Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 5 декабря 2016 г. N 671-П в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 30 июня 2016 г. N 321-П
Стратегия
социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года
5 декабря 2016 г., 29 декабря 2017 г.
1. Общие положения
Нормативной правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Саратовской области от 28 апреля 2015 года N 56-ЗСО "О стратегическом планировании в Саратовской области".
Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р), Указах Президента Российской Федерации, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 14 мая 2015 года), отраслевых документах стратегического планирования федерального уровня.
Стратегия предусматривает:
определение системы стратегических приоритетов социально-экономического развития на основе комплексной оценки стартовых позиций Саратовской области, ее конкурентных преимуществ и потенциала с учетом влияниях внешних и внутренних факторов на долгосрочный период;
формирование пространственной модели экономического роста в региональном и муниципальном разрезе;
этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;
систему индикаторов достижения стратегических приоритетов.
Стратегия представляет собой глобальное видение будущего облика Саратовской области и путей достижения поставленных целей. Детализация действий будет представлена в Плане мероприятий по реализации Стратегии.
Стратегия является основой для разработки государственных программ Саратовской области, схемы территориального планирования Саратовской области.
2. Стратегический анализ
2.1. Обоснование необходимости переосмысления принципов и логики стратегического планирования
Стратегическое видение как непременное условие эффективного управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне нашло свое воплощение в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года.
Однако существенное изменение внешних и внутренних факторов оказало заметное влияние на реализацию ее 1 этапа, абсолютное большинство целевых показателей не были достигнуты (показатели стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года представлены в приложении N 1 к настоящей Стратегии).
Усиление конкуренции, в том числе и между субъектами Российской Федерации, усугубилось рядом внешних вызовов. Замедление российской экономики, наблюдавшееся с середины 2012 года, первоначально было связано с инвестиционной паузой, вызванной разрастанием долгового кризиса в еврозоне. По мере замедления экономического роста все более отчетливо стали проявляться структурные проблемы, обусловленные опережающим ростом издержек, прежде всего, связанных с трудовыми ресурсами. Вследствие этого происходило сокращение доли валовой прибыли в структуре валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и как результат уменьшение ресурсов для инвестиционного роста. В итоге инвестиционная пауза затянулась.
В 2014 году к этому добавились новые факторы ограничения экономического роста: эскалация конфликта на Украине, введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть с середины 2014 года, ограничение доступа на международные рынки капитала и ужесточение денежной политики привели к росту стоимости заимствований, что в еще большей степени негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, вызвав усиление оттока капитала, ослабление рубля и всплеск инфляции.
Все они нашли свое проявление и в экономике Саратовской области, оказав синергетический эффект, одновременно сокращая и реальные доходы населения, и доходы бюджета, уменьшая налогооблагаемую базу и соответственно сужая возможности для исполнения, в том числе, социальных обязательств.
Указанные процессы сопровождались и формированием новой системы стратегического планирования в Российской Федерации в соответствии в целом с положениями Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Таким образом, возникла объективная необходимость переосмысления альтернативных моделей социально-экономического развития, поиска новых подходов к государственному управлению с глобальной переработкой действующих стратегических документов, однако при условии соблюдения принципа преемственности.
2.2. "Точка отсчета". Текущее социально-экономическое положение Саратовской области
Саратовская область - традиционно индустриально-аграрный регион, добавленная стоимость валового регионального продукта (далее - ВРП) которого формируется на 30,3 процента промышленностью (Приволжский федеральный округ (далее - ПФО) - 38,9 процента, Российская Федерация - 31,7 процента) и на 13 процентов сельским хозяйством (ПФО - 7,1 процента, Российская Федерация - 4,8 процента).
По производству отдельных видов промышленной продукции (производство троллейбусов, серной кислоты, подшипников, удобрений минеральных, электроэнергии, а также первичной переработки нефти) Саратовская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации.
Область входит в десятку регионов-лидеров по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, овощей закрытого грунта, молока, мяса. Объем сельскохозяйственной продукции, производимой на территории области, позволяет фактически полностью обеспечить внутренние потребности.
Саратовская область - один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Сейчас у нас ежегодно добывается порядка 1-1,5 млн т нефти и порядка 1,2 млрд куб.м газа. Ресурсная база углеводородного сырья характеризуется низкой степенью разведанности. По экспертным оценкам область по объему прогнозных ресурсов занимает ведущее место в Поволжье и является одним из перспективных регионов в нефтегазоносном отношении. Потенциальные ресурсы нефти и газа в области составляют около 700 млн тонн нефти и 1 трлн. куб.м газа. В области имеется более 80 тыс. кв. км малоизученных нефтегазоперспективных территорий.
Область обладает достаточно богатым минерально-сырьевым потенциалом. Интенсивное развитие производства строительных материалов опирается на сырьевую базу области, которая имеет практически все виды ресурсов для удовлетворения нужд строительного комплекса: цементное сырье, строительные, стекольные и формовочные пески, кирпичные и керамзитовые глины, щебень, гравий из природного камня, опоки, мел.
Месторождения горючих сланцев, которые рассматриваются в экономике на данный момент в качестве альтернативных энергоносителей, являются одними из самых значительных в Российской Федерации. На долю Волжского сланцевого бассейна (значительная часть которого располагается в Саратовской области) приходится более 38 процентов от общих промышленных запасов горючих сланцев России.
Основные показатели, характеризующие вклад области в экономику Российской Федерации, представлены следующим образом:
Средние темпы экономического роста за последние 10 лет (105 процентов) превышают аналогичный показатель как по ПФО (104 процента), так и по Российской Федерации в целом (103,8 процента). Объем инвестиций в основной капитал в области за аналогичный период увеличился в 2,5 раза (Российская Федерация - в 1,9 раза), индекс промышленного производства - почти в 2 раза (Российская Федерация - в 1,3 раза) и т.д.
Однако анализ ряда подушевых показателей свидетельствует о необходимости их кратного увеличения для выравнивания позиций региона в рейтинге субъектов Российской Федерации и ПФО (основные показатели социально-экономического развития области представлены в приложении N 2 к настоящей Стратегии).
Так, если по объему ВРП Саратовская область стабильно занимает 27 место среди регионов России, то по объему ВРП на душу населения (в 2014 году - 225,4 тыс. руб.) лишь 55 место, с отставанием от среднероссийского значения на 44,8 процента.
По итогам 2014 года среднедушевые денежные доходы по Саратовской области составили 17941,1 руб., что ниже показателей в среднем по ПФО - 24020 руб. и по Российской Федерации - 27766 руб.
По объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области на душу населения при относительно стабильной доле собственных доходов область занимает заключительные места в рейтинге регионов, что не позволяет рассматривать бюджет региона как источник реализации крупных инфраструктурных проектов и программ стимулирования реального сектора экономики.
2.3. Ключевые структурные проблемы развития Саратовской области
Комплексный анализ формирования валовой добавленной стоимости в разрезе видов экономической деятельности, их налоговой отдачи, а также динамики социально-демографических процессов в Саратовской области, позволил выявить следующие структурные дисбалансы в экономике области, не позволяющие даже на фоне положительной динамики основных показателей социально-экономического развития сократить отставание Саратовской области от российских регионов-лидеров:
1. Существенная доля секторов и услуг, имеющих незначительный налоговый потенциал (сельское хозяйство, государственный сектор и услуги) при незначительной доле добывающих производств, традиционно представляющих основной доходный источник бюджетов.
2. Недостаточное число организаций, выпускающих конечную продукцию, что минимизирует добавленную стоимость, формирующуюся на территории области.
При этом в структуре производства преобладают сырье и продукция производственно-технического назначения (75 процентов) промежуточного цикла при относительной малой доле производства товаров потребительского назначения (25 процентов).
