В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края Ставропольская городская Дума решила:
1. Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты города Ставрополя за 2018 год принять к сведению (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в газете "Вечерний Ставрополь" и размещению на официальном сайте Ставропольской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председатель Ставропольской городской Думы |
Г.С. Колягин |
УТВЕРЖДЕН
решением коллегии
контрольно-счетной палаты
города Ставрополя протокол
от 28 марта 2019 г. N 07
Отчет
о деятельности контрольно-счетной палаты города Ставрополя за 2018 год
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) и частью 2 статьи 21 Положения о контрольно-счетной палате города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 24 июня 2016 года N 865 (далее - Положение о контрольно-счетной палате), подготовлен отчет о деятельности контрольно-счетной палаты города Ставрополя за 2018 год.
Контрольно-счетная палата города Ставрополя (далее - контрольно-счетная палата) осуществляла свою деятельность в 2018 году в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом N 6-ФЗ, Положением о контрольно-счетной палате, Регламентом контрольно-счетной палаты города Ставрополя, планом работы контрольно-счетной палаты города Ставрополя на 2018 год, охватывающим все направления деятельности контрольно-счетной палаты.
На основании годового плана работы контрольно-счетной палатой осуществлялся предварительный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета города в форме экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.
В соответствии с Положением о контрольно-счетной палате материалы о результатах проведенных в 2018 году мероприятий внешнего муниципального финансового контроля направлялись в Ставропольскую городскую Думу, главе города Ставрополя, ряд материалов направлены в прокуратуру города Ставрополя, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю. Результаты наиболее важных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий были рассмотрены на заседаниях комитетов Ставропольской городской Думы.
1. Экспертно-аналитические мероприятия
В 2018 году контрольно-счетной палатой осуществлен комплекс экспертно-аналитических мероприятий в рамках реализации полномочий контрольно-счетной палаты, включающий внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета города Ставрополя за 2017 год, контроль за исполнением бюджета города Ставрополя, экспертизу проекта бюджета города Ставрополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, оперативный анализ о ходе исполнения бюджета города Ставрополя, мониторинг и контроль за исполнением документов стратегического планирования города Ставрополя, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ставрополя, подготовку ежеквартальной оперативной аналитической информации о ходе исполнения бюджета города Ставрополя в 2018 году, анализ социально-экономической ситуации в городе Ставрополе.
В целях реализации поставленных задач проведено 64 экспертно-аналитических мероприятия, по результатам которых заключения направлены главе города Ставрополя, в Ставропольскую городскую Думу и главным администраторам доходов бюджета города Ставрополя, главным распорядителям бюджетных средств, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы средств бюджета города Ставрополя).
Общая сумма нарушений, установленных по результатам экспертно-аналитических мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой в отчетном периоде, составила 210 403,61 тыс. рублей, в том числе:
нарушения в ходе формирования бюджета в сумме 193 900,50 тыс. рублей (3 случая);
нарушения в ходе исполнения бюджета в сумме 9 528,33 тыс. рублей (2 случая);
нарушения при реализации Адресной инвестиционной программы города Ставрополя в сумме 2 118,59 тыс. рублей (1 случай);
несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ, в сумме 3 901,20 тыс. рублей (1 случай);
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в сумме 848,68 тыс. рублей (1 случай);
иные нарушения в сумме 106,31 тыс. рублей (1 случай).
В ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий приняты меры по предотвращению нарушений и недостатков на сумму 161 382,29 тыс. рублей.
В течение отчетного периода также выявлено 13 случаев нарушений, не имеющих суммового выражения.
Также в рамках проведения экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетной палатой вынесено 75 замечаний и предложений по анализируемым направлениям, 56 из которых учтено.
1.1. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Ставрополя за 2017 год
В соответствии с требованиями статьи 264.4 БК РФ контрольно-счетной палатой подготовлены заключения по результатам внешней проверки исполнения решения Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2016 года N 29 "О бюджете города Ставрополя на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности 16 главных администраторов бюджетных средств об исполнении бюджета за 2017 год. Указанные заключения направлены в адрес главных администраторов бюджетных средств для рассмотрения предложений контрольно-счетной палаты и принятия мер по устранению нарушений.
В числе выявленных нарушений следует отметить:
отсутствие в Сводном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ за 2017 год выводов о степени эффективности реализации муниципальных программ в зависимости от степени достижения целей программ;
осуществление расходов инвестиционного характера в сумме 2 118,59 тыс. рублей без внесения изменений в Адресную инвестиционную программу города Ставрополя на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов;
увеличение плановых назначений по подразделу "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" на сумму 9 431,44 тыс. рублей без внесения изменений в решение Ставропольской городской Думы "О бюджете города Ставрополя на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов";
нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств в части уплаты штрафов в связи с несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог на территории города Ставрополя в сумме 3 901,20 тыс. рублей;
неперечисление в доход муниципального бюджета суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет в размере 106,31 тыс. рублей;
неосуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита отдельными главными распорядителями бюджетных средств.
Также внесены предложения по увеличению доходной части бюджета города, проведению оценки эффективности использования муниципального имущества, внесению изменений в нормативные правовые акты.
