В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Решением очередной седьмой сессии совета депутатов Теньгушевского муниципального района от 23.03.2017 г. N 51 "О бюджетном процессе в Теньгушевском муниципальном районе" администрация Теньгушевского муниципального района постановляет:
Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Теньгушевского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (прилагаются).
И. о. главы Теньгушевского муниципального района |
О.В. Куткина |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Теньгушевского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов
(утв. постановлением Главы Теньгушевского муниципального района от 10 октября 2017 г. N 588)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Теньгушевского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 44, 46 Положения "О бюджетном процессе в Теньгушевском муниципальном районе", утвержденного решением сессии Совета депутатов Теньгушевского муниципального района от N 51 от 23.03.2017 года, и являются определяющими при формировании бюджета Теньгушевского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, как составной части экономической политики Теньгушевского муниципального района.
Целью подготовки данного документа является описание условий, принимаемых для составления бюджета Теньгушевского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки его основных характеристик и прогнозируемых параметров, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Основной задачей бюджетной политики на 2018 год должна стать реализация уже принятых решений в рамках бюджета 2017 года, подготовка нового бюджета на трёхлетнюю перспективу, адаптированного к новым экономическим реалиям с целью сохранения социальной и финансовой стабильности и создания условий для устойчивого социально - экономического развития Теньгушевского района.
Внедрение и реализация программно-целевого бюджета, как наиболее оптимального способа увязки бюджетных расходов и повышения их влияния на достижение установленных целей бюджетной политики.
Принятые решения по оптимизации бюджетных расходов, по экономному подходу к текущим обязательствам способствуют адаптации экономики к новым условиям, стабилизации ключевых экономических показателей, а значит, это все содействует созданию условий для построения инвестиционных планов.
В сложившихся экономических условиях недопустимо сохранение и, тем более, наращивание бюджетного дефицита.
Только увеличение доходов, обеспечение их реальным ростом экономики, принятие мер, направленных на увеличение собственных доходов (поступлений налоговых и неналоговых доходов), оптимизацию расходов бюджетных средств позволит решить больше задач, поставленных перед органами местного самоуправления.
Важно подчеркнуть, что ограничение объемов расходов и дефицита - это не только вопрос устойчивости бюджета Теньгушевского муниципального района, это вопрос экономического равновесия.
Поэтому долгосрочным ориентиром в бюджетной политике, как и прошлые периоды, должен выступать уровень бюджетных расходов, соответствующий реальным доходам бюджета Теньгушевского муниципального района.
I. Основные результаты бюджетной и налоговой политики Теньгушевского муниципального района
Основным приоритетом при реализации бюджетной и налоговой политики на 2017 год и плановый период до 2019 года является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района на основе эффективной и стабильной налоговой политики с целью максимального выполнения принятых обязательств.
С 2015 года бюджеты Теньгушевского муниципального района формируются в программной структуре. В Бюджете района на 2017 год программные мероприятия занимают более 80% от общего объема бюджетных ассигнований. Разработаны и действуют 23 муниципальных программы. Программно - целевой метод исполнения бюджета является инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создает условия для повышения качества управления и бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств.
В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета района, администрацией района разработана Программа по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов бюджетных средств Теньгушевского муниципального района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
Кроме того, в целях создания правовой основы для эффективного функционирования и развития бюджетной системы района, повышения результативности бюджетных расходов:
- действует решение Совета Теньгушевского муниципального района "Об установлении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" в Теньгушевском муниципальном районе;
- подготовлен проект постановления администрации Теньгушевского муниципального района "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений Теньгушевского муниципального района" (постановление администрации Теньгушевского муниципального района от 30.12.2010 N 505);
Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок, бюджетной сети и численности муниципальных служащих.
На содержание органов местного самоуправления Теньгушевского муниципального района в 2016 году из средств бюджета района направлено 15291,1 тыс. руб., что составляет 28,6% от собственных доходов районного бюджета (налоговые и неналоговые доходы) при утвержденном нормативе 28,6%.
Полностью выполняются принятые социальные обязательства, проведена системная работа по оптимизации действующих расходных обязательств, по совершенствованию оплаты труда работников муниципальных учреждений образования и культуры и перераспределению ресурсов на решение наиболее приоритетных задач, в первую очередь направленных на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, 761.
Во исполнение подпункта 2 пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.12.2013 N Пр-3086, отраслевыми структурными подразделениями администрации Теньгушевского муниципального района проведены мероприятия по актуализации и приведению в соответствие показателей планов мероприятий ("дорожные карты") повышения эффективности и качества услуг в бюджетной сфере до 2018 года.
Осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию муниципальных программ с учетом приоритетности направления расходов и утвержденных показателей результативности.
Бюджет Теньгушевского муниципального района отнесен к высокодотационным. Исполнение бюджета района осуществлялось в условиях заключенного Соглашения администрации Теньгушевского муниципального района с Министерством финансов Республики Мордовия "Об осуществлении мер по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению муниципального образования в Республике Мордовия Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия" (далее - Соглашение), предметом которого, в том числе, является увеличение налоговых и неналоговых доходов, недопущение роста недоимки по налогам, формирующим республиканский и местные бюджеты, недопущение кредиторской задолженности по оплате труда и по оплате коммунальных услуг.
В целях исполнения Соглашения в части увеличения налоговых и неналоговых доходов, недопущения роста недоимки по налогам, формирующим республиканский и местные бюджеты, финансовым управлением постоянно велась работа с главными администраторами доходов бюджета Теньгушевского муниципального района, направленная на выявление должников, неплательщиков и т. д.
Анализируя исполнение доходной части за текущий год следует отметить, что ситуация в экономике Теньгушевского муниципального района в целом стабилизируется, что благотворно влияет на доходную составляющую бюджета района по налоговым доходам.
