Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерства
образования Республики Мордовия
от 5 августа 2016 г. N 849
Методические рекомендации
по разработке школьных учебных планов для образовательных организаций Республики Мордовия, реализующих основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования на 2016 - 2017 учебный год
1. Общие положения. Нормативно-правовая основа проектирования школьных учебных планов
Школьный учебный план (далее - учебный план) входит в состав образовательной программы конкретного уровня общего образования и является механизмом ее реализации. Он определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики и других видов деятельности, максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся и формы промежуточной аттестации.
Основная образовательная программа конкретного уровня общего образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - стандарты), следовательно, при ее разработке необходимо учитывать изменения, которые внесены в стандарты.
Стандарт начального общего образования (1 - 4 кл.) утвержден приказом Минобрнауки России 06 октября 2009 г. N 373, изменения внесены следующими приказами:
приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241;
приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357;
приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060;
приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643;
приказ Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. N 507;
приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576.
Стандарт основного общего образования (5 - 9 кл.) утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. N 1897, изменения внесены следующими приказами:
приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644;
приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577.
Стандарт среднего общего образования (10 - 11 кл.) утвержден приказом Минобрнауки России 17 мая 2012 г. N 413, изменения внесены следующими приказами:
приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645;
приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578.
При разработке учебных планов обеспечиваются требования соответствующих стандартов (с изменениями) к их структуре и содержанию, а также учитываются положения компонента "Учебный план начального/основного общего образования" организационного раздела примерных основных образовательных программ соответствующего уровня общего образования. Примерные основные образовательные программы начального/основного общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. N 1/15) и включены в реестр государственной информационной системы (http://fgosreestr.ru).
Учебные планы для 7 - 9 и 10 - 11 классов разрабатываются в соответствии с федеральным базисным учебным планом (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. N 1312 с изменениями от 20 августа 2008 г. N 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 3 июня 2011 г. N 1994, от 1 февраля 2012 г. N 74) и должны обеспечивать достижение образовательных результатов, которые определены федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 с изменениями на 31 января 2012 года).
В связи с тем, что в основные образовательные программы включены календарные учебные графики (изменения, внесенные в стандарты приказами от 29.12.14 г. N 1643, 1644, 1645), которые определяют чередование учебной деятельности, каникулярный период, продолжительность учебного года и другое, считаем нецелесообразным включать данную информацию в пояснительные записки к учебным планам. Учебные планы должны включать формы промежуточной аттестации (информационное письмо Минобразования РМ от 3 августа 2015 года N 3553 "Примерные формы промежуточной аттестации"). Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 273-ФЗ). Каждая общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30).
Исходя из положений ст. 58 Федерального закона N 273-ФЗ промежуточной аттестацией целесообразно считать подведение итогов обучения учащегося за учебный год в целом в разрезе изученных предметов (дисциплин).
Образовательная организация, может практиковать различные формы промежуточной аттестации: как отдельную процедуру (тестирование, диктант, проект и др.) или как усредненный балл четвертных отметок. В этом случае по итогам учебного года выставляется "среднечетвертная" отметка.
Учебные планы и расписание к ним должны обеспечивать выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015 г.) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10").
Реализация основных образовательных программ посредством учебных планов проводится в соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015).
2. Подходы к проектированию школьных учебных планов (в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования (с изменениями)
2.1. Начальное общее образование
Структура учебного плана начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть включает следующие предметные области и учебные предметы.
"Русский язык и литературное чтение". Учебные предметы: "Русский язык". "Литературное чтение".
"Иностранный язык". Учебный предмет: "Иностранный язык".
"Родной язык и литературное чтение на родном языке".
Обращаем внимание на изменение в составе предметной области "Филология" (приказ Минобрнауки от 31.12.15 г. N 1576). Она заменена на две предметные области "Русский язык и литература (литературное чтение)", "Иностранные языки" и введена предметная область "Родной язык и родная литература (литературное чтение на родном языке)".
"Математика и информатика". Учебный предмет: "Математика".
