Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, во исполнение Соглашения о сотрудничестве в области информационного обмена, направляет информационный материал, подготовленный на основе анализа поступивших во 2 квартале 2017 года в налоговые органы Новгородской области обращений налогоплательщиков в письменном виде и в порядке телефонной связи, для размещения в справочно-правовой системе "Гарант".
И. о. руководителя, советник государственной гражданской |
Е.Л. Барциц |
Приложение
Вопрос: Возможно ли получение имущественного налогового вычета, если гражданка в налоговом периоде находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, и дохода по месту работы не получала?
Ответ: Согласно нормам ст. 201 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты предоставляются при соблюдении следующих обязательных условий:
- налогоплательщик, претендующий на получение вычета, должен быть налоговым резидентом РФ;
- он должен получать доходы, с которых удерживается НДФЛ по ставке 13%.
Следовательно, вычеты не могут применить физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), которые освобождены от уплаты НДФЛ в связи с тем, что у них отсутствует облагаемый доход. К таким физическим лицам, в частности, относятся безработные, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пенсий и пособий по безработице, а также предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы. Не могут претендовать на вычеты в текущем налоговом периоде не имевшие облагаемого дохода граждане, пребывавшие в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, если в налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, за этот период он не вправе. При этом право на получение имущественного налогового вычета сохраняется за налогоплательщиком в последующих периодах, в которых возникнет налогооблагаемый доход.
Вопрос: Как получить выписку из Государственного адресного реестра?
Ответ: Согласно Положению о порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2015 N 68н (далее - Положение).
Сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, предоставляются территориальными органами Федеральной налоговой службы.
Сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, предоставляются в виде следующих документов:
- выписки из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации;
- обобщенной информации, полученной в результате обработки содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.
Сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, в виде выписки из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации предоставляются следующими способами:
- в форме документа на бумажном носителе, который лицо, представившее запрос о предоставлении сведений, содержащихся в государственном адресном реестре (далее - заявитель, запрос), получает непосредственно при личном обращении в территориальный налоговый орган или многофункциональный центр;
- в форме документа на бумажном носителе, который направляется территориальным налоговым органом заявителю посредством почтового отправления;
- в форме электронного документа, который направляется территориальным налоговым органом заявителю посредством электронной почты;
- в форме электронного документа, размещенного на портале федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - портал федеральной информационной адресной системы), ссылка на который направляется территориальным налоговым органом заявителю посредством электронной почты;
- в форме электронного документа, размещенного территориальным налоговым органом в личном кабинете заявителя в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);
- в форме электронного документа, размещенного территориальным налоговым органом в личном кабинете заявителя на портале федеральной информационной адресной системы;
- в форме электронного документа, который направляется органу, предоставляющему государственную или муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, в виде обобщенной информации, полученной в результате обработки содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, предоставляются в электронном виде следующими способами:
- в форме электронного документа, который направляется территориальным налоговым органом заявителю посредством электронной почты;
- в форме электронного документа, размещенного на портале федеральной информационной адресной системы, ссылка на который направляется территориальным налоговым органом заявителю посредством электронной почты;
- в форме электронного документа, размещенного территориальным налоговым органом в личном кабинете заявителя на едином портале;
- в форме электронного документа, размещенного территориальным налоговым органом в личном кабинете заявителя на портале федеральной информационной адресной системы.
Сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, предоставляются в форме электронного документа, который направляется заявителю посредством электронной почты в случае, если размер указанного электронного документа не превышает 5 мегабайт.
В случае, если в запросе заявителя предусмотрен способ предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, в форме электронного документа посредством электронной почты, а размер указанного электронного документа превышает размер 5 мегабайт, сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, предоставляются заявителю в форме электронного документа, размещенного на портале федеральной информационной адресной системы, ссылка на который направляется территориальным налоговым органом заявителю посредством электронной почты.
Запрос представляется по выбору заявителя в форме (приложение N 1 к Положению):
- документа на бумажном носителе посредством почтового отправления (далее - представление запроса почтовым отправлением);
- документа на бумажном носителе при личном обращении в территориальный налоговый орган или многофункциональный центр;
- электронного документа с использованием портала федеральной информационной адресной системы;
- электронного документа с использованием единого портала.
