Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2017 год, распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развития конкуренции Ардатовского муниципального района, Администрация Ардатовского муниципального района, постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Ардатовского муниципального района Белянина В.М.
3. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном издании Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и разместить на официальном сайте Администрации Ардатовского муниципального района.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Глава Ардатовского муниципального района |
А.Н. Антипов |
Инвестиционная стратегия
Ардатовского муниципального района Республики Мордовия до 2022 г.
(утв. постановлением администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 1 февраля 2017 г. N 63)
Глава 1. Общие положения и область применения Инвестиционной стратегии Ардатовского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года
1.1. Миссия, цель и задачи Инвестиционной стратегии Ардатовского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционная стратегия Ардатовского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года (далее - Инвестиционная стратегия) представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов местного самоуправления Ардатовского муниципального района Республики Мордовия совместно с бизнес-сообществом по созданию благоприятного инвестиционного климата на его территории.
Настоящая стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы и механизмы реализации инвестиционной политики в Ардатовского муниципальном районе. В ней формируются принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Инвестиционная стратегия Ардатовского муниципального района Республики Мордовия разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.06.2014 года N 275. Цели Инвестиционной стратегии и Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2022 года связаны между собой.
Координатором реализации инвестиционной стратегии является заместитель главы администрации Ардатовского района по промышленности, строительству, транспорту, ЖКХ и связи - Белянин В.М.
Реализация Инвестиционной стратегии будет происходить в два этапа:
1 этап - 2017 - 2019 годы;
2 этап - 2020 - 2022 годы.
Настоящая стратегия разработана с учетом предложений и требований:
1. Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03 мая 2012 года;
2. Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия по обеспечению благоприятного инвестиционного климата;
3. Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 01.10.2008 года N 94-З;
4. Закона Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия"
5. Муниципальной программы комплексного социально-экономического развития Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2015 - 2019 годы, утвержденной постановлением администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 24.12.2015 года N 1196 (с изменениями от 10.11.2016 г. N 1028);
6. Муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 31.12.2015 г. N 1233.
7. Постановления Правительства Республики Мордовия от 19.03.2012 года N 83 "О порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам". Миссия администрации Ардатовского муниципального района заключается в содействии развитию всех хозяйствующих субъектов на территории района, формировании дружественных отношений с бизнес-сообществом, создании условий, способствующих устойчивому социально-экономическому росту, обеспечении позиции Ардатовского муниципального района как наиболее инвестиционно-привлекательного среди районов Республики Мордовия.
Главной стратегической целью Инвестиционной стратегии является обеспечение благоприятного инвестиционного климата на территории Ардатовского муниципального района в интересах повышения качества жизни населения и социально-экономического благосостояния района. Для достижения главной стратегической цели Инвестиционной стратегии необходимо решить ряд задач.
Цели и задачи Инвестиционной стратегии
Цели второго уровня |
Задачи |
1. Минимизация административных барьеров при реализации инвестиционных проектов |
1.1. Сокращение предельного срока прохождения процедур по предоставлению инвесторам земельных участков. |
1.2. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства промышленного и непроизводственного назначения. | |
|
1.3. Обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Ардатовского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов. |
2. Повышение доступности земельных ресурсов для осуществления инвестиционных проектов |
2.1. Подготовка полного комплекта градостроительной документации, необходимой для оперативного выделения земельных участков инвесторам |
2.2. Повышение доступности информации о пригодных для реализации инвестиционных проектов земельных участках, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности | |
3. Обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой, необходимой для осуществления инвестиционных проектов |
3.1. Создание инвестиционных площадок, с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения объектов инвесторов |
3.2. Создание инвестиционных площадок с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для строительства жилья | |
4. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа |
4.1. Привлечение российских и иностранных инвесторов |
4.2. Обеспечение условий для создания на территории Республики Мордовия межотраслевого кластера, объединяющего проектирование и другие сопутствующие отрасли. | |
4.3. Создание инвестиционных площадок для высокоэффективных и конкурентоспособных новых производственных комплексов, отвечающих требованиям мирового рынка и соответствующих положениям экономической политики РФ | |
5. Совершенствование системы льгот и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности |
|
5.1. Увеличение объема финансовых льгот инвесторам в виде снижения арендной платы за земельные участки | |
6. Развитие институциональной среды и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления |
6.1. Совершенствование работы Общественного совета Ардатовского муниципального района для обеспечения благоприятных условий делового климата, привлечения и сопровождения инвестиционных проектов |
6.2. Внедрение на территории Ардатовского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна" | |
6.3. Налаживание тесного взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональным институтом развития, направленным на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона | |
6.4. Внедрение ежегодного публичного отчета главы района о достижениях и планах по привлечению инвестиций, состоянии инвестиционного климата | |
7. Развитие промышленных и потребительских рынков, малого и среднего предпринимательства |
7.1. Повышение конкурентоспособности действующих предприятий |
7.2. Увеличение доли предприятий, использующих инновационные технологии производства продукции | |
7.3. Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения Ардатовского муниципального района на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления | |
7.4. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства | |
8. Наличие достаточного количества подготовленных кадров для осуществления инвестиционных проектов |
8.1. Повышение квалификации и мотивации сотрудников органов местного самоуправления и органов исполнительной власти на местах, взаимодействующих с инвесторами |
|
8.2. Повышение квалификации работников по приоритетным специальностям |
9. Создание коммуникационной платформы для успешного продвижения и реализации инвестиционных проектов |
9.1. Формирование системы оперативного реагирования органов местного самоуправления на запросы и потребности инвесторов |
9.2. Достижение положительного восприятия предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности на территории Ардатовского муниципального района, включая улучшение инвестиционного климата | |
9.3. Широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов | |
9.4. Активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном и международном уровне |
1.2. Область применения Инвестиционной стратегии Ардатовского муниципального района Республики Мордовия
Настоящая стратегия должна повысить конкурентоспособность экономики района путем активизации инвестиционных процессов на его территории. Инвестиционная стратегия охватывает следующие ключевые направления инвестиционной политики территории:
1. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти на местах, органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом, в том числе за счет полного снятия разного рода административных барьеров, возникающих при реализации инвестиционных проектов;
2. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа, что позволит району диверсифицировать экономику, активизировать социально-экономические процессы и будет способствовать экономическому росту.
3. Развитие гибкой системы муниципальной поддержки инвестиционных проектов, соответствующих стратегическим направлениям инвестиционного развития Ардатовского муниципального района и приоритетным направлениям развития административно-территориальных образований района.
4. Расширение инфраструктурных возможностей Ардатовского муниципального района для реализации крупных инвестиционных проектов, а также проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
5. Поиск новых источников инвестирования, привлечение прямых долгосрочных инвестиционных вложений.
6. Формирование кадрового потенциала, соответствующего потребностям инвесторов.
7. Позиционирование Ардатовского муниципального района как одного из лидеров среди муниципальных районов Республики Мордовия, формирование и продвижение его положительного инвестиционного имиджа.
1.3. Прогнозные сценарии реализации Инвестиционной стратегии Ардатовского муниципального района
Инвестиционная стратегия, являясь одним из инструментов реализации стратегии социально-экономического развития региона, предполагает рассмотрение основных приоритетов и стратегических ориентиров инвестиционной политики Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в рамках двух целевых сценариев:
1. стабилизационно-инерционный - основан на экстраполировании существующих тенденций развития экономики с максимальным вовлечением в хозяйственный оборот доступных ресурсов - природных ресурсов, в т.ч. биологических, земельных, производственного потенциала, трудовых ресурсов. Основным фактором, который будет определять потенциал роста экономики в этом сценарии, является рост ключевых рынков: сельскохозяйственной продукции, рыбной продукции. Реализация инерционного сценария способна сохранить положительные темпы развития на этапе выхода Ардатовского муниципального района из социально-экономического кризиса (обеспечить восстановительный рост), однако в долгосрочной перспективе высокие показатели роста экономики вряд ли удастся сохранить вследствие исчерпания традиционных ресурсов, при этом не будут созданы достаточные условия для привлечения производств, заменяющих старые секторы. Этот сценарий не предполагает структурных реформ в экономике, поэтому не произойдет качественное изменение и диверсификация экономики, необходимые для достижения конкурентоспособности.
