В целях формирования информационного общества в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие информационных технологий и формирование информационного общества в Ичалковском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы".
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Горяеву А.Е. - заместителя Главы, начальника управления экономики и муниципальных программ администрации Ичалковского муниципального района.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия |
В.Г. Дмитриева |
Муниципальная программа
"Развитие информационных технологий и формирование информационного общества в Ичалковском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы"
(утв. Постановлением администрации Ичалковского муниципального района от 8 февраля 2016 г. N 95)
Паспорт
муниципальной программы "Развитие информационных технологий и формирование информационного общества в Ичалковском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы"
Наименование программы |
Муниципальная программа "Развитие информационных технологий и формирование информационного общества в Ичалковском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы" (далее - Программа) |
Муниципальный заказчик - координатор Программы |
Администрация Ичалковского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
Администрация Ичалковского муниципального района |
Цели и задачи Программы |
Основными целями Программы являются: 1) повышение качества жизни населения за счет широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также в повседневной жизни; 2) повышение эффективности системы муниципального управления, повышение доступности и качества муниципальных услуг для населения и бизнеса, а также открытости деятельности органов местного самоуправления на основе использования ИКТ; 3) рост экономики, уровня жизни населения и бюджетных доходов за счет развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, использования ИКТ в экономике и стимулирования развития ИКТ сектора. |
Задачи: 1) развитие технологий электронного правительства, реализация муниципальных услуг в электронной форме и принципа "одного окна" для повышения эффективности функционирования местного самоуправления, а также повышения оперативности и качества предоставления муниципальных услуг; 2) повышение доступности и качества образования, уровня образованности населения за счет внедрения современных ИКТ в систему образования и подготовки кадров; 3) повышение качества медицинских услуг и уровня здоровья населения на основе широкомасштабного использования ИКТ в деятельности врачей и медицинских учреждений, создания электронного паспорта здоровья и интегрированной системы управления здравоохранением; 4) обеспечение эффективного решения задач социальной защиты населения за счет создания и развития ИКТ-инфраструктуры и интегрированной системы социальной защиты, внедрения социальной карты гражданина; 5) повышение сохранности культурных ценностей, доступности услуг в сфере культуры на базе развития информационных систем сферы культуры, оцифровки культурного наследия и предоставления доступа к культурным ценностям через сеть Интернет; 6) развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение качества услуг на основе создания единой системы управления жилищно-коммунальным комплексом с использованием ИКТ; 7) содействие развитию транспортной инфраструктуры за счет создания и внедрения интеллектуальных транспортных систем, диспетчерского центра, системы управления развитием дорожного хозяйства и других систем; 8) создание и развитие систем обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций для повышения уровня безопасности жизнедеятельности; 9) содействие решению экологических проблем и поддержка управления природными ресурсами на базе развития профильных информационных систем и кадастров; 10) создание условий для развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление муниципальных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам вне зависимости от места их проживания и места регистрации. | |
Важнейшие целевые показатели Программы |
Доля рабочих мест сотрудников органов местного самоуправления района, включенных в систему электронного документооборота, 100% Доля рабочих мест сотрудников органов местного самоуправления района, обеспеченных телекоммуникационными ресурсами посредством скоростной информационной магистрали органов местного самоуправления, 100% Доля муниципальных услуг, предоставляемых с помощью ИКТ, в том числе с использованием сети Интернет, 90% Доля муниципальных заказов, размещаемых с использованием ИКТ, 100% Количество автоматизированных информационных систем, при работе с которыми используются технологии электронной цифровой подписи, 67 штук. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2016 - 2019 годы (без выделения этапов) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование Программы осуществляется в основном за счет средств муниципального бюджета. Возможно софинансирование программных мероприятий за счет средств, республиканского бюджета Республики Мордовия, федерального и внебюджетных источников при наличии соответствующих правовых актов. Общий объем финансирования Программы за счет средств муниципального бюджета по годам составляет: 2016 год -200 тыс. руб.; 2017 год -200 тыс. руб.; 2018 год -200 тыс. руб.; 2019 год -200 тыс. руб., |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Рост удовлетворенности населения качеством получаемых муниципальных услуг, а также повышение доверия к органам местного самоуправления со стороны населения и организаций муниципального района. 2. Достижение стратегических целей социально-экономического развития и установленных целевых индикаторов муниципальных целевых программ, в реализацию которых существенный вклад вносит широкомасштабное использование ИКТ. 3. Рост уровня безопасности жизнедеятельности. 4. Повышение эффективности расходования бюджетных средств за счет осуществления в электронной форме регламентов реализации муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг, сокращения времени и повышения качества принятия управленческих решений посредством использования ИКТ, исключения дублирования создаваемых информационных систем и обеспечения их эффективного взаимодействия. |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы |
В систему рабочих органов по реализации Программы входят: муниципальный заказчик-координатор Программы (осуществляет комплексное управление и контроль за реализацией Программы); функциональные заказчики программных мероприятий (осуществляют текущее управление реализацией Программы); ответственные исполнители программных мероприятий (обеспечивают реализацию Программы в части выполнения программных мероприятий); Руководитель несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы. |
Введение
Преобразующее влияние современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) сказывается практически на всех сферах человеческой деятельности. Уровень внедрения ИКТ становится одним из объективных показателей конкурентоспособности стран, регионов, муниципальных образований на внутреннем и внешнем рынках. Ускорение экономического роста и более эффективное решение социальных проблем во всем мире сегодня связывают с широкомасштабным развитием и использованием ИКТ.
