Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика инвестиционного климата Инсарского муниципального района Республики Мордовия
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности Инсарского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Особенности формирования и реализации инвестиционной политики напрямую зависят от инвестиционного климата территории.
Инсарский муниципальный район образован 16 июля 1928 году Административный центр - г. Инсар. Район находится в средней части Мордовии и является самым южным районом, площадь - 968,7 км2, что составляет 3,8% от общей площади Республики Мордовия. Климат умеренно-континентальный. Большая часть района расположена в лесостепных ландшафтах. Природно-климатические условия благоприятны для проживания.
Расстояние от районного центра до столицы республики г. Саранска - 77 км. Численность населения района на 01.01.2016 г. составляет 12,844 тыс. человек (64,9% - городское население, 35,1% - сельское население). В структуре национального состава населения на русских приходится 61,6%, на мордву - 35,6%, татар - 1,9%.
В составе Инсарского муниципального района насчитывается 34 населенных пункта, объединенных в 15 сельских поселений и 1 городское поселение Инсар.
Удаленность большинства населенных пунктов Инсарского муниципального района от ближайшей железнодорожной станции Кадошкино привела к преимущественному развитию автобусного сообщения. Предприятие ООО "Инсар-Автоплюс" обеспечивает постоянную связь жителей с городами Саранск, Рузаевка, Ковылкино, Краснослободск, а также с селами Инсарского, Кадошкинского и Ельниковского районов, организована круглосуточная служба такси.
Наличие природных ресурсов
Инсарский муниципальный район обеспечивается питьевой водой из подземных источников. Обеспеченность питьевой водой населения района составляет 52%. На территории района протекают реки Исса, Потиж, Зуевка, Вязера, Инсарка. В качестве дополнительного источника для водоснабжения могут рассматриваться водные ресурсы р. Исса. Площадь ее водосбора до створа г. Инсар составляет 1249 км. Норма годового стока 4,41 м/с, его объем - 139,2 млн. м3 в год.
Качество воды в районе удовлетворительное. Микробиологический состав воды соответствует ГОСТ 2874-82 и СанПиН 2.14.1074-01. Минерализация вод изменяется в пределах от 0,4 до 0,5 г/дм3. По химическому составу вода хлоридно-гидрокарбонатная, хлоридно-сульфатная, кальциево-натриевая, натриево-магниевая. Высокое содержание фтора (1,0/3,0 мг/дм3) определяет необходимость разработки и осуществления мероприятий по водоподготовке.
Водоснабжение населенных пунктов осуществляется как централизованными системами, так и из шахтных колодцев и водоразборных колонок. Хозяйственно-питьевое водоснабжение сельского населения осуществляется централизованными системами за счет артезианских скважин и хозяйственно-питьевых водопроводов.
Существующие централизованные системы водоснабжения обеспечены основными напорно-регулирующими сооружениями - водонапорными башнями.
Земельные ресурсы - вид природных ресурсов комплексного характера, которые необходимы для многих отраслей человеческой деятельности.
Среди полезных ископаемых можно выделить месторождения кирпично-черепичного сырья (глина, суглинки), песка и песчано-гравийной смеси. На территории городского поселения г. Инсар расположено месторождение глины, запасы составляют 645 тыс. м3. Добыча песчано-гравийных смесей ведется на территории Кочетовского сельского поселения.
Промышленный потенциал муниципального района
Промышленность Инсарского муниципального района представлена следующими предприятиями - АО "Неон", МУП "Энергосервис", АНО "Редакция газеты "Инсарский вестник", МУП "Инсарлес", ООО "Сыроваренный завод "Сармич", ООО "Ксенон", ООО "Ткацкая фабрика "Лента" им. 8 Марта" на которых работает 858 человек с объемом отгруженной продукции в 2015 году 2594312 тыс. рублей.
Для достижения экономической стабильности в районе, повышения уровня и качества жизни его населения необходимо ускорить преобразования в реальном секторе экономики. Это предполагает наращивание выпуска и расширение ассортимента продукции за счет поддержки и развития конкурентоспособных производств.
