Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
министерства образования
и молодежной политики
Ставропольского края
от 21 декабря 2016 г. N 10-29/12286
Методические рекомендации
по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. Основные положения
Настоящие методические рекомендации разработаны для профессиональных образовательных организаций в целях выработки единых подходов при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования.
Целью настоящих Методических рекомендаций является соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение профессионального образования и формирование единых подходов к проведению государственного контроля (надзора) в сфере образования, единой правоприменительной практики.
При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие мероприятия:
анализ и экспертиза документов и материалов, регламентирующих получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);
анализ условий, обеспечивающих получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (доступная среда).
2. Основные понятия
В Методических рекомендациях используются следующие основные понятия:
адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности;
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
3. Содержание локальных актов профессиональной образовательной организации
При проведении проверки профессиональной образовательной организацией должны быть представлены локальные акты, регламентирующие обеспечение необходимых условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
наличие в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
наличие локальных нормативных актов, содержащих нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения, трудоустройства.
В случае если в профессиональной образовательной организации имеется отдельное структурное подразделение, основной целью деятельности которого является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, должно быть положение о структурном подразделении профессиональной образовательной организации, ответственном за инклюзивное образование. В соответствии с Требованиями к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотаревой 26.12.2013 N 06-2412вн (письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281) (далее - Требования к организации образовательной деятельности) проверяется и его закрепление в уставе организации.
В случае если такое структурное подразделение в профессиональной образовательной организации не создано, его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям, что также закрепляется в положениях о них, в должностных обязанностях ответственных лиц.
Наличие норм по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должно быть отражено в:
положении о структурном подразделении профессиональной образовательной организации, ответственном за инклюзивное образование;
положении о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;
правилах приема в образовательную организацию;
правилах применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания; положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
положении об индивидуальном обучении и других нормативных документах, затрагивающих интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, которое должно быть отражено в протоколах советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.
При проверке профессиональной образовательной организации особое внимание уделяется вопросу соблюдения законодательства при приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, руководствуясь Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 (далее - Порядок приема на обучение).
Приемная комиссия на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и информационном стенде до начала приема документов (не позднее 1 марта) должна разместить информацию, отражающую наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе проверки документации приемной комиссии будут изучены материалы, подтверждающие учет особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья при проведении вступительных испытаний в части:
учета возможных трудностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья при сдаче вступительного испытания в общей аудитории;
присутствия ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей;
наличия инструкции о порядке проведения вступительных испытаний;
наличия технических средств, необходимых для сдачи вступительных испытаний (если таковые требуются);
наличия условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже;
наличие специальных кресел и других приспособлений);
соблюдения требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с разделом 6 Порядка приема на обучение.
В соответствии с Требованиями к организации образовательного процесса в личном деле обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должны содержаться сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы и иные сведения. В целях обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами профессиональными образовательными организациями должен быть организован сбор сведений о данных лицах, и обеспечен их систематический учет. В ходе проверки по данному вопросу будут запрошены личные дела обучающихся, информация по специализированному учету и документ, подтверждающий согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.
4. Соблюдение законодательства Российской Федерации при организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
Согласно пункту 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности), в целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:
1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудио-файлы);
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе не должна превышать 15 человек.
В соответствии с частью 11 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, пунктом 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
5. Содержание и структура адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования
Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также и индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа должна содержать комплекс учебно-методической документации, включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объем и содержание образования по профессии/специальности среднего профессионального образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности.
Адаптированная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО).
Структура адаптированной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ГТПКРС) должна соответствовать требованиям ФГОС СПО, необходимо наличие всех учебных циклов: общепрофессионального, адаптационного, профессионального, и разделов: физическая культура, учебная практика, производственная практика, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация.
Структура адаптированной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) должна соответствовать требованиям ФГОС СПО, необходимо наличие всех учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного, адаптационного, профессионального, и разделов: учебная практика, производственная практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная), промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация.
При этом необходимо учитывать, что адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин. Введение адаптационных дисциплин в ППКРС и ППССЗ предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Профессиональная образовательная организация должна обеспечить обучающимся лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин, включаемых в вариативную часть указанных программ. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. При этом все учебные циклы (кроме адаптационного) и разделы реализуются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в объемах, установленных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности.
Образовательная организация вправе самостоятельно сформировать перечень разделов или дополнить данный перечень другими разделами.
При проверке нормативного срока получения образования необходимо учитывать, что срок освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО при необходимости увеличивается не более чем на 6 месяцев, по специальностям СПО - не более чем на 10 месяцев.