Современные сетевые структуры управления на базе ИКТ позволяют создать новые эффективные механизмы взаимодействия органов управления с институтами гражданского общества, бизнесом и населением, обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия всестороннего развития в современном мире.
Потенциал ИКТ может быть раскрыт только в условиях благоприятной экономической среды, а широкий доступ к ИКТ и возможности их использования при одновременном соблюдении конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны могут быть обеспечены только при условии успешной реализации политики, направленной на экономический рост и повышение качества жизни населения. Это означает, что при формировании политики развития и использования ИКТ на любом уровне - глобальном, национальном, региональном, местном - первоочередной задачей является соотнесение ее целей и задач с целями и задачами социально-экономического развития.
Разработка муниципальной целевой программы развития и применения информационных технологий в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (далее - Программа) проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами, принятыми в Российской Федерации и в Республике Мордовия в целях координации создания и развития:
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р о реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р об утверждении плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями.
Настоящая Программа разработана в целях продолжения реализации в органах местного самоуправления политики в сфере ИКТ в 2016 - 2019 г.г. и направлена на повышение социально-экономического развития района и повышение качества жизни населения.
Способ реализации Программы основан на методе программного планирования.
Программа представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, увязанных по целям, задачам, ресурсам и срокам реализации конкретных работ, направленных на эффективное развитие и использование ИКТ в органах местного самоуправления, с учетом приоритетов социально-экономического развития.
В Программе реализован подход к информатизации органов местного самоуправления, при котором использование ИКТ является не просто автоматизацией функций, а инструментом способствующим осуществить перестройку работы соответствующих органов и организаций, направленную в первую очередь на оказание услуг населению и повышение социально-экономического потенциала.
Указанный подход направлен на создание сервис-ориентированной модели развития и использования ИКТ, при которой повышение качества муниципальных услуг и развитие социальной сферы, за счет использования ИКТ, рассматривается как одна из основных целей электронного развития и формирования информационного общества.
Программа носит комплексный характер и задает необходимые параметры для планирования и организации деятельности по развитию и широкомасштабному использованию ИКТ.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Проблема, на решение которой направлена Программа, напрямую связана с повышением эффективности использования ИКТ для решения задач социально-экономического развития Ичалковского муниципального района и республики в целом.
Развитие и использование ИКТ, учитывая комплексный характер процессов информатизации, нуждается в системном анализе, предусматривающем как оценку состояния условий (факторов) развития и широкомасштабного использования ИКТ, которые сложились в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (экономическая среда, человеческий капитал, регулирование сферы ИКТ), так и характеристику основных направлений развития информатизации (использование ИКТ в муниципальном управлении, образовании, культуре, и других отраслях экономики).
Использование ИКТ в сфере экономического развития.
Основными задачами в области социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления определены: развитие промышленного производства, создание инновационного сектора экономики и развитие малого и среднего бизнеса, развитие оптовой и розничной торговли, повышение устойчивости предприятий агропромышленного комплекса района, улучшение демографической ситуации и повышение качества предоставляемых услуг в сфере социальной защиты и здравоохранения, развитие системы образования, формирование рынка труда и улучшение условий и охраны труда, развитие физической культуры и спорта, реализация проектов и мероприятий в сфере культуры, обеспечение экологической безопасности территорий, решение проблем энергосбережения в республике, развитие жилищного строительства, развитие дорожного строительства и совершенствование системы государственного управления.
В целом состояние экономической среды является еще недостаточным и даже сдерживающим фактором широкомасштабного использования ИКТ.
Существенное влияние на развитие и использование ИКТ оказывает сравнительно невысокая плотность населения в связи с чем, требуются большие инвестиции в развитие ИКТ-инфраструктуры, что сдерживает более динамичное развитие информационного общества.
