Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
культуры Ставропольского края
от 15 сентября 2017 г. N 445
Методические рекомендации
по развитию сети учреждений культуры Ставропольского края и обеспеченности населения услугами организаций культуры
В соответствии с п. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации о праве граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также со ст. 1; ст. 12; ст. 30; ст. 37; ст. 39; ст. 40 Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" *(1), определяющими права граждан на доступ к культурным ценностям, права и обязанности субъектов культурной деятельности, исходя из принципов, определенных в "Основах государственной культурной политики", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, необходимо обеспечить:
территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
развитие инфраструктуры культурной деятельности;
создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;
создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;
использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
В целях обеспечения доступности услуг учреждений культуры необходимо руководствоваться настоящими методическими рекомендациями о нормативной потребности в объектах культуры, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры Ставропольского края.
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по развитию сети учреждений культуры Ставропольского края и обеспеченности населения услугами организаций культуры Ставропольского края разработаны в целях обеспечения доступности организаций культуры Ставропольского края путем оптимального размещения сети организаций культуры Ставропольского края с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры, где "норма" - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а "норматив" - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.
Под "сетевой единицей" следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе в иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.
2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры Ставропольского края устанавливаются органами исполнительной власти Ставропольского края исходя из закрепленных за ним полномочий, и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в сфере культуры (далее - органы местного самоуправления края) в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
3. Расчет нормативной потребности Ставропольского края и муниципальных образований Ставропольского края в объектах культуры должен предусматривать:
- вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
- нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти края и органов местного самоуправления края;
- нормативное значение (численность) населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;
- показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).
При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1 000 чел.). Рекомендуемые показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1 000 жителей указаны и рассчитываются в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.
При расчете нормативного значения численности населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше чем 5, то увеличение не производится.
4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:
- существующую обеспеченность населения объектами культуры;
- функциональное многообразие организаций культуры;
- специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития края и муниципального образования;
- прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности края и муниципального образования;
- критерии доступности услуг организаций культуры для населения.
Критерии доступности услуг организаций культуры Ставропольского края:
- возможность выбора организаций культуры;
- развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;
- возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
- сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
- полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
- наличие организаций культуры для детей и молодежи;
- наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности, отсутствие неформальной занятости.
5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры Ставропольского края может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности) а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
6. Размещение объектов культуры, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения края и муниципального образования края. *(2)
В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.
7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных учреждений культуры Ставропольского края обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. *(3)
II. Нормы и нормативы размещения библиотек
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. *(4)
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
Органы государственной власти Ставропольского края и органы местного самоуправления края обеспечивают:
- финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;
- реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
- условия доступности для инвалидов государственных и муниципальных библиотек края. *(5)
Органы местного самоуправления Ставропольского края не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания. *(6)
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек указаны в таблице 1:
Таблица 1
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Ставропольский край |
Универсальная библиотека |
Административный центр с населением от 150 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня |
Детская библиотека |
1 |
|||
Библиотека инвалидов по зрению |
1 |
|||
Библиотека для молодежи |
1 |
|||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
2 |
|||
Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению |
Административный центр с населением до 150 тыс. чел. |
1 |
||
Детская библиотека |
1 |
|||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам <*> |
2 |
|||
Городской округ |
Общедоступная библиотека |
на 20 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Детская библиотека |
на 10 тыс. детей |
1 |
||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
независимо от количества населения |
2 |
||
Муниципальный район |
Межпоселенческая библиотека |
Административный центр района |
1 |
Транспортная доступность 30 минут - 1 час |
Детская библиотека |
Административный центр района |
1 |
||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Административный центр района |
1 |
||
Городское поселение |
Общедоступная библиотека с детским отделением |
на 10 тыс. чел. |
1 |
Шаговая доступность 15-30 минут / Транспортная доступность 15-30 минут |
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
|
1 |
||
Сельское поселение |
Общедоступная библиотека с детским отделением |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 15-30 минут / Транспортная доступность 15-30 минут |
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Административный центр сельского поселения |
1 |
||
Филиал общедоступных библиотек с детским отделением |
на 500 чел. |
1 |
Также на всех административно-территориальных уровнях, независимо от количества жителей, необходимо размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам (по 1 в каждой сетевой единице).
