Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2017 год, распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развития конкуренции Теньгушевского муниципального района, Администрация Теньгушевского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Инвестиционную стратегию Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Теньгушевского муниципального района Куткину Ольгу Владимировну.
3. Опубликовать настоящее постановление в информационном бюллетене Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия и разместить на официальном сайте Администрации Теньгушевского муниципального района.
Глава Теньгушевского муниципального района |
А.П. Кузьмин |
Инвестиционная стратегия
Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия до 2022 г.
(утв. постановлением администрации Теньгушевского муниципального района от 31 января 2017 г. N 63)
Глава 1. Общие положения и область применения Инвестиционной стратегии Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года
1.1. Миссия, цель и задачи Инвестиционной стратегии Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционная стратегия Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года (далее - Инвестиционная стратегия) представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов местного самоуправления Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия совместно с бизнес-сообществом по созданию благоприятного инвестиционного климата на его территории.
Настоящая стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы и механизмы реализации инвестиционной политики в Теньгушевском муниципальном районе. В ней формируются принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Инвестиционная стратегия Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.06.2014 года N 275. Цели Инвестиционной стратегии и Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2022 года связаны между собой.
Координатором реализации инвестиционной стратегии является финансовое управление администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Реализация Инвестиционной стратегии будет происходить в два этапа:
1 этап - 2017 - 2019 годы;
2 этап - 2020 - 2022 годы.
Настоящая стратегия разработана с учетом предложений и требований:
1. Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03 мая 2012 года;
2. Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия по обеспечению благоприятного инвестиционного климата;
3. Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 01.10.2008 года N 94-З;
7. Закона Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия";
8. Муниципальной программы комплексного социально-экономического развития Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия на 2015 - 2019 годы, утвержденной постановлением администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия от 13.11.2014 года N 759;
9. Муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия на 2017 - 2019 годы, утвержденной постановлением Администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия от 2 сентября 2016 года N 606;
10. Постановления Правительства Республики Мордовия от 19.03.2012 года N 83 "О порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам". Миссия администрации Теньгушевского муниципального района заключается в содействии развитию всех хозяйствующих субъектов на территории района, формировании дружественных отношений с бизнес-сообществом, создании условий, способствующих устойчивому социально-экономическому росту, обеспечении позиции Теньгушевского муниципального района как наиболее инвестиционно-привлекательного среди районов Республики Мордовия.
Главной стратегической целью Инвестиционной стратегии является обеспечение благоприятного инвестиционного климата на территории Теньгушевского муниципального района в интересах повышения качества жизни населения и социально-экономического благосостояния района. Для достижения главной стратегической цели Инвестиционной стратегии необходимо решить ряд задач.
Цели и задачи Инвестиционной стратегии
Цели второго уровня |
Задачи |
1. Минимизация административных барьеров при реализации инвестиционных проектов |
1.1. Сокращение предельного срока прохождения процедур по предоставлению инвесторам земельных участков. |
1.2. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства промышленного и непроизводственного назначения. | |
1.3. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для технологического присоединения к энергетической и коммунальной инфраструктуре, а также стоимости услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого и коммунального хозяйства. | |
1.4. Обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Теньгушевского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов. | |
2. Повышение доступности земельных ресурсов для осуществления инвестиционных проектов |
2.1. Подготовка полного комплекта градостроительной документации, необходимой для оперативного выделения земельных участков инвесторам |
2.2. Повышение доступности информации о пригодных для реализации инвестиционных проектов земельных участках, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности | |
3. Обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой, необходимой для осуществления инвестиционных проектов |
3.1. Создание инвестиционных площадок, с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения объектов инвесторов |
3.2. Создание инвестиционных площадок с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для строительства жилья | |
3.3. Создание инфраструктуры для размещения малого бизнеса на льготных условиях | |
3.4. Развитие финансовой инфраструктуры | |
4. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа |
4.1. Привлечение российских и иностранных инвесторов |
4.2. Обеспечение условий для создания на территории Республики Мордовия межотраслевого кластера, объединяющего проектирование и другие сопутствующие отрасли. | |
4.3. Создание инвестиционных площадок для высокоэффективных и конкурентоспособных новых производственных комплексов, отвечающих требованиям мирового рынка и соответствующих положениям экономической политики РФ | |
5. Совершенствование системы льгот и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности |
5.1. Разработка районных программ и активное участие в областных и федеральных целевых программах, способствующих развитию экономики территории |
5.2. Увеличение объема финансовых льгот инвесторам в виде снижения арендной платы за земельные участки | |
6. Развитие институциональной среды и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления |
6.1. Совершенствование работы Общественного совета Теньгушевского муниципального района для обеспечения благоприятных условий делового климата, привлечения и сопровождения инвестиционных проектов |
6.2. Внедрение на территории Теньгушевского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна" | |
6.3. Налаживание тесного взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональным институтом развития, направленным на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона | |
6.4. Внедрение ежегодного публичного отчета главы района о достижениях и планах по привлечению инвестиций, состоянии инвестиционного климата | |
7. Развитие промышленных и потребительских рынков, малого и среднего предпринимательства |
7.1. Повышение конкурентоспособности действующих предприятий |
7.2. Увеличение доли предприятий, использующих инновационные технологии производства продукции | |
7.3. Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения Теньгушевского муниципального района на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления | |
7.4. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства | |
8. Наличие достаточного количества подготовленных кадров для осуществления инвестиционных проектов |
8.1. Повышение квалификации и мотивации сотрудников органов местного самоуправления и органов исполнительной власти на местах, взаимодействующих с инвесторами |
8.2. Повышение квалификации работников по приоритетным специальностям | |
9. Создание коммуникационной платформы для успешного продвижения и реализации инвестиционных проектов |
9.1. Формирование системы оперативного реагирования органов местного самоуправления на запросы и потребности инвесторов |
9.2. Достижение положительного восприятия предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности на территории Теньгушевского муниципального района, включая улучшение инвестиционного климата | |
9.3. Широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов | |
9.4. Активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном и международном уровне |
1.2. Область применения Инвестиционной стратегии Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Настоящая стратегия должна повысить конкурентоспособность экономики района путем активизации инвестиционных процессов на его территории. Инвестиционная стратегия охватывает следующие ключевые направления инвестиционной политики территории:
1. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти на местах, органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом, в том числе за счет полного снятия разного рода административных барьеров, возникающих при реализации инвестиционных проектов;
2. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа, что позволит району диверсифицировать экономику, активизировать социально-экономические процессы и будет способствовать экономическому росту.