Также следует отметить ограниченную покупательную способность населения в отношении ИКТ, рост которой, в частности, сдерживается довольно высокой долей продуктов питания в структуре конечного потребления домохозяйств. Это обстоятельство ограничивает возможности домашней информатизации и отрицательно сказывается на перспективах широкомасштабного использования ИКТ населением.
Уровень информационной грамотности населения района в целом требует дальнейшего повышения. Хотя отмечается динамичный рост числа пользователей сети Интернет.
Расширяется использование организациями технологий электронного правительства. Так, 15 организаций использовали Интернет для получения информации о деятельности органов управления, в том числе:
67 организаций для получения бланков форм (статистической или налоговой отчетности);
67 организаций для представления заполненных форм (статистической или налоговой отчетности);
67 для участия в электронных торгах на закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.
В настоящее время одним из ключевых приоритетов Правительства Российской Федерации является создание электронного правительства. Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных и муниципальных услуг и информации о результатах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В Республике Мордовия созданы и развиваются инфраструктурные элементы электронного правительства - разработана Система межведомственного электронного взаимодействия, создан Республиканский удостоверяющий центр, Реестр государственных и муниципальных, региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций), созданы системы управления автоматизированным выполнением ведомственных и межведомственных административных регламентов органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Мордовия.
Подготовительным этапом в работе по представлению муниципальных услуг населению и организациям в соответствии с нормативно-правовыми актами разработаны и предоставлены в Правительство Республики Мордовия рабочие планы перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Создан многофункциональный центр представления муниципальных и государственных услуг. В существующем здании располагаются: ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ по РМ", Гипрозем.
В использовании ИКТ для предоставления муниципальных услуг и поддержки выполнения административных функций также существует целый ряд проблем, требующих решения в рамках Программы.
В целом процесс внедрения в районе технологий электронного правительства и предоставления услуг населению, организациям и бизнесу в электронном виде находится на стадии становления.
В районе в настоящее время создано 2 рабочих места по электронному документообороту, интегрированные с электронным документооборотом органов государственной власти республики.
Наблюдается использование органами местного самоуправления электронной цифровой подписи, применение которой играет важнейшую роль в расширении системы межведомственного электронного взаимодействия, а также в обеспечении информационной безопасности.
Существующий сегодня официальный WEB-сайт выполняет преимущественно информационную функцию и в настоящее время имеет достаточное количество инструментов интерактивного взаимодействия с населением и бизнесом. Электронный адрес ichalkirm.ru.
Отмечается высокий уровень оснащенности сотрудников органов местного самоуправления вычислительной техникой и развитой сети телекоммуникаций.
Находятся в действии и на стадии развития ряд информационных систем и ресурсов, таких как:
автоматизированные информационные системы учета населения (в том числе ведомственные автоматизированные информационные системы органов ЗАГС, органов местного самоуправления в части ведения электронных похозяйственных книг, учета жилищного фонда, автоматизации работы жилищно-эксплуатационных организаций, создания муниципального регистра населения);
автоматизированная информационная система планирования и мониторинга социально-экономического развития Республики Мордовия;
автоматизированная информационная система "Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия";
официальный портал, (ecichal@mail.ru);
автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом;
автоматизированная информационная система бухгалтерского учета и отчетности;
справочные системы "Гарант", "Консультант";
автоматизированная информационная система АИС "Несовершеннолетние" и т.д.
Среди основных направлений развития информационного общества важное место занимает применение ИКТ в образовательных процессах. Поскольку ИКТ являются сегодня эффективным инструментом развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образовательных услуг, их использование позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе.
В ходе реализации национального проекта "Образование" в 2008 году все школы Ичалковского муниципального района были подключены к высокоскоростному каналу Интернет. А в 2010 году активно проводились мероприятия по подключению домашних компьютеров учащихся к сети Интернет через провайдеров "Мегафон" и "Волгателекомм". Так из 1738 учеников, имеют персональные компьютеры дома 988 учащихся (57%), из них подключены к каналу Интернет 771 ученик (78%). Что находится на достаточно хорошем уровне.
Всего в общеобразовательных учреждениях в учебных целях используются 241 компьютер, из них почти 100 ПК имеют выход в Интернет (имеют школьную локальную сеть 10 школ, закупили и устанавливают необходимое оборудование еще 6 школ). Таким образом, на 1 школьный компьютер в нашем районе приходится 7 учащихся (в сравнении: в республике на 1ПК приходится 11 учащихся). Однако, нужно отметить, что примерно 13% компьютеров являются на сегодня морально устаревшими (т.е. закуплены были более 10 лет назад). Требуется планомерное переоснащение школ компьютерами примерно в количестве 35-40 штук на сумму 1 млн. рублей.
