1. В соответствии с Законом Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - основные направления долговой политики).
См. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 29 августа 2018 г. N 353-рп "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов"
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой долговой политики на территории Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов учитывать основные направления долговой политики.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.А.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Ставропольского края
от 29 августа 2018 г. N 354-рп
Основные направления
долговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - долговая политика) разработаны в соответствии с Рекомендациями по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 15 февраля 2016 г. (далее - Рекомендации Минфина России по долговой политике), основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 06 февраля 2017 г., и государственной программой Ставропольского края "Управление финансами", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. N 550-п.
Долговая политика направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) путем поддержания объема государственного долга Ставропольского края (далее - государственный долг) на оптимальном уровне и минимизации стоимости обслуживания государственного долга.
II. Реализация долговой политики по итогам 2015 - 2017 годов и анализ текущего состояния государственного долга
В результате принятия и исполнения краевого бюджета в период с 2013 по 2016 годы с максимально возможным дефицитом государственный долг по итогам 2015 года составил 34 631,1 млн. рублей или 74,3 процента к объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета. В 2016 году государственный долг достиг пика своего роста в абсолютном выражении и составил 38 951,5 млн. рублей или 71,8 процента к объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.
Проведенные в 2017 году мероприятия по увеличению роста доходов и оптимизации расходов краевого бюджета позволили снизить государственный долг по состоянию на 01 января 2018 года до 36 856,0 млн. рублей или до 61,0 процента к объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета, что на 10,8 процента ниже данного соотношения по итогам 2016 года.
В 2018 году также планируется снизить государственный долг до 33 626,2 млн. рублей или до 55,3 процента к объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.
Динамика показателей государственного долга по итогам 2015 - 2017 годов приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей государственного долга по итогам 2015 - 2017 годов
N |
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
Сумма (млн. рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
Сумма (млн. рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
Сумма (млн. рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
||
1. |
Кредиты кредитных организаций |
19694,0 |
56,9 |
15200,0 |
39,0 |
13200,0 |
35,8 |
2. |
Государственные облигации Ставропольского края |
4750,0 |
13,7 |
8800,0 |
22,6 |
6800,0 |
18,5 |
3. |
Кредиты из федерального бюджета |
9687,3 |
28,0 |
14451,7 |
37,1 |
16687,3 |
45,3 |
4. |
Государственные гарантии Ставропольского края |
499,8 |
1,4 |
499,8 |
1,3 |
168,7 |
0,4 |
Государственные гарантии Ставропольского края в 2015 - 2017 годах не предоставлялись, в 2018 году их удельный вес в общей сумме государственного долга составляет менее 1,0 процента.
Рекомендациями Минфина России по долговой политике установлены показатели отнесения субъектов Российской Федерации к группам долговой устойчивости. Показатели долговой устойчивости Ставропольского края по итогам 2015 - 2018 годов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели
долговой устойчивости Ставропольского края по итогам 2015 - 2018 годов
(процентов) | |||||
N |
Наименование показателя |
Исполнение краевого бюджета |
Утверждено Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1. |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений |
74,3 |
71,8 |
61,0 |
55,3 |
2. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов краевого бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета |
1,9 |
2,0 |
1,3 |
1,0 |
3. |
Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга |
14,4 |
- |
- |
- |
4. |
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из федерального бюджета |
16,7 |
16,9 |
7,7 |
4,6 |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений по итогам 2017 года составило 61,0 процента, в 2018 году - запланировано на уровне 55,3 процента, что соответствует средней группе долговой устойчивости.
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов краевого бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, по итогам 2017 года составила 1,3 процента, в 2018 году - запланирована на уровне 1,0 процента, что соответствует высокой группе долговой устойчивости.
Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга составила 0,0 процента (с 2016 года краткосрочные обязательства в составе государственного долга отсутствуют), что соответствует высокой группе долговой устойчивости.
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из федерального бюджета по итогам 2017 года составило 7,7 процента, в 2018 году - запланировано на уровне 4,6 процента, что соответствует высокой группе долговой устойчивости.
В соответствии с Рекомендациями Минфина России по долговой политике Ставропольский край по итогам 2017 года соответствует группе со средней долговой устойчивостью. В 2018 году планируется сохранить уровень долговой устойчивости Ставропольского края в той же группе.
Особое внимание в период 2015 - 2017 годов уделено оптимизации расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга. Для этого проводились следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете краевого бюджета под 0,1 процента годовых и временно свободные средства государственных бюджетных учреждений Ставропольского края и государственных автономных учреждений Ставропольского края;
привлечены и в дальнейшем реструктуризированы сроком на 7 лет бюджетные кредиты из федерального бюджета на общую сумму 15 729,1 млн. рублей под 0,1 процента годовых;
проведено 4 аукциона на привлечение кредитов кредитных организаций, в результате за 2015 - 2017 годы процентные ставки снижены с 14,0 процента до 8,8 процента годовых, в 2018 году - до 7,8 процента годовых.
Проведенные в 2015 - 2017 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов денежные средства в сумме 1 524,4 млн. рублей.
