Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
администрации города Ставрополя
от 25.12.2018 N 2638
Программа
оздоровления муниципальных финансов города Ставрополя на 2018 - 2021 годы
Программа оздоровления муниципальных финансов города Ставрополя на 2018 - 2021 годы (далее - Программа) разработана в целях формирования и проведения бюджетной политики города Ставрополя, ориентированной на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами города Ставрополя.
Программа определяет основные направления деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя в сфере мобилизации доходов бюджета города Ставрополя (далее - бюджет города), оптимизации и переориентации расходов бюджета города в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития города Ставрополя, эффективного управления муниципальным долгом города Ставрополя.
Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
Комплексная работа по мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета города в городе Ставрополе проводится на постоянной основе.
В 2011 - 2013 годах была реализована Программа повышения эффективности бюджетных расходов в городе Ставрополе на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением администрации города Ставрополя от 01.03.2011 N 533.
В 2014 - 2017 годах и первом полугодии 2018 года мероприятия, направленные на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов бюджета города Ставрополя, совершенствование долговой политики города Ставрополя, проводились в рамках планов мероприятий, утвержденных постановлениями администрации города Ставрополя от 17.03.2014 N 894 и от 13.09.2016 N 2121.
Со второго полугодия 2018 года реализуется План мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов бюджета города Ставрополя, совершенствование долговой политики города Ставрополя на период 2018 - 2020 годов, утвержденный постановлением администрации города Ставрополя от 31.07.2018 N 1501.
Кроме того, в рамках выполнения основных мероприятий муниципальной программы "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом города Ставрополя", утвержденной на 2017 - 2022 годы постановлением администрации города Ставрополя от 22.11.2016 N 2655, реализуются задачи по:
обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города за счет координации стратегического и бюджетного планирования;
совершенствованию налоговой политики в части полномочий органов местного самоуправления и увеличению доходной базы бюджета города;
совершенствованию бюджетной политики и повышению эффективности использования бюджетных средств;
достижению приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры муниципального долга города Ставрополя, расходов на его обслуживание;
совершенствованию муниципального финансового контроля;
обеспечению прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан.
Ежегодно на очередной финансовый год и плановый период разрабатываются основные направления бюджетной и налоговой политики города Ставрополя, главным ориентиром которой является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Ставрополя в среднесрочной перспективе с учетом текущей экономической ситуации.
Мероприятия, направленные на обеспечение роста налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города и повышение уровня их собираемости, являются приоритетными.
В целях сокращения недоимки по налогам и задолженности по неналоговым платежам в бюджет города ежеквартально проводятся заседания консультативного совета по налоговой и бюджетной политике при администрации города Ставрополя, созданного постановлением администрации города Ставрополя от 21.07.2011 N 1986 (далее - консультативный совет). По результатам заседаний консультативного совета определяются основные мероприятия, направленные на мобилизацию дополнительных доходов и снижение задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города.
В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц проводятся заседания городской межведомственной комиссии по контролю за деятельностью предприятий и организаций в сфере оплаты труда, легализации заработной платы в городе Ставрополе, созданной постановлением администрации города Ставрополя от 08.07.2011 N 1860 (далее - межведомственная комиссия). На заседания межведомственной комиссии приглашаются организации, выплачивающие заработную плату работникам ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, а также ниже уровня средней заработной платы по виду экономической деятельности, сложившегося в Ставропольском крае, и налоговые агенты, несвоевременно перечисляющие удержанный налог на доходы физических лиц.
По результатам работы межведомственной комиссии дополнительные поступления в консолидированный бюджет Ставропольского края по налогу на доходы физических лиц за период с 2015 года по 2018 год составили 91,3 млн рублей, из них в бюджет города - 19,2 млн рублей.
Кроме того, в администрациях районов города Ставрополя созданы и действуют комиссии по снижению недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет города (далее - комиссии).
По итогам работы комиссий за период с 2015 года по 2018 год дополнительные поступления по налоговым и неналоговым доходам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации составили 82,8 млн рублей, из них в бюджет города - 48,7 млн рублей.
