1. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.
1.1. Структура регионального института.
Институт государственной защиты прав предпринимателей в Республике Мордовия возобновил свою постоянную работу с 27 июня 2018 года. Указом Главы Республики Мордовия от 27 июня 2018 года N 199-УГ на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия был назначен Алексей Грибанов, сроком на 5 лет.
2018 год стал первым годом деятельности Алексея Грибанова в деятельности института государственной защиты прав предпринимателей на территории Республики Мордовия на основе Закона Республики Мордовия от 12 сентября 2013 года N 67-З "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия". За первый год деятельности, вновь созданный в Республике Мордовия правозащитный институт, сформировался как эффективный инструмент защиты конкретного предпринимателя, обратившегося в адрес бизнес-омбудсмена.
1.1.1. Общественный совет.
В целях взаимодействия с предпринимательским сообществом по выявлению, обсуждению актуальных проблем и условий развития предпринимательства в Республике Мордовия, а также подготовки предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности при Уполномоченном в конце октября 2018 г. создан и успешно функционирует коллегиальный орган - Общественный совет. Основной формой работы Общественного совета являются заседания.
Общественный совет возглавляет Генеральный директор АО "Мир цветов" - Александр Болдырев. Членами Общественного совета являются руководители и представители общественных организаций, активно отстаивающих интересы предпринимательского сообщества Республики Мордовия, а также представители отраслевых региональных организаций.
Состав Общественного совета.
1. Большаков Андрей Николаевич - заместитель руководителя регионального отделения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Республики Мордовия".
2. Боксимер Михаил Эвирович - генеральный директор Группы Компаний "Оптикэнерго".
3. Болдырев Александр Александрович - генеральный директор АО "Мир цветов" / Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия .
4. Борисов Сергей Васильевич - председатель Мордовского Республиканского союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Мордовия".
5. Брыков Вячеслав Вячеславович - председатель Правления ПАО "Межрегиональный промышленно-строительный банк" / Председатель Совета предпринимателей при Администрации г. о. Саранск.
6. Коновалов Владислав Владимирович - директор ООО "Саранский расчетный центр".
7. Левашкин Юрий Анатольевич - генеральный директор ООО "Промснаб" / директор ООО Саранский клуб предпринимателей "Деловар" / депутат Государственного Собрания Республики Мордовия.
8. Лушенков Сергей Валерьевич - генеральный директор АО "Мордовская ипотечная корпорация".
9. Объедкина Ирина Михайловна - заместитель главы городского округа Саранск - директор Департамента по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации городского округа Саранск.
10. Огрин Дмитрий Иванович - генеральный директор АО "Саранский комбинат макаронных изделий".
11. Самолькин Кузьма Григорьевич - глава КФХ "Луч" / Директор ООО "Аксел" / Директор ООО "Хлебный край".
12. Храмов Александр Алексеевич - заместитель генерального директора АО "Тепличное" / Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия.
13. Хайров Роман Раисович - ректор "Саранского кооперативного института (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", кандидат экономических наук / Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия".
В 2018 г. состоялось 2 заседания Общественного совета.
30 октября 2018 г. состоялось первое заседание Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия. Мероприятие открыл Алексей Грибанов, который ознакомил присутствующих с Положением об Общественном совете при Уполномоченном, а также рассказал присутствующим об итогах работы за 3 квартал 2018 г. Перед участниками мероприятия выступили сотрудники Уполномоченного с докладами. Региональный Уполномоченный довел до сведения присутствующих основные проблемы предпринимателей в муниципальных районах Республики Мордовия, которые были озвучены предпринимателями на совещании 29 октября 2018 г. Участники совещания приняли участие в обсуждении предложенных докладов. Также члены Общественного совета в рамках мероприятия обсудили план мероприятий развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия.
21 декабря 2018 г. состоялось второе заседание Общественного совета, где Уполномоченный подвел итоги работы за 4 квартал 2018 г. Перед участниками мероприятия выступили сотрудники аппарата с докладами по тарифообразованию и проблемам бизнеса. Также в рамках заседания был обсужден итоговый перечень мероприятий "дорожной карты" развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия.
Уполномоченный выражает признательность всем членам Общественного совета за взаимное сотрудничество в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
1.1.2. Probonopubliсo.
Взаимодействие Уполномоченного с юристами в рамках проекта "Рrobonopubliсo" (оказание безвозмездной юридической помощи) соответствует высоким стандартам правовой поддержки предпринимателей. Высококвалифицированные специалисты привлекаются Уполномоченным к разрешению наиболее сложных проблем бизнеса, требующих специальных познаний в определенных сферах.
В 2018 году в целях оказания содействия по обеспечению защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности Уполномоченный подписал соглашение о безвозмездной экспертной правовой помощи в рамках системы probonopublico с ООО "Юридическое сопровождение" (ООО "Юрсо"). Директор ООО "Юрсо" Дадаев Сергей Анатольевич имеет значительный опыт представления интересов субъектов предпринимательской деятельности в судах по спорам, связанным с экономической и предпринимательской деятельностью. Кроме того, является арбитражным управляющим. 28 ноября 2018 года Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия был организован круглый стол с участием арбитражных управляющих Республики Мордовия на тему: "Основные признаки банкротства физических и юридических лиц". Малый и средний бизнес Республики Мордовия с интересом отнесся к вышеуказанной теме и принял активное участие в мероприятии. Перед участниками выступили известные в республике арбитражные управляющие Вадим Рыбкин и Сергей Дадаев. Докладчики осветили одновременно "две стороны медали" предприниматель - кредитор и предприниматель - банкрот. Активно задавались вопросы: о правах конкурсных кредиторов в деле о банкротстве, привлечении к субсидиарной ответственности, реализации имущества гражданина в случае признания его банкротом, последствия признания гражданина банкротом и другие.
Второе соглашение подписано с ООО "Межрегиональный Центр Консалтинга и Права" в лице директора Лесниковой Наталии Викторовны.
Еще одно соглашение заключено с Адвокатской палатой Республики Мордовия в лице Президента Амелина Александра Ивановича. С 2013 г. он избран президентом Адвокатской палаты Республики Мордовия, за достигнутые успехи в профессиональной деятельности, высокий профессионализм и многолетнюю добросовестную работу имеет множество наград и высоких званий.
Сотрудничество с профессионалами экспертного и юридического сообществ значительно обогащает арсенал возможностей Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Уполномоченный выражает признательность всем специалистам, работающим на условиях probonopublico, за выполняемую ими экспертную работу. В дальнейшем планируется продолжить практику развития сотрудничества с экспертами в целях оказания безвозмездной юридической помощи предпринимательскому сообществу Республики Мордовия.