Форматы запроса размещаются Федеральной налоговой службой на портале федеральной информационной адресной системы.
Качество представленных заявителем электронных документов (электронных образов документов) должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты.
В запросе указывается один из способов предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, указанных выше. (п. 4 и 5 Положения).
В случае представления запроса заявителем при личном обращении такой запрос представляется в любой территориальный налоговый орган, а также в любой многофункциональный центр независимо от места нахождения объекта адресации, в отношении которого представляется такой запрос.
Запрос в форме бумажного документа подписывается заявителем либо представителем заявителя.
Запрос в форме электронного документа подписывается простой электронной подписью заявителя либо простой электронной подписью представителя заявителя.
В случае наличия у заявителя (представителя заявителя) усиленной квалифицированной электронной подписи, допускается подписание запроса в форме электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью.
Если запрос представляется в электронной форме, прилагаемы документы должны быть представлены в форме электронных документов или электронных образов документов, удостоверенных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица организации.
Сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, предоставляются территориальным налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса территориальным налоговым органом.
Вопрос: Какой порядок предоставления стандартных налоговых вычетов на детей?
Ответ: В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
1 400 рублей - на первого ребенка;
1 400 рублей - на второго ребенка;
3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
12 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;
Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
1 400 рублей - на первого ребенка;
1 400 рублей - на второго ребенка;
3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
6 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.
Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 350 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста 18 либо 24 лет, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей).
Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.
Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных ст. 218 Кодекса.
Вопрос: Как рассчитать стоимость патента при применении патентной системы налогообложения в отношении предпринимательской деятельности по ремонту и пошиву меховых и кожаных изделий на территории Старорусского района Новгородской области?
Ответ: В соответствии со ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения (далее - ПСН) устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальными предпринимателями применяется ПСН, установлен пунктом 2 статьи 346.43 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применятся в отношении предпринимательской деятельности по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий.
Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации (ст. 346.47 Кодекса).
Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации (ст. 346.48 Кодекса).
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов (ст. 346.50 Кодекса).
В соответствии со ст. 346.51 Кодекса налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может превышать 1 млн. рублей.
Размер потенциально возможного дохода, установленный субъектом РФ, на территории которого введена УСН на основе патента, может быть дифференцирован исходя из особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем.
В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее двенадцати месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
Налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки):
1) если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
- в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
- в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.
В случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальным предпринимателем налога налоговый орган по истечении установленного срока направляет индивидуальному предпринимателю требование об уплате налога, пеней и штрафа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Областного закона N 149 от 31.10.2012 "О патентной системе налогообложения" (далее - Закон N 149 ОЗ) потенциально возможный годовой доход для вида деятельности по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий на территории Новгородской области установлен в размере 200 000 руб. (без привлечения наемных работников). Коэффициент-дефлятор для Старорусского района составляет 0,8 (п. 3 ст. 2 Закона N 149 ОЗ). Следовательно, годовая стоимость патента составляет 9600 рублей.
Вопрос: Возможен ли зачет в счет предстоящих платежей суммы излишне уплаченного налоговым агентом налога на доходы физических лиц (НДФЛ)?
Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Датой фактического получения физическим лицом дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему была начислена зарплата (п. 2 ст. 223 Кодекса).
Таким образом, до истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным физическим лицом. Следовательно, у налогового агента не имеется оснований для исчисления суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет.
Исчисление сумм налога производится налоговым агентом нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца, на последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы налогового периода суммы налога (п. 3 ст. 226 Кодекса).
Пунктом 9 статьи 226 установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Таким образом, перечисление НДФЛ налоговым агентом в авансовом порядке, то есть до даты фактического получения работниками дохода, не предусмотрено положениями Кодекса. Перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ.
В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации. При этом следует учесть, что подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абзацу 8 п. 1 ст. 231 Кодекса, а возврат на расчетный счет осуществляется с учетом положений абзаца второго п. 6 ст. 78 Кодекса.
Налоговый орган, в случае отсутствия у указанного налогового агента задолженности по иным федеральным налогам, осуществляет возврат излишне уплаченной суммы, не являющейся НДФЛ, в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
Кроме того, возможен зачет таких ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.