АНО "Редакция газеты "Инсарский вестник" является основным информационным печатным изданием района, ориентированным на объективный анализ процессов, происходящих в социально-экономической, политической и духовной жизни района и Республики Мордовия в целом. Основным видом деятельности является издание газеты.
Строительный комплекс района представлен филиалом ДРСУ - филиал ФГУП "Мордовавтодор" и ООО "Альянс".
Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство - одна из главных отраслей материального производства Инсарского муниципального района, за последние 5 лет оно значительно изменилось в лучшую сторону. В настоящее время его представляют (на 01.01.2016 г.) 9 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 12 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Сельское хозяйство в Инсарском муниципальном районе представлено крупными сельхозпредприятиями ООО "Верхисское", ООО "Нива", ТНВ "Колесниковы и Ко", ООО "Пикаев". Данные сельхозпредприятия занимаются производством продукции растениеводства и животноводства. За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в Инсарском муниципальном районе проделана значительная работа по развитию агропромышленного производства. В ООО "Верхисское", ООО "Пикаев", ООО "Нива" были построены молочные комплексы, закуплен импортный скот.
Площадь сельхозугодий составляет 60449 га, в том числе пашня - 37455 га, посевная площадь - 29610 га. В общей площади сельхозугодий на долю черноземов приходится 19,6% , лесных почв - ,9%, дерново-подзолистых - 1,5%.
В производстве продукции растениеводства преобладает пшеница яровая и озимая, ячмень, кукуруза на зерно, кормовые культуры. Валовой сбор зерна в 2015 году составил 50972 тонн, что составило 113,6% по сравнению с 2014 годом. Урожайность по итогам 2015 года составила 31,2 ц/га. Благодаря сохранению посевных площадей к уровню прошлого года, страхованию посевов от неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретению элитных семян зерновых и зернобобовых культур, ежегодно сельхозпредприятия Инсарского муниципального района получают субсидию на оказание несвязанной поддержки на 1 га посевной площади, также возмещается часть затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и субсидия на поддержку элитного семеноводства.
Поголовье скота в сельхозорганизациях по состоянию на 01.01.2016 г. составило: КРС - 8028 голов, в том числе коров - 2850 гол. Поголовье скота увеличилось по сравнению с прошлым 2014 годом - 101,7%, а поголовье коров увеличилось на 4,1%.
Объем производства молока из года в год наращивает свои объемы. По итогам 2015 года объем производства составил 16668,8 т. (темп роста к 2014 году - 108,8%). Произведено молока в расчете на 1 жителя по району - 745,4 кг (при среднереспубликанском уровне 217,8 кг, 4 место среди районов). Сохранение уровня производства молока к уровню прошлого года позволяет сельхозпредприятиям ежегодно получать субсидии на 1 кг реализованного молока.
Надой на 1 корову в 2015 году - 6009 кг, среднесуточный привес КРС - 677 г.
Мясной баланс района формирует говядина, производство мяса в 2015 году составило 481,1 тонна (темп роста к 2014 году - 182,9%).
Объем закупок молока в 2015 году составил 18453,6 т (темп роста к 2014 г. - 116,5%), за счет сбалансированного кормления высокопродуктивного скота в сельхозпредприятиях ИП Пикаев, ООО "Верхисское".
Объем закупок мяса в 2015 году составил 720,3 тонн (темп роста к 2014 г. - 126,1%.
Инсарским муниципальным районом освоено более 33769 тыс. руб. субсидий.
Транспортная инфраструктура
В Инсарском муниципальном районе все населенные пункты связаны между собой автомобильными дорогами общего пользования регионального значения, общая протяженность которых составляет 135,1 км.
К дорогам общего пользования местного значения относятся муниципальные дороги и объекты дорожной инфраструктуры, расположенные в границах населенных пунктов, находящиеся в муниципальной собственности поселений. Сеть муниципальных автомобильных дорог местного значения в настоящее время не в полной мере соответствует социально-экономическим потребностям района.
Транспортно-пассажирскими перевозками на территории района занимается ООО "Инсар-АвтоПлюс". Практически все населенные пункты охвачены автобусными маршрутами, а также с селами Инсарского, Кадошкинского и Ельниковского районов, организована круглосуточная служба такси. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром района в общей численности населения в 2015 г. составила 0,18%.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Малое предпринимательство играет важную роль в экономике района, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности и создавая условия для дальнейшего развития экономики района. По видам экономической деятельности малый бизнес охватывает многие отрасли, он наиболее распространен в торговле.