1.1.3. Общественные представители
Для оказания содействия в осуществлении полномочий Уполномоченного в районах Республики Мордовия в 2018 году Алексеем Грибановым организована работа Общественных представителей на муниципальном уровне. 24 октября 2018 году был утвержден состав Общественных представителей.
Общественные представители назначены Уполномоченным с учетом мнения представительных органов муниципальных районов из числа авторитетных и состоявшихся в определенной сфере предпринимательской деятельности людей, которые осуществляют свою деятельность на общественных началах.
В настоящее время в Республике Мордовия работает 21 Общественный представитель, из них 1 - по отраслевому направлению деятельности "розничная торговля" и 20 - в муниципальных районах Республики Мордовия.
Список Общественных представителей в муниципальных районах.
1. Якубаева Марьям Фяритовна - Ардатовский район.
2. Петяйкин Дмитрий Борисович - Атюрьевский район.
3. Суняйкин Александр Дмитриевич - Атяшевский район.
4. Лобанова Ирина Николаевна - Б. Березниковский район.
5. Шлёнкин Василий Николаевич - Дубенский район.
6. Асташкин Владимир Васильевич - Ельниковский район.
7. Хлопьева Людмила Николаевна - Зубово-Полянский район.
8. Игнатьев Евгений Юрьевич - Инсарский район.
9. Волкова Ольга Васильевна - Ичалковский район.
10. Сильченков Игорь Владимирович - Кадошкинский район.
11. Пищикова Татьяна Николаевна - Кочкуровский район.
12. Усачёв Сергей Федорович - Краснослободский район.
13. Казаев Данис Хайдарович - Лямбирский район.
14. Буерин Юрий Александрович - Ромодановский район.
15. Мельников Игорь Юрьевич - Рузаевский район.
16. Сафроненкова Татьяна Алексеевна - Старошайговский район.
17. Терентьева Светлана Евгеньевна - Темниковский район.
18. Калинцев Сергей Александрович - Теньгушевский район.
19. Кустов Сергей Николаевич - Торбеевский район.
20. Кувыркин Петр Иванович - Чамзинский район.
21. Кандеев Олег Леонидович (отраслевое направление "розничная торговля") - г. Саранск.
Все назначенные общественные представители обладают предпринимательским опытом и высокими профессиональными качествами, пользуются заслуженным авторитетом среди предпринимателей Республики Мордовия.
29 октября 2018 года состоялось совещание Общественного совета с участием Общественных представителей. Алексей Грибанов ознакомил присутствующих с Положением об Общественных представителях и вручил удостоверения, а также рассказал об итогах работы Уполномоченного за 3 квартал 2018 года. Перед участниками мероприятия выступили сотрудники Уполномоченного с докладами: "Основные проблемы субъектов предпринимательской деятельности при взаимодействии с программой ФГИС "Меркурий". Пути их решения", "Развитие института экспертов "probono" при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия". Также слово было предоставлено Общественному представителю в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия - Петру Кувыркину. В своем выступлении Петр Кувыркин озвучил основные проблемы предпринимателей в муниципальном районе. Участники совещания приняли участие в обсуждении предложенного доклада.
Общественный представитель Петр Кувыркин является постоянным участником публичных обсуждений правоприменительной практики проводимых контрольно-надзорными органами, а также круглых столов, организованных Уполномоченным.
Уполномоченный выражает признательность всем Общественным представителям за выполняемую работу на территории муниципальных районов Республики Мордовия и готовность помочь в решении любого вопроса.
1.2. Взаимодействие регионального Уполномоченного с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его аппаратом, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями предпринимателей (соглашения о сотрудничестве, совместные рабочие группы, комиссии и т. д.).
1.2.1. Взаимодействие регионального Уполномоченного с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его аппаратом.
За шестимесячный период деятельности выстроена эффективная практика взаимодействия Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия с аппаратом федерального бизнес-омбудсмена, направленная на решение организационных и правовых вопросов деятельности Уполномоченного, обсуждение новых задач и приоритетных направлений развития института бизнес-омбудсменов. Среди основных форм взаимодействия регионального Уполномоченного с аппаратом федерального бизнес-омбудсмена можно выделить следующие: ежемесячное направление справочной информации об основных показателях деятельности регионального бизнес-омбудсмена; работу в Единой информационной системе аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей; постоянный обмен статистическими данными и информационно-аналитическими материалами, а также иными сведениями по приоритетным направлениям деятельности института Уполномоченного; направление пресс-релизов для публикации на федеральном сайте; подготовку сводного годового материала для проведения оценки эффективности деятельности региональных Уполномоченных для последующего определения потенциала и усилий бизнес-омбудсменов в укреплении и развитии региональных институтов.
Дополнительным инструментом взаимодействия является активное участие регионального Уполномоченного во Всероссийских конференциях и совещаниях, организованных аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, которые являются эффективными площадками для обсуждения практики работы бизнес-омбудсменов в регионах, актуальных проблем развития предпринимательства, условий для ведения предпринимательской деятельности и повышения качества принятия важных для бизнеса решений.
В июне 2018 года Уполномоченный принял участие в VI Межрегиональном совещании Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Ярославле.
В июле 2018 года бизнес - омбудсмен посетил два мероприятия: Форум "Бизнес-Успех" в Нижнем Новгороде и расширенное выездное совещание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: "Гуманизация условий содержания осужденных лиц и их ресоциализация через организацию труда в период отбывания наказания".
В сентябре 2018 года в г. Калининград состоялся круглый стол на тему: "Взаимодействие предпринимателей с ФНС России: проблемы и пути решения".
В ноябре 2018 года прошла 12 Всероссийская конференция по вопросам защиты прав предпринимателей (г. Москва).
В декабре 2018 года на территории г. Саранска проведено заседание межведомственной рабочей группы по вопросам защиты прав предпринимателей управления Генеральной прокуроры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе с повесткой "О вопросах противодействия незаконной предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа". Уполномоченный также принял в нем участие.
Основной целью участия Уполномоченного в мероприятиях федерального масштаба является доведение до коллег наиболее эффективных практик и решений, принимаемых в Республике Мордовия в целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, а также формирования положительного имиджа Республики Мордовия как региона, наиболее успешно развивающего диалог власти и предпринимательского сообщества.
1.2.2. Взаимодействие с органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления.
В целях повышения результативности деятельности по защите прав и законных интересов предпринимателей, решения проблемных вопросов на региональном и муниципальном уровнях Уполномоченный активно взаимодействует с исполнительными органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также с органами местного самоуправления Республики Мордовия.
Алексей Грибанов активно участвует в экономической, политической и социальной жизни региона. Входит в состав следующих рабочих групп и советов:
- Межведомственная комиссии по внедрению лучших практик национального рейтинга состояния инвестиционного климата на территории Республики Мордовия (постановление Правительства Республики Мордовия от 12.10.2015 г. N 579, с изм. от 25.12.2018 г. N 604).
- Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия (Указ Главы Республики Мордовия от 26.07.2013 г. N 156-УГ, с изм. от 18.02.2019 г. N 44-УГ).
- Рабочая группа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Республике Мордовия (Указ Главы Республики Мордовия от 06.08.2018 г. N 250-УГ).
- Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (приказ от 14.01.2016 г. N 3/1-од, с изм. от 25.12.2018 г. N 154-од).
- Совет Микрокредитной компании Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия (Приказ от 13.06.2018 г. N 364-П, с изм. от 31.08.2018 г.).
С момента вступления в должность Уполномоченного заключено 41 соглашение о взаимодействии, из них 34 - с органами государственной и муниципальной власти/силовыми структурами и 7 - с некоммерческими и общественными организациями.
Перечень органов государственной власти и организаций, с которыми Уполномоченным подписано Соглашение о взаимодействии, размещен на страницах в социальных сетях.
Эффективное взаимодействие с различными структурами на основании заключенных соглашений подтверждается конкретными результатами. Совместными усилиями регулярно проводятся круглые столы, совещания, рабочие встречи по обсуждению актуальных проблем предпринимательства.
В 2018 году проведены 83 встречи с руководителями государственных и контрольно-надзорных органов региона. В ходе встреч обсуждены вопросы защиты прав предпринимателей, подготовлены Соглашения о сотрудничестве, определены основные проблемы бизнеса в регионе, намечены мероприятия по улучшению условий ведения бизнеса в Республике Мордовия.
В 2018 году состоялась рабочая встреча Уполномоченного с руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия. В рамках встречи предметом обсуждения стали вопросы соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также перспективы дальнейшего взаимодействия с институтом Уполномоченного, в том числе в части воспрепятствования незаконной предпринимательской деятельности. Результатом проведенной встречи является заключенное соглашение от 24 сентября 2018 г. N 114.
В октябре 2018 г. состоялась встреча с руководителем Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, на которой состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между пенитенциарным ведомством региона и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия. Предметом Соглашения стало сотрудничество по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Республике Мордовия в сфере деятельности УФСИН России по Республике Мордовия.
В рамках взаимодействия с органами прокуратуры принято участие в следующих мероприятиях:
- в межведомственной рабочей группе по вопросам защиты бизнеса, прав предпринимателей, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе с повесткой "О вопросах противодействия незаконной предпринимательской деятельности в субъектах РФ, находящихся в пределах Приволжского федерального округа";
- в межведомственной рабочей группе по вопросам защиты предпринимателей с повесткой "Проблемные вопросы соблюдения прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности" в Прокуратуре Республики Мордовия;
- в Общественном совете по защите субъектов предпринимательской деятельности при Приволжской транспортной прокуратуре.
Также в рамках взаимодействия региональный бизнес-омбудсмен принимает участие в дне приема предпринимателей при Прокуратуре Республики Мордовия.
Свидетельством открытости исполнительной власти Республики Мордовия является представленная Уполномоченному возможность участия на постоянной основе в качестве приглашенного лица в заседаниях Правительства Республики Мордовия и Государственного Собрания Республики Мордовия.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия на постоянной основе взаимодействует с Председателем Правительства Республики Мордовия. В отчетном периоде данное взаимодействие осуществлялось в следующем порядке:
19 ноября 2018 г. в адрес В.Ф. Сушкова направлены предложения: по легализации самозанятых граждан; по ключевым показателям эффективности муниципальных районов Республики Мордовия; о запуске онлайн-портала Республики Мордовия по аналогии с "Бизнес-навигатором МСП" для размещения информации о планируемых закупках.
13 декабря 2018 г. направлено письмо о нарушении правил естественных монополий ПАО "Т Плюс". Также, направлено письмо о внесении предложений по снижению расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на услуги ТКО.
14 декабря 2018 г. направлено письмо о внедрении нового направления работы, предусматривающего предоставление "Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг" государственной услуги "Прием обращений предпринимателей, поступивших в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия".
Во время очередной встречи Уполномоченного с Председателем Правительства Республики Мордовия поступило поручение разработать "Дорожную карту" развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия. При участии Общественного совета поручение исполнено, "Дорожная карта" подготовлена.
Также бизнес-омбудсменом был проработан вопрос по незаконной предпринимательской деятельности. В адрес Председателя Правительства Республики Мордовия было направлено письмо с рекомендациями принять системные меры по борьбе с этим негативным явлением в обществе как на муниципальном, так и на региональном уровне.
Бизнес-омбудсмен выражает признательность представителям органов прокуратуры, федеральных и региональных контрольно-надзорных органов за открытость и готовность к конструктивному диалогу с бизнес-сообществом Республики Мордовия и институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия.
В 2018 году активно началась работа по взаимодействию Уполномоченного с органами местного самоуправления. Основные направления сотрудничества включают в себя: взаимодействие с главами муниципальных образований при рассмотрении жалоб субъектов предпринимательской деятельности, проведение выездных встреч, деловая переписка по вопросам поддержки и защиты бизнеса на местах.
Так, в отчетном периоде проведено 16 встреч с главами муниципальных районов Республики Мордовия, по результатам которых выбраны общественные представители Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия.
В целях эффективности взаимодействия с органами местного самоуправления и для повышения качества нормативных правовых актов, принимаемых на территории Республики Мордовия в отношении малого и среднего бизнеса, Уполномоченным в конце 2018 года со всеми Администрациями муниципальных районов Республики Мордовия заключены Соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
Вышеуказанные документы заключены с Администрациями следующих муниципальных районов Республики Мордовия: Ардатовского района, Атюрьевского района, Атяшевского района, Большеберезниковского района, Большеигнатовского района, Дубенского района, Ельниковского района, Зубово-Полянского района, Инсарского района, Ичалковского района, Кадошкинского района, Ковылкинского района, Кочкуровского района, Краснослободского района, Лямбирского района, Ромодановского района, Рузаевского района, Старошайговского района, Темниковского района, Теньгушевского района, Торбеевского района, Чамзинского района.
Уполномоченный высоко оценивает значение заключенных соглашений для защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в муниципальных районах Республики Мордовия. Выстроенное взаимодействие позволит выявлять ущемление прав и законных интересов субъектов предпринимательства еще на этапе создания нормативно-правового акта, и предотвратить необоснованные расходы и административные барьеры для предпринимателей. Также эта мера позволит создать эффективные и безопасные условия для ведения бизнеса.
1.2.3. Взаимодействие с общественными организациями.