Уровень использования информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях находится на достаточно высоком уровне. В 2010 году район занял 1 место в республике по программе "Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочное время". По школам разработан единый график работы учащихся во второй половине дня. Они имеют свободный доступ к школьным ПК и Интернету после уроков для подготовки домашнего задания и к итоговой аттестации. Управление образование ежегодно отслеживает наиболее востребованные у учеников и учителей сайты и порталы во второй половине дня это:
edurm.ru,
edu.ru,
ege.ru,
mrio.edurm.ru,
сайты своих школ,
www.ichalkirm.ru, официальный сайт органов исполнительной власти РМ.
Появившиеся новые Интернет ресурсы существенно обогатили содержание педагогической деятельности. В 2009 году завершился процесс обучения учителей по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Поэтому уже сегодня созданы и действуют сетевые методические Интернет - сообщества учителей предметников, которые общаются виртуально, разрабатывают электронные учебно-методические пособия, повышают квалификацию в индивидуальном режиме и т.д.
Всего в школах имеется 23 оборудованных компьютерных кабинета и уже сейчас практикуется устанавливать в специализированных кабинетах математики, физики, химии дополнительно проектор, экран и компьютер для системного проведения уроков и курсов по выбору с применением ИКТ. В Б-Сыресевской, Рождественской, Оброченской, Ичалковской, Гуляевской, Кемлянской, Смольненской школах уже который год активно применяются мультимедийные технологии при проведении школьных родительских собраний и общих сельских мероприятий. Во всех школах района имеется электронная медиатека, которая работает по принципу обычной библиотеки по основным предметам учебного плана. Также имеется свой школьный банк разработок учителей с применением ИКТ, которые затем переходят в медиатеку. Для внедрения и формирования электронной школьной документации в школах района заведены электронные дневники и электронные журналы. Они позволят нам создать общую социальную сеть общения родителей, учителей и учащихся.
Для реализации технического творчества и повышения результативности побед в олимпиадах по информатике школами района было закуплено 16 программ "ЛОГО-МИРЫ" на сумму около 37 тыс. рублей и закуплено оборудование для внеурочной работы с одаренными детьми в области ИКТ - технологий "ЛЕГО-РОБОТЫ" на сумму около 270 тыс. рублей.
В 6 ведущих школах района имеется 7 интерактивных досок. На данный момент ее освоили почти все учителя-предметники и используют ее так:
- проводят опыты с опасными реагентами на уроках химии,
- делают детальный анализ состава вещества на уроках биологии,
- составляют мгновенно схемы, графики, диаграммы на уроках математики, географии, физики,
- создают графические объекты движения на уроках истории, географии и т. д. В каждой школе района имеется школьный сайт для отображения мероприятий и публичного доклада по учебной, воспитательной и финансово-экономической деятельности учреждения. Планируется развивать программно-техническое средство собственного представительства школ в сети Интернет.
И как итог формирования информационного пространства в отрасли образования района - это единая локальная сеть, в которую наряду со школами вышло и управление образования. Мы уже начали проводить совещания с руководителя школ в режиме "on-line", что позволяет экономить время руководителей и применять инновационные технологии в административной работе.
Необходимо разработать программно-технические средства собственного представительства школ в сети Интернет, а также использовать в педагогической деятельности образовательный портал (www.edurm.ru), на котором представлены значительные ресурсы в области образования, как для учащихся, так и для учителей.
Недостаточное развитие информационно-коммуникационных технологий на текущий момент отмечается в сфере культуры, особенно в библиотечном и музейном деле. Уровень использования ИКТ в библиотеках и музеях особенно низок.
Вместе с тем от уровня оснащенности библиотек и музеев персональными компьютерами во многом зависят их возможности по созданию собственных информационных ресурсов и использованию внешних информационных ресурсов в своей деятельности. Но имеющаяся оснащенность сотрудников учреждений культуры района компьютерами, в том числе подключенными к сети Интернет, в настоящее время нельзя считать достаточной для решения их профессиональных задач.
Одним из важнейших показателей, определяющих возможности предоставления информационных ресурсов и услуг, является объём электронных каталогов учреждений культуры. Наличие электронных каталогов создает принципиально новые возможности для обслуживания посетителей библиотек и музеев.
Создание электронной каталогизации фондов учреждений культуры в районе происходит медленно. Из 17 организаций культуры лишь 1 организация использует средства ИКТ. Электронная каталогизация музейных фондов также требует интенсификации работ.
Состояние ИКТ-инфраструктуры требует целенаправленных усилий со стороны администрации Ичалковского муниципального района по ее дальнейшему развитию.