Кроме того, по результатам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета города Ставрополя за 2017 год составлено два протокола об административном правонарушении.
Рекомендации контрольно-счетной палаты нашли свое отражение в Плане мероприятий по устранению выявленных нарушений, разработанном администрацией города Ставрополя (далее - План мероприятий).
Большинство пунктов Плана мероприятий выполнено, выполнение отдельных пунктов плана продолжает оставаться на исполнении. По результатам реализации Плана мероприятий главными администраторами бюджетных средств приняты следующие меры.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - КУМИ):
утвержден приказ о проведении обследования недвижимых объектов, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя, закрепленных за муниципальными предприятиями города Ставрополя, в соответствии с которым проводится проверка обеспечения муниципальными унитарными предприятиями сохранности муниципального недвижимого имущества, переданного им на праве хозяйственного ведения;
установлен контроль за соблюдением сроков внесения изменений в реестр муниципального имущества города Ставрополя;
проведена оценка целевого использования муниципального имущества, переданного в аренду ООО "Научно-Образовательный Центр Психотерапии "Поддержка";
проведена работа по заключению договоров на новый срок в отношении муниципальных помещений, переданных в безвозмездное пользование Ставропольскому краевому отделению Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России";
внесены изменения в муниципальную программу "Поддержка садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, расположенных на территории города Ставрополя" в части обеспечения взаимосвязи основных мероприятий (мероприятий) программы с показателями (индикаторами) программы.
Комитетом культуры и молодежной политики администрации города Ставрополя и комитетом физической культуры и спорта администрации города Ставрополя установлен постоянный контроль за возвратом в бюджет города дебиторской задолженности прошлых лет.
Комитетом образования администрации города Ставрополя внесены изменения в правовые акты об учетной политике в части формирования резервов предстоящих расходов.
Комитетом градостроительства администрации город Ставрополя приняты меры по обеспечению эффективного взаимодействия со службой судебных приставов по взысканию доходов от компенсации затрат, понесенных в связи с демонтажем, хранением или уничтожением рекламных конструкций, по результатам которого возвращены в бюджет города денежные средства, затраченные на демонтаж рекламных конструкций, в размере 1 104,45 тыс. рублей.
Постановлением администрации города Ставрополя от 19.11.2018 N 2368 внесены изменения в Порядок осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2. Контроль за исполнением бюджета города Ставрополя
В рамках проведения экспертизы проектов решений Ставропольской городской Думы "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "О бюджете города Ставрополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" контрольно-счетной палатой вынесен ряд замечаний и предложений по предотвращению нарушений законодательства и нормативных правовых актов, например:
отмечены риски нецелевого использования субсидии из бюджета Ставропольского края в случае выплаты части заработной платы работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих, за счет указанных средств (нормативными правовыми актами Ставропольского края не было предусмотрено выделение субсидии на повышение заработной платы данной категории работников);
в целях соблюдения требований Гражданского кодекса Российской Федерации указано на необходимость внесения изменения в Устав МАУК "Ставропольский Дворец культуры и спорта" при расширении перечня деятельности автономного учреждения (содержание многоуровневой парковки рядом с объектом здравоохранения "Ставропольский клинический перинатальный центр");
отмечена необходимость проведения прогнозного расчета доходов от функционирования многоуровневой платной парковки и расходов на ее содержание с целью определения экономической целесообразности передачи указанного объекта муниципальной собственности МАУК "Ставропольский Дворец культуры и спорта" вместо формирования нового доходного источника бюджета города Ставрополя;
указано на нарушение требования статьи 158 БК РФ в части отсутствия обоснования бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату поставки электрической энергии для работы фонтанов;
обращено внимание на обязанность главных распорядителей бюджетных средств при планировании расходов исходить из необходимости обеспечения эффективного использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ.
По итогам рассмотрения замечаний контрольно-счетной палаты:
внесены изменения в бюджет города Ставрополя в части недопущения нецелевого использования субсидии, выделенной из бюджета Ставропольского края на повышение заработной платы работникам; уточнения наименования подпрограмм муниципальных программ "Обеспечение безопасности, общественного порядка и профилактика правонарушений в городе Ставрополе" и "Развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспортной системы на территории города Ставрополя, благоустройство территории города Ставрополя"; сокращения объема бюджетных средств, предусмотренных на оплату поставки электроэнергии для работы фонтанов;
внесены изменения в Устав МАУК "Ставропольский Дворец культуры и спорта";
комитетом финансов и бюджета администрации города Ставрополя представлен прогнозный расчет доходов от функционирования многоуровневой платной парковки и расходов на ее содержание, обосновывающий целесообразность ее передачи в оперативное управление МАУК "Ставропольский Дворец культуры и спорта".
В 2018 году в рамках контроля за исполнением бюджета города были проведены экспертно-аналитические мероприятия по отдельным вопросам.