2. Нормы размещения государственных библиотек Ставропольского края.
В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в Ставропольском крае созданы государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями органов государственной власти Ставропольского края, к которым относится "организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов". *(7)
При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории Ставропольского края правомерно функционирование и создание новых молодежных (юношеских) библиотек, а также молодежных отделений в универсальных библиотеках.
В муниципальном образовании рекомендуется рассчитывать сеть с учетом транспортной доступности.
3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления края по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Минимально необходимое количество библиотек определяется по следующей формуле:
,
где:
- библиотечная сеть;
- численность населения;
- норматив численности жителей на 1 библиотеку.
4. Нормы размещения библиотек в городских округах и городских поселениях.
В городском округе и городском поселении создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.
В жилых районах городского округа и городского поселения создаются филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.
Для городского округа с населением менее 25 тыс. чел. к расчету принимается 1 библиотека на 10 тыс. чел.
Минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:
,
где:
- библиотечная сеть;
- численность населения;
- норматив численности жителей на 1 общедоступную библиотеку;
- численность детского населения;
- норматив численности детского населения на 1 детскую библиотеку;
Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 2 тыс. чел.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:
,
где:
- библиотечная сеть;
- численность населения;
- численность сельского населения;
- норматив численности жителей на 1 библиотеку для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа;
- норматив численности жителей на 1 библиотеку для городского округа.
- численность детского населения;
- норматив численности детского населения на 1 библиотеку;
Для городского поселения с численностью населения менее 10 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 5 тыс. чел.
Для городского поселения с численностью населения менее 5 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 3 тыс. чел.
5. В городских округах и городских поселениях Ставропольского края создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 15 тыс. чел.
При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.
В городском поселении, которое является административным центром муниципального района Ставропольского края, нецелесообразно создавать самостоятельную детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района Ставропольского края.
Если в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 15 тыс. чел., то в таких городских поселениях целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку.
Если у населения городского округа или городского поселения есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных и образовательных организаций и др.), то собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.
6. Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек.
В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района и сельского поселения в соответствии с частью 3 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Межпоселенческая библиотека - центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления края присвоен статус межпоселенческой.
Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района, по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района, межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе.
Детская библиотека на уровне муниципального района создается в целях повышения качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей.
На базе межпоселенческой библиотеки может быть сформирована централизованная библиотечная система, объединяющая библиотеки сельских поселений.
7. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях.
Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, располагается в административном центре сельского поселения.
Необходимо учитывать, что более 50 процентов жителей Ставропольского края проживают в населенных пунктах с численностью населения до 500 человек. Для края характерна низкая плотность населения, небольшая людность сельских населенных пунктов, сформировавшаяся исторически, большие расстояния между населенными пунктами, отсутствие регулярного автомобильного сообщения, отсутствие библиобусов в библиотеках края.
Таким образом, для обслуживания жителей сельских поселений библиотека создается исходя из расчета 1 сетевая единица на 500 жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.
Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением, либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.
Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункт книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.
Филиалы общедоступной библиотеки, либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или городского поселения). Филиалы, или структурные подразделения центральной библиотеки, могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях, либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.
Минимально необходимое количество библиотек в сельском поселении определяется по следующей формуле:
,
где:
- библиотечная сеть;
- численность населения;
- численность населения административного центра сельского поселения;
- норматив численности жителей на 1 филиал библиотеки;
- норматив числа библиотек для административного центра сельского поселения.
Органы местного самоуправления сельских поселений Ставропольского края имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ).
Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения. *(8)
8. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. *(9) В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, другие маломобильные группы населения, лечебных и реабилитационных учреждениях.
9. Пользователям библиотек, независимо от места проживания, должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий *(10), для чего рекомендуется на базе государственных библиотек Ставропольского края, центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального района и сельского поселения Ставропольского края организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.
К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:
- фонды Национальной электронной библиотеки (далее - НЭБ), которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;
- фонды Президентской библиотеки.