В целях увеличения поступлений от арендной платы за земельные участки проводятся заседания городской комиссии по контролю за поступлением арендной платы за землю (далее - городская комиссия), созданной постановлением администрации города Ставрополя от 29.11.2011 N 3348. По результатам работы городской комиссии за период с 2015 года по 2018 год в добровольном порядке должниками погашена задолженность по арендной плате за земельные участки в бюджет города в сумме 115,5 млн рублей.
Администрацией города Ставрополя проводятся мероприятия по актуализации сведений об объектах недвижимого имущества, в том числе земельных участках, находящихся на территории города Ставрополя, с целью исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога. С 2015 года по 2018 год зарегистрировано право муниципальной собственности на 1 050 объектов недвижимости, из них на 581 земельный участок. Также, за период с 2015 года по 2018 год администрацией города Ставрополя принято 257 постановлений об отнесении 841 земельного участка к категории земель.
Проводимые мероприятия позволили обеспечить увеличение поступлений по налоговым и неналоговым платежам за период с 2015 года по 2018 год в консолидированный бюджет Ставропольского края в сумме 544,7 млн рублей, из них в бюджет города - 399,3 млн рублей.
Ежемесячно проводится мониторинг поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета города.
Ежегодно проводится оценка эффективности налоговых льгот, предоставляемых (планируемых к предоставлению) организациям, осуществляющим деятельность на территории города Ставрополя, и анализ предоставляемых муниципальных преференций в виде уменьшения размера арендной платы за пользование арендуемым имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - муниципальное имущество), а также в виде предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование.
На территории города Ставрополя успешно реализуются принципы исчисления налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости. С 01 января 2015 года Ставропольский край перешел на исчисление налога на имущество организаций в зависимости от кадастровой стоимости торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 250 кв. м и помещений в них, а также нежилых помещений общей площадью свыше 250 кв. м, предназначенных либо фактически используемых для размещения торговых объектов. В 2016 - 2018 годах проведена работа по актуализации перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в указанный перечень включено торговых объектов в 2016 году - 227, в 2017 году - 355, в 2018 году - 2449. С 01 января 2016 года налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
По налогу на имущество физических лиц и земельному налогу решениями Ставропольской городской Думы от 17 ноября 2014 г. N 567 "Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" и от 11 ноября 2005 года N 149 "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории города Ставрополя" установлены максимальные ставки в соответствии со статьями 394 и 406 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 22 ноября 2017 г. N 192 "О бюджете города Ставрополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" размер части прибыли, полученной муниципальными унитарными предприятиями города Ставрополя в 2018 году, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ставрополя, увеличен с 15 процентов до 50 процентов.
Информация об основных показателях исполнения бюджета города за 2015 - 2018 годы приведена в таблице.
Информация об основных показателях исполнения бюджета города за 2015 - 2018 годы
(млн рублей) | ||||
Наименование основного показателя |
Исполнение |
План на 2018 год (уточненный по состоянию на 01.10.2018) |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы, всего, в том числе: |
8428,7 |
8075,3 |
9292,1 |
9693,5 |
налоговые и неналоговые доходы |
3558,3 |
3356,7 |
3549,8 |
4039,5 |
безвозмездные поступления, |
4870,4 |
4718,6 |
5742,3 |
5654,0 |
из них дотации |
10,6 |
3,4 |
23,8 |
0,0 |
Расходы, всего, |
8853,4 |
8479,6 |
9821,7 |
10469,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
за счет налоговых и неналоговых доходов и источников финансирования дефицита бюджета города |
3838,6 |
3702,6 |
3957,6 |
4750,0 |
за счет безвозмездных поступлений |
5014,8 |
4777,0 |
5864,1 |
5719,6 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-424,7 |
-404,3 |
-529,6 |
-776,1 |
Объем муниципального долга города Ставрополя |
650,9 |
964,9 |
1302,1 |
1671,9 |
Несмотря на принимаемые меры по мобилизации налоговых и неналоговых доходов, сопоставление динамики изменений объемов доходов и расходов бюджета города за последние годы свидетельствует о существенном отставании темпов роста доходов от темпа роста расходов.
