"Клянусь защищать права
и свободы человека и гражданина,...
руководствуясь Конституцией Российской
Федерации, законодательством Российской
Федерации, Конституцией Республики
Мордовия, законодательством
Республики Мордовия, справедливостью
и голосом совести"
/из присяги Уполномоченного по правам
человека в Республике Мордовия/
Уполномоченный по правам человека в Республике Мордовия (далее по тексту - Уполномоченный) обеспечивает гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства Республики Мордовия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, развитию межрегионального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению, а также взаимодействию государственных органов Республики Мордовия в указанных сферах.
22 сентября 2017 года в рамках 16 сессии Государственного Собрания Республики Мордовия по представлению Главы Республики Мордовия Владимира Дмитриевича Волкова Уполномоченным по правам человека в РМ назначен Левин Валерий Федорович. В этот же день он принес присягу.
До вступления в должность Уполномоченного В.Ф. Левин являлся депутатом Совета депутатов г. о. Саранск четырех созывов, что сформировало его правозащитную практику.
Общая характеристика обращений и результаты их рассмотрения
"... обращения и просьбы людей мы
рассматриваем как важнейшую основу
нашего дальнейшего развития"
/из Послания Главы Республики Мордовия
В.Д. Волкова Государственному Собранию
Республики Мордовия, 28.02.2017/
Рассмотрение жалоб с просьбой о восстановлении нарушенных прав - одна из основных, а возможно и первостепенная задача Уполномоченного по правам человека, определяемая Законом Республики Мордовия от 23.12.2005 N 96-З "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия". Анализ соответствующих обращений позволяет выявить определенные тенденции нарушений прав человека и гражданина, установить причины, выработать соответствующие рекомендации, что во многом положительным образом влияет на общую картину соблюдения и защиты прав человека и гражданина на территории Республики Мордовия.
По сравнению с 2016 годом, в 2017 году общее количество обращений снизилось на 29,1% (таблица N 1). Такое положение может быть следствием фактического снижения нарушений прав и законных интересов человека и гражданина, снижения общей активности населения в отстаивании своих прав и законных интересов, использования гражданами иных средств правовой защиты в случае нарушений их прав и свобод.
Таблица N 1
Тематика обращений по отраслям законодательства |
Количество обращений/рассмотрено с полож. результатом |
||
2016 г. |
2017 г. |
||
ВСЕГО, |
1596/161 |
1131/55 |
|
в том числе: |
609/51 |
489/31 |
|
Законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении |
167/11 |
101/2 |
|
Законодательство об охране здоровья |
18/4 |
10/8 |
|
Законодательство о труде |
126/16 |
103/4 |
|
Законодательство в сфере миграции населения |
39/3 |
41/0 |
|
Законодательство об охране окружающей среды |
25/7 |
4/0 |
|
Законодательство о земле |
12/0 |
6/0 |
|
24/2 |
25/0 |
||
Законодательство об административных правонарушениях |
7/2 |
2/0 |
|
Законодательство о суде и судоустройстве |
- |
- |
|
172/2 |
114/0 |
||
50/5 |
47/3 |
||
Законодательство об образовании и научной деятельности |
1/0 |
- |
|
Законодательство о транспорте и связи |
- |
- |
|
Законодательство в сфере религиозных отношений |
- |
- |
|
Иные обращения |
346 |
189 |
Республика Мордовия, как не раз подчеркивал Президент Российской Федерации В.В. Путин, является уникальным культурным феноменом и примером успешной гармонизации межнациональных отношений. Подтверждением является тот факт, что за последние 10 лет в адрес Уполномоченного по правам человека не поступало обращений на нарушение культурных прав (таблица N 2).
Таблица N 2
|
2016 год |
Удельный вес в общем количестве поступивших обращений (%) |
2017 год |
Удельный вес в общем количестве поступивших обращений (%) |
|
из них: |
ВСЕГО, |
1596 |
|
1131 |
|
гражданские (личные) права |
46 |
2,8 |
41 |
3,6 |
|
экономические права, |
33 |
2,1 |
26 |
2,3 |
|
социальные права, |
1044 |
65,4 |
707 |
62,5 |
|
культурные права, |
- |
- |
- |
- |
|
политические права, |
- |
- |
2 |
0,2 |
|
нарушения гарантий прав государственной защиты |
322 |
20,2 |
197 |
17,4 |
В отличие от 2016 года произошло некоторое увеличение нарушений политических прав. Зарегистрированные случаи нарушения избирательных прав являются новыми в практике государственного правозащитника. Изложенные в обращениях факты не подтвердились, но сама ситуация дает определенный повод для беспокойства. Ведь именно успешная реализация политических прав граждан, а также гарантии по участию граждан в управлении делами государства - залог устойчивого развития как самой Республики Мордовия, так и Российской Федерации в целом.
По сравнению с 2016 годом в 2017 году наблюдается снижение количества обращений в экономической сфере (диаграмма N 5). В основном, круг вопросов, влияющих на данное снижение, связывается с правом собственности и нарушением имущественных прав. Во многом это обусловлено ростом грамотности населения по имущественным вопросам, а также успехами реформы гражданского законодательства.
Наибольшее количество обращений составляет блок социальных прав (таблица N 2, диаграмма N 3). Их общее количество, в сравнении с 2016 годом, уменьшилось на 32,3% (1044 - 707). Уменьшился и их удельный вес в общем количестве зарегистрированных обращений (с 65,4% до 62,5%). В их числе количество обращений на нарушение права на жилище уменьшилось на 20% (609 - 487), а их удельный вес, наоборот, увеличился, как в общем количестве социальных прав (с 58,3% до 68,9%), так и в общем количестве зарегистрированных обращений (с 38,2% до 43,1%). Вторым по значимости видом социальных прав является социальное обеспечение. В 2017 году эта составляющая снизилась как в количественном размере (с 167 до 101), так и в удельном весе (с 16% до 14,3%). По количеству поступивших обращений заслуживают внимания и нарушения права на труд и его справедливую оплату (126 - 103). Несмотря на количественное снижение (-18,3%), их удельный вес увеличился (с 12,1% до 14,6%).
На 38,8% (322 - 197) стало меньше обращений на необеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (таблицы N 2 и 4). В общем количестве поступивших обращений они уменьшились с 20,2% до 17,4%. Снижение произошло за счет уменьшения количества обращений на нарушение прав в уголовном (141 - 123) и гражданском судопроизводстве (64 - 25), которые по-прежнему составляют значительную часть нарушений реализации юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина. Количество обращений в сфере уголовно-исполнительного производства осталось практически на уровне 2016 года (50 - 47).
В 2017 году произошло уменьшение (с 46 до 41) гражданских (личных) прав (таблица N 2 и диаграмма N 4). Их динамика неоднородна: при уменьшении количества обращений по приобретению гражданства (с 8 до 3) увеличилась доля жалоб по вопросам нарушения права на свободу передвижения (с 31 до 38). В юридической науке и практике эта категория прав имеет первостепенную основу. Их статус определяется Всеобщей декларацией прав человека, принятой 10 декабря 1948 года, и Конституцией Российской Федерации. Именно поэтому каждый случай обращения к Уполномоченному по вопросам их защиты и реализации является сигналом общего состояния конституционной законности в государстве.
Большая доля граждан, направивших обращения в адрес Уполномоченного, принадлежит горожанам (диаграмма N 7, таблица N 3). Женщины обращались чаще мужчин (диаграмма N 1). В 2 раза больше, чем в предшествующем году, зарегистрировано коллективных обращений. Около половины обращений (диаграмма N 2), как и в предыдущие годы, исходит от пенсионеров (2016 год - 53,8%, 2017 год - 50,7%).
