Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Положению об организации
и проведении АСДНР
Особенности
ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера
Организация АСДНР, способы и технология их выполнения зависят от характера и масштабов ЧС, а также от сложившейся обстановки и должны соответствовать нормативным правовым актам, регламентирующим действия сил, предназначенных для проведения АСДНР.
Способы ведения АСДНР должны отвечать следующим основным требованиям:
- максимальная рациональность проводимых работ;
- осуществление работ в возможно короткие сроки;
- обеспечение относительной безопасности спасаемых и спасателей.
Технология производства АСДНР избранными способами определяется руководителями подразделений (групп спасателей) непосредственно на месте работ на основе детального изучения обстановки, положения и состояния пораженных объектов, наличия и характера поражающих факторов источника ЧС и имеющихся возможностей.
I. Аварийно-спасательные работы в разрушенных зданиях
1.1. Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта (территории), подвергшегося разрушению, и наличия сведений о количестве и местах нахождения пострадавших, наличия сил, техники и оборудования.
1.2. Руководителем АСР объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей работ на участках. Между руководителями работ на участках и руководителем работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь. Руководителям участков (секторов) разрабатываются и выдаются задания на ведение АСР.
1.3. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.
Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
а) информации очевидцев, непосредственных свидетелей;
б) сплошного визуального обследования участка поисково-спасательных работ;
в) специально подготовленных поисковых собак;
г) простукивания и прослушивания завалов;
д) данных опроса пострадавших в пунктах сбора, медицинских лечебных учреждениях, местах посадки эвакуируемых на транспорт и т.д.
1.4. Установленные места нахождения людей обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
1.5. Как правило, на одном участке спасательные работы проводятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при смене. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
1.6. Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
1.7. Для подъема и перемещения конструкций используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
1.8. По возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
1.9. Руководителем АСР одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров и газовоздушной смеси, истечения АХОВ и распространения зараженного воздуха.
II. При массовых разрушениях жилых зданий, объектов и сооружений.
2.1. При ликвидации ЧС, возникающих при землетрясениях, взрывах, ураганах, смерчах, обвалах и других источниках, вызывающих массовые разрушения, в первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварии.
По окончании работ по устройству проездов (проходов) инженерные формирования совместно с аварийно-техническими и спасательными формированиями, а при пожарах на объектах - и с пожарно-спасательными формированиями выдвигаются к местам работ и приступают к розыску и спасению людей, вскрытию заваленных защитных сооружений, при необходимости подаче в них воздуха и к проведению других работ.
В загазованных зданиях и сооружениях силами газоспасательных формирований в первую очередь перекрывается газопровод, устанавливаются причины утечки газа и осуществляется их устранение, проветриваются все помещения с целью предотвращения взрывов и возникновения пожаров.
2.2. Наряду с выполнением АСР проводятся дополнительно следующие мероприятия:
а) временное отселение из пострадавших районов населения;
б) организация комендантской службы в районе разрушения и организация пропускного режима;
в) проведение необходимых противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;
г) размещение пострадавшего населения в палатках и приспособленных помещениях, организация питания, обеспечение предметами первой необходимости и минимально необходимым коммунально-бытовым обслуживанием;
д) организация учета и распределения поступающей материальной помощи;
е) организация справочно-информационной службы о месте и времени захоронения погибших, размещении пострадавшего в лечебных учреждениях и местах временного проживания;
ж) организация отключения электрических и газовых сетей.
2.3. Для организации непрерывного управления силами РСЧС при проведении АСР в условиях массовых разрушений район ЧС разделяется на комендантские районы и участки, в которых определяются первоочередные объекты ведения работ (школы, детские сады, объекты экономики, социального и культурного назначения, жилые дома, гостиницы и другие).
Определяются органы управления, которые необходимо создать на участках (районах) действия сил РСЧС. На комендантов участков, помимо указанных выше задач, возлагается: учет и захоронение погибших, регистрация эвакуируемого (временно отселяемого) населения, организация учета, сбора и хранения материальных ценностей, а также доведение до населения информации об обстановке, режимах поведения и принятых решениях.
III. В условиях радиоактивного загрязнения.
3.1. При возникновении радиационных аварий принимаются меры по защите населения, локализации и ликвидации аварий и радиоактивного загрязнения объектов и местности.