Вопрос: Какими сроками ограничивается предоставление имущественного налогового вычета по расходам на приобретение жилья?
Ответ: Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущественный налоговый вычет представляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Налоговое законодательство не содержит ограничений по сроку получения имущественного налогового вычета, поэтому право на вычет при покупке жилья не имеет срока давности.
При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса, по общему правилу, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, ввиду чего возвратить ранее уплаченный налог возможно только за предыдущие три года.
Вопрос: Какие формы представляют в налоговый орган налоговые агенты?
Ответ: Согласно ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
В соответствии со ст. 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета:
- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (форма N 2-НДФЛ);
- расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (форма N 6-НДФЛ).
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют вышеуказанные формы в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений.
Налоговые агенты - организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют документы в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению).
Налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.
Сведения о доходах работников (форм N 2-НДФЛ) и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма N 6-НДФЛ), представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.
Вопрос: Какие формы отчетности заменила с 2017 года форма расчета по страховым взносам, утвержденная приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@?
Ответ: С 2017 гола работодатели сдают в налоговые органы единый расчет по страховым взносам. Расчет по страховым взносам заменяет следующие формы отчетности:
- форму 4 - ФСС - в части отчетности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- форму РСВ-1 ПФР - в части отчетности страхователей, производящих выплаты физическим лицам по обязательному пенсионному страхованию (за исключением стажевых показателей);
- форму РСВ-2 ПФР (отчетность страхователей - глав крестьянских (фермерских) хозяйств);
- форму РВ-3 ПФР (отчетность работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение).
Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ежеквартально представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) кварталом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (ст. 419, 431 Налогового кодекса РФ).
При этом в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Это правило установлено пунктом 7 статьи 6.1 Кодекса. В 2017 году срок сдачи отчетности по взносам за 1 квартал приходится на 2 мая, за полугодие - на 31 июля, за девять месяцев - на 30 октября, за год - на 30 января 2018 года.
Вопрос: Можно ли внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, о кодах ОКВЭД (видах экономической деятельности) юридического лица по форме Р14001?
Ответ: Если у юридического лица изменились сведения о кодах ОКВЭД и данные изменения не являются вносимыми в учредительные документы юридического лица, то в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме Р14001, утвержденной Приказом ФНС России N ММВ-7-6/25@ (Приложение 6).
Заявление представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица. Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Вопрос: Какой порядок получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий (в том числе налоговых уведомлений, требований, справок о состоянии расчетов и т. д.) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах пользователями Интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (ЛК ФЛ)?
Ответ: Согласно ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте (в том числе налоговые уведомления на уплату имущественных налогов) не направляются.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (в том числе налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов) на бумажном носителе, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе можно направить из раздела "Профиль" Личного кабинета, а также из раздела "Документы налогоплательщика" - "Обратиться в налоговый орган".
Вопрос: Можно ли вернуть сумму излишне уплаченного налога, если имеется задолженность по другим налогам?
Ответ: Согласно нормам ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Вопрос: Как должен вести налоговый учет индивидуальный предприниматель, применяющий общую систему налогообложения?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 54 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России. Указанный порядок утвержден Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей".
Индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.
Данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями.
Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее - Книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
В Книге учета отражаются имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
Вопрос: Какой порядок направления налоговым органом инкассового поручения?
Ответ: В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Форма и порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации на бумажном носителе утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ (приложение N 5).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Вопрос: Налогоплательщик прекращает деятельность, в отношении которой применялась УСН. Какой порядок предусмотрен: для уведомления налогового органа о данном факте; для представления налоговой декларации; для уплаты налога?
Ответ: Согласно нормам ст. 346.13, ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики (организации, индивидуальные предприниматели - ИП) при прекращении деятельности, в отношении которой ими применялась УСН, обязаны:
- уведомить налоговый орган (соответственно по месту нахождения организации, по месту жительства индивидуального предпринимателя) о факте и дате прекращения указанной деятельности путем подачи уведомления (по форме N 26.2-8 Приложение N 8 к Приказу ФНС от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения") не позднее 15 дней со дня ее прекращения;
- представить в налоговый орган налоговую декларацию и уплатить налог не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщиками прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой применялась УСН.
