Документ не прошел корректорскую вычитку по официальному источнику
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом городского округа Саранск, заслушав отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2018 год, Совет депутатов городского округа Саранск решил:
1. Принять к сведению прилагаемый отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2018 год.
2. Рекомендовать Контрольно-счетной палате городского округа Саранск продолжить работу по обеспечению контроля за законностью и эффективностью расходования бюджетных средств и использованию муниципального имущества.
3. Рекомендовать Администрации городского округа Саранск обеспечить неукоснительное соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обоснованности планируемых бюджетных ассигнований и соблюдения принципа эффективности расходования средств бюджета на реализацию муниципальных программ.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Совета депутатов городского округа Саранск |
Н.Ф. Бурнайкин |
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2018 год
(утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 22 марта 2019 г. N 226)
Настоящий отчет подготовлен в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 14.06.2012 года N 97 (далее - Положение) и содержит информацию о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск (далее - Контрольно-счетная палата) за 2018 год.
Основные результаты деятельности в 2018 году
В отчетном периоде деятельность Контрольно-счетной палаты осуществлялась в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", решением Совета депутатов городского округа Саранск от 25 ноября 2013 года N 263 "Об утверждении Порядка организации и осуществления муниципального финансового контроля на территории городского округа Саранск", Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск.
В отчетном году деятельность Контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты на 2018 год, который был сформирован с учетом предложений Главы городского округа Саранск и Председателя Совета депутатов городского округа Саранск. В течение 2018 года план изменялся и дополнялся на основании обращения граждан. План работы Контрольно-счетной палаты на 2018 год выполнен в полном объеме и в установленные сроки.
Всего за 2018 год Контрольно-счетной палатой проведено 169 мероприятий, в том числе 159 экспертно-аналитических и 10 контрольных мероприятий.
Объем проверенных средств составил 9 369 766,1 тыс. рублей, в том числе объем проверенных бюджетных средств - 8 897 022,1 тыс. рублей. В отчетном периоде выявлены нарушения и недостатки в денежном эквиваленте на сумму 215 256,8 тыс. рублей, что составляет 2,3% от общего объема проверенных средств.
Однако, следует учитывать, что основная масса нарушений не являются финансовыми нарушениями, это нарушения имеющие процедурный характер и обусловлены они несвоевременным оформлением и размещением документов, несоблюдением установленного порядка работы с муниципальным имуществом, небрежностью и невнимательностью при проведении расчетов и оформлении документации.
Следует отметить и дальнее сокращение числа и объема нарушений, выявляемых в ходе контрольных мероприятий. По итогам 2017 года объем нарушений сократился в 4,7 раза по сравнению с предыдущим годом, в 2018 году объем нарушений сократился на 33,5% по сравнению с 2017 годом. Во многом этого удалось достичь благодаря конструктивному диалогу, т.к. одним из приоритетов своей деятельности Контрольно-счетная палата видит не только выявление нарушений в ходе контрольных мероприятий, но и предотвращение нарушений, путем разработки рекомендаций и предложений.
В отчетном периоде, для оценки нарушений, Контрольно-счетная палата городского округа Саранск руководствовалась Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), который одобрен Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 18 декабря 2014 года (с изменениями от 22.12.2015 года) и рекомендован к применению Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.
Как и в предыдущие годы, основной объем нарушений связан с нарушениями ведения бухгалтерского учета, нарушениями в системе закупок, нарушениями порядка использования муниципального имущества.
Основные показатели, характеризующие работу Контрольно-счетной палаты приведены в таблице.
N |
Показатель |
Ед. измерения |
2017 год |
2018 год |
1 |
Количество проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
ед. |
161 |
169 |
2 |
Количество объектов проверки |
ед. |
21 |
28 |
3 |
Объем проверенных средств, в том числе |
тыс. рублей |
7 686 605,9 |
9 369 766,1 |
3.1. |
бюджетных средств |
тыс. рублей |
7 682 066,1 |
8 897 022,1 |
4 |
Выявлено нарушений и недостатков |
тыс. рублей |
325 031,2 |
215 965,8 |
Контрольная деятельность | ||||
5 |
Количество проведенных контрольных мероприятий |
ед. |
10 |
10 |
6 |
Выявлено нарушений и недостатков, в том числе |
тыс. рублей |
325 031,2 |
215 965,8 |
6.1. |
нецелевое использование бюджетных средств |
тыс. рублей |
- |
- |
6.2. |
неэффективное использование бюджетных средств |
тыс. рублей |
500,2 |
708,9 |
6.3. |
нарушения при формировании и исполнении бюджетов |
тыс. рублей |
302 077,6 |
183 772,4 |
6.4. |
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
тыс. рублей |
939,8 |
7 832,0 |
6.5. |
нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом |
тыс. рублей |
2 870,9 |
2 481,3 |
6.6. |
нарушения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд |
тыс. рублей |
2 983,3 |
3 908,6 |
6.7. |
иные нарушений |
тыс. рублей |
15 661,1 |
17 262,5 |
Экспертно-аналитическая деятельность | ||||
7 |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий, в том числе |
ед. |
151 |
159 |
8 |
Подготовлено заключений по проектам нормативных правовых актов |
ед. |
141 |
150 |
Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий | ||||
9 |
Направлено представлений |
ед. |
10 |
11 |
10 |
Устранено нарушений, в том числе |
тыс. рублей |
|
|
10.1 |
возмещено в бюджет |
тыс. рублей |
64,7 |
330,7 |
10.2 |
возмещено средств предприятий (учреждений) |
тыс. рублей |
43,1 |
125,2 |
10.3 |
выполнено работ (оказано услуг) |
тыс. рублей |
1 303,3 |
4451,0 |
11 |
Привлечено к дисциплинарной ответственности |
должностных лиц (сотрудников) |
13 |
6 |
12 |
Количество материалов, переданных в прокуратуру |
ед. |
1 |
1 |
Контрольная деятельность
В 2018 году в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты контрольными мероприятиями были охвачены 3 муниципальных учреждения, 2 муниципальных предприятия, 7 главных распорядителей бюджетных средств при проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2017 год, а также одно казенное учреждение и структурные подразделения Администрации городского округа Саранск.
