Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
администрации города
от 12.10.2018 N 1291
Единые требования
к системам оплаты труда работников муниципальных казенных учреждений города Нижневартовска
I. Общие положения
Единые требования к системам оплаты труда работников муниципальных казенных учреждений города Нижневартовска (далее - Требования) разработаны в целях обеспечения единых подходов к установлению систем оплаты труда работников муниципальных казенных учреждений города Нижневартовска (далее - учреждения), за исключением органов местного самоуправления города Нижневартовска.
II. Установление и изменение систем оплаты труда
2.1. Учреждение при разработке положения об оплате труда учреждения, утверждаемого муниципальным нормативным правовым актом (далее - Положение), учитывает следующие принципы построения системы оплаты труда:
- верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации;
- недопущение снижения размеров и (или) ухудшения условий оплаты труда работников учреждения по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- установление в учреждении систем оплаты труда соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая размеры окладов (должностных окладов), компенсационных и стимулирующих выплат;
- обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;
- обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), компенсационных и стимулирующих выплат, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации.
2.2. Системы оплаты труда устанавливаются и изменяются с учетом:
- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих либо профессиональных стандартов;
- обеспечения гарантий по оплате труда;
- создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании учреждения в целом;
- совершенствования порядка установления окладов (должностных окладов) и других частей заработной платы путем перераспределения средств в структуре заработной платы на увеличение доли условно-постоянной части заработной платы работников с учетом задач кадрового обеспечения учреждения и стимулирования работников к повышению результатов труда;
- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих", от 29.05.2008 N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих";
- формирования фонда оплаты труда на календарный год.
III. Структура и содержание Положения
3.1. Положение включает следующие основные разделы:
- общие положения;
- основные условия оплаты труда;
- порядок и условия осуществления компенсационных выплат;
- порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, критерии их установления;
- порядок и условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера;
- другие вопросы оплаты труда;
- порядок формирования фонда оплаты труда учреждения.
Положение может быть дополнено разделом "Заключительные положения" в случае необходимости урегулирования отдельных вопросов общего характера при построении и применении системы оплаты труда учреждением, включая:
- вопросы прекращения трудового договора с руководителем учреждения в случае несоблюдения установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера);
- иные вопросы общего характера, за исключением установления дополнительных выплат, доплат и надбавок, не указанных в составе основных разделов Положения и (или) установление которых противоречит Требованиям.
3.2. Раздел "Общие положения" должен содержать:
- общее описание системы оплаты труда и ее основные элементы;
- основные понятия и определения, применяемые в Положении, не противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации;
- иные вопросы общего характера.
При формировании раздела "Общие положения" не рекомендуется устанавливать, а также дублировать понятия и термины, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
3.3. Раздел "Основные условия оплаты труда" должен содержать:
- профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов, служащих, профессий рабочих (далее - профессиональные квалификационные группы) и размеры окладов (должностных окладов) в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих", от 29.05.2008 N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих", примерной формой согласно приложению 1 к Требованиям;
- размеры окладов (должностных окладов) по должностям, не включенным в профессиональные квалификационные группы, в соответствии с примерной формой согласно приложению 2 к Требованиям.
3.3.1. Наименования должностей работников, применяемые в Положении, должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих, предусмотренным единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов.
3.3.2. Размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от сложности труда.
По должностям, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда.
3.3.3. При определении окладов (должностных окладов) не допускается:
- устанавливать по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различные размеры окладов (должностных окладов), а также устанавливать диапазоны размеров окладов (должностных окладов) по должностям работников с равной сложностью труда;
- переносить профессии рабочих и должности специалистов в другие квалификационные уровни, изменять порядок регулирования продолжительности рабочего времени.
3.3.4. В целях совершенствования системы оплаты труда допускается перераспределение отдельных выплат в структуре заработной платы на увеличение доли окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, если это не противоречит федеральному законодательству.
3.4. Раздел "Порядок и условия осуществления компенсационных выплат" должен определять наименования, условия осуществления, основание и размеры компенсационных выплат.
3.4.1. К компенсационным выплатам относятся:
- выплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- выплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты к заработной плате, а также процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);
- надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
3.4.2. Выплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Работодатели принимают меры по проведению специальной оценки условий труда с целью обеспечения безопасных условий труда и сокращения количества рабочих мест, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда; разрабатывают программу действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Выплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не может быть отменена без улучшения условий труда, подтвержденного специальной оценкой условий труда.