При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения необходимо рассматривать транспортную и шаговую доступность:
- в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
- в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения следует применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
III. Нормы и нормативы размещения музеев
1. Нормы и нормативы размещения музеев в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев:
Таблица 2
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Ставропольский край |
Краеведческий музей |
Административный центр с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
Художественный музей |
1 |
|||
Тематический музей |
3 |
|||
Краеведческий музей |
Административный центр с населением от 150 до 500 тыс. чел. |
1 |
||
Тематический музей |
2 |
|||
Городской округ |
Краеведческий музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Тематический музей |
Независимо от количества населения |
1 |
||
Муниципальный район |
Краеведческий музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30 минут - 1 час |
Городское поселение |
Краеведческий музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
2. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть музейного Фонда Российской Федерации.
К расчету сетевых единиц принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности.
Минимально необходимое количество музеев для муниципальных образований Ставропольского края определяется по следующей формуле:
,
где:
- музейная сеть;
- численность населения;
- норматив численности жителей на 1 музей.
Для учета транспортной и шаговой доступности следует применять коэффициент от 1,25 до 1,5.
Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одной усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.
Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона. *(11)
Художественный музей - это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.
3. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в ведении министерства культуры Ставропольского края, определяется Правительством Ставропольского края. *(12)
4. Органы местного самоуправления края имеют право на создание музеев. *(13)
В муниципальных образованиях Ставропольского края музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, независимо от количества населения.
В целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников в муниципальных образованиях Ставропольского края могут быть созданы филиалы или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население.
В муниципальном районе Ставропольского края может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.
5. Органы местного самоуправления сельских поселений Ставропольского края имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея). Самостоятельные художественные музеи муниципальных образований должны приниматься к учету как сетевая единица тематического музея.
6. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций "По разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей", направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.
IV. Нормы размещения театров
1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.
В соответствии с "Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года" *(14), театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров:
Таблица 3
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Ставропольский край |
Театр драматический |
Административный центр с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня / либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Театр музыкальный |
1 |
|||
Театр кукол |
1 |
|||
Театр юного зрителя |
1 |
|||
Прочие театры по видам искусств |
2 |
|||
Театр драматический |
Административный центр с населением от 150 до 500 тыс. чел. |
1 |
||
Театр музыкальный |
1 |
|||
Театр юного зрителя |
1 |
|||
Театр кукол |
1 |
|||
Прочие театры по видам искусств |
1 |
|||
Городской округ |
Театр по видам искусств |
Население от 200 тыс. до 500 тыс. чел. |
1 на 200 тыс. чел. |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Театр по видам искусств |
Население от 100 до 200 тыс. чел. |
1 |
||
Городское поселение |
Театр по видам искусств |
Население от 100 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность - 3 часа. Театр может быть создан в населенном пункте с населением менее 100 тыс. чел. при условии, что до ближайшего театра транспортная доступность составляет более 3 часов |
2. За сетевую единицу принимаются театры (театры-студии), являющиеся юридическими лицами, либо филиалы театров.
Учитывается в качестве одной сетевой единицы театр, в котором действует нескольких театральных трупп (работающих на разных языках или имеющих самостоятельный репертуар), объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс.
Если на одной театральной площадке работают театры различной жанровой направленности, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, то каждый из них учитывается в качестве самостоятельной сетевой единицы.
3. Минимальный перечень подвидов театров составляют театры драмы, музыкальные театры, театры юного зрителя, театры кукол и театры по видам искусств.
Театры по видам искусств (пантомимы, миниатюр, танца, песни, и т.п.) или по целевой группе (молодежный театр, детский театр) создаются в целях обеспечения доступности населения к различным жанрам театрального искусства.
4. В целях выравнивания диспропорций по обеспечению доступности населения к театральному искусству и на основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры в муниципальных образованиях создаются театры.
В городских округах устанавливается норматив количества театров различной направленности, объединяющий несколько жанровых видов (драмы и комедии, музыкально-драматический), при обязательном наличии в репертуаре спектаклей для детей и молодежи.
