Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета Хабезского
муниципального района
от 24 марта 2017 г. N 14
Программа
социально-экономического развития Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2021 годы
Паспорт
программы социально-экономического развития Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2021 годы
Наименование Программы |
Программа социально-экономического развития Хабезского муниципального района на 2017 - 2021 годы |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Заказчик Программы |
Администрация Хабезского муниципального района |
Основной разработчик Программы |
Отдел экономического развития и муниципального имущества администрации Хабезского муниципального района |
Основная цель программы |
Создание условий для формирования эффективной экономики Хабезского муниципального района, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения района, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного и аграрного потенциала. |
Основные задачи Программы |
- целевая поддержка приоритетных отраслей и производств, стимулирование спроса на их продукцию, стабилизация сельскохозяйственного производства, поддержка перерабатывающих отраслей АПК; - создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; - развитие товарного приусадебного, фермерского хозяйства; - развитие кадрового потенциала, создание условий для закрепления специалистов на селе; - развитие транспортной, инженерной инфраструктуры района; - реформирование жилищно-коммунального комплекса, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; - создание условий для развития сферы услуг - транспортных, ЖКХ, торговли, здравоохранения, образования, физкультуры и спорта; - формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни; - развитие социальной инфраструктуры, социальная защита населения |
Срок реализации Программы |
2017 - 2021 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Администрация Хабезского муниципального района, организации и предприятия района |
Объемы и источники финансирования Программы |
Суммарный объем финансирования Программы в 2017 - 2021 годы составляет 3596,467 млн. рублей, из них: - средства федерального бюджета 720,052 млн. рублей; - средства республиканского бюджета 932,314 млн. рублей; - средства муниципального бюджета 105,506 млн. рублей; - Внебюджетные источники всего 1838,595 млн. рублей; в том числе: - собственные и заемные средства участников Программы - 1317,835 млн. руб. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Администрация Хабезского муниципального района контролирует своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального, республиканского и районного бюджета. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы ожидается: - Увеличение объема производства промышленной продукции; - Дотационность муниципального бюджета снизится с 91,5% до 88,7%. - За время реализации Программы будет создано 244 новых рабочих места; - Оборот розничной торговли возрастет на 65,6%; - Уровень газификации района достигнет 90,8%; - Увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами на 25,0%, улучшится сбыт этой продукции. |
2. Введение
Программа социально-экономического развития Хабезского муниципального района разработана в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ.
Правовой основой Программы являются положения Конституции Российской Федерации, правительственные документы о разграничении полномочий и предметов ведения федерального центра, субъектов Российской Федерации и муниципального образования.
Программа социально-экономического развития Хабезского муниципального района на среднесрочную перспективу (2017 - 2021 годы) (далее Программа) определяет ключевые направления деятельности органов местного самоуправления на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития района, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности.
Достижение этих целей возможно при условии проведения активной экономической политики.
В связи с этим Программа предполагает реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Для этого требуется создание эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человека и бизнеса.
Программой предусматривается разработка механизмов, направленных на повышение эффективности проводимых реформ на основе анализа их практической реализации и выполнение задач, поставленных главой администрации района перед органами местного самоуправления.
3. Общая характеристика Хабезского муниципального района
Хабезский район образован в 1928 году. В границах, установленных в настоящее время, площадь района составляет 526 кв. км.
Он расположен в северо-западной части основного землепользования Карачаево-Черкесской Республики.
Климат зоны расположения района умеренно-континентальный с теплым летом и холодной устойчивой зимой.
Среднегодовая температура воздуха составляет +8,7°С с незначительными колебаниями в отдельные годы. Сумма средних суточных температур за активную вегетацию составляет 26000, что вполне достаточно для роста и развития всех районированных сельскохозяйственных культур.
Наибольшее количество осадков выпадает в теплое время года. Самый дождливый месяц июнь. Самые сухие - январь, февраль.
Для территории района характерна относительная однородность почвенного покрова. Господствующими типами почв, расположенных повсеместно, являются черноземы выщелоченные и частично предкавказские черноземы.
Почвы в целом отличаются высоким плодородием, что дает возможность интенсивно использовать их в сельскохозяйственном производстве (выращивание зерновых и технических культур).
Сырьевые ресурсы представлены месторождениями строительных материалов. К ним относятся месторождения глины, строительного гипса, известняка.
На территории района протекают реки Малый Зеленчук, Большой Зеленчук.
Хабезский район граничит на севере с Адыге-Хабльским районом, на востоке с Прикубанским, Усть-Джегутинским и Карачаевским районами, на юге и юго-западе - с Зеленчукским районом и на западе с Краснодарским краем.
Административным центром муниципального образования является а. Хабез.
На территории района расположены 10 сельских поселений. Население района 30,7 тыс. человек расселяется в 13 населенных пунктах.
Плотность населения составляет 58 человек на 1 кв. м. Все населенные пункты соединены с районным центром автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием.
Протяженность этих дорог составляет 577,6 км.
4. Социально-экономическое состояние Хабезского муниципального района
Состояние социально-экономического развития Хабезского муниципального района приведено в Приложении N 1 к Программе.