С 2015 по 2018 год расходы бюджета города за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета города и источников финансирования дефицита бюджета города (далее - собственные доходы бюджета города) увеличились на 23,7 процента, налоговые и неналоговые доходы бюджета города - на 13,5 процента. Темп прироста по расходам превысил темп прироста по доходам в 1,76 раза.
На опережающую динамику роста расходов значительно повлияло увеличение расходов бюджета города на исполнение решений, принятых на федеральном уровне, из которых наиболее значимые:
выполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части обеспечения уровня заработной платы отдельным категориям работников муниципальных учреждений в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта: за 2015 - 2018 годы объем расходов бюджета города составил 7153,9 млн рублей, из них: за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Ставропольского края - 6120,3 млн рублей, за счет собственных доходов бюджета города - 1033,6 млн рублей;
увеличение минимального размера оплаты труда (с 01 июля 2016 года до 7500 рублей, с 01 июля 2017 года до 7800 рублей, с 01 января 2018 года до 9489 рублей, с 01 мая 2018 года до 11163 рублей): за 2016 - 2018 годы объем расходов бюджета города составил 136,30 млн рублей, из них: за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Ставропольского края - 131,17 млн рублей, за счет собственных доходов бюджета города - 5,13 млн рублей.
Кроме того, рост расходов бюджета города обусловлен необходимостью предоставления финансовой помощи Ставропольскому муниципальному унитарному троллейбусному предприятию в рамках мер по предупреждению банкротства на финансовое обеспечение затрат, направленных на погашение денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, в целях восстановления платежеспособности должника (санации): за 2015 - 2018 годы объем расходов за счет собственных доходов бюджета города составил 396,06 млн рублей.
На протяжении последних лет сохраняется тенденция превышения объема финансовых ресурсов, необходимых для исполнения принятых расходных обязательств города Ставрополя, над уровнем доходов бюджета города, что обусловило принятие и исполнение бюджета города с дефицитом. В результате вынужденного привлечения кредитных средств на финансирование дефицита бюджета города объем муниципального долга города Ставрополя (далее - муниципальный долг) ежегодно растет.
В условиях ограниченности доходных источников бюджета города первоочередными задачами бюджетной политики являются оптимизация расходов, повышение эффективности расходов, концентрация бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития города Ставрополя.
В условиях сложившейся негативной экономической ситуации в 2016 году была проведена большая работа по оптимизации расходов бюджета города. В течение 2016 года расходы были сокращены на 318,4 млн рублей или на 8 процентов к первоначально утвержденным показателям (без учета расходов, осуществляемых за счет целевых безвозмездных поступлений и остатков, сложившихся на едином счете бюджета города по состоянию на 01.01.2016).
Проведенное в 2016 году сокращение расходов также учитывалось при формировании проекта бюджета города на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. В результате предусмотренный решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2016 г. N 29 "О бюджете города Ставрополя на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" объем расходов за счет собственных доходов бюджета города на 2017 год ниже утвержденных показателей 2016 года на 228,6 млн рублей или на 5,8 процента (без учета расходов, осуществляемых за счет целевых безвозмездных поступлений).
В городе Ставрополе продолжается работа по сдерживанию роста расходов бюджета города. На постоянной основе проводится мониторинг расходных обязательств города Ставрополя в целях оценки возможности уменьшения объема бюджетных средств, направляемых на их исполнение.
Одним из направлений сокращения расходов бюджета города является минимизация затрат на обеспечение функционирования органов местного самоуправления города Ставрополя, в том числе посредством:
соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления города Ставрополя, ежегодно утверждаемого постановлением Правительства Ставропольского края;
установления запрета на увеличение численности муниципальных служащих города Ставрополя.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" постановлением администрации города Ставрополя от 02.12.2016 N 2747 утверждены Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций Ставропольской городской Думы, контрольно-счетной палаты города Ставрополя, администрации города Ставрополя, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя, в том числе подведомственных им муниципальных казенных учреждений (далее - нормативные затраты). Применение нормативных затрат позволяет обеспечивать муниципальные нужды в необходимом объеме, но при этом не допускать закупку товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимаются и другие меры по оптимизации расходов, в том числе ежегодно решением Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период (далее - решение о бюджете) устанавливается запрет на использование экономии бюджетных ассигнований, сложившейся у главных распорядителей и получателей средств бюджета города Ставрополя по итогам определения конкурентными способами поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения муниципальных нужд, без внесения изменений в решение о бюджете.
