Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерства образования
Республики Мордовия
от 3 августа 2017 г. N 652
Методические рекомендации
по разработке школьных учебных планов для образовательных организаций Республики Мордовия, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования
на 2017 - 2018 учебный год
1. Общие положения. Нормативно-правовая основа проектирования школьных учебных планов
Школьный учебный план (далее - учебный план) входит в состав образовательной программы конкретного уровня общего образования и является механизмом ее реализации. Он определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики и других видов деятельности, максимальный объём аудиторной нагрузки учащихся и формы промежуточной аттестации.
Основная образовательная программа конкретного уровня общего образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - стандарты), следовательно, при ее разработке необходимо учитывать изменения, которые внесены в стандарты.
Стандарт начального общего образования (1 - 4 кл.) утвержден приказом Минобрнауки России 6 октября 2009 г. N 373, изменения внесены следующими приказами:
приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241;
приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357;
приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060;
приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643;
приказ Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. N 507;
приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576.
Стандарт основного общего образования (5 - 9 кл.) утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. N 1897, изменения внесены следующими приказами:
приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644;
приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577.
Стандарт среднего общего образования (10 - 11 кл.) утвержден приказом Минобрнауки России 17 мая 2012 г. N 413, изменения внесены следующими приказами:
приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645;
приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578;
приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613.
При разработке учебных планов обеспечиваются требования соответствующих стандартов (с изменениями) к их структуре и содержанию, а также учитываются положения компонента "Учебный план начального/основного общего образования" организационного раздела примерных основных образовательных программ соответствующего уровня общего образования. Примерные основные образовательные программы начального/основного общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. N 1/15) и включены в реестр государственной информационной системы (http://fgosreestr.ru).
Учебные планы для 8 - 9 и 10 - 11 классов разрабатываются в соответствии с федеральным базисным учебным планом (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. N 1312 с изменениями от 20 августа 2008 г. N 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 3 июня 2011 г. N 1994, от 1 февраля 2012 г. N 74) и должны обеспечивать достижение образовательных результатов, которые определены федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 с изменениями на 31 января 2012 года).
Учебные планы должны включать формы промежуточной аттестации (информационное письмо Минобразования РМ от 3 августа 2015 года N 3553 "Примерные формы промежуточной аттестации").
Учебные планы и расписание к ним должны обеспечивать выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015 г.) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10").
Реализация основных образовательных программ посредством учебных планов проводится в соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (приказы Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 и N 1015).
2. Подходы к проектированию школьных учебных планов (в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования (с изменениями))
2.1. Начальное общее образование
Региональный Базисный учебный план общеобразовательных организаций Республики Мордовия, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования (далее - Региональный БУП НОО), на 2017 - 2018 учебный год (1 - 4 классы) разработан на основе следующих документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон Республики Мордовия от 08.08.2013 г. N 53-З "Об образовании в Республике Мордовия" (в ред. Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 N 103-З);
- стандарт начального общего образования (1 - 4 кл.), утвержден приказом Минобрнауки России 06 октября 2009 г. N 373, изменения внесены следующими приказами: приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241; приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357; приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060; приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643; приказ Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. N 507; приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576;
- порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденным постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 (с изменениями и дополнениями).
С учетом регионального базисного учебного плана образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают учебный план образовательной организации.
Основная образовательная программа начального общего образования в I - IV классах реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана начального общего образования образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Региональный БУП НОО общеобразовательной организации на 2017 - 2018 учебный год предусматривает 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I - IV классов.
Региональный БУП НОО и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Региональный БУП НОО определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Региональный БУП НОО состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий, занятий по внеурочной деятельности.
Занятия по внеурочной деятельности планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом занятий по внеурочной деятельности и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Общий объем нагрузки в течение дня не превышает:
для обучающихся 1-х классов-4 уроков и один день в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов -5 уроков и один день в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.
Обязательная часть Регионального БУП НОО определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
К предметным областям федерального компонента Регионального БУП НОО отнесены: Русский язык и литературное чтение, Родной язык и литературное чтение на родном языке, Иностранный язык, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (Окружающий мир), Искусство (Изобразительное искусство, Музыка), Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики.
