В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Совета депутатов Дубенского муниципального района от 30 ноября 2016 г. N 31 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия", администрация Дубенского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Дубенского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в Информационном бюллетене Дубенского муниципального района.
Глава Дубенского муниципального района |
С.Г. Плешаков |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Дубенского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
(утв. Постановлением администрации Дубенского муниципального района от 17 октября 2017 г. N 657)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Дубенского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Совета депутатов Дубенского муниципального района от 30 ноября 2016 г. N 31 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия".
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики были учтены положения Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов, Муниципальной программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия на период до 2022 года, а также итоги реализации бюджетной политики на период до 2017 года.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета Дубенского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета Дубенского муниципального района (далее - бюджет района).
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 году и первой половине 2017 года
В 2016 году осуществлено возвращение к трехлетнему бюджетному планированию при формировании бюджета района, а также продолжен переход на принцип планирования и исполнения бюджета района на основе муниципальных программ Дубенского муниципального района (далее -муниципальные программы). Охват расходов бюджета района показателями муниципальных программ в общем объеме расходов бюджета района в 2016 году составил 90,7 процента. По состоянию на 1 октября 2017 г. доля "программных" расходов, предусмотренных решением Совета депутатов Дубенского муниципального района от 27 декабря 2016 г. N 37 "О бюджете Дубенского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", составила 89,2 процента.
Консолидированный бюджет Дубенского муниципального района (далее -консолидированный бюджет) в 2016 году был исполнен с дефицитом в 2528,0 тыс. рублей, дефицит бюджета района составил 946,7 тыс. рублей. Муниципальный долг Дубенского муниципального района на 1 октября 2017 г. составил 61359,3 тыс. рублей (179,5 процента от объема доходов бюджета района без учета безвозмездных поступлений).
Общий объем доходов консолидированного бюджета в 2016 году в сравнении с уровнем предыдущего года увеличился на 13,8 процента и составил 45575,2 тыс. рублей
По состоянию на 1 октября 2017 г. объем налоговых и неналоговых доходов бюджета района в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 20,1 процента и составил 30786,4 тыс. рублей. Увеличению послужило поступление недоимки по результатам работы межведомственной комиссии по преодолению негативных тенденций в экономике Дубенского муниципального района.
Основными причинами роста отдельных налоговых и неналоговых доходов в 2016 году стали:
1) увеличение с 1 апреля 2016 года ставок акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин и дизельное топливо;
2) реализация (продажа) имущества (земельных участков), находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет способствовала реализация мероприятий Программы оздоровления муниципальных финансов Дубенского муниципального района и муниципальных финансов поселений Дубенского муниципального района на 2017 - 2019 годы.
Расходование бюджетных средств в 2016 году производилось исходя из обеспечения приоритетности выполнения приоритетных социально-значимых обязательств Дубенского муниципального района.
Значительная часть бюджетных расходов направляется на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, обеспечение установленных представительным органом обязательств по социальным выплатам, завершение реконструкции начатых ранее объектов социально-значимой инфраструктуры и дорожного хозяйства.
В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы и изыскания источников финансирования принятых расходных обязательств в Дубенском муниципальном районе реализуется Программа оздоровления муниципальных финансов Дубенского муниципального района и муниципальных финансов поселений Дубенского муниципального района на 2017 - 2019 годы (план мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов Дубенского муниципального района), предусматривающая реализацию мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, улучшению делового климата и совершенствованию администрирования доходных источников, оптимизации расходов консолидированного бюджета, сокращению муниципального долга, а также по повышению эффективности бюджетного процесса.
В рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления муниципальными финансами Дубенского муниципального района и в целях предоставления населению актуальной информации о бюджете района и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме на регулярной основе на всех этапах бюджетного процесса публикуется электронная информационная брошюра "Бюджет для граждан".
Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Бюджетная и налоговая политика Дубенского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов обеспечивает преемственность бюджетной политики предыдущих периодов и направлена на реализацию основных стратегических целевых ориентиров, заданных муниципальными программами.
Основными задачами бюджетной и налоговой политики Дубенского муниципального района в среднесрочной перспективе являются:
1) проведение ответственной бюджетной политики, способствующей обеспечению долгосрочной устойчивости бюджета района, формированию условий для ускорения темпов экономического роста, укреплению финансовой стабильности в Дубенском муниципальном районе. В рамках решения данной задачи необходимо усилить работу с доходной частью бюджета района, максимально четко и продуманно осуществлять политику в области расходов и жестко придерживаться бюджетных ограничений, установленных бюджетным законодательством и соглашениями о получении бюджетных кредитов из республиканского бюджета Республики Мордовия;
2) обеспечение роста собственных доходов бюджета района, в том числе путем улучшения качества администрирования доходов бюджетной системы Дубенского муниципального района;
3) приоритетность реализации задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия;
4) расширение использования муниципальных программ в бюджетном планировании и повышение качества их исполнения;
5) повышение эффективного расходования бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов, сокращение неэффективных расходов;
6) безусловное исполнение действующих социально значимых расходных обязательств;
7) своевременное и полное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание муниципального долга Дубенского муниципального района;
8) повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
9) повышение эффективности и качества оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ), а также эффективности их деятельности за счет всех источников доходов муниципального учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности муниципальных учреждений, определенных уставами;
10) повышение прозрачности, эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, способствующих укреплению финансовой самостоятельности бюджетов сельских поселений Дубенского муниципального района;
11) повышение результативности и экономической эффективности внутреннего муниципального финансового контроля;
12) обеспечение прозрачности и открытости бюджета района и бюджетного процесса для общества.