3. Низкая рентабельность сельского хозяйства, обусловленная:
низкой долей сельхозорганизаций в структуре производства (в области высокая доля продукции сельского хозяйства, произведенной малыми формами хозяйствования: 71,3 процента мяса, 84 процента молока и 47,8 процента яиц, которая не отвечает требованиям стандарта отрасли и характеризуется высокой затратностью и отрицательной рентабельностью производства);
несбалансированностью и недостаточным уровнем кооперации в развитии сырьевой базы и перерабатывающей промышленности;
недостаточным уровнем развития распределительной логистики, включая инфраструктуру заготовки, хранения, транспортировки и сбыта сельскохозяйственной продукции;
высокой закредитованностью хозяйств;
зависимостью от оборудования, семенного материала и животноводческого генетического потенциала иностранного производства;
низкой привлекательностью сельских территорий для проживания.
4. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств.
Саратовская область занимает 12 место в Приволжском федеральном округе по удельному весу организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций, а по количеству поданных заявок на изобретения - на 6 месте, по числу разработанных передовых производственных технологий Саратовская область занимает также 6 место среди субъектов Российской Федерации, входящих в ПФО.
Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование научного потенциала области, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет 37,8 человек на 10 тысяч экономически активного населения (в ПФО - 69 человек, по Российской Федерации - 97 человек).
Основным типом инноваций остаются так называемые инновации, направленные на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, или незначительные усовершенствования выпускаемой продукции. Недостаточно внедряются "прорывные" инновации.
5. Высокая степень износа основных фондов и отставание в развитии инженерной инфраструктуры.
Удельный вес полностью изношенных основных фондов в общем объеме составляет 16,9 процента. В среднем по области за год основные фонды обновляются лишь на 6-7 процентов, при этом большая часть фондов продолжает поступать не для замены и модернизации действующих фондов, а на расширение и создание новых производств.
Неудовлетворительное техническое состояние водопроводных систем и тепловых сетей приводит к потере воды. Нуждается в замене 45,8 процента водопроводной сети и 11,9 процента тепловых сетей.
Развитие транспортно-логистического потенциала сдерживается отставанием развития дорожного хозяйства. Нормативным требованиям не соответствует более 91 процента автомобильных дорог регионального значения дорог.
6. Неудовлетворительное положение дел в сфере воспроизводства и сохранения человеческого потенциала.
Несмотря на снижение естественной убыли населения за последние 10 лет в 3 раза (с - 7,5 до - 2,5 на 1000 населения), человеческие ресурсы имеют тенденцию к сокращению. На 1 января 2016 года численность населения Саратовской области, по предварительным данным, составила 2487,5 тыс. человек, сократившись за последний год на 5,5 тыс. человек.
В области сохраняется регрессивный тип населения, когда удельный вес лиц старше трудоспособного возраста превосходит долю детского населения. Численность населения старше трудоспособного возраста составила 654 тыс. человек (26,2 процента от общей численности населения), численность детей и подростков до 15 лет - 400,3 тыс. человек (16,1 процента). Численность населения трудоспособного возраста составила 1438,7 тыс. человек (57,7 процента от общей численности населения).
Тенденция старения и убыли постоянного населения области, создает значительную демографическую нагрузку на трудоспособное население и бюджет. Так, на 1000 человек трудоспособного населения приходится 710 человек нетрудоспособного возраста. Численность пенсионеров составляет порядка 30 процентов населения и по доле населения в трудоспособном и моложе трудоспособного возраста область занимает 9-10 место в рейтинге субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ. Неблагоприятное влияние на изменение численности населения оказывает и миграционный обмен с субъектами Российской Федерации, в котором Саратовская область является донором, а также прогрессирующие темпы прибытия на территорию области переселенцев из стран СНГ, при котором доля прибывших старше трудоспособного возраста составляет около 12 процентов с тенденцией к росту. Коэффициент трудового замещения по Саратовской области ниже, чем в среднем по стране, и в разы ниже порогового значения.
Результаты измерений показателей социально-экономического развития Саратовской области по отношению к предельно-критическим значениям, установленным в результате научных исследований, приведены на диаграмме:
Количественные характеристики основных структурных дисбалансов социально-экономического развития Саратовской области представлены в приложении N 3 к настоящей Стратегии.
2.4. SWOT-анализ
Сильные стороны
К сильным сторонам социально-экономического положения Саратовской области относятся:
диверсифицированная структура промышленности включающая электроэнергетику, машиностроение и металлообработку, химическую и нефтехимическую промышленность, металлургию, промышленность строительных материалов, мебельное производство, пищевую промышленность;
высокая доля Саратовской области в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции (зерновые и масличные культуры, тепличное овощеводство, мясо, молоко) в России;
значительный ресурсный потенциал: запасы минерально-сырьевой базы, прежде всего строительного сырья, высокая обеспеченность энергоресурсами, значительные гидроресурсы, наличие земельных ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции;
выгодное транспортно-географическое положение на пересечении транспортных коридоров для создания транспортно-логистических узлов и исполнения транзитных функций, продвижения товаров в направлениях "Север - Юг", "Запад - Восток"; наличие объективных предпосылок для появления у региона функции транспортно-логистического центра. Строительство нового авиатранспортного комплекса на территории области;
наличие свободных инвестиционных площадок;
развитый образовательный комплекс, высокий образовательный потенциал трудовых ресурсов, достаточно высокий научный и инновационный потенциал;
благоприятные межнациональные и межконфессиональные отношения, развивающиеся институты гражданского общества.
высокая культура основной массы населения;
условия для развития спорта высших достижений;
обширная сеть государственных и частных медицинских учреждений, позволяющая обеспечить доступность качественной медицинской помощи на территории всей области.
Слабые стороны
Использованию сильных сторон Саратовской области в значительной степени препятствуют слабые стороны, к числу которых относятся:
малая доля конечного производства в выпуске готовой промышленной продукции и, как следствие, низкая доля добавленной стоимости (по ключевому показателю развития экономики - ВРП в расчете на душу населения область на 55 месте в Российской Федерации);
наличие дисбаланса между сельскохозяйственным производством и сферой переработки, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья;
высокий износ коммунальной сети, особенно в сельской местности, низкие темпы создания новых объектов;
неполная обеспеченность необходимой инженерной инфраструктурой ряда свободных инвестиционных площадок, в отдельных случаях - ограниченная возможность обеспечения площадок газом;
значительный физический и моральный износ основных производственных фондов организаций;
отставание развития транспортной системы, ее инфраструктурных сетей и объектов от резко возрастающих темпов автомобилизации, увеличивающегося пассажиропотока и растущего объема грузоперевозок;
природно-климатическое расположение области в зоне рискованного земледелия с тенденцией истощения почвенного плодородия земель сельхозназначения;
недостаточная обеспеченность населенных пунктов левобережной части Саратовской области водой питьевого и хозяйственного назначения;
сохранение негативных демографических тенденций, которые в перспективе приведут к снижению демографического потенциала и рождаемости, а также к росту дефицита трудовых ресурсов и, соответственно, увеличению демографической нагрузки на работающее население;
низкий уровень оплаты труда во внебюджетном секторе экономики, высокий уровень неформальной занятости вследствие недостатка качественных рабочих мест и их отсутствия в ряде территорий области.
территориальные диспропорции на рынке труда области, дефицит квалифицированных кадров технических специальностей и рабочих профессий;
дисбаланс в качестве жизни и экономическом росте по муниципальным районам области;
наличие "теневой" экономики и неформальной занятости;
снижение качества человеческого капитала области: ухудшение общего уровня здоровья детей, отток населения моложе трудоспособного и трудоспособного возраста за пределы области, деформация системы духовных и нравственных ценностей, препятствующая повышению образовательного и культурного уровня, ведению человеком здорового образа жизни.