При проверке учебного плана необходимо учитывать, что учебный план для реализации адаптированной образовательной программы разрабатывается на основе примерного учебного плана и предусматривает добавление адаптационных дисциплин (адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций. Дисциплины, относящиеся к обязательной части учебных циклов, учебной и производственных практик, являются обязательными для освоения всеми обучающимися, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Не допускается изъятие каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур итоговой аттестации из числа обязательных в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При разработке учебного плана адаптированной образовательной программы образовательной организацией может приниматься решение увеличения срока получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае при реализации адаптированной образовательной ППКРС максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, который обучается на базе основного общего образования, может быть снижен до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при этом может быть снижен до 30 академических часов в неделю.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на базе среднего общего образования, может быть снижен до 39 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при этом может быть снижен до 26 академических часов в неделю. Допускается устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.
При разработке учебного плана адаптированной образовательной ППССЗ максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 30 академических часов в неделю. По возможности рекомендуется устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.
Объемы вариативной части учебных циклов адаптированной образовательной программы, определенные в ФГОС СПО по специальности (профессии) образовательные организации должны реализовывать в полном объеме и использовать:
на реализацию адаптационного учебного цикла;
на увеличение часов дисциплин и модулей обязательной части;
на введение новых элементов (дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей).
При их реализации в рамках адаптированной образовательной программы образовательной организацией предусматриваются специальные требования к условиям их реализации:
оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами ограничений здоровья;
информационное обеспечение обучения, включающее предоставление учебных материалов в различных формах;
формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны быть адаптированы для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Особое внимание при проверке должно быть уделено реализации раздела/дисциплины "Физическая культура". Образовательной организации рекомендуется устанавливать самостоятельно порядок и формы освоения данного раздела/дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья локальным нормативным актом образовательной организации. В программе раздела/дисциплины должны быть прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий. Преподаватели раздела/дисциплины "Физическая культура" должны иметь соответствующую подготовку для занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Группы для занятий физической культурой рекомендуется формировать в зависимости от видов нарушений здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания).
При необходимости организацией разрабатываются индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В индивидуальном плане обучения должны быть предусмотрены различные варианты проведения занятий: в профессиональной образовательной организации (в академической группе и индивидуально), а также на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
6. Условия реализации адаптированной образовательной программы
6.1. Кадровое обеспечение
При проведении контрольных мероприятий проверяется квалификация кадрового состава образовательной организации, принимающего участие в реализации адаптированных образовательных программ. При проверке наличия кадрового состава также устанавливается доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом проверяется ознакомление педагогических работников, участвующих в реализации адаптированной образовательной программы, с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проверяется привлечение тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагогов, сурдопереводчиков, тифлопедагогов, тифлосурдопереводчиков к реализации адаптированной образовательной программы.
6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Адаптированная образовательная программа должна быть обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии/специальности.
Доступ к информационным и библиографическим ресурсам в сети "Интернет" должен быть обеспечен, исходя из того, что каждый обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья должен быть обеспечен не менее чем одним учебным, методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий).
Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Рекомендуется обеспечить к ним доступ обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных технических и программных средств.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены доступом к сети "Интернет".
6.3. Материально-техническое обеспечение
Проверяется соответствие материально-технического обеспечения реализации адаптированной образовательной программы не только общим требованиям, определенным в ФГОС СПО по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения образовательного процесса каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможности здоровья должна быть отражена специфика требований к доступной среде, в том числе:
организации безбарьерной архитектурной среды образовательной организации;
организации рабочего места обучающегося;
техническим и программным средствам общего и специального назначения.
Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.
6.4. Требования к организации практики обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Проверяется реализация всех видов практик, предусмотренных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности. Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики определяются образовательной организацией самостоятельно.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Для прохождения практики должны быть в наличии (при необходимости) специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых трудовых функций.
При определении мест прохождения учебной и производственных практик обучающимся инвалидом образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики инвалидами создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности".
7. Соответствие результатов освоения адаптированной образовательной программы требованиям ФГОС СПО
Проверяется соответствие структуры оценки качества освоения обучающимися ППКРС, ППССЗ требованиям ФГОС СПО, включающей текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, государственную итоговую аттестацию.
Проверяются:
данные промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, в том числе, осуществляется проверка соответствия фондов оценочных средств, позволяющих оценить соответствие умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций требованиям ФГОС СПО;
проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).
7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Важна своевременность доведения данной информации до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах образовательной организации.
Следует обратить внимание на осуществление входного контроля. Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.).
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также при выполнении индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.
7.2. Государственная итоговая аттестации выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии пунктом 33 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности государственная итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по профессии/специальности СПО, является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.
Государственная итоговая аттестация выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 (далее - Порядок проведения ГИА).
Проверяется наличие программы государственной итоговой аттестации, определяющей требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к процедуре ее защиты.
Образовательная организация определяет требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.
В случае проведения государственного(-ых) экзамена(-ов) в соответствии с ФГОС СПО форма его (их) проведения для выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).
8. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их закреплению на рабочих местах
Данные мероприятия должны осуществляться во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Необходимо акцентировать внимание на наличие в программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин подготовки выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству.
9. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережения
Проверяется наличие:
контроля за посещаемостью занятий;
помощи в организации самостоятельной работы в случае заболевания;
организации индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся;
содействия в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;
психолого-педагогического сопровождения;
медицинско-оздоровительного сопровождения;
социального сопровождения (содействия в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения);
толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
10. Перечень документов по вопросам инклюзивного образования
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
План реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 N 1365-р;
приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования";
приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";
приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования";
приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования";
приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
11. Технологическая карта для проведения самообследования по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Критерий |
Показатели |
Нормативный правовой акт |
Содержание требования |
Создание безбарьерной архитектурной среды и обеспечение открытости профессиональной образовательной организации | |||
Создание безбарьерной среды в профессиональной образовательной организации |
Наличие пандусов |
п. 41, 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности |
В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается: 1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося; 2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). |
Наличие поручней | |||
Наличие расширенных дверных проемов | |||
Наличие лифтов или расположение аудиторий для обучения на 1 этаже | |||
Локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м | |||
Наличие специальных кресел | |||
Наличие помещения для собаки-поводыря | |||
Наличие специальных систем сигнализации и оповещения | |||
Информационная открытость профессиональной образовательной организации |
Наличие адаптированного сайта |
п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности |
Адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG). |
Наличие адаптированной справочной информации для слепых и слабовидящих лиц |
п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности |
В доступных для слепых или слабовидящих обучающихся местах в адаптированной форме размещается справочная информация о расписании лекций, учебных занятий (выполняется крупным шрифтом (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируется шрифтом Брайля. |
|
Наличие адаптированной справочной информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху |
п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности |
Справочная информация о расписании учебных занятий дублируется звуком и визуально (устанавливаются мониторы с возможностью трансляции субтитров). Количество мониторов и их размеры определяются размером используемых помещений. |
|
Адаптация содержания профессиональной образовательной программы индивидуальным особенностям обучающихся | |||
Учет индивидуальных рекомендаций при разработке адаптированной образовательной программы (далее - АОП) |
Наличие разработанной и утвержденной АОП |
ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ |
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида |
Изменение срока освоения АОП |
ФГОС СПО |
Срок освоения АОП по профессии СПО может быть увеличен не более чем на 6 месяцев, по специальности СПО - не более чем на 10 месяцев. |
|
Наличие в структуре АОП адаптационного цикла дисциплин |
ч. 8 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ |
Учебный план для реализации адаптированной образовательной программы разрабатывается на основе примерного учебного плана и предусматривает добавление адаптационных дисциплин (адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор адаптационных дисциплин определяется профессиональной образовательной организацией самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. |
|
Наличие описания специальных требований и условий реализации дисциплины "Физическая культура" |
ч. 8 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ |
Образовательной организации рекомендуется самостоятельно устанавливать порядок и формы освоения дисциплины "Физическая культура" для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья локальным нормативным актом образовательной организации. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Рекомендуется в программу раздела/дисциплины включать определенное количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни, технологиям здоровьесбережения с учетом ограничений здоровья обучающихся. В программе дисциплины "Физическая культура" должны быть прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий. |
|
Адаптация форм и методов контроля, оценки результатов обучения |
ч. 8 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ |
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся должны быть создать фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. |
|
Адаптация требований к организации практики |
ч. 8 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ |
При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, должны учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций. |
|
Соответствие количества обучающихся в группе установленным требованиям в группе |
Количество обучающихся |
ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 43 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности |
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. |
Кадровая обеспеченность реализации АОП |
Наличие сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, ассистентов (тьюторов) |
ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности |
Лицам с ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования предоставляются бесплатно услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, ассистентов. |
Наличие дополнительного профессионального образования у педагогов, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ |
п. 2 ч. 1 ст. 34, ст. 46, ч. 12 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ |
Обучающиеся имеют право на условия обучения в соответствии с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Педагогические работники должны владеть специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
|
Обеспечение учебниками |
Наличие бесплатных специальных учебников и учебных пособий, дидактических материалов |
ч. 3 и ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности |
Обучающимся бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. |
Наличие бесплатных учебных и лекционных материалов в электронном виде |
ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности |
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учебные и лекционные материалы предоставляются в электронном виде. |
|
Обеспечение техническими средствами обучения |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности |
Компьютеры со специализированным программным обеспечением, звукоусиливающая аппаратура, мультимедийная аппаратура, специальные учебные места с регулируемыми параметрами. |
Организация психолого-медико-педагогической коррекции |
Наличие специалистов, обеспечивающих проведение групповых и коррекционных занятий (педагоги-психологи, социальные педагоги) |