По состоянию на 1 января 2016 года малое и среднее предпринимательство в районе представлено 239 субъектами (3 - средние предприятия, 172 - индивидуальные предприниматели и 16 КФХ.). Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2015 году составила - 16,5, что на 0,1% меньше к уровню прошлого года.
Важным показателем, отражающим роль малого и среднего предпринимательства в экономике Инсарского муниципального района, является величина налогового вклада. Ежегодно растет объем налоговых поступлений в местный бюджет от деятельности малого бизнеса. Доля налоговых поступлений в муниципальном бюджете составила в 2015 году 13,8%. Оборот малого бизнеса в 2015 году увеличился и составил - 703,9 млн. рублей, что составляет 117,1% к 2014 г. (600,7 млн. рублей). Наиболее предпочтительной для малого и среднего бизнеса Инсарского муниципального района остается сфера розничной торговли.
Малый и средний бизнес принимает участие в привлечении и освоении кредитных ресурсов по нацпроекту в сфере АПК. На территории Инсарского муниципального района есть все предпосылки для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства (наличие трудовых ресурсов, объемы платных услуг, платежеспособность населения, наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства). В настоящее время в Инсарском муниципальном районе реализовывается "Районная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Инсарском муниципальном районе на 2015 - 2019 годы". Реализация мероприятий позволит увеличить вклад малого и среднего бизнеса в сферу производства товаров и социально значимых услуг; повысить качество и конкурентоспособность товарной продукции, создаст условия для развития сети торгового и бытового обслуживания населения района.
Демографическая ситуация
По состоянию на 1 января 2016 года население Инсарского муниципального района составило 12844 тыс. чел.
Население многонациональное: 35,6% - мордва, 61,6% - русские, 1,9% - татары. Сложная демографическая ситуация на территории района обусловлена низкой рождаемостью, не обеспечивающей естественный прирост населения, смертностью, превышающей уровень рождаемости, а также миграционным оттоком населения.
Родилось в районе за 2015 год 94 ребенка, коэффициент рождаемости составил 7,6%. Смертность по итогам 2015 года немного сократилась и составила 222 человек, что меньше соответствующего периода на 17 человек.
На 1 января 2016 года численность детей и подростков в возрасте до 15 лет составила 15,7% от общей численности населения (12844 тыс. чел.), число лиц трудоспособного возраста - 53,6% (6886 тыс. чел.), удельный вес лиц старше трудоспособного возраста - 29,6% (3814 тыс. чел.). Таким образом, треть от общей численности населения района приходится на долю лиц старше трудоспособного возраста.
Динамика показателей естественного воспроизводства населения
Наименование показателя |
2015 факт |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Общая численность постоянного населения, тыс. чел. |
12844 |
12488 |
12100 |
11808 |
11600 |
Родившихся на 1000 чел. населения |
7,6 |
9,0 |
9,8 |
10,3 |
11,9 |
Умерших на 1000 чел. населения |
17,5 |
19,3 |
17,7 |
17,4 |
12,6 |
Естественный прирост на 1000 чел. населения |
- 9,9 |
-10,3 |
-7,9 |
-7,1 |
-0,7 |
Миграционное движение населения Инсарского муниципального района за последние десять лет характеризуется отрицательным сальдо миграции. Близость более благополучных в экономическом отношении регионов России оказывает значительное влияние на механическую убыль населения, обусловливая трудовую маятниковую миграцию, характеризующуюся оттоком части трудоспособного населения за пределы района.
Общие итоги миграции населения
Для прибывших - куда прибыли или новое место жительства Для выбывших - откуда выбыли или последнее место жительства |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост (убыль) |
|||
2015 |
2016 (11 месяцев) |
2015 |
2016 (11 месяцев) |
2015 |
2016 |
|
Инсарский муниципальный район |
367 |
164 |
460 |
361 |
-93 |
-197 |
Потребительский потенциал населения района
Ситуация в социально-трудовой сфере стабильная. Структура занятости трудоспособного населения характеризуется следующими данными:
Численность занятых в экономике - всего 3274 чел. в том числе
сельскохозяйственное производство 544 чел.;
обрабатывающие производства 93 чел.;
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 77 чел.;
строительство 47 чел.;
образование 631 чел.;
здравоохранение и предоставление социальных услуг 327 чел.;
на частных предприятиях 351 чел.;
в крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая наемных работников) 139 чел.