Политика в области доходов
Налоговая политика в области доходов в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов должна быть направлена на динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет при активизации действий органов местного самоуправления Дубенского муниципального района по увеличению собственных доходов бюджета района и бюджетов сельских поселений Дубенского муниципального района.
Увеличению поступления доходов должно способствовать осуществление следующих мер:
1) совершенствование контрольной работы в отношении организаций, снижающих налогооблагаемую базу, имеющих недоимку по обязательным платежам, а также выплачивающих заработную плату с нарушением трудового и налогового законодательства;
2) повышение эффективности управления муниципальной собственностью, увеличение поступлений доходов в консолидированный бюджет от их использования;
3) продолжение проведения на территории Дубенского муниципального района инвентаризации недвижимого имущества с целью вовлечения в оборот незарегистрированного недвижимого имущества;
4) стимулирование развития малого и среднего предпринимательства на территории Дубенского муниципального района.
Политика в области расходов
В условиях ограниченных темпов роста собственных доходов, по-прежнему актуальным направлением бюджетной политики Дубенского муниципального района является повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов, концепция которой определена Программой оздоровления муниципальных финансов Дубенского муниципального района и муниципальных финансов поселений Дубенского муниципального района на 2017 - 2019 годы (план мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов Дубенского муниципального района), утвержденной постановлением Администрации Дубенского муниципального района от 29 сентября 2017 г. N 1447.
В предстоящем периоде необходимо сосредоточиться на:
1) повышении прозрачности процедур составления, изменения и исполнения бюджета района, в том числе порядков формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, процедур размещения муниципальных заказов;
2) обеспечении гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или тактических приоритетов;
3) продолжении работы по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств Дубенского муниципального района и их анализу с целью определения соответствия приоритетам развития;
4) сокращении неэффективных расходов и отказе от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных реальными доходными источниками и не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления Дубенского муниципального района;
5) выявлении резервов и перераспределение расходов бюджета района с учетом изменения структуры бюджетных расходов в пользу приоритетных направлений, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., и проектов, создающих условия для социально-экономического развития;
6) распределении ресурсов с учетом результативности, достигнутой в отчетных периодах.
Одним из ключевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование программно-целевых методов планирования путем планирования мероприятий муниципальных программ с учетом приоритетов социально-экономического развития Дубенского муниципального района и реальных финансовых возможностей бюджета района, расширение практики внедрения принципов проектного управления, дальнейшего совершенствования оценки эффективности реализации муниципальных программ, повышения ответственности исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Развитие системы стратегического планирования в Дубенском муниципальном районе потребует приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия в соответствие с реальными возможностями бюджета района.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В борьбе за эффективное использование бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе их планирования.
В 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годах обеспечение привлечения средств республиканского бюджета для финансирования расходных обязательств и выполнение условий софинансирования по средствам республиканского бюджета должны быть детально просчитаны, а запрашиваемые бюджетные ресурсы -иметь реальную потребность, оценимый эффект от использования средств и при этом не создавать дополнительной нагрузки на бюджет района.
Как и в предыдущие годы, основным приоритетом бюджетных расходов останется реализация указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., среди которых повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.
В рамках повышения эффективности оказания муниципальных услуг необходимо продолжить работу по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств, включающая в себя:
- оптимизацию бюджетной сети за счет ликвидации или изменения типа муниципальных учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов местного самоуправления, в основном, на платной основе. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам как образование, культура, физическая культура и спорт;
- установление моратория на увеличение численности работников бюджетной сферы;
- оптимизацию расходов на содержание муниципальных учреждений путем повышения эффективности использования муниципального имущества, находящегося в пользовании муниципальных учреждений (в том числе передача части площадей в аренду, консервация свободных площадей), экономии на муниципальных закупках товаров, работ и услуг, в том числе за счет предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения совместных торгов;
- повышение муниципальными учреждениями эффективности и качества оказываемых (выполняемых) ими муниципальных услуг (работ), а также эффективности их деятельности за счет всех источников доходов муниципального учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности муниципальных учреждений, определенных уставами, (своевременная оплата муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров, своевременная выплата заработной платы, повышение уровня оплаты труда работников учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., своевременная оплата коммунальных услуг, отсутствие кредиторской задолженности);
- повышение производительности персонала муниципальных учреждений на основе перераспределения функциональных обязанностей и нагрузки;
- дальнейшее внедрение системы "эффективного контракта", являющегося действенным инструментом повышения качества муниципальных услуг и четко определяющего условия оплаты труда и "социальный пакет" каждого работника муниципального учреждения в зависимости от результатов выполняемой им работы и качества оказываемых услуг.