По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия "Анализ обоснованности включения в расходную часть бюджета города Ставрополя на 2018 год расходов на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в сумме 25 722,00 тыс. рублей согласно поправке на проект решения Ставропольской городской Думы "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "О бюджете города Ставрополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", внесенной в Ставропольскую городскую Думу главой города Ставрополя" контрольно-счетной палатой отмечено, что выполнению строительно-монтажных работ по устройству сетей уличного освещения предшествуют работы по отводу земельного участка для строительства, подготовке проектной документации, экспертизе проектной документации, проверке достоверности сметной стоимости и другие работы по сбору и подготовке технических условий, что может потребовать дополнительных расходов бюджета города Ставрополя.
По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия "Анализ эффективности и результативности использования субсидий, выделенных из бюджета города Ставрополя муниципальным учреждениям социально-культурной сферы (выборочно) на оплату коммунальных услуг, за 2015 - 2017 годы" внесены следующие предложения:
провести проверку всех муниципальных учреждений с целью установления причин роста потребления энергетических ресурсов в денежном и натуральном выражении для эффективного планирования расходов на коммунальные услуги при формировании муниципального задания;
для планирования расходов на оплату коммунальных услуг утвердить правовые акты о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, а также учитывать показатели энергетических паспортов муниципальных учреждений, в части прогнозного потребления энергетических ресурсов;
при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности предусматривать перечень мероприятий по энергосбережению с отражением срока исполнения, планируемого объема затрат и планируемого результата их осуществления;
своевременно проводить энергосберегающие мероприятия и энергетическое обследование зданий.
По результатам рассмотрения предложений, внесенных контрольно-счетной палатой в рамках проведения экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации долговой политики города Ставрополя за 2013 - 2017 годы", комитетом финансов и бюджета администрации города Ставрополя в целях решения проблемы бюджетной обеспеченности города направлено обращение в адрес министерства финансов Ставропольского края о рассмотрении вопроса об установлении с 1 января 2019 года единого норматива отчислений в бюджеты городских округов Ставропольского края в размере не менее 30 процентов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в бюджет Ставропольского края.
Кроме того, контрольно-счетной палатой по результатам анализа расходов за 2013 - 2017 годы подготовлены предложениях по их оптимизации, которые были направлены в адрес главы города Ставрополя, комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя.
1.3. Анализ планирования расходов бюджета города, в том числе экспертиза проекта бюджета города Ставрополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
В своем заключении на проект решения Ставропольской городской Думы "О бюджете города Ставрополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - проект бюджета города) контрольно-счетная палата обратила внимание на:
имеющиеся резервы по увеличению доходных источников бюджета города и на наличие рисков недостижения запланированного роста по отдельным налоговым и неналоговым доходам;
необходимость уменьшения расходов бюджета города на уплату налога на имущество организаций на общую сумму 5 000,94 тыс. рублей;
завышенную стоимость ремонта остановок общественного транспорта и подходов к ним на сумму 11 334,43 тыс. рублей;
возможность экономии бюджетных средств на сумму 1 335,37 тыс. рублей в случае применения менее дорогостоящей расценки на выполнение работ по ямочному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения;
завышенную стоимость 1 кв. м велосипедной дорожки, в результате определения стоимости материалов, используемых при устройстве велосипедной дорожки по сметно-нормативной базе;
необходимость корректировки сметных расчетов в сторону уменьшения на проведение капитального ремонта в муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях города Ставрополя;
завышенный расчет потребности в бюджетных ассигнованиях на техническое обслуживание сетей уличного освещения;
необходимость внесения изменений в Адресную инвестиционную программу города Ставрополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов и другие нормативные правовые акты города Ставрополя;
необходимость корректировки задач и значений показателей муниципальных программ в целях реализации Указа Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" и сокращения или перераспределения излишне запланированных объемов финансирования на выполнение мероприятий муниципальной программы "Обеспечение гражданской обороны, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, организация деятельности аварийно-спасательных служб, защита населения и территории города Ставрополя от чрезвычайных ситуаций".
Отдельные замечания контрольно-счетной палаты учтены поправками главы города Ставрополя к проекту бюджета города: увеличен доход бюджета города на 317,18 тыс. рублей, откорректированы объемы расходов на уплату налога на имущество организаций на сумму 5 000,94 тыс. рублей, сокращена излишне запланированная сумма на погашение денежных обязательств Ставропольскому муниципальному унитарному троллейбусному предприятию в размере 186,62 тыс. рублей.
Ряд замечаний нашел отражение в решении согласительной комиссии бюджета города.
Для устранения замечаний и реализации предложений, отмеченных в заключении контрольно-счетной палаты на проект бюджета города, главой города Ставрополя утвержден план мероприятий, который включает мероприятия по корректировке локальных сметных расчетов на проведение ремонтных работ в муниципальных образовательных учреждениях и на ремонт их ограждений, на выполнение работ по устройству велосипедной дорожки и на ремонт остановок общественного транспорта; разработке нормативных правовых актов, регулирующих присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; пересмотру нормативов финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения; внесению главными администраторами доходов бюджетных средств корректировок в методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет города; внесению изменений в Адресную инвестиционную программу города Ставрополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
В целях повышения качества планирования расходов бюджета города контрольно-счетной палатой проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ обоснованности планируемых расходов бюджета города Ставрополя на проведение капитального ремонта в муниципальных дошкольных и образовательных учреждениях города Ставрополя на 2019 - 2021 годы", по результатам которого контрольно-счетной палатой в целях экономии бюджетных средств рекомендовано уточнить локальные сметные расчеты.