70,9% обращений, направленных в адрес Уполномоченного, приняты к рассмотрению (таблица N 4). В 17,7% случаев (142) заявителям разъяснены средства, которые те вправе использовать самостоятельно для защиты своих прав и законных интересов (для сравнения в 2016 году - 144 или 10,9%). Как в количественном, так и в процентном отношении, меньше обращений было передано государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, к полномочиям которых относилось их разрешение (2016 год - 831 или 63,1%, 2017 год - 434 или 54,1%). Удельный вес обращений, направленных для рассмотрения по существу просьб заявителей в органы прокуратуры, остался практически на прошлогоднем уровне (24,7% - 27,6%), хотя их количество значительно уменьшилось (-32,2%, 2016 год - 326, 2017 год - 221). Почти в 2 раза (с 19,7 до 40,4%) вырос удельный вес отказов в принятии жалоб к рассмотрению по причине нарушения порядка их подачи или отсутствия компетенции Уполномоченного по их рассмотрению.
В 2017 году почти в 2 раза увеличились случаи, когда положительный результат по обращениям не мог быть достигнут в силу наличия объективных причин (низкий уровень пенсии и заработной платы, не обеспечивающий достойный уровень жизни, и другие) в реализации прав обратившихся (таблица N 1). Не снижается количество обращений, отнесенных к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления (таблица N 4), по которым имели место системные нарушения прав граждан (не обеспечение жильем отдельных категорий граждан по причине недостаточного финансирования и т.п.).
Кто чаще обращался к Уполномоченному в 2017 году?
Таблица N 3
Муниципальные районы |
Количество обращений |
|
2016 г. |
2017 г. |
|
Ардатовский |
13 |
4 |
Атюрьевский |
3 |
- |
Атяшевский |
2 |
- |
Большеберезниковский |
5 |
1 |
Большеигнатовский |
2 |
5 |
Дубенский |
6 |
- |
Зубово-Полянский |
16 |
14 |
Инсарский |
4 |
1 |
Ичалковский |
3 |
2 |
Кадошкинский |
8 |
- |
Ковылкинский |
7 |
9 |
Кочкуровский |
3 |
- |
Краснослободский |
23 |
17 |
Лямбирский |
20 |
18 |
Ромодановский |
15 |
11 |
Рузаевский |
29 |
19 |
Старошайговский |
4 |
2 |
Темниковский |
9 |
5 |
Теньгушевский |
2 |
2 |
Торбеевский |
6 |
5 |
Чамзинский |
7 |
2 |
г. о. Саранск, всего, |
851 |
663 |
в том числе: Ленинский |
517 |
372 |
Октябрьский |
196 |
172 |
Пролетарский |
138 |
119 |
Таблица N 4
Количество обращений |
2016 год |
2017 год |
|
ВСЕГО |
1596 |
1131 |
|
Принято к рассмотрению, |
1318 |
802 |
|
из них: |
- заявителю разъяснены средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; |
144 |
142 |
- передано жалоб государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; |
831 |
434 |
|
- направлено в органы прокуратуры; |
326 |
221 |
|
- направлено в суды общей юрисдикции; |
17 |
5 |
|
- направлено в конституционные (уставные) суды. |
- |
- |
|
Направлено уполномоченным по правам человека других субъектов Российской Федерации |
19 |
5 |
|
Отказано в принятии жалобы к рассмотрению |
259 |
324 |
|
По результатам рассмотрения жалоб выявлены системные нарушения прав и свобод граждан, |
219 |
215 |
|
из них: |
- требующие совершенствования регионального законодательства; |
7 |
2 |
- требующие совершенствования федерального законодательства; |
5 |
2 |
|
- препятствия в реализации прав граждан по объективным причинам не могут быть устранены в настоящий период времени |
207 |
367 |
"Роль, позиции государства в современном мире
определяют не только и не столько природные
ресурсы, производственные мощности, а прежде
всего люди... Поэтому в основе всего лежит...
благополучие наших граждан"
Из Послания Президента
Российской Федерации В.В. Путина
Федеральному Собранию Российской
Федерации, 1 марта 2018 г.
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия по отдельным вопросам восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Охрана здоровья и оказание медицинской помощи - одни из основных показателей качества жизни человека.
В контексте защиты Уполномоченным права на охрану здоровья, наиболее остро встает вопрос о ненадлежащем лекарственном обеспечении льготных категорий граждан.
Многократность обращений в адрес
Уполномоченного свидетельствует о системной
проблеме по лекарственному обеспечению
льготных категорий граждан
"...Чтобы получить положенное, нужно обязательно куда-то пожаловаться", - написал в очередной раз инвалид II группы. В его интересах Уполномоченный ранее обращался в Министерство здравоохранения республики, после чего препарат был выдан. Однако, со слов заявителя, в настоящий момент "рецепт не принимают, только записывают телефон, так скопилось три рецепта".
Та же ситуация наблюдается и по Республиканскому онкологическому диспансеру, который с 2017 года осуществляет закупку некоторых препаратов для онкологических больных, на работу которого в части несвоевременного обеспечения лекарственными препаратами обращают внимание его пациенты.
Все обращения, направленные Уполномоченным в адрес Министерства здравоохранения, разрешились положительно.
По сведениям этого ведомства, для обеспечения льготными лекарствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, из федерального бюджета в 2017 году поступило лекарственных препаратов на сумму 173048,7 тыс. рублей, отпущено их на сумму 144888,3 тыс. рублей. Запаса товара в аптечной сети достаточно на 3 - 4 месяца 2018 года. Страдающим семью высокозатратными нозологиями выдано по рецептам "дорогостоящих" лекарственных препаратов на сумму 270102,78 тыс. руб. из поступивших за счет федерального бюджета 288437,86 тыс. рублей. Остатка товара в аптечной сети достаточно еще на полгода. За счет республиканского бюджета на 2017 год на цели лекарственного обеспечения льготных категорий граждан было предусмотрено 635572,7 тыс. рублей. На основании закупок, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поступило лекарств на сумму 427299,6 тыс. рублей, отпущено их на 290175,5 тыс. рублей. Остатка товара достаточно на 4 первых месяца начавшегося года.
Таким образом, при наличии достаточного количества лекарственных препаратов для федеральных и бюджетных средств для региональных льготников, Министерству здравоохранения РМ необходимо проанализировать, в связи с чем имеет место несоблюдение сроков отпуска лекарственных препаратов инвалидам.
Порядок формирования Перечня
лекарственных препаратов в рамках
государственной программы бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи
в виде набора социальных услуг
требует совершенствования
Замена лекарственных препаратов аналогами не всегда приемлема для инвалидов. Не ощутив пользы для своего организма, инвалиды в ущерб другим покупкам продолжают приобретать жизненно важный для себя препарат на собственные средства. Например, ранее назначаемый и выписываемый в льготном порядке препарат "Прадакса" в настоящее время не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, ежегодно утверждаемый распоряжением Правительства РФ. Инвалиды продолжают его приобретать, хотя стоимость одной упаковки составляет 3560 рублей
Право на благоприятную окружающую среду. Вопросы благоприятных условий проживания
2017 год в России был объявлен годом экологии. Цель такого решения Президента Российской Федерации - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в этой сфере, улучшить состояние экологической безопасности в стране.
Большинство обращений в адрес Уполномоченного на нарушения права на благоприятную окружающую среду касались непринятия мер органами местного самоуправления по надлежащему обращению с отходами потребления. Практически все обращения и жалобы по вопросам благоприятных условий проживания также относились к вопросам местного значения. Это - содержание и ремонт дорог, обеспечение транспортной доступности, вопросы благоустройства территорий, водоснабжения и другие.
Некоторые полигоны твердых
бытовых отходов эксплуатируются
с нарушением санитарно-эпидемиологического
законодательства
На контроле Уполномоченного остается обращение о наличии такого полигона на территории Ромодановского муниципального района, расположенного в 3-х км от п. Ромоданово. Своим многолетним существованием полигон нарушает не только права лиц на благополучную окружающую среду, проживающих рядом, но и наносит вред окружающей среде. В течение трех лет на основании проверок, проводимых Роспотребнадзором по РМ, республиканским Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования, а также районной прокуратурой, МУП "Коммунальщик" Ромодановского сельского поселения неоднократно получал предписания и привлекался к административной ответственности. Однако свалка, относящаяся к 4 классу опасности, до настоящего времени не приведена в соответствие с нормами действующего законодательства.
