Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2017 год, распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развития конкуренции Кадошкинского муниципального района, администрация Кадошкинского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Инвестиционную стратегию Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы Кадошкинского муниципального района по строительству, промышленности, транспорту и связи Ю.Н. Булычева.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию в газете для официальных изданий "Вестник" и размещению на официальном сайте.
Глава Кадошкинского муниципального района |
А.В. Чаткин |
Инвестиционная стратегия
Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия до 2022 г.
(утв. постановлением администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 16 февраля 2017 г. N 132-П
Глава 1. Общие положения и область применения Инвестиционной стратегии Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года
1.1. Миссия, цель и задачи Инвестиционной стратегии Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Инвестиционная стратегия Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года (далее - Инвестиционная стратегия) представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов местного самоуправления Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия совместно с бизнес-сообществом по созданию благоприятного инвестиционного климата на его территории.
Настоящая стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы и механизмы реализации инвестиционной политики в Кадошкинского муниципальном районе. В ней формируются принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Инвестиционная стратегия Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия, Инвестиционной стратегией Республики Мордовия до 2020 года утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.06.2014 года N 275. Цели Инвестиционной стратегии и Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2022 года связаны между собой.
Координатором реализации инвестиционной стратегии является финансовое управление администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Реализация Инвестиционной стратегии будет происходить в два этапа:
1 этап - 2017 - 2019 годы;
2 этап - 2020 - 2022 годы.
Настоящая стратегия разработана с учетом предложений и требований:
1. Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03 мая 2012 года;
2. Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия по обеспечению благоприятного инвестиционного климата;
3. Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 01.10.2008 года N 94-З;
4. Закона Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия";
5. Муниципальной программы комплексного социально-экономического развития Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на 2015 - 2019 годы, утвержденной решением Совета депутатов Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 09.02.2015 года N 137;
6. Муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия на 2016 - 2018 годы", утвержденной постановлением Администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 02.12.2015 года N 489-П;
7. Постановления Правительства Республики Мордовия от 19.03.2012 года N 83 "О порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам".
Миссия администрации Кадошкинского муниципального района заключается в содействии развитию всех хозяйствующих субъектов на территории района, формировании дружественных отношений с бизнес-сообществом, создании условий, способствующих устойчивому социально-экономическому росту, обеспечении позиции Кадошкинского муниципального района как наиболее инвестиционно-привлекательного среди районов Республики Мордовия.
Главной стратегической целью Инвестиционной стратегии является обеспечение благоприятного инвестиционного климата на территории Кадошкинского муниципального района в интересах повышения качества жизни населения и социально-экономического благосостояния района. Для достижения главной стратегической цели Инвестиционной стратегии необходимо решить ряд задач.
Цели и задачи Инвестиционной стратегии
Цели второго уровня |
Задачи |
1. Минимизация административных барьеров при реализации инвестиционных проектов |
1.1. Сокращение предельного срока прохождения процедур по предоставлению инвесторам земельных участков. |
1.2. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства промышленного и непроизводственного назначения. | |
1.3. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для технологического присоединения к энергетической и коммунальной инфраструктуре, а также стоимости услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого и коммунального хозяйства. | |
1.4. Обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Кадошкинского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов. | |
2. Повышение доступности земельных ресурсов для осуществления инвестиционных проектов |
2.1. Подготовка полного комплекта градостроительной документации, необходимой для оперативного выделения земельных участков инвесторам |
2.2. Повышение доступности информации о пригодных для реализации инвестиционных проектов земельных участках, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности | |
3. Обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой, необходимой для осуществления инвестиционных проектов |
3.1. Создание инвестиционных площадок, с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения объектов инвесторов |
3.2. Создание инвестиционных площадок с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для строительства жилья | |
3.3. Создание инфраструктуры для размещения малого бизнеса на льготных условиях | |
3.4. Развитие финансовой инфраструктуры | |
4. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа |
4.1. Привлечение российских и иностранных инвесторов |
4.2. Обеспечение условий для создания на территории Республики Мордовия межотраслевого кластера, объединяющего проектирование и другие сопутствующие отрасли. | |
4.3. Создание инвестиционных площадок для высокоэффективных и конкурентоспособных новых производственных комплексов, отвечающих требованиям мирового рынка и соответствующих положениям экономической политики РФ | |
5. Совершенствование системы льгот и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности |
5.1. Разработка районных программ и активное участие в областных и федеральных целевых программах, способствующих развитию экономики территории |
5.2. Увеличение объема финансовых льгот инвесторам в виде снижения арендной платы за земельные участки | |
6. Развитие институциональной среды и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления |
6.1. Совершенствование работы Общественного совета Кадошкинского муниципального района для обеспечения благоприятных условий делового климата, привлечения и сопровождения инвестиционных проектов |
6.2. Внедрение на территории Кадошкинского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна" | |
6.3. Налаживание тесного взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональным институтом развития, направленным на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона | |
6.4. Внедрение ежегодного публичного отчета главы района о достижениях и планах по привлечению инвестиций, состоянии инвестиционного климата | |
7. Развитие промышленных и потребительских рынков, малого и среднего предпринимательства |
7.1. Повышение конкурентоспособности действующих предприятий |
7.2. Увеличение доли предприятий, использующих инновационные технологии производства продукции | |
7.3. Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения Кадошкинского муниципального района на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления | |
7.4. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства | |
8. Наличие достаточного количества подготовленных кадров для осуществления инвестиционных проектов |
8.1. Повышение квалификации и мотивации сотрудников органов местного самоуправления и органов исполнительной власти на местах, взаимодействующих с инвесторами |
8.2. Повышение квалификации работников по приоритетным специальностям | |
9. Создание коммуникационной платформы для успешного продвижения и реализации инвестиционных проектов |
9.1. Формирование системы оперативного реагирования органов местного самоуправления на запросы и потребности инвесторов |
9.2. Достижение положительного восприятия предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности на территории Кадошкинского муниципального района, включая улучшение инвестиционного климата | |
9.3. Широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов | |
9.4. Активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном и международном уровне |
1.2. Область применения Инвестиционной стратегии Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Настоящая стратегия должна повысить конкурентоспособность экономики района путем активизации инвестиционных процессов на его территории. Инвестиционная стратегия охватывает следующие ключевые направления инвестиционной политики территории:
1. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти на местах, органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом, в том числе за счет полного снятия разного рода административных барьеров, возникающих при реализации инвестиционных проектов.
2. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа, что позволит району диверсифицировать экономику, активизировать социально-экономические процессы и будет способствовать экономическому росту.
3. Развитие гибкой системы муниципальной поддержки инвестиционных проектов, соответствующих стратегическим направлениям инвестиционного развития Кадошкинского муниципального района и приоритетным направлениям развития административно-территориальных образований района.
