Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
администрации Урупского
муниципального района
от 27 января 2017 г. N 27
План
действий по ликвидации аварийных ситуаций в системах электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения, с учетом взаимодействия энергоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального комплекса всех форм собственности на территории Урупского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Настоящий План действий по ликвидации аварийных ситуаций в системах электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения с учетом взаимодействия энергоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального комплекса (далее - План) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами и правилами в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям, на основании:
Жилищного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115;
Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167;
Правил технической эксплуатации электроустановок потребителями, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6;
МДК 4-01.2001 "Методические рекомендации по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса", утвержденных Приказом Госстроя РФ от 20.08.2001 N 191;
Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103;
ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст.
1.2. Действие настоящего Плана распространяется на отношения по организации взаимодействия в ходе ликвидации аварий между организациями теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения осуществляющими деятельность на территории Урупского муниципального района (далее - энергоснабжающие организации), управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, обслуживающими жилищный фонд (далее - управляющие организации, ТСЖ), абонентами (потребителями коммунальных ресурсов) и администрацией Урупского муниципального района.
1.3. В настоящем Плане используются понятия и определения в значениях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов":
"внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме: инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения);
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и отоплению, с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные ресурсы;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
"централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем);
"технологические нарушения" - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал, отклонение параметров энергоносителя, экологическое воздействие, повреждение оборудования, другие факторы снижения надежности), которые подразделяются на аварии и инциденты;
"инцидент" - отказ или механическое повреждение оборудования и (или) сетей, проявление скрытого дефекта конструкции, отдельного элемента сооружений действующего производственного объекта, отказ обслуживающих его систем (систем телемеханики, связи, энергоснабжения, и другие), не повлиявшее на работоспособность объекта, но вызвавшее необходимость принятия нештатных действий, не предусмотренных планом технического обслуживания и ремонта, для восстановления его безопасного состояния;
"технологический отказ" - вынужденные отключение или ограничение работоспособности оборудования, приведшее к нарушению процесса производства и (или) передачи энергоресурсов потребителям, если они не содержат признаков аварии;
"авария" - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде;
"чрезвычайная ситуация" (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности населения.
1.4. Аварией считается отказ элементов систем, сетей и источников теплоснабжения, повлекший прекращение подачи тепловой энергии потребителям и абонентам на отопление и горячее водоснабжение на период более 8 часов (Приказ Минрегиона N 48 от 14.04.2008 "Методика проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса").
1.5. Авариями в водопроводных сетях считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, сооружений водопроводных сетей, восстановление работоспособности которых продолжается более 24 часов;
- повреждение трубопроводов водопроводной сети, вызвавшее перерыв водоснабжения потребителей на срок более 8 часов, прекращение водоснабжения или общее снижение более чем на 50 % отпуска воды потребителям продолжительностью выше 16 часов.
1.6. Авариями в электрических сетях считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, основного оборудования трансформаторных подстанций (силовые трансформаторы; оборудование распределительных устройств напряжением 10 (6) кВ и выше), восстановление работоспособности которых, после выхода их из строя, может быть произведено в срок более 7 суток;
- повреждение питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10 (6) кВ и выше, которая была восстановлена после выхода ее из строя: воздушная линия - за период более 3 суток, кабельная линия - за период более 10 суток;
- неисправности оборудования и линий электропередач, вызвавшие перерыв электроснабжения:
одного и более потребителей первой категории, превышающий время действия устройств АПВ (автоматическое повторное включение) или АВР (автоматическое включение резерва) электроснабжающей организации (при несоответствии схемы питания потребителей первой категории требованиям ПУЭ (правила устройства электроустановок) аварией считается перерыв электроснабжения этих потребителей продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей);
одного и более потребителей второй категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
одного и более потребителей третьей категории продолжительностью более 24 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей.
1.7. Авариями в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании управляющих организаций и ТСЖ, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, сооружений, инженерных сетей внутридомового имущества (сетей теплоснабжения в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов);
- повреждение трубопроводов водопроводной сети, вызвавшее перерыв водоснабжения потребителей на срок более 8 часов, прекращение водоснабжения или общее снижение более чем на 50 % отпуска воды потребителям продолжительностью выше 16 часов;
- разрушение (повреждение) основного электрооборудования, а также неисправности оборудования и линий электропередач, вызвавшие перерыв электроснабжения одного и более потребителей второй категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала управляющей компании или ТСЖ, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
1.8. Основной задачей ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и ТСЖ является обеспечение устойчивой и бесперебойной работы тепловых, водопроводных, канализационных, электрических сетей, обеспечение качества предоставления коммунальных ресурсов в пределах нормативов, принятие оперативных мер по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий на источниках теплоснабжения, тепловых, водопроводных, электрических сетях и системах водоотведения.
1.9. Основными направлениями предупреждения возникновения аварий являются:
- постоянная подготовка персонала к ликвидации возможных технологических нарушений путем повышения качества профессиональной подготовки, своевременного проведения противоаварийных тренировок;
- создание необходимых аварийных запасов материалов и оборудования;
- обеспечение персонала необходимыми средствами защиты, связи, пожаротушения, инструментом, автотранспортом и другими механизмами;
- обеспечение наличия на рабочих местах схем технологических соединений трубопроводов, программ технологических переключений, инструкций по ликвидации технологических нарушений.