Промышленность района представлена ОАО "Хабезский гипсовый завод". Основными видами промышленной продукции по отраслям соответственно являются:
- гипс строительный, щебень, отсев, стеновые и фундаментные блоки, тротуарные плитки, известняк, гравий.
Конверсия, приватизация и другие реформы промышленных предприятий привели к спаду производства. Это продолжение роста тарифов на энергоресурсы и грузовые перевозки, высокая степень износа основных фондов предприятий.
Все перечисленные предприятия промышленности имеют потенциал перспективного роста и способны составить экономическое ядро финансовой базы развития района.
Вместе с тем они требуют серьезной производственной модернизации, чтобы обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.
Цены на промышленную продукцию изменились в соответствии с ростом или снижением цен на сырье и энергоносители. Каких-либо резких колебаний цен по сравнению с ценами, сложившимися на товарном рынке, не наблюдается.
Сельское хозяйство, как и в целом, агропромышленный комплекс района, развивается в последние годы в условиях незащищенности продовольственного рынка страны. Большинство сельхозпредприятий оказалось за гранью выживания. Характерными приметами времени были отключение электроэнергии, отсутствие ГСМ, рост кредиторских долгов, невыплата заработной платы, рост залежных земель. Именно в таких условиях, на основе действующего законодательства район пошел по пути преобразования и оздоровления сельхозпредприятий.
Это позволило несколько стабилизировать производство сельскохозяйственной продукции, а по некоторым видам нарастить.
Однако финансовое состояние многих сельхозпредприятий остается сложным, темпы финансового оздоровления пока не отвечают требованиям времени. Не происходит стабильного расширенного воспроизводства. Уровень оплаты труда, доходы работников отрасли, хотя и повышаются, по-прежнему продолжают оставаться на низком уровне по сравнению с другими отраслями.
Существенную роль в экономике района играет мелкотоварный сектор. Это крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. В районе насчитывается более 200 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые используют около 30% пашни района. Налицо ряд положительных тенденций развития этого сектора. Создана солидная материально-техническая база, практически нет задолженности по заработной плате, платежам в бюджеты и внебюджетные фонды. Личные подсобные хозяйства района начинают ориентироваться не только на обеспечение личных нужд, но и на рынок, пополняя источники доходов жителей села. Дальнейшее развитие подворья, позволит решить в районе проблему занятости населения, и будет способствовать увеличению доходов на селе. Вместе с тем производственный и социальный потенциал КФХ и личных подсобных хозяйств, малого предпринимательства на селе используется недостаточно эффективно. Они испытывают острый дефицит финансовых, в том числе заемных ресурсов. Недостаточно учитываются интересы и потребности сельских жителей, особенно по закупке у них выращенной сельскохозяйственной продукции.
Грузовые и пассажирские перевозки в районе осуществляются автомобильным транспортом.
За 2016 год динамика грузоперевозок автомобильным транспортом относительно прошлого года характеризуется положительно. Объем перевезенных грузов составил 24,9 тыс. тн., что на 3,3 тыс. тн. больше в сравнении с прошлым отчетным периодом, грузооборот составил 205,6 тыс. тн/км, что на 15,4% больше к уровню прошлого года.
Общий пассажирооборот автомобильного транспорта повысился на 399,2 тыс. пасс/км и составил 3999,2 тыс. пасс./ км.
Перевозкой пассажиров занимается ООО "Хабезтранском". Подвижной состав его составляет 10 единиц автобусов.
Объем оказанных услуг связи за 2016 год составляет 13971,2 тыс. руб., по сравнению с 2015 годом этот показатель повысился на 3,6%. В районе нет населенных пунктов не телефонизированных.
Кроме того, действуют две башни сотовой связи (Мегафон и Билайн). В проекте строительство еще двух башен телефонной связи.
Достаточно высок охват населения радиотелевизионным вещанием.
В инвестиционной деятельности района за ряд лет прослеживаются определенные тенденции:
- ведется строительство и реконструкция объектов водоснабжения за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов, спонсорской помощи;
- индивидуальное жилищное строительство осуществляется за счет собственных средств населения и средств федерального, республиканского и районного бюджетов по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
- ведется газификация района за счет средств республиканского и районного бюджетов, населения, средств ОАО "Газпром", спонсорской помощи;
- сельхозпредприятия обновляют материально-техническую базу, приобретая за счет собственных средств и кредитов банка комбайны, тракторы и другую технику;
- ведется строительство объектов торговли и общественного питания за счет средств предпринимателей;
- планируется большой объем инвестиций в промышленность;
Таким образом, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2016 году составил 185,9 млн. рублей.
За 2016 год в районе газифицировано 12 домовладений. Общая протяженность газопроводов в районе составляет - 321,42 км, из них 228,68 км - надземные, 92,74 км - подземные. Уровень газификации составляет 84%.
В течение 2016 года введено в действие 15 зданий жилого назначения общей площадью 2,1 тыс. кв. м., что в сравнении с прошлым периодом меньше на 10,3%.
На потребительском рынке района отмечается устойчивый рост оборота розничной торговли, обусловленный увеличением реальных денежных доходов населения.