4. Расширение инфраструктурных возможностей Кадошкинского муниципального района для реализации крупных инвестиционных проектов, а также проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
5. Поиск новых источников инвестирования, привлечение прямых долгосрочных инвестиционных вложений.
6. Формирование кадрового потенциала, соответствующего потребностям инвесторов.
7. Позиционирование Кадошкинского муниципального района как одного из лидеров среди муниципальных районов Республики Мордовия, формирование и продвижение его положительного инвестиционного имиджа.
1.3. Прогнозные сценарии реализации Инвестиционной стратегии Кадошкинского муниципального района.
Инвестиционная стратегия, являясь одним из инструментов реализации стратегии социально-экономического развития региона, предполагает рассмотрение основных приоритетов и стратегических ориентиров инвестиционной политики Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в рамках двух целевых сценариев:
1. стабилизационно-инерционный - основан на экстраполировании существующих тенденций развития экономики с максимальным вовлечением в хозяйственный оборот доступных ресурсов - природных ресурсов, в т.ч. биологических, земельных, производственного потенциала, трудовых ресурсов. Основным фактором, который будет определять потенциал роста экономики в этом сценарии, является рост ключевых рынков: сельскохозяйственной продукции. Реализация инерционного сценария способна сохранить положительные темпы развития на этапе выхода Кадошкинского муниципального района из социально-экономического кризиса (обеспечить восстановительный рост), однако в долгосрочной перспективе высокие показатели роста экономики вряд ли удастся сохранить вследствие исчерпания традиционных ресурсов, при этом не будут созданы достаточные условия для привлечения производств, заменяющих старые секторы. Этот сценарий не предполагает структурных реформ в экономике, поэтому не произойдет качественное изменение и диверсификация экономики, необходимые для достижения конкурентоспособности.
2. модернизационно-оптимистический - основан на ускоренном развитии промышленного и агропромышленного комплексов с применением современных технологий производства в условиях благоприятной мировой конъюнктуры, а также развитии социально-экономической системы Республики Мордовия в рамках инновационного сценария. Инновационный сценарий будет основан на проведении масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройке рынков, формировании новых отраслей региональной экономики, наращивании конкурентоспособности.
Глава 2. Характеристика инвестиционного климата Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Особенности формирования и реализации инвестиционной политики напрямую зависят от инвестиционного климата территории.
В соответствии с постановлением ЦИК РСФСР от 06 января 1935 года Кадошкинский район был образован в составе 24 сельских Советов: Гористовского, Александровского, Высокинского, Латышовского, Потижско-Острожского (сейчас Усыскино), Унуевско-Майданского, Старокорсаковско-Майданского, Пушкинского, Экономическо-Полянского, Большеполянского, Новлейского, Леплейского, Яндовищенского Инсарского района; Паевского, Новопшеневского, Сиалеевско-Майданского, Чекашево-Полянского, Старопшеневского Ковылкинского района; Куликовского, Парцынского Рузаевского района; Мордовско-Авгурского, Второожгинского, Шуварского и Нагаевского Страшойговского района.
В январе 1963 года административными решениями центральных органов он был упразднен. Входившие в него населенные пункты были распределены по тем же четырем районам, поселок Кадошкино был включен в Инсарский район.
Кадошкинский район был возрожден в начале 90-х годов в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.
В настоящее время Кадошкинский муниципальный район включает следующие административные единицы: рабочих поселков (административный центр) - 1, сельских поселений - 6, сельских населенных пунктов - 19 (таблица 1).
Таблица 1
Муниципальные образования
Наименование |
Населенные пункты, входящие в состав сельской администрации |
Преобладающая национальность |
Ближайшая ж.-д. станция и расстояние до нее, км |
Кадошкинское городское поселение |
село Гористовка |
русские |
Кадошкино, 11 |
поселок Ховань |
русские |
|
|
деревня Высокая |
русские |
|
|
поселок Винокуровский |
русские |
|
|
рабочий поселок Кадошкино |
русские |
|
|
Латышовское сельское поселение |
село Латышовка |
татары |
Кадошкино, 9 |
деревня Картлей |
русские |
Кадошкино, 17 |
|
село Потижская Слобода |
русские |
|
|
поселок Ушлейка |
русские |
|
|
Адашевское сельское поселение |
село Адашево |
мордва |
Кадошкино, 13 |
Глушковское сельское поселение |
село Глушково |
мордва |
Рзд. 558 км, 5 |
Большеполянское сельское поселение |
село Большая Поляна |
татары |
Кадошкино, 18 |
деревня Насакан Потьма |
татары |
|
|
Паевское сельское поселение |
село Паево |
мордва |
Рзд. 558 км, 5 |
Пушкинское сельское поселение |
село Пушкино |
русские |
Инсар, 6 |
поселок Приволье |
русские |
|
|
поселок Новая Жизнь |
русские |
|
|
село Нагаево |
русские |
|
|
поселок Инсар |
русские |
|
|
село Сиалеевский Майдан |
русские |
Рзд. 550 км, 2 |
Кадошкинский муниципальный район расположен в юго-восточной части Республики Мордовия, граничит с Инсарским, Ковылкинским, Старо-Шайговским, Рузаевским районами Республики Мордовия. Расстояние от районного центра до столицы республики г. Саранска - 77 км.
Территория района составляет 612,639 км 2.
На территории района протекает несколько рек, основными из которых являются Исса, Сивинь, Потиж.
Местность района лесостепная. Леса занимают 18,3 тыс. гектаров. Они в основном расположены в северной части. В лесах преобладают деревья лиственных пород - береза, дуб, осина, липа, клен, вяз, ясень, кустарники - орешник, калина, крушина, бересклет, малина, смородина. В низменных местах растут различные виды ивы. Сосна и ель культивируются за счет посадок.
Запасы полезных ископаемых района незначительны. На территориях села Паево и деревни Картлей есть незначительные запасы торфа, который в основном используется в качестве органического удобрения. В ряде мест имеется глина, пригодная для изготовления кирпича. На территории села Латышовка добывается строительный песок. На прииссинской возвышенности имеются залежи бутового камня и глины.
Наличие природных ресурсов
Эксплуатационные запасы подземных вод 46,5 тыс. м3/сут. Минерализация извлекаемых вод изменяется в пределах от 0,4 до 0,5 г/дм3. По химическому составу воды хлоридно-сульфатногидрокарбонатные. Отмечается повышенное содержание фтора - до 3,0 мг/дм3.
Земельные ресурсы - вид природных ресурсов комплексного характера, которые необходимы для многих отраслей человеческой деятельности. Общий земельный фонд Кадошкинского муниципального района составляет 61263,9 га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (35987 га); населенных пунктов (1238 га); промышленности и иного специального назначения (482 га); лесного фонда (18888 га). В структуре почвенного покрова Кадошкинского муниципального района доминируют серые лесные щебнистые почвы (57%), меньшую долю занимают черноземы (16%), пойменные (8%) и дерново-подзолистые (19%) почвы. Под лесами занято 30,8% площади района, под кустарниками - 4,8%.
