1. В соответствии с Законом Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
См. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 29 августа 2018 г. N 354-рп "Об утверждении основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов"
2. Министерству финансов Ставропольского края формирование бюджета Ставропольского края и построение межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов осуществлять в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой бюджетной политики Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов учитывать основные направления бюджетной и налоговой политики.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.А.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Ставропольского края
от 29 августа 2018 г. N 353-рп
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
I. Основные положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов подготовлены в соответствии со стратегическими целями, сформулированными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01 марта 2018 года, Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204), Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, Программе повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 433-рп, и определяют основные подходы к формированию консолидированного бюджета Ставропольского края (далее - консолидированный бюджет края) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
II. Основные направления налоговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Ежегодный рост в Ставропольском крае производства промышленной продукции, потребительских товаров и продукции сельскохозяйственного производства позволяет увеличивать налоговый потенциал Ставропольского края. За 2016 - 2017 годы по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета края отмечается ежегодная положительная динамика поступлений. Так, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края в 2016 году составил 72 224,1 млн. рублей, в 2017 году - 79 359,9 млн. рублей, за первое полугодие 2018 года - 38 392,5 млн. рублей.
По итогам 2016 года темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края превысил среднероссийские показатели на 3,4 процентного пункта, по итогам 2017 года - на 1,6 процентного пункта.
Увеличению поступлений в консолидированный бюджет края по налоговым и неналоговым доходам способствовала реализация Плана мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края на период 2013 - 2016 годов, утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2013 г. N 397-рп, и Плана мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края в 2017 - 2019 годах, утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 27 июня 2016 г. N 200-рп.
С 01 января 2016 года на территории Ставропольского края налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В 2017 году проведена работа по актуализации перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2015 г. N 1540 (далее - Перечень объектов недвижимого имущества). Если в 2016 году количество торговых объектов, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости (далее - торговые объекты), включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, составляло 891 торговый объект, в 2017 году - 1 765 торговых объектов, то в 2018 году - 5 365 торговых объектов.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю сумма налога на имущество организаций по торговым объектам за 2017 год составила 199,1 млн. рублей, из которых 72,9 млн. рублей было уплачено 197 организациями, применяющими специальные налоговые режимы.
В рамках дальнейшего перехода на исчисление налоговой базы по налогу на имущество организаций в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости в 2018 году на территории Ставропольского края установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Планируемая сумма дополнительных поступлений в 2018 году по налогу на имущество организаций в бюджет Ставропольского края (далее - краевой бюджет) составит 52,5 млн. рублей.
Налогоплательщиками Ставропольского края широко применяется патентная система налогообложения. В 2016 году в Ставропольском крае было выдано 3 093 патента на право применения патентной системы налогообложения на территории Ставропольского края (далее - патент), в 2017 году - 7 996 патентов, за первое полугодие 2018 года - 4 430 патентов.
Одной из мер государственной поддержки субъектов малого бизнеса в Ставропольском крае является установление двухлетних "налоговых каникул" для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, в сфере бытовых услуг, на территории Ставропольского края. В 2017 году "налоговыми каникулами" воспользовались 141 индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, и 84 индивидуальных предпринимателя, применяющих патентную систему налогообложения. При этом количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилось на 674, а за первое полугодие 2018 года - на 287.
В целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма с 01 мая 2018 года на территории Ставропольского края введена плата за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор). Средства от уплаты курортного сбора направляются на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры Ставропольского края.
В соответствии с законодательством Ставропольского края для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, установлено 25 налоговых преференций, для физических лиц - 11 преференций.
Сумма выпадающих доходов краевого бюджета в связи предоставлением льгот, установленных в соответствии с законодательством Ставропольского края, по итогам 2017 года составила 2 280,6 млн. рублей, в том числе:
по налогу на прибыль организаций - 440,2 млн. рублей;
по налогу на имущество организаций - 1 108,3 млн. рублей;
по транспортному налогу - 223,4 млн. рублей;
по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (включая установление "налоговых каникул" для индивидуальных предпринимателей) - 508,7 млн. рублей.