Возможности
К возможностям социально-экономического развития Саратовской области относятся:
возможность занять освободившиеся ниши в результате удорожания импортных товаров (колебания валютного курса) и санкционного закрытия рынков, а также заместить собственным производством часть импортируемой продукции;
мировой продовольственный кризис, формирующий повышенный спрос на продукцию аграрного сектора и пищевой промышленности;
использование потенциала рынка стран СНГ с акцентом на страны Евразийского экономического союза, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки; стран-участников форматов БРИКС, ШОС для увеличения экспорта продукции саратовских предприятий;
активизация взаимодействия с регионами-соседями в части продвижения продукции и услуг Саратовской области, а также реализации совместных проектов;
реализация инвестиционного потенциала области, снижение инвестиционных рисков, привлечение стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу;
реализация транзитного потенциала Саратовской области, создание транспортно-логистического кластера, в том числе за счет реализации проекта по строительству международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай".
Угрозы
К потенциальным угрозам социально-экономического развития Саратовской области относятся:
усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, инвестиций, товаров и услуг;
истощение невозобновляемых природных ресурсов, в том числе почвенного плодородия, водных ресурсов (обезвоживание и загрязнение Волги и других рек, протекающих на территории области), видового разнообразия флоры и фауны области;
ограниченные сроки эксплуатации действующих энергоблоков Балаковской АЭС;
снижение финансовой помощи из федерального бюджета при одновременно растущем давлении на расходную часть бюджетов за счет расширения расходных полномочий регионального и муниципального уровней;
высокий уровень долговой нагрузки на областной бюджет;
сужение инвестиционных программ естественных монополий;
снижение доступности финансовых ресурсов вследствие колебания конъюнктуры мировых финансовых рынков.
2.5. Территориальный срез
Для определения потенциала и перспектив развития территорий Саратовской области проведен анализ:
1. Муниципальных районов и городских округов по основным макроэкономическим показателям с рейтинговой оценкой (приложение N 4).
2. Основных показателей, характеризующих качество жизни населения (приложение N 5), на основании которого муниципальные районы и городские округа области распределены на группы по степени комфортности для проживания и доступности инженерной инфраструктуры.
3. Миграционных потоков (приложение N 6) с ранжированием территории по степени привлекательности для населения.
В целом комплексный анализ муниципальных районов и городских округов области и наложение вышеперечисленных матриц друг на друга позволили выделить следующие основные типы территорий с точки зрения перспектив их развития:
районы - "локомотивы" - крупные центры, способные стать в относительно короткие сроки точками роста и центрами агломерации для соседних, менее успешных районов. На данных территориях сконцентрирован наибольший научно-технический, человеческий, производственный, логистический потенциал, в наличии абсолютно все звенья в цепочке "исследования - разработки - технологии - производство - рыночная реализация" для превращения научно-технического продукта в конкурентоспособный товар с высокими потребительскими свойствами. Развитие направлений: транспортное машиностроение, электроника, биотехнологии, нанотехнологии, лазерные технологии, химия, нефтехимия, стройиндустрия, сельхозпереработка и др. В пространственном видении к таким "локомотивам" относятся Саратов, Энгельс, Балаково, а в перспективе Балашов и Вольск. В становлении данных территорий полноценными "локомотивами" должны быть использованы такие инструменты, как индустриальные и технопарки, кластеры, "центры превосходства";
районы - "биоэкополисы", имеющие значительный ресурсный потенциал для развития агропродовольственных кластеров, ориентированных на производство экологически чистой продукции. Данные районы хоть и имеют порой внушительные по площади размеры, но населенная их часть, в большей степени, это компактные поселения малого масштаба, которые могли бы частично, а некоторые и в полной мере обеспечить себя электроэнергией, теплом, утилизировать свои отходы и вести эффективную хозяйственную деятельность с применением главным образом биотехнологий. К таким территориям относится большинство районов Саратовской области, в 9 из которых планируется создание агропарков (Балаковский, Ртищевский, Петровский, Вольский, Марксовский, Ершовский, Новоузенский, Калининский, Пугачевский районы).
Для этой группы районов основным инструментом развития может стать расширение и укрепление внутрирегиональных связей, а также использование опыта других регионов Российской Федерации;
районы - "инфраструктурные спутники", расположенные вблизи крупных объектов транспортной инфраструктуры преимущественно федерального уровня, приграничные территории, туристические объекты, здравницы, частично территории, прилегающие к районам "локомотивам" и т.п. Предполагается создание транспортно-логистических центров (Саратовский, Ртищевский, Петровский, Хвалынский, Балаковский, Озинский, Красноармейский, Балашовский, Александрово-Гайский районы). Становлению других районов полноценными "инфраструктурными спутниками" будет способствовать создание полноценной сети обеспечивающих предприятий на всем протяжении транспортных потоков;
"депрессивные" районы, не имеющие на данный момент объективных точек роста, перспективы развития которых будут связаны с расширением кооперационных связей с районами вышеназванных групп, что может стать отправной точкой для их смещения в другой тип территорий. На данный момент выделяются 11 таких муниципальных районов области, у которых существует перспектива перехода в группу инфраструктурных спутников или биоэкополисов, и это одна из задач, которую предстоит решить при реализации Стратегии.
Следует отметить, что отдельные муниципальные районы области могут совмещать в себе несколько типов территориального разделения.
Основные типы пространственного развития территорий области представлены в приложении N 7 к настоящей Стратегии.
2.6. Сценарии развития и обоснование выбора основного
В долгосрочной перспективе возможны 3 сценария развития области:
консервативный - основан на предположении об инерционном развитии экономики и сохранении сложившихся подходов к ее управлению, при котором область будет развиваться преимущественно за счет экстенсивного расширения экономики, путем наращивания объемов использования ресурсов. При этом динамика экономического роста будет замедляться, а медленные преобразования в качестве уровня жизни и среды жизнедеятельности приведут к дальнейшему сокращению численности населения;
умеренно оптимистичный - предполагает повышение эффективности использования всех видов ресурсов с повышением внимания к вопросам улучшения делового климата, созданию благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности. Однако позитивные изменения в экономике будут сопровождаться адекватными положительными сдвигами в социальной сфере с определенными задержками по времени;
инновационный - ориентирован на максимальное раскрытие потенциала стратегического развития, эффективное использование человеческого капитала, сбалансированное развитие территорий, реализацию новых подходов к управлению регионом. Данный сценарий содержит базовые элементы умеренно оптимистичного сценария в сочетании с существенным притоком капитала, активизацией развития социальной сферы, более эффективным использованием ресурсов, наращиванием параметров человеческого капитала и повышением роли инноваций.
В качестве основного сценария долгосрочного развития Саратовской области, в соответствии с параметрами которого будут определены количественные значения целевых ориентиров, закладываемых в Стратегию, предлагается инновационный сценарий, основанный на внедрении инноваций в производстве, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной сфере, управлении и т.д.
Основной показатель экономического роста в рамках каждого из сценариев представлен в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Сценарный прогноз ВРП на душу населения в Саратовской области на 2016-2030 годы (в ценах 2015 года)
ВРП на душу населения в ценах 2015 года (темп роста к 2015 году), в процентах |
2018 год |
2025 год |
2030 год |
Консервативный сценарий |
102,0 |
129,0 |
139,0 |
Умеренно оптимистичный сценарий |
105,0 |
135,0 |
167,0 |
Инновационный сценарий |
106,0 |
151,2 |
216,0 |
Таблица 2
Ключевые показатели развития экономики Саратовской области в 2016-2030 годах (в сопоставимой оценке)
ВРП в ценах 2015 года, среднегодовые темпы роста за период, в процентах |
2016-2018 годы |
2019-2025 годы |
2026-2030 годы |
2030 год к 2015 году |
Консервативный сценарий |
101,1 |
102,1 |
103,2 |
139,9 |
Умеренно оптимистичный сценарий |
101,3 |
103,9 |
104,3 |
167,7 |
Инновационный сценарий |
101,5 |
105,4 |
107,5 |
217,0 |
Производительность труда, среднегодовой прирост за период, в процентах |
|
|
|
|
Консервативный сценарий |
1,1 |
2,1 |
3,2 |
140,2 |
Умеренно оптимистичный сценарий |
1,3 |
3,91 |
4,3 |
168,1 |
Инновационный сценарий |
2,2 |
5,1 |
7,3 |
215,6 |
3. Стратегические цели и приоритеты
3.1. Видение будущего и генеральная цель
Стратегическая диагностика позволила сформировать качественно новый образ (стратегическое видение) будущего области к 2030 году, основанного на трех базовых элементах:
1. Саратовская область - регион инноваций, универсальная технико-внедренческая площадка, территория реализации возможностей человеческого капитала и интеллектуального потенциала.