На протяжении 2015 года наблюдался постепенный рост среднемесячной заработной платы по району. Средняя заработная плата по району за 12 месяцев 2015 года составила 15296,5 руб., что на 8,1% выше уровня прошлого года (в 2014 г. - 14154 руб.).
Численность регистрируемых безработных на 1 января 2016 года - 111 человек.
2.2. Основные показатели инвестиционной деятельности
Инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала района, поскольку благодаря инвестиционным вложениям развивается производство и сфера услуг, активизируется строительство, расширяется ассортимент продукции, работ, создаются новые рабочие места, обустраиваются территории, пополняются налоговые поступления в бюджеты различных уровней, которые в дальнейшем направляются на решение социальных проблем и т. д. В связи с этим, органами местного самоуправления должен проводиться регулярный мониторинг основных показателей инвестиционной деятельности на территории района, результаты которого являются основанием для разработки мероприятий по стимулированию инвестиционной активности, определения наиболее инвестиционно привлекательных отраслей.
Субъектами инвестиционной деятельности на территории Инсарского муниципального района являются юридические лица и индивидуальные предприниматели различных форм хозяйствования и видов собственности, органы местного самоуправления и исполнительной власти на местах, инвесторы, финансово-кредитные организации.
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб.
Инвестиционный климат Инсарского муниципального района характеризуется как благоприятный. Это обусловлено, в первую очередь, активным развитием сельскохозяйственных предприятий и предприятий переработки.
В последние годы отмечены значительные вложения инвестиций в основной капитал в Инсарском муниципальном районе. В частности, в 2012 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 164,0 млн. руб. (табл. 6), в 2013 году объем инвестиций по Инсарскому муниципальному району составил 1221,5 млн. руб., в 2014 году - 66,0 млн. руб., в 2015 г. - 116,2 млн. руб.
Перечень инвестиционных проектов муниципальной программы комплексного социально-экономического развития Инсарского муниципального района на 2015 - 2019 г. включает 12 проектов реального сектора экономики. В том числе:
1. Строительство завода по производству сухой сыворотки в городе Инсар, 5400 т/сут.;
2. Участие в программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Мордовия". Строительство семейных ферм на базе КФХ;
3. Участие в программе "Поддержка начинающих фермеров";
4. Водоснабжение населенных пунктов;
5. Строительство инженерных сетей (водопровод, газопровод, электроснабжение) по ул. Демократическая в городе Инсар, протяженность - 0,400 км;
6. Строительство дорог в населенных пунктах: Русская Паевка, Челмодеевский Майдан, Мордовская Паевка, Верхняя Лухма, Лухменский Майдан;
7. Ремонт Инсарской АС, 318,5 кв. м. 215 пасс./сут.;
8. Строительство полигона твердых бытовых отходов в городе Инсар, 20000 тонн в год;
9. Строительство детского сада в г. Инсар с бассейном на 90 мест;
10. Строительство школы олимпийского резерва по легкой атлетике, 1800 кв. м.;
11. Строительства плавательного бассейна в городе Инсар, 1868 кв. м, 45 чел/см.;
12. Комплексное строительство спортивной площадки;
13. Строительство КДЦ в селе Морд-Паевка.
Реализация мероприятий муниципальной программы в период 2015 - 2019 годы даст прямой социальный эффект за счет создания 137 новых рабочих мест.
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей
Наименование муниципального района |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Инсарский муниципальный район |
116256 |
38102 |
64860 |
64900 |
65000 65000 |
66000 |
67000 |
68000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В январе - декабре 2015 года 55% инвестиций в основной капитал финансировались за счет привлеченных средств, из них - 79,3% приходились на бюджетные средства. В 2016 году доля привлеченных средств составляла 100%, из них бюджетных средств - 41,2%.