Привлечение нарушителей к административной
ответственности без устранения фактического
нарушения прав граждан не может расцениваться
как результат их восстановления
С аналогичной ситуацией столкнулись жители с. Татарская Пишля Рузаевского района. Они обратились к Уполномоченному с просьбой оказать содействие в восстановлении права на благоприятную окружающую среду и комфортные условия проживания, нарушаемые действиями владельца соседнего участка при содержании крупного рогатого скота и свиней.
Для решения данной проблемы граждане, как по отдельности, так и коллективно, на протяжении пяти последних лет обращались в Прокуратуру республики, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМ, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РМ и Пензенской области, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования РМ, Республиканскую ветеринарную службу, Администрацию Рузаевского муниципального района и т. д.
Владелец животных неоднократно привлекался к административной ответственности по статьям 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), 8.12 (нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах) и 8.12.1 (несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе) КоАП РФ.
В настоящее время ни одно из вышеназванных органов контроля и надзора претензий к нему не имеют, законодательные нормы не позволяют ограничить его деятельность. В то же время неприятный запах продуктов жизнедеятельности животных не устранен. Как совместить права и обязанности владельца подсобного хозяйства по разведению животных и право жителей села на благоприятную окружающую среду - вопрос к вышеупомянутым полномочным органам.
От благоустроенности
территорий зависит качество жизни,
а также социальное самочувствие людей
В соответствии с обращением жителей улицы Садовой г. о. Саранск, их домовладения N 11, 13 и 17 подтоплены в результате строительства многоквартирного дома, возведенного на территории ранее снесенного дома N 15 по этой же улице. На затопленных участках уничтожены ягодные и овощные культуры, плодовые деревья и кустарники, в хозяйственных постройках сгнили полы. Собственники ограничены в правах пользования земельными участками и хозяйственными постройками по их прямому назначению, что в конечном итоге может негативным образом повлиять и в реализации их права на жилище.
Со слов заявителей, "на территории участка, отданного под строительство, ранее была водоотводная канава и забор, как ограничитель частной территории. Канава засыпана, забор сломан. Ни то, ни другое застройщик восстанавливать не намерен". Они предлагали застройщику - ООО "Формат А", софинансирование работ по прокладке труб, которые способствовали бы оттоку воды через дренажную систему многоквартирного дома, но взаимного согласия достигнуто не было.
Проектная документация и результаты инженерных изысканий объекта капитального строительства "Жилой дом N 1 в квартале, ограниченном улицами Садовая, Грузинская, Саранская и Кирова", на основании заключения экспертизы от 25.07.2016, соответствуют требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Но административно-технической инспекцией г. о. Саранск обнаружены нарушения, в результате которых произошло подтопление частных владений.
По ходатайству Уполномоченного Администрацией г. о. Саранск предпринято максимум усилий для восстановления нарушенных прав собственников: 6 и 12 декабря 2017 года по вопросу подтопления земельных участков граждан были организованы выездные совещания. На основании их протокольных решений, проектным институтом ООО "Саранскгражданпроект" подготовлен проект (вариант) отвода поверхностных (грунтовых) вод. Он предполагает производство работ по устройству дренажной системы по границе земельного участка, принадлежащего ООО "Формат А" на праве собственности.
Администрацией г. о. Саранск, как и Уполномоченным, в адрес ООО "Формат А" направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос об устройстве дренажной системы. Пока эти работы не проведены. Забор, снесенный на границе частных владений и построенной детской площадки возле вновь возведенного дома, не восстановлен. При этом, 07.12.2017 ООО "Формат А" получил разрешение на ввод дома в эксплуатацию, однако в отношении будущих работ по восстановлению прав собственников соседних домовладений "хранит молчание".
Большегрузные автомашины,
паркующиеся у жилых домов, являются
источником негативного воздействия
на среду обитания и здоровье человека
Ночная парковка или самовольное размещение стоянки для большегрузных автомашин в зоне жилой застройки нарушает не только права жителей, но и приносит вред благоустройству территории муниципального образования.
В г. о. Саранск на ул. Чехова в непосредственной близости от жилых домов самовольно была обустроена стоянка для автомашины КАмАЗ. Жители вынуждены были слышать, как транспортное средство готовится к эксплуатации, дышать в результате этого выхлопными газами. Но это не стало поводом для привлечения владельца автомашины к административной ответственности, представитель органа внутренних дел ограничился в отношении него предупреждением. Лишь после обращения к Уполномоченному права граждан были восстановлены.
Несмотря на достаточно
развитую дорожную сеть республики,
ее качественные характеристики в некоторых
муниципальных образованиях не соответствуют
предъявляемым нормативным требованиям
Вопросы строительства и реконструкции дорог местного значения поднимали жители сел Липки и Салма Ромодановского района, деревни Кашкаровка Лямбирского района, а также улицы Крестьянской села Лямбирь, где за время строительства автотрассы Саранск - Нижний Новгород за счет подвоза строительного материала увеличилась интенсивность транспортного потока тяжеловесных автомобилей. Вследствие труднодоступности этих населенных пунктах жизнеобеспечение проживающих в них ограничено.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах муниципального района относится к вопросам местного значения. Согласно статье 179.4 Бюджетного кодекса РФ, финансирование дорожных работ осуществляется за счет средств муниципального дорожного фонда, но из-за их ограниченного размера, решить эти задачи в короткие сроки не представляется возможным.
Предусмотренная в таких случаях помощь республиканского бюджета незначительна. Обнадеживающим фактором в решении вопросов строительства и ремонта дорог может являться информация о том, что в 2017 году на дорожное строительство в Мордовии направлено вдвое больше средств, чем в 2016 году, а в 2018 году руководством республики и депутатским корпусом Государственной Думы Российской Федерации в лице депутата Государственной Думы Виталия Ефимова работа в этом направлении продолжится.
Нарушения, допущенные
при строительстве или капитальном
ремонте дорог, оказывают неблагоприятное
влияние на комфортные условия
проживания граждан
Дорога по улице К. Маркса в г. Рузаевка сдана в эксплуатацию с нарушением строительных норм. Это привело к тому, что осадки с землей стекаются на тротуар, проложенный ниже уровня автотрассы. В результате разрушается и тротуар, и сама дорога. Факт наличия нарушений со стороны дорожных строителей признается МБУ "Коммунальщик" г. Рузаевки, но претензии к ним не предъявляются, а у самой управляющей организации средств на устройство подпорной стенки не хватает.
Право на социальное обеспечение
В контексте реализации права на социальное обеспечение граждане обращались к Уполномоченному в связи с невыплатой единовременных и ежемесячных денежных пособий, отказом в направлении на социально-медицинскую экспертизу, необоснованном снижении группы инвалидности, не предоставлением санаторно-курортных путевок в течение календарного года, не обеспечением техническими средствами реабилитации и т. д.
Из-за отсутствия постоянной
регистрации гражданам при рождении
после 31 декабря 2012 года третьего
и последующих детей до достижения
ребенком возраста трех лет отказывается
в предоставлении ежемесячной
денежной выплаты
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РМ от 30.07.2012 N 286, для получения ежемесячной денежной выплаты в размере величины прожиточного минимума, предусмотренной при рождении после 31.12.2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, обязательным условием является наличие постоянной регистрации. Согласно пункту 6 этого Положения, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно предъявить документ, подтверждающий факт постоянного пребывания на территории РМ.
Матери троих детей, 2013, 2014 и 2016 годов рождения, являющейся лицом, оставшимся без попечения родителей, при наличии временной регистрации было отказано в назначении такой выплаты.