В отчетном периоде контрольные мероприятия проведены в отношении следующих объектов:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 104 комбинированного вида",
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 - 1945 г.г.",
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 28",
Муниципальное предприятие городского округа Саранск "Горремдорстрой";
Муниципальное предприятие городского округа Саранск "ЖРСУ Октябрьского района г. Саранска";
Казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", а также Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск, Департамент по социальной политике Администрации городского округа Саранск, Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, Департамент финансов Администрации городского округа Саранск.
По результатам контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в отчетном году, выявлены нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 215 965,8 тыс. рублей, в том числе по видам нарушений:
- нарушения при формировании и исполнении бюджета - 183 772,4 тыс. рублей;
- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 7832,0 тыс. рублей;
- нарушения при осуществлении закупок - 3 908,6 тыс. рублей;
- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 2 481,3 тыс. рублей;
- иные нарушения - 17 262,5 тыс. рублей.
Проведенными контрольными мероприятиями фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
В общей сумме выявленных нарушений наибольший удельный вес, как и в 2017 году, составляют нарушения при формировании и исполнении бюджетов - 85,1% (93,1% в 2016 году). Основная доля таких нарушений приходится на нарушение требований установленных ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (расхождение объемов финансирования указанных в паспорте программы с объемом финансирования отраженным в бюджете городского округа). Всего по итогам внешней проверки отчета об исполнении бюджета городского округа Саранск за 2017 год только по одной муниципальной программе - "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013 - 2017 годы" объем финансирования не соответствует параметрам, определенным решением о бюджете городского округа Саранск. Вместе с тем, следует отметить тот факт, что по сравнению с 2016 годом число таких нарушений снизилось в 6 раз (по итогам 2016 года выявлено 6 муниципальных программ, объем финансирования, которых не соответствует решению о бюджете), что говорит о повышении уровня организации работы и повышении контроля со стороны ответственных исполнителей.
Нарушения при осуществлении муниципальных закупок, в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, иные нарушения, выявленные в отчетном периоде, хоть и имеют оценку в денежном выражении, но носят технический характер и связаны с нарушением сроков и порядка размещения и представления документов.
При осуществлении муниципальных закупок допущены нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и локальных нормативных актов, связанные с нарушениями порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе, с несвоевременным размещением информации в единой информационной системе закупок, включая информацию об исполнении контрактов.
В сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью основная сумма выявленных нарушений 2345,4 тыс. рублей, или 94,5% нарушений по данной категории связаны с несвоевременной регистрацией муниципальными предприятиями права хозяйственного ведения на объекты муниципальной собственности, оставшаяся часть 135,9 тыс. рублей, или 5,5% нарушений по данной категории связаны с несвоевременным перечислением в бюджет городского округа части прибыли муниципальных предприятий, оставшейся после уплаты налогов.
Группа "иные нарушения" включает нарушения, не вошедшие в вышеназванные разделы в соответствии с Классификатором нарушений. Более половины в общей сумме нарушений по данной категории (11 391,9 тыс. рублей, или 65,9%) составляют нарушения, связанные с совершением крупных сделок без предварительного согласования с администрацией городского округа, на втором месте - 23,6% или 4048,8 тыс. рублей - нарушения сроков выполнения работ, 5,32% нарушений по данной категории или 919,8 тыс. рублей - недополученный доход объектов проверки по арендным платежам; установлены также случаи завышения фактически произведенных расходов, нарушения положений об оплате труда, ошибки при начислении заработной платы.