Инвестиции по источникам финансирования, тыс. руб.
Источники финансирования |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Собственные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Привлеченные средства |
116256 |
53822 |
80860 |
81900 |
83000 |
85000 |
87000 |
89000 |
в том числе: кредиты банков |
64831 |
38102 |
64860 |
64900 |
65000 |
66000 |
67000 |
68000 |
заемные средства других организаций |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
бюджетные средства |
51425 |
15720 |
16000 |
17000 |
18000 |
19000 |
20000 |
21000 |
средства внебюджетных фондов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
прочие источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о заинтересованности инвесторов в модернизации производства и выпуске конкурентоспособной продукции, что в перспективе должно привести к ускоренному развитию экономики района.
Как правило, инвестиционные ресурсы направляются в те отрасли экономики, которые способны обеспечить наибольшую прибыль за счет выпуска конкурентной продукции, имеют сложившиеся рынки сбыта и меньшую степень риска хозяйственной деятельности.
2.3. SWОТ-анализ инвестиционной среды Инсарского муниципального района Республики Мордовия. Приоритетные направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности
SWОТ-анализ инвестиционной среды обобщает факторы, позитивно и негативно влияющие на инвестиционный климат территории, а также предполагаемые возможности и угрозы с ее стороны. На основании SWОТ-анализа выстраивается Инвестиционная стратегия, учитывающая сильные стороны и возможности инвестиционной среды территории, а также компенсирующая недостатки и минимизирующая риск реализации угроз.
Матрица SWOT-анализа инвестиционного потенциала Инсарского муниципального района*
Преимущества (S) |
Недостатки(W) |
1. Наличие месторождения кирпично-черепичного сырья (глина, суглинки), песка и песчано-гравийной смеси. 2. Район имеет развитую транспортную инфраструктуру. 3. Наличие дорог с твердым покрытием регионального и местного значения. 4. Наличие генерального плана и правил землепользования и застройки. 5. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства, жилищного строительства. 6. Ввод новых производственных мощностей, реконструкция и техническое перевооружение промышленных предприятий. 7.Стабильная работа и высокая рентабельность градообразующего предприятия - ООО СЗ "Сармич". 8. Высокий уровень развития средств коммуникаций и информационных технологий в сфере управления (сотовая связь, Интернет и т. п.). 9. Наличие всех основных звеньев системы образования в районе. 10. Сформированная социокультурная инфраструктура района. 11. Благоприятные природные ресурсы для развития туризма. |
1. Слабая обеспеченность поверхностными водами. 2. Неудовлетворительное состояние жилищного фонда. 3. Изношенные коммунальные сети, требующие срочной замены; угроза дефицита мощностей системы канализации. 4. Необходимость капитального ремонта дорог республиканского и местного значения. 5. Изношенность подвижного состава автотранспортных парков на 70%. 6. Недостаточное финансирование выпадающих доходов проезда льготных категорий граждан в пригородном сообщении. 7. Высокое расслоение по уровню доходов работающих по отраслям экономики. Более высокий рост оплаты труда в промышленности по сравнению с бюджетной сферой. 8. Численность населения района снижается. 9. Снижение цен на зерновые, низкие цены реализации (по сравнению с затратами на производство) на молоко и говядину. 10. Недостаточно развитая материально-техническая база учреждений культуры, образования, здравоохранения. 11. Недостаточный уровень развития малого предпринимательства |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Активное развитие крупного сельскохозяйственного бизнеса и промышленного производства на территории района: - внедрение на предприятиях новых технологий, передача передового опыта хозяйствам района; - поддержка более тесных партнерских отношений с другими муниципальными районами, предприятиями; - нахождение дополнительных рынков сбыта (проведение маркетинговых исследований). 3. Развитие малого и среднего бизнеса на территории района. 4. Совершенствование дорожной, энергетической, водной и другой инфраструктуры района. 5. Наращивание туристского потенциала района. 6. Проведение активной социальной политики для поддержки демографических показателей района. 7. Улучшение качества профильного школьного образования путем включения дополнительных курсов по современным направлениям технологий и менеджмента. 8. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования и культуры. |
1. Моноструктурность экономики - доля градообразующих предприятий в объеме отгрузки составляет 62,6% 2. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию (увеличение стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений и новой сельскохозяйственной техники). 3. Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, алкоголизм, наркомания. 4. Снижение квалификации, старение и выбывание квалифицированного кадрового состава. Нехватка квалифицированной рабочей силы в районе. 5. Наличие незанятого экономически активного населения в трудоспособном возрасте. 6. Слабый возврат выпускников вузов в район, отток молодого экономически активного населения за пределы района, особенно выпускников школ. 7. Недостаточная бюджетная обеспеченность района. 8. Повышение аварийности в жилищно-коммунальной сфере района. 9. Снижение объемов продукции в личных подсобных хозяйствах. |
2.4. Стратегические направления инвестиционного развития Инсарского муниципального района Республики Мордовия
Реализация цели и задач Инвестиционной стратегии должна осуществляться в рамках проводимой инвестиционной политики. Под инвестиционной политикой территории понимается система мер, реализуемых органами местного самоуправления, обеспечивающая создание экономических и правовых условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности хозяйственного комплекса муниципального образования (территории).
