Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Первого заместителя
Председателя Правительства -
Министра сельского хозяйства
и продовольствия Республики Мордовия
от 29 июня 2018 г. N 211-П
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2019 - 2021 годы"
Орган исполнительной власти Республики Мордовия, являющийся главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия |
Наименование ведомственной целевой программы |
Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2019 - 2021 годы (далее - Программа) |
Наименование государственной программы Республики Мордовия |
Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. N 404 |
Наименование подпрограммы государственной программы Республики Мордовия |
Развитие молочного скотоводства |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного правового акта |
Первый заместитель Председателя Правительства - Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Приказ N ______ от ____________ 2018 г. "об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2019 - 2021 годы" |
Разработчики ведомственной целевой программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия |
Исполнители ведомственной целевой программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия |
Цель и задачи |
Цель Программы: Увеличение производства молока в общественном секторе до 385 тыс. тонн в 2021 году Задачи Программы: - создание условий для реализации инвестиционных проектов по молочному скотоводству; - формирование кадрового потенциала отрасли; - повышение генетического потенциала молочных коров; - создание условий для получения качественных кормов; - увеличение поголовья молочных коров; - увеличение молочной продуктивности коров; |
Целевые индикаторы и показатели |
Поголовье коров молочного направления продуктивности в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; Молочная продуктивность коров в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; Производство молока в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; |
Характеристика программных мероприятий |
Субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве Субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления Субсидии на содержание племенных коров молочного направления продуктивности Компенсация части затрат на покупку племенного молодняка молочного направления продуктивности Возмещение части затрат, связанных со строительством подъездных путей к животноводческим комплексам молочного направления |
Сроки реализации |
2019 - 2021 годы |
Объемы и источники финансирования |
Всего 481,522 млн. руб., в том числе по годам: 2019 год - 173,774 млн. руб., 2020 год - 153,874 млн. руб., 2021 год - 153,874 млн. руб.; За счет средств республиканского бюджета 379,522 млн. руб., в том числе по годам: 2019 год - 133,174 млн. руб., 2020 год - 123,174 млн. руб., 2021 год - 123,174 млн. руб.; За счет внебюджетных источников 102,0 млн. руб., в том числе по годам: 2019 год - 40,6 млн. руб., 2020 год - 30,7 млн. руб., 2021 год - 30,7 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы по итогам 2021 года будет обеспечено увеличение в общественном секторе: поголовья молочных коров - до 64,4 тыс. голов, прирост к 2017 году - 5,3 тыс. голов; молочной продуктивности - до 6 800 кг, прирост к 2017 году - 790 кг; производства молока - до 385 тыс. тонн, прирост к 2017 году - 29,5 тыс. тонн. |
1. Обоснование необходимости реализации программы
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2019 - 2021 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Государственной программой Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. N 404, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2006 г. N 187 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Программа направлена на развитие молочного скотоводства, призвана стать инструментом для достижения приоритетных целей устойчивого развития сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития молочного скотоводства в Республике Мордовия
Молочное скотоводство Республики Мордовия в последние годы претерпело значительные изменения, поголовье крупного рогатого скота за период с 2000 года по 2017 год сократилось на 141 тыс. голов, или на 39,6%, в том числе коров - на 53,4%, или на 87 тыс. голов.
В 1988 - 1990 годах в республике был достигнут максимальный уровень производства молока. В 1990 году во всех категориях хозяйств было произведено 602,4 тыс. тонн молока. Основными производителями в 1990 году были сельскохозяйственные предприятия - 69,2%, на долю частного сектора приходилось 30,8%.
В дальнейшем произошло резкое снижение производства молока. В 2000 году его объем к уровню 1990 года снизился на 34%, а в сельхозпредприятиях - на 56% и в этот период основными производителями молока стали хозяйства населения - 54% от общего объема.
С 2001 года производство молока в республике стабилизировалось, а с 2007 года начался рост. В 2012 году производство молока составило 467,5 тыс. тонн, из них в сельхозпредприятиях - 67% (табл. 1).