"Обществознание и естествознание". Учебный предмет:
"Окружающий мир".
"Основы религиозных культур и светской этики". Учебный предмет: "Основы религиозных культур и светской этики"*.
"Искусство". Учебные предметы: "Музыка", "Изобразительное искусство".
"Технология". Учебный предмет: "Технология".
"Физическая культура". Учебный предмет: "Физическая культура".
Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет четыре года.
Министерство образования Республики Мордовия предлагает четыре варианта примерного учебного плана для реализации основной образовательной программы начального общего образования:
вариант 1 для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная учебная неделя);
вариант 2 для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке (6-дневная учебная неделя);
вариант 3 для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается родной язык и литературное чтение на родном языке;
вариант 4 для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке.
Вариант 1
Примерный учебный план (недельный)
для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений Республики Мордовия с русским языком обучения, реализующих образовательную программу начального общего образования (5-дневная неделя)
Примерный учебный план начального общего образования (5-дневная неделя) | ||||||
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Формы промежуточной аттестации |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
5 |
4 |
4 |
4 |
|
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
|
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики** |
- |
- |
- |
1 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Итого |
21 |
22 |
22 |
22 |
|
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) |
Родной язык* |
- |
1 |
1 |
1 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
23 |
23 |
23 |
|
* Преподавание учебных предметов предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" осуществляется в части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебном плане и классном журнале указываются наименования курсов: "Мокшанский язык", "Эрзянский язык", "Татарский язык
**Курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведенного выбора, формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из учащихся нескольких классов или из учащихся нескольких общеобразовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
В классных журналах в разделе "Оглавление" записывается название курса с указанием изучаемого модуля: "Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Основы православной культуры". На странице журнала, отведенной для предмета, записывается: "ОРКСЭ. Основы православной культуры".
Вариант 2
Примерный учебный план (недельный)
для 1 - 4 классов общеобразовательных организаций Республики Мордовия с русским языком обучения, реализующих образовательную программу начального общего образования (6-дневная неделя)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Формы промежуточной аттестации |
||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
|||
Обязательная часть | |||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
|
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
||
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
|
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики** |
- |
- |
- |
1 |
|
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
Итого |
21 |
23 |
23 |
24 |
|
||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) |
Родной язык* |
0 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Иные виды деятельности |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
26 |
26 |
26 |
|
* Преподавание учебных предметов предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" осуществляется в части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебном плане и классном журнале указываются наименование курсов: "Мокшанский язык", "Эрзянский язык", "Татарский язык".
** Курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведенного выбора, формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из учащихся нескольких классов или из учащихся нескольких общеобразовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
В классных журналах в разделе "Оглавление" записывается название курса с указанием изучаемого модуля: "Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Основы православной культуры". На странице журнала, отведенной для предмета, записывается: "ОРКСЭ. Основы православной культуры".
*** 1 час в неделю части, формируемой участниками образовательных отношений, во 2-х, 3-х классах рекомендуется использовать для иных видов деятельности (учебные исследования, проектная деятельность и др.), обеспечивающих формирование универсальных учебных действий.
Вариант 3
Примерный (недельный) учебный план
для 1 - 4 классов общеобразовательных организаций Республики Мордовия, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из родных языков, реализующих образовательную программу начального общего образования (6-дневная неделя)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Формы промежуточной аттестации |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
5 |
5 |
5 |
|
Литературное чтение |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке* |
Родной язык |
|
|
|
|
|
Литературное чтение на родном языке |
|
|
|
|
|
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики** |
- |
- |
- |
1 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Итого |
18 |
22 |
22 |
23 |
|
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) |
Родной язык* |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Литературное чтение на родном языке* |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Иные виды деятельности |
|
|
1 |
1 |
|
|
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
26 |
26 |
26 |
|
* Преподавание учебных предметов предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" осуществляется в части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебном плане и классном журнале указываются наименования курсов: "Мокшанский язык", "Эрзянский язык", "Татарский язык". Родной язык и Литературное чтение на родном языке включаются в обязательную часть учебного плана при условии наличия учебников, входящих в федеральный перечень, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (напр. "Татарский язык и Литературное чтение.).
** Курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из учащихся нескольких классов или из учащихся нескольких общеобразовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
В классных журналах в разделе "Оглавление" записывается название курса с указанием изучаемого модуля: "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры". На странице журнала, отведенной для предмета, записывается: "ОРКСЭ. Основы православной культуры".
*** 1 час в неделю части, формируемой участниками образовательных отношений, во 2-ом, 3-ем классах рекомендуется использовать для иных видов деятельности (учебные исследования, проектная деятельность и др.), обеспечивающих формирование универсальных учебных действий.
Вариант 4
Примерный (недельный) учебный план
для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений Республики Мордовия, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке обучения, реализующих образовательную программу начального общего образования (6-дневная неделя)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Формы промежуточной аттестации |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык и литературное чтение |
4 |
6 |
5 |
6 |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке* |
Родной язык |
|
|
|
|
|
Литературное чтение на родном языке |
|
|
|
|
|
|
Математика и информатика |
Математика** |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир** |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Основы религиозных культур и светской этики*** |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
1 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Итого |
16 |
20 |
19 |
21 |
|
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) |
Родной язык и литературное чтение на родном языке* |
5 |
5 |
6 |
5 |
|
Иные виды деятельности |
|
0 |
1 |
1 |
|
|
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
26 |
26 |
26 |
|
* Преподавание учебных предметов предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" осуществляется в части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебном плане и классном журнале указываются наименования курсов: "Мокшанский язык", "Эрзянский язык", "Татарский язык". Родной язык и Литературное чтение на родном языке включаются в обязательную часть учебного плана при условии наличия учебников, входящих в федеральный перечень, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (напр. "Татарский язык и Литературное чтение.).
**Учебные предметы "Математика" и "Окружающий мир" ведутся на родном (мордовском, татарском) языке.
***Курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из учащихся нескольких классов или из учащихся нескольких общеобразовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
В классных журналах в разделе "Оглавление" записывается название курса с указанием изучаемого модуля: "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры". На странице журнала, отведенной для предмета, записывается: "ОРКСЭ. Основы православной культуры".
*** 1 час в неделю части, формируемой участниками образовательных отношений, во 2-ом, 3-ем классах рекомендуется использовать для иных видов деятельности (учебные исследования, проектная деятельность и др.), обеспечивающих формирование универсальных учебных действий.
2.2. Основное общее образование
Структура учебного плана основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть включает следующие предметные области и учебные предметы:
"Русский язык и литература". Учебные предметы "Русский язык", "Литература".
"Иностранный язык". Учебные предметы: "Иностранный язык", "Второй иностранный язык".
"Родной язык и родная литература"*. Обращаем внимание на изменение в составе предметной области "Филология" (приказ Минобрнауки от 31.12.15 г. N 1577). Она заменена на две предметные области "Русский язык и литература", "Иностранные языки" и введена предметная область "Родной язык и родная литература".
"Математика и информатика". Учебные предметы: "Математика", "Алгебра", "Геометрия", "Информатика".
"Общественно-научные предметы". Учебные предметы: "История России", "Всеобщая история", "Обществознание", "География".
"Естественно-научные предметы". Учебные предметы: "Физика", "Химия", "Биология".
"Искусство". Учебные предметы: "ИЗО" и "Музыка".
"Технология". Учебный предмет: "Технология".
"Физическая культура, экология и ОБЖ". Учебные предметы: "Физическая культура", "ОБЖ".
Министерство образования Республики Мордовия предлагает
примерные варианты учебного плана для основного общего образования (5 - 9 классы).