1.10. Ресурсоснабжающие организации, управляющие компании и ТСЖ, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, должны иметь круглосуточно работающие оперативно-диспетчерские и (или) аварийно-восстановительные службы (далее - ОДС и АВС соответственно).
Состав аварийно-восстановительных служб, перечень машин и механизмов, приспособлений и материалов для ликвидации аварийных ситуаций утверждается руководителем организации.
В организациях, штатным расписанием которых не предусмотрены ОДС и (или) АВС, обязанности оперативного руководства ликвидацией аварии возлагаются на лицо, назначенное соответствующим приказом руководителя организации.
1.11. Общую координацию действий ОДС и (или) АВС по ликвидации аварийной ситуации осуществляет администрация той организации, в границах эксплуатационной ответственности которой возникла аварийная ситуация.
Сведения о телефонах ОДС уточняются до начала отопительного сезона и предоставляются в ЕДДС администрации Урупского муниципального района (далее - ЕДДС).
2. План действий ресурсоснабжающих организаций и потребителей при ликвидации аварийных ситуаций
2.1. При возникновении аварийной ситуации на наружных инженерных сетях электроснабжения, водоснабжения (водоотведения), теплоснабжения, ресурсоснабжающая организация обязана:
2.1.1. Принять меры по обеспечению безопасности на месте аварии (ограждение, освещение, охрана) и действовать в соответствии с ведомственными инструкциями по ликвидации аварийных ситуаций.
2.1.2. Силами аварийно-восстановительных бригад (групп) в течение 15 минут приступить к ликвидации создавшейся аварийной ситуации.
2.1.3. В течение 30 минут информацию о причинах возникновения аварийной ситуации, о решении принятом по вопросу ее ликвидации, диспетчер ОДС соответствующей ресурсоснабжающей организации сообщает:
в ЕДДС администрации Урупского муниципального района;
диспетчерам тех организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и иных объектов жизнеобеспечения;
- диспетчерским службам потребителей.
2.1.4. По окончании ликвидации аварии, оповестить о времени подключения управляющие организации или ТСЖ.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.1.6. Об окончании ликвидации аварии информировать ЕДДС.
2.2. При возникновении аварийных ситуаций на внутридомовых инженерных системах электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, управляющая компания или ТСЖ, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома обязаны:
2.2.1. Силами аварийно-восстановительных бригад (групп) в течение 15 минут приступить к ликвидации создавшейся аварийной ситуации.
2.2.2. В течение 30 минут предупредить телефонограммой о характере аварии и ориентировочном времени ее устранения ЕДДС и соответствующую ресурсоснабжающую организацию.
2.2.3. Оповестить собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном жилом доме, попадающих под отключение, о продолжительности устранения аварии.
2.2.4. При невозможности отключения внутренних систем в границах эксплуатационной ответственности направить телефонограмму ресурсоснабжающей организации об отключении дома на наружных инженерных сетях.
2.2.5. После ликвидации аварии поставить в известность соответствующую ресурсоснабжающую организацию и ЕДДС.
2.3. Организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие на своем балансе коммуникации или сооружения расположенные в районе возникновения аварии, по вызову диспетчера ресурсоснабжающей организации направляют, в любое время суток в течение 1 часа, своих представителей (ответственных дежурных) для согласования условий производства работ по ликвидации аварии.
2.4. В случае не устранения аварии по истечении 12 часов, прошедших с момента отключения системы жизнеобеспечения, по предложению руководителя ресурсоснабжающей организации, управляющей организации или ТСЖ, администрацией Урупского муниципального района может быть организовано проведение заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности с целью принятия конкретных мер для ликвидации аварии и недопущения ее развития в чрезвычайную ситуацию, по истечении 24 часов.
3. План действий оперативно-диспетчерских и аварийно-восстановительных служб при возникновении и ликвидации аварий на источниках энергоснабжения, сетях и системах энергопотребления
3.1. При возникновении аварийной ситуации, энергоснабжающие, ресурсоснабжающие и транспортирующие организации (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) в течение всей смены осуществляют передачу оперативной информации в ЕДДС администрации Урупского муниципального района.
3.2. При поступлении в ОДС энергоснабжающих организаций сообщения о возникновении аварии на инженерных сетях, об отключении или ограничении энергоснабжения потребителей диспетчерская служба обязана в минимально короткий срок:
направить к месту аварии аварийную бригаду;
сообщить о возникшей ситуации по имеющимся у нее каналам связи руководству предприятия и оперативному дежурному ЕДДС;
принять меры по обеспечению безопасности в месте обнаружения аварии (выставить ограждение и охрану, осветить место аварии) и действовать в соответствии с инструкцией по ликвидации аварийных ситуаций.