1.4. Оперативный анализ исполнения бюджета города Ставрополя
Контрольно-счетная палата ежеквартально осуществляла анализ отчета об исполнении бюджета города Ставрополя, в рамках которого проводился анализ динамики параметров бюджета в сравнении с утвержденными показателями.
Аналитические записки по результатам анализа отчета об исполнении бюджета города Ставрополя за первый квартал, I полугодие и 9 месяцев 2018 года направлялись в Ставропольскую городскую Думу и главе города Ставрополя.
По результатам рассмотрения предложений и замечаний контрольно-счетной палаты, отраженных в аналитических записках, в Адресную инвестиционную программу города Ставрополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов был включен объект "Строительство наземной стоянки автомобилей закрытого типа по адресу: г. Ставрополь, ул. Советская, 8", на создание которого в бюджете города на 2018 год были предусмотрены бюджетные инвестиции в сумме 5 488,89 тыс. рублей.
В рамках оперативного анализа бюджета города контрольно-счетная палата отмечала риски непоступления доходов в запланированном объеме по отдельным доходным источникам, что подтвердилось по итогам 2018 года: исполнение по доходным источникам "Плата по договорам на эксплуатацию рекламных конструкций" и "Доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности" составило 0,4 и 21,2 процента плановых назначений соответственно.
1.5. Мониторинг и контроль за исполнением документов стратегического планирования города Ставрополя
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Положения о контрольно-счетной палате проведена финансово-экономическая экспертиза 40 проектов постановлений администрации города Ставрополя о внесении изменений в муниципальные программы. По результатам рассмотрения замечаний и предложений контрольно-счетной палаты:
значения показателей (индикаторов) оценки эффективности реализации муниципальных программ приведены в соответствие со значениями аналогичных показателей (индикаторов) Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя;
обеспечена взаимоувязка объемов финансирования мероприятий муниципальных программ и значений показателей (индикаторов) оценки эффективности реализации программ;
уточнены значения показателей (индикаторов) оценки эффективности реализации программ;
уточнены объемы финансирования мероприятий программ.
Также в постановление администрации города Ставрополя от 13.09.2011 N 2613 "О конкурсе на соискание премии администрации города Ставрополя "Признание" внесены изменения по уточнению периодичности проведения конкурса.
1.6. Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ставрополя
При проведении экспертно-аналитического мероприятия "Анализ деятельности комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в части работы по своевременному взысканию задолженности по арендной плате за землю и недвижимое имущество, признания и обоснованного списания безнадежной к взысканию задолженности по арендной плате за землю и недвижимое имущество, за 2017 год и январь 2018 года" контрольно-счетной палатой проведен анализ причин образования нереальной к взысканию задолженности. Исполнение рекомендаций, внесенных контрольно-счетной палатой по результатам экспертно-аналитического мероприятия в части формирования достоверной дебиторской задолженности (в том числе сведений о просроченной задолженности), своевременного проведения претензионно-исковой работы с должниками, остается на контроле контрольно-счетной палаты.
1.7. Анализ социально-экономической ситуации в городе Ставрополе
В рамках своих полномочий контрольно-счетная палата в отчетном периоде на основе статистических данных ежеквартально проводила анализ социально-экономического развития города Ставрополя. Информация по итогам анализа социально-экономического развития города Ставрополя направлялась в Ставропольскую городскую Думу и главе города Ставрополя.
По результатам анализа основных макроэкономических показателей контрольно-счетная палата обратила внимание на риски недостижения прогнозных значений по отдельным показателям социально-экономического развития города Ставрополя, указала на основные проблемы в социальной и экономической сфере города Ставрополя. В частности с учетом текущих тенденций в экономической сфере города Ставрополя, изменения федерального законодательства в области долевого строительства представляется маловероятным достижение намеченных по итогам 2018 года значений таких показателей, как темп рост объема отгруженных товаров в обрабатывающих производствах и объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство". Статистические данные по итогам отчетного года подтвердили опасения контрольно-счетной палаты: к уровню 2017 года объем отгруженных товаров в обрабатывающих производствах снизился на 0,2 процента при прогнозируемом росте данного показателя на 3,7 процента, объем работ в области строительства уменьшился на 23,8 процента при прогнозируемом снижении данного показателя на 0,3 процента.
2. Контрольные мероприятия
В 2018 году контрольно-счетной палатой проведено 27 контрольных мероприятий, в рамках которых осуществлено 42 проверки. Контрольные мероприятия проведены в 8 территориальных и отраслевых (функциональных) органах администрации города Ставрополя, в 8 муниципальных учреждениях и 5 муниципальных предприятиях. По предложениям главы города Ставрополя контрольно-счетной палатой проведено 12 контрольных мероприятия. По предложениям Ставропольской городской Думы контрольно-счетной палатой проведено 7 контрольных мероприятий. По решению коллегии контрольно-счетной палаты в отчетном периоде проведено 7 контрольных мероприятий.