Промышленный потенциал муниципального района
В экономике Кадошкинского района наряду с сельским хозяйством большое значение имеет промышленность, которая специализируется на выпуске электротехнической продукции. Крупнейшим предприятием муниципального образования является АО "Кадошкинский электротехнический завод", который выпускает конкурентоспособную светотехническую продукцию. За 2016 год им было отгружено товаров собственного производства на сумму 1528,1 млн. рублей, что на 37,5% больше, чем в 2015 году.
Основные показатели, характеризующие состояние промышленности Кадошкинского муниципального образования, представлены в таблице 2.
Промышленность Кадошкинского муниципального района также представлена АНО "Редакция газеты "Возрождение" и МП "Кадошкиноэлектротеплосеть".
АНО "Редакция газеты "Возрождение" является основным информационным печатным изданием района, ориентированным на объективный анализ процессов, происходящих в социально-экономической, политической и духовной жизни района и Республики Мордовия в целом. Основным видом деятельности является издание газеты. Тираж газеты - 1,2 тыс. экз.
Таблица 2
Основные показатели развития промышленности Кадошкинского муниципального образования
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам деятельности, относящимся к промышленному производству по крупным и средним предприятиям, млн. руб. |
906,4 |
1021,9 |
1147,4 |
1133,4 |
1552,2 |
добыча полезных ископаемых |
- |
- |
- |
- |
- |
обрабатывающие производства, млн. руб. |
885,9 |
1000,3 |
1126,5 |
1112,6 |
1529,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн. руб. |
20,5 |
21,6 |
20,9 |
20,8 |
22,8 |
Агропромышленный комплекс
Агроклиматические ресурсы района позволяют успешно развивать сельскохозяйственное производство, что служит хорошей основой для формирования и развития конкурентоспособного рынка продовольственных товаров.
Район является зоной земледелия со скотоводческо-зерновой специализацией сельского хозяйства (разведение крупного рогатого скота, производство зерновых и зернобобовых культур, выращивание кормовых и многолетних трав).
Производством продукции сельского хозяйства в Кадошкинском муниципальном районе занимаются 5 сельскохозяйственных организаций, 20 крестьянских (фермерских) хозяйств и 1376 личных подсобных хозяйств.
Площадь сельхозугодий составляет 31664 га, в том числе пашня - 25298 га, зерновые - 3935 га. Валовой сбор зерновых культур в 2016 году составил 7602 тонн (в 2015 году - 13006 тонн). Средняя урожайность в районе - 20,8 ц/га (в 2015 году - 11,9 ц/га). Урожайность картофеля в личных подсобных хозяйствах населения - 170 ц/га (в 2015 году - 193 ц/га), а урожайность овощей открытого грунта в личных подсобных хозяйствах - ц/га (в 2015 году - 107,3 ц/га).
В отрасли животноводства в районе наиболее развито мясное и молочное животноводство. Животноводство представлено такими хозяйствами: АО "Птицефабрика" Чамзинская" (отделение Кадошкино), ООО "ИссаСН". В 2016 года на сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах Кадошкинского муниципального района насчитывалось 1199 голов крупного рогатого скота, в том числе коров - 520 гол. Основные породы крупного рогатого скота молочного направления продуктивности - Красно - пестрая; мясного направления продуктивности - Лимузинская, Абердин-Ангусская.
Продуктивность скота:
за 2016 год средний удой молока от одной коровы составил 3632 кг, произведено молока - 15446 ц; среднесуточный привес живой массы КРС составил 361 гр.; получено: телят - 404 гол.
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции (выполненных работ и услуг) в 2016 году составила 500 млн. руб.
По целевым подпрограммам "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства", "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" и "Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия" на 2015 - 2017 годы Кадошкинским муниципальным районом освоено более 20 млн. руб. субсидий. Производимая сельхозпредприятиями Кадошкинского муниципального района продукция животноводства реализуется как на территории района, так и в других районах республики: мясо - на ООО "Юбилейное", ООО "БИФ"; молоко - на ООО "Сыровареный завод" Сармич", ОАО "Мечта" и др.
Крупнейшим предприятием муниципального образования в отрасли сельского хозяйства является АО "Мир цветов" - одно из самых современных в России агроформирований по выращиванию 15 сортов роз: Red Naomi, Ilios, Aqua, Avalanche, Talea, Sputnik, Dark Wow, Peach Avalanche, Hotshot, Lianne, Snowflake, Wow, White Naomi. ОАО "Мир цветов" создано в 2005 году, численность работников 100 человек. Площадь тепличного комплекса составляет 6 га. Основными потребителями выращиваемой предприятием продукции являются жители городов Москва, Нижний Новгород, Казань, Саратов, Самара, Тольятти, Ижевск, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тамбов, Саранск. Продукция предприятия пользуется устойчивым спросом у покупателей и считается голландскими и отечественными экспертами одной из лучших, среди выращиваемых в Российской Федерации. Объем реализованной продукции собственного производства у данного предприятия в 2016 году составил 11,3 млн. роз на сумму 446 млн. рублей.
Эффективность территориальной концентрации производства продукции сельского хозяйства предполагает оптимальное соотношение отраслей растениеводства и животноводства с учетом форм их организации в соответствии с природным и экономическим потенциалом территории. Наилучшим для Кадошкинского муниципального района будет сочетание отраслей растениеводства и животноводства, при котором максимальная территориальная концентрация каждой отдельной отрасли сельского хозяйства соответствует высокой эффективности производства продукции растениеводства и животноводства.
Транспортная инфраструктура
Кадошкинский район имеет развитую транспортную инфраструктуру. Через пгт Кадошкино проходит автомобильная дорога регионального значения г. Рузаевка - г. Ковылкино - р. п. Торбеево (протяженность по территории Кадошкинского муниципального района 30,5 км), которая соединяет не только муниципальные районы республики, но и обеспечивает связь районов с г. Саранск, Пензенской, Ульяновской, Рязанской, Московской областями.
По территории пгт Кадошкино проходит участок Горьковской железной дороги, поселок имеет железнодорожное сообщение с городами Москва, Саранск, Самара, Уфа, Челябинск.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и территориального значения, располагающихся в Кадошкинском муниципальном районе составляет более 122 км, из них 105,7 км (87%) имеют твердое покрытие. Доля населенных пунктов, обеспеченных сообщением по дорогам с твердым покрытием составляет около 70%.
Таблица 3
Протяженность автомобильных дорог по административному значению и типам покрытий
Административное значение дорог |
Протяженность дорог по типам покрытий на 01.01.2016 (км) |
||
Всего |
Асфальтобетон, цементобетон |
Грунт |
|
Межпоселенческие |
16,3 |
9,6 |
6,7 |
Автомобильные дороги поселений |
105,7 |
47,9 |
57,8 |
Итого автомобильных дорог общего пользования |
122,0 |
57,5 |
64,5 |
По техническим категориям сеть дорог общего пользования регионального и территориального значения характеризуется следующими показателями: II техническая категория - 5,1 км, III техническая категория - 24,3 км, IV техническая категория - 19,7 км, V и VI технические категории - 42,4 км, грунтовые дороги - 30,8 км. Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, составляет в районе 79,8%.