Также необходимо продолжить мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий и эффективности использования муниципального имущества Дубенского муниципального района.
Расходы бюджета района на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) должны планироваться исходя из необходимых гарантированных объемов услуг (работ) с соблюдением установленных стандартов и показателей их качества, а не методом индексации расходов отчетных периодов с учетом различных индексов-дефляторов или показателей бюджетной сети.
В целях снижения неэффективных расходов в сфере муниципального управления необходимо продолжить:
- оптимизацию бюджетных расходов на функционирование органов местного самоуправления Дубенского муниципального района, осуществляемую во взаимосвязи с оптимизацией функций органов местного самоуправления Дубенского муниципального района, перераспределением функций и исключением дублирующих функций;
- централизацию однотипных функций по обеспечению деятельности органов местного самоуправления Дубенского муниципального района и передачу их на осуществление муниципальным учреждениям.
Учитывая, что не малая доля бюджетных расходов приходится на оплату контрактуемых обязательств, эффективное расходование бюджетных средств в значительной степени зависит от развития системы организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Дубенского муниципального района, в том числе путем:
совершенствования системы планирования обеспечения муниципальных нужд Дубенского муниципального района, в основу которой положен принцип неразрывной связи с бюджетным процессом;
продолжения работы по построению эффективной системы осуществления мониторинга, контроля за исполнением муниципальных контрактов и принятием контрактных результатов, в том числе полноты и качества удовлетворения муниципальных нужд Дубенского муниципального района.
В 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годах необходимо продолжить работу по повышению эффективности внутреннего муниципального финансового контроля в органах местного самоуправления Дубенского муниципального района, направленных на соблюдение процедур составления и исполнения бюджета района, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями средств бюджета района и подведомственными им получателями бюджетных средств.
Успех реализации бюджетной политики Дубенского муниципального района зависит не только от действий органов местного самоуправления Дубенского муниципального района, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации. В связи, с чем задача по повышению финансовой грамотности населения, прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества является одним из направлений бюджетной политики Дубенского муниципального района на ближайшие три года. Также в рамках повышения открытости бюджетных данных по-прежнему пристального внимания требуют вопросы раскрытия информации о деятельности муниципальных учреждений, учредителям которых необходимо усилить контроль за сроками, периодичностью и полнотой размещения информации на официальном сайте для размещения информации о муниципальных учреждениях Дубенского муниципального района (bus.gov.ru).
Политика в области межбюджетных отношений
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2018 - 2020 годах будет сосредоточена на:
- содействии в обеспечении сбалансированности бюджетов сельских поселений Дубенского муниципального района, снижении рисков неисполнения социально значимых и первоочередных расходных обязательств;
- стимулировании органов местного самоуправления сельских поселений Дубенского муниципального района в увеличении собственной доходной базы;
- повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;
- реализация мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины, соблюдение органами местного самоуправления сельских поселений Дубенского муниципального района требований бюджетного законодательства, экономное и эффективное использование бюджетных ресурсов;
- повышение качества управления муниципальными финансами.
Повышение эффективности системы межбюджетных трансфертов должно быть обеспечено за счет создания предсказуемых, прозрачных и комфортных условий предоставления финансовой помощи на выполнение передаваемых полномочий, своевременного ее доведения до сельских поселений Дубенского муниципального района, а также контроля за эффективным расходованием целевых межбюджетных трансфертов.
Стимулирование сельских поселений Дубенского муниципального района к росту экономического потенциала в первую очередь должно быть продолжено через механизм предоставления из бюджета района дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Политика в области управления муниципальным долгом
Сохраняющаяся несбалансированность бюджета рай она предопределяют политику в области управления муниципальным долгом Дубенского муниципального района в период 2018 - 2020 годов.
Поддержание уровня муниципального долга Дубенского муниципального района в пределах, установленных бюджетным законодательством, осложняется сохранением высокого уровня дефицитности муниципального бюджета. Тем не менее, в период до 2020 года предполагается формирование бюджета Дубенского муниципального района с уровнем дефицита не более 5,0 процентов, что позволяет говорить о формировании тенденции к снижению в среднесрочном периоде уровня муниципального долга.
В целом в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годах будет продолжено решение ключевых задач по поддержанию долговой нагрузки в установленных бюджетным законодательством пределах с формированием предпосылок к его сокращению, недопущению существенного роста расходов на обслуживание муниципального долга Дубенского муниципального района, соблюдению показателей и индикаторов, установленных Муниципальной программой повышения эффективности управления муниципальными финансами в Дубенском муниципальном районе на 2014 - 2022 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 17 октября 2017 г. N 657 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Дубенского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 18 октября 2017 г.
Текст постановления опубликован в газете "Информационный бюллетень Дубенского муниципального района" от 18 октября 2017 г. N 41