2. модернизационно-оптимистический - основан на ускоренном развитии промышленного и агропромышленного комплексов с применением современных технологий производства в условиях благоприятной мировой конъюнктуры, а также развитии социально-экономической системы Республики Мордовия в рамках инновационного сценария. Инновационный сценарий будет основан на проведении масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройке рынков, формировании новых отраслей региональной экономики, наращивании конкурентоспособности.
Глава 2. Характеристика инвестиционного климата Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности Ардатовского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Особенности формирования и реализации инвестиционной политики напрямую зависят от инвестиционного климата территории.
В книге Т. Масляницкого "Топографическое описание Симбирского наместничества", изданной в 1785 году в Симбирске, говорится, что Ардатово было известно уже в 1588 году. Почти два столетия село состояло в Алатырской провинции Казанского наместничества. 15 сентября 1780 года оно получает статус уездного города Симбирской губернии - Ардатов и ему "высочайше пожалован герб: две копны сена на серебряном поле в знак великого изобилия сена". В 1671 году в Ардатове числилось 22 двора, а в 1696 году было 50 дворов. По тем временам это немало. В числе 50 дворов было 13 мордовских новокрещенских и 37 русских крестьянских.
Административный центр - г. Ардатов. Ардатовский муниципальный район расположен в северо-восточной части Республики Мордовия. На севере граничит с Нижегородской областью, на северо-востоке и востоке - с Республикой Чувашия, на юго-востоке - Ульяновской областью, на юге и юго-западе - Атяшевским муниципальным районом, на западе - с Ичалковским и Большеигнатовским муниципальными районами. Территория района в современных границах небольшая: протяженность с запада на восток составляет 40 км, с севера на юг - 50 км. Расстояние от районного центра до столицы республики г. Саранска - 115 км. Площадь района составляет 1193 км2.
В состав Ардатовского муниципального района входят 54 сельских населенных пунктов, 2 городских (Ардатовское городское поселение и Тургеневское городское поселение) и 21 сельское поселение (Ардатовское, Баевское, Жабинское, Жаренское, Каласевское, Кельвядинское, Кечушевское, Куракинское, Кученяевское, Л. Майданское, Манадышинское 2, Лесозаводское, Низовское, Октябрьское, Пиксясинское, Редкодубское, Силинское, Солдатское, Турдаковское, Урусовское, Чукальское).
Наличие природных ресурсов
Район расположен на слабопересечённой местности. Пойма реки Алатырь представляет собой равнину. Оврагов на территории мало. Речная сеть незначительна. Протекают в основном три реки: Алатырь, Меня и Малая Сарка -притоки реки Суры, а также ряд мелких речушек. Ширина нынешней реки Алатырь достигает 100-150 метров, а наибольшая глубина - 12 метров. Река течёт медленно, имеет широкую (3-4 км) пойму, затопляемую в отдельные годы вешними водами. В пойме реки Алатырь находится большое количество мелких и больших озёр, которые вытянуты параллельно руслу реки и пополняются водой в период весенних паводков. Правый её берег почти на всём протяжении обрывистый, а левый пологий. В лесу протекают речушки: Барахманка, Уксун, Песчанка, Суровлейка и другие. Ручьи и малые речки берут начало в почвах или торфяных болотах.
Ардатовский район относится к зоне широколиственных лесов. Облесенность района неодинакова. Наибольшие лесные массивы расположены в центральной части района. Произрастают дуб, ель, липа, клён, осина, сосна и другие породы. По оврагам и пониженным местам встречается много зарослей кустарника -ивняка, ольхи. Наличие лесных массивов, которые протираются на западе, севере и северо-востоке района, благоприятно сказывается на развитии животного мира. В лесах района можно встретить лося, кабана, белку, лисицу, зайца, енота. Но, к сожалению, в последние годы численность их уменьшилась. Меньше стало лосей, кабанов, поголовно истреблён бобр, горностай, остались единицы енота, барсука, ондатры. Из пернатых можно встретить глухаря, тетерева, серую куропатку, рябчика, витютня, вяхиря, горлика, перепела, дрозда, вальдшнепа, некоторые разновидности ястребов и других птиц. Из водоплавающих постоянно проживают утки кряковые, чирки, водяные курочки и другие. Беспокойство вызывает то, что гибнет (сохнет) лес твердых пород: дуб, клён, ясень, вяз и другие, что в будущем грозит экологическими изменениями. Естественная травяная растительность сохранились лишь в поймах рек, на склонах и днищах болот и оврагов. В пойме реки Алатырь растут: костёр безостый, шалфей, мятлик луговой, клевер, пырей ползучий и многие другие травы. В заболоченных и увлажнённых местах произрастают мятлик, хвощ торфяной, лютик ползучий, мох и осока. По буграм, верхним частям склонов и оврагов можно встретить полевицу обыкновенную, овсяницу овечью, овсяницу красную, мятлик луговой, пырей, ромашку и тысячелистник. По днищам оврагов, в местах выхода ключей произрастает осока. Район беден полезными ископаемыми. Наибольшее распространение и значение имеют кирпичные глины, песок, мел, которые активно используются, а вот минеральные краски (охра), обнаруженные в селе Чукалы, не используются.
Ардатовский муниципальный район обеспечивается питьевой водой из подземных источников. Эксплуатационные запасы подземных вод сосредоточены в карбонатном каменноугольно-пермском водоносном горизонте -54,8 тыс. м3/сут., из которых 7,4 тыс. м3/сут. имеют минерализацию до 1 г/дм3. По химическому составу воды сульфатно-магниевые. Для подземных вод характерно повышенное содержание кальция, магния, железа и сульфатов. Микробиологический состав воды соответствует ГОСТ 2874-82 и СанПиН 2.14.1074-01. Качество воды в районе удовлетворительное.
Среди полезных ископаемых района следует выделить месторождения кирпичных глин (Ардатовское, Каласевское, Кельвяднинское, Куракинское), песков для силикатных изделий (Андреевское), строительных песков (Каласевское), охры для минеральных красок (Чукальское), керамзитовых глин (Спасско-Мурзинское, Тургеневское).
Земельные ресурсы - вид природных ресурсов комплексного характера, которые необходимы для многих отраслей человеческой деятельности. Общий земельный фонд Ардатовского муниципального района составляет 119261 га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения 73947,5 га; населенных пунктов 8356 га; промышленности и иного специального назначения 1037 га; лесного фонда 31881 га; водного фонда 543 га; особо охраняемых территорий и объектов 21 га. В структуре почвенного покрова сельскохозяйственных угодий преобладают черноземы (60%), серые лесные (16%), пойменные (11%), дерново-подзолистые почвы (5%). Под лесами занято 23,7% площади района, под кустарниками -1,6%.
Промышленный потенциал муниципального района
В структуре экономики района промышленность занимает ведущую роль.
В районе расположены и функционируют предприятия обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды: ОАО "АСТЗ", ТОСП Ардатовский филиал "Комсомольские электросети", МУП "Ардатовтеплосеть", ООО Ардатовское предприятие "Прогресс", ОАО "Газпром Газораспределение Саранск" филиал в г. Ардатов и другие предприятия и организации, где трудятся более 6000 человек.
