Принято Думой Великого Новгорода 29 марта 2018 года
Дума Великого Новгорода решила:
1. Принять к сведению прилагаемый отчет о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2017 году.
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Председатель Думы Великого Новгорода |
В.В. Тимофеев |
Великий Новгород
29.03.2018
N 1405
Приложение
к решению Думы
Великого Новгорода
от 29 марта 2018 г. N 1405
Отчет
о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2017 году
1. Общие положения
Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2017 году (далее - Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями статьи 20 Положения о Контрольно-счетной палате Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 01.02.2011 N 903, и отражает обобщенные сведения о результатах работы Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2017 году.
Контрольно-счетная палата Великого Новгорода (далее - Контрольно-счетная палата) осуществляет свою деятельность с 1 октября 2011 года, является юридическим лицом и входит в структуру органов местного самоуправления Великого Новгорода.
Штатная численность Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде составляла 6 единиц.
Правовой основой деятельности Контрольно-счетной палаты являются:
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
Положение о Контрольно-счетной палате Великого Новгорода, утвержденное решением Думы Великого Новгорода от 01.02.2011 N 903;
Положение о бюджетном процессе в Великом Новгороде, утвержденное решением Думы Великого Новгорода от 01.11.2007 N 688.
Деятельность Контрольно-счетной палаты организуется на основании годового плана работы, утверждаемого ею самостоятельно.
В отчетном периоде и при составлении плана работы на текущий год в обязательном порядке предусматривались мероприятия по исполнению поручений Думы Великого Новгорода. В отчетном периоде от Мэра Великого Новгорода предложений о включении отдельных мероприятий в план работы Контрольно-счетной палаты не поступало. В целях избежания двойных проверок перечень объектов, подлежащих контролю в отчетном периоде, и тематика мероприятий планировались Контрольно-счетной палатой с учетом деятельности, осуществляемой органом внутреннего муниципального финансового контроля.
2. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность
Основу деятельности Контрольно-счетной палаты составляет контроль за использованием средств бюджета Великого Новгорода и муниципального имущества.
В 2017 году Контрольно-счетной палатой проведены проверки у 9 объектов контроля, из них в 7 случаях объектами контроля являлись исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Великого Новгорода, 2 проверки проведены в муниципальных учреждениях, выполняющих основные задачи в части поддержания городской инфраструктуры в работоспособном состоянии, - это муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода "Управление капитального строительства" и муниципальное бюджетное учреждение Великого Новгорода "Городское хозяйство".
В отчетном периоде основными направлениями деятельности Контрольно-счетной палаты являлись контроль за исполнением администраторами доходов бюджета Великого Новгорода своих полномочий и обеспечение эффективности использования бюджетных средств при осуществлении органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями закупок при использовании средств дорожного фонда.
В рамках указанных мероприятий исследованы документы, явившиеся основанием для получения доходов бюджета и использования бюджетных средств на общую сумму 1,8 млрд. рублей.
В ходе проведенных контрольных мероприятий выявлялись нарушения действующего законодательства, влияющие как на полноту поступления в бюджет Великого Новгорода города доходов, так и эффективность использования бюджетных средств.
Так, проверкой выполнения отдельными исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по администрированию доходов установлено, что рядом главных администраторов обязанности, связанные с учетом и контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскания задолженности по платежам в бюджет, не исполняются или исполняются не в полном объеме.
Например, комитетом по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и охране окружающей среды фактически не исполнялись обязанности администратора доходов по средствам, поступающим в бюджет Великого Новгорода в виде платы за пользование муниципальными жилыми помещениями, предоставленными нанимателям по договорам найма.
Главный администратор ограничивался отражением в бухгалтерском учете денежных средств, перечисленных от муниципального унитарного предприятия "Информационно-аналитический центр по жилищно-коммунальному хозяйству", некоторых управляющих организаций и отдельных физических лиц.
Вместе с тем, несоответствие общей площади муниципальных помещений и площади помещений, по которым МУП "ИАЦ по ЖКХ" осуществляет начисление и сбор платежей за наем жилых помещений, составило порядка 30 тыс. кв. метров, что эквивалентно годовой плате за наем в сумме 3,5 млн. рублей. Проверкой установлено, что пени и штрафы за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг не поступали в доход бюджета Великого Новгорода. Плата за наем жилых помещений, взысканная службой судебных приставов по судебным решениям, направлялась на расчетные счета управляющих организаций, а не в доход бюджета Великого Новгорода, что противоречит нормам действующего законодательства.
