Рассмотрев отчет о работе Счётной палаты Республики Мордовия в 2017 году, представленный в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2011 года N 82-З "О Счётной палате Республики Мордовия", Государственное Собрание Республики Мордовия постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Счётной палаты Республики Мордовия и результатах ее деятельности в 2017 году (прилагается).
2. Опубликовать отчет о работе Счётной палаты Республики Мордовия в 2017 году в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в сети "Интернет".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия |
В.В. Чибиркин |
г. Саранск, 29 мая 2018 года, N 692-VI П.
Основные итоги
деятельности Счётной палаты Республики Мордовия в 2017 году
Счётная палата Республики Мордовия (далее - Счетная палата) в 2017 году осуществляла контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, задачами, поставленными Главой Республики Мордовия в Послании Государственному Собранию Республики Мордовия, и Законом Республики Мордовия "О Счётной палате Республики Мордовия".
В 2017 году Счётная палата строила свою работу на основе годового плана работы, поручений и обращений о внеплановых экспертно-аналитических мероприятиях, поступивших от Счётной палаты Российской Федерации. На основании требований федерального и республиканского законодательства контрольные и экспертно-аналитические мероприятия осуществлялись в соответствии с утвержденными стандартами внешнего государственного финансового контроля Счётной палаты.
В 2017 году Счётной палатой проведено 30 мероприятий, в том числе 10 контрольных и 20 экспертно-аналитических мероприятий. Проверки осуществлены по 80 объектам.
В целом проверками был охвачен объем средств республиканского бюджета на общую сумму 29,4 млрд. рублей.
По итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий было выявлено 192 финансовых нарушения на общую сумму 5,1 млрд. рублей.
По результатам осуществления внешнего государственного финансового контроля общая сумма и количество выявленных нарушений классифицируется следующим образом: при формировании и исполнении бюджета выявлено 85 нарушений на общую сумму 1,8 млрд. рублей; при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности - 11 нарушений на общую сумму 141,8 млн. рублей; при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 95 нарушений на общую сумму 3,1 млрд. рублей; по нецелевому использованию бюджетных средств - 1 нарушение на сумму 1,4 млн. рублей.
По результатам проверок выявлено большое количество нарушений норм Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Их доля в общем объеме нарушений составила 61 процент. Системными являются следующие нарушения: работы по объектам не выполняются в срок; имеет место авансированная оплата предстоящих работ либо оплата выполненных работ с нарушением срока; проводится слабая претензионная работа со стороны заказчиков объектов; контракты заключаются без соответствующего банковского обеспечения; фиксируются случаи удорожания стоимости контрактов, например, когда после проведения закупочных процедур путем осуществления дополнительных работ происходит удорожание стоимости заявленных в основном контракте тех же материалов и работ; встречаются случаи включения в начальную цену контракта видов строительных работ, исключенных экспертизой, проведенной до закупочных процедур, а также видов строительных работ и строительных материалов, не требующихся при технологическом процессе производства данных работ, и другие.
Нарушения при формировании и исполнении бюджетов из всего выявленного объема нарушений составили 36 процентов. Здесь осуществляется преимущественно деятельность профилактического плана, связанная с тем, что в ходе проведения финансово-экономической экспертизы проектов государственных программ выявляются случаи, когда ресурсное обеспечение госпрограмм ниже, чем предусмотрено Законом о республиканском бюджете. Этот факт интересен тем, что госпрограмма как стратегический документ для выполнения своих целей и показателей распределяет необходимые для этого объемы бюджетных средств. Тогда, предположительно, должна отсутствовать необходимость в выделений дополнительных бюджетных ассигнований из республиканского бюджета, что предусмотрено ресурсным обеспечением госпрограммы. Таким образом, вытекает проблема своевременности внесения изменений в госпрограммы. Фактов подобного рода Счётной палатой зафиксировано в 2017 году на сумму более 1,4 млрд. рублей.
Нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской отчетности составляют 3 процента от объема выявленных нарушений. В основном они заключаются в несвоевременном оформлении проверяемыми объектами фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами.
Объем выявляемых нарушений по неэффективному использованию государственных средств в 2017 году сложился в сумме 260,3 млн. рублей. Большинство нарушений данной классификации выявлены в ходе проверки переселения граждан из аварийного жилья. Сутью данных нарушений является то, что граждане неправомерно регистрируются в аварийном жилье и в последующем обеспечиваются новым жильем за счет бюджетных средств.
Безусловно, объем выявленных нарушений огромен, но при этом следует отметить, что выявляются нарушения различного характера. Нарушения, касающиеся бюджетного учета, впоследствии могут привести к серьезным финансовым нарушениям. В процедурных, - как правило, отсутствует умысел должностных лиц. Нарушения, не относящиеся к финансовым, влияют на экономическую жизнь.
В результате принятых мер устранено выявленных финансовых нарушений и недостатков, в том числе путем возврата денежных средств, выполнения работ, на общую сумму почти 2,0 млрд. рублей (в 2016 году - 1,3 млрд. рублей), что составляет 36,7 процента от общей суммы выявленных нарушений.
Работа по устранению нарушений и недостатков продолжается, отдельные проверки остаются на контроле Счётной палаты до принятия мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.
О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счётная палата своевременно информировала Главу Республики Мордовия и Государственное Собрание Республики Мордовия.
В прошлом году направлено:
5 материалов в прокуратуру Республики Мордовия;
22 представления об устранении выявленных нарушений исполнительным органам государственной власти республики, местного самоуправления, руководителям организаций и учреждений;
135 информационных материалов для принятия конкретных мер к нарушителям бюджетной и финансовой дисциплины.
За допущенные нарушения к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 18 человек.
С учетом замечаний и предложений Счётной палаты принято 77 законов и иных нормативных правовых актов республики.
Деятельность Счётной палаты в 2018 году будет сконцентрирована на повышении эффективности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на определение экономности и результативности использования бюджетных средств, проведении экспертизы проектов законов Республики Мордовия и нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти в части расходных обязательств.
В 2018 году Счётная палата планирует принять участие в проведении четырёх совместных и параллельных экспертно-аналитических мероприятий со Счётной палатой Российской Федерации.
По предложениям Главы Республики Мордовия и Государственного Собрания Республики Мордовия, с учетом законодательно возложенных полномочий Счётной палатой в 2018 году планируется провести 7 контрольных мероприятий.
Планируется расширить информационное обеспечение деятельности Счетной палаты, продолжить разработку стандартов внешнего государственного финансового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 29 мая 2018 г. N 692-VI П "Об отчете о работе Счётной палаты Республики Мордовия в 2017 году"
Настоящее постановление вступает в силу с 29 мая 2018 г.
Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 5 июня 2018 г. N 58