Изучение предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке"осуществляется при наличии программного и методического обеспечения. Выбор языка носит добровольный характер, осуществляется по выбору родителей (законных представителей) по заявлению с указанием языка, являющегося родным для обучающегося (в соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона об образовании "Об образовании в Российской Федерации").
Преподавание учебного предмета "Мордовский (мокшанский/эрзянский) язык" как государственного языка Республики Мордовия осуществляется только в части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебном плане и классном журнале указываются наименования курсов: "Мокшанский язык", "Эрзянский язык". Рекомендуется безотметочное изучение данных курсов.
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ).
Курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Примерный учебный план (недельный)
для 1 - 4 классов общеобразовательных организаций Республики Мордовия, реализующих образовательную программу начального общего образования по федеральным государственным образовательным стандартам
(6-дневная неделя)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Формы промежуточной аттестации |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык и Литературное чтение |
9/6 |
9/8 |
9/8 |
9/8 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке* |
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
-/3 |
-/3 |
-/3 |
-/3 |
|
Родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке** |
- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики*** |
- |
- |
- |
1 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Итого |
21/21 |
23,5/25 |
23,5/25 |
24,5/26 |
|
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) |
Мордовский (мокшанский/эрзянский) язык**** |
- |
1/- |
1/- |
1/- |
|
Иные виды деятельности |
|
|
1,5/1 |
1,5/1 |
0,5/- |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
26 |
26 |
26 |
|
* Изучение предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" осуществляется при наличии программного и методического обеспечения. Выбор языка носит добровольный характер, осуществляется по выбору родителей (законных представителей) по заявлению с указанием языка, являющегося родным для обучающегося.
** При реализации предметной области "Родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке" рабочие программы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и утверждаются методическим советом школы.
*** Курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого выбора, формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из учащихся нескольких классов или из учащихся нескольких общеобразовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
В классных журналах в разделе "Оглавление" записывается название курса с указанием изучаемого модуля: "Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Основы православной культуры". На странице журнала, отведенной для предмета, записывается: "ОРКСЭ. Основы православной культуры".
**** Преподавание учебного предмета "Мордовский (мокшанский/эрзянский) язык" как государственного языка Республики Мордовия осуществляется только в части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебном плане и классном журнале указываются наименования курсов: "Мокшанский язык", "Эрзянский язык".Рекомендуется безотметочное изучение данных курсов.
2.2. Основное общее образование
Структура учебного плана основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть включает следующие предметные области и учебные предметы*:
"Русский язык и литература". Учебные предметы "Русский язык", "Литература".
"Родной язык и родная литература".Учебные предметы "Родной язык", "Родная литература".
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература"осуществляется при наличии программного и методического обеспечения. Выбор языка носит добровольный характер, осуществляется по выбору родителей (законных представителей) по заявлению с указанием языка, являющегося родным для обучающегося (в соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона об образовании "Об образовании в Российской Федерации").
Преподавание учебного предмета "Мордовский (мокшанский/эрзянский) язык" как государственного языка Республики Мордовия осуществляется только в части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебном плане и классном журнале указываются наименования курсов: "Мокшанский язык", "Эрзянский язык". Рекомендуется безотметочное изучение данных курсов.
"Иностранный язык. Второй иностранный язык". Учебные предметы: "Иностранный язык", "Второй иностранный язык".
"Общественно-научные предметы". Учебные предметы: "История России", "Всеобщая история", "Обществознание", "География".
"Математика и информатика". Учебные предметы: "Математика", "Алгебра", "Геометрия", "Информатика".
"Основы духовно-нравственной культуры народов России".
"Естественно-научные предметы". Учебные предметы: "Физика", "Химия", "Биология".
"Искусство". Учебные предметы: "Изобразительное искусство", "Музыка".
"Технология".Учебный предмет "Технология".
"Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности". Учебные предметы: "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности".
*Примечание: Обращаем внимание на изменение в предметной области "Филология" (приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. N 1577). Она заменена на две предметные области "Русский язык и литература", "Иностранные языки" и введена предметная область "Родной язык и родная литература".