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и железнодорожного сообщения с административным центром, в общей численности населения составляет 2%.
Между населенными пунктами установлено автотранспортное сообщение, действует 2 службы такси. Кадошкинское автотранспортное предприятие для обслуживания населения имеет 3 автобуса.
Газифицированы все села района и все объекты производственного и социально-бытового назначения.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Важную роль в решении экономических и социальных задач Кадошкинского муниципального района играет малый и средний бизнес. По состоянию на 1 января 2016 года малое и среднее предпринимательство в районе представлено 172 субъектами (7 малых и 21 микропредприятие, 1 - среднее предприятие, 121 - индивидуальных предпринимателя и 22 КФХ.). Оборот розничной торговли субъектов малого предпринимательства составляет свыше 66% от оборота розничной торговли муниципального района. Увеличивается вклад малого бизнеса в торговое, бытовое, транспортное обслуживание населения, общественное питание, производство хлеба и хлебобулочных изделий и др.
Демографическая ситуация
По состоянию на 1 января 2016 года население Кадошкинского муниципального района составило 7084 чел., из них более 38,7% проживало в населенных пунктах с числом жителей от 50 до 1000 чел, 61,3% - в населенном пункте с числом жителей свыше 1000 чел. - пгт Кадошкино. Средняя плотность населения - 11,6 чел / км2. Население многонациональное: 43% - русские, 38% - мордва , 18% - татары, другие национальности - 1%. Сложная демографическая ситуация на территории района обусловлена низкой рождаемостью, не обеспечивающей естественный прирост населения, смертностью, превышающей уровень рождаемости, а также миграционным оттоком населения.
На 1 января 2016 года численность детей и подростков в возрасте до 15 лет составила 17,2% от общей численности населения (1216 чел.), число лиц трудоспособного возраста - 54,1% (3834 чел.), удельный вес лиц старше трудоспособного возраста - 28,7% (2034 чел.). Таким образом, практически треть населения от общей численности населения района приходится на долю лиц старше трудоспособного возраста. Старение населения (при превышении доли населения от 65 лет 7% - население считается старым) предполагает снижение экономической эффективности и увеличение демографической нагрузки на работающее население.
Таблица 4
Динамика показателей естественного воспроизводства населения
Наименование показателя |
2015 факт |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Общая численность постоянного населения, тыс. чел |
7,2 |
7,0 |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
Родившихся на 1000 чел. населения |
8,9 |
9 |
9,2 |
9,4 |
9,6 |
Умерших на 1000 чел. населения |
19,7 |
22,9 |
20 |
19,5 |
19,0 |
Младенческая смертность на 1000 чел. населения |
14,3 |
- |
- |
- |
- |
Естественный прирост на 1000 чел. населения |
-10,5 |
-14 |
-10,4 |
-9,8 |
-9,5 |
Миграционное движение населения Кадошкинского муниципального района за последние десять лет характеризуется отрицательным сальдо миграции. Близость более благополучных в экономическом отношении регионов России оказывает значительное влияние на механическую убыль населения, обусловливая трудовую маятниковую миграцию, характеризующуюся оттоком части трудоспособного населения за пределы района. В частности, число убывших в 2015 году в 1,5 раза превышало число прибывших.
Таблица 5
Общие итоги миграции населения
Для прибывших - куда прибыли или новое место жительства Для выбывших - откуда выбыли или последнее место жительства |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост (убыль) |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Кадошкинский муниципальный район |
176 |
182 |
168 |
292 |
276 |
196 |
-116 |
-94 |
-28 |
Потребительский потенциал населения района
Ситуация в социально-трудовой сфере стабильная. Структура занятости трудоспособного сельского населения характеризуется следующими данными:
обрабатывающие производства (540 чел. или 14,6%);
сельскохозяйственное производство (301 чел., или 8,1%);
организации бюджетной сферы (572 чел., или 15,4%);
организации несельскохозяйственной сферы (1430 чел., или 38,6%);
личное подсобное хозяйство (215 чел., или 5,8%);
работает за пределами территории Кадошкинскго муниципального района (650 чел., или 17,5%);
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по району на 1 января 2016 г. составляет 21443,4 руб. (в 2012 году - 13713,7 руб.). Среднесписочная численность работников в 2015 году составила 1481 чел. Уровень регистрируемой безработицы по Кадошкинскому муниципальному району за 2016 год составил 1,0% (в 2012 году - ,8%) от экономически активного населения.
2.2. Основные показатели инвестиционной деятельности
Инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала района, поскольку благодаря инвестиционным вложениям развивается производство и сфера услуг, активизируется строительство, расширяется ассортимент
продукции, работ, создаются новые рабочие места, обустраиваются территории, пополняются налоговые поступления в бюджеты различных уровней, которые в дальнейшем направляются на решение социальных проблем и т.д. В связи с этим, органами местного самоуправления должен проводиться регулярный мониторинг основных показателей инвестиционной деятельности на территории района, результаты которого являются основанием для разработки мероприятий по стимулированию инвестиционной активности, определения наиболее инвестиционно привлекательных отраслей.
Субъектами инвестиционной деятельности на территории Кадошкинского муниципального района являются юридические лица и индивидуальные предприниматели различных форм хозяйствования и видов собственности, органы местного самоуправления и исполнительной власти на местах, инвесторы, финансово-кредитные организации.
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб.
В последние годы динамика реальных объемов инвестиций в основной капитал в Кадошкинском муниципальном районе характеризуется отрицательной динамикой. В частности, в 2012 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 140,4 млн. рублей в 2015 году 40,8 млн. рублей.
Таблица 6
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей
Наименование муниципального района |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Кадошкинского муниципальный район |
40792 |
45335 |
35000 |
35000 |
40000 |
50000 |
50000 |
50000 |
В 2016 году реализованы проекты АО "Мир Цветов" - "Реконструкция первой очереди тепличного комплекса по выращиванию роз в поселке Кадошкино", общей стоимостью 230 млн. рублей (100 рабочих мест) и проект "Газогенерации" на сумму 150 млн. рублей.
На территории Кадошкинского муниципального района реализуются проекты субъектов малого и среднего предпринимательства не наблюдаемых прямыми статистическими методами, к которым относятся АО "Мир цветов".
В январе - декабре 2015 года 71,2% инвестиций в основной капитал финансировались за счет привлеченных средств, из них - 99,3% приходились на бюджетные средства.
Таблица 7
Инвестиции по источникам финансирования, тыс. руб.