Общий объем средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 2 098 246,58 тыс. рублей, в том числе бюджетных средств - 1 806 393,56 тыс. рублей, внебюджетных средств - 291 853,02 тыс. рублей.
Общая сумма нарушений, установленных по результатам контрольных мероприятий, составила 87 179,96 тыс. рублей, в том числе:
при использовании бюджетных средств в размере 76 133,95 тыс. рублей, из них:
нарушения в ходе исполнения бюджета - 14 179,59 тыс. рублей;
нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств - 36 972,55 тыс. рублей;
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности - 3 651,68 тыс. рублей;
нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 748,89 тыс. рублей;
нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок - 11 219,52 тыс. рублей;
нарушения в сфере строительства и капитального ремонта - 1 675,87 тыс. рублей;
иные нарушения - 7 685,85 тыс. рублей;
при использовании внебюджетных средств установлены нарушения финансовой дисциплины в размере 11 046,01 тыс. рублей, из них: нарушения ведения бухгалтерского учета - 5 868,24 тыс. рублей, нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 3 421,63 тыс. рублей; иные нарушения - 1 756,14 тыс. рублей.
В составе установленных контрольными мероприятиями нарушений отмечается 248 случаев нарушений, не имеющих суммового выражения.
Основные нарушения и недостатки, выявленные по результатам контрольных мероприятий, допускаемые главными распорядителями бюджетных средств и их подведомственными организациями, следующие:
нарушение порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества, выразившееся в отсутствии обязательной информации в пояснительной записке к плану приватизации за 2017 год;
нарушение порядка реализации муниципальных программ, выразившееся в отсутствии внесения изменений в подпрограмму "Доступная среда" муниципальной программы "Социальная поддержка населения города Ставрополя" в части источников финансирования на 2017 год (не указаны средства федерального бюджета);
нарушение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации;
нарушение порядка формирования (изменения) и (или) финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, выразившееся в уменьшении объема субсидии муниципальным бюджетным учреждениям на выполнение муниципального задания, без внесения изменений в муниципальное задание учреждений;
принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств;
нарушение порядка и условий оплаты труда сотрудников муниципальных органов, муниципальных служащих, работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений;
неосуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета, выразившееся в ненадлежащем исполнении главным администратором доходов (КУМИ) полномочий, в части планирования доходов бюджета, что привело к недопоступлению запланированных доходов бюджета города в 2017 году;
нарушения принципа эффективности осуществления закупок, установленного статьей 34 БК РФ и статьей 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
нарушение ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности;
нарушение в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью;
нарушение в сфере строительства и капитального ремонта, выразившееся в неверном применении индексов изменения сметной стоимости строительства, расчете и оплате затрат на непредвиденные работы.
Также, контрольно-счетной палатой совместно с прокуратурой города Ставрополя проведена проверка целевого и эффективного использования субсидий, выделенных из бюджета города Ставрополя Ставропольскому муниципальному унитарному троллейбусному предприятию во II полугодии 2017 года и I полугодии 2018 года, а также отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой нарушений не выявлено.
В ходе проведения контрольных мероприятий в доход бюджета города Ставрополя было возмещено 193,47 тыс. рублей, устранены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета на сумму 2 119,13 тыс. рублей, прочие нарушения на сумму 153,84 тыс. рублей, также устранены нарушения, допущенные при осуществлении закупок не имеющие суммового значения.
По результатам контрольных мероприятий контрольно-счетная палата внесла ряд предложений, направленных на оптимизацию расходов в сфере коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства территории города.
В частности, предложено:
с целью оптимизации расходов, направляемых на выполнение работ по приведению городской системы ливневой (дождевой) канализации в нормативное состояние и повышения комфортности условий проживания граждан в городе Ставрополе, провести мероприятия по обследованию всех сетей ливневой (дождевой) канализации, расположенных на территории города Ставрополя, для определения их технического состояния, местоположения, изготовления технических паспортов (по результатам рассмотрения предложений контрольно-счетной палаты в бюджете города Ставрополя на 2019 год были предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение инвентаризации ливневых канализаций);
в целях открытости и прозрачности сметных расчетов на содержание автомобильных дорог города Ставрополя дополнить Порядок ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденный постановлением администрации города Ставрополя от 05.08.2016 N 1814.
3. Контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений, отраженных в представлениях и предписаниях контрольно-счетной палаты,составление протоколов об административном правонарушении
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 6-ФЗ и статьей 18 Положения о контрольно-счетной палате в адрес объектов контроля вносятся предписания и представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного вреда, а также принятия мер по пресечению и предупреждению нарушений.
На заседаниях коллегии контрольно-счетной палаты ежеквартально рассматривалась информация о результатах реализации представлений и предписаний.