Важной составляющей работы института регионального Уполномоченного является взаимодействие с общественными организациями и объединениями, действующими на территории Республики Мордовия. Сотрудничество Уполномоченного и бизнес-объединений носит системный характер и охватывает такие аспекты, как оперативный обмен информацией о выявленных нарушениях прав бизнесменов, формирование предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и консолидированной позиции по проблемам ведения бизнеса на территории Республики Мордовия. Соглашение о сотрудничестве заключено с Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Республики Мордовия" (РОР "СПП РМ"). В рамках заключенного соглашения Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия принял участие в общем собрании Регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Республики Мордовия". Принимая во внимание роль общественных организаций в содействии соблюдению прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, Уполномоченный включил представителей общественных объединений в состав Общественного совета при Уполномоченном. Традиционными формами взаимодействия Уполномоченного и предпринимательского сообщества являются различного рода круглые столы, бизнес-форумы, конференции, рабочие встречи и иные мероприятия, направленные на обсуждение вариантов решения проблем бизнеса.
1.3. Информационное обеспечение деятельности регионального Уполномоченного.
Одной из основных задач Уполномоченного, установленных Законом Республики Мордовия от 12.09.2013 г. N 67-З "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия", является правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности по вопросам защиты их прав и законных интересов, форм и методов их защиты.
В рамках реализации данного направления с момента создания института государственной защиты прав предпринимателей по настоящее время ведется активная работа, направленная на обеспечение информационной открытости деятельности Уполномоченного, повышение уровня значимости и узнаваемости бизнес-омбудсмена в регионе, реализацию прав субъектов предпринимательской деятельности на получение полной и объективной информации, а также создание эффективных механизмов взаимодействия Уполномоченного со средствами массовой информации.
Эффективным инструментом популяризации деятельности Уполномоченного является официальный сайт в сети Интернет: http://www.e-mordovia.ru/glava-rm/administratsiya-glavy-rm/upolnomochenny y-po-zashchite-prav-predprinimateley/.
Поскольку деятельность Уполномоченного носит максимально открытый и публичный характер, дополнительным инструментом популяризации является официальная страница Уполномоченного в социальной сети ВКонтакте, а также в социальной сети Инстаграм, которые зачастую используются в качестве площадки для получения обратной связи по наиболее острым вопросам, касающимся сферы бизнеса. На страницах публикуется информация о текущей деятельности Уполномоченного, проводимых мероприятиях, а также для удобства пользователей социальных сетей предусмотрена возможность подачи онлайн-обращения, что позволяет оперативно реагировать на факты нарушения прав предпринимателей.
За шестимесячный срок (с 27.06.2018 г.) количество упоминаний о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия в региональных и федеральных СМИ составляет 62 информационных материала.
За тот же период количество информационных материалов (новостей), соответствующих требованиям PR-департамента аппарата Уполномоченного и размещенных на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей составляет 21 информационный материал.
В целях популяризации института государственной защиты прав предпринимателей Уполномоченный регулярно принимает участие в работе различного рода конференций, бизнес-форумов, круглых столов, направленных на взаимодействие с предпринимательским сообществом с целью сбора и анализа информации о проблемах, препятствующих благоприятному ведению предпринимательской деятельности, а также определению способов их разрешения. За 2018 год бизнес-омбудсмен принял участие в 53 публичных мероприятиях, проводимых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Из них можно отметить следующие:
- Межведомственная рабочая группа, по вопросам защиты прав предпринимателей, управления Генеральной Прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе с повесткой "О вопросах противодействия незаконной предпринимательской деятельности в субъектах РФ, находящихся в пределах Приволжского федерального округа";
- XII Всероссийская конференция по вопросам защиты прав предпринимателей;
- Межведомственная рабочая группа по вопросам защиты прав предпринимателей "Проблемные вопросы соблюдения прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности" и др.
Одним из приоритетных принципов работы Уполномоченного и эффективным инструментом привлечения внимания общественности к его деятельности и проблемам ведения бизнеса в Республике Мордовия является активное сотрудничество с представителями средств массовой информации. С момента создания института государственной защиты прав предпринимателей Уполномоченный регулярно делится своим экспертным мнением о событиях в экономике и бизнесе с корреспондентами региональных телеканалов. Тематические интервью и комментарии Уполномоченного периодически выходят в эфир на региональных телеканалах "ВГТРК "Мордовия", "НТМ", "ТелеСеть Мордовии (10 канал)".
В рамках информационного освещения деятельности регионального бизнес-омбудсмена и правового просвещения предпринимательского сообщества проводятся пресс-конференции Уполномоченного по актуальным и значимым событиям в сфере малого и среднего предпринимательства. С момента создания института Уполномоченного было проведено 10 пресс-конференций. Основными поводами для встречи с представителями средств массовой информации стали: подведение итогов работы Уполномоченного за отчетный период, реализация федеральной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Республике Мордовия; основные проблемы и совершенствование правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Мордовия; состояние предпринимательства республики в современных условиях. Большое внимание в ходе общения с журналистами уделяется системным проблемам, с которыми сталкиваются предприниматели Республики Мордовия.
Активная работа по популяризации деятельности бизнес-омбудсмена в Республике Мордовия позволила добиться роста осведомленности предпринимателей об институте государственной защиты бизнеса, о чем свидетельствуют проведенные опросы и ежегодное увеличение письменных обращений, поступающих в адрес Уполномоченного. Повышение уровня значимости и узнаваемости среди субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованность в его экспертном мнении - это наглядное доказательство системного и плодотворного взаимодействия бизнес-омбудсмена с представителями средств массовой информации.
В рамках дальнейшей работы по популяризации деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия на 2019 год поставлена задача, продолжить активное сотрудничество бизнес-омбудсмена с представителями средств массовой информации, активизировать просветительскую деятельность в сфере защиты прав и законных интересов предпринимательства, расширить медиа-активность и информационную работу в социальных сетях.
2. Основные проблемы предпринимательства
2.1. Работа Уполномоченного, связанная с проведением мероприятий по предотвращению нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, и восстановление, в пределах компетенции, их нарушенных прав.
Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия на постоянной основе осуществляется работа с обращениями, заявлениями, жалобами субъектов предпринимательской деятельности. В адрес бизнес-омбудсмена за отчетный период поступили как федеральные, так и региональные жалобы, а также ведется прием предпринимателей по устным обращениям.
Работа с обращениями субъектов предпринимательской деятельности позволила выявить системные проблемы ведения бизнеса федерального, регионального и муниципального уровня, предложить пути их решения.