За 2015 год промышленными предприятиями района отгружено продукции на сумму 1 млрд. 329 млн. рублей. Высокую долю, 98 процентов, в общем объеме продукции промышленных предприятий занимает ОАО "Ардатовский светотехнический завод", которым реализовано продукции в объеме 1271 млн. рублей. Предприятие является градообразующим - на заводе трудятся около 900 человек.
Необходимо отметить, что предприятие обеспечивает потребности России и стран СНГ в широкой номенклатуре осветительных приборов, используемых для освещения промышленных, сельскохозяйственных, административно-общественных, бытовых помещений. По отдельным видам изделий предприятие является единственным производителем в стране. Номенклатура изделий составляет на сегодняшний день более 2200 наименований.
Ардатовским светотехническим заводом разработан проект - "Программа перевооружения ОАО АСТЗ для массового производства полупроводниковых осветительных приборов с LED света", общей сметной стоимостью -305,8 млн. рублей, в том числе за счет собственных средств -68,7 млн. рублей, инвестиционных кредитов - 207,1 млн. рублей, поддержки корпорации развития - 30,0 млн. рублей, с инвестиционной фазой со 2 квартала 2016 года по 1 квартал 2017 года.
Целью проекта является перевооружение имеющегося металлообрабатывающего производства, внедрение новой технологии литья алюминия под давлением, а также внедрение в массовое производство полупроводниковых и оптоэлектронных приборов с LED источниками освещения направленных на импортозамещение продукции таких производителей как Philips, Osram, Tridonic, OEM производителей из юго-восточной Азии, а также увеличение доли продукции ОАО "АСТЗ" на рынке Российской Федерации и стран СНГ.
МУП "Ардатовтеплосеть" ежегодно реализует тепловой энергии более 15 тыс. Гкал. Предприятием постоянно проводится работа по экономии электроэнергии. Согласно заключенному договору с ООО "Энергосервисная компания Мордовия" вложены средства для энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования электрической энергии при реализации рационального гидравлического режима в системах централизованного отопления от котельных N 1 и N 2. Расход электроэнергии за 1У квартал 2015 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, сократился на 60% или на 1,0 млн. рублей.
АНО "Редакция газеты "Маяк" является основным информационным печатным изданием района, ориентированным на объективный анализ процессов, происходящих в социально-экономической, политической и духовной жизни района и Республики Мордовия в целом. Основным видом деятельности является издание газеты. Тираж газеты -5000 экз. в год.
Строительный комплекс района представлен филиалами ДРСУ - филиал ФГУП "Мордовавтодор", ООО "МАПО-Транс", ООО ПМК-1157 "Ардатовская" и малыми строительными предприятиями.
Агропромышленный комплекс
Агроклиматические ресурсы района позволяют успешно развивать сельскохозяйственное производство, что служит хорошей основой для формирования и развития конкурентоспособного рынка продовольственных товаров.
Район специализируется на зерновом и молочно-мясном производстве. Из злаковых культур выращиваются: озимая рожь, озимая и яровая пшеница, ячмень, овёс, горох, вика, крупяные -гречиха, просо. Из кормовых культур -кукуруза на силос, кормовая свекла, многолетние травы -клевер, люцерна, тимофеевка, костёр, рапс и другие, из технических культур -сахарная свекла, конопля, картофель. В животноводстве приоритет отводится производству молока и мяса. Широкое распространение в районе находит пчеловодство.
На территории района действуют ООО "НДН-агро", ЗАО "Мордовский бекон", ООО МАПО "Ардатов", ООО "Ардатов", ООО "Герефордресурс", ООО "Теньгушево", 3 СХПК, 11 обществ с ограниченной ответственностью, 1 подсобное хозяйство, 36 крестьянских хозяйств, ведущих товарное производство.
Площадь сельхозугодий составляет 70157 га, в том числе пашня -46283 га, зерновые - 25469 га. Валовой сбор зерновых культур в 2015 году составил 60,283 тыс. т. (в 2012 году -53,0 тыс. т), что составляет 5,3% от общереспубликанского. Средняя урожайность в районе -23,7 ц /га (в 2012 году -22,1 ц /га). Урожайность картофеля достигла 149,3 ц /га (в 2012 году -82,0 ц /га), а урожайность овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях -148,4 ц /га.
В отрасли животноводства в районе наиболее развиты свиноводство и молочное скотоводство. Свиноводство представлено крупным хозяйством ЗАО "Мордовский бекон", молочное скотоводство -ООО "МАПО-Ардатов", СХПК "Воля", ООО "Нива", ООО "Возрождение".
В 2015 года на сельскохозяйственных предприятиях Ардатовского муниципального района насчитывалось 9059 гол. крупного рогатого скота, в том
числе коров -3511 гол.; свиней -16941 гол. Основные породы крупного рогатого скота молочного направления продуктивности -Симментальская, Черно-пестрая; мясного направления продуктивности -Герефордская, Лимузинская. Основные породы свиней-Крупная белая, Ландрас.
Продуктивность скота:
за 2015 год средний удой молока от одной коровы составил 3837 кг, произведено молока - ц;
среднесуточный привес живой массы КРС составил 366 гр., свиней -615 гр.;
получено: телят -2764 гол., поросят -36273 гол.
Мясной баланс района формируют говядина (12%), свинина (88%).
Произведено мяса -36811 ц.
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции (выполненных работ и услуг) в 2015 году составила 462417 млн. руб.
Ардатовским муниципальным районом освоено более 93804 млн. руб. субсидий. Производимая сельхозпредприятиями Ардатовского муниципального района продукция животноводства реализуется как на территории района, так и в других районах республики: мясо -на ООО "МПК Атяшевский", молоко -на ОАО "Сыродельный комбинат "Ичалковский", ОАО "Мечта" и др.
Эффективность территориальной концентрации производства продукции сельского хозяйства предполагает оптимальное соотношение отраслей растениеводства и животноводства с учетом форм их организации в соответствии с
природным и экономическим потенциалом территории. Наилучшим для Ардатовского муниципального района будет сочетание отраслей растениеводства и животноводства, при котором максимальная территориальная концентрация каждой отдельной отрасли сельского хозяйства соответствует высокой эффективности производства продукции растениеводства и животноводства.
Транспортная инфраструктура
Транспортное освоение территории достаточно высоко. В настоящее время г. Ардатов - транспортный узел на трассах автодорог республиканского и местного значения. Дорожная сеть представлена автодорогами, связывающими Республику Мордовию с Чувашской Республикой, Нижегородской и Ульяновской областями.
Все села соединены с районным центром асфальтированной дорогой. Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляет по району 231,3 км, из них 228,3 км с усовершенствованным покрытием, что составляет 98,7 процентов. По состоянию на 01.01.2016 г. на территории Ардатовского муниципального района расположены автомобильные дороги местного назначения общей протяженностью 499,7 км, в том числе 161,3 км с твердым и усовершенствованным покрытием, что составляет 32,3 процента. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 65,7 процентов.
Обслуживанием маршрутов занимается ООО "Ардатовское АТП". Маршрутная сеть ООО "Ардатовское АТП" включает в себя 12 маршрутов общей протяженностью 969,9 км, в том числе 2 маршрута междугороднего сообщения, 1 межобластного, 9 -пригородного.
Газифицированы все села района.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Важную роль в решении экономических и социальных задач Ардатовского муниципального района играет малый и средний бизнес. По состоянию на 1 января 2016 года малое и среднее предпринимательство в районе представлено 428 субъектами (101 -малые и микропредприятия, 291 -индивидуальные предприниматели и 36 КФХ.). Оборот розничной торговли субъектов малого предпринимательства составляет 80,5% от оборота розничной торговли муниципального района. Увеличивается вклад малого бизнеса в торговое, бытовое, транспортное обслуживание населения, общественное питание, производство хлеба и хлебобулочных изделий и др.