Наибольший эффект от реализации инвестиционной политики в условиях ограниченных финансовых и административных ресурсов достигается при условии целенаправленного воздействия на так называемые "точки роста" территории. Комплексный анализ уровня социально-экономического развития Инсарского муниципального района Республики Мордовия позволил выделить две группы приоритетных направлений инвестиционного развития: главная ("точки роста" территории) и поддерживающая. В главную группу включены направления, которые должны стать катализаторами развития экономики муниципального образования.
Поддерживающая группа - направления, без которых реализация направлений главной группы не возможна.
Главная группа ("точки роста" территории) |
Поддерживающая группа |
1. Создание особой экономической зоны. 2. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов. 3. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции (Развитие агропромышленного комплекса). 4. Активизация жилищного строительства. 5. Развитие строительного комплекса и производства современных строительных материалов. 6. Развитие инфраструктурного комплекса. 7. Развитие индустрии туризма и отдыха. |
1. Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой. 2. Улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности. |
Важнейшим вектором инвестиционной политики района является повышение инвестиционной привлекательности территории. В целях привлечения потенциальных инвесторов и планомерного развития территории администрацией района совместно с администрациями поселений района разработаны и утверждены Схема территориального планирования района, Генеральные планы сельских поселений, которые выложены в открытый доступ на официальном сайте администрации. Администрацией Инсарского муниципального района также разработан инвестиционный паспорт района, определены перспективные инвестиционные проекты на период до 2022 года.
Перспективные стратегические инвестиционные проекты Инсарского муниципального района на 2017 - 2022 годы
Наименование инвестиционного проекта |
Стоимость, млн. руб |
Инвестор |
Отрасль |
Место реализации |
Срок реализации |
Кол-во рабочих мест |
Инвестиционные проекты на активной стадии реализации | ||||||
Строительство и ввод в эксплуатацию молочного комплекса на 1000 голов дойных коров |
350 |
ООО "Сиал-пятинское |
Агропромышленный комплекс |
с. Сиал-Пятина |
2017 г. |
24 |
Реконструкция и модернизация цеха по производству колбасных изделий (приобретение куттера и другого технологического оборудования, замена полового покрытия, ремонт коптильных камер. |
5,0 |
Инсарское райпо |
Розничная торговля |
г. Инсар |
2017 г. |
0 |
Организация производства автомобильных электрожгутов |
3,3 |
ОА "Неон" |
Промышленность |
г. Инсар |
2017 г. |
5 |
Перспективные инвестиционные проекты (планируемые) | ||||||
Реконструкция цехов, обновление основных средств |
37,9 |
ООО СЗ "Сармич" |
Промышленность |
г. Инсар |
2018 |
0 |
Строительство магазина в селе Лух-Майдан |
2,5 |
Инсарское райпо |
Розничная торговля |
с. Лух-Майдан |
2018 |
4 |
Развитие инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений инвестиционного развития Инсарского муниципального района, поскольку рост научно-технического потенциала района позволяет развивать производство высокотехнологичной, ресурсосберегающей и конкурентоспособной продукции. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов.