Большое внимание Уполномоченным уделяется непосредственному общению с предпринимателями. За полугодовую деятельность Уполномоченным проведено 4 круглых стола с участием основных контрольно-надзорных органов:
- 27.09.2018 г. с Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия на тему: "Взаимодействие предпринимательского сообщества с Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия";
- 07.11.2018 г. с Государственной инспекцией труда Республики Мордовия на тему: "Права и обязанности предпринимателя, как работодателя";
- 08.11.2018 г. с Управлением Волжско-Окского Ростехнадзора на тему: "Взаимодействие предпринимательского сообщества с Волжско-Окским управлением Ростехнадзора";
- 14.11.2018 г. с Управлением ФАС по Республике Мордовия на тему: "Взаимодействие предпринимательского сообщества с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия";
- 28.11.2018 г. Уполномоченным организован круглый стол с арбитражными управляющими на тему: "Основные признаки банкротства физических и юридических лиц".
В том числе проведено 9 образовательных мероприятий для предпринимателей, в которых приняли участие более 220 представителей бизнеса.
2.2. Количественные и качественные показатели работы с обращениями, истории успеха.
2.2.1. Количественные и качественные показатели работы с обращениями.
В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 12.09.2013 N 67-З "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия" основной задачей Уполномоченного является рассмотрение жалоб и обращений субъектов предпринимательской деятельности.
За 2018 год в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия поступило 51 обращение от субъектов предпринимательской деятельности. Из общего количества 36 (70%) обращений поступило устно (в том числе 3 предложения и 2 заявления) и 15 (29%) - письменно (из них 2 федеральные жалобы и 13 региональных жалоб) (Диаграмма N 1).
Диаграмма N 1
По всем обращениям были даны рекомендации и разъяснения о способах решения обозначенных в обращениях вопросов. По 7 жалобам, поступившим в 2018 году, работа продолжилась в 2019 г.
Доля письменных жалоб, по итогам рассмотрения которых права заявителя полностью или частично восстановлены, к количеству жалоб, работа по которым завершена в конце 2018 г., составляет - 75%. В остальных случаях разъяснены права заявителям (Диаграмма N 2).
Диаграмма N 2
Анализируя категории заявителей, обратившихся в адрес Уполномоченного, можно сделать вывод, что 20 обращений поступило от индивидуальных предпринимателей (39% от общего количества обращений), 29 обращений (56%) - от представителей юридических лиц, 2 обращения (0,3%) поступило от лиц, не являющихся субъектом предпринимательской деятельности (Диаграмма N 3).
Диаграмма N 3
2.2.2. Анализ способа поступления обращений.
Из 51 обращения, поступившего на рассмотрение Уполномоченному в 2018 году, 2 обращения поступило из аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, 41 обращение поступило в ходе личного приема, по почте (обычной - 2, электронной почтой - 5), 1 - нарочным порядком (Диаграмма N 4).
Диаграмма N 4
2.2.3. Виды жалоб и обращений.
Письменные жалобы и устные обращения, поступившие Уполномоченному (51), можно разделить на две группы: обращения уголовно-правового характера - доля таких обращений в отчетном году составляет 0,2%, и обращения административно-правового характера - таких обращений в отчетном году было абсолютное большинство - 98% (Диаграмма N 5).
Диаграмма N 5
2.2.4. Категории жалоб.
Результаты анализа принятых в работу обращений показывают, что в 2018 году наиболее проблемной сферой для предпринимателей является сфера нарушения договорных отношений, в т. ч. неисполнение обязательств по договору (20% от общего количества принятых в работу жалоб). В качестве основных проблем, возникающих у предпринимателей в данной сфере, можно назвать следующие: нежелание органов государственной власти идти на диалог с предпринимателями; отсутствие финансовых средств уже на стадии заключения контракта; отсутствие конкуренции в определенной сфере деятельности.
Устные обращения, в основном касались развития бизнеса, процедуры проведения проверок в отношении юридических лиц, неисполнения обязательств по гражданско-правовым договорам, налоговых правоотношений, а также проблем финансового и правового характера (Таблица N 1).
Таблица N 1
Сфера деятельности, в которой произошло нарушение |
Показатель |
Земельно-имущественные отношения |
1 |
Уголовно-правовые отношения |
1 |
Тарифы |
1 |
Применение и внедрение новой ККТ. Нестационарная торговля |
1 |
Кадастровая оценка |
1 |
Споры хозяйствующих субъектов |
2 |
4 |
|
Прекращение деятельности ИП и юр. лица |
6 |
Проведение проверок (привлечение к административной ответственности) |
8 |
Нарушения договорных отношений, в т. ч. неисполнение обязательств по договору |
10 |
Развитие бизнеса |
16 |
Всего |
51 |
2.2.5. Истории успеха.
Аренда объектов недвижимости и земельных участков.
В мае 2017 г. между органом исполнительной власти Республики Мордовия и юридическим лицом по итогам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Мордовия, заключен договор аренды земельного участка с видом разрешенного использования для строительства производственных корпусов.
Юридическое лицо в октябре 2018 г. обратилось в Казенное учреждение г. о. Саранск с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, который необходим для получения разрешения на строительство. Ведомством был дан ответ, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует видам разрешенного использования земельного участка территориальной зоны со ссылкой на муниципальные нормативно-правовые акты.
Представитель юридического лица 16.11.2018 г. обратился в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия об оказании содействия в приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Классификатором (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков").
Региональным Уполномоченным выполнена большая работа по данному вопросу. Проведены консультации с представителями органов государственной власти Республики Мордовия, направлено обращение в органы Прокуратуры Республики Мордовия. Представителю юридического лица оказана юридическая помощь в подготовке обращений на имя руководителей государственных и муниципальных органов.
Проделанная работа показала свои положительные результаты. Права юридического лица, как добросовестного арендатора земельного участка, восстановлены. В январе 2019 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения о виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с Классификатором.
Проведение проверок (привлечение к административной ответственности).
Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 24.10.2018 г. по результатам проведения проверки юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 тысяч рублей за нарушения Трудового кодекса РФ и Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
Представитель юридического лица обратился в адрес регионального Уполномоченного с просьбой об оказании содействия в решении вышеуказанного вопроса. Региональным Уполномоченным было принято решение о написании жалобы в суд по делу об административном правонарушении, а также представления интересов Общества в суде. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении с просьбой изменить постановление надзорного ведомства и назначить наказание в виде штрафа с применением частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, установленного санкцией, подготовлена и направлена в Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
В судебном органе при участии сотрудников аппарата состоялось рассмотрение жалобы. Решением по делу N 12-212/2018 постановление Государственной инспекции труда в Республике Мордовия отменено и Обществу назначено наказание в виде штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией - 60 000 руб.
Нарушение договорных отношений, в т. ч. неисполнение обязательств по договору.
За полугодовую деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия Алексея Владимировича Грибанова треть поступивших жалоб касалась задолженности по государственным и муниципальным контрактам перед субъектами предпринимательской деятельности, которая составила более 6 млн руб. Образовавшаяся задолженность во многом повлияла на предпринимательскую деятельность: образовалась задолженность по налогам, появилась задолженность по кредитам и заработной плате. Как следствие прошли проверки со стороны контрольно-надзорных органов.