Примерный учебный план (недельный)
для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений Республики Мордовия с русским языком обучения, реализующих основную образовательную программу основного общего образования
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Формы промежуточной аттестации |
||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Русский язык и литература |
Русский язык |
5 |
6 |
4 |
3 |
3 |
|
Литература |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
||
Иностранный язык |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Второй иностранный язык |
|
|
|
|
|
|
|
Математика и информатика |
Математика |
5 |
5 |
|
|
|
|
Алгебра |
|
|
3 |
3 |
3 |
||
Геометрия |
|
|
2 |
2 |
2 |
||
Информатика и ИКТ |
|
|
1 |
1 |
1 |
||
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
Обществознание |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
||
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
||
Основы духовно-нравственной культуры народов России** |
|
|
|
|
|
|
|
Естественно-научные предметы |
Физика |
|
|
2 |
2 |
3 |
|
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
Биология |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
|
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
0 |
0 |
1 |
1 |
|
|
Итого |
|
27 |
29 |
30 |
32 |
32 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) |
Родной язык* |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
История и культура мордовского края*** |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Иные виды деятельности (учебные проекты/исследования, социальная практика и др.) |
|
2,5 |
1,5 |
2,5 |
3,5 |
3,5 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной рабочей неделе |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
|
* Преподавание учебных предметов предметной области "Родной язык и родная литература" осуществляется в части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебном плане и классном журнале указывается наименования курсов.
** Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее - ОДНКНР) может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР (как отдельный предмет), учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Мордовия, включенные в обязательную часть учебного плана;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся основного общего образования.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной школы и конкретизируется в пояснительной записке к учебному плану/плану внеурочной деятельности.
*** В рамках преподавания данного учебного курса, а также во исполнение поручений Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова, данных на совещании по вопросам развития туризма в Республике Мордовия от 8 июня 2015 года N 02-15/Пр-14 рекомендуется организовывать выезды учащихся по экскурсионным и многодневным туристским маршрутам по территории Республики Мордовия, разработанным Министерством культуры и туризма Республики Мордовия совместно с ГБУ "Туристско-информационный центр Республики Мордовия" (во внеурочной деятельности).
Вариант 2
Примерный учебный план (недельный)
для 5 - 9 классов образовательных организаций Республики Мордовия с родным (нерусским языком обучения), реализующих образовательную программу по новым образовательным стандартам основного общего образования (6-дневная неделя)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Промежуточная аттестация |
|||
V |
VI |
VII |
VIII |
|||
Обязательная часть | ||||||
Филология |
Русский язык |
5 |
6 |
4 |
3 |
|
Литература |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
|
Родной язык и литература* |
|
|
|
|
|
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
Математика и информатика |
Математика: |
5 |
5 |
|
|
|
алгебра |
|
|
3 |
3 |
|
|
геометрия |
|
|
2 |
2 |
|
|
Информатика и ИКТ |
|
|
1 |
1 |
|
|
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
|
Естественнонаучны е предметы |
Физика |
|
|
2 |
2 |
|
Химия |
|
|
|
2 |
|
|
Биология |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Технология |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
ОБЖ |
|
|
|
1 |
|
|
Итого: |
27 |
29 |
30 |
31 |
|
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений. | ||||||
|
Мордовский (мокшанский, эрзянский) язык и литература* |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
История и культура мордовского края** |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России*** |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
1 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
|
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной рабочей неделе |
32 |
33 |
35 |
36 |
|
* Преподавание учебных предметов предметной области "Родной язык и родная литература" осуществляется в части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебном плане и классном журнале указывается название: "Мокшанский язык", "Эрзянский язык", "Татарский язык". Родной язык и Литературное чтение на родном языке включаются в обязательную часть УП при условии наличия учебников, входящих в федеральный перечень, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (напр. "Татарский язык и Литературное чтение.).
** В рамках преподавания данного предмета рекомендуется организовывать выезды обучающихся по экскурсионным и многодневным туристским маршрутам по территории Республики Мордовия, разработанным Министерством культуры и туризма Республики Мордовия совместно с ГБУ "Туристско-информационный центр Республики Мордовия" (во внеурочной деятельности).
*** Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Мордовия, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР относится к компетенции конкретной образовательной организации.