Среди сильных сторон развития ИКТ можно отметить высокий уровень телефонизации домохозяйств, относительно неплохую ситуацию в сфере цифровизации местной сети. Однако по другим характеристикам ИКТ-инфраструктуры позиции требуют интенсификации работ.
Говоря о проблемах в развитии ИКТ-инфраструктуры, следует отметить необходимость повышения уровня ее развития в сельских поселениях.
В целом развитие информационно-коммуникационных технологий обеспечит:
повышение эффективности системы муниципального управления, повышение доступности и качества муниципальных услуг для населения и бизнеса, а также открытости органов местного самоуправления;
роста экономики, уровня жизни населения и бюджетных доходов за счет развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, использования ИКТ в экономике и стимулирования развития ИКТ сектора;
создание информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей,
создание условий для информационной безопасности личности, общества и государства, а также обеспечение прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации;
удовлетворение потребностей населения в информационных продуктах и услугах.
Процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая практически все виды и формы человеческой деятельности, затрагивающая интересы всех слоев общества.
Реализация программных мероприятий позволит:
обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере развития и использования ИКТ и реализацию Стратегии развития информационного общества в районе и республике;
проводить единую техническую политику при решении задач в области формирования информационного общества;
повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий, реализуемых в рамках различных программ и проектов;
решить общесистемные проблемы информатизации района и республики в целом;
обеспечить эффективное межрайонное, межведомственное и региональное взаимодействие в области формирования информационного общества в Республике Мордовия.
Программа скоординирована с программами во взаимосвязанных областях, принятыми как на федеральном, так и на республиканском уровне, и предполагает обязательное участие органов местного самоуправления, органов государственной власти Республики Мордовия и межведомственную координацию.
На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять также следующие внешние факторы и риски:
экономические риски, связанные с необходимостью вложения значительных финансовых средств в развитие районной сферы ИКТ, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности района, общей экономической ситуации в регионе и стране, благоприятного инвестиционного климата и т.д. Указанные риски приобретают особое значение в условиях кризисных проявлений в текущем периоде;
риски, связанные с человеческим фактором, при освоении новых технологий;
технологические риски в решении отдельных задач.
При этом в первую очередь должны реализовываться проекты, дающие прямой экономический эффект (например, в части экономии бюджета в результате сокращения затрат, сокращения требуемого персонала и т.д.).
Минимизация организационных рисков связана, главным образом, с грамотной реализацией мероприятий по координации выполнения проектов Программы. Основные организационные риски выполнения Программы связаны с тем, что успешное решение задач эффективного использования ИКТ связано с необходимостью совершенствования деятельности органов местного самоуправления и проведением административной реформы, в которой учитываются возможности ИКТ для повышения качества государственного и местного управления. Для решения этих вопросов необходимы скоординированные действия муниципального заказчика - координатора Программы.
Раздел 2. Основные цели и задачи Программы, сроки, этапы, целевые индикаторы и показатели ее реализации
Глава 1. Цели Программы
Основными целями Программы являются:
повышение качества жизни за счет широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также в повседневной жизни;
повышение эффективности системы муниципального управления, повышение доступности и качества муниципальных услуг для населения и бизнеса, а также открытости деятельности органов местного самоуправления на основе использования ИКТ.
Глава 2. Задачи Программы
Исходя из целей Программы и с учетом специфики определены следующие задачи Программы:
развитие технологий электронного правительства, реализация муниципальных услуг в электронной форме и принципа "одного окна" для повышения эффективности функционирования местного самоуправления, а также повышения оперативности и качества предоставления муниципальных услуг;
повышение доступности и качества образования, уровня образованности населения за счет внедрения современных ИКТ в систему образования и подготовки кадров;
создание условий для развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление муниципальных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам вне зависимости от места их проживания и места регистрации;
повышение уровня квалификации и подготовки муниципальных служащих и сотрудников бюджетных организаций в области использования ИКТ в профессиональной деятельности, развитие у населения навыков использования ИКТ;
формирование правовой базы, обеспечивающей эффективное использование ИКТ в деятельности органов местного самоуправления, бюджетных организаций.
Глава 3. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на среднесрочный период с реализацией в течение 4-х лет(2016 - 2019 годы).
Реализация Программы не предусматривает выделение отдельных этапов.