Региональным бизнес-омбудсменом проделана большая работа по возврату денежных средств предпринимателям. Проведены встречи с органами государственной власти республики, подготовлены и направлены обращения в органы Прокуратуры Республики Мордовия, Министерство финансов Республики Мордовия, Управление Федерального казначейства Республики Мордовия. В Мордовское УФАС направлены ходатайства о проведении проверок в отношении должностных лиц и в случае установления оснований привлечения их к административной ответственности. По одному из ходатайств виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ об административных правонарушениях в виде административного наказания в размере 30 000 руб.
Предпринятые меры показали свой положительный результат. Изложенные в жалобах вопросы решены, предпринимателям перечислено более 6 млн руб. В адрес Алексея Грибанова от предпринимателей поступили письма со словами благодарности.
Сфера закупок является одной из важных областей государственного регулирования, поскольку в рамках государственного (муниципального) заказа, помимо прямых целей закупки, государство может реализовать работу механизмов, обеспечивающих достижение задач социально-экономической политики. Одной из таких дополнительных задач выступает поддержка субъектов малого предпринимательства.
Уполномоченный во взаимодействии с органами Прокуратуры Республики Мордовия и Управлением Федеральной антимонопольной службы Республики Мордовия осуществляет защиту прав предпринимателей на своевременное исполнение заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам и соблюдение законодательства о контрактной системе.
Для того чтобы снизить негативные последствия для бизнеса, исполнительным органам власти, органам местного самоуправления и подведомственным им организациям рекомендуется проводить работу по профилактике недопущения фактов нарушения прав предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках.
Применение и внедрение новой ККТ.
В адрес регионального Уполномоченного Республики Мордовия А.В. Грибанова поступила жалоба индивидуального предпринимателя по вопросу обязательного требования установки Онлайн-кассы в связи с исключением с. Ефаево Краснослободского района Республики Мордовия из Перечня труднодоступных и отдаленных местностей, расположенных на территории Республики Мордовия (Приказ Минэкономики Республики Мордовия от 05.10.2018 N 656-П "О перечне труднодоступных и отдаленных местностей, расположенных на территории Республики Мордовия").
Бизнес-омбудсменом Республики Мордовии по данному обращению проделана большая работа. Проведен анализ нормативно-правовой базы, касающийся Перечня труднодоступных и отдаленных местностей, расположенных на территории Республики Мордовия. Подготовлено и направлено письмо в адрес Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия о пересмотре Перечня в связи отдаленностью вышеуказанного села от райцентра и несоответствием реально проживающих и зарегистрированных лиц на территории сельского поселения. Ведомство рассмотрело обращение бизнес-омбудсмена и внесло изменение в указанный Перечень. Согласно Приказу Минэкономики Республики Мордовия от 15.01.2019 г. N 3-П "О внесении изменения в Приложение 2 к приказу Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 5 октября 2018 г. N 656-П" с. Ефаево Краснослободского района Республики Мордовия внесено в Перечень труднодоступных и отдаленных местностей, расположенных на территории Республики Мордовия. Текст приказа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 16.01.2019 г. N 4 (25.756)-1.
Уполномоченным проводится сбор и анализ данных по предпринимателям по другим населенным пунктам региона для проведения дальнейшей работы по изменению критериев отнесения территории к труднодоступным и отдаленным местностям на территории Республики Мордовия.
Нестационарная торговля.
По вопросу "Незаконной реализации продуктов питания с использованием нестационарных торговых объектов в одном из сельских поселений Республики Мордовия" в ноябре 2018 г. в адрес Уполномоченного поступила жалоба. В рамках работы над жалобой в адрес Прокуратуры Республики Мордовия Уполномоченным направлено обращение, с просьбой проверить доводы, изложенные в жалобе, и в случае необходимости принять соответствующие меры. От ведомства получен ответ о том, что была проведена проверка. В ходе проверки выявлено нарушение с признаками состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 г. N 38-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия", соответствующие материалы направлены в административную комиссию администрации муниципального района Республики Мордовия для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Также установлено, что на территории сельского поселения муниципального района Республики Мордовия не утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов. С целью устранения выявленных нарушений главе сельского поселения вынесено представление.
2.3. Реализация специальных полномочий регионального Уполномоченного, в том числе судебных.
Результаты реализации основных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 12.09.2013 N 67-З "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия", представлены ниже (Таблица N 2).
Таблица N 2
Реализация основных полномочий, предусмотренных федеральными законами | |||
Количество направленных в региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления мотивированных предложений о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу). |
1 |
Число мероприятий (конференций, круглых столов, слушаний, семинаров и т. д.), организованных и проведенных непосредственно региональным уполномоченным по актуальным вопросам защиты бизнеса |
5 |
Количество подготовленных и направленных ходатайств о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности |
3 |
Количество образовательных мероприятий для предпринимателей / количество участников |
9 |
221 | |||
Участие в рассмотрении дел судами в качестве представителя лица по доверенности |
1 |
Количество посещений мест лишения свободы подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных "экономическими" статьями УК РФ |
3 |
В будущем важно не только закрепить имеющиеся результаты защиты прав предпринимателей через институт Уполномоченного, но и выйти на новый уровень совместной работы по снижению необоснованных издержек ведения бизнеса, снятию административных барьеров на территории Республики Мордовия.
В следующих разделах настоящего доклада более подробно представлены основные результаты деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия за 2018 год.
2.4. Контрольно-надзорная деятельность.
Одним из приоритетных направлений "Реформы контрольной и надзорной деятельности" является снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В свою очередь стратегия деятельности Уполномоченного направлена на снижение административных барьеров для бизнеса в целях создания условий комфортной среды ведения предпринимательской деятельности в регионе. Одним из инструментов снижения административной нагрузки является прямое общение предпринимательского сообщества и контрольно-надзорных органов.
Срок реализации приоритетной программы - с декабря 2016 года по 2025 год (включительно). В результате к концу 2025 года вдвое должна снизиться административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, заключающийся в том, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших. В целом деятельность контрольно-надзорных органов в России должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений обязательных требований.
Главой Республики Мордовия уделяется серьезное внимание реформированию контрольно-надзорной деятельности в Республике Мордовия. При Совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия, созданном по Указу Главы Республики Мордовия от 26.07.2013 N 156-УГ, Указом Главы Республики Мордовия от 06.08.2018 г. N 250-УГ была сформирована рабочая группа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Республике Мордовия. Рабочая группа состоит из представителей бизнеса, контрольно-надзорных органов, общественных организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества.
В 2018 году в ходе заседаний рабочей группы были проработаны актуальные вопросы реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в регионе.