3.4.3. Выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), осуществляется в соответствии со статьями 149-154 Трудового кодекса Российской Федерации. Ее вид, размер и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы, в соответствии с требованиями Положения, учитывающего специфические особенности отрасли и отдельного учреждения.
3.4.4. Выплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями устанавливается в соответствии со статьями 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, решением Думы города от 26.09.2014 N 626 "О гарантиях и компенсациях лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, и лицам, работающим в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях города Нижневартовска".
3.4.5. Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в том случае, если учреждение наделено соответствующими полномочиями либо соответствующим статусом.
3.4.6. Перечень и размеры компенсационных выплат устанавливаются Положением в соответствии с примерной формой согласно приложению 3 к Требованиям.
3.4.7. Компенсационные выплаты начисляются к должностному окладу работника и не учитываются для исчисления других выплат, надбавок, доплат, кроме районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
3.4.8. Размеры компенсационных выплат не могут быть ниже размеров, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, соглашениями и коллективными договорами.
3.5. Раздел "Порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, критерии их установления" должен определять наименования, условия осуществления и размеры стимулирующих выплат.
3.5.1. При установлении стимулирующих выплат следует исходить из необходимости определения условий (качественных и количественных показателей для каждой конкретной выплаты), при достижении которых они осуществляются. Перечень стимулирующих выплат должен отвечать основным целям деятельности учреждения, а также показателям оценки эффективности его работы.
Принципы, в соответствии с которыми устанавливаются показатели и критерии эффективности работы:
- объективность - размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
- предсказуемость - работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
- адекватность (соразмерность) - вознаграждение должно быть адекватно (соразмерно) трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;
- своевременность - вознаграждение должно следовать за достижением результатов;
- прозрачность - правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
Не допускается установление стимулирующих выплат, не имеющих четких и понятных условий, критериев и оснований их выплаты.
3.5.2. К стимулирующим выплатам относятся следующие виды выплат:
- выплата за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплата за качество выполняемых работ;
- выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальная выплата по итогам работы.
3.5.3. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы характеризуется степенью напряженности в процессе труда и устанавливается за:
- высокую результативность работы;
- участие в выполнении важных работ, мероприятий;
- обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения.
Конкретный размер выплаты за интенсивность и высокие результаты работы определяется в процентах от должностного оклада.
Персональная выплата может быть изменена или отменена в зависимости от результатов деятельности работника.
При установлении размера выплаты за интенсивность и высокие результаты работы следует учитывать:
- особый режим работы, связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения;
- систематическое досрочное выполнение работы с проявлением инициативы, с применением в работе современных форм и методов организации труда и др.;
- выполнение работником учреждения важных работ, не определенных трудовым договором.
3.5.4. Выплата за качество выполняемых работ устанавливается в соответствии с показателями и критериями оценки эффективности деятельности работников, утвержденными локальным нормативным актом учреждения.
Конкретный размер выплаты за качество выполняемых работ определяется в процентах от должностного оклада.
При установлении размера выплаты за качество выполняемых работ следует учитывать:
- успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствующем периоде;
- высокое качество выполняемой работы;
- персональный вклад каждого работника в общие результаты деятельности;
- выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельностью учреждения.
3.5.5. Премиальная выплата по итогам работы устанавливается в Положении и соотносится с выполнением поставленных задач и показателей. Положением определяется примерный перечень показателей и условий для премирования, а также размеры повышающих (понижающих) коэффициентов, учитывающие результаты труда.
3.5.6. Перечень и размеры стимулирующих выплат устанавливаются Положением в соответствии с примерной формой согласно приложению 4 к Требованиям.
3.5.7. Стимулирующие выплаты устанавливаются в пределах фонда оплаты труда, с учетом доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета города Нижневартовска.
3.6. Раздел "Порядок и условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера" должен содержать:
- размеры должностных окладов руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера;
- размеры и условия осуществления компенсационных, стимулирующих и иных выплат;
- предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).
3.6.1. Заработная плата руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера состоит из должностного оклада, компенсационных, стимулирующих и иных выплат, установленных Положением.
3.6.2. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждения.
Должностные оклады заместителей руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливаются на 10-30% ниже должностного оклада руководителя этого учреждения.
3.6.3. Компенсационные выплаты руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру устанавливаются в зависимости от условий их труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных пунктом 3.4 Требований.