Глава 4. Целевые индикаторы Программы
N |
Наименование целевого индикатора |
Значение целевого индикатора |
Способ расчета значения целевого индикатора |
||||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
||
1. |
Доля рабочих мест сотрудников органов местного самоуправления района, включенных в систему электронного документооборота, % |
9 |
100 |
100 |
100 |
100 |
где:
|
||
2. |
Доля рабочих мест сотрудников органов местного самоуправления района, обеспеченных телекоммуникационными ресурсами посредством скоростной информационной магистрали органов государственной власти Республики Мордовия, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
где:
|
||
3. |
Доля муниципальных услуг, предоставляемых с помощью ИКТ, в том числе с использованием сети Интернет, % |
10 |
15 |
50 |
90 |
100 |
где:
|
||
4. |
Доля муниципальных заказов, размещаемых с использованием ИКТ, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
где:
|
Глава 5. Показатели эффективности реализации мероприятий Программы
N |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам нарастающим итогом |
||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Формирование технологий электронного правительства в Ичалковском муниципальном районе | ||||||
1.1. |
Доля рабочих мест сотрудников органов местного самоуправления района, подключенных к региональному фрагменту единой информационной системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (Республика Мордовия), % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.2. |
Доля рабочих мест сотрудников органов местного самоуправления района, включенных в систему электронного документооборота, % |
9 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.3. |
Доля населения, удовлетворенного доступностью, качеством и сроками предоставления муниципальных электронных услуг, % населения 16 лет и старше, использующего сеть Интернет для взаимодействия с органами управления |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
1.4. |
Доля сотрудников органов местного самоуправления района, использующих технологии электронной цифровой подписи, % |
3 |
7 |
10 |
18 |
20 |
2. Использование информационных и телекоммуникационных технологий для социально-экономического развития Ичалковского муниципального района | ||||||
2.1. |
Число ПК в расчете на 100 работников среднего образования (школ), использовавших ПК, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
2.2. |
Число ПК в расчете на 100 работников учреждений сферы культуры, использовавших ПК, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
2.3. |
Объем электронного каталога библиотек, % от общего объема фондов |
2 |
5 |
10 |
20 |
30 |
2.4. |
Объем электронного каталога музеев, % от общего объема фондов |
14 |
17 |
22 |
27 |
34 |
2.5. |
Объем электронных каталогов архивов, % от общего объема фондов |
3 |
10 |
30 |
50 |
80 |
2.6. |
Число организаций района, использовавших Интернет для участия в электронных торгах на закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, единиц |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
Детализация системы индикаторов и показателей, их корректировка по годам, а также мониторинг значений индикаторов и показателей может осуществляться в рамках соответствующих программных мероприятий.
Раздел 3. Перечень программных мероприятий
В Программе предусматривается реализация мероприятий, в рамках каждой из которых обеспечивается выполнение комплекса взаимоувязанных основных программных мероприятий, направленных на решение задач Программы.
Деление Программы на мероприятия осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации деятельности по их решению с учетом распределения полномочий заказчиков и ответственных исполнителей.
Основные мероприятия реализации Программы:
Мероприятия направлены на формирование технологий электронного правительства, развитие информационных и телекоммуникационных технологий в целях повышения эффективности их использования и функционирования, формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для предоставления качественных муниципальных услуг в электронном виде, на базе технологий электронного правительства:
- в сфере образования (развитие электронного образования);
- в сфере культуры (развитие электронной культуры) и архивного дела;
- в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Задачи:
- повышение эффективности функционирования систем муниципального управления, в том числе в части предоставления муниципальных услуг населению и организациям;
- обеспечение эффективной интеграции и межсистемного взаимодействия;
- мониторинг социально-экономического развития, в том числе по отдельным отраслям экономики;
обеспечение информационной безопасности муниципальных информационных систем в районе;
развитие архитектуры и технологий электронного правительства;
совершенствование нормативной правовой базы в области развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- реализация организационных мероприятий, направленных на обеспечение эффективности реализации программы и развитие ИКТ;
- формирование системы мониторинга и контроля за реализацией программы;
обеспечение информационной, аналитической и общественной поддержки реализации программы.
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Ежегодные объемы финансирования Программы в Ичалковском муниципальном районе в период 2016 - 2019 годов составят:
тыс. рублей | ||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Итого |
200 |
200 |
200 |
200 |
800 |
Таким образом, общий объем финансирования Программы на конец срока ее реализации составит 800 тыс. рублей.
Формы и условия участия в реализации мероприятий Программы определяются соответствующими правовыми актами между ними и муниципальным заказчиком - координатором Программы.
При наличии таких актов привлекаемые средства учитываются в объемах финансирования Программы.
Предложения по финансированию Программы за счет средств местного бюджета Ичалковского муниципального района носят предельный (прогнозный) характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов местного бюджета Ичалковского муниципального района и республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы.