В целях профилактики нарушений обязательных требований территориальными органами федеральных контрольно-надзорных органов в Республике Мордовия проводились публичные обсуждения результатов правоприменительной практики не реже чем 1 раз в квартал. В 2018 году с участием Уполномоченного было проведено 14 таких мероприятий (Таблица N 3).
Таблица N 3
Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия в 2018 году | ||
N п/п |
Контрольно-надзорный орган |
Количество мероприятий |
1 |
Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия |
2 |
2 |
Главное Управление МЧС России по Республике Мордовия |
2 |
3 |
Управление ФАС по Республике Мордовия |
2 |
4 |
Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области |
2 |
5 |
Государственная инспекция труда в Республике Мордовия |
2 |
6 |
Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия |
2 |
7 |
Волжско-Окское Управление Ростехнадзора по Республике Мордовия |
2 |
Итого: |
14 |
В 2018 году в адрес Уполномоченного поступило 14 приглашений на профилактические мероприятия, инициированные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Практика проведения таких публичных мероприятий, по мнению Уполномоченного, показала свою эффективность и пользу как для подконтрольных субъектов бизнеса, так и для самих контрольно-надзорных органов.
Однако Уполномоченным сделан вывод о том, что предпринимателям не всегда удобен такой формат проведения мероприятий и решил в 2019 году проводить публичные обсуждения результатов правоприменительной практики в один день с наиболее клиентоориентированными инспекциями. Необходимо кардинально изменить подход к организации такого рода мероприятий и убрать барьер между предпринимателями и надзорными ведомствами.
Территориальным органам федеральных контрольно-надзорных органов и органам регионального контроля (надзора) рекомендуется продолжить практику проведения публичных обсуждений правоприменительной практики с представителями предпринимательского сообщества, проводить такие мероприятия на постоянной основе.
2.4.1. Результаты анализа проверок, проведенных контрольно-надзорными органами Республики Мордовия.
По запросу Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова была запрошена информация от регионов по безопасности ведения бизнеса на территории подведомственного субъекта.
Для составления рейтинга регионов региональным Уполномоченным были направлены запросы в территориальные контрольно-надзорные органы: Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, Волжско-Окское Управление Ростехнадзора, Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия, Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия, Государственную инспекции труда в Республике Мордовия; Департамент Лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу; Приволжское таможенное управление; Главное управление МЧС России по Республике Мордовия; Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Мордовия Средне-Волжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству; Территориальный отдел по Республике Мордовия Нижне-Волжского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Полученные результаты сведены в таблицу (Таблица N 4).
Таблица N 4
Данные об активности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор). | |||
|
за 2017 год |
за 2018 год |
Процентное соотношение (%, +/-) |
|
1. Контрольно-надзорные мероприятия |
||
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны контролирующего органа |
52 337 |
52 998 |
+ 1,3 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки |
3 342 |
4 082 |
+ 18,1 |
Количество проведенных плановых проверок |
1 301 |
1 060 |
- 22,7 |
Количество проведенных внеплановых проверок |
3 273 |
3 956 |
+ 17,3 |
Количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований по результатам проверок |
2 243 |
2 239 |
- 0,2 |
|
2. Производство по делам об административных правонарушениях |
||
Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных контролирующим органом в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
5 254 |
5 260 |
+ 0,1 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в отношении которых контролирующим органом были вынесены постановления о назначении административного наказания |
2 179 |
2 333 |
+ 6,6 |
Количество постановлений о назначении административного наказания, вынесенных контролирующим органом в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
5 089 |
5 031 |
- 1,2 |
Количество административных штрафов, наложенных контролирующим органом на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
4 324 |
4 313 |
- 0,3 |
Общий размер административных штрафов, наложенных контролирующим органом, тыс. руб. |
59 871,9 |
70 342 |
+ 14,9 |
Количество предупреждений, вынесенных контролирующим органом в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
775 |
756 |
- 2,5 |
Из представленной таблицы мы видим, что по сравнению с 2017 годом количество плановых проверок в 2018 году уменьшилось на 22,7%.
Но по сравнению с 2017 годом количество внеплановых проверок в 2018 г. увеличилось на 17,3%, или на 683 проверки. Данный показатель имеет существенное значение для нашего небольшого региона. Если разделить общее количество внеплановых и плановых проверок в 2018 г. на количество зарегистрированных предпринимателей, то в среднем выходит по 10 проверок на одного предпринимателя.
Количество штрафов, выписанных предпринимателям в 2017 году, составило 59 871 тыс. руб., а в 2018 году - 70 342 тыс. руб., что на 14,9% больше предыдущего периода.
Именно из-за показателя "Административное давление на бизнес" Республика Мордовия опустилась в Рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации по итогам 2017 года.
Административное давление очень мешает субъектам предпринимательской деятельности вести бизнес на территории субъекта.
Визиты различных проверяющих инстанций становятся серьезной нагрузкой на бизнес. При этом надо учитывать, что контрольно-надзорные органы нацелены именно на поиск нарушений даже там, где их нет.
Выявленные нарушения необходимы для статистической отчетности, улучшения показаний работы контрольно-надзорных ведомств, выполнения плана по взыскиваемым штрафам.
В данном контексте необходимо поднять вопрос об отмене существующих у контрольно-надзорных органов планов на взыскание штрафов.
При действующей системе ключевым мероприятием контроля является проверка. На наш взгляд, при работе над созданием нового законодательства о контрольно-надзорной деятельности, в соответствии с которым будут проводиться проверки, необходимо опросить субъекты малого и среднего предпринимательства о тех требованиях контролирующих органов, которые, по их мнению, являются избыточными и невыполнимыми. И на основе собранного материала провести анализ контрольно-надзорной деятельности всех контролирующих ведомств. Результаты проведенного анализа должны лечь в основу нового законодательства о контрольно-надзорной деятельности. Важно сделать так, чтобы проверка перестала быть основным инструментом контроля, основными должны стать те мероприятия, которые минимизируют взаимодействие с бизнесом, но при этом повышают эффективность контроля.
У существующей системы контроля нет инструментов, которые позволили бы решить конкретную локальную проблему, без серьезной нагрузки на бизнес. Необходимо изменить отношение контрольно-надзорных органов к субъектам предпринимательской деятельности как к обеспеченным членам нашего общества. Проверяющий совместно с предпринимателем должен найти выход из сложившейся ситуации на приемлемых для каждого условиях, конечно, за исключением тех субъектов предпринимательской деятельности, которые злоупотребляют своими действиями (к примеру совершение одного и того же правонарушения повторно в течение короткого периода).
2.4.2. Анализ условий ведения бизнеса.
По итогам 2018 года Институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей также был произведен анализ условий ведения бизнеса в районах республики. Произведенный анализ оценивал налоговую нагрузку на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность, используя систему налогообложения ЕНВД.