Примерный учебный план (недельный)
для 5 - 7 и 8 - 9 (пилотных) классов общеобразовательных организаций Республики Мордовия, реализующих основную образовательную программу основного общего образования по федеральным государственным образовательным стандартам
(6-дневная неделя)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Формы промежуточной аттестации |
||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Русский язык и литература |
Русский язык |
5 |
6 |
4 |
3 |
3 |
|
Литература |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
||
Родной язык и родная литература * |
Родной язык и родная литература |
-/3 |
-/3 |
-/3 |
-/3 |
-/3 |
|
Родная литература и родной язык (русский) ** |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Иностранный язык. Второй иностранный язык |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Второй иностранный язык *** |
2/- |
2/- |
2/- |
2/- |
2/- |
|
|
Математика и информатика |
Математика |
5 |
5 |
|
|
|
|
Алгебра |
|
|
3 |
3 |
3 |
||
Геометрия |
|
|
2 |
2 |
2 |
||
Информатика и ИКТ |
|
|
1 |
1 |
1 |
||
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
Обществознание |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
||
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
||
Основы духовно-нравственной культуры народов России *** |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
0,5 |
|
|
|
|
|
Естественно-научные предметы |
Физика |
|
|
2 |
2 |
3 |
|
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
Биология |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1/- |
|
|
|
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
|
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
Итого |
30/30,5 |
31,5/32 |
32,5/33 |
34,5/34 |
34,5/35 |
|
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||
|
Мордовский (мокшанский, эрзянский) язык ***** |
1/- |
1/- |
1/- |
- |
- |
|
История и культура мордовского края ****** |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Иные виды деятельности (учебные проекты/исследования, социальная практика и др.) |
|
0,5/1 |
-/0,5 |
1 /1,5 |
1 /1,5 |
1/0,5 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной рабочей неделе |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
|
* Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" осуществляется при наличии программного и методического обеспечения. Выбор языка, носит добровольный характер, осуществляется по выбору родителей (законных представителей) по заявлению с указанием языка, являющегося родным для обучающегося.
** При реализации предметной области "Родной язык (русский) и Родная литература" рабочие программы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и утверждаются методическим советом школы.
*** При изучении второго иностранного языка в части "Иные виды деятельности" количество часов сокращается на 2 часа.
**** Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее - ОДНКНР) может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР как отдельный предмет;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся основного общего образования.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной школы и конкретизируется в пояснительной записке к учебному плану/плану внеурочной деятельности.
***** Преподавание учебного курса "Мордовский (мокшанский/эрзянский) язык" как государственного языка Республики Мордовия осуществляется только в части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебном плане и классном журнале указываются наименования курсов: "Мокшанский язык", "Эрзянский язык".Рекомендуется безотметочное изучение данных курсов.
****** В рамках преподавания данного учебного курса, а также во исполнение поручений Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова, данных на совещании по вопросам развития туризма в Республике Мордовия от 8 июня 2015 года N 02-15/Пр-14, рекомендуется организовывать выезды учащихся по экскурсионным и многодневным туристским маршрутам по территории Республики Мордовия, разработанным Министерством культуры и туризма Республики Мордовия совместно с ГБУ "Туристко-информационный центр Республики Мордовия" (во внеурочной деятельности).
3. Подходы к проектированию учебных планов основного (8 - 9 классы) и среднего (10 - 11 классы) общего образования в соответствии с ФБУП - 2004 года
На уровне основного (8 - 9 классы) и среднего (10 - 11 классы) общего образования обучение осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом 2004 года. Учебные планы проектируются в соответствии с ФБУП - 2004 года, их структура состоит из двух частей: инвариантной, отражающей содержание федерального компонента стандарта и вариативной, отражающей региональные (национально-региональные) и школьные особенности.
3.1. Основное общее образование в соответствии с ФБУП - 2004 года
Министерство образования Республики Мордовия предлагает два варианта примерного учебного плана основного общего образования (8 - 9 классы) для общеобразовательных организаций.