В 2017 году объем выпадающих доходов краевого бюджета в связи с предоставлением льгот, установленных в соответствии с законодательством Ставропольского края, по сравнению с 2016 годом увеличился на 722,9 млн. рублей или на 46,4 процента.
По результатам оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных в 2017 году в соответствии с законодательством Ставропольского края, выявлена одна неэффективная льгота по налогу на имущество организаций в отношении имущества региональных автомобильных дорог, отмена которой с 01 января 2019 года позволит привлечь в краевой бюджет 335,0 млн. рублей.
Кроме этого Законом Ставропольского края от 20 июля 2018 г. N 60-кз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края, признании утратившими силу Закона Ставропольского края "О зонах муниципального развития в Ставропольском крае" и отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" предусматривается отмена с 01 января 2019 года налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций для резидентов зон муниципального развития Ставропольского края. Причиной отмены указанных налоговых льгот является их невостребованность с 2015 года.
Существенным резервом пополнения доходной части консолидированного бюджета края является проведение мероприятий по снижению недоимки. В течение 2017 года недоимка по платежам, зачисляемым в консолидированный бюджет края, увеличилась на 104,4 млн. рублей или на 2,9 процента и по состоянию на 01 января 2018 года составила 3 708,8 млн. рублей.
Целями налоговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - налоговая политика) являются:
сохранение сбалансированности консолидированного бюджета края посредством получения необходимого объема бюджетных доходов;
поддержка инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края.
Достижение целей налоговой политики должно повысить стабильность ведения экономической деятельности на территории Ставропольского края, в связи с чем задачами налоговой политики являются:
реализация новых принципов налогообложения по имущественным налогам исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости;
оценка эффективности налоговых льгот;
совершенствование налогового администрирования;
повышение эффективности управления государственными и муниципальными активами.
Основными направлениями налоговой политики являются:
1. Реализация новых принципов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В 2018 году создано государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество", которое осуществляет сбор, обработку, систематизацию и накопление информации, необходимой для последующего проведения на территории Ставропольского края государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, что позволит выявить и вовлечь в хозяйственный оборот неучтенные земельные участки и объекты недвижимости, а также осуществить достоверное планирование налогового потенциала от использования земельных ресурсов и объектов недвижимости Ставропольского края.
В целях актуализации баз данных по объектам недвижимого имущества необходимо осуществить комплекс мероприятий по уточнению и передаче недостающих характеристик технико-экономических показателей по ним, а также по выявлению новых объектов недвижимого имущества.
2. Оценка эффективности налоговых льгот.
В настоящее время на федеральном уровне планируется принятие проекта методических рекомендаций по проведению оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в которых представлены общие требования к порядку ее проведения, а также особенности учета указанной оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) в межбюджетных расчетах с Министерством финансов Российской Федерации. После принятия указанных методических рекомендаций Правительством Ставропольского края будут утверждены новые подходы к проведению оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов), установленных в соответствии с законодательством Ставропольского края, с учетом которых будет осуществляться проведение оценки эффективности налоговых льгот.
3. Повышение эффективности управления государственными и муниципальными активами.
В данном направлении налоговой политики следует провести работу по инвентаризации объектов, находящихся в государственной собственности Ставропольского края и муниципальной собственности муниципальных образований Ставропольского края (далее - муниципальные образования края), с целью постановки не зарегистрированных в установленном порядке объектов недвижимости на учет в регистрирующих органах.
4. Совершенствование налогового администрирования.
Повышению качества налогового администрирования будет способствовать принятие налоговыми органами Ставропольского края мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по снижению недоимки по платежам в краевой бюджет.
В этой связи актуальным является безусловное выполнение главными администраторами доходов краевого бюджета бюджетных полномочий в части обеспечения ими точности планирования и контроля за поступлением в краевой бюджет администрируемых налогов и сборов.