Промышленный комплекс обеспечивает наибольший вклад в совокупный выпуск продукции муниципального образования. Высокий уровень налоговой отдачи, заработной платы работников предприятий, обеспеченность ресурсами - основа выбора промышленного производства в качестве приоритетного направления развития.
Главными задачами развития промышленного комплекса района являются:
определение площадок под расширение существующих промышленных предприятий и создание новых производств;
создание условий для инновационного развития промышленного комплекса;
технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых российских и зарубежных технологий;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства.
производство и переработка сельскохозяйственной продукции (развитие агропромышленного комплекса (далее - АПК).
Инсарский муниципальный район обладает существенным потенциалом для увеличения производства сельскохозяйственных культур и их переработки, развития молочного и мясного животноводства.
Главными задачами развития молочного и мясного животноводства являются:
повышение инвестиционной привлекательности комплекса;
техническое перевооружение сельскохозяйственной отрасли, ускоренное внедрение малозатратных ресурсосберегающих технологий;
развитие потребительской и производственной кооперации;
создание вертикально интегрированных структур, включающих наряду с производством сельскохозяйственной продукции предприятия по ее хранению, глубокой переработке и выпуску конкурентоспособной продукции;
устранение диспропорций между объемами производства и объемами переработки сельскохозяйственной продукции из-за недостатка перерабатывающих мощностей, с одной стороны, и технической отсталости перерабатывающей отрасли в целом, с другой;
создание современной инфраструктуры оптовой торговли продукцией АПК;
расширение и улучшение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции.
Активизация жилищного строительства.
Одним из важнейших направлений инвестиционного развития является жилищное строительство. В настоящее время приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов доступно лишь ограниченному кругу семей, поэтому основная цель органов местного самоуправления - повышение доступности жилья.
Главными задачами развития жилищного строительства являются:
переселение граждан и ликвидация ветхого и аварийного жилья на территории муниципального образования;
улучшение жилищных условий сельского населения Инсарского муниципального района, в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов;
предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения или строительства индивидуального жилого дома, дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка;
обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, транспортной и социальной инфраструктурной;
формирование рынков эффективных земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
активизация развития малоэтажного жилищного строительства.
Развитие строительного комплекса и производства современных строительных материалов. Развитие массового жилищного строительства обусловит развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
Главными задача развития строительного комплекса являются:
повышение материально-технического обеспечения предприятий строительного комплекса современной импортной и отечественной строительной техникой и материалами;
приоритетное привлечение строительных организаций района к реализации инвестиционных проектов на его территории особенно получивших государственную и муниципальную поддержку;
обеспечение предприятий строительного комплекса высококвалифицированными кадрами.
Развитие инфраструктурного комплекса.
Создание объектов инфраструктуры важнейшее направление государственной и муниципальной инвестиционной политики. От уровня развития инфраструктурного комплекса во многом зависит инвестиционная привлекательность территории. Связано это прежде всего с тем, что затраты на создание инфраструктурных объектов слишком высоки для частного бизнеса, кроме того, подобного рода капитальные вложения полностью привязаны к территории, поэтому в случае неудачи не могут быть обналичены. Развитие практики государственно-частного партнерства позволит оптимизировать затраты государства и хозяйствующих субъектов на строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры.
Основными направлениями инвестиционного развития инфраструктурного комплекса Инсарского муниципального района должны стать:
модернизация жилищно-коммунального хозяйства, строительство новых объектов инженерной инфраструктуры;
создание конкурентоспособной транспортной инфраструктуры для обеспечения реализации транзитного потенциала района.
Развитие индустрии туризма и отдыха.
Рекреационно-туристский потенциал района и составляющие его туристские ресурсы могут позволить развивать на территории района некоторые виды туризма. Это обусловлено наличием следующих факторов: благоприятные природно-климатические условия; значительное количество мест религиозного паломничества и памятников историко-культурного наследия; музей; крупные промышленные предприятия (ОАО "Неон", ООО СЗ "Сармич"), определяющие перспективы развития делового туризма; хорошо развитая дорожно-транспортная сеть. Анализ структуры туристских ресурсов района позволяет говорить о необходимости преимущественного развития таких его направлений, как экскурсионный, религиозный и этнографический туризм.