Всего в отчетном периоде контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2018 году, в адрес объектов контроля было направлено 30 представлений и 2 предписания для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий нарушений на общую сумму 8 613,07 тыс. рублей, из которых объектами контроля устранены или приняты меры по устранению нарушений на сумму 8 431,38 тыс. рублей (97,9 процента), в том числе:
возмещено в бюджет города Ставрополя - 66,20 тыс. рублей;
восстановлены первичные учетные документы предприятия - 1 113,16 тыс. рублей;
устранены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета - 1 393,96 тыс. рублей;
приняты меры по передаче имущества в муниципальную казну - 1 267,00 тыс. рублей;
внесены изменения в нормативные (распорядительные) документы - 1 605,35 тыс. рублей;
устранены нарушения в области обеспечения сохранности муниципальной собственности - 21,49 тыс. рублей;
приняты меры по устранению нарушений на сумму 2 964,22 тыс. рублей.
Кроме того:
приняты соответствующие меры по списанию непригодных к эксплуатации комплексов фото - и видеофиксации правил дорожного движения на территории города Ставрополя, а также по передаче в казну города Ставрополя неиспользуемого оборудования;
проведены мероприятия по восстановлению технических функций остановочных павильонов "Умные остановки", расположенных по ул. Советская (остановка Дворец бракосочетания) и ул. Булкина (остановка Школа N 5);
приняты соответствующие меры по списанию остановочных павильонов;
КУМИ совместно с районными администрациями города Ставрополя проводятся мероприятия для приведения в соответствие сведений об автомобильных дорогах, содержащихся в реестре муниципальной собственности и муниципальной казне города Ставрополя;
районными администрациями города Ставрополя проведена инвентаризация объектов и элементов благоустройства и направлены документы в КУМИ для приведения в соответствие сведений об объектах, содержащихся в реестре муниципальной собственности и муниципальной казне города Ставрополя;
внесены соответствующие изменения в распорядительные документы о передаче имущества муниципальной казны - объекта благоустройства мемориала "Вечный огонь" администрации Октябрьского района города Ставрополя;
комитетом градостроительства администрации города Ставрополя совместно с КУМИ имущество (генератор, пожарная сигнализация, система видеонаблюдения) выделено из общей стоимости и поставлено на учет в качестве отдельных объектов основных средств в составе движимого имущества;
КУМИ ведется работа по оформлению и постановке в реестр муниципальной собственности города Ставрополя и в муниципальную казну города Ставрополя бесхозяйных объектов ливневой канализации, расположенных на территории города Ставрополя;
в соответствии с замечаниями контрольно-счетной палаты внесены изменения в Положение о приватизации муниципального имущества города Ставрополя, утвержденное решением Ставропольской городской Думы от 27 ноября 2013 года N 428;
постановлением администрации города Ставрополя от 28.06.2018 N 1230 утверждено Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда города Ставрополя;
поведены работы по восстановлению плиточного покрытия на внутридворовой территории многоквартирных домов N 186/1 и N 186/2 по ул. Октябрьской;
для зачета результатов капитального ремонта кинотеатра "Салют" в счет арендной платы, с учетом замечаний контрольно-счетной палаты, с целью уточнения сметной стоимости проведенного ремонта КУМИ заключен муниципальный контракт с АНО "Экспертноконсультационное бюро";
устранены выявленные в ходе контрольного мероприятия при визуальном осмотре дефекты ремонтных работ в доме, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Бруснева, дом 4;
комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя разработан и утвержден План мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам контрольного мероприятия "Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет города Ставрополя доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя и местах внеуличной дорожной сети, относящихся к собственности города Ставрополя, за 2016 - 2017 годы".
По результатам рассмотрения представлений контрольно-счетной палаты к дисциплинарной ответственности привлечены 5 сотрудников муниципальных организаций города Ставрополя. На контроле остается реализация 2 представлений.
В отчетном периоде при реализации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях должностными лицами контрольно-счетной палаты составлено 18 протоколов об административных правонарушениях. Из 18 протоколов 2 должностных лица и 2 юридических лица постановлениями мировых судей освобождены от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного деяния с объявлением устного замечания. По 4 протоколам об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях прекращено ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
В отчетном периоде по результатам рассмотрения протоколов, в том числе составленных в 2017 году, судами были приняты 13 постановлений, из них 11 - в отношении должностных лиц и 2 - в отношении юридических лиц, о признании привлекаемых лиц виновными в совершении административных правонарушений и привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 147 541,58 рублей. Общая сумма уплаченных административных штрафов за 2018 год составила 304 168,00 рублей (том числе по судебным постановлениям 2017 года). Находятся в производстве мировых судей города Ставрополя на рассмотрении 3 протокола об административном правонарушении, составленные в отчетном периоде в отношении должностных лиц.
4. Взаимодействие контрольно-счетной палаты с государственными и муниципальными органами, работа с обращениями граждан
Контрольно-счетной палатой ежегодно проводятся совместные мероприятия с Контрольно-счетной палатой Ставропольского края: в 2018 году проведено два совместных контрольных мероприятия.