В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края следует продолжить работу по:
координации действий органов исполнительной власти Ставропольского края с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований края (далее - органы местного самоуправления края), направленных на увеличение собираемости налогов и сборов, поступающих в консолидированный бюджет края;
осуществлению контроля за постановкой на налоговый учет всех организаций - хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края;
установлению законодательством Ставропольского края экономически обоснованных налоговых ставок по транспортному налогу по категориям "автобусы" и "грузовые автомобили";
проведению заседаний краевой межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет Ставропольского края налоговых и неналоговых доходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2010 г. N 453-п, и межведомственных комиссий по совершенствованию методов контроля за легализацией "теневой" заработной платы, образованных в муниципальных образованиях края.
Органам местного самоуправления края необходимо проводить работу по информированию через средства массовой информации о взимании курортного сбора на территории городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
При определении общих параметров объема доходов консолидированного бюджета края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов должны быть учтены следующие концептуальные изменения:
сохранение на 2019 - 2020 годы ставок акцизов по подакцизным товарам на уровне, установленном действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (индексация ставок акцизов по подакцизным товарам планируется в 2021 году в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции);
поэтапное повышение налоговых ставок по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с установлением ставки по налогу на имущество организаций с 2019 года в размере 2,2 процента;
установление на 2019 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Ставропольского края, используемого для расчета размера фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента;
предоставление "налоговых каникул" для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения;
исключение с 2019 года из налогооблагаемой базы при исчислении налога на имущество организаций движимого имущества, учитываемого на балансе организации в качестве основных средств;
отмена с 2021 года единого налога на вмененный доход.
Реализация основных направлений налоговой политики будет способствовать росту налогового потенциала Ставропольского края.
III. Основные направления бюджетной политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Бюджетная политика Ставропольского края в 2016 - 2017 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета края.
По итогам 2017 года консолидированный бюджет края по расходам исполнен в сумме 113 502,6 млн. рублей, что на 9 738,9 млн. рублей или на 9,3 процента выше уровня 2016 года. Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета края занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 68,0 процента в общих расходах консолидированного бюджета края.
Рост доли программных расходов краевого бюджета, ориентированных на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития Ставропольского края, в общем объеме расходов краевого бюджета в 2018 году составляет 83,7 процента (по итогам 2017 года - 82,1 процента).
Правительством Ставропольского края обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств Ставропольского края, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации).
Для обеспечения в 2017 году роста средней заработной платы свыше 56 тыс. человек в соответствии с целевыми показателями заработной платы работникам бюджетной сферы, установленными региональными "дорожными картами", направлено 1 142,9 млн. рублей. В 2018 году на эти цели дополнительно предусмотрено 2 107,8 млн. рублей.
На выплату заработной платы работникам государственных учреждений Ставропольского края и муниципальных учреждений муниципальных образований края (далее - государственные и муниципальные учреждения края) исходя из минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", в 2018 году дополнительно выделено 1 875,6 млн. рублей (с учетом минимального размера оплаты труда с 01 января 2018 года - 9 489,0 рубля, с 01 мая 2018 года - 11 163,0 рубля).
В 2017 - 2018 годах с привлечением средств федерального бюджета осуществлялись следующие мероприятия:
строительство 8 объектов дошкольных образовательных организаций Ставропольского края;
строительство и реконструкция 10 объектов общеобразовательных организаций Ставропольского края (в целях ликвидации второй смены);
строительство фельдшерско-акушерских пунктов, приобретение передвижных медицинских комплексов, разработка проектно-сметной документации по строительству зданий медицинских организаций;
подготовка к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Обеспечено выполнение условий Соглашения от 22 февраля 2017 г. N 01-01-06/06-71 между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Ставропольского края о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Ставропольского края.
В целях обеспечения открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении краевого бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Ставропольского края функционирует портал "Открытый бюджет Ставропольского края", своевременно размещается информация на официальном сайте министерства финансов Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Уровень открытости бюджетных данных Ставропольского края возрос с 76,1 процента по итогам 2016 года до 82,9 процента по итогам 2017 года. Проводятся публичные слушания по проекту закона Ставропольского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период и годовому отчету об исполнении краевого бюджета. Ставропольский край по итогам 2017 года впервые вошел в группу субъектов Российской Федерации с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.
