В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р и распоряжением Главы Республики Мордовия от 4 февраля 2019 г. N 76-РГ приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве здравоохранения Республики Мордовия;
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
О.В. Маркин |
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве здравоохранения Республики Мордовия
(утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Мордовия от 8 апреля 2019 г. N 343)
1. Общие положения
1. Настоящее положение разработано в соответствии с распоряжением Правительства Республики Мордовия от 18.02.2019 N 135-Р и Методическими рекомендациями по созданию и организации исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2019 г. N 135-Р и устанавливает общие требования к организации внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) в Министерстве здравоохранения Республики Мордовия (далее - Министерство).
2. Для целей настоящего положения используются следующие термины:
"уполномоченное подразделение" - подразделение Министерства, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Министерстве.
3. Целями антимонопольного комплаенса являются:
обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика и сокращение количества нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства;
повышение уровня правовой культуры в Министерстве.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства;
снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства.
оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
5. При организации антимонопольного комплаенса Министерство руководствуется следующими принципами:
заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
подотчетность уполномоченных подразделений (должностных лиц) непосредственно руководству Министерства;
достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом);
регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
информационная открытость функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
непрерывность функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
6. Общий контроль за организацией и функционированием в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется Министром здравоохранения Республики Мордовия, который:
вводит в действие правовой акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние акты, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса. Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт);
применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение гражданскими служащими настоящего правового акта об антимонопольном комплаенсе;
рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков;
утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
7. Полномочия и функции ответственного должностного лица за направление и уполномоченного подразделения закрепляются приказом Министра здравоохранения Республики Мордовия.
Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между отделом по кадровой работе и делопроизводству и юридическим отделом Министерства здравоохранения Республики Мордовия.
К полномочиям отдела по кадровой работе и делопроизводству относится:
ознакомление государственных гражданских служащих и граждан Российской Федерации при поступлении на государственную службу с настоящим положением;
выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению в рамках работы комиссии по служебному поведению и противодействию коррупции;
8. К функциям коллегиального органа при Министерстве относится:
рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
оценка эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе Министерства.
9. Функции коллегиального органа в Министерстве (далее - коллегиальный орган) возлагаются на Общественный совет при Министерстве здравоохранения Республики Мордовия.
3. Полномочия структурного подразделения, осуществляющего функции по кадровой работе
10. К компетенции отдела по кадровой работе и делопроизводству Министерства здравоохранения Республики Мордовия относятся следующие функции:
разработка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
мониторинг исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
подготовка необходимых документов для проведения оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
составление проекта карты комплаенс-рисков нарушения антимонопольного законодательства и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы: идентификации комплаенс-риска, анализа комплаенс-риска и сравнительной оценки комплаенс-риска;
разработка ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
анализ достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
подготовка и представление Министру здравоохранения Республики Мордовия акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса и размещение акта об антимонопольном комплаенсе на официальном сайте Министерства;
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства, информирование руководства Министерства об обстоятельствах и документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.
11. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства осуществляются на регулярной основе с проведением:
анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
12. При проведении (не реже одного раза в год) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
13. Мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
14. Мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства.
При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
подготовка по итогам сбора информации аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
15. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются по уровням, с присвоением каждому риску нарушения антимонопольного законодательства соответствующего уровня согласно приложению.
На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства составляется карта комплаенс-рисков, в которую также включается описание рисков, оценка причин и условий возникновения рисков.
16. Подготовка и внесение на утверждение Министра здравоохранения Республики Мордовия карты комплаенс-рисков.
17. Определение и внесение на утверждение Министра здравоохранения Республики Мордовия ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
18. Подготовка и внесение на утверждение Министра здравоохранения Республики Мордовия плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков.
Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
19. Подготовка для подписания Министром здравоохранения Республики Мордовия и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе.
20. Разработка мер по осуществлению контроля за функционированием антимонопольного комплаенса в Министерстве, включая его рассмотрение на общественном совете при Министерстве.
21. Консультирование государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного комплаенса.
22. Организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом.
23. Координация взаимодействия с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа по вопросам функционирования антимонопольного комплаенса.
24. Взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
4. Полномочия структурного подразделения (должностного лица), осуществляющего функции правовой экспертизы
25. К компетенции юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Мордовия относится:
консультирование государственных гражданских служащих Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного комплаенса;
разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих Министерства требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством;
информирование ответственного лица и руководство Министерства о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.
26. Мониторинг и анализ действующих нормативных правовых актов Министерства и проектов, практики их применения, внутренних распорядительных документов, анализ выявленных нарушений законодательства, подготовка аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве в период за 3 года предложений в карту комплаенс-рисков по ключевым показателям и мероприятиям по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, в план мероприятий ("дорожную карту").
