Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации города
от 27 августа 2018 г. N 1784
Административный регламент
по предоставлению муниципальных услуг дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта
См. справку о административных регламентах оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского АО - Югры
1. Общие положения
1. Административный регламент по предоставлению муниципальных услуг дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта (далее по тексту - Регламент) разработан в целях открытости и общедоступности информации по предоставлению дополнительного образования (далее по тексту - муниципальная услуга).
2. Настоящим Регламентом устанавливаются обязательные требования, обеспечивающие необходимый уровень доступности муниципальной услуги предоставления дополнительного образования в целом, а также на каждом этапе ее предоставления, включая обращение за муниципальной услугой, ее оформление и регистрацию, получение муниципальной услуги и рассмотрение жалоб (претензий) получателей муниципальной услуги.
3. Заявители:
Заявителями (получателями) муниципальных услуг являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица. От имени заявителя могут выступать физические лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени (далее Заявитель (Заявители), возраст заявителей определяется программой дополнительного образования.
4. Место нахождения и график работы уполномоченного структурного подразделения администрации города Мегиона (далее - администрация города) и муниципальных спортивных учреждений, предоставляющих муниципальную услугу:
4.1. отдел физической культуры и спорта администрации города (далее - отдел): 628680, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), город Мегион, ул. Нефтяников 6/1.
Телефон/факс (34643) 3-51-57.
E-mail отдела: ufkis@mail.ru.
График работы специалистов управления:
понедельник - пятница: с 9:00 до 18:00 часов;
перерыв: с 13.00 до 14.00 часов;
выходные дни - суббота, воскресенье.
4.2.муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Вымпел" (далее - учреждение): 628690, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), город Мегион, поселок городского типа Высокий, ул. Ленина, д. 20.
Телефон/факс (34643) 5-57-07.
E-mail учреждения: mbu_do_vympel@mail.ru.
График работы специалистов учреждения:
понедельник - пятница: с 9:00 до 17:12 часов;
перерыв: с 13:00 до 14:00 часов;
выходные дни - суббота, воскресенье.
4.3.муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Юность" (далее - учреждение): 628690, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), поселок городского типа Высокий, ул. Ленина, д. 65.
Телефон/факс (34643) 5-91-70.
E-mail учреждения: dushunost@mail.ru.
График работы специалистов учреждения:
понедельник - пятница: с 9:00 до 17:12 часов;
перерыв: с 13:00 до 14:00 часов;
выходные дни - суббота, воскресенье.
5. Порядок информирования заинтересованных лиц о предоставлении муниципальных услуг:
5.1. информация, представляемая заинтересованным лицам о муниципальных услугах, является открытой и общедоступной;
5.2. информацию по предоставлению муниципальных услуг уполномоченным органом можно получить:
посредством телефонной связи, электронной почты и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
на официальном сайте администрации города Мегион (www.admmegion.ru);
из иных средств массовой информации, а также из информационных материалов (брошюр, буклетов, информационных стендов и т.д.);
в информационной системе предоставления муниципальных услуг в электронном виде или в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (вместо информационных материалов может быть указана ссылка на соответствующую страницу с такими материалами, размещенную на официальном сайте администрации города);
5.3. представление информации о порядке предоставления муниципальных услуг многофункциональными центрами и размещение информационных материалов в помещениях многофункциональных центров осуществляется на основании соглашения, заключенного между этими центрами и администрацией города, с учетом требований настоящего Регламента;
5.4. опубликование (размещение, распространение) информации о порядке предоставления муниципальных услуг в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы размещения информации в средствах массовой информации.
2. Стандарт предоставления муниципальных услуг
1. Наименование муниципальных услуг:
1.1. "Реализация дополнительных общеразвивающих программ";
1.2. "Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта".
2. Ответственным за предоставление муниципальных услуг является отдел физической культуры и спорта администрации города. Муниципальные услуги предоставляется непосредственно муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Вымпел" и муниципальным автономным учреждением дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Юность".
3. Результат предоставления муниципальных услуг.
3.1. Результатом предоставления муниципальной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ" является обучение по дополнительным общеразвивающим программам по видам спорта.
Реализация программ включает в себя:
проведение групповых спортивно-оздоровительных занятий;
проведение теоретических занятий;
проведение спортивно-массовых мероприятий;
тестирование и контроль.