Демографическая ситуация
По состоянию на 1 января 2016 года население Ардатовского муниципального района составило 26168 чел., из них более 31,8% проживало в населенных пунктах с числом жителей от 50 до 1000 чел, 68,2% -в населенных пунктах с числом жителей свыше 1000 чел. Средняя плотность населения -21,9 чел / км2. Население многонациональное: мордва, русские, татары. Сложная демографическая ситуация на территории района обусловлена низкой рождаемостью, не обеспечивающей естественный прирост населения, смертностью, превышающей уровень рождаемости, а также миграционным оттоком населения.
На 1 января 2016 года численность детей и подростков в возрасте до 15 лет составила 14,6% от общей численности населения (3812 чел.), число лиц трудоспособного возраста -54,5% (14270 чел.), удельный вес лиц старше трудоспособного возраста -30,9% (8086 чел.). Таким образом, треть от общей численности населения района приходится на долю лиц старше трудоспособного возраста. Старение населения предполагает снижение экономической эффективности и увеличение демографической нагрузки на работающее население. Коэффициент рождаемости уменьшился на 23,5% с 10,2 до 7,8 на 1000 чел. населения.
Динамика показателей естественного воспроизводства населения
Наименование показателя |
2015 факт |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Общая численность постоянного населения, тыс. чел |
26168 |
25661 |
25538 |
25154 |
24821 |
Родившихся на 1000 чел. населения |
7,8 |
5,9 |
12,3 |
13,5 |
14,7 |
Умерших на 1000 чел. населения |
20,1 |
17,8 |
19,1 |
17,9 |
17,7 |
Младенческая смертность на 1000 чел. населения |
9,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Естественный прирост на 1000 чел. населения |
-12,3 |
-11,9 |
-6,8 |
-4,3 |
-3 |
Миграционное движение населения Ардатовского муниципального района за последние десять лет характеризуется отрицательным сальдо миграции. Близость более благополучных в экономическом отношении регионов России оказывает значительное влияние на механическую убыль населения, обусловливая трудовую маятниковую миграцию, характеризующуюся оттоком части трудоспособного населения за пределы района. В частности, число убывших в 2015 году в 1,3 раза превышало число прибывших.
Общие итоги миграции населения
|
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост (убыль) |
|||
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
Ардатовский муниципальный район |
699 |
464 |
898 |
657 |
-199 |
-193 |
Потребительский потенциал населения района
Ситуация в социально-трудовой сфере стабильная. Структура занятости трудоспособного населения района характеризуется следующими данными:
сельскохозяйственное производство - 1076 чел., или 9%;
организации бюджетной сферы - 1865 чел., или 14%;
организации несельскохозяйственной сферы 3730 чел., или 29%;
личное подсобное хозяйство 2020 чел., или 16%;
работает за пределами муниципального района 3300 чел., или 25%;
не обеспечено работой 1010 чел., или 7%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по району на 1 января 2016 г. составляет 17556,9 руб. (в 2012 году - 11954,2 руб.). Среднесписочная численность работников в 2015 году составила 3974 чел. Уровень регистрируемой безработицы по Ардатовскому муниципальному району за 2015 год составил 0,6%, это ниже среднереспубликанского значения (0,8%). Признано безработными в установленном порядке 86 человек.
2.2. Основные показатели инвестиционной деятельности
Инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала района, поскольку благодаря инвестиционным вложениям развивается производство и сфера услуг, активизируется строительство, расширяется ассортимент продукции, работ, создаются новые рабочие места, обустраиваются территории, пополняются налоговые поступления в бюджеты различных уровней, которые в дальнейшем направляются на решение социальных проблем и т.д. В связи с этим, органами местного самоуправления должен проводиться регулярный мониторинг основных показателей инвестиционной деятельности на территории района, результаты которого являются основанием для разработки мероприятий по стимулированию инвестиционной активности, определения наиболее инвестиционно привлекательных отраслей.
Субъектами инвестиционной деятельности на территории Ардатовского муниципального района являются юридические лица и индивидуальные предприниматели различных форм хозяйствования и видов собственности, органы местного самоуправления и исполнительной власти на местах, инвесторы, финансово-кредитные организации.
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб.
В последние годы динамика реальных объемов инвестиций в основной капитал в Ардатовском муниципальном районе характеризуется положительной динамикой. В частности, в 2012 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 752,107 млн. рублей. Это 5-е место среди 22 муниципальных районов республики. В 2015 году и объем инвестиций составил 321,033 млн руб. (11-е место).
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей
Наименование муниципального района |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Ардатовский муниципальный район |
321033 |
199043 |
200000 |
220000 |
245000 |
245000 |
245000 |
245000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В январе -декабре 2015 года 69,2% инвестиций в основной капитал финансировались за счет привлеченных средств, из них - 67,5% приходились
на бюджетные средства. В 2016 году доля привлеченных средств составила (по предварительным данным) 66%, из них бюджетных средств - 100%.
Инвестиции по источникам финансирования, тыс. руб.
Источники финансирования |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Собственные средства |
98816 |
66381 |
119026 |
50000 |
100000 |
100000 |
100000 |
100000 |
Привлеченные средства |
222217 |
132662 |
80974 |
170000 |
145000 |
145000 |
145000 |
145000 |
в том числе: кредиты банков |
2754 |
|
|
|
|
|
|
|
заемные средства других организаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
бюджетные средства |
216778 |
132662 |
80974 |
170000 |
145000 |
145000 |
145000 |
145000 |
средства внебюджетных фондов |
2595 |
|
|
|
|
|
|
|
прочие источники |
90 |
|
|
|
|
|
|
|
Следует заметить, что 38% всех привлеченных бюджетных инвестиций за 2015 год поступила из республиканского бюджета Республики Мордовия, 49% -из федерального бюджета и 13% - из местного бюджета.
Структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о заинтересованности инвесторов в модернизации производства и выпуске конкурентоспособной продукции, что в перспективе должно привести к ускоренному развитию экономики района.
Как правило, инвестиционные ресурсы направляются в те отрасли экономики, которые способны обеспечить наибольшую прибыль за счет выпуска конкурентной продукции, имеют сложившиеся рынки сбыта и меньшую степень риска хозяйственной деятельности.
2.3. SWOТ-анализ инвестиционной среды Ардатовского муниципального района Республики Мордовия. Приоритетные направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности
SWOТ-анализ инвестиционной среды обобщает факторы, позитивно и негативно влияющие на инвестиционный климат территории, а также предполагаемые возможности и угрозы с ее стороны. На основании SWOТ-анализа выстраивается Инвестиционная стратегия, учитывающая сильные стороны и возможности инвестиционной среды территории, а также компенсирующая недостатки и минимизирующая риск реализации угроз.