С 2004 года за ней было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным на территории г. о. Саранск. По причине того, что общая площадь этого жилого помещения, приходящая на одно лицо, менее учетной нормы, постановлениями Администрации г. о. Саранск от 24.06.2014 N 1613 установлен факт невозможности проживания в нем, а от 16.07.2014 N 1822 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма. В ожидании получения жилого помещения она временно (на три года: с 10.09.2014 по 10.09.2017) зарегистрировалась с детьми в доме гражданского мужа в Кочкуровском районе. При обращении в 2016 году по выплате ежемесячной денежной выплаты, положенной после рождения третьего ребенка, получила отказ. Ей было рекомендовано зарегистрироваться постоянно или установить факт постоянного проживания на территории республики в судебном порядке.
Из-за пропуска заявительницей срока подачи заявления Уполномоченный не мог осуществить защиту ее интересов, поскольку выплата на третьего ребенка назначается лишь в случае, когда обращение последовало не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка.
В защиту интересов других граждан, оказавшихся в аналогичной ситуации, Уполномоченный считал бы наличие постоянного пребывания на территории республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимым основанием для назначения им ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума, установленной в Республике Мордовия для детей, предусмотренной постановлением Правительства РМ от 30.07.2012 N 286. Для этого необходимо привести в соответствие положения пунктов 2 и 6 Положения, утвержденного названным постановлением: в пункте 2 обозначено прямое требование данной выплаты лишь при условии постоянного проживания, а пунктом 6 для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен прием документа, подтверждающего факт их постоянного пребывания на территории республики. К тому же, другие государственные услуги, а именно: единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет, ЕДВ на приобретение молочных продуктов детям, компенсация части расходов на содержание детей в муниципальных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, предоставляются на основании временной регистрации.
Отсутствие паспорта часто осложняет
жизнь социально незащищенной
категории граждан
Обратившийся к Уполномоченному гражданин состоит на учете в службе занятости населения и, в связи с утратой паспорта, просил оказать ему содействие в получении пособия по безработице по иным документам, удостоверяющим его личность.
Однако для получения пособия по безработице в соответствующем центре занятости населения или МФЦ, Административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России от 29.06.2012 N 10н, установлен перечень необходимых документов, в числе которых указан документ, удостоверяющий личность (паспорт). В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 13.11.2017 N 851, в число документов для получения паспорта гражданина Российской Федерации взамен утерянного входит квитанция об уплате государственной пошлины. Ее отсутствие является основанием для отказа в приеме документов.
То есть, заявитель оказался в "замкнутом круге", который не позволяет восстановить паспорт и даже получить временный документ, так как для этого необходимо предоставить квитанцию об уплате госпошлины, а госпошлину не может заплатить, так как не имеет других средств для существования, кроме пособия по безработице, для получения которого необходим документ, удостоверяющий личность (паспорт).
Уполномоченный в таких случаях не вправе обратиться в государственные органы за содействием по оказанию гражданам услуги в нарушение требований действующего законодательства. Однако считает, что законодательство должно содержать норму, которая подскажет одиноко проживающему гражданину выход из данной ситуации.
Количество граждан, имеющих
право на государственную социальную
помощь в виде предоставления путевки
на санаторно-курортное лечение, больше,
чем реальная финансовая возможность
государства предоставить такую услугу
Устанавливаемые объемы финансирования расходов за счет средств федерального бюджета по оказанию социальной помощи льготным категориям граждан по санаторно-курортному лечению и проезду до места лечения и обратно, не позволяют удовлетворить в полном объеме все поступившие заявки. По сведениям регионального отделения Фонда социального страхования, в 2017 году на эти цели было выделено 19,1 млн. руб., что позволило обеспечить санаторно-курортными путевками только 759 инвалидов или 15,6%.
По вопросу рассмотрения и разрешения гражданских дел по искам об обязании региональных Фондов социального страхования предоставить санаторно-курортные путевки в очередном календарном году, в настоящее время сформировалась единообразная судебная практика. Рассматривая в кассационном порядке дела о не предоставлении санаторно-курортных путевок за очередной календарный год, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмечая, что судами первой и апелляционной инстанций, удовлетворивших иски граждан и органов прокуратуры к региональным Фондам социального страхования, допускались существенные нарушения норм права, решения нижестоящих инстанций отменяет и направляет на новое рассмотрение с требованием отказать в исках. При этом, согласившись, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, она разъясняет, что суды при удовлетворении исков граждан и органов прокуратуры не учитывали того, что механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на их получение определяется нормативными правовыми актами федерального уровня, на что региональный Фонд социального страхования не вправе оказать какое-либо воздействие.
Основываясь на определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N 686-О, Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что при условии соблюдения последовательности при прохождении очереди, сам факт существования очереди согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства в соответствии с требованиями статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Вследствие чего следует полагать, что граждане, имеющие право на государственную социальную помощь в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, очередной путевкой могут быть обеспечены, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации последнего заявления, направленного в адрес регионального отделения Фонда, и не ранее граждан, заявления которых о ее предоставлении были зарегистрированы более ранней датой.
Сложившаяся ситуация и судебная практика по обращениям граждан с требованиями о ежегодном предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение, с точки зрения Уполномоченного, сигнализирует о необходимости изменения соответствующих правовых норм с учетом финансового наполнения бюджетов.
Компенсация за самостоятельно
приобретенное инвалидом техническое
средство реабилитации выплачивается в размере
его стоимости, но не более установленной
уполномоченными органами
Уровень обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Республике Мордовия выше обеспечения их санаторно-курортными путевками. Однако и здесь у инвалидов имеются вопросы по оплате технических средств реабилитации, приобретенных ими самостоятельно в период их отсутствия в бесплатном доступе.
Предусмотренный действующим законодательством Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации предполагает его оплату, но не более размера его стоимости по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку.
С учетом аналогичных обращений инвалидов в других регионах, этот вопрос в 2017 году рассматривался на Координационном совете уполномоченных по правам человека в субъектах, входящих в Приволжский федеральный округ. Согласно принятому решению, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой предложено обратиться в Государственную Думу Российской Федерации для рассмотрения вопросов о внесении изменений в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и (или) оказанную услугу, включая Порядок определения ее размера и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, в части установления 100% компенсации за самостоятельно приобретенное абсорбирующее белье и подгузники, а также в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части сокращения сроков закупок технических средств реабилитации и предоставления возможности осуществления закупочных предварительных процедур по техническим средствам реабилитации ежедневной необходимости без наличия лимитов финансирования.
Практика установления инвалидности
по-прежнему осложнена бременем доказывания
гражданами наличия своего заболевания
Действующие нормы, определенные нормативно-правовыми актами, фактически формируют стойкую утрату жизненно важных функций (к примеру, доступность медицинской помощи, особенно в сельской местности), но юридически не влекут оснований для назначения инвалидности. На такие моменты в настоящее время обращено внимание всех государственных правозащитников. Конкретные проблемы рассматриваются по мере поступления обращений граждан. На основании обращений в области медико-социальной экспертизы на упомянутом выше заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека в субъектах Приволжского федерального округа Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой предложено обратиться в адрес Президента России по вопросу внесения в приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 102н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ", включив:
1) в приложение к приказу "Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека" раздел 12 "Болезни кожи и подкожной клетчатки" пункт "Ихтиоз" (код по МКБ О80);
2) в раздел 14 "Новообразования" пункт 14.7.2 "Злокачественные новообразования молочной железы" 40 - 60% при односторонней мастэктомии на стадии Т1 до T2N0M0.
Тема имела продолжение в качестве основного вопроса на Координационном совете российских уполномоченных по правам человека, прошедшем 24.07.2017 г. во Владимире и 14.12.2017 г. в Москве. На декабрьском заседании остро обсуждался вопрос необходимости создания института независимой медико-социальной экспертизы и совершенствования законодательства в этой части.