При этом следует учитывать, что обязанность по представлению уведомления о прекращении предпринимательской деятельности (по форме N 26.2-8) отсутствует:
- если налогоплательщик, применяющий УСН, переходит на ЕНВД, ПСН.
Такой налогоплательщик не утрачивает право на применение УСН, а отсутствие доходов от деятельности, не облагаемой ЕНВД и налогом, уплачиваемым в связи с применением ПСН, не является фактом прекращения деятельности по УСН;
- если осуществляется ликвидация (реорганизация) организации, прекращение деятельности физического лица в качестве ИП.
Кроме того, учитывая отсутствие у налогоплательщиков обязанности по представлению уведомления (по рекомендованной форме N 26.2-8), срок для представления налоговой декларации в налоговый орган у индивидуальных предпринимателей - не позднее 30 апреля, у организаций - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Вопрос: В какой срок налогоплательщик представляет в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников?
Ответ: В соответствии со ст. 80 Налогового кодекса РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
Указанные сведения представляются по форме КНД 1110018, утвержденной Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
Вопрос: По какой форме и в какой срок необходимо представить в территориальную инспекцию сообщение о создании (внесении изменений) обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств)?
Ответ: Указанное сообщение представляется по Форме N С-09-3-1 "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях", утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ в соответствии с пп.3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ:
- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.
Вопрос: Какой порядок регистрации вновь приобретенной контрольно-кассовой техники по новому порядку через кабинет контрольно-кассовой техники в личном кабинете налогоплательщика?
Ответ: Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники.
В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники должны быть указаны следующие сведения:
- полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
- идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
- адрес (при расчете в сети "Интернет" - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) контрольно-кассовой техники;
- наименование модели контрольно-кассовой техники;
- заводской номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
- наименование модели фискального накопителя;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения контрольно-кассовой техники в составе автоматического устройства для расчетов);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники только при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для бланков строгой отчетности);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет" (в случае регистрации контрольно-кассовой техники, предназначенной для использования только при осуществлении таких расчетов);
- сведения о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (в случае регистрации контрольно-кассовой техники, предназначенной для использования при осуществлении такой деятельности).
После заполнения всех обязательных полей заявление подписывается электронной подписью налогоплательщика и направляется в налоговый орган. Если все реквизиты указаны корректно, то налогоплательщику направляется регистрационный номер ККТ.
Далее налогоплательщик записывает в фискальный накопитель полученный от налогового органа не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, регистрационный номер контрольно-кассовой техники, полное наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя, сведения о контрольно-кассовой технике, в том числе о фискальном накопителе, и иные сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации.
Далее налогоплательщик формирует отчет о регистрации и передает в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации, через кабинет контрольно-кассовой техники либо через оператора фискальных данных в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера.
Если все указанные сведения корректны, то налоговый орган направляет налогоплательщику электронную карточку регистрации ККТ, заверенную электронной подписью.
Если при выплате дохода налоговый агент не удержал налог на доходы физических лиц
Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты при выплате налогоплательщикам доходов, подлежащих налогообложению, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
При невозможности удержать НДФЛ налоговый агент обязан сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу (п. 5 ст. 226 Кодекса).
До 2016 года, если налоговый агент не удержал НДФЛ при выплате дохода работнику, налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить налог и уплатить его в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 4 п. 1, п. п. 2, 4 ст. 228 Кодекса). Также нужно было представить в инспекцию налоговую декларацию по НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 4 п. 1, п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 Кодекса).
При расчете и уплате НДФЛ за налоговые периоды, начиная с 2016 г., в случае не удержания НДФЛ налоговым агентом налогоплательщик, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, должен уплатить налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного инспекцией налогового уведомления (п. 6 ст. 228 Кодекса).
В отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 г., налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 1 декабря 2018 г. на основании направленного налоговым органом налогового уведомления (п. 7 ст. 228 Кодекса).
Обязанности налогоплательщика представить налоговую декларацию в указанной ситуации не возникает. Это следует из пп. 4 п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 229 Кодекса.
