Руководителям казенных,
бюджетных и автономных учреждений
государственной системы
здравоохранения Ставропольского края
Настоящим министерство здравоохранения Ставропольского края (далее - министерство) в целях соблюдения процедуры урегулирования конфликта интересов при заключении сделок с участием казенных, бюджетных или автономных учреждений государственной системы здравоохранения Ставропольского края, являющихся некоммерческими организациями, сообщает о необходимости учитывать следующие особенности при проведении работы по подготовке и заключению сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными законодательством Российской Федерации.
1. Статьей 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") установлено, что заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.
Под лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях", признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.
Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.
Частью 3 статьи 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что в случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:
оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении - соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, которым является министерство);
сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью (в бюджетном учреждении - соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, которым является министерство).
Также часть 4 статьи 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях" указывает, что сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований данной статьи, может быть признана судом недействительной. Заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации. Если убытки причинены некоммерческой организации несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед некоммерческой организацией является солидарной.
2. Статьей 16 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон "Об автономных учреждениях") определено, что лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются при наличии условий, указанных в части 3 статьи 16 Федерального закона "Об автономных учреждениях", члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:
1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.
Часть 4 статьи 16 Федерального закона "Об автономных учреждениях" устанавливает, что заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.
Одновременно часть 4 статьи 16 Федерального закона "Об автономных учреждениях" указывает на то, что порядок, установленный Федеральным законом "Об автономных учреждениях" для совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.
3. Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.11.2010 N 376-п "Об осуществлении органами исполнительной власти Ставропольского края функций и полномочий учредителя бюджетного, казенного учреждения Ставропольского края, а также иных полномочий по управлению бюджетным и казенным учреждением Ставропольского края" установлено, что орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке принимает решения об одобрении сделок с участием казенного или бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
4. Постановлением Правительства Ставропольского края от 22.04.2009 N 121-п "О мерах по реализации Федерального закона "Об автономных учреждениях" (далее - Постановление) установлено, что учредитель принимает с учетом требований, установленных пунктом 5 Порядка осуществления органами исполнительной власти Ставропольского края функций и полномочий учредителя автономного учреждения Ставропольского края, а также иных полномочий по управлению автономным учреждением Ставропольского края, утвержденного Постановлением, решения об одобрении сделок с участием автономного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Федерального закона "Об автономных учреждениях", в случае, если лица, заинтересованные в совершении такой сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство голосов.
5. В соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.08.2012 N 564, министерство в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных организаций, а также отдельные полномочия по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края и переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение подведомственным организациям, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
На основании вышеизложенного, в целях выполнения требований законодательства, связанных с заключением сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, необходимо принять меры к надлежащей организации работы в указанной сфере.
Министр |
В.Н. Мажаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения Ставропольского края от 1 июня 2016 г. N 01-13/4376 "Об особенностях заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность"
Текст письма опубликован на официальном сайте Министерства здравоохранения Ставропольского края (www.mz26.ru)