Маломобильные граждане могут
реализовать право на улучшение жизни лишь
при условии возможности безбарьерного
передвижения в социуме
Особенность маломобильной категории граждан предполагает наличие вспомогательных приспособлений для въездов (выездов). На устройство таких приспособлений в социальных объектах государственной и муниципальной собственности выделяются средства бюджетов всех уровней, привлекаются средства спонсоров. Устройство пандусов в многоквартирных домах осуществляется в размере средств, предусмотренных местным бюджетом, но их недостаточно. Чтобы быть мобильными в месте своего проживания, гражданам зачастую приходится ждать. Особенно страдают от этого инвалиды, использующие для передвижения кресла-коляски.
Длительное время не могли самостоятельно выехать из квартиры на улицу инвалиды-колясочники, проживающие в доме N 25 по ул. Воинова в г. Саранске. На установку для них вспомогательных приспособлений не находилось финансовых средств.
Уполномоченный направил обращение на имя Главы Администрации г. о. Саранск с просьбой о содействии в восстановлении прав инвалидов-колясочников на доступную среду. До окончания 2017 года подрядной организацией ООО "Серебряная нить" по муниципальному контракту вспомогательные устройства были установлены.
Жилищный кодекс РФ не обязывает органы местного самоуправления обеспечивать доступ инвалидов-колясочников, проживающих в многоквартирных домах, к своему жилью. Поэтому ситуации, подобные изложенной, могут разрешаться более эффективно на основе межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления, социальных и медико-социальных служб по своевременному учету граждан обозначенной категории и без их заявлений о создании условий для безбарьерного передвижения в местах проживания.
Право на жилище
В своих обращениях к Уполномоченному в сфере жилищного законодательства заявители ставят вопросы обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, переселения из ветхого и аварийного жилья, несоответствия жилых помещений установленным требованиям, выселения без предоставления другого жилья, признания права собственности, проведения текущего и капитального ремонта многоквартирных домов и т. д.
Длительное ожидание реализации
права на жилище ветеранов боевых
действий и инвалидов I и II групп
от общего заболевания и семей, имеющих
детей-инвалидов - системная проблема
Социальная выплата этим группам граждан предоставляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.01.2008 г. N 7 "О предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве" в порядке очередности на основании их учета в книге претендентов. В связи с недостаточным объемом финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета на данное направление, ожидание ими улучшения жилищных условий растягивается на длительный период. Внеочередное предоставление социальной выплаты, как того требуют обратившиеся, влечет нарушение прав других граждан.
Изучая жизненные обстоятельства каждого обратившегося за помощью, Уполномоченный предлагает другие, не используемые ими варианты. Один из них заключается в том, что, если граждане признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, они могут обратиться в Администрацию муниципального образования с заявлением о признании их малоимущими, хотя и здесь имеет место длительное ожидание жилья.
Безусловно, нуждающимся в жилых помещениях в отсутствии свободного жилья в муниципальном жилом фонде, подсказывают один из наиболее перспективных путей обеспечения им. Однако отсутствие надлежащих разъяснений по всем аспектам указанной проблемы провоцирует рост обращений в органы исполнительной власти и прокуратуры, а также правозащитный институт.
Государственные территориальные
органы инициируют выселение семей бывших
работников, которым не предоставлена
единовременная социальная выплата
на приобретение жилья из федерального бюджета
В течение последних лет поступают обращения от уволенных на пенсию по выслуге лет сотрудников Главного управления МЧС России по РМ, семьи которых на основании судебных решений выселены или находятся в процессе выселения из служебных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и находящихся в оперативном управлении Главного Управления МЧС России по РМ, без предоставления другого жилого помещения.
Срок действия договора прекращается в связи с окончанием срока службы, и наниматель подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. При этом выселенные или выселяемые имеют право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369.
"В управлении МЧС нам всегда говорили, что на улицу никого не выгонят: или останется служебное помещение, или дадут положенную выплату на приобретение жилья. А теперь мы и наши дети - кандидаты в бомжи", - пишет Уполномоченному супруга уволенного со службы сотрудника.
Принятые в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату сотрудники, уволенные со службы на пенсию, сохраняют право на ее получение. Получить ее они могут в порядке очередности и при условии, если не будут являться нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. В случае наличия названных обстоятельств они перестают быть нуждающимися в жилых помещениях и, следовательно, теряют право на единовременную социальную выплату. Практика показывает, что они действительно теряют такое право, так как вынуждены приобретать жилье или использовать для этих целей другие способы, чтобы иметь место жительства и регистрации.
Таким образом, причиной выселения сотрудников территориального органа МЧС России, закончивших службу, но оставшихся проживать в служебном жилье, является длительное непредоставление им государственной жилищной поддержки. Анализ обращений показывает, что государство, реализуя право собственности на ведомственное жилье, не выполняет обязанность по соблюдению конституционного права граждан на жилище с помощью предоставления единовременной социальной выплаты.
Граждане, проживающие в служебных
жилых помещениях и жилых помещениях
в общежитиях, предоставленных им
до введения в действие Жилищного кодекса
РФ, и имеющие право состоять
на учете в качестве нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, не могут быть
выселены без предоставления другого
жилого помещения
(ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004
N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации")
Общежития образовательных учреждений относятся к специализированному жилищному фонду Республики Мордовия и находятся в оперативном управлении Министерства образования республики. В отношении проживающих в них граждан, если они или члены их семей более не связаны с работодателем трудовыми отношениями, это ведомство в последнее время принимает меры по их выселению.
Выселению подвергаются и те граждане, которые, несмотря на прекращение трудовых отношений с образовательными учреждениями, имеют право на проживание, так как были вселены в общежития и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях на основании Жилищного кодекса РСФСР.
Уполномоченный считает, что подобная практика без установления совокупности обязательных условий невозможности выселения граждан из служебных жилых помещений и жилых помещений общежитий не только недопустима, но и наносит ущерб доверию отношениям "человек - государство", что выражается в нарушении конституционного права граждан на жилище.
Объемы ветхого и аварийного
жилищного фонда в Республике Мордовия
продолжают увеличиваться
В 2017 году в Республике Мордовия завершилась реализация адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда", утвержденной постановлением Правительства РМ от 24.12.2012 N 472. Ее задачей было ликвидировать жилищный фонд, признанный аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2012 года.
По сведениям республиканского Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения, за период действия программы, начиная с 2013 года, на территории 37 муниципальных районов из 593 аварийных домов площадью 117,1 тыс. кв. метров переселено 7517 человек. Построен 201 новый многоквартирный дом площадью 147,3 тыс. кв. метра. Почти половину средств (2041,8 млн. рублей из 4849,6 млн. рублей) на достижение программных обязательств внес консолидированный республиканский бюджет. И тем не менее, еще около половины многоквартирного жилищного фонда республики требует капитального ремонта или реконструкции.
Среди ветхих и аварийных, к примеру, числится дом N 46 по проспекту Ленина в г. о. Саранск. Однако таковым он признан 07.06.2013 г. Переселение проживающих в нем граждан будет возможно при реализации следующей программы, потому как в соответствии со статьей 17 Конституции РФ, реализация их права на жилище не должна нарушать права и свободы других лиц.
На состояние жилищного фонда прямое влияние оказывает соблюдение правил и норм его технической эксплуатации. Жалобы граждан в адрес Уполномоченного на некачественный ремонт оборудования дома и несвоевременное устранение подтоплений, протечек и прочего со стороны обслуживающих организаций свидетельствуют о наличии проблемы в сфере эксплуатации многоквартирных домов муниципального жилищного фонда. Данный факт подтверждают результаты работы органа государственного жилищного надзора РМ, которым в 2017 году выявлено 1240 нарушений Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, что составляет 92% от всего количества выявленных им нарушений.
В муниципальных образованиях,
за редким исключением, не сформирован
специализированный жилищный фонд
Переселения из ветхого и аварийного жилья ждут и малообеспеченные граждане. Их доходы не позволяют самостоятельно улучшить свои жилищные условия и арендовать жилое помещение на время обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма. И если при обращении Уполномоченного городской округ Саранск может предоставить переселенцам временное жилье, то такой возможности в отсутствии специализированного (маневренного) фонда у других муниципалитетов не имеется. Поэтому граждане вынуждены проживать в условиях, непригодных, а порой и опасных, для жизни и здоровья.