Однако, неблагоприятные погодные условия 2010 - 2013 гг. внесли коррективы в дальнейший рост производства молока. В 2013 году оно снизилось на 15,1 тыс. тонн к уровню 2012 года и составило 452,4 тыс. тонн (рис. 1). Снижение производства молока в основном произошло за счет сокращения численности коров. Поголовье коров в 2013 году к 1990 году уменьшилось более чем в два раза, и на 1 января 2014 года составило 95,8 тыс. голов.
В то же время молочная продуктивность в сельхозпредприятиях с 1990 года увеличилась на 1991 кг и составила в 2013 году 4659 кг.
С 2014 года устойчивый рост по производству молока демонстрирует общественный сектор (рис. 2).
Рисунок 1 - Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн
Рисунок 2 - Производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских фермерских хозяйствах, тыс. тонн
На развитие молочной отрасли положительное влияние оказала реализация инвестиционных проектов по строительству, модернизации и реконструкции животноводческих комплексов (ферм). За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в молочном животноводстве республики реализуется 78 инвестиционных проектов. Построено, реконструировано и модернизировано 73 молочных комплексов, из которых 14 на 1000 голов коров каждый.
На их реализацию привлечено более 3,9 млрд. рублей кредитных ресурсов.
В рамках ведомственной целевой программы "Развитие семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Мордовия на 2012 - 2014 гг." реализованы 20 семейных молочных ферм. В 2012 - 2013 годах введено в эксплуатацию 10 семейных молочных ферм на 1710 скотомест.
За счет грамотного ведения селекционно-племенной работы и приобретения высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота изменился породный состав молочного поголовья: сформировался ареал пород молочного направления интенсивного типа - красно-пестрая, черно-пестрая, голштинская.
Комплексное решение таких вопросов как технологическая модернизация, использование коров с высоким генетическим потенциалом продуктивности в сочетании с полноценным кормлением позволило в последние годы увеличить производство молока в сельхозпредприятиях в 2017 году к уровню 2000 года в 1,9 раза или на 172,6 тыс. тонн.
Таблица 1. - Анализ состояния молочного скотоводства
Показатели |
Ед. изм |
2000 год |
2006 год |
2010 год |
2013 год |
2013 к 2000 г. |
|
% |
+/- |
||||||
Валовое производство молока, всего: |
тыс. тонн |
398,3 |
411,9 |
458,0 |
452,4 |
113,6 |
54,1 |
в т.ч.: в сельхозорганизациях и К(Ф)Х |
тыс. тонн |
183,1 |
221,9 |
295,0 |
307,9 |
168,2 |
124,8 |
ЛПХ |
тыс. тонн |
215,2 |
190,0 |
163,0 |
144,5 |
67,1 |
- 70,7 |
Производство молока на душу населения |
кг |
429 |
483,6 |
545 |
553 |
129 |
124 |
Поголовье молочных коров, всего: |
тыс. гол. |
161,6 |
111,2 |
97,8 |
85,2 |
52,7 |
- 76,4 |
в т.ч.: в сельхозорганизациях и К(Ф)Х |
тыс. гол. |
96,2 |
71,1 |
66,8 |
65,7 |
68,3 |
- 30,5 |
ЛПХ |
тыс. гол. |
65,4 |
40,1 |
31,0 |
19,5 |
29,8 |
- 45,9 |
Удой на корову в год в сельхозорганизациях |
кг |
1817 |
3105 |
4314 |
4659 |
2,5 раза |
2842 |
Выход телят на 100 коров в сельхозорганизациях |
% |
70 |
70 |
77 |
75 |
107 |
5 |
1.2. Характеристика проблемы
Молочное скотоводство - приоритетная подотрасль сельского хозяйства Республики Мордовия. Успех решения многих важных экономических и социальных проблем в республике во многом зависит от того, как в ближайшие годы будет развиваться именно это направление отрасли животноводства. Молочный подкомплекс Республики Мордовия по своему значению позволяет производителю использовать трудовые и материальные ресурсы в течение всего года, обеспечить занятость населения и снабжение молоком молокоперерабатывающих предприятий.