п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 41 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности |
Обучающиеся имеют право на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию. С обучающимися проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. |
Соблюдение прав и социальных гарантий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |||
Соблюдение прав поступающих с ограниченными возможностями здоровья при организации приема |
Наличие на сайте информации об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
п. 18.1 Порядка приема на обучение |
Приемная комиссия на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 марта: особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья; информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае необходимости прохождения указанного осмотра - с указанием перечня врачей-специалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний. |
Наличие медицинской справки (при поступлении на специальности и направления подготовки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 N 697 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности" |
п. 23 Порядка приема на обучение |
При поступлении на обучение по специальностям, входящим в Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) поступающий представляет оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра. Медицинская справка признается действительной, если она получена не ранее года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний. В случае непредставления поступающим либо недействительности медицинской справки, отсутствия в ней полностью или частично сведений о проведении медицинского осмотра организация обеспечивает прохождение поступающим медицинского осмотра полностью или в недостающей части. Информация о времени и месте прохождения медицинского осмотра размещается на официальном сайте. В случае если у поступающего имеются медицинские противопоказания, установленные приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н, образовательная организация обеспечивает его информирование о связанных с указанными противопоказаниями последствиях в период обучения в образовательной организации и последующей профессиональной деятельности. |
|
Соблюдение прав поступающих с ограниченными возможностями здоровья при организации вступительных испытаний (при наличии) |
Наличие отдельных помещений для прохождения вступительных испытаний лицами с ограниченными возможностями здоровья (при необходимости) |
п. 33 Порядка приема на обучение |
Вступительные испытания для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможны в одной аудитории с другими поступающими лицами, если это не создает трудностей для поступающих с ограниченными возможностями здоровья. |
Наличие ассистента в аудитории (при необходимости) |
п. 33 Порядка приема на обучение |
Ассистент в аудитории оказывает необходимую техническую помощь поступающим (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором). |
|
Возможность использования технических средств (при необходимости) |
п. 33 Порядка приема на обучение |
Поступающие имеют право пользоваться необходимыми техническими средствами с учетом своих индивидуальных особенностей. |
|
Наличие инструкции о порядке проведения вступительных испытаний (далее - инструкция) в печатном виде |
п. 33 Порядка приема на обучение |
Поступающим предоставляется в печатном виде инструкция. |
|
Создание условий для прохождения вступительных испытаний слепыми (при наличии) |
п. 33 Порядка приема на обучение |
Задания, инструкция оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением или зачитываются ассистентом. Для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением. |
|
Создание условий для прохождения вступительных испытаний слабовидящими (при наличии) |
п. 33 Порядка приема на обучение |
Обеспечивается равномерное освещение, предоставление при необходимости увеличивающего устройства, задания и инструкции оформляются увеличенным шрифтом. |
|
Создание условий для прохождения вступительных испытаний глухими, слабослышащими и лицами с тяжелыми нарушениями речи (при наличии) |
п. 33 Порядка приема на обучение |
Обеспечивается использование звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования. По желанию экзамен может проводиться в письменной форме. |
|
Создание условий для прохождения вступительных испытаний лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при наличии) |
п. 33 Порядка приема на обучение |
Письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту. По желанию экзамен может быть проведен в устной форме. |
|
Соблюдение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при организации образовательной деятельности |
Соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) при применении мер дисциплинарного взыскания |
ч. 5 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ |
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). |
Обеспечение бесплатным двухразовым питанием |
ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ |
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не находящиеся на полном государственном обеспечении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. |
|
Соблюдение установленного порядка назначения государственной социальной стипендии |
ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ |
Государственная социальная стипендия назначается детям-инвалидам, инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства, студентам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. |
|
Закрепление в локальном нормативном акте образовательной организации первоочередного порядка предоставления жилых помещений инвалидам |
Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций. Дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, студенты, ставшие инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы места в общежитии предоставляются в первоочередном порядке. |
||
Обеспечение нуждающихся в предоставлении жилплощади инвалидов местами в общежитии на бесплатной основе |
ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ |
Детям-инвалидам, инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства, студентам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы места в общежитии предоставляются бесплатно. |
|
Организация государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья | |||
Соблюдение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при проведении государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) |
Наличие письменных заявлений о необходимости создания специальных условий для проведения ГИА |
п. 28 Порядка проведения ГИА |
Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников подают письменное заявление о создания специальных условий для проведения ГИА. Заявление подаются не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации. |
Обеспечение соблюдения общих требований при проведении ГИА |
п. 26 Порядка проведения ГИА |
Проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссий); пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей. |
|
Обеспечение соблюдения дополнительных требований в зависимости от категорий выпускников |
п. 27 Порядка проведения ГИА |
Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований: а) для слепых: задания для выполнения, инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом; письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту; выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых; б) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме; д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме. |
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 21 декабря 2016 г. N 10-29/12286 "О методических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.