Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, во исполнение Соглашения о сотрудничестве в области информационного обмена между Управлением и ООО "Гарант - ВН" от 22.12.2005 N 59, направляет информационный материал для размещения в правовой системе "Гарант".
Руководитель, Государственный советник |
Т.А. Екимова |
Приложение
Вопрос 1. Каким образом осуществляется электронное взаимодействие физических лиц с налоговыми органами?
Взаимодействие с налоговыми органами в электронном виде можно с осуществляется с помощью электронного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru.
В настоящее время доступ к сервису ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика физических лиц" https://lk2.service.nalog.ru/lk/ (далее - ЛК ФЛ) осуществляется одним из трех способов: с помощью логина и пароля, с помощью ключа электронной подписи/универсальной электронной карты либо с помощью реквизитов доступа на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ).
Пользователь ЕПГУ может получить доступ к сервису ЛК ФЛ без посещения налоговой инспекции при условии, что он ранее обращался лично для идентификации в один из уполномоченных центров регистрации Единой системы идентификации и аутентификации: отделение ФГУП "Почта России", МФЦ России, центр обслуживания клиентов ОАО "Ростелеком", другие уполномоченные организации.
Пользователи ЕПГУ, получившие реквизиты доступа (код подтверждения личности) заказным письмом по почте, не могут подключиться к сервису ЛК ФЛ на сайте ФНС России с помощью учетной записи ЕПГУ.
Такое ограничение введено в целях обеспечения защиты данных "личного кабинета" пользователя от несанкционированного доступа и связано с тем, что в сервисе ЛК ФЛ в отличие от ЕПГУ содержатся сведения, отнесенные к налоговой тайне в соответствии со 102 статьей Налогового кодекса Российской Федерации: сведения об объектах налогообложения, текущих начислениях по налогам, сведения о доходах и др.
Подключение к сервису ЛК ФЛ с помощью учетной записи ЕПГУ возможно непосредственно после прохождения процедуры подтверждения личности в одной из вышеуказанных уполномоченных организаций.
Для пользователей ЕПГУ, получивших реквизиты доступа заказным письмом по почте, доступны два существующих способа подключения к сервису ЛК ФЛ: с помощью логина и пароля либо с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи/универсальной электронной карты.
Получить регистрационную карту, содержащую логин и пароль, можно лично в любой инспекции ФНС России, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН)/уведомления о постановке на учет.
Доступ к сервису ЛК ФЛ также возможен с помощью квалифицированной электронной подписи/универсальной электронной карты. Для регистрации в сервисе налогоплательщик, используя квалифицированную электронную подпись/универсальную электронную карту, заполняет в электронном виде заявление на подключение со стартовой страницы сервиса. При этом необходимые для идентификации пользователя реквизиты считываются с носителя электронной подписи и автоматически подгружаются в форму заявления.
Сертификат ключа квалифицированной электронной подписи можно получить в любом Удостоверяющем центре, аккредитованном в Минкомсвязи России (перечень удостоверяющих центров доступен по адресу www.minsvyaz.ru в разделе "Аккредитация удостоверяющих центров"). Информация о получении универсальной электронной карты размещена по адресу www.uecard.ru.
С помощью сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" налогоплательщик может получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, оплачивать налоговую задолженность, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.
С 01.07.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 года N 347-ФЗ, которым законодательно закрепляется понятие "личного кабинета налогоплательщика". Кроме того, документы, переданные в налоговые органы физическими лицами в электронной форме с использованием "личного кабинета налогоплательщика" и подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, являются юридически значимыми и равнозначны документам, представленным на бумажном носителе.
Налогоплательщики - физические лица могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении документов через "личный кабинет".
Указанное положение не распространяется на некоторые категории налогоплательщиков - физических лиц в части передачи в налоговые документов (информации), сведений, связанных с предпринимательской деятельностью.
Это такие категории налогоплательщиков - физических лиц, как индивидуальные предприниматели; нотариусы, занимающиеся частной практикой; адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; другие лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Получить усиленную неквалифицированную электронную подпись можно бесплатно, не посещая Удостоверяющий центр, непосредственно из "Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц".
Получение сертификата ключа проверки электронной подписи доступно пользователю по ссылке "Получение сертификата ключа проверки электронной подписи" в разделе "Профиль".
Пользователю предоставляется возможность выбора одного из двух вариантов электронной подписи: "ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя" или "ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России".
В первом случае будет выпущен один сертификат, который в дальнейшем при необходимости можно будет перенести на другой компьютер в соответствии с инструкцией. Если же пользователь выбирает вариант хранения в "облаке", изготавливается один сертификат, который будет доступен с любого устройства.