3.2. Основными мероприятиями по защите населения при этом являются:
а) оповещение об опасности;
б) укрытие персонала и населения в защитных сооружениях или других строениях;
в) применение средств индивидуальной защиты и средств медицинской профилактики;
г) эвакуация населения из зон опасности;
д) оказание медицинской и другой помощи пострадавшим, соблюдение установленных режимов поведения;
е) ведение радиационной разведки, организация дозиметрического контроля облучения людей и заражения объектов;
ж) защита водоисточников, продовольствия, пищевого сырья и сельскохозяйственных животных;
з) охрана общественного порядка в районе ЧС и ограничение доступа людей на загрязненную территорию;
и) дезактивация дорог, территории, сооружений и техники;
к) санитарная обработка людей;
л) сбор, вывоз и захоронение радиоактивных отходов и зараженных предметов.
3.3. Для проведения работ по дезактивации привлекаются специальные формирования сил гражданской обороны в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения Зубово-Полянского муниципального района.
Дезактивация территорий и сооружений проводится в районах АСР и местах проживания населения. Дезактивация транспорта и санитарная обработка людей проводится на пунктах специальной обработки, которые размещаются на внешних границах зон загрязнения.
IV. В условиях химического заражения.
4.1. При химической аварии одной из главных задач АСДНР, решаемых в начальной стадии развития, является приостановка или ограничение выброса (утечки) аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ). Для этого перекрывают краны и задвижки на магистралях и емкостях, используют бандажи, хомуты, тампоны, заглушки, перекачивают жидкость из аварийной емкости в запасную (резервную).
Для снижения скорости испарения АХОВ и ограничения глубины распространения их парогазовой фазы можно использовать следующие способы: рассеивание (поглощение) парогазовой и жидкой фазы АХОВ; изоляцию жидкой фазы пенами, пленочным материалом, настилом и т.п.; дегазацию (нейтрализацию) АХОВ растворами химически активных реагентов.
4.2. Организация и ведение АСР заключается в проведении:
а) поисково-спасательных работ на зараженной территории;
б) поиска и выноса пораженных, оказания им первой помощи, эвакуации в лечебные учреждения.
4.3. Ликвидация последствий химического заражения заключается в проведении дегазации территорий, сооружений, техники и санитарной обработке людей.
4.4. К ликвидации последствий химических аварий привлекаются профессиональные газоспасательные команды объектов экономики, а также решением КЧС и ОПБ Зубово-Полянского муниципального района пожарные, медицинские и специальные формирования территориальной подсистемы муниципального звена РСЧС.
4.5. Основные задачи проведения АСР в условиях химического заражения включают:
а) разведку очага заражения;
б) организацию эвакуации населения;
в) проведение АСР;
г) оказание помощи пострадавшим;
д) локализацию аварий;
е) дегазацию зоны химического заражения;
ж) санитарную обработку пораженных.
4.6. При ведении разведки определяются дополнительно:
а) тип АХОВ, устанавливаются и обозначаются границы зараженного участка и направление распространения зараженного воздуха;
б) пути подхода к объектам работ, места нахождения пораженных;
в) характер повреждения на коммунально-энергетических сетях;
г) способы и средства прекращения утечки АХОВ, возможность пребывания личного состава в районе аварии без средств защиты после ликвидации заражения.
4.7. Для локализации аварий с выливом АХОВ производится: а) перекрытие источника истечения АХОВ;
б) перепуск его в запасные герметические емкости и обвалование местности вокруг разлившегося химического вещества;
в) установка водоразбрызгивателей и распылителей для создания водных завес, снижающих концентрацию АХОВ в воздухе и уменьшающих скорость испарения;
г) установка временных заграждений, исключающих поступление АХОВ к местам ведения АСР.
V. При локализации и ликвидации места разлива ртути.
5.1. Демеркуризация - удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.
5.2. При организации АСР в рабочую группу комиссии по ЧС и ОПБ администрации Зубово-Полянского муниципального района дополнительно включаются представители органов здравоохранения, органов Госсанэпиднадзора, образования, средств массовой информации, комитета по экологии и объектов, имеющих лаборатории и средства для демеркуризации.