Лидерами (у кого самый низкий налог) оказались следующие районы: Большеберезниковский, Торбеевский и Лямбирский.
Наиболее высокие налоги оказались в Кочкуровском, Краснослободском и Ковылкинском районах (Рисунок N 1).
Рисунок N 1
Рейтинг Муниципальных районов Республики Мордовия по налоговой нагрузке
2.5. Проблемы предпринимателей. Предложения по решению.
2.5.1. Тарифообразование.
14 августа 2018 года региональный Уполномоченный принял участие в Экспертном Совете при Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия. Были заслушаны инвестиционные программы ПАО "Мордовская Энергосбытовая Компания", ООО "Ватт-Электросбыт" и ООО "Мордовская Сетевая Компания".
Во всех случаях инвестиционные программы вызывали сомнение на предмет целесообразности покупки той или иной позиции.
Для оптимизации тарифов на электроэнергию было предложено:
1) Пересмотреть состав членов Экспертного Совета. Не все члены Совета являются практиками, которые сталкиваются с проблемами взаимодействия с энергетиками, следовательно, не знают реальных проблем и не заинтересованы в их снижении;
2) Тариф можно снижать, проверяя структуру НВВ (Необходимая Валовая Выручка) сплошным методом. В настоящее время в Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия не хватает должного количества сотрудников для глубокого анализа тарифа. Как альтернатива - создание обособленного подразделения по проверке тарифов с прямым подчинением Главе Республики Мордовия или Председателю Правительства Республики Мордовия;
3) За счет амортизации в тариф закладываются непрофильные расходы. Это могут быть дополнительные единицы транспорта или счетчики, срок окупаемости у которых 50 лет. Было предложено вынести на обсуждение вопрос об исключении статьи "Амортизация из обязательных к возмещению статей", так как в ней закладываются все непрофильные расходы.
2.5.2. Причины малого количества предприятий.
Нестабильная экономическая ситуация в стране является одной из главных причин малого количества предприятий. Принятие решения об организации нового предприятия в сложившейся ситуации для многих предпринимателей дается нелегко. Поскольку вложение инвестиций трудовых ресурсов в новое дело - это огромный риск для многих субъектов предпринимательской деятельности. Для решения данной проблемы предлагаем следующие варианты.
1. Организация Индустриальных парков для предпринимателей (в некоторых случаях с уже оснащенным необходимым оборудованием).
Варианты работы в Индустриальных парках:
- В предоставленном помещении предприниматель использует собственное оборудование и осуществляет рабочий процесс.
- В предоставленном помещении предприниматель осуществляет рабочий процесс на уже установленном оборудовании с почасовой оплатой его использования - фрезерные станки, металлораскроечные и т. д.
2. Объединить заказы крупных предприятий региона в одну таблицу и представить ее в открытом онлайн-доступе (сгруппировав заказы по тематикам).
Разработать Инвестиционную программу для бизнеса по созданию нового производства.
Также принять региональный закон об обязанности закупать местные товары при прочих равных условиях.
3. Республика Мордовия нуждается в запуске инструмента "СпецИнвестКонтракт" с минимальной планкой для инвесторов в 10-20 млн руб.
Многие предприниматели заинтересованы открытием новых направлений деятельности в ТОСЭР во всех районах Республики Мордовия (а не только в Рузаевском районе). Однако не всегда есть необходимая инфраструктура для ведения бизнеса. В этой связи необходимо создать карту объектов, пригодных для ведения бизнеса. В каждом районе имеются неиспользуемые по назначению пустые помещения, склады, земельные участки, которые представляют ценность своими коммуникациями и расположением. Главы муниципальных районов республики пытаются решить сложившуюся ситуацию путем размещения новых предприятий, но не всегда находят желающих предпринимателей. Однако потребность в этом имеется (например, ООО "Большеберезниковский Хлебзавод").
Для развития малых форм предпринимательства в любых сферах было предложено выстроить всю систему поддержки бизнеса в иерархию. При достижении определенных показателей представители бизнеса переходят из одного учреждения в другое, сохраняя свои льготы. Например, предприниматель с определенной идеей начинает работать в АУ "Агентство инновационного развития Республики Мордовия" бесплатно для ее формирования и разработки. Затем он регистрирует юридическое лицо и переходит в ООО "Центр нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия" или АУ "Технопарк", потом берет кредит в АУ МКК "Центр микрофинансирования Республики Мордовия" и т. д. В настоящее время все институты поддержки работают параллельно и не всегда информируют бизнес о возможностях для развития, так как заинтересованы в выполнении своих показателей.
2.5.3. Сельское хозяйство на селе.
Сельскому хозяйству на территории Республики Мордовия уделяется большое внимание. Предпринимателям предоставляются гранты, выделяются субсидии, выдаются кредиты по льготным условиям. Многие предприниматели стараются реализовать себя в данной сфере деятельности на благо республики.
По примеру "Дальневосточного гектара" предлагаем организовать программу "Мордовский гектар". А именно, в мало экономически активных районах республики предоставить 1 (один) га КФХ, предпринимателям или просто физическим лицам (например, Большое Игнатово, Теньгушевский район и др.).
В дальнейшем подготовить Инвестиционную программу "Кластерный подход" (например, Теньгушевский район - с/х малых форм, Инсар - легкая промышленность).
3. Выводы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия по итогам деятельности за 2018 год.
Институт защиты прав предпринимателей в Республике Мордовия достаточно молодой для нашего субъекта. Дата фактического включения Республики Мордовия в работу института - 27 июня 2018 года. В соседних территориальных субъектах институт бизнес-омбудсмена действует и развивается с 2013.
В 2018 г. Уполномоченный глубоко вникал в поступившие в его адрес жалобы от субъектов предпринимательской деятельности. Те проблемы, с которыми наиболее часто встречаются предприниматели, омбудсмен доносил до руководства нашего региона для совместного решения сложившейся ситуации.
Начинать и развивать бизнес молодым начинающим предпринимателям на территории республики довольно сложно. В нашем регионе проживает много талантливых молодых специалистов, которые могут развивать свой потенциал на благо родной республики.
Необходимо обеспечить устойчивое развитие сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия, а также формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности Республики Мордовия.
В свою очередь, стратегия нашей деятельности направлена на создание комфортных условий для ведения бизнеса в регионе, прямой и открытый диалог органов государственной власти, контрольно-надзорных органов с предпринимательским сообществом Республики Мордовия, снижение административных барьеров для бизнеса и решение каждодневных проблем предпринимателей.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия |
А.В. Грибанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия "Ежегодный доклад за 2018 год"
Текст доклада опубликован в газете "Известия Мордовии" от 22 марта 2019 г. N 31