В обоих случаях сертификат ключа проверки электронной подписи будет полноценным инструментом для осуществления электронного документооборота через "личный кабинет". При установке сертификата можно ознакомиться с системными требованиями, предъявляемыми каждым из решений, рекомендует УФНС.
Ключ электронной подписи действителен только в рамках взаимодействия с налоговыми органами только через сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" и не подлежит использованию в других информационных системах.
Применение усиленной неквалифицированной электронной подписи с 1 июля 2015 года позволяет налогоплательщику - физическому лицу направлять через свой "личный кабинет" налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с приложениями. Если были направлены отсканированные и подписанные усиленной квалифицированной или усиленной неквалифицированной подписью подтверждающие документы в качестве приложений к декларации 3-НДФЛ, то дублировать их на бумажном носителе налогоплательщику в инспекцию не нужно. При этом необходимо обратить внимание, что в отдельных случаях при проведении камеральной проверки инспектор вправе затребовать оригинал документа - в этом случае инспектор свяжется самостоятельно.
Кроме того, с 1 августа 2015 года у налогоплательщиков - физических лиц появилась возможность направлять в налоговый орган через Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" ряд документов в электронном виде заверенных усиленной неквалифицированной электронной подписью:
- Заявление о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа);
- Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа);
- Сообщение о наличии объектов имущества и/или транспортных средств;
- Заявление о предоставлении льготы;
- Уведомление о выборе льготного объекта;
- Уведомление об использовании (отказе в использовании) личного кабинета налогоплательщика. Получив такое уведомление, налоговые органы будут направлять документы налогоплательщику только в электронной форме через "Личный кабинет".
Вопрос 2. Какие документы необходимо представлять налогоплательщикам для подтверждения применения ставки 0% при реализации товаров в таможенном режиме экспорта?
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено п. 2 и п. 3 ст. 165 Кодекса, представляются следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
В соответствии с п. 10 ст. 1 и п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 452-ФЗ "О внесении изменений в ст. 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", налогоплательщикам, за налоговые периоды начиная с 1 октября 2015 года, предоставляется право для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1, 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 8, 9, 9.1, 12 п. 1 ст. 164 Кодекса, вместо документов представлять в налоговые органы реестры сведений из таких документов по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Вопрос 3. Облагаются ли налогом на доходы физических лиц командировочные расходы?
В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), плательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Согласно п. 3 ст. 217 Кодекса, при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки внутри страны в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи.
При этом, определение дохода, подлежащего налогообложению, с учетом положений п. 3 ст. 217 Кодекса производится организацией - налоговым агентом в момент утверждения авансового отчета работника.
Вопрос 4. Какие льготы предусмотрены для физических лиц по земельному налогу?
На основании ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаваемыми объектами налогообложения.
В соответствии с п. 5 ст. 391 Кодекса, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов I и II групп инвалидности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Кроме того, согласно нормам ст. 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительные органы муниципальных образований могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы, для отдельных категорий налогоплательщиков.
Вопрос 5. Квартира была приобретена налогоплательщиком в 2012 году. Гражданин не воспользовался правом на применение имущественного налогового вычета. В 2014 году он продал квартиру. Может ли гражданин воспользоваться имущественным налоговым вычетом по уже проданной квартире?
Порядок предоставления имущественного налогового вычета определен пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим до дня вступления в силу Закона и не завершенным на день вступления Закона в силу, применяются положения ст. 220 Кодекса без учета изменений, внесенных Законом. Закон вступил в силу с 01.01.2014 (п. 1 ст. 2 Закона).
Так как гражданин приобрел квартиру в 2012 году, то к рассматриваемым правоотношениям применяются положения ст. 220 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2014 года.
Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 млн. рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по кредитам.
В абз. 24 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса определено, что указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, не допускается (абз. 27 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса).
Следовательно, предоставление имущественного налогового вычета при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме обусловлено наличием расходов налогоплательщика на приобретение указанного имущества.
При этом Кодекс не связывает право на получение имущественного налогового вычета с последующим нахождением имущества в собственности налогоплательщика в каждом налоговом периоде, за который предоставляется данный вычет.
Поэтому, несмотря на отчуждение имущества, гражданин вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации квартиры, но не более 2 млн. рублей.
Вопрос 6. Может ли физическое лицо получить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за свое обучение у индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 данной статьи Кодекса.
Указанный вычет предоставляется налогоплательщику при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения.
