модули, и их изучение завершается зачетной или контрольной работой.
7.7. На аналитическом этапе результаты работы по внедрению индивидуальных учебных планов обсуждаются на заседаниях педагогического совета, научно-методических объединений, родительских собраниях, собраниях обучающихся. С учетом выводов проблемного анализа и результатов обсуждений проводятся корректировка процесса организации работы по индивидуальным учебным планам и планирование работы на следующий учебный год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 1 июля 2016 г. N 317 "Об утверждении Положения о формах получения образования и формах обучения в муниципальных образовательных учреждениях Большеигнатовского муниципального района, реализующих основные общеобразовательные программы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Большеигнатовский вестник" от 4 июля 2016 г. N 22