Вариант 1
Примерный учебный план (недельный)
для общеобразовательных организаций Республики Мордовия с русским языком обучения, реализующих основную образовательную программу основного общего образования (в соответствии с ФБУП - 2004 года)
Учебные предметы
|
Количество часов в неделю |
Формы промежуточной аттестации |
|
классы |
8 |
9 |
|
Русский язык |
3 |
2 |
|
Литература |
2 |
3 |
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
|
Математика |
5 |
5 |
|
Информатика и ИКТ |
1 |
2 |
|
История |
2 |
2 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
1 |
1 |
|
География |
2 |
2 |
|
Физика |
2 |
2 |
|
Химия |
2 |
2 |
|
Биология |
2 |
2 |
|
Искусство (Музыка и ИЗО) |
1 |
1 |
|
Технология |
1 |
0 |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
0 |
|
Физическая культура |
3 |
3 |
|
ИТОГО: |
31 |
30 |
|
Региональный (национально-региональный) компонент | |||
История и культура мордовского края* |
0,5 |
0,5 |
|
Часы компонента общеобразовательного учреждения | |||
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), социальная практика, учебные проекты/исследования и др. |
4,5 |
5,5 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной рабочей неделе |
36 |
36 |
|
* В рамках преподавания данного учебного курса, а также во исполнение поручений Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова, данных на совещании по вопросам развития туризма в Республике Мордовия от 8 июня 2015 года N 02-15/Пр-14, рекомендуется организовывать выезды обучающихся по экскурсионным и многодневным туристским маршрутам по территории Республики Мордовия, разработанным Министерством культуры и туризма Республики Мордовия совместно с ГБУ "Туристско-информационный центр Республики Мордовия" (во внеурочной деятельности).
Вариант 2
Примерный учебный план (недельный) для 8 - 9 классов образовательных организаций Республики Мордовия с русским (неродным) языком обучения, реализующих образовательную программу основного общего образования (в соответствии с ФБУП - 2004 года)
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Промежуточная аттестация |
|
8 |
9 |
||
Русский язык |
3 |
3 |
|
Литература |
3 |
3 |
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
|
Математика |
5 |
5 |
|
Информатика и ИКТ |
1 |
2 |
|
История |
2 |
2 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
1 |
1 |
|
География |
2 |
2 |
|
Физика |
2 |
2 |
|
Химия |
2 |
2 |
|
Биология |
2 |
2 |
|
Искусство (Музыка и ИЗО) |
1 |
1 |
|
Технология |
1 |
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
|
|
Физическая культура |
3 |
3 |
|
Итого: |
32 |
31 |
|
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательной организации: Родной (нерусский) язык и литература* |
3 |
3 |
|
История и культура мордовского края** |
0,5 |
0,5 |
|
Часы компонента образовательной организации *** |
0,5 |
1,5 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной рабочей неделе |
36 |
36 |
|
* В учебном плане и классном журнале указывается название: "Родной (мокшанский) язык", "Родной (эрзянский) язык", "Родной (татарский) язык", "Родная (мокшанская) литература", "Родная (эрзянская) литература", "Родная (татарская) литература".
** В рамках преподавания данного предмета рекомендуется организовывать выезды обучающихся по экскурсионным и многодневным туристским маршрутам по территории Республики Мордовия, разработанным Министерством культуры и туризма Республики Мордовия совместно с ГБУ "Туристско-информационный центр Республики Мордовия" (во внеурочной деятельности).
*** Часы, формируемые участниками образовательных отношений, могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях; на организацию предпрофильной подготовки учащихся (9 класс).
3.2. Среднее общее образование
Особенностью федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года на уровне среднего общего образования является изучение учебных предметов на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер ориентированный на решение разных комплексов задач.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Школа, исходя из своих возможностей и образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), самостоятельно формирует профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).
В соответствии с приказом N 506 от 7 июня 2017 года "О внесении изменений в федеральный компонент государственный образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089" на ступени среднего общего образования вводится как обязательный предмет "Астрономия" независимо от профильной направленности. Предмет "Астрономия" рассчитан на изучение 35 часов за 2 года обучения на ступени среднего общего образования. В учебном плане общеобразовательной организации учебный предмет "Астрономия" вносится в образовательную область "Естествознание" и может быть представлен в разных вариантах: 1 час в неделю в 10 классе; 1 час в неделю в 11 классе, 1 час в неделю во втором полугодии 10 класса и 1 час в неделю в первом полугодии 11 класса; 2 часа в неделю в одном из четырех полугодий 10 - 11 классов.
Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, с учетом утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями).
Министерство образования Республики Мордовия предлагает примерный учебный план среднего общего образования (10 - 11 классы) для общеобразовательных организаций Республики Мордовия.
Примерный учебный план (недельно-годовой)
для общеобразовательных организаций Республики Мордовия, реализующих образовательные программы среднего общего образования на базовом и профильном уровне
Образовательные области |
Учебные предметы |
Классы (группы)/Количество часов в неделю/год |
Формы промежуточной аттестации |
|||
Наименование |
Уровень изучения |
10 |
11 |
Всего |
|
|
Инвариантная часть |
|
|||||
Филология |
Русский язык |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
|||
Литература |
базовый |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
||
профильный |
5/170 |
5/170 |
10/340 |
|||
Иностранный язык |
базовый |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
||
профильный |
6/204 |
6/204 |
12/408 |
|||
Математика |
Математика |
базовый |
4/136 |
4/136 |
8/272 |
|
профильный |
6/204 |
6/204 |
12/408 |
|||
Обществознание |
История |
базовый |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
|
профильный |
4/136 |
4/136 |
8/272 |
|||
Обществознание (включая экономику и право) |
базовый |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
||
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
|||
Естествознание |
Биология |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
|||
Физика |
базовый |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
||
профильный |
5/170 |
5/170 |
10/340 |
|||
Астрономия* |
базовый |
1/35 |
1/35 |
|||
профильный |
1/35 |
1/35 |
||||
Химия |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
||
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
|||
Физическая культура |
Физическая культура |
базовый |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
|
профильный |
4/136 |
4/136 |
8/272 |
|||
Основы безопасности жизнедеятельности |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
||
профильный |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
|||
Вариативная часть |
|
|||||
Обществознание |
География |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
|||
Экономика |
базовый |
0,5/17 |
0,5/17 |
1/34 |
|
|
профильный |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
|||
Право |
базовый |
0,5/17 |
0,5/17 |
1/34 |
|
|
профильный |
2/68 |
2/68 |
4/136 |
|||
Математика |
Информатика и ИКТ |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
профильный |
4/136 |
4/136 |
8/272 |
|||
Искусство |
Искусство (МХК) |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
профильный |
3/102 |
3/102 |
6/204 |
|||
Технология |
Технология |
базовый |
1/34 |
1/34 |
2/68 |
|
профильный |
4/136 |
4/136 |
8/272 |
|||
Региональный (национально-региональный) компонент | ||||||
|
Родной (нерусский) язык и литература** |
3 |
3 |
|
|
|
Компонент образовательной организации | ||||||
Наименование модулей элективных, факультативных курсов, проектов, практик и др. |
Элективные курсы: "Образовательное земледелие", "Агрохимия в школе" *** |
1 |
1 |
1 |
|
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
37/1258 |
37/1258 |
37/1258 |
|
* Предмет "Астрономия" рассчитан на изучение 35 часов за 2 года обучения на ступени среднего общего образования. В учебном плане общеобразовательной организации учебный предмет "Астрономия" вносится в образовательную область "Естествознание" и может быть представлен в разных вариантах: 1 час в неделю в 10 классе; 1 час в неделю в 11 классе, 1 час в неделю во втором полугодии 10 класса и 1 час в неделю в первом полугодии 11 класса; 2 часа в неделю в одном из четырех полугодий 10 - 11 классов.
Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, с учетом утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Методические рекомендации Минобрнауки РФ "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия" от 20 июня 2017 года).
** В учебном плане и классном журнале указывается название: "Родной (мокшанский) язык", "Родной (эрзянский) язык", "Родной (татарский) язык", "Родная (мокшанская)литература", "Родная (эрзянская)литература", "Родная (татарская) литература".
При наличии частичного образовательного запроса на программы профильного уровня изучения отдельных предметов для групп учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам или разрабатываются элективные курсы с углубленным изучением отдельных тем выбранного ими учебного предмета (вариативная часть учебного плана).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.