3. Развитие гибкой системы муниципальной поддержки инвестиционных проектов, соответствующих стратегическим направлениям инвестиционного развития Теньгушевского муниципального района и приоритетным направлениям развития административно-территориальных образований района.
4. Расширение инфраструктурных возможностей Теньгушевского муниципального района для реализации крупных инвестиционных проектов, а также проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
5. Поиск новых источников инвестирования, привлечение прямых долгосрочных инвестиционных вложений.
6. Формирование кадрового потенциала, соответствующего потребностям инвесторов.
7. Позиционирование Теньгушевского муниципального района как одного из лидеров среди сельских муниципальных районов Республики Мордовия, формирование и продвижение его положительного инвестиционного имиджа.
1.3. Прогнозные сценарии реализации Инвестиционной стратегии Теньгушевского муниципального района
Инвестиционная стратегия, являясь одним из инструментов реализации стратегии социально-экономического развития региона, предполагает рассмотрение основных приоритетов и стратегических ориентиров инвестиционной политики Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия в рамках двух целевых сценариев:
1. стабилизационно-инерционный - основан на экстраполировании существующих тенденций развития экономики с максимальным вовлечением в хозяйственный оборот доступных ресурсов - природных ресурсов, в т. ч. биологических, земельных, производственного потенциала, трудовых ресурсов. Основным фактором, который будет определять потенциал роста экономики в этом сценарии, является рост ключевых рынков: сельскохозяйственной продукции, рыбной продукции. Реализация инерционного сценария способна сохранить положительные темпы развития на этапе выхода Теньгушевского муниципального района из социально-экономического кризиса (обеспечить восстановительный рост), однако в долгосрочной перспективе высокие показатели роста экономики вряд ли удастся сохранить вследствие исчерпания традиционных ресурсов, при этом не будут созданы достаточные условия для привлечения производств, заменяющих старые секторы. Этот сценарий не предполагает структурных реформ в экономике, поэтому не произойдет качественное изменение и диверсификация экономики, необходимые для достижения конкурентоспособности.
2. модернизационно-оптимистический - основан на ускоренном развитии промышленного и агропромышленного комплексов с применением современных технологий производства в условиях благоприятной мировой конъюнктуры, а также развитии социально-экономической системы Республики Мордовия в рамках инновационного сценария. Инновационный сценарий будет основан на проведении масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройке рынков, формировании новых отраслей региональной экономики, наращивании конкурентоспособности.
Глава 2. Характеристика инвестиционного климата Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Особенности формирования и реализации инвестиционной политики напрямую зависят от инвестиционного климата территории.
Теньгушевский муниципальный район образован 16 июля 1928 года Административный центр - с. Теньгушево. Район расположен на крайнем северо-западе Мордовии в долине реки Мокша. Расстояние от районного центра до столицы республики г. Саранска - 216 км. Район граничит с Темниковским, Зубово-Полянским муниципальными районами Республики Мордовия, а также с Нижегородской и Рязанской областями. Площадь района составляет 845,94 км2.Население района на 01.01.2016 года составляет 10771 человек. Район сельскохозяйственный. Протяженность дорог с твердым покрытием 221 км. Район газифицирован на 91,1%. Район является транзитной территорией для транспортных потоков, идущих из Республики в Нижегородскую и Рязанскую области, так как по территории района проходит участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Саранск - Сурское - Ульяновск" (с 28,500 по 69,000 км).
В состав Теньгушевского муниципального района входят 40 сельских населенных пунктов, включающих в себя 10 сельских поселений (Барашевское,Дачное, Красноярское, Куликовское, Нароватовское, Стандровское, Старокачеевское, Такушевское, Теньгушевское, Шокшинское).
Наличие природных ресурсов
На территории района эксплуатируется верхнекаменноугольный водоносный горизонт. По химическому составу воды гидрокарбонатно-сульфатные кальциево-натриевые. Вследствие плохого их качества население должно более активно использовать воды верхнемеловых, нижнемеловых и верхнеюрских отложений путем обустройства колодцев и родников.
Среди месторождений полезных ископаемых выделяются кирпичные суглинки (Теньгушевское, Теньгушевское-2). На территории района эксплуатируются верхне- и среднекаменноугольный водоносные горизонты. Запасы подземных вод - 180,4 тыс. м3/сут. Артезианские воды имеют хорошее качество. Их минерализация изменяется от 0,3 до 0,4 г/дм3. По химическому составу воды сульфатно-гидрокарбонатные магниево-кальциевые.
Земельные ресурсы - вид природных ресурсов комплексного характера,
которые необходимы для многих отраслей человеческой деятельности. Общий земельный фонд Теньгушевского муниципального района составляет 84468...... га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (44523 га); населенных пунктов (4030 га); промышленности и иного специального назначения (341. га); лесного фонда (34496 га); водного фонда (228 га); земли запаса (850 га). В структуре почвенного покрова сельскохозяйственных земель преобладают серые лесные (36%) и дерново-подзолистые (30%) почвы; доля пойменных почв составляет 20%. В естественной растительности представлены хвойные и смешанные леса. Под лесами занято 42,1%, под кустарниками - 5,0% площади района.
Промышленный потенциал муниципального района
Промышленность района представлена 2 предприятиями: АНО "Редакция газеты "Примокшанье" и Теньгушевскими СЖО. Переработкой сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо) на территории района занимается СПССК "Виктория С"
Важными факторами повышения эффективности производства сельско-хозяйственной продукции Теньгушевского муниципального района являются дальнейшее развитие центров переработки продукции, приближение их к месту производства, развитие транспортных "артерий". Эту проблему можно решить путем развития социальной инфраструктуры и внедрения новых форм хозяйствования в агропромышленном секторе.