Объемы и источники финансирования Программы на 2016 - 2019 годы:
тыс. рублей | ||||||
Источники финансирования |
Объем финансирования, всего |
В т.ч. по годам |
||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
Всего: |
800 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|
том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
|
|
|
|
|
|
муниципальный бюджет Ичалковского муниципального района в Республике Мордовия |
800 |
200 |
200 |
200 |
200 |
Объемы и источники финансирования, муниципальные заказчики и ответственные исполнители программных мероприятий приведены в приложении 1.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
В целях координации действий по развитию информатизации в Ичалковском муниципальном районе необходимо создать Координационный Совет по информатизации Ичалковского муниципального района.
Глава 1. Система рабочих органов по реализации Программы
В систему рабочих органов по реализации Программы входят:
муниципальный заказчик-координатор Программы;
функциональные заказчики программных мероприятий;
ответственные исполнители программных мероприятий;
Координационный совет по информатизации.
Комплексное управление и контроль за реализацией Программы осуществляет муниципальный заказчик-координатор Программы - управление экономики и муниципальных программ администрации Ичалковского муниципального района.
Текущее управление реализацией Программы осуществляют функциональные заказчики программных мероприятий.
Функциональными заказчиками программных мероприятий являются:
Администрация Ичалковского муниципального района;
Финансовое управление Администрации Ичалковского муниципального района;
Сельские поселения;
Общеобразовательные школы;
Прочие муниципальные учреждения;
Учреждения культуры.
Реализация Программы в части выполнения программных мероприятий обеспечивается ответственными исполнителями программных мероприятий.
Состав ответственных исполнителей программных мероприятий конкретизируется на этапе уточнения программных мероприятий, финансируемых в очередном финансовом году.
Рабочие органы по реализации Программы в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия, и нормативно-правовыми актами Ичалковского муниципального района.
Глава 2. Полномочия муниципального заказчика-координатора Программы
Муниципальный заказчик - координатор Программы обеспечивает управление и координирует деятельность функциональных заказчиков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
Муниципальный заказчик-координатор Программы осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий, несет ответственность за рациональное и эффективное их использование.
Муниципальный заказчик-координатор Программы также осуществляет:
контроль качества реализации программных мероприятий, в том числе путем экспертных оценок, посредством участия своих представителей на любой стадии реализации программных мероприятий (согласование технической и конкурсной документации, участие в мероприятиях по закупке товаров, работ и услуг, участие в сдаче-приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг);
сбор от функциональных заказчиков программных мероприятий, обобщение и представление в уполномоченные органы местного самоуправления проектов бюджетных заявок на ассигнования из местного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
разработку, а также координацию разработки функциональными заказчиками программных мероприятий проектов правовых актов по вопросам реализации Программы, в том числе программных мероприятий;
согласование с функциональными заказчиками программных мероприятий возможных сроков выполнения программных мероприятий, объемов и источников финансирования;
мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств;
организацию привлечения софинансирования программных мероприятий из средств республиканского, федерального бюджетов, внебюджетных источников;
организацию размещения в средствах массовой информации сведений о ходе и результатах реализации Программы;
организацию внедрения и обеспечение использования информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом реализации программных мероприятий.
Глава 3. Механизм реализации Программы
Муниципальный заказчик - координатор Программы совместно с функциональными заказчиками программных мероприятий и ответственными исполнителями в установленные сроки подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из местного бюджета Ичалковского муниципального района для финансирования Программы на очередной финансовый год.
Одновременно муниципальным заказчиком - координатором Программы формируется и утверждается перечень проектов, реализуемых в очередном финансовом году в рамках программных мероприятий. Перечень проектов составляется с учетом целей и задач и выделенных программных мероприятий, формируемых на очередной финансовый год.
Консолидированная бюджетная заявка на ассигнования из местного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, в установленном порядке, представляется муниципальным заказчиком-координатором Программы в Финансовое управление Администрации Ичалковского муниципального района.
Денежные средства, предусмотренные в местном бюджете Ичалковского муниципального района на реализацию Программы, используются функциональными заказчиками программных мероприятий в соответствии с консолидированной бюджетной заявкой.
При сокращении (или увеличении) планового финансирования Программы муниципальный заказчик-координатор Программы корректирует объемы и виды плановых работ на очередной финансовый год путем внесения соответствующих изменений в Программу и перечень проектов. При этом разница планового и фактически предусмотренного объема финансирования Программы переносится и суммируется с объемом финансирования Программы в последующие годы. В случае отсутствия финансирования программных мероприятий, их реализация возможна в последующие годы при внесении соответствующих изменений в Программу.
Реализация программных мероприятий осуществляется посредством исполнения муниципальных контрактов, договоров, заключаемых в соответствии с действующим законодательством и скорректированным перечнем проектов. При этом муниципальные контракты, договоры заключаются по итогам размещения муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд Ичалковского муниципального района.