За 2015 год экономия при проведении закупок конкурентными способами составила 57,0 млн рублей, за 2016 год - 41,5 млн рублей, за 2017 год - 19,4 млн рублей.
Значительный вклад в оптимизацию бюджетных расходов могут внести мероприятия, направленные на организацию проведения совместных конкурсов или аукционов при закупке для муниципальных нужд двумя и более заказчиками одних и тех же товаров, работ, услуг. Проведение совместных конкурсов и аукционов ведет в целом к увеличению объемов приобретаемых товаров, работ, услуг, что, в свою очередь, привлекает к участию в совместных конкурсах или аукционах крупных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), готовых предложить более выгодную цену контракта.
Важным направлением работы на период действия Программы является повышение эффективности использования имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями города Ставрополя. Повышение эффективности использования муниципального имущества должно осуществляться за счет приватизации, сдачи в аренду, консервации неиспользуемого имущества.
Прирост населения города Ставрополя сопровождается необходимостью увеличения сети муниципальных учреждений города Ставрополя, в том числе в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, что ведет к ежегодному росту расходной части бюджета города.
В целях повышения качества муниципальных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными и автономными учреждениями города Ставрополя (далее - муниципальные учреждения), реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств, предоставленных муниципальным учреждениям из бюджета города. Согласно постановлению администрации города Ставрополя от 06.07.2016 N 1479 "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Ставрополя и финансового обеспечения выполнения муниципального задания" (далее - Порядок формирования муниципального задания) начиная с 2018 года объем субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий рассчитывается по единой методике на основе базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг (затрат на выполнение работ), в соответствии с которой отраслевыми (функциональными) органами администрации города Ставрополя, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений, разработаны и утверждены значения базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг, затрат на выполнение муниципальных работ. В Порядок формирования муниципального задания включены нормы, устанавливающие сроки и порядок возврата в бюджет города остатков субсидий, предоставленных муниципальным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, образовавшихся в связи с недостижением муниципальными учреждениями показателей муниципальных заданий (с учетом допустимых (возможных) отклонений).
В городе Ставрополе доля расходов бюджета города на социальное обеспечение населения, а также охрану семьи и детства ежегодно составляет около 20 процентов от общих расходов. При этом в городе Ставрополе реализуются меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с федеральными законами, законами Ставропольского края и муниципальными правовыми актами. В текущем 2018 году помощь получили свыше 150 тысяч горожан, в том числе выплаты за счет средств бюджета города получили 37527 граждан, что на 29,7 процента больше чем в 2017 году (28923 человека).
В сложившихся социально-экономических условиях расширение применения принципа адресности, нуждаемости в системе мер социальной поддержки крайне актуально. Сам состав мер и условия их предоставления должны быть открытыми и понятными гражданам. А назначение мер должно соответствовать принципу социальной справедливости - поддерживать тех, кто в этом более всего нуждается.
В городе Ставрополе с 2015 года организована работа по оптимизации расходов бюджета города, предусмотренных на выплату муниципальных мер социальной поддержки, а также по переходу на предоставление их на основе принципа адресности и с учетом нуждаемости.
Ежегодно проводится инвентаризация действующих мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с муниципальными правовыми актами, с целью исключения дублирования мер социальной поддержки, предоставленных на федеральном и региональном уровнях, а также с целью исключения мер социальной поддержки, утративших свою актуальность.