АНО "Редакция газеты "Примокшанье" является основным информационным печатным изданием района, ориентированным на объективный анализ процессов, происходящих в социально-экономической, политической и духовной жизни района и Республики Мордовия в целом. Основным видом деятельности является издание газеты. Тираж газеты - 2,1 тыс. экз.
Строительный комплекс района представлен филиалами ДРСУ - филиал ФГУП "Мордовавтодор", и двумя малыми строительными предприятиями.
Агропромышленный комплекс
Агроклиматические ресурсы района позволяют успешно развивать сельскохозяйственное производство, что служит хорошей основой для формирования и развития конкурентоспособного рынка продовольственных товаров.
Район является зоной земледелия со скотоводческо-зерновой специализацией сельского хозяйства (разведение крупного рогатого скота, производство зерновых и зернобобовых культур, выращивание кормовых и многолетних трав, овощеводство и картофелеводство). Сельскохозяйственная освоенность территории высокая.
Производством продукции сельского хозяйства в Теньгушевском муниципальном районе занимаются 4 сельскохозяйственных организаций, 33 крестьянских (фермерских) хозяйств и 4150 личных подсобных хозяйств.
Площадь сельхозугодий составляет 11934 га. Валовой сбор зерновых культур в 2016 году составил 7180 т. (в 2015 году - 3410 т). Средняя урожайность в районе - 11,8 ц /га (в 2015 году - 15,3 ц /га).
В отрасли животноводства в районе наиболее развиты мясное и молочное скотоводство.
На 1 января 2017 года в сельскохозяйственных предприятиях Теньгушевского муниципального района имеется 4251 гол. крупного рогатого скота, в том числе коров - 1698 голов.
Продуктивность скота: за 2016 год средний удой молока от одной коровы составил 4211 кг, произведено молока - 37249 ц; получено: телят - 1094 головы. Мясной баланс района формирует говядина -100%. Произведено мяса скота в сельскохозяйственных предприятиях района 211,6 тонн. Объем произведенной сельскохозяйственной продукции (выполненных работ и услуг) в 2015 году составил 848,5 млн. руб.
Производимая сельхозпредприятиями Теньгушевского района продукция животноводства реализуется как на территории района, так и в других районах республики: мясо - на СПССК "Виктория" С и СПССК "Новобаевский", молоко - на СПССК "Виктория" С, ОАО молокозавод Сасово. Эффективность территориальной концентрации производства продукции сельского хозяйства предполагает оптимальное соотношение отраслей растениеводства и животноводства с учетом форм их организации в соответствии с природным и экономическим потенциалом территории. Наилучшим для Теньгушевского муниципального района будет сочетание отраслей растениеводства и животноводства, при котором максимальная территориальная концентрация каждой отдельной отрасли сельского хозяйства соответствует высокой эффективности производства продукции растениеводства и животноводства.
Транспортная инфраструктура
Транспортное освоение территории достаточно высоко. В настоящее время c. Теньгушево - транспортный узел на трассах автодорог республиканского и местного значения. Дорожная сеть представлена автодорогами Теньгушево - Саранск, дорогами местного значения. Район является транзитной территорией для транспортных потоков, идущих из Республики в Нижегородскую и Рязанскую области, так как по территории района проходит участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Саранск - Сурское - Ульяновск" (с 28,500 по 69,000 км). Все села соединены с районным центром асфальтированной дорогой. Протяженность дорог общего пользования местного значения Теньгушевского муниципального района по сельским пунктам составляет 214 км, из них 96,1% не отвечает нормативным требованиям.
Между населенными пунктами установлено автотранспортное сообщение, действует 4 автобусных маршрута. Пассажирское обслуживание осуществляют ИП Гирченко С.В., ИП Котов В.В.,ОАО "Зубово-Полянское АТП",ПАО "Вознесенское". Газифицированы все села района, основные объекты производственного и социально-бытового назначения.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Важную роль в решении экономических и социальных задач Теньгушевского муниципального района играет малый и средний бизнес. По состоянию на 1 января 2016 года малое и среднее предпринимательство в районе представлено 175 субъектами (35 - малые и микропредприятия, 107 - индивидуальные предприниматели и 33 КФХ.). Оборот розничной торговли субъектов малого предпринимательства составляет свыше 89% от оборота розничной торговли муниципального района. Увеличивается вклад малого бизнеса в торговое, бытовое, транспортное обслуживание населения, общественное питание, производство хлеба и хлебобулочных изделий и др.
В последние годы динамика реальных объемов инвестиций в основной капитал в Теньгушевскогом муниципальном районе характеризуется положительной динамикой. В частности, в 2014 году и объем инвестиций за счет всех источников составил около 64 млн. руб., в 2015 году - 90,6. млн. руб.
Демографическая ситуация
По состоянию на 1 января 2016 года население Теньгушевского муниципального района составило 10771 человек, из них около 42% проживало в населенных пунктах с числом жителей от 50 до 1000 чел, 58% - в населенных пунктах с числом жителей свыше 1000 чел. Средняя плотность населения -12,7 чел / км2. Население многонациональное: 38,9% - мордва, 63,9% - русские, 0,5% -татары. Сложная демографическая ситуация на территории района обусловлена низкой рождаемостью, не обеспечивающей естественный прирост населения, смертностью, превышающей уровень рождаемости, а также миграционным оттоком населения.
На 1 января 2016 года численность детей и подростков в возрасте до 15 лет составила 14,1% от общей численности населения (1517 чел.), число лиц трудоспособного возраста - 58,2% (6266 тыс. чел.), удельный вес лиц старше трудоспособного возраста - 27,7% (2988 чел.). Таким образом, около четверти от общей численности населения района приходится на долю лиц старше трудоспособного возраста. Старение населения предполагает снижение экономической эффективности и увеличение демографической нагрузки на работающее население.