В городских поселениях органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания театров в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
V. Нормы и нормативы размещения концертных организаций
1. В соответствии с "Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года" *(15) формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение аудитории концертов академической музыки для различных категорий и групп населения должно осуществляться путем создания концертных организаций и концертных коллективов академической направленности.
Нормы и нормативы размещения концертных организаций устанавливаются в соответствии с потребностями населения в области академической музыки.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций:
Таблица 4
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Ставропольский край |
Концертный зал |
Административный центр с населением от 500 тыс. чел. |
2 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня / Либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Филармония |
1 |
|||
Концертный творческий коллектив |
2 |
|||
Концертный зал |
Административный центр с населением до 500 тыс. чел. |
1 |
||
Филармония |
1 |
|||
Концертный творческий коллектив |
2 |
|||
Городской округ |
Концертный зал |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Концертный творческий коллектив |
Независимо от количества населения |
1 |
|
|
Муниципальный район |
Концертный зал |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Городское поселение |
Концертный творческий коллектив |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
2. Концертная организация - это организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ.
К концертным организациям относятся:
- филармонии - основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющей в своем распоряжении один или несколько филармонических концертных залов и (или) творческих коллективов, и организующей гастроли иных творческих коллективов филармонической направленности (оркестры, хоры, ансамбли);
- филармонический концертный зал - специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки, или вид концертной организации, выполняющей функции формирования и удовлетворения общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве;
- самостоятельные концертные коллективы, являющиеся юридическими лицами. К концертным коллективам относятся симфонические оркестры, оркестры народных, духовых инструментов, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и фольклорные ансамбли и т.п.
3. К расчету сетевых единиц принимаются организации всех форм собственности.
В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (филармоний, культурно-досуговых учреждений, специализированных учебных заведений).
4. В целях удовлетворения потребности населения в академической музыке концертные организации осуществляют гастроли.
В соответствии с "Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года", понятие "гастроли" включает в себя показ концертных программ вне места постоянной концертной деятельности исполнителя, в том числе в населенных пунктах собственного региона.
VI. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа
1. В соответствии с полномочиями Ставропольского края по организации и поддержке учреждений культуры и искусства *(16), и на основании полномочий органов местного самоуправления Ставропольского края по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, и по созданию условий для развития народного художественного творчества создаются учреждения клубного типа, которые действуют на основании Примерного положения, утвержденного решением Коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры".
При подсчете нормативной обеспеченности учреждениями клубного типа в качестве 1 сетевой единицы принимается учреждение, расположенное в специализированном помещении и способное оказывать весь перечень услуг, предусмотренный примерным Положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа.
Минимально необходимое количество учреждений клубного типа для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации определяется по следующей формуле:
,
где:
- сеть учреждений клубного типа;
- численность населения;
- норматив численности жителей на 1 учреждение клубного типа.
Соответствие фактического числа учреждений клубного типа нормативу может быть скорректировано на коэффициент 0,5 в случае, если культурно-досуговое учреждение расположено в приспособленном помещении без специализированного зрительного зала, то есть это учреждение следует учитывать, как 0,5 сетевой единицы.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа:
Таблица 5
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Ставропольский край |
Дом (центр народного творчества) |
Административный центр независимо от количества населения |
1 |
|
Дворец культуры |
|
1 |
|
|
Городской округ |
Дом культуры |
население от 500 тыс. чел. |
1 на 200 тыс. чел. |
для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, имеющие транспортную доступность до административного центра 30 мин., 1 час и более, применяется норматив 1 дом культуры на 5 тыс. жителей по совокупности жителей в сельских населенных пунктах |
|
|
население от 100 до 500 тыс. чел. |
1 на 100 тыс. чел. |
|
|
|
население до 100 тыс. |
1 на 20 тыс. чел. |
|
Муниципальный район |
Центр культурного развития |
Независимо от количества населения |
1 |
|
Передвижной многофункциональный |
Транспортная единица |
1 |
|
|
Городское поселение |
Дом культуры |
Население от 25 тыс. до 100 тыс. чел. |
1 на 25 тыс. чел. |
|
|
|
Население менее 25 тыс. чел. |
1 на 10 тыс. чел. |
|
Сельское поселение |
Дом культуры в административном центре |
Независимо от количества жителей |
1 |
Дом культуры сельского поселения, имеющий статус центрального, размещается в административном центре. При вычислении нормы в расчет принимается численность населения сельского поселения без учета административного центра. Филиал сельского дома культуры может обслуживать как один населенный пункт, так и несколько населенных пунктов, население которых по совокупности составляет 1 тыс. человек. Если сельское поселение более 5 тыс. человек, к расчету принимается 1 сетевая единица на 3 тыс. человек |
|
Филиал сельского дома культуры |
На 1 тыс. жителей |
1 |
2. Под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера.