3. Подходы к проектированию учебных планов основного (7 - 9 классы) и среднего (10 - 11 классы) общего образования (в соответствии с ФБУП - 2004 года)
На уровне основного (7 - 9 классы) и среднего (10 - 11 классы) общего образования обучение осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом 2004 года, включающего три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент общеобразовательного учреждения. Учебные планы проектируются в соответствии с ФБУП - 2004 года, следовательно, их структура состоит из двух частей: инвариантной, отражающей содержание федерального компонента стандарта и вариативной, отражающей региональные (национально-региональные) и школьные особенности.
Министерство образования Республики Мордовия предлагает примерный учебный план основного общего образования (7 - 9 классы) для общеобразовательных организаций с русским языком обучения.
Примерный учебный план (недельный)
для общеобразовательных организаций Республики Мордовия с русским языком обучения, реализующих основную образовательную программу основного общего образования (в соответствии с ФБУП - 2004 года)
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Формы промежуточной аттестации |
||
7 |
8 |
9 |
||
классы | ||||
Русский язык |
4 |
3 |
2 |
|
Литература |
2 |
2 |
3 |
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
|
Математика |
5 |
5 |
5 |
|
Информатика и ИКТ |
0 |
1 |
2 |
|
История |
2 |
2 |
2 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
1 |
1 |
1 |
|
География |
2 |
2 |
2 |
|
Физика |
2 |
2 |
2 |
|
Химия |
0 |
2 |
2 |
|
Биология |
2 |
2 |
2 |
|
Искусство (Музыка и ИЗО) |
2 |
1 |
1 |
|
Технология * |
2 |
1 |
0 |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
0 |
1 |
0 |
|
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
|
ИТОГО: |
30 |
31 |
30 |
|
Региональный (национально-региональный) компонент | ||||
Родной язык** |
2 |
|
|
|
История и культура мордовского края*** |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Часы компонента общеобразовательного учреждения | ||||
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), социальная практика, учебные проекты/исследования и др. |
2,5 |
4,5 |
5,5 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной рабочей неделе |
35 |
36 |
36 |
|
*Часы учебного предмета "Технология" в IX классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки учащихся (при наличии профиля обучения в 10 - 11 классах).
**В учебном плане и классном журнале указывается наименование курса.
*** В рамках преподавания данного учебного курса, а также во исполнение поручений Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова, данных на совещании по вопросам развития туризма в Республике Мордовия от 8 июня 2015 года N 02-15/Пр-14 рекомендуется организовывать выезды обучающихся по экскурсионным и многодневным туристским маршрутам по территории Республики Мордовия, разработанным Министерством культуры и туризма Республики Мордовия совместно с ГБУ "Туристско-информационный центр Республики Мордовия" (во внеурочной деятельности).
Вариант 2
Примерный учебный план (недельный)
для 7 - 9 классов образовательных организаций Республики Мордовия с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, реализующих образовательную программу основного общего образования (БУП - 2004)
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Промежуточная аттестация |
||
VII |
VIII |
IX |
||
Русский язык |
4 |
3 |
3 |
|
Литература |
3 |
3 |
3 |
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
|
Математика |
5 |
5 |
5 |
|
Информатика и ИКТ |
|
1 |
2 |
|
История |
2 |
2 |
2 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
1 |
1 |
1 |
|
География |
2 |
2 |
2 |
|
Физика |
2 |
2 |
2 |
|
Химия |
|
2 |
2 |
|
Биология |
2 |
2 |
2 |
|
Искусство (музыка и ИЗО) |
2 |
1 |
1 |
|
Технология* |
2 |
1 |
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
1 |
|
|
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
|
Итого: |
31 |
32 |
31 |
|
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательной организации: |
|
|
|
|
Родной язык, Родная литература**, |
3 |
3 |
3 |
|
История и культура мордовского края*** |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Часы компонента образовательной организации **** |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной рабочей неделе |
35 |
36 |
36 |
|
*Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
**В учебном плане и классном журнале указывается название: "Мокшанский язык", "Эрзянский язык", "Татарский язык", "Родная литература".