Показатели потребления продукции животноводства на душу населения являются основными показателями, характеризующими благополучие нации. За 2017 год в среднем по России этот показатель составил 211,9 кг, по Республике Мордовия -521,1 кг при норме потребления 320-340 кг, поэтому доля импорта в общем объеме ресурса молока и молочных продуктов на российском рынке еще остается довольно высоким, а Россия находится в зависимости от импорта молочных продуктов.
Доктриной продовольственной безопасности ставится задача довести долю отечественного молока в общем объеме товарных ресурсов до 90%, т. е. до состояния продовольственной безопасности страны необходимо увеличить долю отечественного молока на 10%.
Таким образом, ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе, научно обоснованно и в интересах всего населения, удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет отечественного производства.
Необходимость решения проблемы программно-целевым методом обусловлена:
социальной значимостью молока, как необходимого для здоровья людей продукта питания, наиболее доступного по цене;
биологическими особенностями крупного рогатого скота, по сравнению с другими отраслями (птицеводство, свиноводство);
необходимостью технологической реконструкции и модернизации существующих и строительства новых животноводческих помещений.
Тем более, что для развития отрасли молочного скотоводства как крупного поставщика молока, в перспективе Республика Мордовия располагает необходимыми предпосылками:
- достаточные площади земельных угодий для производства высококачественных кормов;
- апробированные в ведущих районах республики технологии интенсивного молочного животноводства;
- наличие высокопродуктивных пород молочного крупного рогатого скота интенсивного типа (голштинская, черно-пестрая, красно-пестрая);
- наличие трудовых ресурсов.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы на 2019 - 2021 годы - увеличение производства молока в общественном секторе до 385 тыс. тонн в 2021 году.
Для достижения поставленной цели предстоит решение ряда задач, таких как:
- создание условий для реализации инвестиционных проектов по молочному скотоводству;
- формирование кадрового потенциала отрасли;
- повышение генетического потенциала молочных коров;
- создание условий для получения качественных кормов;
- увеличение поголовья молочных коров;
- увеличение молочной продуктивности коров.
Способствующими условиями решения поставленных задач является конъюнктура закупочных цен, складывающихся на рынке молока, а также цен на кормовые средства и ветеринарные препараты.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы по годам
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегической цели - повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости предприятий и модернизации сельскохозяйственного производства, успешного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства, а также решению тактических задач по дальнейшей интенсификации животноводства и развитию сельских территорий.
Поскольку производство молока обеспечивает круглогодичную занятость рабочей силы и постоянный доход субъектам хозяйствования в течение всего года, то ускоренное развитие отрасли позволит в перспективе научно обоснованно и в интересах населения республики удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства.
Основные целевые индикаторы реализации Программы приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Целевые индикаторы ведомственной целевой Программы
Наименование показателя |
2017 год (база) |
2018 год (план) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Поголовье коров молочного направления продуктивности в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. гол |
59,098 |
59,498 |
60,426 |
61,984 |
64,446 |
Молочная продуктивность коров в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, кг |
6010 |
6200 |
6400 |
6600 |
6800 |
Производство молока в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. тонн |
355,539 |
362,000 |
370,004 |
378,040 |
385,025 |
Достижение программной цели позволит увеличить в 2021 году в общественном секторе, в сравнении с 2017 годом:
поголовье молочных коров - до 64 446 голов, прирост к 2017 году - 5,3 тыс. голов;
молочную продуктивность - до 6 800 кг, прирост к 2017 году - 790 кг;
производство молока - до 385 025 тонн, прирост к 2017 году - 29,5 тыс. тонн.
4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий. В соответствии с поставленными целью и задачами реализации Программы все мероприятия, включенные в нее, являются стратегическими.