2. Саратовская область - территория, привлекательная для жизни, работы и творчества, отдыха и спорта.
3. Саратовская область - крупный экономический центр благодаря синергии международных потоков и индустриально-инновационных комплексов, производящих и перерабатывающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся высоким спросом, в том числе:
мультимодальный транспортный узел, создающий особые условия прохождения товарно-материальных потоков через Россию и возможность их приумножения и аккумулирования (именно через Саратовскую область проходит кратчайший путь, соединяющий грузопотоки между странами Юго-Восточной и Средней Азии, Китаем, западной частью СНГ, странами Европы; на территории области пересекаются два международных транспортных коридора "Север-Юг" и Запад-Восток" или "Транссиб");
развитый промышленный комплекс, базирующийся на производстве инновационной продукции и глубоко интегрированный с промышленным комплексом Российской Федерации;
развитый агропромышленный комплекс, базирующийся на производстве экологически чистой продукции;
развитый строительный комплекс, обеспечивающий развитие экономических комплексов и повышение условий жизнедеятельности, туризма и рекреации;
развитый топливно-энергетический комплекс, обеспечивающий растущую потребность в энергоресурсах.
Генеральная цель Стратегии - обеспечение стабильного улучшения качества жизни населения и повышение глобальной конкурентоспособности области на основе перехода к экономике знаний, в центре которой человек. Стратегия - это выбор основных приоритетов развития, а, следовательно, отказ от решения отдельных задач. Задачи и направления Стратегии сформированы с учетом ограниченных финансовых возможностей областного бюджета, даже в долгосрочной перспективе.
Абсолютным критерием эффективности экономического роста определено развитие и накопление человеческого капитала с соответствующим повышением его вклада в социально-экономический потенциал области. Экономическая политика выступает в качестве регулятора среды, в которой данный капитал может найти наиболее конкурентоспособные по сравнению с другими территориями Российской Федерации условия для сохранения, накопления и применения.
3.2. Основные этапы реализации Стратегии
Основные этапы Стратегии, отражающие пошаговое движение к намеченной цели:
2016-2018 годы - стабилизация посткризисной ситуации и наращивание темпов экономического развития (физических объемов хозяйственной деятельности);
2018-2025 годы - расширение процессов технологической модернизации, структурной перестройки экономики и достижения весомых качественных результатов;
2025-2030 годы - функционирование новой модели экономического роста, предусматривающей переход от стимулирования инноваций и человеческого потенциала к росту на их основе.
3.3. Стратегические приоритеты
3.3.1. Стратегический приоритет: сохранение, воспроизводство и развитие человеческого потенциала региона
Целевое видение:
Саратовская область - растущий регион;
доступные здравоохранение и физкультура обеспечивают продление долголетия;
эффективная система образования поэтапно формирует человеческий капитал в соответствии с потребностями общества и экономики;
общество имеет высокий культурный уровень.
Направления действий:
стимулирование рождаемости, в первую очередь, за счет создания условий для рождения в семьях второго и последующих детей, включая вопросы обеспечения многодетных семей земельными участками, предоставляемыми для жилищного строительства, с необходимой инженерной инфраструктурой и т.д.;
обеспечение доступности общего дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет за счет развития инфраструктуры образовательных организаций, развития негосударственного сектора дошкольного образования, а также его альтернативных форм (группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы, адаптационные группы для детей раннего возраста и т.д.);
снижение смертности населения, прежде всего, высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин;
создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом, сокращения потребления алкоголя и табака, последовательной борьбы с распространением наркотиков и реабилитации больных наркоманией, существенного снижения уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;
развитие инфраструктуры объектов физической культуры и спорта, увеличение количества уличных спортивных объектов, расположенных в шаговой доступности, а также популяризация здорового образа жизни;
создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах области;
совершенствование управления миграционными процессами, включая стимулирование селективной миграции, основанной на половозрастных и квалификационных потребностях экономики области, а также снижение оттока граждан трудоспособного возраста в целях трудоустройства за пределы региона;
проведение активной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения в депрессивных муниципальных образованиях области;
формирование эффективного механизма взаимосвязи профессионального образования и рынка труда путем построения новой единой образовательной сети, включающей в себя территориально-отраслевые кластеры, многофункциональные центры прикладных квалификаций, специализированные образовательные структуры, центры коллективного доступа к образовательным ресурсам, последовательное внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, а также развитие системы профориентации в тесной взаимосвязи органов власти, образования и бизнеса;
создание системы стимулирования самореализации специалистов;
совершенствование системы общего образования, направленное на обеспечение социализации и высоких образовательных достижений каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей;
обеспечение развития культурной инфраструктуры и повышение ее доступности для населения;
сохранение и актуализация культурного наследия области, в том числе как фактора въездного культурного туризма.
Ожидаемые результаты:
увеличение численности населения области на 0,6 процента (с 2490,3 тыс. чел. до 2504,8 тыс. чел.);
увеличение продолжительности жизни населения c 71,4 в 2015 году до 78 лет в 2030 году;
увеличение рождаемости на 8,7 процента (с 11,5 на 1000 населения в 2015 году до 12,5 на 1000 населения в 2030 году);
снижение смертности на 11,3 процента (с 14,2 на 1000 населения в 2015 году до 12,6 на 1000 населения в 2030 году);
снижение потребления алкогольной продукции (литров на душу населения в перерасчете на абсолютный алкоголь) почти на 30 процентов к показателю 2015 года (с 11,4 до 8 л);
снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения на 28,4 процента к показателю 2015 года (с 37 процентов до 26,5 процента);
обеспечение к 2030 году доступности дошкольного образования для 100 процентов детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
увеличение охвата учащихся в возрасте 7-24 лет к общему числу детей и молодежи данной возрастной группы с 76,1 процента до 98,4 процента;
увеличение числа жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 29,1 процента в 2014 году до 48 процентов в 2030 году;
увеличение обеспеченности населения спортивными залами с 65,7 процента в 2014 году до 73,2 процента в 2030 году; плоскостными сооружениями - с 19,1 процента до 29,1 процента; бассейнами - с 7,1 процента до 20 процентов;
снижение смертности трудоспособного населения на 20,3 процента до 2030 года к уровню 2015 года (с 537,4 на 100 тыс. трудоспособного населения до 450 на 100 тыс. трудоспособного населения);
снижение к 2030 году показателей младенческой смертности на 20,3 процента к уровню 2015 года (с 6,9 на 1000 родившихся живыми до 5,5 на 1000 родившихся живыми);
увеличение индекса развития человеческого потенциала с 0,848 до 0,931.
Подраздел 3.3.2 изменен с 29 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Саратовской области от 29 декабря 2017 г. N 729-П
3.3.2. Стратегический приоритет: повышение качества жизни населения
Целевое видение:
каждому гражданину гарантирована достойная жизнь и обеспеченная старость;
все нуждающиеся обеспечены необходимым и достаточным уровнем доступности вариантных форм и видов социальной поддержки и социального обслуживания;
работающий человек не может быть бедным;
объекты социальной инфраструктуры доступны для населения;
благоприятная окружающая среда и экологическая безопасность - залог развития, сохранения и укрепления человеческого потенциала области;
Саратовская область - территория, безопасная для жизни.