Нарушения стали возможны вследствие того, что местными правовыми актами вопросы взаимодействия между структурными подразделениями Администрации Великого Новгорода, муниципальными учреждениями, предприятиями и управляющими организациями в вопросах, связанных с управлением муниципальным жилищным фондом, не урегулированы, что приводит к нарушениям действующего законодательства и создает риски вовлечения в оборот неполного количества объектов муниципального жилищного фонда и, как следствие, недополучения в бюджет Великого Новгорода неналоговых доходов, поступающих от платы за наем муниципальных жилых помещений. Применяемая на территории Великого Новгорода схема по начислению, сбору и перечислению в бюджет Великого Новгорода платы за наем жилых помещений, предоставленных нанимателям по договорам найма жилых помещений, не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, что приводит к многочисленным нарушениям.
Не в полном объеме выполнялись функции администратора доходов и комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода. Так, не обеспечен надлежащий учет доходов, поступающих в бюджет Великого Новгорода в виде арендной платы за земельные участки, а также от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков.
В целях устранения нарушений, указанным главным администраторам доходов и Администрации Великого Новгорода направлены представления Контрольно-счетной палаты с предложениями по устранению выявленных нарушений, в том числе в части совершенствования местной нормативно-правовой базы.
В настоящее время Администрацией Великого Новгорода внесены изменения в отдельные правовые акты, регулирующие вопросы администрирования доходов бюджета Великого Новгорода, управления муниципальным жилищным фондом Великого Новгорода. В части наведения порядка в учете начисленной платы за пользование земельными участками Администрацией Великого Новгорода заключен контракт на выполнение работ по внедрению соответствующего программного обеспечения.
Контрольно-счетная палата понимает, что организация взаимодействия и наведения порядка в учете муниципального жилья и начисленных доходов требует определенного времени, направленные Администрации Великого Новгорода предложения остаются на контроле и будут проверены в ходе осуществления дальнейшего внешнего муниципального финансового контроля.
Многочисленные нарушения действующего законодательства выявлены Контрольно-счетной палатой при проведении аудита в сфере закупок при использовании средств, направленных в 2016 году и первом полугодии 2017 года на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог в границах городского округа.
Общее количество нарушений законодательных и нормативных актов, выявленных в ходе проведения аудита закупок, составило 65, из них 41 нарушение классифицируется как финансовое, на общую сумму 283,4 млн. рублей.
Нарушения касаются организации и проведения ведомственного контроля, планирования закупок, законности заключения и внесения изменений в муниципальные контракты, эффективности и результативности исполнения контрактов и расходования бюджетных средств. При этом, отдельные из выявленных нарушений законодательства о закупках содержат признаки состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверкой установлено, что действующий подход муниципалитета при планировании объемов бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности не обеспечивает соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, определенного Бюджетным кодексом Российской Федерации, который предполагает достижение наилучшего результата от вложений (завершенный строительством объект) с наименьшими затратами, достигаемыми при заключении контракта и определении стоимости работ на весь срок строительства объекта.
Так, в соответствии с требованием закона результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный или реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. При этом, муниципальные органы, казенные учреждения при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в целях обеспечения муниципальных нужд.
Вместе с тем, в ходе аудита закупок было установлено, что в ряде случаев результат от осуществленных закупок муниципалитета в сфере дорожной деятельности не был достигнут. Общая сумма контрактов, в результате исполнения которых не достигнут конечный результат от вложений, составила в проверенном периоде 587,6 млн. рублей.
Так, например, по результатам исполнения соответствующих контрактов не был достигнут планируемый конечный результат от капитальных вложений при строительстве продолжения Большой Московской ул. (данная автомобильная дорога на участке от ул. Державина до ул. 20 Января не построена), в установленном порядке не введены в эксплуатацию Луговая ул., Аркажская ул.
Отдельные заключенные муниципальные контракты расторгались по соглашению сторон уже после истечения установленных сроков исполнения работ по контракту, при этом работы не выполнялись, какие-либо претензии к подрядчикам - исполнителям не предъявлялись. В итоге, не были исполнены контракты, предметом которых являлось восстановление (ремонт) тротуаров по ул. Зелинского, Михайлова ул., участков автомобильной дороги Колхозного пер., Новой ул., Морозовской ул., другие контракты.
