Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты государственной и муниципальной политики в сфере образования Темниковского муниципального района на период до 2020 года, цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроки и этапы реализации муниципальной программы
2.1. Приоритеты государственной и муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы
Приоритеты политики в сфере образования Темниковского муниципального района на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р);
Федеральная целевая программа развития образования на 2014 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2014 г. N 61);
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. N 53-З "Об образовании в Республике Мордовия";
Государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 451);
муниципальная программа комплексного социально-экономического развития Темниковского муниципального района Республики Мордовия на 2015 - 2019 годы (утверждена решением Совета депутатов Темниковского муниципального района от 24 декабря 2014 г. N 141
При формировании приоритетов муниципальной политики в сфере образования на период до 2020 года были учтены, в первую очередь, цели и задачи, поставленные в стратегических документах федерального, регионального и муниципального уровней.
Основная миссия образования - это обеспечение условий для реализации каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. Для этого образовательные услуги должны быть доступными и качественными. Задачи доступности образования в Темниковском муниципальном районе в значительной степени сегодня решены. Однако еще требуют внимания некоторые вопросы.
Приоритетным в муниципальной политике развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования и повышение качества результатов образования на разных уровнях и обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития социально-экономического развития общества и экономики. Речь идет не только об усредненных индивидуальных образовательных результатах, но и о качественных характеристиках всего поколения, формируемого системой образования, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата. Перед муниципальной системой образования стоит задача переосмысления представлений о "качественном" образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны.
Традиционные институты образования - детские сады, школы, оставаясь центральными элементами муниципальной системы образования, сегодня дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых. Поэтому современная программа развития образования должна обеспечивать реализацию государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека.
Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому третьим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам.
Защита прав и интересов детей сегодня включена в сферу пристального внимания руководителей всех уровней власти, различных категорий специалистов, представителей общественности. Актуальной остается проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необходимо обеспечить дальнейшую работу по устройству в замещающие семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и довести охват детей семейными формами устройства до 84,0%.
Основные мероприятия Программы отражают актуальные и перспективные направления политики в сфере образования.
Наряду с перечисленными приоритетами при формировании основных мероприятий Программы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", реализация которого началась с 1 сентября 2013 года.
2.2. Цель, задачи и инструменты муниципальной программы
Цель муниципальной программы сформулирована с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) и изменений, произошедших в системе образования за последние годы, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года"), муниципальной программы комплексного социально-экономического развития Темниковского муниципального района Республики Мордовия на 2015 - 2019 годы (утверждена решением Совета депутатов Темниковского муниципального района от 24 декабря 2014 г. N 141).
Целью муниципальной программы является обеспечение высокого качества образования в Темниковском муниципальном районе в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Задачи Программы:
первая задача - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Темниковского муниципального района, посредством:
изменения его структуры, обеспечивающей гражданам возможность получения непрерывного образования;
развития эффективных финансово-экономических механизмов управления, внедрение нормативного финансирования, учитывающего результативность работы организаций; введение эффективного контракта с руководящими и педагогическими кадрами);
обновления методов и технологий обучения;
вторая задача - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, включает:
обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся;
создание современных условий обучения;
развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием;
третья задача - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания, технологий и материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий;
четвертая задача - обновление муниципальной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе результатов участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.
Цель и задачи Программы взаимосвязаны с целями и задачами ряда программ.
Основными инструментами реализации Программы являются:
дифференцированное финансовое обеспечение муниципальных заданий образовательных учреждений;
поддержка учреждений образования в обмен на обязательства по модернизации;
поддержка программ и инициативных проектов образовательных учреждений;
поддержка лучших практик и проектов их распространения;
стимулирование инициативы, активности и самостоятельности отдельных образовательных учреждений и инновационных сетей.
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе целевых индикаторов и показателей, перечень которых приведен в приложении N 1 к Программе.
2.3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе целевых индикаторов и показателей, перечень которых приведен в приложении 1 к Программе.
Показатель 1 "доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, которые пройдут повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами" характеризует непрерывный профессиональный рост педагогических работников для повышения качества образования;
Показатель 2 "доступность дошкольного образования (отношение численности детей 1 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 1 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе)" характеризует доступность для семей услуг по сопровождению развития детей дошкольного возраста. Конструкция показателя отражает также результативность реализации предусмотренного Программой подхода, ориентированного на развитие вариативных форм сопровождения раннего развития детей.
Показатель 3 "охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе)" характеризует состояние дошкольной подготовки и обеспечение 100% охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования.
Показатель 4 "доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет" характеризует доступность услуг дополнительного образования для всех категорий детей.
Показатель 5 "отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена" характеризует улучшение результатов выпускников, в первую очередь тех школ, выпускники которых показали низкие результаты единого государственного экзамена.
Показатель 6 "доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, от общей численности количества муниципальных общеобразовательных учреждений" характеризует обеспечение условий и расширение возможностей для получения качественного образования детей, обновление инфраструктуры, содержания и технологий образования, обеспечение его соответствия потребностям граждан, интересам развития государства.
Показатель 7 "доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье)" характеризует охват детей данной категории семейными формами устройства.
Показатель 8 "удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего, дополнительного образования" характеризует удовлетворение населения качеством дошкольного, общего, дополнительного образования.
В рамках Программы будут обеспечены следующие результаты:
увеличение доли педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, которые пройдут повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, до 85,0%;
обеспечение доступности дошкольного образования для 60,3% детей в возрасте от 3 до 7 лет (отношение численности детей 1 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 1 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе);
обеспечение охвата 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе)";
увеличение доли детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет до 55,5%;
доведение отношения среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена до 1,8%;
увеличение доли муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, от общей численности количества муниципальных общеобразовательных учреждений, до 81,7%;
84% детей, оставшихся без попечения родителей, будут переданы на воспитание в семьи граждан Российской Федерации на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье);
увеличение удовлетворенности населения качеством дошкольного, общего, дополнительного образования до 80%.
2.4. Сроки и этапы реализации Программы
Разделение Программы на этапы не предусматривается.
Основные мероприятия Программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам.
Будет завершено формирование и внедрение финансово-экономических механизмов обеспечения обязательств государства в сфере образования.
Будет обеспечен вывод инфраструктуры школьного образования на базовый уровень условий образовательного процесса, отвечающих современным требованиям.
Будут реализованы адресные меры ликвидации зон низкого качества образования.
Будут внедрены федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Особое внимание будет уделено вопросам повышения качества управления образовательными учреждениями. Именно уровень управления организацией становится самым критичным для успехов, планируемых на первом и последующих этапах преобразований. Поэтому должна быть практически выстроена система переподготовки и укрепления управленческих кадров организаций образования.
Будет решена задача обеспечения информационной прозрачности системы образования для общества.
Это позволит стабилизировать ситуацию в муниципальной системе образования и создать условия для ее устойчивого развития в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой.
Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат качественное обновление педагогического корпуса. Будут сформированы механизмы опережающего обновления содержания образования, а также будет создана высокотехнологичная образовательная среда.
Будут сформированы основные компоненты целостной муниципальной системы оценки качества образования, которая станет основой саморегуляции системы образования и деятельности отдельных институтов.
Будет сформирована с участием общественности независимая система оценки качества работы образовательных организаций, включая введение публичных рейтингов их деятельности.
Будут сформированы современные сети учреждений общего и дополнительного образования.
В ходе реализации Программы акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ.
В центре внимания окажется система дополнительного образования, которая будет обеспечивать охват детей и молодежи программами позитивной социализации, поддерживать их самореализацию. В результате сеть образовательных организаций, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.