5.3. Первоочередными мероприятиями в этом случае являются:
а) установление границ очага заражения, уровень загрязнения помещений;
б) удаление персонала и посетителей из зараженного помещения;
в) предварительная оценка последствий заражения для здоровья населения, в т.ч. детей;
г) организация медицинского обследования групп населения (при необходимости);
д) определение необходимого объема мероприятий по демеркуризации очага загрязнения;
е) установление безопасных режимов работы персонала, занятого при демеркуризации;
ж) оценка эффективности и достаточности проведенных работ при демеркуризации очага загрязнения.
5.4. В оперативный план ликвидации ЧС включаются следующие мероприятия:
а) сбор совками, вакуумными отсосами или "грушей" разлитой ртути; пометка места разлива ртути, помещения, коридоров слоем увлажненных древесных опилок;
б) удаление временных перегородок, вынос мебели и ее промывка щетками с горячим мыльно-содовым раствором;
в) сушка мебели на открытом воздухе в течение 1,5 - 2 суток;
г) удаление древесных опилок и мытье полов;
д) мытье панелей аналогично мебели;
е) химическая демеркуризация места разлива ртути 0,2% водным раствором перманганата калия, подкисленного соляной кислотой или 20% раствором хлорного железа, 5 - 10% раствором сернистого натрия с применением распыления раствора;
ж) контроль зараженности воздуха;
з) прожигание газовыми горелками, принудительная вентиляция горячим воздухом подпольного пространства.
VI. В условиях затопления.
6.1. При организации ликвидации ЧС, связанной с затоплением, проводятся спасательные и другие работы, а также весь комплекс мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
6.2. В план АСР включают следующие мероприятия:
а) ведение разведки и наблюдения за изменением обстановки;
б) эвакуация населения из зоны затопления;
в) розыск и эвакуация пострадавших, оказание им медицинской помощи;
г) эвакуация сельскохозяйственных животных из зон затопления;
д) локализация и ликвидация аварий на объектах экономики, безаварийная остановка производств, а также на энерго-, газо-, водо- и коммунальных сетях и сетях связи;
е) проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;
ж) медицинское обеспечение пострадавших;
з) обеспечение пострадавшего населения продовольствием, одеждой, предметами первой необходимости, топливом, финансами, коммунальными услугами;
и) размещение пострадавших в жилых и нежилых помещениях и их всестороннее обеспечение.
6.3. К проведению АСДНР привлекаются силы и средства муниципального звена ТП РСЧС.
VII. В условиях массовых пожаров
7.1. При ведении разведки устанавливаются:
а) вид, размеры и границы пожара, рельеф местности, скорость и направление распространения огня и дыма, ожидаемое развитие пожара во время его тушения, степень угрозы жилым домам;
б) участки и объекты, где возможно наиболее интенсивное развитие пожара;
в) возможные препятствия, способствующие распространению огня и выгодные для организации защиты (дороги, реки и др.);
г) местонахождение и состояние водоемов, возможность их использования;
д) маршруты выхода и способы спасания людей, оказавшихся в зоне пожара.
7.2. Работы по тушению пожара включают:
а) локализацию (ограничение) распространения огня;
б) обеспечение возможности ликвидации пожара.
7.3. Основными мероприятиями при ведении АСР являются:
а) поиск и эвакуация пострадавших, оказание им первой помощи;
б) эвакуация населения из поврежденных зданий, зон возможного распространения огня и их размещение в подготовленных помещениях;
в) обязательная проверка всех задымленных помещений и поиск пораженных;
г) вывоз материальных ценностей и имущества, организация их учета и охраны;
д) устройство противопожарных разрывов, снос малоценных и ветхих деревянных строений, создание негорючих участков методом взрывов;
е) эвакуация населения из зоны пожаров личным транспортом, автоколоннами и пешим порядком;
ж) ликвидация пожара (прекращение горения).
7.4. Основные задачи по ликвидации массовых пожаров выполняют ПСЧ-14 ФГКУ "1 отряд ФПС по РМ" и ведомственные пожарные команды.
VIII. Особенности действий в условиях эпидемий.
8.1. Эпидемия - прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать источником чрезвычайной ситуации.