Направления действий:
повышение эффективности системы государственной поддержки семьи, а также профилактики и вмешательства в семейное неблагополучие на ранних стадиях;
обеспечение качества и доступности государственных социальных услуг для населения области, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина, в том числе в электронном виде;
создание полноценной системы адресной социальной защиты населения, обеспечивающей поддержание жизненных стандартов для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, с переориентацией социальных выплат с поддерживающих мер на "социальные" инвестиции;
создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных категорий населения в социальной сфере;
обеспечение доступности качественного общего образования путем создания новых мест и модернизации действующих образовательных организаций, ориентированное на обучение в первую смену, перевод обучающихся из зданий с высокой степенью износа и т.д.;
обеспечение доступности современных медицинских технологий, соответствующих международным стандартам оказания медицинской помощи, для всех категорий населения области, за счет привлечения инвестиций для развития медицинских организаций, создания сети современных центров высокотехнологичной помощи, развития профилактического звена и первичной медико-санитарной помощи, охраны материнства и детства, а также повышения профессионального уровня медицинских работников с акцентом на их постоянное переобучение и освоение передовых технологий;
поддержание запасов основных продовольственных товаров в объемах, удовлетворяющих потребительский спрос;
достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных, нестационарных торговых объектов и торговых объектов местного значения, норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках, путем создания территориальной и экономической возможности приобретения товаров в объемах и ассортименте, удовлетворяющих потребительский спрос, обеспечения комфортных условий для потребителей при получении услуг розничной торговли с возможностью выбора торгового формата (приложения N 8-11);
повышение уровня сбалансированности торговых форматов за счет развития розничных рынков, ярмарочной торговли, обеспечения стабильного функционирования и развития нестационарной, мобильной торговли, дистанционной торговли;
создание условий для обеспечения доступности услуг торговли маломобильным гражданам;
реализация комплексных мероприятий по доведению прожиточного минимума до размера не ниже одной второй от размера среднемесячных душевых доходов в области;
развитие системы обеспечения социальным жильем специалистов бюджетной сферы, в том числе молодых специалистов;
содействие эффективной занятости населения, включая создание новых рабочих мест, внедрение механизмов трудоустройства населения, проживающего в "критических зонах" сельского рынка труда, а также стимулирование работодателей к повышению заработной платы;
принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, включая расширение условий коллективных договоров организаций дополнительными льготами и гарантиями сверх действующего законодательства, направленными на создание безопасных условий труда;
сохранение и улучшение природной среды обитания человека, минимизация всех видов антропогенного воздействия на экосистему и сохранение биологического разнообразия области, включая формирование экологических стандартов в сфере экономического развития, развитие систем использования вторичных ресурсов и использование возобновляемых источников энергии;
совершенствование системы экологического мониторинга и контроля, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
развитие рынка переработки и утилизации отходов посредством реализации инвестиционных проектов инновационной направленности;
развитие экологического образования в целях повышения уровня культуры в сфере охраны окружающей среды;
обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового строительства на конкурентном рынке жилья экономического класса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности;
поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
приоритетное развитие малоэтажного жилищного строительства, формирующего новый облик городов и отражающего мировые тенденции развития в воспроизводстве жилищного фонда, ориентированные на формирование более комфортной и экологической среды для населения.
активное использование механизма государственно-частного партнерства в коммунальной сфере - в рамках строительства новых объектов водоснабжения и канализации (реконструкции существующих) для обеспечения населения качественной водой, услугами по водоотведению и обеспечению надлежащей очистки стоков;
совершенствование многоуровневой системы профилактики преступлений и правонарушений, включая противодействие террористическим актам, экстремистским акциям, незаконному обороту наркотиков, коррупции и др.
Ожидаемые результаты:
рост уровня доходов на душу населения более чем в 2,4 раза с 20129,6 руб. в 2015 году до 48950 руб. в 2030 году;
снижение уровня бедности с 16,8 процента в 2015 году до 10,5 процента в 2030 году;
рост доли среднего класса области с 11,3 процента в 2014 году до 30 процентов в 2030 году;
создание новых мест в общеобразовательных организациях (2016-2020 годы - перевод 100 процентов обучающихся 1-4-х классов и 10-11-х (12-х) классов на обучение в первую смену; перевод 100 процентов обучающихся из зданий с износом 50 процентов и выше в новые здания);
повышение уровня оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 1,7 раза (с 547,2 на 100 тыс. населения в 2015 году до 900 на 100 тыс. населения к 2030 году);
увеличение укомплектованности врачами по физическим лицам (с 59,3 процентов до 64 процентов);
увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных, на 1,9 процента;
увеличение уровня обеспеченности жилыми помещениями с 27,5 до 35,0 кв.м на человека;
ликвидация аварийного жилищного фонда;
полная ликвидация очередности на получение государственных услуг в сфере социальной защиты (в том числе на размещение в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, обслуживание на дому);
повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой с 73,9 процента в 2015 году до 79 процентов к 2030 году;
увеличение доли твердых бытовых отходов, захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, с 23 процентов до 75 процентов;
увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 34 процентов до 50 процентов;
снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с 385,5 тыс. тонн в 2015 году до 200,0 тыс. тонн в 2030 году;
снижение объема сброса загрязненных сточных вод в водные объекты с 12,9 млн куб.м в 2015 году до 1,5 млн куб.м в 2030 году;
расширение зоны охвата и улучшение сервисного обслуживания сотовой связи в населенных пунктах области, строительство сетей сотовой связи 3-го и 4-го поколения, обеспечивающих высокоскоростной мобильный доступ к сети Интернет;
снижение уровня преступности, формирование в обществе ориентации на законопослушный образ жизни, нетерпимое отношение к коррупции.
Подраздел 3.3.3 изменен с 29 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Саратовской области от 29 декабря 2017 г. N 729-П
3.3.3. Стратегический приоритет: сильная экономика
Целевое видение:
Саратовская область - центр притяжения инвестиций, предпринимательской инициативы и транспортных потоков;
Саратовская область - территория инноваций, интегрированная в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство;
комплексное развитие территорий обеспечивает сбалансированное социально-экономическое развитие;
развитая индустрия и диверсифицированный агропромышленный комплекс обеспечивают высокую рентабельность производства с соответствующей бюджетной отдачей;
Саратовская область - туристско-рекреационный центр.