Отмечены факты низкой экономии средств дорожного фонда по результатам проведения заказчиками конкурентных закупок либо полное ее отсутствие вследствие принятия решений, фактически ограничивающих количество потенциальных участников закупки и экономию бюджетных средств.
Так, например, в ходе анализа контрактов, заключенных МБУ "Городское хозяйство" с единственным поставщиком, установлено, что в отдельных случаях, пытаясь избежать проведение конкурентной процедуры, заказчик искусственно делил закупку на несколько, сумма каждого из которых не превышает 100 тыс. рублей, что не обеспечивает принцип эффективности использования бюджетных средств, принцип обеспечения конкуренции и приводит к необоснованному сокращению числа участников закупки.
Аудитом закупок установлены иные факты несоблюдения норм действующего бюджетного законодательства при расходовании средств дорожного фонда, причиной которых, в том числе, явились недостатки и нарушения норм местных нормативных актов, отсутствие надлежащего текущего финансового контроля и контроля в сфере закупок.
В итоге, например, допускались факты неприменения заказчиками мер ответственности в случаях нарушения подрядчиками условий контрактов, следствием этого явилось недополучение бюджетом Великого Новгорода потенциальных дополнительных неналоговых доходов, расчетный объем которых мог бы составить более 60 млн. рублей.
В целях принятия мер по недопущению в дальнейшем и устранению выявленных нарушений и недостатков в сфере закупок, а также создания условий для более эффективного и рационального использования средств дорожного фонда и муниципального имущества объектам контроля направлены представления Контрольно-счетной палаты с соответствующими предложениями, информационные письма с предложениями в пределах компетенции направлены в комитет финансов, контрольно-ревизионное управление Администрации Великого Новгорода, отдел контроля в сфере закупок и антикоррупционной экспертизы комитета Правительства Новгородской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Информация и отдельные материалы проверки направлены в правоохранительные органы для их рассмотрения и принятия решений в пределах полномочий.
Анализ информации, представленной Контрольно-счетной палате в качестве ответов на представления свидетельствует, что отдельными должностными лицами объектов контроля по результатам проведенных проверок не приняты фактические меры, направленные на пресечение, устранение и предупреждение выявленных контрольным мероприятием нарушений и недостатков, не принимались меры к созданию условий для более эффективного и рационального использования средств дорожного фонда и муниципального имущества, в том числе недопущения ущерба муниципальному образованию.
Так, формальные ответы на предложения Контрольно-счетной палаты по устранению и предотвращению нарушений законодательства представили председатель комитета по строительству Баранов Руслан Павлович и директор МКУ "УКС" Васильев Александр Александрович.
Следует отметить, что предыдущими руководителями указанных выше муниципальных структур и ранее представлялись формальные, в итоге не приводящие к устранению и предотвращению выявленных нарушений и недостатков, ответы на законные требования Контрольно-счетной палаты, соответственно, аналогичные нарушения допускаются вновь.
Так, например, не принимались своевременные и исчерпывающие меры к недобросовестным подрядчикам по взысканию штрафных санкций, а также в отношении должностных лиц, допустивших нарушения при осуществлении своих полномочий в 2013 - 2014 годах.
За фактическое невыполнение в установленный срок законных представлений Контрольно-счетной палаты в соответствии с полномочиями, появившимися в силу закона у контрольно-счетных органов в 2017 году, на руководителя комитета по строительству Баранова Р.П. составлен протокол о совершении административного правонарушения, в настоящее время материалы по нему переданы в Новгородский районный суд для принятия решения. Директору МКУ "УКС" Васильеву А.А. в установленном порядке направлено извещение о составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями действующего законодательства перед подготовкой заключения на отчет об исполнении бюджета Великого Новгорода за 2016 год Контрольно-счетной палатой проведена внешняя проверка годовой отчетности главных распорядителей бюджетных средств.
В ходе внешней проверки оценивается качество и достоверность представляемой бюджетной отчетности.
В целом, годовая бюджетная отчетность за 2016 год была сформирована в соответствии с требованиями законодательства и давала объективное представление о финансово-хозяйственной деятельности городских служб за отчетный период. Вместе с тем, отдельными главными распорядителями годовая отчетность представлена с нарушениями.