8.2. Для выявления инфекционных заболеваний и границ их распространения проводится разведка санитарно-эпидемиологического состояния районов проживания населения в чрезвычайных ситуациях.
В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входит:
а) выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распространенности инфекционных заболеваний;
б) установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;
в) обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в нее населенных пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений;
г) оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах ЧС.
В состав группы санитарно-эпидемиологической разведки входят врач-гигиенист, врач-эпидемиолог (или инфекционист), врач-бактериолог, лаборант, водитель.
8.3. Порядок проведения работ и привлечения сил и средств устанавливается председателем КЧС и ОПБ администрации Зубово-Полянского муниципального района в тесном взаимодействии с руководством Территориального отдела управления Роспотребнадзора по РМ в Ковылкинском, Зубово-Полянском, Торбеевском районах.
При возникновении эпидемий проводятся:
а) экстренные мероприятия по защите населения, предупреждению распространения инфекционных заболеваний и ликвидации эпидемий;
б) определение вида возбудителя болезни, границы обсервации, карантина, зоны эпидемии;
в) выявление среди населения, изоляция и госпитализация больных;
г) введение противоэпидемического режима;
д) санитарная обработка людей.
8.4. До установления возбудителя в зоне карантина осуществляется комплекс административно-хозяйственных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию вспышки особо опасных инфекций:
а) активное выявление больных и подозрительных на заболевание, их изоляция и госпитализация в ЛПУ, перепрофилированных под стационары, а также в инфекционные лечебные учреждения, дополнительно развернутые в очаге для их лечения;
б) усиленный контроль за водоснабжением, санитарной обработкой людей и дезинфекцией мест торговли продовольственными товарами;
в) широкая санитарно-просветительная работа.
8.5. После установления вида возбудителя инфекционных заболеваний немедленно проводится специфическая экстренная профилактика антибиотиками и другими лекарственными средствами и вакцинация всего населения, проживающего в зонах карантина и обсервации.
IX. При транспортных авариях на железной дороге.
9.1. Организация работ по спасению пострадавших при авариях на железной дороге осуществляется с учетом характера повреждения железнодорожного состава, характера поражения людей, наличия вторичных поражающих факторов, имеющихся технических средств, а также пожарной, химической и другой опасности грузов.
9.2. При организации АСР по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:
а) аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели; несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;
б) отсутствие на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;
в) трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;
г) усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;
д) необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;
е) необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;
ж) необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.
9.3. АСДНР при ликвидации аварий на железнодорожном транспорте включают:
а) сбор информации, разведку и оценку обстановки; определение границ опасной зоны, ее ограждение и оцепление;
б) проведение аварийно-спасательных работ с целью оказания помощи пострадавшим;
в) ликвидацию последствий аварии (локализация источника чрезвычайной ситуации, тушение пожара и др.);
г) аварийно-восстановительные работы на электрических сетях и коммуникациях.
При столкновениях, резкой остановке поезда и опрокидывании вагонов пассажирского поезда типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.
В таких случаях аварийно-спасательные работы включают:
а) проникновение в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
б) поиск пострадавших, их деблокирование и эвакуацию;
в) оказание первой помощи пострадавшим.
X. При авариях на авиатранспорте.
10.1. Большое внимание уделяется достоверности информации о месте авиакатастрофы. При отрывочных сведениях о месте падения летательных аппаратов организуется разведка и поиск воздушными и наземными средствами, а также использование данных радиотехнических средств частей войск ПВО, авиационных частей и авиапредприятий, осуществляющих управление взлетом и полетом, а также центров управления воздушным движением.