Отсутствие официального социального
статуса у лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
достигших 23-летнего возраста, свидетельствует
о ненадлежащей работе по их учету во время
пребывания в детских интернатных
образовательных учреждениях
Проблема детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма, но не обеспеченных ими после достижения ими 23-летнего возраста, заключается не столько в недостаточности выделяемых на эти цели бюджетных средств, сколько в том, что при достижении этого возраста большинство из них не имеют официального социального статуса лица, оставшегося без попечения родителей.
При обращении к Уполномоченному они получают консультацию и техническую поддержку по сбору документов сначала для приобретения соответствующего социального статуса и только потом - для обращения в орган местного самоуправления для признания их нуждающимися в жилом помещении.
Большинство обратившихся - воспитанники детских интернатных образовательных учреждений, в их числе - отбывшие срок наказания за уголовные преступления в местах лишения свободы. Отсутствие у них статуса лица, оставшегося без попечения родителей, свидетельствует о ненадлежащей работе по их учету как администраций образовательных учреждений, так и органов опеки муниципальных районов. На каком этапе не соблюдаются жилищные права таких лиц необходимо выяснять, что запланировал сделать Уполномоченный во взаимосвязи с Уполномоченным по правам ребенка при Главе Республики Мордовия с привлечением органов прокуратуры и Министерства образования РМ.
Наличие регистрации по месту
жительства - важный критерий для оценки
нуждаемости в жилом помещении лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
Несвоевременно учтенные в качестве нуждающихся в жилых помещениях выпускники интернатных образовательных учреждений к моменту достижения 23-летнего возраста, в большинстве своем, не имеют регистрации по месту жительства. Обстоятельства и причины ее отсутствия у каждого из них разные. Однако, именно отсутствие регистрации по месту жительства становится поводом для отказа органом местного самоуправления в постановке их на жилищный учет. Как следствие - граждане названной категории, фактически нуждающиеся в жилом помещении, не имеющие материальной возможности для самостоятельного его приобретения, не могут воспользоваться мерами государственной поддержки. В связи с чем следовало бы изучить имеющуюся практику принятия органами местного самоуправления решений об отказе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании отсутствия места регистрации, и рассмотреть вопрос об изменении порядка обеспечения ими в этой части.
Отсутствие контроля за сохранностью
имущества воспитанников детских интернатных
образовательных учреждений - одна из причин
необеспечения их жилыми помещениями
На контроле у Уполномоченного остается обращение о необеспечении жилым помещением воспитанника детского интернатного образовательного учреждения. Его домовладение, расположенное в д. Малькеевка Старошайговского района, вследствие ненадлежащего контроля по его сохранности со стороны указанного учреждения и органа опеки и попечительства непригодно для проживания. Данный факт признается и самим органом местного самоуправления, но, в установленном Законом Порядке, оно таковым не признано. В связи с чем воспитанник не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Рекомендации Уполномоченного и Правительства РМ по обследованию дома на предмет пригодности в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, остаются без внимания. Самостоятельно решить данный вопрос в судебном порядке он не может по ряду причин, поэтому Уполномоченный обратился за содействием в восстановлении его нарушенного права на жилище в районную прокуратуру.
При составлении акта о временно
проживающих лицах-потребителях коммунальных
услуг, не зарегистрированных в жилом
помещении, не оборудованном индивидуальными
приборами учета холодной и горячей воды,
электрической энергии и газа, не изучаются
обстоятельства их нахождения в жилом помещении
В сфере соблюдения жилищного законодательства при оплате коммунальных услуг граждане обратили внимание Уполномоченного на неправомерное, по их мнению, составление акта об установлении количества временно проживающих лиц-потребителей коммунальных услуг, не зарегистрированных в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, электрической энергии и газа.
В качестве примера можно привести ситуацию, о которой сообщил инвалид II группы, проживающий в комнате общежития. Из его обращения следует, что комендант общежития и представители управляющей и электросбытовой компаний составили акт о временном проживании в его адресе жены, которая приходит к нему выполнять медицинские назначения, готовить, стирать и т. д., поскольку он нуждается в постоянном уходе.
Составление указанного акта согласуется с требованиями Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также постановления Правительства РФ от 26.12.2016 г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме". В соответствии с ними ООО "Ватт-Энергосбыт", как исполнитель по услуге "Электроснабжение" г. о. Саранск, и управляющая компания, как исполнитель жилищно-коммунальных услуг по многоквартирному дому, при наличии сведений о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении, вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, поскольку оно не оборудовано индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, электрической энергии и газа.
То есть, основания для составления акта имелись. У обратившегося гражданина также есть основания считать данный акт незаконным, так как супруга является не временно проживающей, а часто посещаемой жилое помещение в силу его инвалидности и неспособности к осуществлению хозяйственно-бытовых работ и выполнению врачебных назначений.
Несмотря на имеющиеся доводы заявителя, с использованием административного ресурса указанный акт был составлен и расчет услуги произведен. Наниматель жилого помещения вынужден ее оплатить, так как обжаловать действия и решения вышеназванных организаций в судебном порядке не имеет возможности. Алгоритм действий должностных лиц управляющих организаций, энергосбытовых и других уполномоченных компаний по предварительной работе в преддверии составления данного акта, в процессе которой могли бы исследоваться доводы нанимателя жилого помещения, законодательством не предусмотрен.
Собственники помещений в многоквартирном
доме при решении вопросов капитального
и текущего ремонта не владеют
всеми имеющимися у них правами
Вопросы капитального и текущего ремонта многоквартирных домов составляют значительную долю обращений к Уполномоченному. Результаты их рассмотрения свидетельствует о том, что граждане-собственники помещений в многоквартирном доме, не в полной мере владеют имеющимися у них правами, предусмотренными Жилищным кодексом РФ, вследствие чего полагают, что эти вопросы можно решить с помощью государственных и муниципальных органов.
Практика показывает, что за содействием в их решении обращаются те, кто не участвовал в заседании общего собрания собственников многоквартирного дома, не согласен с его решением либо не знал, что внесение дополнительных работ в преддверии или в процессе ремонта находится в компетенции общего собрания собственников. Поэтому, со стороны управляющих компаний, органов местного управления и исполнительных органов власти необходимо продолжить работу по разъяснению проживающим в многоквартирных домах компетенции общего собрания собственников.
Вопросы миграции
В пределах компетенции Уполномоченный рассматривает и обращения находящихся на территории региона иностранных граждан и лиц без гражданства. В 2017 году они по вопросам, связанным с принятыми в отношении них ограничениями на въезд в Российскую Федерацию, с выдворением и депортацией за пределы Российской Федерации, с условиями содержания в республиканском Центре временного содержания иностранных граждан. Им оказывалось содействие в сборе некоторых документов для приобретения права на проживание на территории Российской Федерации.
При принятии решения о запрете
въезда в Российскую Федерацию иностранного
гражданина не всегда в полном объеме
исследуются обстоятельства совершения ими
административных правонарушений, степень вины
и общественная опасность содеянного
Часть мигрантов стремится остаться на территории нашей страны, имея для этого законные основания. Наложение запрета на въезд в Российскую Федерацию, как один из видов ограничения прав иностранных граждан, негативно влияет не только на их жизнь, но на их близких родственников.
26.03.2015 г. было принято решение о неразрешении гражданке иностранного государства въезда в Российскую Федерацию сроком на 5 лет в связи с тем, что она дважды привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение режима Государственной границы Российской Федерации).
На основании представленного ею материала Уполномоченным было установлено, что один из фактов вмененного ей административного нарушения не подтвердился. Кроме того, должностным лицом уполномоченного органа не были приняты во внимание длительность проживания ее на территории Российской Федерации, наличие собственности и дохода в нашей стране, а также семейное положение.