Матрица SWOT-анализа инвестиционного потенциала Ардатовского муниципального района*
Преимущества (S) |
Недостатки(W) |
1. Выгодное приграничное положение района, по территории которого проходит автомагистраль Саранск - Сурское - Ульяновск, р. п. Комсомольский - р. п. Атяшево - г. Ардатов - р. п. Тургенево-граница Чувашии (расстояние от районного центра до г. Саранска -115 км). 2. Наличие природно-сырьевой базы месторождений строительных материалов (кирпичные глины, керамзитовые глины, песка, мела, охры). 3. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, жилищного строительства. 4. Наличие водных ресурсов, позволяющих развивать рыбоводство на базе КФХ. 5. Доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, имеющих твердое покрытие, составляет 98,7%. 6. Высокий уровень розничной торговли. Оборот розничной торговли по субъектам малого и среднего предпринимательства в 2015 г. составил 80,5% товарооборота в целом. 7. Средний уровень благоустройства жилищного фонда по обеспеченности электроэнергией составляет 100%, водопроводом -33,5%, отоплением -31,9%, сетевым газоснабжением -98%. 8. Высокий уровень развития средств коммуникаций и информационных технологий в сфере управления. 9. Разветвленная сеть лечебно-профилактических учреждений, сформированная социокультурная инфраструктура района. 10. Наличие современных объектов спортивной инфраструктуры (Ардатовский ДЮСШ, Боксерский клуб "СЮПАРД"). 11. Благоприятная экологическая и этнокультурная ситуация и толерантность межнациональных отношений. 12. Наличие объектов экологического туризма, а также архитектурных, исторических, археологических памятников |
1. Сложная демографическая ситуация (отрицательный коэффициент прироста населения). 2. Низкие цены реализации (по сравнению с затратами на производство) на сельхозпродукцию. 3. Технологическая отсталость промышленного и сельскохозяйственного производства, низкая оснащенность современным оборудованием предприятий. 4. Низкое качество дорожного покрытия, доля протяженности автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям (65,7%). 5. Плохое состояние окружающей среды (исчезновение редких видов зверей и птиц, загрязнение рек и прудов стоками с животноводческих ферм). 6. Низкая покупательная способность населения. 7. Высокий уровень износа (68%) инженерных коммуникаций района. 8. Кадровая проблема (дефицит кадров в сфере АПК и специалистов учреждений социальной сферы). 9. Недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений культуры, образования, здравоохранения. 10. Слаборазвитая туристическая инфраструктура. 11. Ограниченность культурного выбора у жителей района. 12. Высокая дотационность муниципального бюджета и зависимость от финансовой помощи из республиканского и федерального бюджета. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса на территории района (внедрение на предприятиях инновационных технологий, передача передового опыта хозяйствам района; развитие фермерской аквакультуры, малых предприятий лесопереработки). 2. Кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств между собой, а также с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями. 3. Развитие строительной промышленности на базе добычи и переработки полезных ископаемых. 4. Достройка технологических цепочек в обрабатывающей промышленности. 5. Полный охват территории района транспортным и пассажирским сообщением. 6. Развитие спорта в районе. Проведение активной социальной политики для улучшения демографических показателей района. 7. Повышение качества и доступности дошкольного, общего и дополнительного образования. 8. Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования и культуры. 9. Развитие инфраструктуры экологического и культурно-познавательного туризма: создание условий для любительской рыбалки и охоты; строительство гостиниц, кафе, стоянок; формирование туров и различных экскурсионных программ, разработка туристских маршрутов. 10. Использование особенностей географического положения, транспортной инфраструктуры и ресурсов для привлечения на территорию потенциальных инвесторов |
1. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию (увеличение стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений и новой сельскохозяйственной техники). 2. Зависимость сельскохозяйственного сектора от климатических угроз. 3. Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, алкоголизм, наркомания. 4. Старение кадрового состава. 5. Слабый возврат выпускников вузов в район, отток молодого экономически активного населения за пределы района и республики (проблемы трудовой и сезонной миграции). 6. Возникновение аварийных ситуаций в системе жилищно-коммунального хозяйства по причине износа основных фондов. 7. Низкий удельный вес собственных доходных источников бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней, снижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими муниципальными районами Республики Мордовия за получение ресурсов развития. 8. Снижение объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах. |
2.4. Стратегические направления инвестиционного развития Ардатовского муниципального района Республики Мордовия
Реализация цели и задач Инвестиционной стратегии должна осуществляться в рамках проводимой инвестиционной политики. Под инвестиционной политикой территории понимается система мер, реализуемых органами местного самоуправления, обеспечивающая создание экономических и правовых условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности хозяйственного комплекса муниципального образования (территории).
Наибольший эффект от реализации инвестиционной политики в условиях ограниченных финансовых и административных ресурсов достигается при условии целенаправленного воздействия на так называемые "точки роста" территории. Комплексный анализ уровня социально-экономического развития Ардатовского муниципального района Республики Мордовия позволил выделить две группы приоритетных направлений инвестиционного развития: главная ("точки роста" территории) и поддерживающая. В главную группу включены направления, которые должны стать катализаторами развития экономики муниципального образования.
Поддерживающая группа - направления, без которых реализация направлений главной группы не возможна.*
Главная группа ("точки роста" территории) |
Поддерживающая группа |
1. Создание особой экономической зоны. 2. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов. 3. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции (Развитие агропромышленного комплекса). 4. Активизация жилищного строительства. 5. Развитие строительного комплекса и производства современных строительных материалов. 6. Развитие инфраструктурного комплекса. 7. Развитие индустрии туризма и отдыха. |
1. Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой. 2. Улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности. |
Важнейшим вектором инвестиционной политики района является повышение инвестиционной привлекательности территории. В целях привлечения потенциальных инвесторов и планомерного развития территории в районе разработана и утверждена Схема территориального планирования Ардатовского муниципального района, генеральные планы городских и сельских поселений, а также правила землепользования и застройки поселений Ардатовского муниципального района. Администрацией Ардатовского муниципального района определены перспективы развития инвестиционного климата.