Динамика показателей естественного воспроизводства населения
Наименование показателя |
2015 факт |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Общая численность постоянного населения, тыс. чел |
10,7 |
10,5 |
10,3 |
10,0 |
9,8 |
Родившихся на 1000 чел. населения |
6,3 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
Умерших на 1000 чел. населения |
20,4 |
21,6 |
21,0 |
21,0 |
21,0 |
Младенческая смертность на 1000 чел. населения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Естественный прирост на 1000 чел. населения |
-14,1 |
-15,6 |
-15 |
-15 |
-15 |
Миграционное движение населения Теньгушевского муниципального района за последние десять лет характеризуется отрицательным сальдо миграции. Близость более благополучных в экономическом отношении регионов России оказывает значительное влияние на механическую убыль населения, обусловливая трудовую маятниковую миграцию, характеризующуюся оттоком части трудоспособного населения за пределы района. В частности, число убывших в 2015 году в 1,6 раза превышало число прибывших.
Общие итоги миграции населения
Для прибывших - куда прибыли или новое место жительства Для выбывших - откуда выбыли или последнее место жительства |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост (убыль) |
|||
2015 |
2016 оценка |
2015 |
2016 оценка |
2015 |
2016 оценка |
|
Теньгушевский муниципальный район |
219 |
178 |
342 |
330 |
-123 |
-152 |
Потребительский потенциал населения района
Ситуация в социально-трудовой сфере стабильная. Структура занятости трудоспособного сельского населения характеризуется следующими данными:
сельскохозяйственное производство (290 чел., или 4,5%);
организации бюджетной сферы (1180 чел., или 18,6%);
организации несельскохозяйственной сферы (730 чел., или 11,4%);
личное подсобное хозяйство (1346 чел., или 21,1%);
работает за пределами сельской территории Теньгушевского муниципального района (650 чел., или 10,2%);
не обеспечено работой (2196 чел., или 34%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по району на 1 января 2016 г. составляет 18749 руб. (в 2014 году - 16608 руб.). Среднесписочная численность работников в 2015 году составила 1877 чел. Уровень регистрируемой безработицы по Теньгушевскому муниципальному району за 2015 год составил 0,8% (в 2014 году - 0,6%) от экономически активного населения).
2.2. Основные показатели инвестиционной деятельности
Инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала района, поскольку благодаря инвестиционным вложениям развивается производство и сфера услуг, активизируется строительство, расширяется ассортимент продукции, работ, создаются новые рабочие места, обустраиваются территории, пополняются налоговые поступления в бюджеты различных уровней, которые в дальнейшем направляются на решение социальных проблем и т.д. В связи с этим, органами местного самоуправления должен проводиться регулярный мониторинг основных показателей инвестиционной деятельности на территории района, результаты которого являются основанием для разработки мероприятий по стимулированию инвестиционной активности, определения наиболее инвестиционно привлекательных отраслей.
Субъектами инвестиционной деятельности на территории Теньгушевского муниципального района являются юридические лица и индивидуальные предприниматели различных форм хозяйствования и видов собственности, органы местного самоуправления и исполнительной власти на местах, инвесторы, финансово-кредитные организации.
В 2015 году на территории Теньгушевского муниципального района реализован один проект муниципально-частного партнерства. Инвестором вложено 6,5 млн. рублей на замену котлов в центральной котельной, которая является муниципальной собственностью. В 2017 году планируется заключить договор концессии по объекту теплоснабжения и нескольким объектам электроснабжения.
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб.
В последние годы динамика реальных объемов инвестиций в основной капитал в Теньгушевском муниципальном районе характеризуется положительной динамикой. В частности, в 2012 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 134 млн. рублей. В 2015 году и объем инвестиций составил 90,6 млн. руб. Снижение данного показателя в 2015 году на 32% обусловлено завершением строительства второй очереди тепличного комплекса ОАО "Мир цветов РМ".
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей
Наименование муниципального района |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. оценка |
2017 г прогноз |
2018 г. прогноз |
2019 г. прогноз |
2020 г. прогноз |
2021 г. прогноз |
2022 г. прогноз |
|
Теньгушевский муниципальный район |
90,6 |
40 |
145 |
45 |
5050 50 |
50 |
55 |
55 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следует заметить, что более половины (65%) всех привлеченных бюджетных инвестиций за 2015 год поступила из республиканского бюджета Республики Мордовия. В прогнозе объема инвестиций на 2017 год учтена реализация инвестиционного проекта по реконструкции первой очереди тепличного комплекса ОАО "Мир цветов РМ" площадью 3 га. Ориентировочная стоимость проекта - 120 млн. рублей.
Структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о заинтересованности инвесторов в модернизации производства и выпуске конкурентоспособной продукции, что в перспективе должно привести к ускоренному развитию экономики района.
Как правило, инвестиционные ресурсы направляются в те отрасли экономики, которые способны обеспечить наибольшую прибыль за счет выпуска конкурентной продукции, имеют сложившиеся рынки сбыта и меньшую степень риска хозяйственной деятельности.
2.3. SWOT-анализ инвестиционной среды Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия. Приоритетные направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности
SWOT-анализ инвестиционной среды обобщает факторы, позитивно и негативно влияющие на инвестиционный климат территории, а также предполагаемые возможности и угрозы с ее стороны. На основании SWOT-анализа выстраивается Инвестиционная стратегия, учитывающая сильные стороны и возможности инвестиционной среды территории, а также компенсирующая недостатки и минимизирующая риск реализации угроз.