Для увеличения конкурентоспособности отрасли молочного скотоводства, наращивания объемов производства молока, стабилизации поголовья молочных коров и повышения их продуктивности необходимо:
Субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве;
Субсидии будут предоставляться сельхозтоваропроизводителям на условиях софинансирования с федеральным бюджетом на реализованное и / или отгруженное на собственную переработку молоко, дифференцировано в зависимости от сложившейся молочной продуктивности коров.
Субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления;
Субсидии будут предоставляться сельхозтоваропроизводителям на условиях софинансирования с федеральным бюджетом на компенсацию части затрат, связанных с содержанием молочных коров, с учетом выхода телят.
Субсидии на содержание племенных коров молочного направления продуктивности;
Субсидии будут предоставляться организациям в области племенного животноводства на условиях софинансирования с федеральным бюджетом на компенсацию части затрат, связанных с содержанием молочных коров (с учетом выхода телят) и с проведением селекционно-племенных мероприятий.
Компенсация части затрат на покупку племенного молодняка молочного направления продуктивности;
Субсидии будут предоставляться сельхозтоваропроизводителям на условиях софинансирования с федеральным бюджетом на компенсацию части затрат, связанных с приобретением племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления.
Возмещение части затрат, связанных со строительством подъездных путей к животноводческим комплексам молочного направления;
Компенсация части затрат сельхозтоваропроизводителям на строительство подъездных путей при расширении производства.
Перечень программных мероприятий и потребность в финансовых ресурсах по годам приведена в приложении 4.
Каждое из представленных мероприятий реализуется в течение всего срока действия Программы. В реализации мероприятий программы могут участвовать все сельхозтоваропроизводители Республики Мордовия, осуществляющие деятельность по содержанию коров и производству молока.
Увеличение поголовья молочных коров предусматривается у крупных и мелких сельхозтоваропроизводителей, реализующих инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и модернизации производственных мощностей (ООО "Дружба", ООО "Хорошее дело", ООО "Молагро", АО "Агро-Атяшево").
Повышение молочной продуктивности запланировано на всех сельхозтоваропроизводителей.
5. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в 2019 - 2021 годах.
6. Социальные, экономические и экологические последствия реализации программы, оценка рисков ее реализации
Реализация Программы позволит создать благоприятные экономические условия для устойчивого развития молочного скотоводства, повысить эффективность работы сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством молока, обеспечить население молоком и молочными продуктами отечественного производства, повысить конкурентоспособность продукции.
Социальные последствия реализации Программы связаны с улучшением условий труда в сельхозпредприятиях, трудовой занятости населения в сельской местности.
Успешная реализация Программы будет способствовать:
реализации планов по наращиванию объемов производства молока в хозяйствах всех категорий;
повышению доли сельхозпроизводства в общем балансе валового продукта Республики Мордовия;
сохранению количества занятых в сельском хозяйстве граждан.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий.
6.1. Оценка рисков реализации Программы
Реализация программных мероприятий сопряжена с определенными рисками.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- колебания рыночной конъюнктуры, которые могут привести к изменению цен на сырье, энергоресурсы, колебаниям спроса на продукцию;
- изменения внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и таможенных пошлин;
б) внутренние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны сельхозтоваропроизводителей из собственных и заемных средств;
- организационные риски, дефицит кадров;
- производственные и технологические риски (несоблюдение условий содержания и кормления животных).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на покупные корма и энергоресурсы, другие товары и услуги, а также с изменением внешнеэкономической ситуации требуют государственного управления на федеральном уровне.
Природно-климатический фактор также будет присутствовать в оценке рисков. Это связано с тем, что в условиях природных аномалий объемы заготовки кормов для крупного рогатого скота могут снижаться до критического уровня, что будет приводить к снижению продуктивности коров и к падению их численности.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов производства молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели продуктивности коров на 2% и численности молочных коров на 4%.
Таблица 3 - Оценка рисков реализации программы, млн. руб.