3.2. Результатом предоставления муниципальной услуги "Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта" является получение дополнительного предпрофессионального образования в области физической культуры и спорта.
Реализация программ включает в себя:
проведение учебно-тренировочных и теоретических занятий;
проведение спортивно-массовых и спортивных мероприятий;
проведение тренировочных сборов;
участие в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах;
самостоятельную работу по индивидуальным планам;
медико-восстановительные мероприятия;
инструкторскую и судейскую практику;
сдачу контрольных нормативов.
4. Срок предоставления муниципальных услуг:
4.1. сроки предоставления муниципальных услуг устанавливаются в соответствии с реализуемыми образовательными программами дополнительного образования (в соответствии с лицензией на дополнительные образовательные услуги);
4.2. учреждение организует работу с обучающимися в течение учебного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта и этапа обучения. Периодизация обучения устанавливается администрацией учреждения для каждого вида спорта индивидуально;
4.3. распорядок занятий, их продолжительность, перерывы между ними устанавливаются расписанием занятий, утверждаемым директором учреждения.
4.4. продолжительность занятий определяется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", зависит от возрастных, психофизических особенностей обучающихся, направленности объединения;
4.5. срок предоставления учреждением муниципальной услуги устанавливается в соответствии с программами дополнительного образования;
4.6. осуществление приема в учреждение:
4.6.1. на спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подготовки в течение всего учебного года.
4.6.2. на учебно-тренировочный этап и этап спортивного совершенствования при условии соответствия уровню физической подготовленности и разрядным требованиям этапу обучения.
5. Правовые основания для предоставления муниципальных услуг:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта";
приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта";
приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 26.05.2003 N 345 "Об утверждении "Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем";
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.08.2011 N 916н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта";
приказ Министерства спорта Российской Федерации от 17.03.2015 N 227 "Об утверждении Положения о Единой всероссийской спортивной классификации";
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2010 N 102-оз "Об административных правонарушениях"
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Вымпел";
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Юность";
лицензия на право осуществления образовательной деятельности.
6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальных услуг:
Учреждение обеспечивает прием всех желающих заниматься спортом, и не имеющих медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте;
Для приема в учреждение заявители предоставляют следующие документы:
заявление о приеме;
копию свидетельства о рождении, паспорта (при наличии);
медицинское заключение о состоянии здоровья установленного образца.
Заявление подается на имя директора учреждения по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту или заполняется собственноручно с указанием следующих сведений:
фамилия, имя, отчество заявителя;
место регистрации;
телефон;
сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;
место работы, должность, телефон;
7. максимальный срок зачисления в учреждение:
прием, регистрация заявления и прием пакета документов - 1 день;
подготовка проекта - приказа о зачислении в группу по виду спорта и учреждение - 3 дня.
Порядок зачисления обучающихся в образовательные объединения, перевод из одного объединения в другое производится по заявлению заявителя и дальнейшему оформлению договора на предоставление дополнительного образования по выбранному виду спорта. Зачисление оформляется приказом директора учреждения.
После приема полного пакета документов о зачислении в учреждение, заключается двухсторонний договор в письменной форме в 2-х экземплярах - по одному для каждой из сторон и содержит следующие сведения:
наименование учреждения и место его нахождения (юридический, фактический адрес);
фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
срок оказания образовательных услуг;
уровень и направленность образовательных программ, их перечень;
другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя;
После приема полного пакета документов от заявителей о приеме в учреждение, рапорта тренера-преподавателя о зачислении в группу, а также о переводе учащегося в иную группу или очередной этап обучения производится приказом директора в сроки:
на начало учебного года в сентябре;
в течение учебного года.
8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
отсутствие мест в учреждении.
9. исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги:
9.1. наличие медицинского заключения о состоянии здоровья установленного образца с указанием невозможности посещать выбранное направление обучения;
9.2. неосвоенные занимающимся минимальные установленные объемы учебно-тренировочных нагрузок, утвержденных учебным планом;
9.3. прекращение занятий по собственной инициативе.
Отчисление из учреждения оформляется приказом. В случае отчисления обучающихся на начальном этапе обучения, администрация учреждения устанавливает срок для их замены в последующем.
10. Перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги:
предоставление муниципальных услуг не требует получения каких-либо муниципальных услуг и работ.
11. Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление муниципальных услуг:
предоставление муниципальных услуг по образовательным программам всех направлений предоставляется на бесплатной основе.
12. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении муниципальных услуг, услуги организации, участвующей в предоставлении муниципальных услуг, и при получении результата предоставления муниципальных услуг:
срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении муниципальной услуги, а также при получении результата предоставления муниципальной услуги 15 минут.
13. Срок регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги:
заявление о предоставлении муниципальной услуги регистрируется специалистом учреждения, ответственным за регистрацию таких заявлений, в день поступления заявления.
14. Требования к помещениям, в которых предоставляются муниципальные услуги, услуги организации, участвующей в предоставлении муниципальной услуги, к местам ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации и о порядке предоставления муниципальной услуги:
14.1. учреждение, предоставляющее муниципальную услугу, должно быть размещено в специально предназначенном помещении, доступном для населения. Помещение должно быть обеспечено всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащено телефонной связью;
14.2. площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и потребителей муниципальной услуги и предоставление им муниципальной услуги в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.4.4.3172-14).
14.3. размещение и оформление помещения учреждения должно отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищено от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых муниципальных услуг (повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).
Помещения учреждения следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей и подростков в подвальных и цокольных этажах.
Вход и выход из помещения для предоставления муниципальной услуги оборудуются:
пандусами, расширенными проходами, тактильными полосами по путям движения, позволяющим обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов;
соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания;
контрастной маркировкой ступеней по пути движения;
информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения);
тактильными табличками с надписями, дублированным шрифтом Брайля.
Лестницы, находящиеся по пути движения в помещение для предоставления муниципальной услуги оборудуются:
тактильными полосами;
контрастной маркировкой крайних ступеней;
поручнями с двух сторон, с тактильными полосами, нанесёнными на поручни, с тактильно-выпуклым шрифтом и шрифтом Брайля с указанием этажа;
тактильными табличками с указанием этажей, дублированными шрифтом Брайля.
Места предоставления муниципальных услуг должны соответствовать требованиям к местам обслуживания маломобильных групп населения, к внутреннему оборудованию и устройствам в помещении, к санитарно-бытовым помещениям для инвалидов, к путям движения в помещении и залах обслуживания, к лестницам и пандусам в помещении, к лифтам, подъёмным платформам для инвалидов, к аудиовизуальным и информационным системам, доступным для инвалидов.
В помещениях на видном месте располагаются схемы размещения средств пожаротушения и путей эвакуации посетителей и работников учреждения.
На информационных стендах, размещаемых в помещении, содержится следующая информация:
месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса электронной почты учреждения;
единые педагогические требования к обучающимся;
выписка из Устава учреждения о правах и обязанностях обучающихся;
извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению муниципальной услуги;
серия и номер лицензии на право образовательной деятельности;
14.4. размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.
Здание учреждения должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.
Основные помещения учреждения должны иметь естественное освещение.
15. Показатели доступности и качества муниципальных услуг:
15.2. критериями оценки качества дополнительного образования в сфере спорта являются:
полнота предоставления муниципальной услуги в соответствии с установленными требованиями ее предоставления;
результативность (эффективность) предоставления муниципальной услуги, оцениваемая различными методами (в том числе путем проведения опросов);
15.3. качественную муниципальную услугу характеризуют:
доступность, своевременность, актуальность, точность предоставления в соответствии с установленными требованиями ее предоставления;
развитие спортивных и теоретических способностей учащихся;
самореализация и самовоспитание учащихся;
создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями;
организации содержательного досуга и занятости учащихся;
результаты участия учащихся в соревнованиях, турнирах, конкурсах различного уровня.
16. Иные требования, в том числе, учитывающие особенности предоставления муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления услуг и особенности предоставления муниципальных услуг в электронном виде:
16.1. заявителям обеспечивается возможность получения информации о порядке предоставления муниципальной услуги, а также копирования форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги, на Едином портале государственных услуг;
16.2. возможность получения муниципальной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг отсутствует.
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронном виде
Процесс получения муниципальной услуги включает в себя предварительные процедуры и непосредственное предоставление муниципальной услуги.