Матрица SWOT-анализа инвестиционного потенциала Теньгушевского муниципального района*
Преимущества (S) |
Недостатки (W) |
1. Выгодное приграничное положение района, по территории которого проходят автомагистрали федерального и республиканского уровня (расстояние от районного центра до г. Саранска - 216 км.). 2. Наличие природно-сырьевой базы месторождений строительных материалов (глины, песка, торфа и бутового камня). 3. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, жилищного строительства. 4. Наличие водных ресурсов, позволяющих развивать рыбоводство на базе КФХ. 5. Доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, имеющих твердое покрытие, составляет 96%. 6. Высокий уровень розничной торговли. Оборот розничной торговли по субъектам малого и среднего предпринимательства в 2016 г. составил 89% товарооборота в целом. 7. Средний уровень благоустройства жилищного фонда по обеспеченности электроэнергией составляет 99%, водопроводом - 71,5%, отоплением - 80,8%, сетевым газоснабжением - 96,5%. 8. Высокий уровень развития средств коммуникаций и информационных технологий в сфере управления. 9. Разветвленная сеть лечебно-профилактических учреждений, сформированная социокультурная инфраструктура района. 10. Наличие современных объектов спортивной инфраструктуры. 11. Благоприятная экологическая и этнокультурная ситуация и толерантность межнациональных отношений. 12. Наличие объектов экологического туризма, а также архитектурных, исторических, археологических памятников. |
1. Сложная демографическая ситуация (отрицательный коэффициент прироста населения). 2. Низкие цены реализации (по сравнению с затратами на производство) на сельхозпродукцию. 3. Технологическая отсталость промышленного и сельскохозяйственного производства, низкая оснащенность современным оборудованием предприятий. 4. Низкое качество дорожного покрытия, доля протяженности автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям (96,1%). 5. Плохое состояние окружающей среды (исчезновение редких видов зверей и птиц, загрязнение рек и прудов стоками с животноводческих ферм). 6. Низкая покупательная способность населения. 7. Высокий уровень износа более 50% инженерных коммуникаций района. 8. Кадровая проблема (дефицит кадров в сфере АПК и специалистов учреждений социальной сферы). 9. Недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений культуры, образования, здравоохранения. 10. Слаборазвитая туристическая инфраструктура. 11. Ограниченность культурного выбора у жителей района. 12. Высокая дотационность муниципального бюджета и зависимость от финансовой помощи из республиканского и федерального бюджета. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса на территории района (внедрение на предприятиях инновационных технологий, передача передового опыта хозяйствам района; развитие фермерской аквакультуры, малых предприятий лесопереработки). 2. Кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств между собой, а также с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями. 3. Развитие строительной промышленности на базе добычи и переработки полезных ископаемых. 4. Достройка технологических цепочек в обрабатывающей промышленности. 5. Полный охват территории района транспортным и пассажирским сообщением. 6. Развитие спорта в районе. Проведение активной социальной политики для улучшения демографических показателей района. 7. Повышение качества и доступности дошкольного, общего и дополнительного образования. 8. Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования и культуры. 9. Развитие инфраструктуры экологического и культурно-познавательного туризма: создание условий для любительской рыбалки и охоты; строительство гостиниц, кафе, стоянок; формирование туров и различных экскурсионных программ, разработка туристских маршрутов. 10. Использование особенностей географического положения, транспортной инфраструктуры и ресурсов для привлечения на территорию потенциальных инвесторов. |
1. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию (увеличение стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений и новой сельскохозяйственной техники). 2. Зависимость сельскохозяйственного сектора от климатических угроз. 3. Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, алкоголизм, наркомания. 4. Старение кадрового состава. 5. Слабый возврат выпускников вузов в район, отток молодого экономически активного населения за пределы района и республики (проблемы трудовой и сезонной миграции). 6. Возникновение аварийных ситуаций в системе жилищно-коммунального хозяйства по причине износа основных фондов. 7. Низкий удельный вес собственных доходных источников бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней, снижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими муниципальными районами Республики Мордовия за получение ресурсов развития. 8. Снижение объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах. |
2.4. Стратегические направления инвестиционного развития Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Реализация цели и задач Инвестиционной стратегии должна осуществляться в рамках проводимой инвестиционной политики. Под инвестиционной политикой территории понимается система мер, реализуемых органами местного самоуправления, обеспечивающая создание экономических и правовых условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности хозяйственного комплекса муниципального образования (территории).
Наибольший эффект от реализации инвестиционной политики в условиях ограниченных финансовых и административных ресурсов достигается при условии целенаправленного воздействия на так называемые "точки роста" территории. Комплексный анализ уровня социально-экономического развития Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия позволил выделить две группы приоритетных направлений инвестиционного развития: главная ("точки роста" территории) и поддерживающая. В главную группу включены направления, которые должны стать катализаторами развития экономики муниципального образования.
Поддерживающая группа - направления, без которых реализация направлений главной группы не возможна.*
Главная группа ("точки роста" территории) |
Поддерживающая группа |
1. Создание особой экономической зоны. 2. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов. 3. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции (Развитие агропромышленного комплекса). 4. Активизация жилищного строительства. 5. Развитие строительного комплекса и производства современных строительных материалов. 6. Развитие инфраструктурного комплекса. 7. Развитие индустрии туризма и отдыха. |
1. Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой. 2. Улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности. |
Важнейшим вектором инвестиционной политики района является повышение инвестиционной привлекательности территории. В целях привлечения потенциальных инвесторов и планомерного развития территории администрацией района совместно с администрациями поселений района разработаны и утверждены Схема территориального планирования района, Генеральные планы сельских поселений, которые выложены в открытый доступ на официальном сайте администрации. Администрацией Теньгушевского муниципального района также разработан инвестиционный паспорт района, определены перспективные инвестиционные проекты на период до 2022 года.
Перспективные стратегические инвестиционные проекты Теньгушевского муниципального района на 2017 - 2022 годы*
Наименование инвестиционного проекта |
Стоимость, млн. руб |
Инвестор |
Отрасль |
Место реализации |
Срок реализации |
Кол-во рабочих мест |
Инвестиционные проекты на активной стадии реализации | ||||||
Реконструкция первой очереди тепличного комплекса ОАО "Мир цветов РМ" площадью 3 га. |
120,0 |
ОАО "Мир цветов РМ" |
Агропромышленный комплекс |
с. Теньгушево |
2017 год |
50 |
Строительство АЗС. |
4,5 |
ИП Борисов Н.Н. |
Торговля |
с. Теньгушево |
2017 год |
6 |
Перспективные инвестиционные проекты (планируемые)* | ||||||
Инвестиционный проект по производству, переработке и хранению картофеля. |
120,0 |
СПССК "Виктория" |
Агропромышленный комплекс |
с. Теньгушево |
2017 - 2019 гг. |
15 |
Строительство животноводческого помещения на 50 голов коров. |
15,0 |
КФХ Тепаева Е.А. |
Агропромышленный комплекс |
с. Теньгушево |
2017 год |
3 |
Строительство животноводческого помещения на 50 голов коров. |
15,0 |
КФХ Новикова А.И. |
Агропромышленный комплекс |
с. Веденяпино |
2017 год |
3 |
Развитие инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений инвестиционного развития Теньгушевского муниципального района, поскольку рост научно-технического потенциала района позволяет развивать производство высокотехнологичной, ресурсосберегающей и конкурентоспособной продукции. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов.