Меры, принимаемые налоговыми органами для взыскания задолженности с физических лиц
Уплачивать налоги необходимо в установленные сроки. Так, налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги уплачиваются на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 45, 57, 58, 363, 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации - далее - Кодекс).
В этот же срок, по общему правилу, следует уплатить НДФЛ, если налог не был удержан налоговым агентом и налоговый агент представил сведения об этом в налоговый орган. Исключением является уплата НДФЛ в отношении доходов за 2016 г., его нужно уплатить не позднее 01.12.2018. Учитывая, что эта дата приходится на субботу, заплатить НДФЛ можно не позднее 03.12.2018 (ст. 228 Кодекса).
В ряде случаев НДФЛ необходимо уплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода (ст. 228 Кодекса).
При неуплате налога физическим лицом образуется задолженность (недоимка), которую налоговый орган может взыскать через суд. Таким же образом могут быть взысканы не уплаченные вовремя пени и штрафы (ст. 11, 45, 48, 57, 75, 122 Кодекса).
Взыскание с задолженности по налогу (пеней, штрафов) в судебном порядке возможно только при наличии совокупности условий
1. Налоговый орган в порядке ст. 69 Кодекса направляет требование об уплате налога (пеней, штрафов), которое должно содержать, в частности, сведения об основаниях взимания налога и установленном сроке его уплаты, о сумме имеющейся недоимки, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования.
Требование может быть передано следующими способами:
- вручено лично под расписку (в том числе законному или уполномоченному представителю налогоплательщика);
- отправлено по почте заказным письмом. При этом требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма;
- передано в электронной форме, в частности, через личный кабинет налогоплательщика. Днем получения требования в данном случае является день, следующий за днем размещения требования в личном кабинете.
2. Требование не исполнено в установленный срок - по общему правилу - восемь рабочих дней с даты его получения. Иной, более продолжительный срок может быть установлен в самом требовании.
3. Общая сумма задолженности (то есть недоимки, пеней и штрафов), подлежащей взысканию, превышает 3 000 руб. Для случаев, когда данная сумма не превышает 3 000 руб., установлено особое правило: основанием для взыскания задолженности является истечение трех лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов. Если сумма задолженности определяется по нескольким требованиям, то учитывается срок исполнения самого раннего из них (ст. 48 Кодекса).
Срок обращения налогового органа в суд для взыскания недоимки (пеней, штрафов) (ст. 48 Кодекса):
Для взыскания недоимки (пеней, штрафов) налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет вашего имущества.
По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если задолженность по нему превышает 3 000 руб.
Если суммарная задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, пеней, штрафов, налоговая инспекция должна подать заявление о взыскании в следующие сроки (ст. 48 Кодекса):
- в течение шести месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 3 000 руб.;
- в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, если суммарная задолженность не превысила 3 000 руб.
В случае если с налогоплательщика взыскивается недоимка (пени, штрафы), налоговый орган должен направить налогоплательщику копию заявления о взыскании не позднее даты подачи его в суд.
Порядок взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов):
Налоговый орган подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 Кодекса; ст. 286 Кодекса административного судопроизводства - КАС РФ).
По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту жительства налогоплательщика без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение трех дней с даты издания приказа налогоплательщику направляют его копию. До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа налогоплательщик вправе представить свои возражения (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).
Если возражения в указанный срок не представлены, судебный приказ передается судебному приставу-исполнителю для взыскания долга (ч. 1 ст. 123.8 КАС РФ).
Вступивший в силу судебный приказ можно обжаловать в суде кассационной инстанции. Кассационная жалоба подается не позднее шести месяцев с момента вступления приказа в силу (ч. 3 ст. 123.8, ч. 2 ст. 318 КАС РФ).
Последовательность обращения взыскания на имущество физического лица:
Взыскание задолженности по налогу (пеней, штрафу) за счет имущества налогоплательщика производится судебным приставом - исполнителем последовательно в отношении (п. 5 ст. 48 Кодекса; ч. 2 ст. 5 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ):
1) денежных средств на счетах в банке и персонифицированных электронных денежных средств;
2) наличных денег;
3) имущества, переданного другим лицам без перехода к ним права собственности, если соответствующие договоры о передаче имущества во владение, пользование и распоряжение расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного использования должником или членами его семьи.