Долговая устойчивость Ставропольского края обеспечивается также долговой устойчивостью муниципальных образований Ставропольского края (далее - муниципальные образования края). При этом анализ отчетов исполнения бюджетов муниципальных образований края, имеющих в составе долговых обязательств кредиты кредитных организаций, показал, что муниципальный долг муниципальных образований края с 2015 по 2017 год вырос с 1 670,0 млн. рублей до 2 852,7 млн. рублей или увеличился на 70,8 процента по отношению к 2015 году. Расходы муниципальных образований края на обслуживание муниципального долга за этот же период возросли более чем в два раза.
По итогам 2017 года в структуре муниципального долга кредиты кредитных организаций занимают более 95,0 процента от общего объема долговых обязательств муниципальных образований края. Дальнейшее формирование бюджетов муниципальных образований края с дефицитом создает предпосылки неисполнения муниципальными образованиями края своих обязательств как перед кредиторами, так и перед получателями бюджетных средств.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики края, являются:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами краевого бюджета;
рост расходных обязательств Ставропольского края вследствие принятия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
необходимость ежегодной индексации расходов краевого бюджета на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг;
выполнение условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении краевому бюджету из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита краевого бюджета, утвержденных Законом Ставропольского края "Об утверждении заключения дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Ставропольского края из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Ставропольского края" (далее - дополнительные соглашения) и реструктуризированных на 7 лет в части снижения объема государственного долга.
IV. Цели и задачи долговой политики
Цели долговой политики:
сохранение объема государственного долга на уровне, обеспечивающем отнесение Ставропольского края к группе заемщиков со средней долговой устойчивостью (далее - оптимальный уровень);
сокращение расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга.
Задачи долговой политики:
обеспечение размера дефицита краевого бюджета в 2019 - 2021 годах на уровне не более 10,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за 2019 - 2021 годы соответственно (значение может быть превышено на сумму изменения остатков средств краевого бюджета, которые в рамках разработки проекта изменений в закон Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации);
обеспечение доли объема государственного долга в объеме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 - 2021 годы на уровне не более 61,0 процента по состоянию на 01 января 2020 года, на уровне не более 58,0 процента по состоянию на 01 января 2021 года, на уровне не более 52,0 процента по состоянию на 01 января 2022 года;
обеспечение доли объема долговых обязательств Ставропольского края по государственным ценным бумагам Ставропольского края и кредитам, полученным Ставропольским краем от кредитных организаций в 2019 - 2021 годах, на уровне не более 37,0 процента в объеме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 - 2021 годы соответственно;
разработка и реализация мер стимулирования и поддержки органов местного самоуправления муниципальных образований края, направленных на замещение кредитов, полученных муниципальными образованиями края в кредитных организациях, бюджетными кредитами из краевого бюджета сроком до 3 лет с целью сокращения объемов муниципального долга муниципальных образований края.
V. Инструменты долговой политики
Инструментами долговой политики являются:
кредиты кредитных организаций;
бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
государственные облигации Ставропольского края.
VI. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств Ставропольского края;
риск роста процентных ставок;
риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств Ставропольского края обусловлен невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований обусловлен возникновением непредвиденных расходов краевого бюджета, связанных с ростом расходов на обслуживание государственного долга, и невозможностью обеспечения выполнения условий дополнительных соглашений в части осуществления заимствований исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процента годовых.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований обусловлен неполучением денежных средств на финансирование дефицита краевого бюджета и погашение долговых обязательств Ставропольского края, связанным с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
VII. Мероприятия реализации долговой политики
Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляются путем выполнения комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям долговой политики:
1. Сохранение объема государственного долга на оптимальном уровне, в том числе за счет:
проведения мероприятий, направленных на рост доходной части и оптимизацию расходной части краевого бюджета и приводящих к сокращению дефицита краевого бюджета и темпов прироста государственного долга;
осуществления мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств краевого бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и объема заимствований при исполнении краевого бюджета;
направления остатков средств на едином счете краевого бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении краевого бюджета на сокращение дефицита краевого бюджета в целях снижения объема государственного долга.
2. Минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в том числе за счет:
привлечения из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств краевого бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
привлечения временно свободных средств государственных бюджетных учреждений Ставропольского края и государственных автономных учреждений Ставропольского края в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
рефинансирования долговых обязательств Ставропольского края в целях снижения процентных ставок за пользование заемными средствами;
взаимодействия с кредитными рейтинговыми агентствами по установлению (поддержанию) кредитных рейтингов Ставропольского края.
3. Равномерное распределение в течение 2019 - 2021 годов платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, в том числе за счет:
комбинирования инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств Ставропольского края;
проведения анализа сроков погашения действующих долговых обязательств Ставропольского края и выявления пиков платежей;
планирования графиков погашения долговых обязательств Ставропольского края.
4. Сокращение доли кредитов кредитных организаций в объеме долговых обязательств муниципальных образований края, в том числе за счет:
предоставления бюджетам муниципальных образований края бюджетных кредитов из краевого бюджета на частичное замещение кредитов, полученных муниципальными образованиями края в кредитных организациях;
формирования муниципальными образованиями края бездефицитных бюджетов муниципальных образований края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 29 августа 2018 г. N 354-рп "Об утверждении основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 29 августа 2018 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 6 сентября 2018 г.