В отчетном периоде на основании Положения о порядке взаимодействия прокуратуры города Ставрополя и Контрольно-счетной палаты города Ставрополя, заключенного 14 августа 2014 г., и Положения о порядке взаимодействия прокуратуры города Ставрополя с контрольно-счетной палатой города Ставрополя, заключенного 17 мая 2018 г., в адрес прокуратуры были направлены материалы по результатам проведения 6 контрольных мероприятий с целью принятия мер прокурорского реагирования и 13 заключений по результатам экспертно-аналитических мероприятий. По всем направленным сведениям получены ответы. По результатам рассмотрения материалов контрольно-счетной палаты прокуратурой города в адрес главы города Ставрополя внесено 2 представления, 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
За 2018 год в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - УФАС по СК) направлены сведения о фактах нарушения положений Федеральных законов от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выявленных по результатам проведения 9 контрольных мероприятий, по результатам рассмотрения которых в 12 случаях возбуждено административное производство в отношении должностных лиц функциональных и территориальных органов администрации города Ставрополя и муниципального унитарного предприятия, из них в 7 случаях вынесены постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении на общую сумму 150,00 тыс. рублей. Материалы трех контрольных мероприятий продолжают находится на рассмотрении в УФАС по СК.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в целях соблюдения Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в прокуратуру города Ставрополя направлялись проекты приказов контрольно-счетной палаты.
В контрольно-счетной палате проведена проверка исполнения законов с целью проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции при предоставлении муниципальными служащими контрольно-счетной палаты города Ставрополя сведений о доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год на себя, своих супругов и несовершеннолетних детей. В ходе проведенной проверки нарушений законов, относящихся к предмету проверки, не выявлено.
В 2018 году в контрольно-счетную палату поступило 4 обращения граждан, включая обращения объединений граждан и гражданина по общему проблемному вопросу.
Граждане обращались с заявлениями о проведении проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных на выполнение аварийно-восстановительных работ по многоквартирному жилому дому, проверки нарушений допущенных при осуществлении закупки товаров для обеспечения муниципальных нужд путем проведения аукциона в электронной форме, рассмотрении предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации. Каждое обращение было рассмотрено контрольно-счетной платой в установленном федеральным законом порядке. По вопросам, изложенным в обращениях граждан и находящимся в компетенции контрольно-счетной палаты, заявителям даны ответы.
Для обоснования ответа на два обращения контрольно-счетной палатой проведено плановое контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на выполнение аварийно-восстановительных работ по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: город Ставрополь, улица Бруснева, дом 4", по результатам которого подрядчиком устранены недостатки работ, выявленные в ходе контрольного мероприятия при визуальном осмотре.
На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" для решения поставленных в жалобах вопросов, разрешение которых согласно Положению о контрольно-счетной палате не входит в компетенцию палаты, одно обращение направлено в адрес в Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, а одно обращение было переадресовано в комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя.
5. Методологическая и методическая работа контрольно-счетной палаты, совершенствование организации контроля, кадровое и информационное обеспечение
Рассмотрение наиболее важных вопросов деятельности контрольно-счетной палаты, включая вопросы планирования и организации ее деятельности, методологии контрольной и аналитической деятельности проводилось на заседаниях коллегиального органа контрольно-счетной палаты. В 2018 году состоялось 48 заседаний коллегии контрольно-счетной палаты (для сравнения в 2017 году было проведено 29 заседаний).
В рамках работы по формированию внутренней нормативной базы контрольно-счетной палаты разработаны и утверждены:
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов контрольно-счетной палаты города Ставрополя;
Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в контрольно-счетной палате города Ставрополя, и муниципальными служащими контрольно-счетной палаты города Ставрополя, и соблюдения муниципальными служащими контрольно-счетной палаты города Ставрополя требований к служебному поведению;
Положение о порядке сообщения муниципальными служащими контрольно-счетной палаты города Ставрополя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Также внесены изменения в уже существующие внутренние нормативные правовые акты контрольно-счетной палаты, в частности в Регламент контрольно-счетной палаты города Ставрополя, Стандарт организации деятельности контрольно-счетной палаты "Подготовка отчетов о работе контрольно-счетной палаты города Ставрополя".
Информация о контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях размещалась на официальном сайте контрольно-счетной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.ksp26.ru (далее - сайт).
Для размещения нормативных правовых актов контрольно-счетной палаты с целью общественного обсуждения на сайт контрольно-счетной палаты добавлен раздел "Проекты нормативно-правовых актов".
В рамках проведения семинара по вопросам типовых нарушений, выявляемых комитетом финансов и бюджета администрации города Ставрополя и контрольно-счетной палатой, сотрудниками контрольно-счетной палаты были освещены вопросы о типовых нарушениях законодательства в бюджетной сфере и в области строительства.
Обучение на курсах повышения квалификации прошли три сотрудника контрольно-счетной палаты, стажировку по осуществляемым направлениям деятельности - один сотрудник, обучающий семинар по осуществляемым направлениям деятельности - один сотрудник.
Являясь членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов (далее - Союз МКСО) контрольно-счетная палата принимает участие в его деятельности: председатель контрольно-счетной палаты принимал участие в заседаниях Президиума Союза МКСО для работы в составе Ревизионной комиссии Союза МКСО.
Также председатель контрольно-счетной палаты принял участие в заседании отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.