При этом, в 2016 году по объективным причинам сложилось низкое исполнение по неналоговым поступлениям.
План приватизации муниципального имущества Теньгушевского муниципального района на 2016 год включал реализацию объектов, находящихся в казне района и не использующихся по назначению в сумме 1432,8 тыс. руб. . Доходы от продажи имущества составили 672,1 тыс. руб.
Тем не менее, при складывающемся снижении собственной доходной части бюджета района, бюджету Теньгушевского муниципального района в 2016 году удалось избежать роста дефицита и привлечения кредитных средств на финансирование расходных обязательств.
II. Главные задачи бюджетной и налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов
Основным приоритетом при реализации бюджетной и налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района, как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех принятых бюджетных обязательств и поставленных задач.
В бюджетной политике Теньгушевского муниципального района на долгосрочную перспективу должна быть сохранена преемственность в достижении поставленных ранее целей и задач, предусматривающих повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения экономического роста, выполнения социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности в условиях сложившейся экономической ситуации.
При этом, сохранение консервативного подхода к формированию бюджетных расходов на 2018 - 2020 годы принципиально важно для долгосрочной финансовой устойчивости бюджета района.
Исходя из задач, поставленных для бюджетов всех уровней Президентом России, а также Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, для бюджета Теньгушевского муниципального района можно определить следующие основные направления бюджетной политики на 2018 - 2020 годы:
- ограничение роста общего объема расходов бюджета Теньгушевского муниципального района в целях гарантированного обеспечения исполнения расходных обязательств и сохранения устойчивости бюджета района в условиях нестабильности бюджетных доходов;
- приоритезация бюджетных расходов с учетом необходимости реализации на территории Теньгушевского муниципального района приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития;
- повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем нормирования бюджетных затрат и контроля в муниципальных закупках;
- обеспечение открытости и понятности бюджетной информации, повышение финансовой грамотности граждан, поддержка и развитие общедоступных информационно-аналитических ресурсов.
Перед органами местного самоуправления стоит сложная задача, чтобы дополнительные требования к определению приоритетности расходов и к их эффективности не привели к ограничению наиболее значимых с точки зрения структурных изменений в экономике района расходов.
В части обеспечения доходной части бюджета необходимо обеспечить стабильность и предсказуемость налоговых режимов, повышение собираемости налогов и сборов, создание невозможности для работы вне налогового законодательства.
Для органов местного самоуправления района необходимо ясное понимание ответственности за эффективность их деятельности, а так же последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей. При этом, не имея возможности наращивать общий объем расходов, иметь бюджетные стимулы, которые будут соответствовать экономическому росту.
Кроме этого, принципиально важно достроить систему внутреннего контроля и возложить соответствующую ответственность за контроль на главных распорядителей бюджетных средств.
В итоге бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни в Теньгушевском районе, повышение качества муниципальных услуг.
Таким образом, основными задачами бюджетной политики на ближайшую перспективу остаются:
- повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно - целевого управления и бюджетирования;
- создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
- повышение эффективности осуществления расходов на муниципальное управление;
- развитие внутреннего финансового контроля и мониторинга качества финансового менеджмента;
- обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.
В 2018 году и плановом периоде будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов местного самоуправления Теньгушевского муниципального района и территориальных органов федеральных органов государственной власти и органов власти Республики Мордовия в части качественного администрирования доходных источников бюджета Теньгушевского муниципального района и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы, поддержки организаций, формирующих налоговый потенциал района, содействия инвестиционным процессам в экономике, повышения эффективности управления муниципальной собственностью.
Для выполнения условий Соглашения администрации Теньгушевского муниципального района с Министерством финансов Республики Мордовия "Об осуществлении мер по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению муниципального образования в Республике Мордовия Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия" и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых расходных обязательств администрацией района осуществляется реализация мероприятий Программы оздоровления муниципальных финансов (по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов бюджетных средств и совершенствованию долговой политики) Теньгушевского муниципального района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением администрации Теньгушевского муниципального района от 26.09.2017 N 559.
III. Основные приоритеты бюджетных расходов
Основным направлением финансового обеспечения бюджетных расходов, как и в 2017 году, так и в планируемом периоде 2018 - 2020 гг. является социально-культурная сфера.
Основной объем бюджетных расходов направлен на образование, культуру и спорт - удельный вес в общих расходах 2017 г. - 65,2%.
IV. Совершенствование межбюджетных отношений
Основной задачей в межбюджетных отношениях Теньгушевского муниципального района с сельскими поселениями, образованными в его границах, является создание прочной финансовой основы, позволяющей достигать устойчивых темпов роста экономики муниципальных образований, проведение модернизации экономики, решение социальных вопросов через совершенствование механизмов предоставления финансовой помощи бюджетам сельских поселений.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений сохраняют ведущую роль в системе межбюджетного регулирования.
При этом, повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления за счет собственных доходов - это главная предпосылка для повышения эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг, следовательно, и повышение ответственности органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.
Для решения, в первую очередь, задачи пополнения доходной части бюджетов сельских поселений, а также организации работы по выявлению и постановке на кадастровый учет неучтенных объектов недвижимости, включая земельные участки, при администрации Теньгушевского муниципального района продолжает работу рабочая группа по подготовке к переходу к исчислению налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Теньгушевского муниципального района, под председательством главы Теньгушевского муниципального района, с участием должностных лиц сельских поселений, образованных в границах Теньгушевского муниципального района, Росреестра, ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия, МИ ФНС России N 7 по Республике Мордовия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия от 10 октября 2017 г. N 588 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Теньгушевского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 10 октября 2017 г.
Текст постановления опубликован в газете "Информационный бюллетень Теньгушевского муниципального района" от 10 октября 2017 г. N 159