Источники финансирования |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Собственные средства |
11725 |
7500 |
5000 |
5000 |
5000 |
15000 |
15000 |
15000 |
Привлеченные средства |
29067 |
37835 |
30000 |
30000 |
35000 |
35000 |
35000 |
35000 |
в том числе: кредиты банков |
|
|
|
|
|
|
|
|
заемные средства других организаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
бюджетные средства |
28867 |
37835 |
30000 |
30000 |
35000 |
35000 |
35000 |
35000 |
средства внебюджетных фондов |
|
|
|
|
|
|
|
|
прочие источники |
200 |
|
|
|
|
|
|
|
В 2015 году 68,7% всех привлеченных бюджетных инвестиций поступило из республиканского бюджета Республики Мордовия, 9,2% - из федерального бюджета и 22,1% - из местного бюджета.
Как правило, инвестиционные ресурсы направляются в те отрасли экономики, которые способны обеспечить наибольшую прибыль за счет выпуска конкурентной продукции, имеют сложившиеся рынки сбыта и меньшую степень риска хозяйственной деятельности.
2.3. SWOT-анализ инвестиционной среды Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия. Приоритетные направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности.
SWOT-анализ инвестиционной среды обобщает факторы, позитивно и негативно влияющие на инвестиционный климат территории, а также предполагаемые возможности и угрозы с ее стороны. На основании SWOT-анализа выстраивается Инвестиционная стратегия, учитывающая сильные стороны и возможности инвестиционной среды территории, а также компенсирующая недостатки и минимизирующая риск реализации угроз.
Матрица SWOT-анализа инвестиционного потенциала Кадошкинского муниципального района
Преимущества (S) |
Недостатки(W) |
1. Выгодное экономико-географическое положение, расстояние до г. Саранска - 70 км., железнодорожная станция Кадошкино. 2. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, жилищного строительства. 3. Наличие водных ресурсов, позволяющих развивать рыбоводство на базе КФХ. 4. Доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, имеющих твердое покрытие, составляет 87%. 5. Высокий уровень розничной торговли. Оборот розничной торговли по субъектам малого и среднего предпринимательства в 2015 г. составил 66% товарооборота в целом. 6. Средний уровень благоустройства жилищного фонда по обеспеченности электроэнергией составляет 100%, водопроводом - 51,3%, отоплением - 82,6%, сетевым газоснабжением - 97,1%. 7. Высокий уровень развития средств коммуникаций и информационных технологий в сфере управления. 8. Имеющееся лечебно-профилактическое учреждение, сформированная социокультурная инфраструктура района. 9. Наличие современных объектов спортивной инфраструктуры (физкультурно-оздоровительный комплекс, стадион с искусственным покрытием) 10. Благоприятная экологическая и этнокультурная ситуация и толерантность межнациональных отношений. |
1. Сложная демографическая ситуация (отрицательный коэффициент прироста населения). 2. Низкие цены реализации (по сравнению с затратами на производство) на сельхозпродукцию. 3. Технологическая отсталость промышленного и сельскохозяйственного производства, низкая оснащенность современным оборудованием предприятий. 4. Низкое качество дорожного покрытия, доля протяженности автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям (79,8%). 5. Плохое состояние окружающей среды (исчезновение редких видов зверей и птиц, загрязнение рек и прудов стоками с животноводческих ферм). 6. Низкая покупательная способность населения. 7. Высокий уровень износа (57%) инженерных коммуникаций района. 8. Кадровая проблема (дефицит кадров в сфере АПК и специалистов учреждений социальной сферы). 9. Недостаточное материально- техническое обеспечение учреждений культуры, образования, здравоохранения. 10. Слаборазвитая туристическая инфраструктура. 11. Ограниченность культурного выбора у жителей района. 12. Высокая дотационность муниципального бюджета и зависимость от финансовой помощи из республиканского и федерального бюджета. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса на территории района (внедрение на предприятиях инновационных технологий, передача передового опыта хозяйствам района; развитие фермерской аквакультуры, малых предприятий лесопереработки). 2. Кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств между собой, а также с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями. 5. Полный охват территории района транспортным и пассажирским сообщением. 6. Развитие спорта в районе. Проведение активной социальной политики для улучшения демографических показателей района. 7. Повышение качества и доступности дошкольного, общего и дополнительного образования. 8. Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования и культуры. 9. Развитие инфраструктуры экологического и культурно-познавательного туризма: создание условий для любительской рыбалки и охоты; строительство гостиниц, кафе, стоянок; формирование туров и различных экскурсионных программ, разработка туристских маршрутов. 10. Использование особенностей географического положения, транспортной инфраструктуры и ресурсов для привлечения на территорию потенциальных инвесторов |
1. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию (увеличение стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений и новой сельскохозяйственной техники). 2. Зависимость сельскохозяйственного сектора от климатических угроз. 3. Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, алкоголизм, наркомания. 4. Старение кадрового состава. 5. Слабый возврат выпускников вузов в район, отток молодого экономически активного населения за пределы района и республики (проблемы трудовой и сезонной миграции). 6. Возникновение аварийных ситуаций в системе жилищно-коммунального хозяйства по причине износа основных фондов. 7. Низкий удельный вес собственных доходных источников бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней, снижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими муниципальными районами Республики Мордовия за получение ресурсов развития. 8. Снижение объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах. |
2.4. Стратегические направления инвестиционного развития Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Реализация цели и задач Инвестиционной стратегии должна осуществляться в рамках проводимой инвестиционной политики. Под инвестиционной политикой территории понимается система мер, реализуемых органами местного самоуправления, обеспечивающая создание экономических и правовых условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности хозяйственного комплекса муниципального образования (территории).
Наибольший эффект от реализации инвестиционной политики в условиях ограниченных финансовых и административных ресурсов достигается при условии целенаправленного воздействия на так называемые "точки роста" территории. Комплексный анализ уровня социально-экономического развития Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия позволил выделить две группы приоритетных направлений инвестиционного развития: главная ( "точки роста" территории) и поддерживающая. В главную группу включены направления, которые должны стать катализаторами развития экономики муниципального образования.
Поддерживающая группа - направления, без которых реализация направлений главной группы не возможна.
Главная группа ("точки роста" территории) |
Поддерживающая группа |
1. Создание особой экономической зоны. 2. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов. 3. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции (Развитие агропромышленного комплекса). 4. Активизация жилищного строительства. 5. Развитие инфраструктурного комплекса. 6. Развитие индустрии туризма и отдыха. |
1. Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой. 2. Улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности. |
Важнейшим вектором инвестиционной политики района является повышение инвестиционной привлекательности территории. В целях привлечения потенциальных инвесторов и планомерного развития территории администрацией района совместно с администрациями поселений района разработаны и утверждены Схема территориального планирования района, Генеральные планы сельских поселений, которые выложены в открытый доступ на официальном сайте администрации. Администрацией Кадошкинского муниципального района также разработан инвестиционный паспорт района, определены перспективные инвестиционные проекты на период до 2022 года.