В соответствии с подпунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
При этом, с учетом положений пунктов 1 и 5 статьи 32 данного Федерального закона индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников индивидуальному предпринимателю необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности непосредственно получение лицензии в силу пункта 2 статьи 91 Федерального закона не требуется.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе претендовать на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им за свое обучение у индивидуального предпринимателя, имеющего соответствующую лицензию, при привлечении им педагогических работников, а также у индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность непосредственно, вне зависимости от факта наличия у него лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Вопрос 7. Как обжаловать решение налогового органа в электронном виде?
С декабря 2015 года все налогоплательщики могут подать жалобу в инспекцию в электронном виде. Сделать это можно через свой личный кабинет на официальном Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru).
Личный кабинет доступен компаниям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам ("Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя").
Чтобы получить доступ к кабинетам, налогоплательщикам необходимо зарегистрироваться. Компаниям потребуется квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям доступ предоставляется в любом налоговом органе при личном обращении.
Обжаловать можно акты налоговых органов ненормативного характера и действия (бездействие) должностных лиц. Для этого необходимо перейти по ссылке "Обратная связь" в шапке страницы личного кабинета.
Далее на странице "Подать жалобу" необходимо заполнить обязательные поля, отмеченные звездочкой (*): наименование инспекции, реквизиты юридического лица, способ доставки, формат получения ответа (PDF, TIF) и т.д.
К жалобе можно прикрепить вложение, общий размер которого не должен превышать 5.5 Мб. Затем нажмите кнопку "Отправить".
Проверить состояние жалобы можно на странице "Информация об электронном документообороте с налоговыми органами". После отправки документу присваивается статус "Документ обработан". Когда ответ готов, статус меняется на "Ответ передан налогоплательщику". Есть два варианта получения ответа: в письменном виде по почте или в отсканированной форме по e-mail.
Налогоплательщик может поменять настройки и получить уведомление о готовности жалобы на личную электронную почту. Для этого пройдите по ссылке "Профиль" в верхней части страницы кабинета.
Вопрос 8. Как зарегистрировать компанию не выходя из офиса?
С 2016 года появилась возможность зарегистрировать новую компанию через Интернет. Для этого ФНС России на официальном сайте (www.nalog.ru) открыла новый сервис "Подача заявки на государственную регистрацию <...>". Найти его можно в разделе "Электронные сервисы".
1. На сайте сначала надо создать учетную запись. Для этого нажать на ссылку "Регистрация", заполнить e-mai, пароль, имя и фамилию. На электронный ящик придет ссылка, на которую нужно кликнуть, чтобы завершить регистрацию. Затем надо войти в сервис со своей учетной записью.
2. Нажмите на ссылку "Юридические лица", а затем на кнопку "Заполнить новое заявление", выбрать форму Р11001.
В новом окне нужно ввести название будущей компании, адрес. Затем выбрать, кто будет учредителями (физические или юридические лица) и их количество. Аналогично надо выбрать, кто будет директор.
Для всех физических лиц надо заполнить Ф.И.О., ИНН, дату рождении и паспортные данные. Затем выбрать ОКВЭД, записать размер уставного капитала и доли учредителей.
Тут же следует выбрать способ получения документов и Ф.И.О. лица, который будет получать бумаги. Предлагается три способа: выдать заявителю; заявителю или директору; по почте. Сервис сам проверит, правильно ли введены данные, и сформирует заявление.
3. Затем сервис предложит оплатить госпошлину в размере 4 000 рублей через Интернет или сформирует квитанцию для оплаты наличными в банке.
4. После оплаты можно выбрать, каким способом отправить документы в инспекцию.
Предлагается три способа: непосредственно или по почте; в электронном виде без электронной подписи заявителя (заявителей); в электронном виде с электронной подписью заявителя (заявителей).
Если у физического лица нет электронной подписи, то можно выбрать второй способ. Тогда через Интернет можно будет отправить только заявление и платежку. После рассмотрения заявки инспекторы в течение 3 дней пригласят на регистрацию с остальными документами - уставом и решением о создании компании.
Если у физического лица есть квалифицированная электронная подпись, то надо выбрать третий способ. Затем необходимо отсканировать решение и устав в формате TIF, заверить их электронной подписью и приложить к заявлению. Для этого надо нажать "Добавить документ", а потом кнопку "Отправить".
5. Если с документами все в порядке, то инспекция зарегистрирует компанию. Получит свидетельство о регистрации можно тем способом, который выбрал заявитель в разделе 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 16 февраля 2016 г. N 8-13/01379@ "О направлении информации"
Текст письма официально опубликован не был