Направления действий:
Вывод конкурентоспособной продукции и производственных услуг области на приоритетные промышленные рынки за счет:
встраивания в глобальные производственные цепочки (например, вхождение и занятие сегментов компонентов, предприятиями, производящими СВЧ-приборы (растущий российский рынок закрытого типа и зарубежный в системах вооружения); электротехническое оборудование (растущий российский рынок); специализированное контрольно-измерительное оборудование (растущий мировой рынок открытого типа); сигнализаторы загазованности;
создания региональной инновационной системы, обеспечивающей полноценную структуру коммерциализации инновационных решений (технологии и продукты) в реальном секторе экономики с использованием научного потенциала на основе формирования и развития кластеров, технопарков, иннопарков, центров передовых технологий, центров молодежного инновационного творчества, "центров превосходства" в сфере биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий, фотоники (оптоэлектроники и лазерных технологий), робототехники, экологически чистых транспортных средств и др.;
процесса импортозамещения в сфере производства товаров потребительского и производственно-технического назначения, технологий на территории области и Российской Федерации;
освоения новых перспективных ниш на мировом и российском рынках (продукция для топливно-энергетического комплекса, средства производства, медицинские изделия, IT-технологии, производство программного обеспечения);
развития конкурентоспособных производственных комплексов (СВЧ-электроники, железнодорожного подвижного состава и др.);
расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов предприятий оборонно-промышленного комплекса области для развития производства продукции гражданского назначения;
создания территорий опережающего социально-экономического развития (Петровский, Краснопартизанский районы), особой экономической зоны в Энгельсском районе;
развития комплексной производственной кооперации с дальнейшим формированием и развитием областной сети высокотехнологичных кластеров, в том числе в отраслях, имеющих резервы увеличения добавленной стоимости (металлургический кластер, кластер транспортного машиностроения, химический и нефтехимический кластер, кластер по производству газового оборудования);
формирования и развития крупных компаний на базе кластеров, что даст возможность для сокращения барьеров их роста, существенного расширения финансовой поддержки инновационных проектов на ранней стадии, привлечения инвесторов к созданию новых высокотехнологичных производств, которые могут обеспечить появление продукции (услуг) с принципиально новыми качествами;
внедрения лучших доступных технологий, экономии ресурсов, повышение экологичности производства и уровня переработки сырья, переход на современные виды сырья и топлива, а также развитие энергетики, основанной на использовании альтернативных и возобновляемых источников энергии, что станет важнейшим фактором инновационного развития в смежных секторах, в том числе энергомашиностроении, и экономики в целом;
модернизации сырьевых секторов за счет реализации инновационных программ крупных компаний, которая даст импульс для создания технологических платформ в энергетической сфере и сотрудничеству с ведущими международными компаниями;
рациональной разработки новых и эксплуатации существующих месторождений в сочетании с использованием минерального сырья и отходов промышленных предприятий области в целях производства необходимого количества строительных материалов и изделий широкой номенклатуры, в том числе отвечающих требованиям мировых стандартов;
Обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, вывод на новый качественный уровень мер государственной поддержки малых и средних предприятий за счет:
либерализации налогового законодательства;
оказания финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, информационно-консультационной и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
расширения доступа к льготному кредитованию для субъектов малого и среднего предпринимательства, других институтов развития;
создания новых и развития действующих организаций инфраструктуры поддержки бизнеса;
стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий путем внедрения на территории области Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
реализации мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;
пропаганды легального предпринимательства и формирования положительного имиджа предпринимателя.
Формирование самодостаточного агропромышленного комплекса, ориентированного на производство экологически чистой продукции, полное удовлетворение потребностей региона в основных продуктах питания, а также расширение сбыта в регионы Российской Федерации и за рубеж, за счет:
создания крупного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства на основе углубления кооперации и интеграции путем формирования агрохолдингов и объединений с полным производственно-сбытовым циклом во всех подкомплексах агропромышленного комплекса, которые позволят вести расширенное воспроизводство и осуществлять модернизацию производственно-технической базы;
объединения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, логистических, научных и образовательных организаций, обслуживающих агропромышленное производство, в агропроизводственные кластеры (масложировой, мясопродуктовый, молочнопродуктовый и др.);
сохранения и развития современных малых форм хозяйствования с обеспечением коммунальной и социальной инфраструктурой на селе;
развития сети снабженческо-сбытовой кооперации для малых форм хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств с целью обеспечения реализации и переработки продукции, выращенной данными категориями хозяйств, сохранение практики проведения сельскохозяйственных ярмарок выходного дня в административных центрах муниципальных районов области, а также функционирования сельскохозяйственных рынков;
интенсификации сельскохозяйственного производства с использованием новейших и ресурсосберегающих технологий и вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот;
развития промышленного семеноводства и расширения базы племенных хозяйств;
развития промышленного молочного и мясного скотоводства, свиноводства, мясного птицеводства на основе строительства комплексов и ферм индустриального типа, технологического переоснащения существующих мощностей;
увеличения производственных мощностей по первичной и глубокой переработке скота и птицы, молока;
восстановления мелиоративной системы и развитие орошения на основе инновационных технологий;
сохранения плодородия почвы, включая внедрение энергоэффективных ресурсосберегающих технологий, а также диверсификации масличных культур с переходом на низкомасличные культуры, дающие, кроме восстановления плодородия российских почв, мощный импульс развитию кормовой базы (уменьшение доли подсолнечника к 2025 году до 70 процентов, к 2030 году - до 60 процентов);
расширения садоводства, овощеводства защищенного грунта при сохранении лидирующих позиций в производстве зерна, подсолнечника и овощей;
обеспечения участия организаций области в международных выставках, ярмарках, форумах, бизнес-миссиях, продвижения продукции саратовских товаропроизводителей через систему торговых представительств Российской Федерации;
выхода на внешний и межрегиональный рынки сбыта высококачественной, конкурентоспособной и экологически чистой продукции с высокой добавленной стоимостью за счет более широкого внедрения новейших технологий переработки и привлекательной упаковки готовой продукции с экологическим брендом Саратовской области.
Развитие рыбоводства и рыболовства, используя весь речной потенциал Саратовской области и, прежде всего, бассейн реки Волги, по полному циклу (выращивание рыбопосадочного материала, производство прудовой товарной рыбы, выращивание товарной рыбы в индустриальных условиях, производство комбикормов для рыб, вылов речной рыбы, переработка рыбы), а также производственную базу и многолетние научные наработки.
Реализация активной инвестиционной политики и мер по созданию благоприятной деловой среды, включая:
разработку и реализацию комплексной схемы преимущественного развития, предусматривающей территориальное зонирование области по точкам роста, создание территорий опережающего развития, особой экономической зоны, сети индустриальных и агропарков, объектов транспортно-логистической инфраструктуры, а также максимальное использование экономико-географического потенциала (территория преимущественного развития Саратовской области приведена в приложении N 11 к настоящей Стратегии);
активное привлечение российских и иностранных инвестиций в Саратовскую область за счет укрепления международных и межрегиональных связей региона;
создание региональных институтов развития (корпораций, агентств и др.), в том числе отраслевых, обеспечивающих формирование современной производственной инфраструктуры, поиск и привлечение инвестиций в экономику области, взаимодействие с представителями приоритетных кластеров;
переход на компьютеризированные электронные прозрачные системы модерации инвестиционных проектов, включая реестры проектов, площадок, сетей, с возможностью дистанционного взаимодействия субъектов предпринимательства, органов исполнительной власти области, ресурсоснабжающих организаций;
развитие системы поддержки предпринимательства в области;
снижение административных барьеров и издержек предпринимателей, связанных с подготовкой и реализацией инвестиционных проектов, развитие необходимой инфраструктуры, формирование механизмов для работы с инвесторами и их проблемами (перечень перспективных инвестиционных проектов приведен в приложении N 12 к настоящей Стратегии);
совершенствование процедур формирования земельных участков и упрощением подготовки разрешительной и проектной документации для получения разрешения на строительство;
содействие развитию рыночных институтов и конкуренции на территории региона за счет создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
увеличение размера дорожного фонда, в том числе через активное участие в федеральных программах, в целях приведения в нормативное состояние, в первую очередь, опорной сети дорог, межпоселковых дорог, а также дорог в границах населенных пунктов;
реализация комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры, в том числе строительство аэропортового комплекса "Центральный", участка трассы Шанхай-Гамбург и автодорожного моста Саратов-Энгельс через о. Казачий, позволяющих встроиться в систему международных транспортных коридоров с соответствующей экономической и бюджетной отдачей;
формирование туристско-рекреационного кластера с использованием механизма государственно-частного партнерства, предусматривающего развитие специализированных видов туризма, разработку узнаваемого туристского бренда области, позволяющего обеспечить к 2030 году двукратный рост количества въездных туристов к численности населения области. Повышение привлекательности области за счет обеспечения высокого уровня обслуживания во всех секторах туристской индустрии, создания новых туристических маршрутов, развития туристской инфраструктуры, в том числе реконструкции действующих и строительства новых лечебно-оздоровительных туристских комплексов.
Сбалансированное пространственное развитие области в направлении совершенствования системы расселения и размещения производительных сил, интенсивного развития агломераций, создания новых территориальных центров роста и повышения степени однородности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов посредством максимально полной реализации их потенциала и преимуществ за счет:
преодоления внутрирегиональной разъединенности, формирования единых рынков труда, жилой и промышленной (производственной) недвижимости, земли;
формирования новых точек роста и зон опережающего развития регионального и межрегионального значения;
формирование и развитие Саратовской агломерации - драйвера экономического роста Саратовской области;
формирования и развитие территориальных кластеров в различных отраслях экономики;
формирования тесных межмуниципальных экономических связей.