За сетевую единицу принимаются учреждения культуры клубного типа всех форм собственности.
Минимальный перечень подвидов учреждений культуры клубного типа составляют:
- республиканский (областной, окружной) Дом (Центр) народного творчества, который обеспечивает координацию деятельности учреждений культуры клубного типа, действующих на территории субъектов Российской Федерации, по развитию и сохранению народной культуры. Дом (Центр) народного творчества может иметь филиалы в муниципальных образованиях, являющихся центром бытования особых видов народной культуры;
- республиканские (областные, окружные, муниципальные) научно-методические центры, национально-культурные центры, дома дружбы, дома ремесел, дома фольклора, Дома (Центры) культуры.
3. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в Ставропольском крае предусматривают наличие Дома (Центра) народного творчества.
Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских округах и городских поселениях предусматривают наличие 1 Дома культуры на население от 10 до 200 тыс. чел. в зависимости от плотности населения и разнообразия культурно-досуговой инфраструктуры населенного пункта.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, имеющие транспортную доступность до административного центра 30 минут и более, применяется норматив 1 Дом культуры на 5 тыс. жителей по совокупности населения в сельских населенных пунктах.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество учреждений клубного типа определяется по следующей формуле:
,
где:
- сеть учреждений клубного типа;
- численность населения;
- норматив численности жителей на 1 дом культуры для сельского населения, входящего в состав городского округа;
- численность сельского населения;
- норматив численности жителей на 1 дом культуры для городского округа.
При определении нормативной потребности муниципального образования Ставропольского края в учреждениях клубного типа применяя шаговую доступность в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,25 до 2 к нормативной потребности в учреждениях клубного типа в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в сельских поселениях Ставропольского края предусматривают наличие 1 Дома культуры в административном центре сельского поселения и наличие 1 Дома культуры на 1 тыс. чел. независимо от количества населенных пунктов в сельском поселении. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания Домов культуры в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Минимально необходимое количество учреждений клубного типа в сельском поселении определяется по следующей формуле:
,
где:
- сеть учреждений клубного типа;
- численность населения;
- численность населения административного центра сельского поселения;
- норматив численности жителей на 1 филиал дома культуры;
- норматив числа домов культуры для административного центра сельского поселения.
4. При наличии потребности в Домах культуры выше рекомендуемого норматива, количество таких учреждений и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования Ставропольского края за счет собственных средств муниципальных образований Ставропольского края.
5. В целях обеспечения межпоселенческих функций по обеспечению досуга населения и создания условий для развития народного художественного творчества, на уровне муниципального района создается районный Дом культуры, обеспечивающий методическое руководство и творческую координацию развития самодеятельного искусства и народного творчества на территории муниципального района.
6. Центры культурного развития создаются на основании нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации *(17) и, согласно Плану мероприятий "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", являются одним из показателей проведения структурных реформ в сфере культуры (раздел II "дорожной карты") в целях: выравнивания диспропорций по качеству предоставления и разнообразия услуг в сфере культуры для населения в малых городах и сельской местности; обеспечения максимальной вовлеченности населения в культурно-творческую деятельность; создания новых возможностей для творческой самореализации и культурного развития населения; создания условий для межнационального культурного обмена; повышения качества жизни населения. Данный вид учреждения культуры предусмотрен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности *(18), по разделу "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" по коду 90.04.2 "Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания".
Рекомендуется создание центра культурного развития на уровне муниципального района.
Создание Центров культурного развития в городских округах, городских поселениях и сельских поселениях осуществляется при наличии потребности по решению органов местного самоуправления за счет собственных средств.
7. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа в пределах одного муниципального образования могут различаться по мощностным характеристикам.
8. При расчете нормативного значения количества населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления:
если знак , то -й знак сохраняют, а и все последующие обнуляют;
если String(#@8470) знак 5, то -й знак увеличивают на единицу, а String(#@8470) и все последующие обнуляют.
VII. Нормы размещения многофункциональных передвижных культурных центров
Передвижной многофункциональный культурный центр является организацией культуры клубного типа, созданной для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплекс представляет собой передвижную многофункциональную, высокотехнологичную площадку для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности.
Для муниципального района устанавливается норма - 1 транспортная единица для сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (либо жилых районов города) и 1 транспортная единица на муниципальный район для обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры.
На территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях количество специализированных транспортных средств может быть увеличено, в том числе могут быть предусмотрены транспортные средства со специфической функциональной направленностью (библиомобили, киномобили, автоклубы).
VIII. Нормы и нормативы размещения муниципальных парков культуры и отдыха
1. Органы местного самоуправления, в целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения создают парки культуры и отдыха.
2. Парк культуры - это объект ландшафтной архитектуры, структура которого предусматривает рекреационную зону, зону аттракционов и зону сервиса.
За сетевую единицу принимаются парки культуры и отдыха всех форм собственности.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения парков культуры и отдыха:
Таблица 6
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Городской округ |
Парк культуры и отдыха |
на 30 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Городское поселение |
Парк культуры и отдыха |
население более 30 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
3. Мощность парка по площади определяется в зависимости от объемов, предусмотренных для данного объекта в составе зоны рекреационного назначения в документах территориального планирования. Площадь планировочной структуры парка определяется в соответствии с концепцией развития парковой территории, утвержденной органом местного самоуправления.
4. При наличии потребности в парках культуры и отдыха в населенных пунктах с количеством жителей менее 30 тыс. чел. количество парков и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования Ставропольского края за счет собственных средств муниципальных образований Ставропольского края.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
X. Нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов
1. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства, на основании полномочий по созданию условий для организации досуга населения, органы местного самоуправления края организуют (создают условия) для организации кинозалов.
Таблица 7
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Городской округ |
Кинозал |
на 20 тыс. чел. |
1 |
|
Городское поселение |
Кинозал |
независимо от количества жителей |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
Кинозал |
независимо от количества жителей |
1 |
||
Сельское поселение |
Кинозал |
население от 3 тыс. чел. |
1 на 3 тыс. чел. |
Шаговая доступность 15-30 минут / Транспортная доступность 15-30 минут |
2. За сетевую единицу принимаются площадки кинопоказа всех форм собственности, а именно кинотеатры и кинозалы, расположенные в специализированном кинотеатре.
При наличии в кинотеатре нескольких кинозалов, к учету принимается каждый кинозал как сетевая единица. Также к расчету принимаются кинозалы, расположенные в учреждении культуры, либо в коммерческой организации.
3. Нормы и нормативы обеспеченности услугами кинопоказа предусматривают не менее 1 кинозала на 20 тыс. чел. в городском округе.
В городском поселении рекомендуется 1 кинозал независимо от количества населения.
4. Для населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные кинозалы, органы местного самоуправления организуют кинопоказ на базе передвижных многофункциональных культурных центров.
------------------------------------------
*(1) Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
*(2) Ст. 29.1; 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
*(3) Ст. 35 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
*(4) Ст. 14, 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".
*(5) Ст. 12 Федерального закона от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
*(6) Ст. 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".
*(7) п. 16 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отсутствует пункт 16
*(8) Ст. 23 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
*(9) П.2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
*(10) Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики"
*(11) Российская музейная энциклопедия, http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp.
*(12) Ст. 29 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
*(13) П. 1.1 ст. 14.1; п. 1.1 ст. 15.1; п. 1.1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
*(14) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р "О Концепции театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года".
*(15) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 2395-р "О Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации"
*(16) П. 18 ст. 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В ст. 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отсутствует пункт 18
*(17) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 2716-р "Об утверждении Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации".
*(18) "Общественный классификатор видов экономической деятельности" ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Первый заместитель министра культуры Ставропольского края |
Г.Н. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.