В результате ежегодно проводимых инвентаризаций:
1) с 01 января 2015 года до 01 января 2020 года в городе Ставрополе приостановлено действие шести решений Ставропольской городской Думы, что привело к ежегодной экономии средств бюджета города в сумме 26 млн рублей, в том числе:
решения Ставропольской городской Думы от 27 мая 2009 года N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки больных, направленных в федеральные учреждения здравоохранения";
решения Ставропольской городской Думы от 26 августа 2009 года N 90 "О дополнительных мерах социальной поддержки студенческих семей, имеющих детей";
решения Ставропольской городской Думы от 26 августа 2009 года N 91 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей при рождении третьего по счету и последующих детей";
решения Ставропольской городской Думы от 28 декабря 2009 года N 149 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за инвалидами I группы";
решения Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года N 109 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченным многодетным семьям";
решения Ставропольской городской Думы от 27 мая 2011 г. N 67 "О дополнительных мерах социальной поддержки малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан";
2) с 01 января 2016 года признано утратившим силу решение Ставропольской городской Думы от 24 декабря 2004 года N 134 "О замене льгот на проезд в муниципальном общественном пассажирском транспорте иными мерами социальной поддержки", что привело дополнительно к экономии средств бюджета города в сумме 2 млн рублей;
3) с 01 января 2017 года до 01 января 2020 года приостановлено решение Ставропольской городской Думы от 13 апреля 2011 г. N 33 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, сопровождающих инвалидов или больных детей, направленных в федеральные учреждения здравоохранения";
4) с 01 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в отдельные решения Ставропольской городской Думы в части уточнения категорий получателей мер социальной поддержки. Экономия средств бюджета города составила 8 млн рублей ежегодно. Изменения внесены в следующие решения Ставропольской городской Думы:
от 25 ноября 2009 года N 134 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте до 3 лет, и малообеспеченной одинокой матери, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет";
от 25 ноября 2009 года N 135 "О дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов боевых действий из числа лиц, принимавших участие в боевых действиях на территориях других государств";
от 27 октября 2010 года N 110 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 18 лет, больных целиакией или сахарным диабетом";
5) в 2018 году признано утратившим силу решение Ставропольской городской Думы от 13 апреля 2011 г. N 35 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов по зрению, имеющих I группу инвалидности", что привело к сокращению расходов бюджета города на 0,02 млн рублей.
Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов является сокращение объемов незавершенного строительства. По состоянию на 31 декабря 2017 года общий объем произведенных капитальных вложений в объекты незавершенного строительства муниципальной собственности муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - объекты незавершенного строительства) составил 1964,69 млн рублей.
Анализ показал, что значительное количество объектов незавершенного строительства, состоящих на балансе отдельных главных распорядителей средств бюджета города Ставрополя, числится в составе незавершенного строительства в течение длительного периода. Так, по состоянию на 31 декабря 2017 года на балансе комитета градостроительства администрации города Ставрополя находились 32 объекта незавершенного строительства, строительство которых начато в 2006 - 2017 годах (сумма произведенных капитальных вложений в объекты незавершенного строительства составила 1589,53 млн рублей).
На 31 декабря 2017 года на балансе комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя находилось 36 объектов незавершенного строительства, строительство которых начато в 2006 - 2017 годах (сумма произведенных капитальных вложений в объекты незавершенного строительства составила 375,16 млн рублей).
Комплексное решение данной проблемы необходимо разделить на следующие основные составляющие:
дальнейшее использование либо ликвидация и (или) списание финансовых средств в виде произведенных капитальных вложений в объекты незавершенного строительства;
предотвращение появления новых объектов незавершенного строительства.
Решению проблемы будет способствовать выполнение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию инвестиционных расходов. Прежде всего, для определения дальнейшего направления использования объектов незавершенного строительства необходимо провести их инвентаризацию, в процессе которой будет выявлено фактическое состояние конструктивных элементов, степень готовности, а также совокупность износа объекта незавершенного строительства, потенциал земельного участка, на котором располагается объект незавершенного строительства.
В целях эффективного управления кредиторской задолженностью, а также урегулирования просроченной кредиторской задолженности администрацией города Ставрополя, отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Ставрополя в 2017 году разработаны и утверждены планы мероприятий по снижению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности.
Кроме того, в целях осуществления мониторинга кредиторской задолженности главные распорядители средств бюджета города Ставрополя ежемесячно предоставляют отчетность о дебиторской и кредиторской задолженности и информацию об обязательствах по муниципальным контрактам (договорам), исполненных, но не оплаченных в установленные сроки.