Перспективные стратегические инвестиционные проекты Ардатовского муниципального района на 2017 - 2022 годы*
Наименование инвестиционного проекта |
Стоимость, млн. руб |
Инвестор |
Отрасль |
Место реализации |
Срок реализации |
Кол-во рабочих мест |
Инвестиционные проекты на активной стадии реализации | ||||||
Программа перевооружения ОАО "Ардатовский светотехнический завод" для массового производства полупроводниковых осветительных приборов с LED источниками света" |
304.7 |
ОАО "АСТЗ" |
Промышленность |
пос. Тургенево |
2014-2018 |
55 |
Строительства детского сада в г. Ардатов на 250 мест. |
135 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Образование |
г. Ардатов |
2015-2017 |
|
Строительство центра культурного развития в г. Ардатов |
100 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Культура |
г. Ардатов |
2015-2017 |
|
Капитальный ремонт гидротехнических сооружений гидроузла на реке Алатырь, п. Тургенево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия |
115 |
Администрация Тургеневского городского поселения |
Экология |
пос. Тургенево |
2016-2018 |
|
Строительство культурно-просветительского центра |
55 |
Епархия |
Общественно-религиозная |
г. Ардатов |
2015-2017 |
|
Благоустройство площади авиаторов в г. Ардатов |
3,0 |
Администрация городского поселения Ардатов |
Благоустройство |
г. Ардатов |
2016-2017 |
|
Строительство 2-х мобильных котельных в пос. Тургенево 2,58 Гкал/ч КПД 93-94% |
29 |
ООО "Эко М" |
Коммунальное хозяйство |
пос. Тургенево |
2016-2017 |
2 |
Водоснабжение п. станция Ардатов (3-я очередь строительства) |
12,1 |
Администрация Ардатовского сельского поселения |
Коммунальное хозяйство |
п. ст. Ардатов |
2014-2017 |
|
Водоснабжение с. Редкодубье (4-я очередь строительства) |
8,1 |
Администрация Редкодубского сельского поселения |
Коммунальное хозяйство |
с. Редкодубье |
2014-2017 |
|
Капитальный ремонт здания под ЗАГС в Ардатовском муниципальном районе |
7,2 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
|
г. Ардатов |
2016-2017 |
|
Перспективные инвестиционные проекты (планируемые)* | ||||||
Реконструкция здания под приемозаготовительный пункт на 350 тонн |
1,5 |
Чукальское ПО |
Торговля |
п. ст. Ардатов |
2018 |
5 |
Реконструкция здания под цех по выработке мясных изделий и полуфабрикатов (мощностью 210 тонн в год) |
2,7 |
Чукальское ПО |
Торговля |
п. ст. Ардатов |
2019 |
7 |
Строительство пристроя МБОУ "Ардатовская СОШ" на 270 мест |
270 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Образование |
г. Ардатов |
2017 |
- |
Строительство пристроя к д/с "Теремок", на 50 мест |
36,33 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Образование |
г. Ардатов |
2018 |
|
Реконструкция МБОУ "Октябрьская СОШ" |
25,0 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Образование |
пос. Октябрьский |
2018 |
|
Реконструкция МБОУ "Редкодубская СОШ" |
25,0 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Образование |
с. Редкодубье |
2018 |
|
Реконструкция имеющихся помещений МБОУ "Чукальская ООШ" под размещение детского сада от 1 до 7 лет на 55 мест |
37,73 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Образование |
с. Чукалы |
2018 |
|
Капитальный ремонт МБДОУ детский сад "Рябинка" комбинированного вида |
12,0 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Образование |
пос. Тургенево |
2019 |
|
Реконструкция Октябрьского детского сада |
60,0 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Образование |
пос. Октябрьский |
2019 |
|
Строительство МБДОУ на 70 мест в п. Тургенево |
48,3 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Образование |
пос. Тургенево |
2019 |
|
Строительство МБДОУ в с. Редкодубье на 55 мест |
60 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Образование |
с. Редкодубье |
2019 |
|
Реконструкция сельского Дома культуры в с. Редкодубье |
3,6 |
Администрация Редкодубского сельского поселения |
Культура |
с. Редкодубье |
2018 |
|
Строительство Музея валенок в с. Урусово (120 посещений в смену) |
4,4 |
Администрация Урусовского сельского поселения |
Культура |
с. Урусово |
2017 |
|
Реконструкция ДК для создания МКЦ в п.г.т. Тургенево |
4,0 |
Администрация Тургеневского городского поселения |
Культура |
пос. Тургенево |
2017 |
|
Реконструкция Шахматного клуба г. Ардатов |
4,5 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Культура |
г. Ардатов |
2018 |
|
Строительство плавательного бассейна в г. Ардатов |
116,7 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Спорт |
г. Ардатов |
2019 |
10 |
Строительство спортивной площадки в г. Ардатов |
25,0 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Спорт |
г. Ардатов |
2019 |
|
Капитальный ремонт гидротехнических сооружений пруда на р. Леплей, с. Кученяево |
10,8 |
Администрация Кученяевского сельского поселения |
Экология |
с. Кученяево |
2019 |
|
Капитальный ремонт гидротехнических сооружений пруда на ручье Алёшка-Лей, с. Чукалы |
9,6 |
Администрация Чукальского сельского поселения |
Экология |
с. Чукалы |
2019 |
|
Строительство очистных сооружений в р.п. Тургенево 1000 м3/сутки. |
139,05 |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Экология |
пос. Тургенево |
2018-2019 |
8 |
Строительство цеха по производству сухой деминерализованной сыворотки производительностью 300 тонн. |
256 |
ООО "Ардатовский продукт" |
Агропромышленный комплекс |
пос. Тургенево |
2018-2019 |
50 |
Строительство колбасного цеха |
5 |
ИП Богоявленский И.А. |
Агропромышленный комплекс |
пос. Тургенево |
2018-2019 |
7 |
Строительство предприятия по производству сувенирных изделий, столярных изделий |
1 |
ИП Пиняйкин |
Промышленность, платные услуги |
пос. Тургенево |
2018 |
5 |
Строительство сервиса шиномонтажа для грузовых автомобилей |
2 |
ИП Токарев А.Н. |
Платные услуги |
пос. Тургенево |
2018 |
4 |
Переработка молочной продукции |
10 |
ИП Богоявленский |
Агропромышленный комплекс |
пос. Тургенево |
2018 |
3 |
Производство бутилированной воды и напитков |
12 |
МП "Тургеневожилкомхоз" |
Промышленность |
пос. Тургенево |
2018-2019 |
10 |
Водоснабжение с. Низовка |
15,1 |
Администрация Низовского сельского поселения |
Коммунальное хозяйство |
с. Низовка |
2018 |
|
Водоснабжение с. Чукалы |
8,0 |
Администрация Чукальского сельского поселения |
Коммунальное хозяйство |
с. Чукалы |
2018 |
|
Развитие инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений инвестиционного развития Ардатовского муниципального района, поскольку рост научно-технического потенциала района позволяет развивать производство высокотехнологичной, ресурсосберегающей и конкурентоспособной продукции. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов.
Промышленный комплекс обеспечивает наибольший вклад в совокупный выпуск продукции муниципального образования. Высокий уровень налоговой отдачи, заработной платы работников предприятий, обеспеченность ресурсами - основа выбора промышленного производства в качестве приоритетного направления развития.
Главными задачами развития промышленного комплекса района являются:
определение площадок под расширение существующих промышленных предприятий и создание новых производств;
создание условий для инновационного развития промышленного комплекса;
технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых российских и зарубежных технологий;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства;
производство и переработка сельскохозяйственной продукции (развитие агропромышленного комплекса (далее АПК).
Ардатовский муниципальный район обладает существенным потенциалом для увеличения производства сельскохозяйственных культур и их переработки, развития молочного и мясного животноводства.
Главными задачами развития молочного и мясного животноводства являются:
повышение инвестиционной привлекательности комплекса;
техническое перевооружение сельскохозяйственной отрасли, ускоренное внедрение малозатратных ресурсосберегающих технологий;
развитие потребительской и производственной кооперации;
создание вертикально интегрированных структур, включающих наряду с производством сельскохозяйственной продукции предприятия по ее хранению, глубокой переработке и выпуску конкурентоспособной продукции;
устранение диспропорций между объемами производства и объемами переработки сельскохозяйственной продукции из-за недостатка перерабатывающих мощностей, с одной стороны, и технической отсталости перерабатывающей отрасли в целом, с другой;
создание современной инфраструктуры оптовой торговли продукцией АПК;
расширение и улучшение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции.
Активизация жилищного строительства.
Одним из важнейших направлений инвестиционного развития является жилищное строительство. В настоящее время приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов доступно лишь ограниченному кругу семей, поэтому основная цель органов местного самоуправления - повышение доступности жилья.
Главными задачами развития жилищного строительства являются:
переселение граждан и ликвидация ветхого и аварийного жилья на территории муниципального образования;
улучшение жилищных условий сельского населения Ардатовского муниципального района, в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов;
предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения или строительства индивидуального жилого дома, дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка;
обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, транспортной и социальной инфраструктурной;
формирование рынков эффективных земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
активизация развития малоэтажного жилищного строительства.
Развитие строительного комплекса и производства современных строительных материалов. Развитие массового жилищного строительства обусловит развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
Главными задача развития строительного комплекса являются:
повышение материально-технического обеспечения предприятий строительного комплекса современной импортной и отечественной строительной техникой и материалами;
приоритетное привлечение строительных организаций района к реализации инвестиционных проектов на его территории особенно получивших государственную и муниципальную поддержку;
производство конкурентоспособной номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций из местного сырья с применением инновационных, в том числе энергосберегающих технологий;
обеспечение предприятий строительного комплекса высококвалифицированными кадрами.
Развитие инфраструктурного комплекса.