По ходатайству налогового органа на имущество должника может быть наложен арест (п. 3 ст. 48 Кодекса).
Узнать о порядке получения услуг ФНС России можно с помощью Портала государственных и муниципальных услуг
Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах.
Получить загранпаспорт, водительское удостоверение, зарегистрироваться по месту жительства или пребывания, записаться на прием к врачу или в очередь на детский сад, узнать о наличии или отсутствии задолженности по налогам и у судебных приставов, получить различные справки и обратиться за множеством других услуг в органы власти - все это можно сделать с помощью ЕПГУ.
Чтобы пользоваться государственными услугами через Интернет, не выходя из дома и не тратя время в очередях, необходимо зарегистрироваться на портале.
Имеется три уровня учетных записей: упрощенная, стандартная и подтвержденная. Для того чтобы подтвердить личность, нужен персональный код, который можно получить несколькими способами.
На этапе предварительной регистрации необходимо заполнить на портале всего три поля: фамилия, имя, номер мобильного телефона или адрес электронной почты. После команды "Зарегистрироваться" происходит процесс подтверждения указанного номера мобильного телефона или адреса электронной почты, на который высылается код подтверждения.
После этого надо заполнить форму личных данных, включающих в себя информацию паспорта и СНИЛС. Для использования портала необходимо авторизоваться повторно. Стандартная учетная запись дает доступ к ограниченному набору услуг.
Для того чтобы пользоваться полным спектром государственных услуг через Интернет, необходимо иметь подтвержденную учетную запись. Для этого нужно посетить специализированный центр обслуживания (отделение Почты России, офис "Ростелекома" или банка, участвующего в программе), предварительно узнав адрес ближайшего на портале, или получить код подтверждения личности письмом через почту России. Так же подтвердить личность можно с помощью средства электронной подписи или универсальной электронной карты. Пользователь получит SMS-сообщение об успешном завершении процедуры регистрации. После этого на портале становятся доступны все услуги.
Портал поможет налогоплательщикам разобраться, какие существуют способы подачи заявки на получение услуги и выбрать наиболее удобный для себя, разъяснит основания для предоставления тех или иных видов услуг, сформирует список требуемых для их оказания документов и сведений, сориентирует в сроках получения результата.
Ознакомиться с информацией по интересующей услуге можно в карточке, размещенной на странице ответственного за предоставление услуги ведомства. На этой же странице отдельно располагаются ссылки на онлайн-сервисы, позволяющие налогоплательщикам дистанционно оформлять свои запросы.
Правее вкладки с карточками услуг на странице ведомства есть возможность выбрать территориальный орган, чтобы ознакомиться с порядком обращения в региональные Управления и их подведомственные инспекции. В некоторых регионах перечень оказываемых дистанционно услуг, порядок и сроки их предоставления могут различаться, поэтому уточнять сведения следует в разрезе своего региона.
С помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) можно получить подробную информацию об услугах, предоставляемых Федеральной налоговой службой, в том числе и на региональном уровне.
В настоящее время на ЕПГУ представлены сведения о порядке и условиях предоставления налоговыми органами 14 государственных услуг, в числе которых: постановка на налоговый учет, регистрация контрольно-кассовой техники, прием налоговых деклараций, лицензирование некоторых видов деятельности и предоставление сведений из государственных реестров.
Физические лица могут не только проверить наличие или отсутствие у них налоговой задолженности, но и оплатить ее на портале госуслуг. Услуга доступна для всех пользователей со стандартной и подтвержденной учетной записью.
Если у пользователя есть учетная запись на ЕПГУ, полученная после подтверждения личности в центре обслуживания, то после ввода на сайте ФНС России тех же логина и пароля, что используются ЕПГУ, можно получить доступ к сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".
В "Личном кабинете налогоплательщика" пользователь может увидеть налоговые начисления, проверить информацию о своих объектах налогообложения и заплатить налоги в режиме онлайн, заполнить и подать налоговую декларацию через Интернет и отследить, одобрен ли налоговым органом налоговый вычет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 17 августа 2017 г. N 8-18/09765 "О направлении информации"
Текст письма официально опубликован не был