Так, вследствие допущенных по разным причинам искажений отчетности в подведомственном комитету по строительству учреждении (МКУ "УКС") отчетность главного распорядителя представлена с искажениями на сумму более 77 млн. рублей, что является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и образует состав административного правонарушения.
За допущенные нарушения должностное лицо МКУ "УКС", ответственное за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности (главный бухгалтер), решением мирового суда привлечено к административной ответственности.
В 2017 году Контрольно-счетной палатой, как и прежде, проводились отдельные контрольные мероприятия по контролю за исполнением предложений по ранее проведенным проверкам, результаты доводились до сведения Думы Великого Новгорода и Администрации Великого Новгорода в установленном порядке.
В 2017 году Контрольно-счетной палатой осуществлен весь комплекс необходимых экспертно-аналитических мероприятий для подготовки заключений на проект бюджета Великого Новгорода на очередной год и плановый период, на отчет об исполнении бюджета Великого Новгорода за предыдущий год и заключений о ходе исполнения бюджета в текущем году.
В отчетном периоде Контрольно-счетная палата принимала участие во всероссийском экспертно-аналитическом мероприятии по анализу результатов аудита в сфере закупок, проведенного в ходе осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Результаты проведенного аудита приведены к единому стандарту в целях представления их по требованию Счетной палаты Новгородской области, союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ, а также размещению сведений на едином сайте госзакупок.
Установленным порядком осуществлялась финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ. В 2017 году Контрольно- счетной палатой по данной теме составлено 19 заключений, выявлено 39 нарушений Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Великого Новгорода, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 02.09.2013 N 4561. Заключения Контрольно-счетной палаты по экспертизе муниципальных программ направлялись ответственному исполнителю муниципальной программы для учета в работе.
3. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с иными органами, осуществляющими контрольные полномочия, обеспечение доступа к информации о деятельности
В 2017 году Контрольно-счетной палатой осуществлялось взаимодействие со Счетной палатой Новгородской области в форме участия в параллельных мероприятиях. План работы Контрольно-счетной палаты на отчетный период сформирован, в том числе, с учетом предложений Счетной палаты Новгородской области. Осуществлялось сотрудничество с контрольно-счетными органами муниципальных образований Новгородской области и других субъектов Российской Федерации в части обмена опытом и информационно-методическими материалами.
В отчетном периоде состоялось два рабочих заседания совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Новгородской области, членом Президиума которого является Ломоносов А.В. На заседаниях обсуждались вопросы совершенствования деятельности контрольно-счетных органов, форм и методов контрольной работы.
В 2017 году продолжено взаимодействие с иными надзорными и контрольными органами, осуществляющими свою деятельность на территории Великого Новгорода.
Так, в рамках соглашения, заключенного с прокуратурой Великого Новгорода, специалист Контрольно-счетной палаты привлекался для участия в проводимой прокуратурой Великого Новгорода проверке исполнения органами местного самоуправления бюджетного законодательства при исполнении местного бюджета и осуществления закупок для публичных нужд.
В отчетном периоде в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Контрольно-счетной палатой осуществлялась работа по рассмотрению поступивших обращений, осуществлялся личный прием.
В плановом порядке осуществлялась деятельность, направленная на повышение квалификации сотрудников. Двое сотрудников Контрольно-счетной палаты прошли профессиональное обучение на краткосрочных курсах повышения квалификации, аудитор Контрольно-счетной палаты завершил обучение в рамках получения второго высшего образования по специальности "Государственное и муниципальное управление".
Деятельность Контрольно-счетной палаты сопровождалась совершенствованием нормативной правовой базы. В рамках установленных полномочий Контрольно-счетной палатой вносились изменения в ранее принятые стандарты финансового контроля, регламентирующие проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, регламент Контрольно-счетной палаты, совершенствовались антикоррупционные правовые акты.
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде информация о ее деятельности размещалась в газете "Новгород", осуществлялось информационное обеспечение раздела Контрольно-счетной палаты на сайте www.adm.nov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 29 марта 2018 г. N 1405 "Об отчёте о работе Контрольно-счётной палаты Великого Новгорода в 2017 году"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 6 апреля 2018 г. N 13