В 2017 году продолжилось развитие инициативного бюджетирования в Ставропольском крае. География муниципальных образований края - участников конкурсного отбора проектов развития территорий муниципальных образований края, основанных на местных инициативах (далее - проекты), расширена на территорию всего Ставропольского края. Для развития компетенций участников инициативного бюджетирования создан "проектный офис инициативного бюджетирования" - отдел инициативного бюджетирования в государственном казенном учреждении дополнительного профессионального образования "Учебный центр министерства финансов Ставропольского края" (далее - "проектный офис инициативного бюджетирования"). Объем бюджетных ассигнований краевого бюджета для предоставления субсидий на реализацию проектов увеличен с 200,0 млн. рублей в 2017 году до 300,0 млн. рублей в 2018 году. Количество проектов - победителей конкурсного отбора проектов в 2017 году составило 125, в 2018 году - 174. В 2018 году впервые в конкурсном отборе принимали участие проекты административных центров городских округов Ставропольского края.
Целью бюджетной политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - бюджетная политика) является создание условий для повышения качества жизни и благосостояния граждан, обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости консолидированного бюджета края.
Основой для определения задач бюджетной политики и межбюджетных отношений на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов являются Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 и проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.
Указанные документы направлены на преодоление инфраструктурных ограничений социально-экономического развития Ставропольского края (в том числе транспортной доступности) и концентрацию ресурсов на обеспечение деятельности отраслей социальной сферы, наиболее зависящих от изменения демографической ситуации в Ставропольском крае (здравоохранение, общее образование).
Проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года определяет экономическую специализацию регионов, их роль в развитии отдельных отраслей экономики страны. В связи с чем меры государственной поддержки будут сконцентрированы именно на приоритетных отраслях экономики Ставропольского края (сельское хозяйство, переработка сельскохозяйственной продукции, химическое производство и ряд других).
Основными задачами бюджетной политики являются:
построение гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с формированием государственных программ Ставропольского края на проектных принципах управления и обеспечивающей реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204;
повышение эффективности расходования бюджетных средств;
обеспечение открытости бюджетного процесса и развитие принципов инициативного бюджетирования.
Основными направлениями бюджетной политики являются:
1. Построение гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с формированием государственных программ Ставропольского края на проектных принципах управления и обеспечивающей реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
Отличительной особенностью основных направлений бюджетной политики является реализация стратегических задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, таких как новое качество жизни, благополучие, безопасность, здоровье человека.
Важнейшими задачами в сфере здравоохранения остаются профилактика заболеваний, борьба с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для их достижения в Ставропольском крае планируется строительство:
лечебно-диагностического корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер";
лечебно-диагностического корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевой клинический кардиологический диспансер";
корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница";
хирургического корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Ставропольская краевая клиническая больница".
Для обеспечения оптимальной доступности оказания медицинских услуг для населения Ставропольского края необходимо:
в сельских населенных пунктах создать фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории или укрепить материально-техническую базу действующих фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий;
организовать мобильные медицинские комплексы, автомобили с повышенной проходимостью, со всем необходимым диагностическим оборудованием;
ликвидировать кадровый дефицит в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Одними из главных направлений по национальному проекту "Демография" являются: создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям и создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования (далее - ясли). За 2018 - 2019 годы должно быть создано около 900 мест в яслях.
Будет продолжена программа повышения комфортности городской среды, созданы механизмы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающие соблюдение их жилищных прав, расширена возможность улучшения жилищных условий молодых семей.
В сфере дорожного хозяйства планируется увеличить долю автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в их общей протяженности не менее чем до 50,0 процента, довести в городской агломерации долю автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии, в их общей протяженности до 85,0 процента.
Главным инструментом в достижении целевых показателей будут скорректированные государственные программы Ставропольского края с учетом интеграции в них национальных и региональных проектов.
На реализацию национальных проектов в приоритетном порядке будут направлены как дополнительная помощь из федерального бюджета, так и средства краевого бюджета, в том числе за счет перераспределения между направлениями расходов краевого бюджета.