10.2. При авиакатастрофах дополнительно планируется и организуется:
а) взаимодействие с частями МО РФ по обмену информацией о месте нахождения, силах и средствах, задействованных для поиска и ведения АСР;
б) оценка погодных условий и времени года и их влияние на выдвижение АСР к месту катастрофы;
в) оценка протяженности, дорожной обстановки, опыта водителей при выдвижении оперативных групп в зону ЧС;
г) организация взаимодействия с вышестоящими оперативными группами министерств и ведомств, экстренными службами по уточнению выделенных сил и средств для ликвидации последствий авиакатастрофы;
д) планирование АСР для выделенных сил и средств, учитывая большую площадь поисково-спасательных работ;
е) необходимость специального оборудования для вскрытия фюзеляжа летательных аппаратов;
ж) проделывание проходов и подъездов для тяжелой техники, просек в лесу, мостов и дамб для проезда к месту авиапроисшествия;
з) оценка возможности доставки оперативных групп и спасателей вертолетами, выбор и обозначение места посадки, посадочных площадок для вертолета;
и) обеспечение спасателей хирургическими (ветеринарными) перчатками, пакетами под "груз 200";
к) обеспечение необходимой экипировки личного состава, привлеченного к АСР, соответствующей сезону;
л) организация жизнеобеспечения спасателей, привлеченных к АСР;
м) обеспечение средствами объективного контроля проведения АСР (фотоаппараты, кинокамеры и видеокамеры);
н) поиск, учет извлеченных (найденных) тел и их опознание;
о) организация отправки тел к месту проживания родственников или семьи;
п) организация справочной службы (при катастрофе гражданских самолетов с большим количеством пассажиров).
XI. При авариях на автомобильном транспорте
11.1. При авариях на автомобильном транспорте особое значение приобретает оперативность передачи информации о времени, месте, условиях ДТП и количестве пострадавших по линии оперативных дежурных служб ГИБДД Отдела МВД России Зубово-Полянскому муниципальному району, ПСЧ-14 ФГКУ "1 отряд ФПС по РМ" и медицинских служб ГБУЗ РМ "Зубово-Полянская районная больница", а также МКУ "Единая дежурно-диспетчерской служба" Зубово-Полянского муниципального района.
11.2. К проведению АСР при авариях на автотранспорте привлекаются:
а) дежурные бригады скорой медицинской помощи;
б) дежурные расчеты ПСЧ-14 ФГКУ "1 отряд ФПС по РМ";
в) силы дорожно-патрульной службы, аварийно-транспортные и эвакуационные средства ГИБДД Отдела МВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району;
г) аварийно-технические команды ликвидации ЧС муниципального звена ТП РСЧС (при перевозке опасных грузов).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" к спасению пострадавших в дорожно-транспортном происшествии могут привлекаться участники этого происшествия и, на добровольной основе, отдельные граждане, оказавшиеся в зоне происшествия.
11.3. В целях организованного выполнения АСР район транспортного происшествия делится на 3 зоны:
а) в первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим;
б) во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению;
в) в третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного транспортного средства.
11.4. При проведении АСР планируется и организуется:
а) тушение пожара (если он возник), в том числе и средствами ПСЧ-14 ФГКУ "1 отряд ФПС по РМ";
б) извлечение пострадавших из поврежденных транспортных средств;
в) оказание пострадавшим первой и медицинской помощи;
г) эвакуация раненых и погибших с места ДТП в лечебные учреждения и морги;
д) опознание пострадавших и их учет (в какие медицинские учреждения и кем вывезены);
е) регулирование движения, перекрытие и изменение маршрутов движения потоков транспортных средств в объезд участка аварии;
ж) организация освещения места ДТП (в ночное время);
з) растаскивание транспортных средств и уборка их с дорожного полотна;
и) идентификация опасных грузов по информации, содержащейся в грузовых документах (аварийной карточке), а также информационных таблицах на транспортных средствах;
к) локализация и ликвидация утечки АХОВ из цистерн и емкостей;
л) ликвидация последствий разлива АХОВ;
м) организация откачки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ из цистерн и баков;
н) эвакуация поврежденных автомобилей в места ремонта и временного хранения;
о) организация связи с места ДТП и доклад о ликвидации последствий ЧС.
13.5. Внимание! Три основных правила спасения:
а) никогда не извлекайте пострадавшего из-под обломков до оказания ему первой помощи при травмах и стабилизации его состояния;
б) разбирайте транспортное средство вокруг пострадавшего, а не вытаскивайте пострадавшего из поврежденного транспортного средства;
в) пострадавший после извлечения должен находиться в таком же или лучшем, чем до начала спасательных работ, состоянии.
Отклонение от этих правил возможно лишь при угрозе для жизни пострадавшего или спасателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.