В адрес Управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия было направлено заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод иностранного гражданина для рассмотрения вопроса об отмене решения органа миграции.
Уполномоченный уверен, что в целях поддержания межнационального мира и согласия, права мигрантов должны быть обеспечены на основе гарантированного государством равенства прав и свобод человека и гражданина, а их защита принципиальна важна для общественной безопасности страны.
Права человека в местах принудительного содержания
В 2017 году со стороны осужденных,
отбывающих наказание в учреждениях УФСИН
России по Республике Мордовия, не допущено
массовых и грубых нарушений
Места принудительного содержания, в частности, исправительные колонии и следственные изоляторы, представляют собой те учреждения, которые уязвимы с точки зрения обеспечения прав лиц, содержащихся в них. К этому приковано внимание не только самих осужденных, их родственников и иных законных представителей, но также и правозащитных организаций, жалобы и обращения которых поступают в адрес Уполномоченного. Именно количество обращений является одним из критериев оценки уровня соблюдения прав осужденных.
В 2017 году поводом для обращений названных лиц и организаций были неправомерное привлечение к дисциплинарной ответственности, не соблюдение условий содержания в исправительных колониях, нарушения прав на отправку корреспонденции, отказ в получении свиданий, неправильное начисление заработной платы, ненадлежащее медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение, отказ в направлении на медико-социальную экспертизу, установление группы инвалидности, а также несогласие с привлечением к уголовной ответственности, вынесенными приговорами и иными судебными постановлениями. Все они либо направлялись для рассмотрения в органы прокуратуры и Общественную наблюдательную комиссию, либо обратившимся давались разъяснения о самостоятельной защите прав. При проведении по ним проверок изложенные в них факты подтверждения не нашли.
Вопросы соблюдения прав призывников
Призывная комиссия вправе и может
вынести положительное заключение о несении
альтернативной службы, даже, если заявление
подано с нарушением срока его подачи
Воинская обязанность - одна из основных конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации. При этом граждане призывного возраста сами выбирают способ ее осуществления. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53 "О воинской обязанности и военной службе" они имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
Три-четыре письменных и десяток устных обращений в год о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой - это, с одной стороны, слишком мало, чтобы говорить о массовых нарушениях прав граждан призывного возраста и вообще о нарушениях, как таковых. С другой стороны, и столь малое их количество может стать предвестником череды других аналогичных обращений, поскольку рассматриваемый вопрос касается не одной сотни молодых людей.
По данному поводу обращаются те граждане призывного возраста, убеждения которых относительно альтернативной службы окончательно сформировались только в призывной период. Некоторым из них отказано в приеме заявлений о замене военной службы альтернативной гражданской службой. Другие не обращались в военные комиссариаты, думая, что в отношении них уже объявлен розыск. Все они просили Уполномоченного оказать содействие в защите их права на альтернативную гражданскую службу.
Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", вопросы, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, входят в компетенцию призывных комиссий и военных комиссариатов. Не Уполномоченный, а сам призывник должен подать заявление в военный комиссариат муниципального образования, где состоит на воинском учете, а призывная комиссия должна рассмотреть его и вынести заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решение об отказе в такой замене.
"Прежде всего, надлежит создать гражданина.
Когда задача эта будет осуществлена,
гражданственность сама воцарится на Руси.
Сперва гражданин, а потом государственность"
П.А. Столыпин.
Деятельность
Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия по правовому просвещению
Обращения в адрес Уполномоченного свидетельствуют о том, что граждане стали более грамотнее и конкретнее излагать свои требования. Каждое третье обращение содержит ссылки на Конституцию Российской Федерации и нормативно-правовые акты, несоблюдение положений которых нарушают их права и законные интересы. Постепенно наше общество придет к эффективному балансу государственных и общественных интересов. Тем не менее, противостояние граждан с государственными органами и органами местного самоуправления все еще сохраняется. Административный ресурс государства превалирует над защитной реакцией его граждан.
В целом правовая культура значительной части населения, как показывает анализ обращений, пока не соответствует уровню развития современных общественных отношений. Не все, но их большинство, попадая в трудную ситуацию, разрешение которой зависит от органов власти, не могут сориентироваться самостоятельно и обращаются к специалистам. На это указывает и тот факт, что одной из основных форм реакции Уполномоченного на обращения граждан является разъяснение способов защиты прав, которые они вправе осуществить самостоятельно (таблица N 4). При этом многих обращений могло не быть в принципе, если бы обратившиеся владели всем спектром правовых механизмов защиты своих прав и законных интересов. "При работе с жалобами в среднем в 70% случаев оказывалось, что вмешательство Уполномоченного по правам человека и не требовалось. Людям нужно было просто разъяснить, каким образом они могут защитить свои права", - отметила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова на прошедшей 18.01.2018 г. в Вологде межрегиональной конференции "Роль Уполномоченного по правам человека в правовом просвещении граждан: опыт регионов".
В то же время и государственная защита человека и гражданина должна быть более эффективной. Помочь разобраться населению в правовом пространстве обязан и Уполномоченный, который, наряду с другими органами и должностными лицами, в силу Закона, способствует правовому просвещению в сфере прав и свобод человека и гражданина. Интенсивность его работы по правовому просвещению населения в форме участия в различных мероприятиях федерального и регионального уровня, средствах массовой информации и личных консультаций особенно увеличилась в последние три месяца 2017 года.
С ноября 2017 года функционирует официальный сайт Уполномоченного, который значительно расширит доступ граждан и общественности к информации о деятельности государственного правозащитника. Планируется, что постепенно он станет и средством обмена информацией с гражданами и направления им письменных консультаций на их обращения.
Большое внимание Уполномоченным уделяется обучению будущих юристов. Соглашением с филиалом Средне-Волжского института "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" предусмотрено его участие в практических занятиях студентов, проходящих практику в юридической клинике этого института. В свою очередь, институтом предоставлен календарный рабочий график прохождения студентами практики в Аппарате Уполномоченного на 2017/2018 учебный год. На этот же учебный год заключен договор на проведение учебной (производственной, преддипломной) практики студентов юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
С деканом юридического факультета МГУ им. Н.П. Огарева Ю.Н. Сушковой Уполномоченный обсуждал вопрос о начале магистерской программы "Права человека" и "Международная защита прав человека".
В рамках сотрудничества с ВУЗами республики Уполномоченный принимал участие в работе:
- "круглого стола", организованного на базе Средне-Волжского института (филиала) ФГБОУВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" по вопросам противодействия коррупции, экстремизму и терроризму;
- VIII Всероссийского международного молодежного форума "Мир без экстремизма", организованного Мордовским государственным педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева;
- I Республиканского молодежного антинаркотического форума, организованного Мордовским государственным педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева, и других мероприятиях.
Не остаются в стороне и школьники. К Международному Дню прав человека, который ежегодно отмечается 10 декабря, Уполномоченный поддержал инициативу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой и провел Единый урок прав человека в образовательных учреждениях г. Саранска - школах N 3 и 38.
Вопросы судебной защиты детей, реализации права родителей на общение с ребенком при раздельном проживании, применении меры семейно-правовой ответственности родителей рассматривались с его участием на заседании "круглого стола", организованного Верховным Судом Республики Мордовия по теме "Судебная практика разрешения споров, связанных с воспитанием детей".
Совершенствование религиозной и правовой компетентности священнослужителей для наибольшей эффективности работы по духовно-нравственному просвещению осужденных и формирования у них уважительного отношения к человеку и государству стало целью пленарного заседания Межрегионального образовательного семинара "Просвещение без границ" для духовенства, взаимодействующего с ФСИН России.
Постоянными становятся выступления Уполномоченного о деятельности правозащитного института в телевизионных передачах канала НТМ и участие в публичных мероприятиях с привлечением средств массовой информации.