Перспективные стратегические инвестиционные проекты Кадошкинского муниципального района на 2017 - 2022 годы
Наименование инвестиционного проекта |
Стоимость, млн. руб. |
Инвестор |
Отрасль |
Место реализации |
Срок реализации |
Кол-во рабочих мест |
||||
Инвестиционные проекты на активной стадии реализации | ||||||||||
АО "Мир цветов"-"Строительство газогенерационной подстанции мощностью 6 МВт для электроснабжения тепличного комплекса |
100 |
АО "Мир цветов" |
Агропромышленный комплекс |
п. Кадошкино |
2017 год |
- |
||||
Перспективные инвестиционные проекты (планируемые) | ||||||||||
Строительство тепличного комплекса по выращиванию цветов |
600 |
АО Тепличный комплекс "Мир цветов" |
Агропромышленный комплекс |
п. Кадошкино |
2017 год |
60 |
||||
Строительство семенного завода |
160 |
Обособленное подразделение Акционерного общества "Птицефабрика Чамзинская" |
Агропромышленный комплекс |
п. Кадошкино |
2017 год |
30 |
||||
Передача в концессию системы водоснабжения, теплоснабжения, системы очистных сооружений и канализационных сетей пгт Кадошкино |
30,0 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
п. Кадошкино |
2017 год |
5 |
||||
Реконструкция парка в пгт Кадошкино |
15 |
Фонд развития моногородов |
Благоустройство |
п. Кадошкино |
2017 год |
20 |
||||
Строительство семейной фермы на 100 гол. |
15 |
КФХ Киселев В.А. |
Агропромышленный комплекс |
с. Адашево |
2018 год |
6 |
||||
Строительство семейной фермы на 500 голов (овцеводство) |
15 |
КФХ Долотказин А.Р. |
Агропромышленный комплекс |
с. Большая Поляна |
2018 год |
3 |
||||
Модернизация уличного освещения в пгт Кадошкино с установкой отдельного пульта управления освещением и использованием светодиодных ламп (производства местного электротехнического завода) |
4,5 |
АО "КЭТЗ" |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
п. Кадошкино |
2018 год |
|
||||
Модернизация очистных сооружений и канализационных сетей в п. Кадошкино |
35 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
п. Кадошкино |
2018 год |
|
||||
Строительство 1-й площадки для выращивания индюшек на 20000 голов |
700 |
АО "Птицефабрика "Чамзинская" (отделение Кадошкино |
Агропромышленный комплекс |
с. Нагаево |
2020 год |
40 |
||||
Строительство городского рынка на базе производственной площадки "Здание бывшей сельхозтехники" |
25 |
|
Торговля |
п. Кадошкино |
2022 год |
25 |
Развитие инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений инвестиционного развития Кадошкинского муниципального района, поскольку рост научно-технического потенциала района позволяет развивать производство высокотехнологичной, ресурсосберегающей и конкурентоспособной продукции. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов.
Промышленный комплекс обеспечивает наибольший вклад в совокупный выпуск продукции муниципального образования. Высокий уровень налоговой отдачи, заработной платы работников предприятий, обеспеченность ресурсами - основа выбора промышленного производства в качестве приоритетного направления развития.
Главными задачами развития промышленного комплекса района являются:
определение площадок под расширение существующих промышленных предприятий и создание новых производств;
создание условий для инновационного развития промышленного комплекса;
технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых российских и зарубежных технологий;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства.
производство и переработка сельскохозяйственной продукции (развитие агропромышленного комплекса (далее АПК).
Кадошкинский муниципальный район обладает существенным потенциалом для увеличения производства сельскохозяйственных культур и их переработки, развития молочного и мясного животноводства.
Главными задачами развития молочного и мясного животноводства являются:
повышение инвестиционной привлекательности комплекса;
техническое перевооружение сельскохозяйственной отрасли, ускоренное внедрение малозатратных ресурсосберегающих технологий;
развитие потребительской и производственной кооперации;
создание вертикально интегрированных структур, включающих наряду с производством сельскохозяйственной продукции предприятия по ее хранению, глубокой переработке и выпуску конкурентоспособной продукции;
устранение диспропорций между объемами производства и объемами переработки сельскохозяйственной продукции из-за недостатка перерабатывающих мощностей, с одной стороны, и технической отсталости перерабатывающей отрасли в целом, с другой;
создание современной инфраструктуры оптовой торговли продукцией АПК;
расширение и улучшение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции.
Активизация жилищного строительства
Одним из важнейших направлений инвестиционного развития является жилищное строительство. В настоящее время приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов доступно лишь ограниченному кругу семей, поэтому основная цель органов местного самоуправления - повышение доступности жилья.
Главными задачами развития жилищного строительства являются:
переселение граждан и ликвидация ветхого и аварийного жилья на территории муниципального образования;
улучшение жилищных условий сельского населения Кадошкинского муниципального района, в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов;
предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения или строительства индивидуального жилого дома, дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка;
обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, транспортной и социальной инфраструктурной;
формирование рынков эффективных земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
активизация развития малоэтажного жилищного строительства.
Развитие массового жилищного строительства обусловит развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
Главными задача развития строительного комплекса являются:
повышение материально-технического обеспечения предприятий строительного комплекса современной импортной и отечественной строительной техникой и материалами;
приоритетное привлечение строительных организаций района к реализации инвестиционных проектов на его территории особенно получивших государственную и муниципальную поддержку;
обеспечение предприятий строительного комплекса высококвалифицированными кадрами.
Развитие инфраструктурного комплекса.
Создание объектов инфраструктуры важнейшее направление государственной и муниципальной инвестиционной политики. От уровня развития инфраструктурного комплекса во многом зависит инвестиционная привлекательность территории. Связано это прежде всего с тем, что затраты на создание инфраструктурных объектов слишком высоки для частного бизнеса, кроме того, подобного рода капитальные вложения полностью привязаны к территории, поэтому в случае неудачи не могут быть обналичены. Развитие практики муниципально-частного партнерства позволит оптимизировать затраты муниципального района и хозяйствующих субъектов на строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры.
Основными направлениями инвестиционного развития инфраструктурного комплекса Кадошкинского муниципального района должны стать:
модернизация жилищно-коммунального хозяйства, строительство новых объектов инженерной инфраструктуры;
создание конкурентоспособной транспортной инфраструктуры для обеспечения реализации транзитного потенциала района.
Развитие индустрии туризма и отдыха
На территории Кадошкинского района зарегистрировано 26 памятников: 9 - истории, 1 - градостроительства и архитектуры, 6 - искусства, 1 - археологии. О древности культурного ландшафта свидетельствуют поселения эпохи бронзы у сел Сиалеевский Майдан и Паево, городище у д. Экономические Полянки, курган у с. Адашево.
Туристский потенциал Кадошкинского муниципального района характеризуется преобладанием объектов: культурно-познавательного туризма, экскурсионного, экологического туризма.