1. Предварительные процедуры:
1.1. для получения муниципальной услуги родителям (законным представителям, опекунам) несовершеннолетних необходимо предоставить в учреждение следующие документы:
заявление согласно приложению 1 к Регламенту;
медицинскую справку о состоянии здоровья установленного образца.
Рассмотрение заявлений о предоставлении муниципальной услуги осуществляется директором учреждения и передается на исполнение специалистам учреждения.
Максимальный срок исполнения данной процедуры - не более 1 рабочего дня;
1.2. зачисление осуществляется приказом директора учреждения. Дальнейшие взаимоотношения регулируются договором между заявителем и учреждением.
2. Непосредственное предоставление муниципальной услуги - предоставление дополнительного образования детям:
2.1. предоставление муниципальной услуги осуществляется персоналом учреждения, определенным штатным расписанием в соответствии с типом и видом учреждения;
2.2. содержание образовательного процесса в учреждении определяется календарным планом, образовательными программами. Образовательные программы должны соответствовать примерным требованиям к программам дополнительного образования (приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24.10.2012 N 325 "О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации", приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам");
2.3. режим работы учреждения, длительность пребывания в них воспитанников, а также учебные нагрузки воспитанников определяются Уставом учреждения и не должны превышать нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений.
Ответственным за предоставление муниципальной услуги является директор учреждения.
При исполнении любой административной процедуры должностные лица взаимодействуют со структурными подразделениями администрации города, учреждениями физической культуры и спорта, общественными организациями, расположенными на территории города.
В процессе оказания муниципальной услуги должностные лица обеспечивают сохранность документов, полученных и подготавливаемых в процессе оказания муниципальной услуги, конфиденциальность содержащейся в таких документах информации.
3. Блок-схема предоставления муниципальной услуги представлена в приложении 2 к настоящему Регламенту.
4. Формы контроля за предоставлением муниципальной услуги
1. Контроль за исполнением положений настоящего Регламента, устанавливающего требования к предоставлению муниципальных услуг, а также принятием решений при предоставлении муниципальных услуг включает в себя проведение:
текущего контроля деятельности должностных лиц, ответственных за предоставление муниципальной услуги;
плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги.
2. Текущий контроль деятельности лиц, ответственных за предоставление муниципальной услуги, осуществляется в соответствии с муниципальным нормативным правовым актом, утверждающим порядок осуществления контроля за предоставлением муниципальных услуг;
При проведении текущего контроля проверяется соблюдение последовательности действий при предоставлении муниципальной услуги.
3. Плановые проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги проводятся в отношении:
3.1. соблюдения последовательности, полноты и сроков выполнения административных процедур (действий) при предоставлении муниципальной услуги;
3.2. соответствие организации и ведения учета принятых заявлений, установленным настоящим Регламентом требованиям;
3.3. соблюдение установленных настоящим Регламентом требований при рассмотрении заявлений, принятии решений об их удовлетворении (или предоставлении отказа);
3.4. соответствие представляемого гражданам результата предоставления муниципальной услуги требованиям, установленным настоящим Регламентом;
3.5. соответствие мест приема граждан требованиям, установленным настоящим Регламентом.
4. Внеплановые проверки проводятся в случае получения информации (жалобы), подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги.
5. Периодичность осуществления текущего контроля, плановых и внеплановых проверок на муниципальном уровне устанавливается муниципальным нормативным правовым актом, на уровне учреждения локальным актом учреждения.
6. Продолжительность проведения проверки полноты и качества не может превышать 20 дней, а также нарушать режим работы учреждения.
7. Должностное лицо уполномоченного органа (организации, участвующей в предоставлении муниципальной услуги), ответственное за осуществление соответствующих административных процедур настоящего Регламента, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за:
7.1. нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги и срока предоставления муниципальной услуги;
7.2. неправомерные отказы в приеме у заявителя документов, предусмотренных для предоставления муниципальной услуги, в предоставлении муниципальной услуги, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате представления муниципальной услуги документах либо за нарушение установленного срока осуществления таких исправлений;
7.3. превышение максимального срока ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении муниципальной услуги, а равно при получении результата предоставления муниципальной услуги (за исключением срока подачи запроса в многофункциональном центре).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.