Убежден, что России нужен мощный
и влиятельный государственный правозащитный
институт. Таковым он становится при тесном
взаимодействии как со всеми государственными
органами власти и институтами гражданского
общества в регионе, так и с Уполномоченным
по правам человека в России и уполномоченными
по правам человека в субъектах
Российской Федерации.
(Уполномоченный по правам человека
в Республике Мордовия В.Ф. Левин)
Взаимодействие
Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия с государственными органами, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации
Актуальной задачей современного общества является обеспечение единых стандартов прав человека на всей территории Российской Федерации. Сегодняшняя риторика публичных выступлений руководства страны и Республики Мордовия, в частности, включает призывы к развитию диалога общества и власти. Работая с населением и обращая его чаяния к органам власти, Уполномоченный по правам человека в РМ объективно играет в этом направлении важную консолидирующую роль.
С вступлением в должность и принятием присяги (22 сентября 2017 года) Уполномоченный по правам человека в РМ Левин Валерий Федорович начал поиск обновленных форм сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества. Ориентиром в социальном партнерстве стали конкретные обращения граждан и необходимость в восстановлении их нарушенных прав. Решение общих задач в сфере их соблюдения потребовало заключения новых и пересмотра действующих Соглашений о взаимодействии с федеральными территориальными органами государственной власти, государственными органами республики, институтами гражданского общества и организациями сферы образования. С октября по декабрь 2017 года заключены Соглашения с:
- Прокуратурой Республики Мордовия;
- Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия;
- Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия;
- Общественной организацией "Мордовский республиканский правозащитный центр";
- Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования России по Республике Мордовия;
- филиалом Средне-Волжского института "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)";
- Общероссийской общественно-государственной просветительской организацией "Российское общество "Знание" в Республике Мордовия;
- Мордовским отделением N 8589 ПАО Сбербанк.
В каждом случае заключения Соглашений был использован дополнительный потенциал органов и организаций, направленный на поиск новых механизмов взаимодействия, а также на не учтенные ранее нововведения.
Организованные встречи придали отношениям обновленный импульс. К примеру, взаимная заинтересованность позволила оперативно реагировать на информацию о появившихся в 2017 году в почте Уполномоченного случаях нарушений прав человека в банковской сфере, что уже дало результаты в повседневной работе с обращениями граждан.
Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии стали и основаниями направления обращений граждан в Прокуратуру РМ, Следственный комитет Следственного управления России по РМ, МВД по РМ, УФСИН России по РМ, УФССП по РМ по вопросам, не относящимся к компетенции Уполномоченного. При установлении нарушенных прав всеми перечисленными органами принимались меры по их восстановлению.
Задачи обеспечения единого правового пространства на территории республики и повышения уровня юридической осведомленности граждан привлекательны для участия Уполномоченного в заседаниях Координационного совета при Управлении Минюста России по РМ.
В тесном сотрудничестве Уполномоченного с Общественной наблюдательной комиссией республики и Общественным советом при УФСИН России по РМ прошел остаток 2017 года. Мероприятия по реализации прав и законных интересов осужденных намечены и на 2018 год.
Начинающему свою деятельность омбудсмену важен правозащитный опыт регионов. Общее видение решения некоторых проблемных моментов, оказание друг другу содействия по конкретным обращениям граждан - важные элементы сотрудничества всего государственного правозащитного сообщества.
Распространению опыта деятельности уполномоченных способствует и информационно-просветительский проект "Правозащитная карта России", в постоянном обновлении которой участвует и Уполномоченный по правам человека в Республике Мордовия, представляя сведения о правозащитной ситуации региона.
Выражаю благодарность должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Республики Мордовия и органов местного самоуправления, а также негосударственных предприятий и организаций, проявившим солидарное понимание ценности прав человека и принявшим меры по защите и восстановлению прав граждан на основании обращений Уполномоченного.
Предложения
В отсутствие у Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия законодательной инициативы, он вправе направить другим субъектам законодательной инициативы предложения о совершенствовании законодательства о правах и свободах человека и гражданина. В частности, предлагает:
Государственному Собранию Республики Мордовия:
- рассмотреть вопрос об обращении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи в Российской Федерации", дополнив пункт 2 статьи 6.3 абзацем 2, указав в нем следующее: "...категориям граждан, указанным в подпунктах 3, 4, 6, 7, 8 пункта 1 статьи 6.1 настоящего Федерального закона, социальные услуги, предусмотренные в подпунктах 1.1 и 2 пункта 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, предоставляются не реже чем один раз в три года" (или без указания конкретного строка, в порядке очередности подачи заявлений о предоставлении государственной социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки).
Кроме того, в целях обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина на территории Республики Мордовия, не предполагая вмешательства в непосредственную деятельность органов власти - адресатов нижеследующих рекомендаций, Уполномоченный предлагает:
Правительству Республики Мордовия:
Рассмотреть вопрос о:
- внесении изменений в Закон Республики Мордовия "О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг." в части установления расходного обязательства, предусматривающего отдельное финансирование на исполнение судебных решений по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений;
- внесении изменений в Положение о Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31.12.2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума, установленной в Республике Мордовия для детей, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.07.2012 г. N 286, изменив или дополнив пункт 2 в части отнесения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постоянно проживающим на территории Республики Мордовия (считать граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающими на территории Республики, если их постоянная регистрация сменилась на временную, но они не выезжали за пределы республики, и кроме того, пользуются другими льготными выплатами на основании временной регистрации);
- разработке нормативного правового акта, предусматривающего Порядок и условия обеспечения детей-сирот временными жилыми помещениями на период до предоставления им в установленном Порядке жилых помещений специализированного жилищного фонда;
Министерству здравоохранения Республики Мордовия:
1. В целях соблюдения прав граждан льготных категорий, предусмотренных Федеральными законами от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи в Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", установить причины несвоевременного обеспечения их лекарственными препаратами на территории Республики Мордовия;
2. Проанализировать факты обращения граждан по поводу приобретения ими за свой счет лекарственных препаратов вместо их аналогов, выписанных по рецептам медицинских учреждений, и в пределах установленной компетенции ведомства принять меры по совершенствованию Порядка формирования перечней лекарственных препаратов в рамках региональной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Управлению Роспотребнадзора по Республике Мордовия совместно с заинтересованными органами:
Принять меры по приведению полигона для твердых бытовых отходов, расположенного в 3-х км от п. Ромоданово Ромодановского района, в соответствии с требованиями, установленными Федеральными законами от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др., а также СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16.
Органам местного самоуправления:
1. Совместно с социальными и медико-социальными службами рассмотреть вопрос по учету граждан, проживающих в многоквартирных домах и использующих для передвижения кресла-коляски, по месту их проживания, чтобы в последующем своевременно планировать работы по устройству в подъездах вспомогательных приспособлений для въездов (выездов);
2. Просмотреть заявки граждан маломобильных групп населения по обустройству их вспомогательными средствами (пандусами и т. д.) и предусмотреть финансирование таких работ;
3. Осуществлять постоянный мониторинг соответствия требованиям законодательства полигонов твердых бытовых отходов, а также ситуаций со стихийными свалками;
4. Рассмотреть вопрос об общественном контроле по охране окружающей среды;
5. Ввести в практику информирование населения через местные печатные издания о планах по строительству и реконструкции дорог в муниципальном образовании;
6. В целях минимизации обращений граждан и их представителей в органы исполнительной власти, прокуратуры, а также правозащитный институт за разъяснением нормативных правовых норм по обеспечению их жильем, при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, максимально полно разъяснять все варианты обеспечения их жильем;
7. Принять дополнительные меры по разъяснению гражданам, проживающим в многоквартирных домах, положений жилищного законодательства в части компетенции общего собрания собственников, предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации;
Уполномоченный по правам человека в Республике Мордовия, |
В.Ф. Левин. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия от 19 марта 2018 г. "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия в 2017 году"
Текст доклада опубликован в газете "Известия Мордовии" от 6 апреля 2018 г. N 36