Кадошкинский муниципальный район обладает туристским потенциалом
(транзитное положение района, высокие темпы развития спорта, наличие объектов экологического туризма, а также архитектурных, исторических, археологических памятников).
Немалую привлекательность составляют и возможности для охоты и рыбалки.
Главными задачами развития сферы туризма являются:
развитие инфраструктуры гостеприимства (гостиниц, предприятий общественного питания, досуговых зон и т.д.);
расширение туристических маршрутов, проходящих через территорию Кадошкинского муниципального района;
продвижение туристических услуг через Интернет-ресурсы.
Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой
Результатом реализация Инвестиционной стратегии станет рост благосостояния жителей района. В связи с этим, к социальной инфраструктуре будут предъявляться повышенные требования. Улучшение социальной инфраструктуры точно так же как и коммунальной не возможно только за счет бюджетных средств, поэтому для реализации инвестиционных проектов в социальной сфере необходимо использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Главными задачами развития являются:
достижение обеспеченности населения района учреждениями социальной инфраструктуры в соответствии с градостроительными нормативами;
повышение качества и доступности медицинской помощи, рациональное использование ресурсного потенциала отрасли;
повышение квалификации педагогов, обновление методов, форм и технологий образования с целью роста его качества;
модернизация материально-технической базы всех образовательных учреждений района, включающая обновление учебного, лабораторного оборудования, спортивного инвентаря;
повышение уровня физической подготовки населения за счет создания возможностей для занятий физической культурой и спортом;
создание условий для развития народного самодеятельного творчества, сохранения национальной культуры и налаживания межнациональных культурных связей.
улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности.
В структуре экономики района ведущую роль играет промышленность, поэтому вопрос эффективного управления охраной окружающей среды очень актуален. В целях обеспечения комфортной среды обитания населения Кадошкинского муниципальный район ориентирован на реализацию инвестиционных проектов направленных на:
экологизацию промышленного производства и улучшение качества окружающей среды (использование экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и др.);
прекращение несанкционированного размещения отходов, создание современной инфраструктуры обращения с твердыми бытовыми отходами путем строительства специальных полигонов и участков по их переработке;
рациональное использование природных ресурсов, сохранение природных ландшафтов;
сохранение объектов животного мира, водных биологических ресурсов, уменьшение вреда, причиняемого объектам животного мира и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Глава 3. Анализ форм государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия
3.1. Система государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия. Обзор инвестиционного законодательства.
Комплекс мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе полностью распространяется на субъекты инвестиционной деятельности Кадошкинского муниципального района. Законодательная база Республики Мордовия в сфере инвестиционной политики акцентирована на сопровождении инвестиционных проектов. Ключевым документом, определяющим политику и программы по ее реализации, является Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия" (далее - закон от 20.02.2006 года N 6-З).
Законом от 20.02.2006 года N 6-З регулируется присвоение статуса инвестиционному проекту, предоставление бюджетных инвестиций, субсидий из бюджета Республики Мордовия, государственных гарантий Республики Мордовия и исполнения кредитных обязательств субъекта инвестиционной деятельности посредством передачи в залог имущества из состава залогового фонда. В Законе от 20.02.2006 года. N 6-З введено понятие "территории комплексного развития" и определены механизмы поддержки для проектов, наделенных соответствующим статусом. "Статусные" инвестиционные проекты могут претендовать на налоговые льготы и быть обеспечены транспортной и (или) инженерной инфраструктурой.
Процедура проведения экспертизы заявок на оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме присвоения статуса инвестиционным проектам на территории Республики Мордовия регламентирована постановлением Правительства Республики Мордовия от 11.04.2008 года N 139 "О некоторых вопросах реализации Закона Республики Мордовия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия". Определен перечень документов и требования к предъявляемым заявкам на участие в процедуре отбора.
Финансовая поддержка инвесторов определена Законом Республики Мордовия от 25 ноября 2004 года N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций ". Основные положения Закона от 25 ноября 2004 года N 77-З регулируют установление ставок налогов, налоговых льгот и оснований для их использования отдельным категориям налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.
Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года N 5-З "О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года N 54-З "О налоге на имущество организаций".
Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 года N 64-3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года N 106-З "О залоговом фонде Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 26 мая 2009 года N 41-З "О государственной поддержке сельского хозяйства Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 4 февраля 2009 года N 5-З "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения".
Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 года N 155-УГ "Об утверждении Инвестиционной декларации".
Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 года N 156-УГ "О Совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 16 июня 2014 года N 275 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Мордовия до 2020 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 года N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 гг.", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2011 года N 78 "О Межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия"
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 года N 88 "О некоторых вопросах реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы" (вместе с Правилами предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, направляющим полученные кредиты на финансирование проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы, входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года" и Порядком оценки инвестиционных проектов).
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 года N 89 "Об утверждении Правил предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение машин и оборудования, используемых для реализации инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 года N 40 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление ГУП Республики Мордовия "Дирекция по реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия" поручительств и (или) займов юридическим лицам с целью финансирования проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 апреля 2008 года N 137 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2006 года N 510 "Об утверждении Порядка ведения Перечня приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2007 года N 181 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам предоставления государственного имущества в залог".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 февраля 2011 года N 60 "Об утверждении Порядка формирования и учета залогового фонда Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 года N 59 "Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2016 года N 608 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия" Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016 - 2019 годы" государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 года N 515 "О Порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 сентября 2006 года N 397 "Об утверждении Положения о порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений Государственного учреждения "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия" в аренду и оказания услуг субъектам малого предпринимательства Республики Мордовия".
Положение о порядке предоставления автономной некоммерческой организацией "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего бизнеса перед банками, лизинговыми, страховыми и иными организациями (утверждено Председателем Совета Попечителей АНО "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" М.С. Сезгановым 7 ноября 2007 года).
В Республике Мордовия функционируют институты инновационной инфраструктуры:
Закрытый паевой инвестиционный фонд "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере";
Автономное учреждение "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия";
Государственное казенное учреждение "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия";
Автономное учреждение "Технопарк Мордовии";
Закрытый паевой инвестиционный фонд "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере" смешанных инвестиций "Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия";
инжиниринго-консалтинговый центр с представительством во всех районах республики;
Автономное учреждение "Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия" (в перспективе планируется создание районных подразделений Центра) и др.
Фонд поддержки предпринимательства;
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия;
АНО "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия".
3.2. Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
На территории Кадошкинского муниципального района оказывается муниципальная поддержка при реализации инвестиционных проектов.