Опережающее развитие ключевых точек роста экономики Саратовской области позволит со временем обеспечить последовательную трансформацию территорий со сложной социально-экономической ситуацией.
Ожидаемые результаты:
достижение к 2030 году объема валового регионального продукта до 2380,5 млрд руб. с вхождением в пятерку лидеров ПФО по подушевому значению показателя;
увеличение объема отгруженной продукции к 2030 году в 4 раза (с 429,9 млрд руб. до 1627,3 млрд руб.);
достижение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП с 23 процентов до 33 процентов;
увеличение инновационной активности организаций с 6,8 процента в 2014 году до 15 процентов в 2030 году;
увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции с 2,4 процента в 2014 году до 9 процентов в 2030 году;
снижение энергоемкости валового регионального продукта с 31,96 кг у.т. на тыс. руб. до 24,5 кг у.т. на тыс. руб. в 2030 году;
увеличение производительности труда в 2 раза;
увеличение к 2030 году в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей в постоянных ценах по отношению к 2015 году (в реальном выражении) с 414,7 (оценочно) до 1036,7 млрд рублей;
увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения с 17 процентов (оценочно) в 2015 году до 35 процентов к 2030 году;
выход на полное обеспечение населения региона говядиной (увеличить объем производства в 1,7 раза до 62,6 тыс. тонн), мясом птицы (в 2,7 раза до 75,1 тыс. тонн), молоком (на 10,1 процента до 801,5 тыс. тонн), фруктами (в 2,8 раза до 238,0 тыс. тонн), сахаром (в 1,9 раза до 65,1 тыс. тонн), рыбной продукцией (в 5 раз до 50,1 тыс. тонн) собственного производства и наращивание экспортных объемов продукции конечного потребления.
увеличение мелиоративного поля области в 2,2 раза (до 288,8 тыс. га, в том числе реконструкция 31 тыс. га лиманного орошения);
увеличение объема ежегодных инвестиций в основной капитал с 138,8 млрд руб. до 642,7 млрд руб., доведение доли в ВРП до 27 процентов;
вхождение в двадцатку лидеров рейтинга регионов Российской Федерации по инвестиционному и предпринимательскому климату;
увеличение объема строительных работ в 4,3 раза с 64,6 млрд руб. до 279,0 млрд руб.;
рост объема транспортных услуг к 2030 году не менее чем в 2 раза;
снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры на 70 процентов;
приведение не менее 50 процентов дорог регионального значения к нормативному состоянию;
увеличение доли прибыли от несельскохозяйственных видов деятельности, полученной на сельских территориях;
увеличение внутреннего туристского потока в с 0,5 млн человек в 2014 году до 5 млн человек в 2030 году;
сокращение диспропорций оплаты труда в районах области между минимальной и максимальной заработной платой с 50 процентов до 25 процентов.
Подраздел 3.3.4 изменен с 29 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Саратовской области от 29 декабря 2017 г. N 729-П
3.3.4. Стратегический приоритет: повышение эффективности управления, обеспечение устойчивости бюджетной системы
Целевое видение:
обеспечена высокая эффективность деятельности органов государственной власти области по достижению целей социально-экономического развития области в условиях ограниченных ресурсов;
созданы институциональные основы для инновационного развития.
Направления действий:
разработка и внедрение новых механизмов государственного регулирования и управления социально-экономическими процессами, системного подхода к решению социально-экономических проблем программно-целевым методом и методом проектного управления;
синхронизация документов стратегического планирования в части согласованности приоритетов социально-экономического развития, механизмов их решения и ожидаемых результатов на региональном и муниципальном уровнях;
повышение качества осуществления региональных государственных контрольных (надзорных) функций, в том числе за счет внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность органов исполнительной власти области;
внедрение на территории области новых инструментов национальной платежной системы;
концентрация финансовых ресурсов на решении поставленных задач социально-экономического развития, исходя из четкого определения приоритетов и целей социально-экономического развития;
адаптация бюджетной системы к новым экономическим условиям, включая структурный пересмотр расходных обязательств, льгот и преференций;
формирование благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности;
создание стимулов к наращиванию налогового потенциала, повышение собираемости налогов, сокращение объема "теневой" экономики;
повышение эффективности функционирования бюджетного сектора экономики;
эффективное расходование бюджетных средств, выявление и использование внутренних резервов для достижения планируемых результатов;
поддержание уровня государственного долга области на экономически безопасном уровне;
обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти области и местного самоуправления.
Ожидаемые результаты:
увеличение программных средств в бюджете области с 45 процентов в 2014 году до 95 процентов к 2030 году;
сокращение уровня неформальной занятости населения области с 27,6 процента до 10 процентов к 2030 году;
формирование на 3 этапе реализации Стратегии "бюджета развития" в размере не менее 15 процентов от общих расходов областного бюджета на оказание государственной финансовой поддержки организаций реального сектора экономики.
3.3.5. Стратегический приоритет: консолидация усилий власти и всех составляющих гражданского общества - основа движения вперед
Целевое видение:
Саратовская область - полиэтничная и мультикультурная область, территория национального мира и гражданского согласия, где сформирован новый стандарт отношений гражданского общества с государством: от диалога к ответственному партнерству.
Направления действий:
развитие отношений между властью и гражданским обществом, основанных на политике развития социальной активности населения области, более эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии области посредством таких инструментов как социальная экспертиза и общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления;
формирование атмосферы информационной открытости как важнейшего условия полноценного взаимодействия власти с институтами гражданского общества;
повышение эффективности деятельности некоммерческих организаций, устранение неоправданных ограничений их деятельности;
развитие конкуренции в сфере предоставления социальных услуг за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего, социально ориентированных некоммерческих организаций;
использование потенциала общественных организаций для практической защиты прав граждан;
тесное взаимодействие власти с работодателями и профсоюзами по вопросам защиты трудовых прав граждан;
развитие различных форм экспертного обсуждения социально значимых вопросов в режиме переговорных площадок, в том числе в рамках Гражданского форума Саратовской области;
развитие системы общественных и консультативных органов, образованных Губернатором области и Правительством области;
необходимое содействие повышению эффективности работы Общественной палаты Саратовской области и общественных советов муниципальных районов области;
обеспечение возможности дистанционного участия граждан и организаций в формировании и экспертизе принимаемых решений.
Ожидаемые результаты:
согласование интересов органов власти области, предпринимательского и гражданского сообщества при выработке и принятии значимых решений в социальной и экономической сферах;
создание модели социальных механизмов гражданской консолидации и стимулирования активности и ответственности различных слоев и групп российского общества;
создание системы экономических механизмов, которые будут способствовать расширению участия гражданских структур гражданского общества в оказании социальных услуг и решении социально-экономических проблем;
увеличение охвата участников в рамках реализации социальных проектов социально ориентированными некоммерческими организациями в 1,5 раза к 2030 году (с 31 до 46 тыс. человек);
обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия;
повышение роли некоммерческого сектора в экономике области;
обеспечение реального доступа граждан и организаций к конструктивному участию в формировании и экспертизе принимаемых органами власти решений;
возрастание общественного самосознания населения, развитие "третьего сектора".
4. Система мер, обеспечивающих реализацию Стратегии
В краткосрочном периоде цели Стратегии реализуются через систему государственных программ Саратовской области с соответствующей увязкой промежуточных целевых значений и последующей преемственностью системы государственного программирования (реестр государственных программ области представлен в приложении N 13 к настоящей Стратегии).