В целях обеспечения согласованности, своевременности и актуальности принимаемых решений (технических, организационных, методических и т.д.) из состава представителей муниципального заказчика - координатора Программы, функциональных заказчиков и ответственных исполнителей программных мероприятий, может формироваться рабочая группа по реализации программного мероприятия.
В рамках Программы проводятся совещания, семинары, заседания Рабочей группы по информатизации и другие организационные мероприятия, способствующие решению поставленных задач и достижению поставленных целей.
Результаты выполнения программных мероприятий закрепляются, копии которых направляются муниципальному заказчику - координатору Программы. Участие представителей муниципального заказчика - координатора Программы и службы единого заказчика в приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг, поставки товаров обязательно.
Глава 4. Система организации управления и контроль за исполнением Программы
Руководитель органа местного самоуправления муниципального, его структурного подразделения, организации, определенного муниципальным заказчиком - координатором Программы, несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В качестве основных ожидаемых социально-экономических эффектов реализации Программы выступают:
Рост удовлетворенности населения качеством получаемых муниципальных услуг, а также повышение доверия к органам местного самоуправления со стороны населения и организаций муниципального района.
Достижение стратегических целей социально-экономического развития и установленных целевых индикаторов муниципальных целевых программ, в реализацию которых существенный вклад вносит широкомасштабное использование ИКТ.
Улучшение качества образования.
Рост уровня безопасности жизнедеятельности.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств за счет осуществления в электронной форме регламентов реализации муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг, сокращения времени и повышения качества принятия управленческих решений посредством использования ИКТ, исключения дублирования создаваемых информационных систем и обеспечения их эффективного взаимодействия.
Программа предполагает, что внедрение ИКТ в деятельность органов местного самоуправления позволит выйти на новый качественный уровень управления.
Степень достижения установленных целей, реализации задач и мероприятий Программы определяется на основе анализа достигнутых значений целевых индикаторов и показателей эффективности выполнения программных мероприятий.
Программа рассчитана на четыре года с возможным последующим продолжением.
Глава 1. Ожидаемые эффекты
Главный эффект, который предполагается достичь в результате выполнения Программы, состоит в повышении качества жизни населения за счет более широкого внедрения современных ИКТ в повседневную жизнедеятельность.
Экономический эффект будет состоять в основном в содействии повышению производительности труда и общему росту экономики на основе широкомасштабного использования ИКТ.
Технический эффект будет состоять в основном в повышении объема и скорости использования информации.
Социальный эффект будет состоять в основном в сглаживании социального и информационного неравенства, повышении уровня жизни населения за счет повышения производительности труда, увеличения свободного времени, которое будет посвящено досугу, а также более качественного удовлетворения информационных потребностей населения.
Экологический эффект будет состоять в основном в снижении уровня электромагнитного излучения за счет использования преимущественно цифровых систем распределения телевизионных программ.
Глава 2. Социально-экономический эффект
Использование новых информационных технологий позволит повысить эффективность работы органов местного самоуправления за счет обработки информации в режиме реального времени и независимости от человеческого фактора при обработке, хранении и передаче информации.
Создаваемые информационно-аналитические системы, ситуационные центры позволяют оптимизировать выполнение сложных аналитических запросов муниципальных служащих, и будут использованы в процессе принятия управленческих решений руководителями.
Кроме того социально-экономический эффект от реализации Программы достигается снижением административной нагрузки на органы местного самоуправления, связанной со снижением временных и финансовых затрат на межведомственное взаимодействие, в том числе на получение ими необходимой информации, в результате интеграции районных, региональных и ведомственных автоматизированных информационных систем, а также снижением издержек при взаимодействии органов местного самоуправления с населением и организациями.
Реализация Программы обеспечивает гарантированный уровень информационной открытости органов местного самоуправления, повышение уровня доверия к власти и сокращение затрат времени на обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления за счет функционирования web-сайтов, развития их информационного наполнения и функциональных возможностей, а также обеспечения тематического доступа к размещаемой на них информации.
Приложение N 1
к муниципальной программе
"Развитие информационных технологий
и формирование информационного общества
в Ичалковском муниципальном районе
на 2016 - 2019 годы"
Перечень
основных мероприятий муниципальной программы "Развитие информационных технологий и формирование информационного общества в Ичалковском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от 8 февраля 2016 г. N 95 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие информационных технологий и формирование информационного общества в Ичалковском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 9 февраля 2016 г.
Текст постановления опубликован в газете "Вестник Ичалковского муниципального района" от 9 февраля 2016 г., N 4