3.6.4. Стимулирующие выплаты руководителю учреждения устанавливаются по согласованию с заместителем главы города (управляющим делами администрации города), курирующим деятельность учреждения, с учетом особенностей, установленных пунктом 3.5 Требований.
3.6.5. К стимулирующим выплатам относятся выплаты, направленные на повышение заинтересованности руководителя учреждения в повышении эффективности работы учреждения, качества оказываемых услуг (выполняемых работ), инициативы при выполнении задач, поставленных структурным подразделением администрации города, курирующим деятельность учреждения.
Установление стимулирующих выплат осуществляется с учетом выполнения целевых показателей эффективности работы учреждения, личного вклада руководителя учреждения в осуществление основных задач и функций, определенных уставом учреждения, а также выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором.
Стимулирующие выплаты руководителю учреждения снижаются в следующих случаях:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем учреждения по его вине возложенных на него функций и полномочий в отчетном периоде, недостижение показателей эффективности и результативности работы учреждения;
- наличие фактов нарушения правил ведения бюджетного учета, нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность учреждения, причинения ущерба учреждению, выявленных в отчетном периоде по результатам мероприятий, проводимых контролирующими органами;
- несоблюдение Требований, Положения.
3.6.6. Стимулирующие выплаты заместителям руководителя учреждения и главному бухгалтеру устанавливаются с учетом достижения целевых показателей эффективности их работы в соответствии с локальным актом учреждения, с учетом требований Положения, учитывающих особенности отрасли и отдельного учреждения.
3.6.7. Иные выплаты могут быть установлены руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру в порядке и размерах, установленных Положением, в соответствии с пунктом 3.7 Требований.
3.6.8. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) формируется и рассчитывается на календарный год. Определение размера средней заработной платы осуществляется в соответствии с методикой, используемой при определении средней заработной платы для целей статистического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере официального статистического учета.
3.6.9. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) устанавливается муниципальным правовым актом.
3.7. Раздел "Другие вопросы оплаты труда" включает в себя регулирование вопросов по иным выплатам, в том числе по оплате труда отдельных категорий работников.
3.7.1. К иным выплатам могут быть отнесены следующие выплаты:
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- единовременная выплата на оздоровление.
Порядок и условия предоставления указанных выплат, а также их размер определяются Положением.
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска осуществляется по основному месту работы и основной занимаемой должности.
Устанавливается единый подход к определению размера единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска для всех категорий работников учреждения, включая руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера.
3.7.2. Положением могут быть установлены выплаты, предусматривающие особенности систем оплаты труда в соответствующей отрасли, в случае, если указанные особенности не могут быть реализованы при формировании систем оплаты труда или учтены в составе стимулирующих выплат в соответствии с Требованиями.
3.7.3. Иные выплаты, указанные в подпункте 3.7.1 пункта 3.7 Требований, устанавливаются в пределах фонда оплаты труда, с учетом доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета города.
3.7.4. В целях соблюдения государственных гарантий по оплате труда и в случае, если заработная плата работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), исчисленная в установленном порядке, будет ниже минимального размера оплаты труда, локальными нормативными актами учреждения предусматривается доплата до уровня минимального размера оплаты труда.
3.7.5. Регулирование размера заработной платы низкооплачиваемой категории работников до уровня минимального размера оплаты труда (при условии полного выполнения работником норм труда и отработки месячной нормы рабочего времени) осуществляется работодателем в пределах средств фонда оплаты труда, формируемого в соответствии с подпунктом 3.8.1 пункта 3.8 Требований.
Применение работодателем величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, осуществляется в случае, когда установленная величина прожиточного минимума превышает установленный размер минимальной заработной платы.
3.8. Раздел "Порядок формирования фонда оплаты труда учреждения" определяет порядок формирования фонда оплаты труда учреждения на календарный год.
3.8.1. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется из расчета на 12 месяцев исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников учреждения.
3.8.2. Фонд оплаты труда учреждения определяется суммированием должностных окладов и компенсационных и стимулирующих выплат, а также иных выплат, предусмотренных Положением. Указанный годовой фонд оплаты труда увеличивается на сумму отчислений в государственные внебюджетные фонды, производимые от фонда оплаты труда в соответствии с действующим законодательством (с учетом размера отчислений, учитывающих предельную величину базы для начисления страховых взносов).
Руководитель учреждения несет ответственность за правильность формирования фонда оплаты труда учреждения и обеспечивает соблюдение Требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.