3.3. На основании сообщения с места обнаруженной аварии на объекте или сетях энергоснабжения, ответственное должностное лицо энергоснабжающей организации определяет:
какие переключения в сетях необходимо произвести;
как изменится режим энергоснабжения в зоне обнаруженной аварии;
какие абоненты, и в какой последовательности могут быть ограничены или отключены от конкретных видов энергоносителей;
когда и какие инженерные системы при необходимости должны быть опорожнены;
на какой период времени, какие конкретно потребители энергоресурсов будут ограничены (или полностью отключены) в энергоснабжении;
какими силами и средствами будет устраняться обнаруженная авария;
3.4. О возникновении аварийной ситуации, и принятом решении по ее локализации и ликвидации, предположительном времени на восстановление энергоснабжения потребителей руководитель работ по локализации и устранению аварии, либо диспетчер соответствующий ОДС энергоснабжающих организаций немедленно информирует по имеющимся у него каналам связи руководство организации, диспетчеров организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и коммуникаций, диспетчерским службам потребителей, попавших в зону аварии, ЕДДС и Председателя Комиссии по ЧС и ПБ администрации Урупского муниципального района.
3.5. Организации всех форм собственности, имеющие свои коммуникации или сооружения в месте возникновения аварии, направляют своих представителей по вызову диспетчера энергоснабжающей, ресурсоснабжающей, транспортирующей организации для согласования условий производства работ по ликвидации аварии в любое время суток.
3.6. Решение об отключении систем подогрева горячего водоснабжения принимается энергоснабжающей (транспортирующей) организацией по согласованию с Управляющими компаниями или ТСЖ по территориальной принадлежности.
3.7. Решение о введении режима ограничения или отключения тепловой энергии потребителей, при возникновении аварийной ситуации, принимается руководством энергоснабжающих, ресурсоснабжающих организаций в соответствии с действующими нормативными документами и Правилами.
Команды об отключении и опорожнении систем теплоснабжения и теплопотребления проходят через соответствующие диспетчерские службы.
3.8. Отключение систем отопления жилых домов, последующее их заполнение и включение в работу производятся силами оперативно-диспетчерских и аварийно-восстановительных служб управляющих компаний, ТСЖ.
3.9. Если в результате обнаруженной аварии подлежат отключению или ограничению в подаче энергоресурсов медицинские организации, дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, диспетчер энергоснабжающей организации незамедлительно сообщает об этом в соответствующие организации и учреждения по всем доступным каналам связи.
3.10. При аварийных ситуациях на объектах потребителей, связанных с затоплением водой чердачных, подвальных, жилых помещений, возгоранием электрических сетей и невозможностью потребителя произвести отключение на своих сетях, заявка на отключение подается в соответствующую диспетчерскую службу энергоснабжающей организации и выполняется как аварийная.
3.11. Ликвидация аварии на инженерных сетях с количеством отключаемых потребителей более 10 производится по плану, согласованному с заместителем главы администрации Урупского муниципального района, курирующим вопросы строительства, коммунального хозяйства, транспорта и связи.
3.12. В случае, когда в результате аварии создается угроза жизни людей, разрушения оборудования, коммуникаций или строений, диспетчеры (начальники смен) энергоснабжающих, ресурсоснабжающих и транспортирующих организаций отдают распоряжение на вывод из работы оборудования без согласования, но с обязательным немедленным извещением Председателя Комиссии по ЧС и ПБ администрации Урупского муниципального района перед отключением, и после проведения переключений по выводу из работы аварийного оборудования или участков сетей.
3.13. В обязанности ответственного за ликвидацию аварии входит:
вызов, при необходимости, через диспетчерские службы соответствующих представителей организаций и ведомств, имеющих коммуникации, сооружения в месте аварии, согласование с ними проведения земляных работ для ликвидации аварии;
организация выполнения аварийно-восстановительных работ на подземных коммуникациях и обеспечение безопасных условий производства работ;
предоставление промежуточной и итоговой информации, о завершении аварийно-восстановительных работ по восстановлению рабочей схемы, в соответствующие диспетчерские службы.
3.14. При необходимости по запросу энергоснабжающих организаций диспетчер ЕДДС передает заявку и осуществляет контроль за поставкой автотранспорта и спецтехники организацией, привлекаемой для ликвидации аварии.
3.15. В случае возникновения крупных аварий, вызывающих возможные перерывы энергоснабжения на срок более суток, решением главы администрации Урупского муниципального района создается Штаб по оперативному принятию мер для обеспечения устойчивой работы объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального комплекса Урупского муниципального района.
3.16. Решением Комиссии по ЧС и ПБ администрации Урупского муниципального района к аварийно-восстановительным работам могут привлекаться специализированные строительно-монтажные и другие организации. Постановлением администрации Урупского муниципального района определяется перечень организаций, привлекаемых решением Комиссии по ЧС и ПБ администрации Урупского муниципального района к ликвидации угрозы и возникшей чрезвычайной ситуации, вызванной технологическими нарушениями на системах энергоснабжения, и порядок ликвидации чрезвычайной ситуации.
3.17. Восстановительные работы выполняются по программам и в сроки, согласованные с Комиссией по ЧС и ПБ администрации Урупского муниципального района и заместителем главы администрации Урупского муниципального района, курирующего по вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.