Промышленный комплекс обеспечивает наибольший вклад в совокупный выпуск продукции муниципального образования. Высокий уровень налоговой отдачи, заработной платы работников предприятий, обеспеченность ресурсами - основа выбора промышленного производства в качестве приоритетного направления развития.
Главными задачами развития промышленного комплекса района являются:
определение площадок под расширение существующих промышленных предприятий и создание новых производств;
создание условий для инновационного развития промышленного комплекса;
технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых российских и зарубежных технологий;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства.
производство и переработка сельскохозяйственной продукции (развитие агропромышленного комплекса (далее АПК).
Теньгушевский муниципальный район обладает существенным потенциалом для увеличения производства сельскохозяйственных культур и их переработки, развития молочного и мясного животноводства.
Главными задачами развития молочного и мясного животноводства являются:
повышение инвестиционной привлекательности комплекса;
техническое перевооружение сельскохозяйственной отрасли, ускоренное внедрение малозатратных ресурсосберегающих технологий;
развитие потребительской и производственной кооперации;
создание вертикально интегрированных структур, включающих наряду с производством сельскохозяйственной продукции предприятия по ее хранению, глубокой переработке и выпуску конкурентоспособной продукции;
устранение диспропорций между объемами производства и объемами переработки сельскохозяйственной продукции из-за недостатка перерабатывающих мощностей, с одной стороны, и технической отсталости перерабатывающей отрасли в целом, с другой;
создание современной инфраструктуры оптовой торговли продукцией АПК;
расширение и улучшение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции.
Активизация жилищного строительства
Одним из важнейших направлений инвестиционного развития является жилищное строительство. В настоящее время приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов доступно лишь ограниченному кругу семей, поэтому основная цель органов местного самоуправления - повышение доступности жилья.
Главными задачами развития жилищного строительства являются:
переселение граждан и ликвидация ветхого и аварийного жилья на территории муниципального образования;
улучшение жилищных условий сельского населения Теньгушевского муниципального района, в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов;
предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения или строительства индивидуального жилого дома, дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка;
обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, транспортной и социальной инфраструктурной;
формирование рынков эффективных земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
активизация развития малоэтажного жилищного строительства.
Развитие строительного комплекса и производства современных строительных материалов. Развитие массового жилищного строительства обусловит развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
Главными задача развития строительного комплекса являются:
повышение материально-технического обеспечения предприятий строительного комплекса современной импортной и отечественной строительной техникой и материалами;
приоритетное привлечение строительных организаций района к реализации инвестиционных проектов на его территории особенно получивших государственную и муниципальную поддержку;
производство конкурентоспособной номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций из местного сырья с применением инновационных, в том числе энергосберегающих технологий;
Развитие инфраструктурного комплекса
Создание объектов инфраструктуры важнейшее направление государственной и муниципальной инвестиционной политики. От уровня развития инфраструктурного комплекса во многом зависит инвестиционная привлекательность территории. Связано это прежде всего с тем, что затраты на создание инфраструктурных объектов слишком высоки для частного бизнеса, кроме того, подобного рода капитальные вложения полностью привязаны к территории, поэтому в случае неудачи не могут быть обналичены. Развитие практики государственно-частного партнерства позволит оптимизировать затраты государства и хозяйствующих субъектов на строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры.
Основными направлениями инвестиционного развития инфраструктурного комплекса Теньгушевского муниципального района должны стать:
модернизация жилищно-коммунального хозяйства, строительство новых объектов инженерной инфраструктуры;
создание конкурентоспособной транспортной инфраструктуры для обеспечения реализации транзитного потенциала района, строительство мостов.
Развитие индустрии туризма и отдыха
Туристский потенциал Теньгушевского муниципального района характеризуется преобладанием объектов:
культурно-познавательного туризма (научного, экскурсионного). На территории муниципального района зарегистрировано 21 памятников истории и культуры: 15 - истории, 1. - градостроительства и архитектуры, 1 - искусства, 4 - археологии. В 4 км от с. Куликово находится памятник архитектуры республиканского значения - Шокшинский могильник-археологический памятник рязанско-окских племён 2 й половины 5 - начала 11 в.
Теньгушевский муниципальный район обладает значительным туристским потенциалом (хорошая транспортная доступность и транзитное положение района, высокие темпы развития спорта, наличие объектов экологического туризма, а также архитектурных, исторических, археологических памятников).
Немалую привлекательность составляют и возможности для охоты и рыбалки.
Главными задачами развития сферы туризма являются:
развитие инфраструктуры гостеприимства (гостиниц, предприятий общественного питания, досуговых зон и т. д.);
расширение туристических маршрутов, проходящих через территорию Теньгушевского муниципального района;
продвижение туристических услуг через Интернет-ресурсы.
Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой
Результатом реализация Инвестиционной стратегии станет рост благосостояния жителей района. В связи с этим, к социальной инфраструктуре будут предъявляться повышенные требования. Улучшение социальной инфраструктуры точно так же как и коммунальной не возможно только за счет бюджетных средств, поэтому для реализации инвестиционных проектов в социальной сфере необходимо использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Главными задачами развития являются:
достижение обеспеченности населения района учреждениями социальной инфраструктуры в соответствии с градостроительными нормативами;
повышение качества и доступности медицинской помощи, рациональное использование ресурсного потенциала отрасли;
повышение квалификации педагогов, обновление методов, форм и технологий образования с целью роста его качества;
модернизация материально-технической базы всех образовательных учреждений района, включающая обновление учебного, лабораторного оборудования, спортивного инвентаря;
повышение уровня физической подготовки населения за счет создания возможностей для занятий физической культурой и спортом;
создание условий для развития народного самодеятельного творчества, сохранения национальной культуры и налаживания межнациональных культурных связей.
улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности.
В структуре экономики района ведущую роль играет сельское хозяйство, поэтому вопрос эффективного управления охраной окружающей среды очень актуален. В целях обеспечения комфортной среды обитания населения Теньгушевский муниципальный район ориентирован на реализацию инвестиционных проектов направленных на:
экологизацию промышленного производства и улучшение качества окружающей среды (использование экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и др.);
прекращение несанкционированного размещения отходов, создание современной инфраструктуры обращения с твердыми бытовыми отходами путем строительства специальных полигонов и участков по их переработке;
рациональное использование природных ресурсов, сохранение природных ландшафтов;
сохранение объектов животного мира, водных биологических ресурсов, уменьшение вреда, причиняемого объектам животного мира и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Глава 3. Анализ форм государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия
3.1. Система государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия. Обзор инвестиционного законодательства
Комплекс мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе полностью распространяется на субъекты инвестиционной деятельности Теньгушевского муниципального района. Законодательная база Республики Мордовия в сфере инвестиционной политики акцентирована на сопровождении инвестиционных проектов. Ключевым документом, определяющим политику и программы по ее реализации, является Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия" (далее - закон от 20.02.2006 года N 6-З)
Законом от 20.02.2006 года N 6-З регулируется присвоение статуса инвестиционному проекту, предоставление бюджетных инвестиций, субсидий из бюджета Республики Мордовия, государственных гарантий Республики Мордовия и исполнения кредитных обязательств субъекта инвестиционной деятельности посредством передачи в залог имущества из состава залогового фонда. В Законе от 20.02.2006 года. N 6-З введено понятие "территории комплексного развития" и определены механизмы поддержки для проектов, наделенных соответствующим статусом. "Статусные" инвестиционные проекты могут претендовать на налоговые льготы и быть обеспечены транспортной и (или) инженерной инфраструктурой.
Процедура проведения экспертизы заявок на оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме присвоения статуса инвестиционным проектам на территории Республики Мордовия регламентирована постановлением Правительства Республики Мордовия от 11.04.2008 года N 139 "О некоторых вопросах реализации Закона Республики Мордовия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия". Определен перечень документов и требования к предъявляемым заявкам на участие в процедуре отбора.
Финансовая поддержка инвесторов определена Законом Республики Мордовия от 25 ноября 2004 года N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций ". Основные положения Закона от 25 ноября 2004 года N 77-З регулируют установление ставок налогов, налоговых льгот и оснований для их использования отдельным категориям налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.
Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года N 5-З "О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года N 54-З "О налоге на имущество организаций".
Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 года N 64-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года N 106-З "О залоговом фонде Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 26 мая 2009 года N 41-З "О государственной поддержке сельского хозяйства Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 4 февраля 2009 года N 5-З "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогооблажения".
Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 года N 155-УГ "Об утверждении Инвестиционной декларации".
Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 года N 156-УГ "О Совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 16 июня 2014 года N 275 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Мордовия до 2020 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 года N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 гг.", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2011 года N 78 "О Межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 года N 88 "О некоторых вопросах реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы" (вместе с Правилами предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, направляющим полученные кредиты на финансирование проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы, входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года" и Порядком оценки инвестиционных проектов).
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 года N 89 "Об утверждении Правил предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение машин и оборудования, используемых для реализации инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 года N 40 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление ГУП Республики Мордовия "Дирекция по реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия" поручительств и (или) займов юридическим лицам с целью финансирования проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 апреля 2008 года N 137 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2006 года N 510 "Об утверждении Порядка ведения Перечня приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2007 года N 181 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам предоставления государственного имущества в залог".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 февраля 2011 года N 60 "Об утверждении Порядка формирования и учета залогового фонда Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 года N 59 "Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2016 года N 608 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия" Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016 - 2019 годы" государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 года N 515 "О Порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 сентября 2006 года N 397 "Об утверждении Положения о порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений Государственного учреждения "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия" в аренду и оказания услуг субъектам малого предпринимательства Республики Мордовия".
Положение о порядке предоставления автономной некоммерческой организацией "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего бизнеса перед банками, лизинговыми, страховыми и иными организациями (утверждено Председателем Совета Попечителей АНО "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" М.С. Сезгановым 7 ноября 2007 года).
В Республике Мордовия функционируют институты инновационной инфраструктуры:
Закрытый паевой инвестиционный фонд "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые-предприятия в научно-технической сфере";
Автономное учреждение "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия";
Государственное казенное учреждение "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия";
Автономное учреждение "Технопарк Мордовии";
Закрытый паевой инвестиционный фонд "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере" смешанных инвестиций "Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия";
инжиниринго-консалтинговый центр с представительством во всех районах республики;
Автономное учреждение "Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия" (в перспективе планируется создание районных подразделений Центра) и др.;
Фонд поддержки предпринимательства;
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия;
АНО "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия".
3.2. Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
На территории Теньгушевского муниципального района оказывается муниципальная поддержка при реализации инвестиционных проектов.
Всем инвесторам, предлагающим реализацию инвестиционных проектов, отвечающим направлениям развития муниципального образования, предлагается сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и нефинансовые меры поддержки:
1) поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы власти Республики Мордовия об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта;
2) распространение позитивной информации об инвесторе;
3) размещение информации о реализуемом проекте на официальном сайте администрации района;
4) содействие в организационном, административном и юридическом решении проблемных вопросов инвестора, которые возникают в процессе реализации инвестиционного проекта по следующим направлениям:
подбор инвестиционных площадок Теньгушевского муниципального района;
оформление и предоставление земельного участка для реализации инвестиционного проекта;
получение разрешений на строительство новых инвестиционных объектов недвижимости или их реконструкцию, ввод инвестиционных объектов в эксплуатацию, получение технической документации на вновь введенный в эксплуатацию объект (по окончании строительства и/или реконструкции объекта);
согласование документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
подбор трудового персонала из числа населения Теньгушевского муниципального района;
технологическое присоединение к инженерным сетям (газ, водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение);
5) оказание необходимой консультационной, методической помощи, информационной поддержки;
6) прочие нефинансовые меры.