Основными механизмами реализации Стратегии являются управление стратегическими проектами, межведомственная координация, система ключевых показателей эффективности для руководителей органов исполнительной власти области, повышение квалификации управленческих кадров, создание институтов инвестиционного развития области, обеспечение обратной связи с населением области и профессиональным сообществом.
Результат реализации Стратегии определяется, помимо правильности стратегического выбора, эффективностью использования механизмов и инструментов реализации Стратегии.
Ключевую роль в процессе ее внедрения будут играть:
актуализация и обеспечение реализации документов стратегического планирования социально-экономического развития области;
актуализация документов стратегического планирования муниципальных районов и городских округов области в соответствии с целями, задачами, направлениями и приоритетами, установленными в Стратегии и отраслевых документах стратегического развития для формирования единой системы стратегического планирования на территории области;
повышение квалификации государственных гражданских служащих области, осуществляющих мониторинг и контроль исполнения, анализ имеющихся ресурсов и определяющих приоритетность реализуемых проектов, а также формирующих оперативную отчетность о ходе реализации Стратегии;
управление по целям - определение ключевых показателей эффективности для руководителей органов исполнительной власти области, стимулов и ответственности за результат, осуществление регулярного мониторинга результатов реализации Стратегии;
повышение качества инвестиционной составляющей развития области за счет обеспечения взаимодействия с инвестиционными компаниями, фондами прямых инвестиций, банками, государственными, инвестиционными агентствами, российскими и международными институтами развития в целях использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории Саратовской области;
использование информационных ресурсов, способствующих повышению информированности населения области о мерах, реализуемых органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления (в том числе специализированный интернет-ресурс, обеспечивающий доступ граждан к информации о ходе реализации Стратегии), а также дискуссионных площадок, обеспечивающих общественное обсуждение решений по важным направлениям социально-экономического развития области.
5. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии
Финансовое обеспечение Стратегии планируется за счет бюджетных и внебюджетных средств (средства предприятий, инвесторов и др.) (прогнозно).
Привлечение средств федерального бюджета планируется осуществлять в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы в пределах общего объема бюджетных ассигнований, утвержденного федеральным бюджетом на соответствующий период.
На решение задач Стратегии будут направлены средства областного бюджета в рамках реализации государственных программ Саратовской области. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ области будет ежегодно уточняться по итогам оценки эффективности реализации государственных программ, исходя из возможностей бюджетов.
Согласно прогнозу социально-экономического развития за 15 лет, а также с учетом сохранения общих направлений налоговой, бюджетной политики на реализацию Стратегии в рамках государственных программ потребуется в совокупном объеме порядка 2567 млрд рублей.
Внебюджетные средства на реализацию перспективных инфраструктурных, социальных, инновационных, природоохранных и иных проектов будут привлекаться за счет средств институтов развития, финансовых институтов и иностранных инвестиций, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Социально-экономическое развитие Саратовской области во многом будет определяться реализацией крупных инвестиционных проектов, которые позволят максимально эффективно использовать экономический потенциал, инфраструктурных проектов, которые обеспечат улучшение качества жизни населения области.
6. Система управления и мониторинга реализации Стратегии
Реализация стратегии предусматривает создание системы эффективного взаимодействия органов государственной власти, научного и бизнес-сообщества, а также гражданского общества. Успешная реализация Стратегии обусловлена заинтересованностью и ответственностью руководителей органов власти, выстроенной системой управления, наличием "дорожных карт" по достижению целевых ориентиров, включенных в План мероприятий по реализации Стратегии.
Стратегия является главным документом стратегического планирования, в соответствии с которым принимаются другие документы стратегического планирования, определенные федеральным законодательством и законодательством области. В целях обеспечения гибкости стратегии и ее соответствия возникающим вызовам социально-экономического развития предусмотрена возможность корректировки и актуализации стратегии.
Корректировка Стратегии осуществляется в случае необходимости при изменении внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие Саратовской области.
Актуализация Стратегии осуществляется не реже одного раза в 6 лет с целью продления периода действия при изменении внутренних и внешних факторов и необходимости пересмотра ее параметров.
Система управления и мониторинга реализации Стратегии включает:
выполнение Плана мероприятий по реализации Стратегии;
мониторинг реализации Стратегии, обеспечение актуализации отдельных задач Стратегии и соответствующих государственных программ области для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития;
информационное освещение населения области о ходе реализации Стратегии в целях организация сбора и учета предложений граждан и экспертного сообщества по ее актуализации.
Основной инструмент управления и мониторинга реализации Стратегии - План мероприятий по реализации Стратегии. В соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства План содержит комплекс мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей, в том числе по государственным программам Саратовской области, направленным на достижение долгосрочных целей социально-экономического развития области.
Механизмом достижения целей и задач Стратегии являются государственные программы области, ответственными исполнителями по которым выступают органы исполнительной власти области. Информация о государственных программах области, утверждаемых в целях реализации Стратегии, отражается в приложении к Стратегии.
В соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства одним из документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития области, в том числе Стратегии, является ежегодный отчет Губернатора области о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти области. Кроме того, в число этих документов входит сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ области.
Текущий контроль за реализацией Стратегии осуществляется постоянно в течение всего периода реализации Стратегии путем ежегодного мониторинга и анализа промежуточных результатов ее реализации.
Координацию реализации Стратегии осуществляет орган исполнительной власти области в сфере экономики:
взаимодействует с участниками реализации Стратегии;
проводит общий мониторинг реализации Стратегии;
формирует сводный доклад о промежуточных результатах реализации Стратегии;
готовит предложения по корректировке (актуализации) Стратегии и корректировке Плана мероприятий по реализации Стратегии.
Для повышения уровня открытости реализации Стратегии предусматривается размещение открытых данных по ее реализации в сети Интернет. Предусматриваются и иные механизмы общественного контроля реализации Стратегии.
7. Показатели достижения целей социально-экономического развития Саратовской области, ожидаемые результаты реализации Стратегии
В результате реализации стратегии к 2030 году конкурентоспособной основой экономики области станут развитые высокотехнологичные кластеры концентрации промышленности высоких переделов, сельского хозяйства, привлекающие качественные человеческие ресурсы и инвестиции. Развитие производства будет дополнено эффективными механизмами государственного управления, предполагающими развитое общественное участие предпринимателей и граждан.
Траекторией социально-экономического развития области в долгосрочной перспективе будет движение к экономике перерабатывающих производств, инновационной экономике за счет масштабирования существующих и создания новых высокотехнологичных производств, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, внедрения инноваций в традиционных секторах промышленности.
К 2030 году область должна стать одним из наиболее привлекательных в Приволжском федеральном округе и России мест с точки зрения развития социальной инфраструктуры. Качественное образование, медицинское обслуживание, доступные культурные блага, благоустроенное жилье, высокий уровень безопасности, чистая окружающая среда будут формировать благоприятные условия для дальнейшего привлечения и удержания в регионе высококвалифицированных специалистов. Сбалансированное территориальное развитие обеспечат реализацию указанных мероприятий для всех жителей области. Благоприятные условия ведения бизнеса сделают область привлекательной для внешних и внутренних инвесторов.
В результате реализации Стратегии будут достигнуты следующие значения основных показателей социально-экономического развития:
рост валового регионального продукта с 606,8 млрд руб. в 2015 году до 2,38 трлн руб. в 2030 году (рост в сопоставимых ценах в 2,17 раза);
увеличение объема инвестиций со 138,8 млрд руб. в 2015 году до 642,7 млрд руб. в 2030 году (рост в 4,6 раза);
рост численности населения Саратовской области с 2490,3 тыс. чел. в 2015 году до 2504,8 чел. в 2030 году (на 0,6 процента);
рост заработной платы с 22,5 тыс. руб. до 65,5 тыс. руб. в 2030 году (или в 3 раза);
увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 71,4 в 2015 году до 78 лет в 2030 году (на 9,2 процента).
Ожидаемые результаты реализации Стратегии приведены в приложении N 14 к настоящей Стратегии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.