*** В рамках преподавания данного предмета рекомендуется организовывать выезды обучающихся по экскурсионным и многодневным туристским маршрутам по территории Республики Мордовия, разработанным Министерством культуры и туризма Республики Мордовия совместно с ГБУ "Туристско-информационный центр Республики Мордовия" (во внеурочной деятельности).
****Часы, формируемые участниками образовательных отношений, могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях; на организацию предпрофильной подготовки учащихся (9 класс).
Особенностью федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года на уровне среднего общего образования является изучение учебных предметов на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер ориентированный на решение разных комплексов задач.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Школа, исходя из своих возможностей и образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), самостоятельно формирует профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).
Министерство образования Республики Мордовия предлагает примерный вариант учебного плана для среднего общего образования для формирования учебного плана образовательной организации.
Примерный учебный план (недельно-годовой)
для общеобразовательных учреждений Республики Мордовия с русским языком обучения, реализующих отдельные образовательные программы среднего общего образования на базовом и профильном уровне
Образовательные области |
Учебные предметы |
Классы (группы)/Количество часов в неделю/год |
Формы Промежуточной аттестации |
||||
Наименование |
Уровень изучения |
X |
XI |
Всего |
|||
Инвариативная часть |
|
||||||
Филология |
Русский язык |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
|
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
||||
Литература |
базовый |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
|
||
профильный |
5/170 |
5/170 |
10/340 |
||||
Иностранный язык |
базовый |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
|
||
профильный |
6/204 |
6/204 |
12/408 |
||||
Математика |
Математика |
базовый |
4/136 |
4/136 |
8/272 |
|
|
профильный |
6/204 |
6/204 |
12/408 |
||||
Обществознание |
История |
базовый |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
|
|
профильный |
4/136 |
4/136 |
8/272 |
||||
Обществознание (включая экономику и право) |
базовый |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
|||
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
||||
Естествознание |
Биология |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
|
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
||||
Физика |
базовый |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
|||
профильный |
5/170 |
5/170 |
10/340 |
||||
Химия |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|||
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
||||
Физическая культура |
Физическая культура |
базовый |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
|
|
профильный |
4/136 |
4/136 |
8/272 |
||||
Основы безопасности жизнедеятельности |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|||
профильный |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
||||
Итого (обязательная часть -базовый уровень изучения предметов) |
базовый |
23/782 |
23/782 |
46/1564 |
|
||
Вариативная часть |
|
||||||
Обществознание |
География |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
|
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
||||
Экономика |
базовый |
0.5/17 |
0.5/17 |
1/34 |
|
||
профильный |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
||||
Право |
базовый |
0.5/17 |
0.5/17 |
1/34 |
|
||
профильный |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
||||
Математика |
Информатика и ИКТ |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
|
профильный |
4/136 |
4/136 |
8/272 |
||||
Искусство |
Искусство (МХК) |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
|
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
||||
Технология |
Технология |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
|
профильный |
4/136 |
4/136 |
8/272 |
||||
Элективные, факультативные курсы и другие виды деятельности |
|
||||||
Формы/Виды деятельности: |
Наименование модулей элективных, факультативных курсов, проектов, практик и др. |
|
|
|
|
||
Элективные курсы: "Образовательное земледелие", "Агрохимия в школе"* |
1 |
1 |
1 |
|
|||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
37/1258 |
37/1258 |
37/1258 |
|
*Во исполнение Программы действий Правительства Республики Мордовия на 2016 год по реализации Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, в целях подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства Министерством образования Республики Мордовия рекомендованы элективные курсы "Образовательное земледелие", "Агрохимия в школе", которые разработаны ГБУ ДПО "Мордовский республиканский институт образования" и утверждены на заседании экспертного совета при Министерстве образования Республики Мордовия 10.05.2016 г.
При наличии частичного образовательного запроса на программы профильного уровня изучения отдельных предметов для групп учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам или разрабатываются элективные курсы с углубленным изучением отдельных тем выбранного ими учебного предмета (вариативная часть учебного плана).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.