Приоритетные направления развития туризма Инсарского муниципального района:
1. познавательный туризм. Основой являются туристы и экскурсанты, посещающие район в познавательных целях. Большим туристическим потенциалом в области экскурсионного показа обладает г. Инсар. В городе сохранились остатки вала засечной черты XVII в.; архитектурный ансамбль Инсарского женского монастыря (1910 г.); здания гимназии (начало XIX в.), полиции и казначейства (начало XIX в.), бывшей татарской лавки (начало XIX в.). Значительный интерес может представлять экспозиция Инсарского историко-краеведческого музея.
2. деловой туризм. Основой являются туристы, посещающие район в профессионально-деловых целях: для проведения совещаний, семинаров, конференций, форумов; гостиницы и иные средства размещения, объекты познавательного назначения.
3. религиозный и паломнический туризм. На территории Инсарского муниципального района находится Свято-Ольгинский монастырь, Богоявленская церковь (1770 г.) в с. Языкова Пятина, Рождественская церковь (1823 г.) в г. Инсаре. Кроме того, район знаменит своими святыми источниками.
4. оздоровительный туризм. На данный момент представлен лишь одним объектом - детским оздоровительным лагерем, расположенном в одном из самых живописных мест Инсарского муниципального района.
5. этнографический туризм. Потенциал для развития данного вида туризма имеется в с. Кочетовка. Многие годы село знаменито уникальным фольклорным коллективом "Мокшаваня".
Реализация мероприятий по развитию материально-технической базы объектов рекреации и туризма, расположенных на территории района, окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей местной экономики, что будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в районе.
Только ориентированный на долгосрочную перспективу программно-целевой и системный подходы к решению проблем развития комплекса туризма, деловых, общественных и культурных связей создаст возможность обеспечить туристско-рекреационными услугами жителей Республики Мордовия и других регионов нашей страны, а также привлечь на территорию района дополнительные потоки паломников и туристов.
Главными задачами развития сферы туризма являются:
развитие инфраструктуры гостеприимства (гостиниц, предприятий общественного питания, досуговых зон и т. д.);
продвижение туристических услуг через Интернет-ресурсы;
разработка туристских маршрутов с учетом историко-культурных и религиозных особенностей района;
создание баз данных инвестиционных проектов в области туризма и банка данных потенциальных инвесторов.
Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой.
Результатом реализация Инвестиционной стратегии станет рост благосостояния жителей района. В связи с этим, к социальной инфраструктуре будут предъявляться повышенные требования. Улучшение социальной инфраструктуры точно так же как и коммунальной не возможно только за счет бюджетных средств, поэтому для реализации инвестиционных проектов в социальной сфере необходимо использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Главными задачами развития являются:
достижение обеспеченности населения района учреждениями социальной инфраструктуры в соответствии с градостроительными нормативами;
повышение качества и доступности медицинской помощи, рациональное использование ресурсного потенциала отрасли;
повышение квалификации педагогов, обновление методов, форм и технологий образования с целью роста его качества;
модернизация материально-технической базы всех образовательных учреждений района, включающая обновление учебного, лабораторного оборудования, спортивного инвентаря;
повышение уровня физической подготовки населения за счет создания возможностей для занятий физической культурой и спортом;
создание условий для развития народного самодеятельного творчества, сохранения национальной культуры и налаживания межнациональных культурных связей.
улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности.
В структуре экономики района ведущую роль играет сельское хозяйство, поэтому вопрос эффективного управления охраной окружающей среды очень актуален. В целях обеспечения комфортной среды обитания населения Инсарского муниципального района ориентирован на реализацию инвестиционных проектов направленных на:
экологизацию промышленного производства и улучшение качества окружающей среды (использование экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и др.);
прекращение несанкционированного размещения отходов, создание современной инфраструктуры обращения с твердыми бытовыми отходами путем строительства специальных полигонов и участков по их переработке;
рациональное использование природных ресурсов, сохранение природных ландшафтов;
сохранение объектов животного мира, водных биологических ресурсов, уменьшение вреда, причиняемого объектам животного мира и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.