6. Основные итоги деятельности контрольно-счетной палаты за 2018 год
Контрольно-счетной палатой в соответствии с планом работы на 2018 год было проведено 91 мероприятие, в том числе 64 экспертно-аналитических и 27 контрольных. 2 контрольных мероприятия проведены совместно с представителями Контрольно-счетной палаты Ставропольского края, одно контрольное мероприятие - совместно с представителями прокуратуры города Ставрополя.
Общая сумма нарушений финансовой дисциплины, установленных по результатам проведения экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, составила 297 583,57 тыс. рублей, в том числе: по результатам экспертно-аналитических мероприятий - 210 403,61 тыс. рублей, по результатам контрольных мероприятий - 87 179,96 тыс. рублей.
Общая сумма предупрежденных, устраненных нарушений и принятых мер по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков составила 172 461,80 тыс. рублей (или 57,9 процента от общей суммы выявленных нарушений), в том числе: по результатам проведения экспертно-аналитических мероприятий - 161 382,29 тыс. рублей, во время проведения контрольных мероприятий - 2 466,44 тыс. рублей, в рамках исполнения представлений и предписаний контрольно-счетной палаты - 8 613,07 тыс. рублей. Возмещено в доход бюджета города Ставрополя по результатам контрольных мероприятий 259,67 тыс. рублей.
Составлено 18 протоколов об административных правонарушениях, уплачено административных штрафов по результатам административного производства, возбужденного на основании протоколов контрольно-счетной палаты, на общую сумму 304,17 тыс. рублей.
7. Сравнительный анализ результатов деятельности контрольно-счетной палаты
В отчетном периоде по сравнению с 2017 годом отмечается сокращение общего объема нарушений, выявляемых контрольно-счетной палатой, на сумму 65 079,65 тыс. рублей или 17,9 процента, за счет снижения объема нарушений, установленных по результатам контрольных мероприятий, при росте объема нарушений, выявляемых по результатам экспертно-аналитических мероприятий.
Причинами снижения сумм выявляемых нарушений по результатам контрольных мероприятий послужили переход от суммового учета выявляемых нарушений в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд к количественному учету (для сравнения в 2017 году объем выявленных нарушений в указанной сфере составил 59 654,84 тыс. рублей, в 2018 году - 11 219,52 тыс. рублей).
Также наблюдается повышение финансовой дисциплины участников бюджетного процесса с одновременным введением персональной ответственности должностных лиц.
Количество проводимых контрольно-счетной палатой мероприятий в целом по сравнению с 2017 годом сократилось на 23 мероприятия за счет снижения количества экспертно-аналитических мероприятий, что в свою очередь обусловлено уменьшением количества экспертиз муниципальных программ. Количество проведенных контрольных мероприятий возросло на 17,4 процента.
8. Основные направления деятельности контрольно-счетной палаты в 2019 году
Приоритетные направления деятельности контрольно-счетной палаты в 2019 году определены в соответствии с задачами и функциями, возложенными на контрольно-счетную палату БК РФ, Федеральным законом N 6-ФЗ, Положением о контрольно-счетной палате и иными нормативными правовыми актами. План работы контрольно-счетной палаты на 2019 год сформирован с учетом поручений Ставропольской городской Думы и предложений прокуратуры города Ставрополя.
В рамках реализации своих полномочий одной из первоочередных задач контрольно-счетная палата считает обеспечение и дальнейшее развитие контроля формирования и исполнения бюджета города Ставрополя. Планом работы контрольно-счетной палаты на 2019 год предусмотрен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке законности и результативности использования бюджетных средств, а также полноты и своевременности поступления в бюджет города Ставрополя отдельных видов доходов.
В целях совершенствования контроля исполнения бюджета города Ставрополя и повышения эффективности использования бюджетных средств контрольно-счетная палата продолжит работу по смещению акцентов с последующего контроля на предварительный и текущий. Первоочередной задачей в 2019 году станет предупреждение неэффективного и предотвращение неправомерного и нецелевого расходования средств городского бюджета.
В 2019 году основными направлениями деятельности контрольно-счетной палаты остается аудит реализации муниципальных программ, а также финансово-экономическая экспертиза муниципальных программ, в том числе на предмет их соответствия целям, задачам, определенным в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и национальных проектах (программах).
Важным составляющим в работе контрольно-счетной палаты в 2019 году остается контроль за реализацией мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений и недостатков, а также за рассмотрением внесенных контрольно-счетной палатой предложений по совершенствованию бюджетного процесса в городе Ставрополе и контрактной системы в сфере закупок для муниципальных нужд.
Председатель контрольно-счетной палаты города Ставрополя |
М.К. Колесова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ставропольской городской Думы от 30 апреля 2019 г. N 337 "Об отчете о деятельности контрольно-счетной палаты города Ставрополя за 2018 год"
Настоящее решение вступает в силу с 30 апреля 2019 г.
Текст решения опубликован на официальном сайте Ставропольской городской Думы (www.dumast.ru)
В газете "Вечерний Ставрополь" от 18 мая 2019 г. N 90 (6702)