По состоянию на 01 января 2018 года просроченная кредиторская задолженность у получателей бюджетных средств, муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя отсутствовала.
Одним из направлений оптимизации расходов бюджета города является сокращение расходов по обслуживанию муниципального долга. Для этого были реализованы следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета города под 0,1 процента годовых;
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из бюджета Ставропольского края на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города, под 0,1 процента годовых;
привлечены временно свободные средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города;
проведено 19 аукционов на закупку услуг по предоставлению денежных средств для финансирования дефицита бюджета города и погашения долговых обязательств города Ставрополя, в результате которых за 2015 - 2017 годы процентные ставки по кредитам, полученным от кредитных организаций, были снижены с 13,9 процента годовых до 8,62 - 10,5 процента годовых, в 2018 году - до 7,7 - 8,3 процента годовых.
Проведенные в 2015 - 2017 годах мероприятия позволили сократить расходы бюджета города на обслуживание муниципального долга на 137,8 млн рублей.
Муниципальные гарантии муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края в 2015 - 2017 годах не предоставлялись. Средства бюджета города на исполнение обязательств по ранее предоставленным муниципальным гарантиям не направлялись.
В составе структуры муниципального долга присутствуют только среднесрочные заимствования.
В дальнейшем будут приниматься меры, направленные на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета города путем поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне.
Работа по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств города Ставрополя, проводимая в соответствии с Планом мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов бюджета города Ставрополя, совершенствование долговой политики города Ставрополя на период 2018 - 2020 годов, утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от 31.07.2018 N 1501, будет продолжена в рамках настоящей Программы.
Цели и задачи Программы
Цели настоящей Программы:
улучшение состояния муниципальных финансов города Ставрополя;
эффективное использование бюджетных средств при реализации приоритетов, целей и задач социально-экономического развития города Ставрополя;
сокращение долговой нагрузки на бюджет города.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи Программы:
обеспечение сбалансированности бюджета города;
обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города;
реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств;
повышение эффективности управления муниципальным долгом, сокращение расходов на его обслуживание.
Мероприятия Программы
Реализация целей и задач Программы будет осуществляться посредством выполнения мероприятий, указанных в приложении к Программе.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
обеспечить сбалансированность бюджета города;
повысить качество управления муниципальными финансами города Ставрополя, экономность и результативность использования средств бюджета города;
обеспечить сокращение долговой нагрузки на бюджет города.
Анализ рисков реализации Программы
К основным рискам реализации Программы относятся:
1) в сфере формирования доходов бюджета города:
изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации;
риск негативного изменения экономической ситуации в течение бюджетного года;
наличие неформальной экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса и "теневой" заработной платы;
неисполнение налогоплательщиками налоговых обязательств или исполнение налоговых обязательств не в полном объеме;
риски, связанные с недостижением темпов роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города, запланированных выше уровня средних темпов роста по Ставропольскому краю;
риски, обусловленные сокращением финансовой помощи из бюджета Ставропольского края;
2) в сфере формирования расходов бюджета города:
риски, связанные с принятием на федеральном уровне решений, влияющих на увеличение расходных обязательств бюджета города;
риски, обусловленные неблагоприятными изменениями основных макроэкономических показателей города Ставрополя, включая и негативные изменения демографической ситуации в городе Ставрополе;
риски усиления социальной напряженности;
риски, связанные с возникновением непредвиденных ситуаций форсмажорного характера;
3) в сфере управления муниципальным долгом:
риск рефинансирования долговых обязательств - риск невозможности осуществления на приемлемых условиях новых муниципальных заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований - риск возникновения непредвиденных расходов бюджета города, связанных с ростом расходов на обслуживание муниципального долга и невозможностью обеспечения выполнения условий предоставления бюджетных кредитов из бюджета Ставропольского края в части осуществления заимствований исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процент годовых;
риск снижения ликвидности рынка заимствований - риск неполучения денежных средств на финансирование дефицита бюджета города и погашение долговых обязательств города Ставрополя, связанный с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
Первый заместитель главы администрации города Ставрополя |
Ю.В. Белолапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.