Создание объектов инфраструктуры важнейшее направление государственной и муниципальной инвестиционной политики. От уровня развития инфраструктурного комплекса во многом зависит инвестиционная привлекательность территории. Связано это прежде всего с тем, что затраты на создание инфраструктурных объектов слишком высоки для частного бизнеса, кроме того, подобного рода капитальные вложения полностью привязаны к территории, поэтому в случае неудачи не могут быть обналичены. Развитие практики государственно-частного партнерства позволит оптимизировать затраты государства и хозяйствующих субъектов на строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры.
Основными направлениями инвестиционного развития инфраструктурного комплекса Ардатовского муниципального района должны стать:
модернизация жилищно-коммунального хозяйства, строительство новых объектов инженерной инфраструктуры;
создание конкурентоспособной транспортной инфраструктуры для обеспечения реализации транзитного потенциала района, строительство мостов.
Развитие индустрии туризма и отдыха.
Ардатовский район -это один из районов Мордовии, где туризм и гостеприимство могут развиваться и приносить экономическую прибыль. Привлекательность района среди туристов связана во многом с имеющимися на его территории ресурсами, транспортной доступностью и транзитным положением района. На территории района благоприятно сочетаются сохранившийся природный потенциал и богатое культурно-историческое наследие. Это уникальное соединение историко-культурных и природных условий, создают хорошую основу и перспективу для развития современных видов туризма.
Разработана Программа организации туристического маршрута по Ардатовскому району с посещением Казанской Ключевской пустыни, музея Эрьзи в с. Баево, Ардатовского краеведческого музея, музея валенок в с. Урусово, с. Кельвядни, а также урочища Шмелева пруда.
Немалую привлекательность составляют и возможности для охоты и рыбалки.
Главными задачами развития сферы туризма являются:
развитие инфраструктуры гостеприимства (гостиниц, предприятий общественного питания, досуговых зон и т.д.);
расширение туристических маршрутов, проходящих через территорию Ардатовского муниципального района;
продвижение туристических услуг через Интернет-ресурсы.
Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой.
Результатом реализации Инвестиционной стратегии станет рост благосостояния жителей района. В связи с этим, к социальной инфраструктуре будут предъявляться повышенные требования. Улучшение социальной инфраструктуры точно так же как и коммунальной не возможно только за счет бюджетных средств, поэтому для реализации инвестиционных проектов в социальной сфере необходимо использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Главными задачами развития являются:
достижение обеспеченности населения района учреждениями социальной инфраструктуры в соответствии с градостроительными нормативами;
повышение качества и доступности медицинской помощи, рациональное использование ресурсного потенциала отрасли;
повышение квалификации педагогов, обновление методов, форм и технологий образования с целью роста его качества;
модернизация материально-технической базы всех образовательных учреждений района, включающая обновление учебного, лабораторного оборудования, спортивного инвентаря;
повышение уровня физической подготовки населения за счет создания возможностей для занятий физической культурой и спортом;
создание условий для развития народного самодеятельного творчества, сохранения национальной культуры и налаживания межнациональных культурных связей.
улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности.
В структуре экономики района ведущую роль играет промышленность -47%, сельское хозяйство -42%. В целях обеспечения комфортной среды обитания населения Ардатовский муниципальный район ориентирован на реализацию инвестиционных проектов направленных на:
экологизацию промышленного производства и улучшение качества окружающей среды (использование экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и др.);
прекращение несанкционированного размещения отходов, создание современной инфраструктуры обращения с твердыми бытовыми отходами путем строительства специальных полигонов и участков по их переработке;
рациональное использование природных ресурсов, сохранение природных ландшафтов;
сохранение объектов животного мира, водных биологических ресурсов, уменьшение вреда, причиняемого объектам животного мира и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Глава 3. Анализ форм государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия
3.1. Система государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия. Обзор инвестиционного законодательства
Комплекс мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе полностью распространяется на субъекты инвестиционной деятельности Ардатовского муниципального района. Законодательная база Республики Мордовия в сфере инвестиционной политики акцентирована на сопровождении инвестиционных проектов. Ключевым документом, определяющим политику и программы по ее реализации, является Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия" (далее - закон от 20.02.2006 года N 6-З)
Законом от 20.02.2006 года N 6-З регулируется присвоение статуса инвестиционному проекту, предоставление бюджетных инвестиций, субсидий из бюджета Республики Мордовия, государственных гарантий Республики Мордовия и исполнения кредитных обязательств субъекта инвестиционной деятельности посредством передачи в залог имущества из состава залогового фонда. В Законе от 20.02.2006 года. N 6-З введено понятие "территории комплексного развития" и определены механизмы поддержки для проектов, наделенных соответствующим статусом. "Статусные" инвестиционные проекты могут претендовать на налоговые льготы и быть обеспечены транспортной и (или) инженерной инфраструктурой.
Процедура проведения экспертизы заявок на оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме присвоения статуса инвестиционным проектам на территории Республики Мордовия регламентирована постановлением Правительства Республики Мордовия от 11.04.2008 года N 139 "О некоторых вопросах реализации Закона Республики Мордовия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия". Определен перечень документов и требования к предъявляемым заявкам на участие в процедуре отбора.
Финансовая поддержка инвесторов определена Законом Республики Мордовия от 25 ноября 2004 года N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций ". Основные положения Закона от 25 ноября 2004 года N 77-З регулируют установление ставок налогов, налоговых льгот и оснований для их использования отдельным категориям налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.
Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года N 5-З "О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года N 54-З "О налоге на имущество организаций".
Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 года N 64-3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года N 106-З "О залоговом фонде Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 26 мая 2009 года N 41-З "О государственной поддержке сельского хозяйства Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 4 февраля 2009 года N 5-З "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения".
Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 года N 155-УГ "Об утверждении Инвестиционной декларации".
Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 года N 156-УГ "О Совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 16 июня 2014 года N 275 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Мордовия до 2020 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 года N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 гг.", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2011 года N 78 "О Межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия"
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 года N 88 "О некоторых вопросах реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы" (вместе с Правилами предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, направляющим полученные кредиты на финансирование проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы, входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года" и Порядком оценки инвестиционных проектов).
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 года N 89 "Об утверждении Правил предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение машин и оборудования, используемых для реализации инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 года N 40 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление ГУП Республики Мордовия "Дирекция по реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия" поручительств и (или) займов юридическим лицам с целью финансирования проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 апреля 2008 года N 137 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2006 года N 510 "Об утверждении Порядка ведения Перечня приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2007 года N 181 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам предоставления государственного имущества в залог".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 февраля 2011 года N 60 "Об утверждении Порядка формирования и учета залогового фонда Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 года N 59 "Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2016 года N 608 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия" Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016 - 2019 годы" государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 года N 515 "О Порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 сентября 2006 года N 397 "Об утверждении Положения о порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений Государственного учреждения "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия" в аренду и оказания услуг субъектам малого предпринимательства Республики Мордовия".
Положение о порядке предоставления автономной некоммерческой организацией "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" обеспечений исполнения обязательств субъектов малого и среднего бизнеса перед банками, лизинговыми, страховыми и иными организациями (утверждено Председателем Совета Попечителей АНО "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" М.С. Сезгановым 7 ноября 2007 года).
В Республике Мордовия функционируют институты инновационной инфраструктуры:
Государственное казенное учреждение "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия";
Автономное учреждение "Технопарк Мордовии";
Закрытый паевой инвестиционный фонд "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере" смешанных инвестиций "Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия";
инжиниринго-консалтинговый центр с представительством во всех районах республики;
Автономное учреждение "Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия" (в перспективе планируется создание районных подразделений Центра) и др.
Фонд поддержки предпринимательства
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия
АНО "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия".