Инвестиционным проектам, отвечающим требованиям, установленным законодательством РФ, Республики Мордовия и нормативными правовыми актами Теньгушевского муниципального района, предлагаются финансовые меры поддержки. Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в отраслях сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, предлагаются следующие виды поддержки:
гранты начинающим фермерам;
гранты на развитие семейных животноводческих ферм;
субсидии из бюджетов Российской Федерации и Республики Мордовия.
Глава 4. Реализация Инвестиционной стратегии Теньгушевского района Республики Мордовия до 2022 года
4.1. Мероприятия по формированию конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата
На основе комплексной оценки инвестиционного климата территории, учитывая значимость факторов, определяющих ее инвестиционную привлекательность и сдерживающих инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, а также динамику основных показателей инвестиционной деятельности, можно заключить, что в настоящее время хозяйственный комплекс Теньгушевского муниципального района привлекателен для инвесторов, созданы условия, способствующие притоку инвестиций в район. Однако с учетом обостряющейся конкуренции за инвестиционные ресурсы внутри региона и в национальной экономике в целом достижение целей и задач Инвестиционной стратегии Теньгушевского муниципального района возможно только при условии постоянной целенаправленной работы по формированию конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата. Формирование благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного климата предполагает решение поставленных задач в рамках приоритетных направлений инвестиционного развития территории района, а также реализацию комплекса мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности.
Достижение стратегических целей инвестиционной политики Теньгушевского муниципального района будет осуществляться за счет реализации как мероприятий действующих областных и районных целевых программ, так и комплекса дополнительных мероприятий, направленных на привлечение новых инвестиций в Теньгушевский муниципальный район и повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Комплексный механизм поддержки инвестиционной деятельности на территории Теньгушевского муниципального района будет предусматривать следующие мероприятия:
1. Снижение административных барьеров и сокращение управленческих рисков при реализации инвестиционных проектов:
организация эффективной работы Инвестиционного совета по вопросам улучшения административной среды, анализа случаев создания необоснованных барьеров для инвесторов, выработке рекомендаций по организации взаимодействия органов исполнительной власти Теньгушевского муниципального района и лиц, участвующих в инвестиционных процессах, рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая несостоявшиеся и неуспешные, проведение анализа причин успехов и неудач с целью дальнейшей разработки мероприятий по снижению негативных последствий рисков и их нейтрализации;
внедрение на территории Теньгушевского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна", тесное взаимодействие с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональный институт развития, направленный на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона.
обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Теньгушевского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов.
2. Предоставление мер муниципальной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
3. Активный поиск возможностей для финансирования инвестиционных проектов за счет привлеченных средств:
поиск стратегических партнеров, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов на внутрироссийском рынке и за рубежом, их ознакомление с особенностями хозяйственного комплекса района;
включение инвестиционных проектов Теньгушевского муниципального района в отечественные и зарубежные электронные базы данных;
размещение и издание любой информации о приоритетных направлениях инвестиционного развития, возможных инвестиционных проектах, свободных инвестиционных площадках Теньгушевского муниципального района должно быть как минимум на двух языках русском и английском;
постоянный рост профессионализма и мотивации специалистов органов власти, взаимодействующих с инвесторами.
4. Формирование земельных участков с готовой дорожной и инженерной инфраструктурой с целью сокращения сроков и затрат инвестора на этапе предоставления земельных участков для строительства и выдачи разрешений на строительство:
формирование и регулярное обновление базы данных свободных земельных участков для размещения инвестиционных проектов;
содействие созданию индустриальных парков;
ежегодная актуализация плана создания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в Теньгушевском муниципальном районе.
5. Разработка районных целевых программ, направленных на решение ключевых социально-экономических проблем, а также активизация работы по получению государственной поддержки хозяйствующими субъектами Теньгушевского муниципального района, финансовых ресурсов на создание и реконструкцию объектов инженерной и социальной инфраструктуры за счет областных и федеральных целевых программ.
6. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия:
широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов;
активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном уровне путем взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональный институт развития, направленный на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона и другими структурами, заинтересованными в привлечении и финансировании инвестиций;
проведение встреч, круглых столов с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, ознакомление их с имеющимися инвестиционными площадками;
организация эффективного взаимодействия с отраслевыми союзами и ассоциациями для целенаправленного информирования потенциальных инвесторов;
размещение и актуализация информации об инвестиционных проектах Теньгушевского муниципального района на интернет-сайтах Теньгушевского муниципального района, Инвестиционном портале Республики Мордовия;
участие Теньгушевского муниципального района в крупных выставочных мероприятиях, экономических форумах для создания благоприятного имиджа территории.
4.2. Ожидаемые результаты реализации Инвестиционной стратегии к 2020 году
Основными ожидаемыми результатами реализации настоящей стратегии станут:
увеличение объемов и темпов роста инвестиций в основной капитал;
расширение источников финансирования инвестиций, в том числе привлечение иностранных инвестиций;
рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг включая рыболовство и рыбоводство;
положительная динамика индекса промышленного производства;
заметный рост доли инновационной продукции;
диверсификация обрабатывающих производств, увеличение ассортимента производимой продукции;
рост доли малого и среднего бизнеса в основных экономических показателях деятельности района (инвестиции, занятость);
увеличение доли высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест на территории района;
рост ввода в действие жилых домов и показателя обеспеченности населения жилищной площадью;
улучшение демографической ситуации.
Заключение
Настоящая Инвестиционная стратегия определяет цели и задачи инвестиционной политики Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия, а также целостную систему мероприятий по ее реализации, структурированную по целям и задачам и сбалансированную по срокам и ресурсам.
Реализация Инвестиционной стратегии позволит поднять уровень благосостояния населения, выровнять уровень инвестирования в приоритетные направления экономики, а также повысить степень интенсивности использования инновационных технологий в приоритетной отрасли экономики - сельском хозяйстве, а также продукции и услугах, производимых этой отраслью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия от 31 января 2017 г. N 63 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия до 2022 г."
Текст постановления опубликован в газете "Информационный бюллетень Теньгушевского муниципального района" от 31 января 2017 г. N 8