2. Повышение эффективности расходования бюджетных средств будет достигаться посредством:
оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений края с сохранением качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
привлечения к оказанию услуг в социальной сфере, предоставляемых населению Ставропольского края, организаций негосударственного сектора экономики;
строгого соблюдения бюджетно-финансовой дисциплины всеми главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета;
недопущения установления расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
предоставления гражданам мер социальной поддержки, социальных выплат, установленных законодательством Ставропольского края, оказание социальной помощи населению Ставропольского края исходя из принципов адресности, нуждаемости и справедливости;
продолжения централизации бюджетного (бухгалтерского) учета в государственных и муниципальных учреждениях края (в централизованных бухгалтериях краевого и муниципального уровней обслуживается 2 004 государственных и муниципальных учреждения края, что составляет 56,6 процента от общего количества государственных и муниципальных учреждений края);
внедрения бюджетного мониторинга на всех этапах бюджетного процесса;
недопущения роста дебиторской и кредиторской задолженности, а также образования просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета края (за 2017 год просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета края увеличилась с 55,5 млн. рублей до 350,3 млн. рублей, что составляет 0,2 процента к объему расходов консолидированного бюджета края);
обеспечения ритмичности исполнения краевого бюджета, своевременная подготовка и заключение государственных контрактов;
внедрения рискориентированного метода планирования контрольной деятельности исходя из приоритетности предметов и объектов контроля, направлений использования средств краевого бюджета, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений.
3. Обеспечение открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами, расширение практики общественного участия при обсуждении и принятии бюджетных решений, развитие принципов инициативного бюджетирования.
Важнейшим условием обеспечения эффективности государственных финансов является построение целостной системы открытости деятельности органов государственной власти Ставропольского края.
Публичности процесса управления общественными финансами будет способствовать дальнейшее совершенствование механизмов предоставления информации о бюджетном процессе и бюджетном устройстве для граждан с учетом современных требований к визуализации информации и интерактивности.
В целях дальнейшего совершенствования практики инициативного бюджетирования в Ставропольском крае в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов планируется предоставить возможность выдвижения и голосования за проекты на портале инициативного бюджетирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Будет продолжено развитие компетенций участников инициативного бюджетирования (глав и работников администраций муниципальных образований края, инициативных групп граждан, участников некоммерческих организаций) путем проведения образовательных мероприятий на территории Ставропольского края "проектным офисом инициативного бюджетирования".
При определении общих параметров расходов консолидированного бюджета края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов учитываются следующие подходы:
повышение оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений края в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания в соответствии с указами Президента Российской Федерации будет осуществляться с учетом:
достигнутого значения среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в 2017 году, запланированного на 2018 год и прогнозного значения в 2019 - 2021 годах;
среднесписочной численности отдельных категорий работников организаций социальной сферы государственной формы собственности по итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников за 2017 год и первое полугодие 2018 года;
проведения мероприятий, направленных на повышение производительности труда в бюджетном секторе;
обеспечение выплаты работникам государственных и муниципальных учреждений края заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда";
повышение оплаты труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений края, на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации, а также работников органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления края с учетом решений, принятых федеральными органами государственной власти;
исполнение в 2019 - 2021 годах публичных нормативных обязательств и иных социальных выплат населению Ставропольского края исходя из численности потребителей и нормативов затрат, устанавливаемых с 01 июля 2019 года с учетом итогов инвентаризации мер социальной поддержки, пособий, компенсаций и других социальных выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан, установленным нормативными правовыми актами Ставропольского края, и переходом на их предоставление с учетом введения принципа нуждаемости, адресности и справедливости;
индексация расходов на оплату коммунальных услуг с учетом прогнозируемого роста тарифов;
продолжение реализации мероприятий по улучшению материально-технического состояния учреждений социальной сферы Ставропольского края путем выделения из краевого бюджета средств на выполнение ремонтных работ объектов социально-культурного назначения;
сохранение в составе инвестиционных расходов приоритета финансового обеспечения объектов капитального строительства, планируемых к завершению, строящихся с привлечением средств федерального бюджета;
формирование объема бюджетных ассигнований дорожного фонда Ставропольского края с учетом положений статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исходя из прогнозируемого объема доходов краевого бюджета, включая доходы за счет увеличения норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее - акцизы на нефтепродукты), а также в виде денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, с учетом необходимости решения задач по созданию в субъектах Российской Федерации безопасных и качественных автомобильных дорог в соответствии с целями и целевыми показателями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
В области совершенствования межбюджетных отношений в 2017 году реализованы следующие меры:
проведено преобразование муниципальных образований края путем объединения во вновь образованные городские округа Ставропольского края и присоединения муниципальных образований края к существующему городскому округу Ставропольского края, в результате чего количество муниципальных образований края уменьшилось на 114 единиц и штатная численность работников органов местного самоуправления края за 2018 - 2020 годы расчетно сократится на 727 единиц;
внесены изменения в Закон Ставропольского края "О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае", предусматривающие применение корректирующих коэффициентов при расчете налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, что способствует повышению заинтересованности муниципальных образований края в увеличении налогового потенциала территорий;
применена практика заключения соглашений с муниципальными образованиями края по достижению определенных показателей социально-экономического развития муниципальных образований края.