3.2. Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории Ардатовского муниципального района Республики Мордовия
На территории Ардатовского муниципального района оказывается муниципальная поддержка при реализации инвестиционных проектов.
Всем инвесторам, предлагающим реализацию инвестиционных проектов, отвечающим направлениям развития муниципального образования, предлагается сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и нефинансовые меры поддержки:
1) поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы власти Республики Мордовия об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта;
2) распространение позитивной информации об инвесторе;
3) размещение информации о реализуемом проекте на официальном сайте администрации района;
4) содействие в организационном, административном и юридическом решении проблемных вопросов инвестора, которые возникают в процессе реализации инвестиционного проекта по следующим направлениям:
подбор инвестиционных площадок Ардатовского муниципального района;
оформление и предоставление земельного участка для реализации инвестиционного проекта;
получение разрешений на строительство новых инвестиционных объектов недвижимости или их реконструкцию, ввод инвестиционных объектов в эксплуатацию, получение технической документации на вновь введенный в эксплуатацию объект (по окончании строительства и/или реконструкции объекта);
согласование документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
технологическое присоединение к инженерным сетям (газ, водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение);
подбор трудового персонала из числа населения Ардатовского муниципального района.
5) оказание необходимой консультационной, методической помощи, информационной поддержки;
6) прочие нефинансовые меры.
Инвестиционным проектам, отвечающим требованиям, установленным законодательством РФ, Республики Мордовия и нормативными правовыми актами Ардатовского муниципального района, предлагаются финансовые меры поддержки. Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в отраслях сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, предлагаются следующие виды поддержки:
гранты начинающим фермерам;
гранты на развитие семейных животноводческих ферм;
субсидии из бюджетов Российской Федерации и Республики Мордовия.
Глава 4. Реализация Инвестиционной стратегии Ардатовского района Республики Мордовия до 2022 года
4.1. Мероприятия по формированию конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата
На основе комплексной оценки инвестиционного климата территории, учитывая значимость факторов, определяющих ее инвестиционную привлекательность и сдерживающих инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, а также динамику основных показателей инвестиционной деятельности, можно заключить, что в настоящее время хозяйственный комплекс Ардатовского муниципального района привлекателен для инвесторов, созданы условия, способствующие притоку инвестиций в район. Однако с учетом обостряющейся конкуренции за инвестиционные ресурсы внутри региона и в национальной экономике в целом достижение целей и задач Инвестиционной стратегии Ардатовского муниципального района возможно только при условии постоянной целенаправленной работы по формированию конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата. Формирование благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного климата предполагает решение поставленных задач в рамках приоритетных направлений инвестиционного развития территории района, а также реализацию комплекса мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности.
Достижение стратегических целей инвестиционной политики Ардатовского муниципального района будет осуществляться за счет реализации как мероприятий действующих республиканских и районных целевых программ, так и комплекса дополнительных мероприятий, направленных на привлечение новых инвестиций в Ардатовский муниципальный район и повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Комплексный механизм поддержки инвестиционной деятельности на территории Ардатовского муниципального района будет предусматривать следующие мероприятия:
1. Снижение административных барьеров и сокращение управленческих рисков при реализации инвестиционных проектов:
организация эффективной работы Инвестиционного совета по вопросам улучшения административной среды, анализа случаев создания необоснованных барьеров для инвесторов, выработке рекомендаций по организации взаимодействия органов исполнительной власти Ардатовского муниципального района и лиц, участвующих в инвестиционных процессах, рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая несостоявшиеся и неуспешные, проведение анализа причин успехов и неудач с целью дальнейшей разработки мероприятий по снижению негативных последствий рисков и их нейтрализации;
внедрение на территории Ардатовского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна", тесное взаимодействие с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональный институт развития, направленный на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона.
обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Ардатовского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов.
2. Предоставление мер муниципальной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
3. Активный поиск возможностей для финансирования инвестиционных проектов за счет привлеченных средств:
поиск стратегических партнеров, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов на внутрироссийском рынке и за рубежом, их ознакомление с особенностями хозяйственного комплекса района;
включение инвестиционных проектов Ардатовского муниципального района в отечественные и зарубежные электронные базы данных;
размещение и издание любой информации о приоритетных направлениях инвестиционного развития, возможных инвестиционных проектах, свободных инвестиционных площадках Ардатовского муниципального района должно быть как минимум на двух языках русском и английском;
постоянный рост профессионализма и мотивации специалистов органов власти, взаимодействующих с инвесторами.
4. Формирование земельных участков с готовой дорожной и инженерной инфраструктурой с целью сокращения сроков и затрат инвестора на этапе предоставления земельных участков для строительства и выдачи разрешений на строительство:
формирование и регулярное обновление базы данных свободных земельных участков для размещения инвестиционных проектов;
содействие созданию индустриальных парков;
ежегодная актуализация плана создания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в Ардатовского муниципальном районе.
5. Разработка районных целевых программ, направленных на решение ключевых социально-экономических проблем, а также активизация работы по получению государственной поддержки хозяйствующими субъектами Ардатовского муниципального района, финансовых ресурсов на создание и реконструкцию объектов инженерной и социальной инфраструктуры за счет областных и федеральных целевых программ.
6. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа Ардатовского муниципального района Республики Мордовия:
широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов;
активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном уровне путем взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональный институт развития, направленный на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона и другими структурами, заинтересованными в привлечении и финансировании инвестиций;
проведение встреч, круглых столов с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, ознакомление их с имеющимися инвестиционными площадками;
организация эффективного взаимодействия с отраслевыми союзами и ассоциациями для целенаправленного информирования потенциальных инвесторов;
размещение и актуализация информации об инвестиционных проектах Ардатовского муниципального района на интернет-сайтах Ардатовского муниципального района, Инвестиционном портале Республики Мордовия;
участие Ардатовского муниципального района в крупных выставочных мероприятиях, экономических форумах для создания благоприятного имиджа территории.
4.2. Ожидаемые результаты реализации Инвестиционной стратегии к 2020 году
Основными ожидаемыми результатами реализации настоящей стратегии станут:
увеличение объемов и темпов роста инвестиций в основной капитал;
расширение источников финансирования инвестиций, в том числе привлечение иностранных инвестиций;
рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг включая рыболовство и рыбоводство;
положительная динамика индекса промышленного производства;
заметный рост доли инновационной продукции;
диверсификация обрабатывающих производств, увеличение ассортимента производимой продукции;
рост доли малого и среднего бизнеса в основных экономических показателях деятельности района (инвестиции, занятость);
увеличение доли высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест на территории района;
рост ввода в действие жилых домов и показателя обеспеченности населения жилищной площадью
улучшение демографической ситуации.
Заключение
Настоящая Инвестиционная стратегия определяет цели и задачи инвестиционной политики Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, а также целостную систему мероприятий по ее реализации, структурированную по целям и задачам и сбалансированную по срокам и ресурсам.
Реализация Инвестиционной стратегии позволит поднять уровень благосостояния населения, выровнять уровень инвестирования в приоритетные направления экономики, а также повысить степень интенсивности использования инновационных технологий в приоритетной отрасли экономики - сельском хозяйстве, а также продукции и услугах, производимых этой отраслью.
* Примечание
Показатели и мероприятия Инвестиционной стратегии рекомендуется дополнить конкретными показателями и мероприятиями данного муниципального района.
Кроме того, предлагаем дополнить Инвестиционную стратегию проектами муниципально-частного партнерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 1 февраля 2017 г. N 63 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Ардатовского муниципального района РМ до 2022 г."
Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2017 г.
Текст постановления опубликован в газете "Муниципальный вестник" от 6 февраля 2017 г. N 2