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Валовое производство молока |
7 400 |
7 560 |
7 700 |
Риски от невыхода на плановую продуктивность коров |
148,0 |
151,2 |
154,0 |
Риски от невыхода на плановое поголовье молочных коров |
296,0 |
302,4 |
308,0 |
Общая оценка рисков |
444,0 |
453,6 |
462,0 |
Расчеты показали, что риски от невыхода на плановые показатели по поголовью коров и по их продуктивности чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем соответствующего управления.
Существуют также риски, связанные с макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами. Прогнозируемые риски могут спровоцировать снижение производства молока к ранее достигнутым объемам.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность Программы будет определяться исходя из соответствия реализуемых в ее рамках мероприятий цели и задачам Программы на основе количественных и качественных индикаторов, достижение которых обеспечит рост производства молока в республике.
Повышение качества содержания и кормления крупного рогатого скота молочных пород положительно скажется на общем финансовом состоянии сельхозпредприятий Республики Мордовия и сельскохозяйственной отрасли в целом.
Увеличение объемов производства молока окажет положительное влияние на продовольственную безопасность и снизит импорт молока и продуктов его переработки.
8. Методика оценки эффективности Программы
Количественный метод оценки основан на анализе государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности.
Качественный метод проводится по степени достижения целей и решения задач Программы путем сопоставления достигнутых значений целевых индикаторов и показателей Программы запланированным значениям целевых индикаторов и показателей, в соответствии с паспортом Программы, таких как поголовье молочных коров, молочная продуктивность, валовое производство молока.
Результатом реализации Программы является планируемое производство молока в сельхозорганизациях и крестьянских фермерских хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, которое будет получено за период реализации Программы от достигнутого уровня за базовый год за счет финансирования программных мероприятий из республиканского бюджета и внебюджетных средств.
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов), приведенных в таблице 1.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств господдержки будет осуществляться ежегодно в течение всего срока реализации Программы (табл. 4).
Таблица 4 - Расчетэффективности расходования средств финансирования
Показатель |
Ед. изм. |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Всего за 3 года |
|
Прирост выручки от реализации молока |
ВП |
млн. руб. |
160 |
160 |
140 |
460 |
Финансирование мероприятий, всего (привлеченные и бюджетные средства) |
Фобщ |
млн. руб. |
173,774 |
153,874 |
153,874 |
481,522 |
в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия |
Фрб |
млн. руб. |
133,174 |
123,174 |
123,174 |
379,522 |
Показатели эффективности |
Эобщ |
% |
92,1 |
104,0 |
91,0 |
95,5 |
Эффективность расходования средств финансирования определена по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:
Эобщ = ВП/Фобщ* 100,
где:
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств,
ВП - ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении,
Фобщ - объем финансирования производства продукции (привлеченные и бюджетные средства),
Фрб - объем финансирования производства продукции за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
Как видно из таблицы, значение коэффициента Эобщ. в среднем арифметическом выражении составляет 95,5%. Это подтверждает, что экономический эффект от проведенных мероприятий проявит себя лишь спустя несколько лет.
9. Обоснование объемов бюджетных ассигнований на реализацию программы
Потребность в ресурсах определена исходя из оценки необходимости укрепления материально-технической базы до достижения требуемого уровня. В соответствии с поставленными задачами денежные средства будут направлены на создание сервисных центров по искусственному осеменению, покупку телок и нетелей для комплектования маточного поголовья товарных стад, приобретение кормоуборочной и кормоприготовительной техники.
Реализация целевой Программы осуществляется за счет внебюджетного финансирования и республиканского бюджета Республики Мордовия.
9.1. Финансирование Программы
Общий объем финансирования Программы на период 2019 - 2021 гг. составляет 481,522 млн. рублей.
Ресурсное обеспечение Программы будет уточняться в рамках бюджетного процесса на соответствующие годы.
Ресурсное обеспечение программы по источникам финансирования приведено в приложении 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.