В 2017 - 2018 годах в целях повышения эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов проведены следующие мероприятия:
реализована практика предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края (далее - местные бюджеты) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты;
установлены общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам;
утверждены единые условия и подходы к расчетам размера мер финансовой ответственности муниципальных образований края в случае невыполнения ими условий предоставления субсидий, включая увеличение срока исполнения ими бюджетной меры принуждения (в 2018 году применены меры финансовой ответственности муниципальных образований края, не обеспечивших выполнение условий предоставления субсидий по итогам 2017 года, в отношении 25 муниципальных образований края на общую сумму 16,1 млн. рублей);
утверждена типовая форма соглашения между органом исполнительной власти Ставропольского края, являющимся главным распорядителем средств субсидии, предоставляемой из бюджета Ставропольского края, и органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету муниципального образования Ставропольского края, ведется реестр указанных соглашений;
проведена оценка качества управления бюджетным процессом и стратегического планирования и выделены средства краевого бюджета на поощрение муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, обеспечивших достижение наилучших значений и динамики установленных показателей.
Формирование межбюджетных отношений на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов осуществляется с учетом необходимости:
содействия обеспечению сбалансированности местных бюджетов;
реализации механизмов стимулирования муниципальных образований края к наращиванию экономического и налогового потенциала;
создания условий для повышения эффективности использования муниципальными образованиями края целевых межбюджетных трансфертов.
Планируется установить в 2019 году дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты исходя из зачисления в местные бюджеты 20 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета края от указанного налога. Результатом данного решения станет увеличение в 2 раза поступлений от акцизов на нефтепродукты в муниципальные дорожные фонды, что позволит выполнить дополнительные работы по содержанию и приведению в нормативное состояние автомобильных дорог местного значения.
Повышение эффективности использования муниципальными образованиями края целевых межбюджетных трансфертов из краевого бюджета планируется обеспечивать за счет осуществления мероприятий по следующим направлениям:
сокращение количества целевых межбюджетных трансфертов путем их объединения (укрупнения) с целью повышения самостоятельности органов местного самоуправления края в принятии решений о направлениях их использования (количество субсидий, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета, в 2018 году увеличилось в сравнении с 2016 годом с 16 до 33, расходы на их предоставление возросли более чем в 2,3 раза и составляют 14 083,9 млн. рублей);
увеличение количества и объема целевых межбюджетных трансфертов, распределяемых законом Ставропольского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, что обеспечивает предсказуемость и прозрачность их предоставления, а также выполнение муниципальными образованиями края обязательств по достижению целей предоставления таких межбюджетных трансфертов (по состоянию на 01 апреля 2018 года объем не распределенных субсидий составил 6 971,7 млн. рублей или 80,0 процента от общего объема предоставляемых субсидий);
расширение практики применения механизма перечисления межбюджетных трансфертов местным бюджетам под фактическую потребность;
повышение финансовой дисциплины муниципальных образований края посредством применения мер финансовой ответственности муниципальных образований края за несоблюдение условий предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 29 августа 2018 г. N 353-рп "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 29 августа 2018 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 6 сентября 2018 г.