Всем инвесторам, предлагающим реализацию инвестиционных проектов, отвечающим направлениям развития муниципального образования, предлагается сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и нефинансовые меры поддержки:
1) поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы власти Республики Мордовия об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта;
2) распространение позитивной информации об инвесторе;
3) размещение информации о реализуемом проекте на официальном сайте администрации района;
4) содействие в организационном, административном и юридическом решении проблемных вопросов инвестора, которые возникают в процессе реализации инвестиционного проекта по следующим направлениям:
подбор инвестиционных площадок Кадошкинского муниципального района;
оформление и предоставление земельного участка для реализации инвестиционного проекта;
получение разрешений на строительство новых инвестиционных объектов недвижимости или их реконструкцию, ввод инвестиционных объектов в эксплуатацию, получение технической документации на вновь введенный в эксплуатацию объект (по окончании строительства и/или реконструкции объекта);
согласование документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
подбор трудового персонала из числа населения Кадошкинского муниципального района;
технологическое присоединение к инженерным сетям (газ, водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение);
подбор трудового персонала из числа населения Кадошкинского муниципального района.
5) оказание необходимой консультационной, методической помощи, информационной поддержки;
6) прочие нефинансовые меры.
Инвестиционным проектам, отвечающим требованиям, установленным законодательством РФ, Республики Мордовия и нормативными правовыми актами Кадошкинского муниципального района, предлагаются финансовые меры поддержки. Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в отраслях сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, предлагаются следующие виды поддержки:
гранты начинающим фермерам;
гранты на развитие семейных животноводческих ферм;
субсидии из бюджетов Российской Федерации и Республики Мордовия.
Глава 4. Реализация Инвестиционной стратегии Кадошкинского района Республики Мордовия до 2022 года
4.1. Мероприятия по формированию конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата
На основе комплексной оценки инвестиционного климата территории, учитывая значимость факторов, определяющих ее инвестиционную привлекательность и сдерживающих инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, а также динамику основных показателей инвестиционной деятельности, можно заключить, что в настоящее время хозяйственный комплекс Кадошкинского муниципального района привлекателен для инвесторов, созданы условия, способствующие притоку инвестиций в район. Однако с учетом обостряющейся конкуренции за инвестиционные ресурсы внутри региона и в национальной экономике в целом достижение целей и задач Инвестиционной стратегии Кадошкинского муниципального района возможно только при условии постоянной целенаправленной работы по формированию конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата. Формирование благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного климата предполагает решение поставленных задач в рамках приоритетных направлений инвестиционного развития территории района, а также реализацию комплекса мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности.
Достижение стратегических целей инвестиционной политики Кадошкинского муниципального района будет осуществляться за счет реализации как мероприятий действующих республиканских и районных целевых программ, так и комплекса дополнительных мероприятий, направленных на привлечение новых инвестиций в Кадошкинского муниципальный район и повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Комплексный механизм поддержки инвестиционной деятельности на территории Кадошкинского муниципального района будет предусматривать следующие мероприятия:
1. Снижение административных барьеров и сокращение управленческих рисков при реализации инвестиционных проектов:
организация эффективной работы Инвестиционного совета по вопросам улучшения административной среды, анализа случаев создания необоснованных барьеров для инвесторов, выработке рекомендаций по организации взаимодействия органов исполнительной власти Кадошкинского муниципального района и лиц, участвующих в инвестиционных процессах, рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая несостоявшиеся и неуспешные, проведение анализа причин успехов и неудач с целью дальнейшей разработки мероприятий по снижению негативных последствий рисков и их нейтрализации;
внедрение на территории Кадошкинского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна", тесное взаимодействие с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональный институт развития, направленный на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона.
обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Кадошкинского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов.
2. Предоставление мер муниципальной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
3. Активный поиск возможностей для финансирования инвестиционных проектов за счет привлеченных средств:
поиск стратегических партнеров, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов на внутрироссийском рынке и за рубежом, их ознакомление с особенностями хозяйственного комплекса района;
включение инвестиционных проектов Кадошкинского муниципального района в отечественные и зарубежные электронные базы данных;
размещение и издание любой информации о приоритетных направлениях инвестиционного развития, возможных инвестиционных проектах, свободных инвестиционных площадках Кадошкинского муниципального района должно быть как минимум на двух языках русском и английском;
постоянный рост профессионализма и мотивации специалистов органов власти, взаимодействующих с инвесторами.
4. Формирование земельных участков с готовой дорожной и инженерной инфраструктурой с целью сокращения сроков и затрат инвестора на этапе предоставления земельных участков для строительства и выдачи разрешений на строительство:
формирование и регулярное обновление базы данных свободных земельных участков для размещения инвестиционных проектов;
содействие созданию индустриальных парков;
ежегодная актуализация плана создания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в Кадошкинского муниципальном районе.
5. Разработка районных целевых программ, направленных на решение ключевых социально-экономических проблем, а также активизация работы по получению государственной поддержки хозяйствующими субъектами Кадошкинского муниципального района, финансовых ресурсов на создание и реконструкцию объектов инженерной и социальной инфраструктуры за счет областных и федеральных целевых программ.
6. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия:
широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов;
активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном уровне путем взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональный институт развития, направленный на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона и другими структурами, заинтересованными в привлечении и финансировании инвестиций;
проведение встреч, круглых столов с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, ознакомление их с имеющимися инвестиционными площадками;
организация эффективного взаимодействия с отраслевыми союзами и ассоциациями для целенаправленного информирования потенциальных инвесторов;
размещение и актуализация информации об инвестиционных проектах муниципального района на интернет-сайтах муниципального района, Инвестиционном портале Республики Мордовия;
участие муниципального района в крупных выставочных мероприятиях, экономических форумах для создания благоприятного имиджа территории.
4.2. Ожидаемые результаты реализации Инвестиционной стратегии к 2020 году.
Основными ожидаемыми результатами реализации настоящей стратегии станут:
увеличение объемов и темпов роста инвестиций в основной капитал;
расширение источников финансирования инвестиций, в том числе привлечение иностранных инвестиций;
рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг;
положительная динамика индекса промышленного производства;
заметный рост доли инновационной продукции;
диверсификация обрабатывающих производств, увеличение ассортимента производимой продукции;
рост доли малого и среднего бизнеса в основных экономических показателях деятельности района (инвестиции, занятость);
увеличение доли высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест на территории района;
рост ввода в действие жилых домов и показателя обеспеченности населения жилищной площадью;
улучшение демографической ситуации.
Заключение
Настоящая Инвестиционная стратегия определяет цели и задачи инвестиционной политики Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, а также целостную систему мероприятий по ее реализации, структурированную по целям и задачам и сбалансированную по срокам и ресурсам.
Реализация Инвестиционной стратегии позволит поднять уровень благосостояния населения, выровнять уровень инвестирования в приоритетные направления экономики, а также повысить степень интенсивности использования инновационных технологий в отрасли экономики - сельском хозяйстве, а также продукции и услугах, производимых этой отраслью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 16 февраля 2017 г. N 132-П "Об утверждении Инвестиционной стратегии Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия до 2022 г."
Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания
Текст постановления опубликован в газете "Вестник Кадошкинского муниципального района" от 21 февраля 2017 г. N 274