При проведении (не реже одного раза в год) анализа действующих нормативных правовых актов Министерства реализуются следующие мероприятия:
разработка и размещение на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
размещение на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в сети "Интернет" уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов в целях проведения публичных консультаций.
Одновременно с размещением на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" уведомления уполномоченным подразделением извещаются по электронной почте (или другим способом) о начале сбора замечаний и предложений следующие предполагаемые участники:
заинтересованные исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия;
иные организации, которые, по мнению Министерства, целесообразно привлечь к публичным консультациям.
Срок проведения публичных консультаций не может быть менее 30 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте Министерстве в сети "Интернет" уведомления:
осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
представление руководству Министерства заключений и проект решения Министра здравоохранения Республики Мордовия, включая позицию антимонопольного органа, с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока проведения публичных консультаций.
27. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта в целях проведения публичных консультаций.
Одновременно с размещением на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" уведомления уполномоченным подразделением извещаются по электронной почте (или иным способом) о начале сбора замечаний и предложений следующие предполагаемые участники:
заинтересованные исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия;
иные организации, которые по мнению Министерства, целесообразно привлечь к публичным консультациям.
Осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
Срок проведения публичных консультаций определяется уполномоченным подразделением самостоятельно, который не может быть менее 7 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте Министерства уведомления.
По итогам рассмотрения полученных предложений и замечаний по проекту нормативного правового акта и проекту решения Министра здравоохранения Республики Мордовия, включая позицию антимонопольного органа, руководству Министерства подготавливается экспертное заключение о выявлении (отсутствии) в проекте нормативного акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
28. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
29. При необходимости информация о нарушениях антимонопольного законодательства в Министерстве направляется в коллегиальный орган антимонопольного органа для разъяснения по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства о типовых нарушениях антимонопольного законодательства органами исполнительной власти.
30. По результатам проведения мероприятий, указанных в разделе 4, подготавливается аналитическая справка, которая подлежит представлению Министру здравоохранения Республики Мордовия не позднее 1 ноября отчетного года а информация о проведении мероприятий предусмотренных настоящим пунктом, включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Карта комплаенс-рисков
31. По результатам проведения оценки рисков, выявленных по результатам проведенных мероприятий антимонопольного комплаенса, уполномоченным подразделением совместно с другими подразделениями Министерства составляются карты рисков.
32. В карту комплаенс-рисков включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
33. Карта комплаенс-рисков составляется не реже одного раза в год, утверждается Министром здравоохранения Республики Мордовия и размещается на официальном сайте (странице) в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 октября отчетного года.
6. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков
34. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается (не реже одного раза в год) план мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства. По итогам выявления, оценки рисков и внесения изменений в карту комплаенс-рисков план мероприятий ("дорожная карта") актуализируется в течение 5 рабочих дней.
35. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков в обязательном порядке должны быть указаны:
- общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков);
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
- ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);
- срок исполнения мероприятия.
При необходимости в плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков могут быть указаны дополнительные сведения:
- необходимые ресурсы;
- календарный план (для многоэтапного мероприятия);
- показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
- требования к обмену информацией и мониторингу;
- прочие.
36. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков утверждается в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году, на который планируются мероприятия.
37. Уполномоченное подразделение на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
38. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
39. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода.
40. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются для Министерства.
41. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
42. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются структурным подразделением, осуществляющим функции по кадровой работе, и утверждаются ежегодно на очередной год.
8. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
43. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели. Перечень и критерии их оценки определены в методике расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса (далее - методика). Методика разрабатывается уполномоченным органом на основании методики и методических материалов Федеральной антимонопольной службы.
44. Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса проводится структурным подразделением, осуществляющим функции по кадровой работе (не реже одного раза в год).
45. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
46. Оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве осуществляет коллегиальный орган при Министерстве по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе в соответствии с методикой.
9. Доклад об антимонопольном комплаенсе
47. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит информацию: о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков, об утверждении и исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
"дорожной карты" по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
информацию о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.
48. Проект доклада и утвержденный коллегиальным органом доклад об антимонопольном комплаенсе Министерства представляются в региональный уполномоченный орган и размещаются на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" соответственно не позднее 1 декабря каждого отчетного года и 20 января каждого года, следующего за отчетным.
Приложение
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
в Министерстве здравоохранения
Республики Мордовия
Уровни
рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
вероятность выдачи Министерству предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи Министерству предупреждения и возбуждения в отношении его дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи Министерству предупреждения, возбуждения в отношении его дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Республики Мордовия от 8 апреля 2019 г. N 343 "Об утверждении Положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве здравоохранения Республики Мордовия"
Настоящий приказ вступает в силу с 21 июня 2019 г.
Текст приказа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 21 июня 2019 г. N 66-30