По сравнению с 2017 годом отмечается рост выявленных нарушений по категории "нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности". Нарушения по данной категории связаны с нарушениями требований по оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами, в частности отсутствие подписей в ведомостях на списание материалов (51,91% от общего объема нарушений по данной категории или 4066,3 тыс. рублей), нарушения в части учета и списания материальных запасов (17,3% от общего объема нарушений по данной категории или 848,7 тыс. рублей), необоснованной выплатой авансовых платежей при отсутствии такого условия в договоре на выполнение работ (оказание услуг) (6,68% от общего объема нарушений по данной категории или 523,3 тыс. рублей), установлены факты нарушений требований к бухгалтерскому учету, выразившиеся в искажении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (6,68% от общего объема нарушений по данной категории или 523,4 тыс. рублей), превышение допустимой суммы при расчетах наличными денежными средствами (3,32% от общего объема нарушений по данной категории или 260,0 тыс. рублей), установлены также случаи выдачи денежных средств подотчет без надлежащего оформления документов, недостача в кассе.
Причинами указанных нарушений является ненадлежащее исполнение должностных обязанностей соответствующими уполномоченными лицами, недостаточный контроль со стороны руководителей предприятий и учреждений.
В 2018 году Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городском округе Саранск (утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 10.09.2008 г. N 138) была проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского округа Саранск за 2017 год (далее - внешняя проверка). По результатам внешней проверки фактов неполноты и недостоверности годового отчета не установлено. В рамках внешней проверки была проверена годовая бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств, по результатам которой были установлены отдельные нарушения и недостатки, которые в целом не повлияли на достоверность отчетности, в частности: несоответствие бюджетной отчетности, установленным требованиям по составу и содержанию (не полностью раскрыта информация в пояснительной записке; отсутствуют формы, не имеющие числовых значений и не включены некоторыми главными распорядителями в состав пояснительной записки).
По результатам контрольных мероприятий, в целях устранения выявленных нарушений и недостатков и привлечения к ответственности виновных лиц, Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск в адрес руководителей проверяемых объектов направлено 11 представлений.
По результатам рассмотрения представлений Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск 6 человек привлечено к дисциплинарной ответственности.
По представленной информации всего устранено нарушений и недостатков на сумму 4 907,4 тыс. рублей, в том числе возмещено средств в бюджет сумме 330,7 тыс. руб., возмещено средств учреждениям (предприятия) на сумму 125,2 тыс. рублей, выполнено работ на сумму 4 451,0 тыс. рублей.
Экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск проведено 159 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе 148 экспертиз проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В основном это заключения по вопросам внесения изменений в решение о бюджете городского округа и в муниципальные программы.
В рамках текущего контроля Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск осуществлялась подготовка экспертных заключений на отчеты об исполнении бюджета (за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев 2018 года).
В отчетном году совместно со Счетной палатой Республики Мордовия проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Аудит эффективности исполнения государственных и муниципальных контрактов с ценой каждого более 25 000,0 тыс. рублей, заключенных за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в 2017 году, а также контрактов, срок исполнения которых истек в 2017 году".
По результатам проведения вышеуказанных экспертно-аналитических мероприятий были внесены рекомендации разработчикам по совершенствованию нормативных правовых актов. Выявленные замечания, по возможности, были устранены.
Организационно-методическая работа
В отчетном году Контрольно-счетной палата продолжила работу по освещению своей деятельности и ее результатов. Вся информация о работе Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск, включая информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных нарушениях размещается на странице Контрольно-счетной палаты сайта Администрации городского округа Саранск. Информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях направлялась Главе городского округа Саранск, Председателю Совета депутатов городского округа Саранск.
В минувшем году соответствии с Планом противодействия коррупции в Контрольно-счетной палате городского округа Саранск осуществлялось размещение на странице Контрольно-счетной палаты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск, а также о доходах, расходах их супругов и несовершеннолетних детей.
Деятельность Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск регламентирована Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск, Регламентом Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск и Стандартами внешнего муниципального финансового контроля.
С учетом рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации, в целях совершенствования системы внешнего финансового контроля Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск в 2018 году доработан и утвержден в новой редакции стандарт внешнего муниципального финансового контроля "Аудит эффективности".
Таким образом, в настоящий момент Контрольно-счетная палата городского округа Саранск в своей деятельности руководствуется 9 стандартами внешнего муниципального финансового контроля, 2 стандартами организации деятельности и 2 методическими пособиями по проведению отдельных видов проверок.
В минувшем году в целях повышения квалификации, сотрудники Контрольно-счетной палаты принимали участие в семинарах, проводимых в режиме видеоконференции по темам: "Профессиональное развитие сотрудников контрольно-счетных органов", "Актуальные вопросы применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля)", "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений".
План работы на 2019 год сформирован с учетом всех поступивших предложений, при этом состав контрольных мероприятий организован таким образом, чтобы получить наиболее актуальную и полную информацию по всем направлениям деятельности муниципалитета.
На текущий 2019 год Контрольно-счетная палата городского округа Саранск, как и в предыдущие годы, основной целью своей работы ставит не только выявление нарушений и недостатков при использовании бюджетных средств и муниципального имущества, но и установление причин их возникновения, а также выработка рекомендаций и предложений, направленных на профилактику и недопущение нарушений в дальнейшем.
Председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск |
Т.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 22 марта 2019 г. N 226 "Об отчете о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2018 год"
Настоящее решение вступает в силу с 27 марта 2019 г.
Текст решения опубликован в газете "Известия Мордовии" от 27 марта 2019 г. N 33-14