Оборот розничной торговли за 2016 год составил 437,7 млн. рублей, что на 8,2% меньше, чем за 2015 год.
Оборот общественного питания за 2016 год составил 20,8 млн. рублей, что на 32,6% меньше, чем за 2015 год.
В расчете на одного жителя района оборот общественного питания составил 677 рублей.
На территории района в основном реализуются продукты питания. Из непродовольственных товаров преобладает торговля хозяйственными и строительными материалами. Все остальное, необходимое для удовлетворения потребностей, населением приобретается, в основном, на вещевом рынке.
За последние годы структура платных услуг, оказываемых населению района, приобрела устойчивый характер и почти на две трети формируется за счет доминирующих видов услуг, таких как бытовые, жилищно-коммунальные, услуги связи и пассажирского транспорта. В течение 2015 года на территории района населению района оказано платных услуг на сумму 219,6 млн. рублей, что на 4,9% меньше к уровню 2015 года.
Определенное место в экономике района занимает малое предпринимательство. Выручка от реализации продукции и за выполненные работы за последние четыре года возросли на 70%. Созданы новые рабочие места. Большую роль малый бизнес сыграл в насыщении рынка товарами потребительского спроса.
Появились первые ростки предпринимательства в производственной сфере. Однако этого недостаточно, так как недостаточно развивается малое предпринимательство в сфере строительства, оказания жилищно-коммунальных услуг, производства строительных материалов.
Инновационная деятельность в районе направлена прежде всего на развитие таких отраслей как сельское хозяйство и промышленность.
В сельском хозяйстве, в основном предусматривается внедрение прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и внедрение прогрессивных технологий в животноводстве. Так в текущем году сахарная свекла в районе будет выращиваться без затрат ручного труда с применением гербицидов и ядохимикатов. Будет продолжаться наращивание производства конкурентоспособной продовольственной пшеницы и картофеля. Для чего определяются лучшие, прогрессивные сорта, посев семенами высших репродукций и по интенсивным ресурсосберегающим технологиям.
В районе имеет место тенденция увеличения численности населения.
Численность занятого и экономически активного населения также постепенно растет.
Динамика общей и регистрируемой безработицы за 2012-2016 годы представлены в приложении. Структура занятости населения сложилась на территории района на протяжении ряда лет и каких-либо резких колебаний не происходит.
Анализируя формирование доходной части местного бюджета по собственным доходам в течение ряда лет видно, что ежегодно происходили преобразования в налоговой и бюджетной сфере, перераспределение доходных источников между бюджетами разных уровней.
Собственные доходы в общем объёме доходов консолидированного бюджета в 2016 году составили 8,9%, налоговых доходов поступило 7,2% от собственных доходов, неналоговых доходов соответственно 1,7%.
В 2016 году основным доходным источником стал подоходный налог, поступление которого составило 3,4% от общих поступлений, налога на имущество организаций соответственно 1,1%.
Наибольшие поступления по неналоговым доходам получены от арендной платы, которые составили 0,2% - от общих поступлений или 13,3% от неналоговых поступлений.
Политика развития реального сектора экономики способствовала росту доходов населения.
Рост зарплаты бюджетников, производственной сферы, стипендий, пенсий, пособий и других выплат социального характера обеспечили реальное повышение денежных доходов населения и уровня жизни.
Среднемесячная зарплата в реальном выражении за 2016 год составила 17882,5 рублей, что на 3,8% больше прошлого года.
Демографическая ситуация в районе характеризуется ежегодным увеличением численности населения, которое связано прежде всего с естественным приростом населения. Удельный вес пенсионеров в общей численности населения составляет 17,9%, не достигшего трудоспособного возраста - 22,5%, трудоспособное население - 59,6%.
В 2016 году число родившихся в районе составляет 361 человек и по сравнению с 2015 годом повысилось на 18 человек. Коэффициент рождаемости в 2016 году составил 11,8 на 1000 человек населения, против 11,2 в 2015 году.
Число умерших в 2016 году составило 250 человек, а в 2015 году - 230 человек. Коэффициент смертности в 2016 году составил 8,1 в расчете на 1000 человек населения, против 7,5 в 2015 году.
Ситуация в основных отраслях социальной сферы представлена следующим образом.
В целях реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощью, санитарно-эпидемиологического благополучия в районе функционируют 1 лечебно-профилактическое учреждение, в составе: поликлиника и 2 врачебные амбулатории на 360 посещений в смену, 2 участковые больницы, центральная районная больница на 145 коек круглосуточного пребывания и 42 койки дневного стационара, 9 фельдшерско-акушерских пунктов. Для оказания медицинской помощи в районе работают 90 врачей и 337 средних медицинских работников. Укомплектованность врачами составляет 88%.
В районе во всех лечебно-профилактических учреждениях развернуто 147 коек, т.е. обеспеченность составила 48 на 10 тысяч населения. В стационарах района ежегодно получают стационарное лечение от 4847 до 5550 населения. Уровень госпитализации возрос до 1831,9 на 10000 населения.
Улучшилась работа койки в ЦРБ с 296,0 до 322,1.
Улучшился показатель среднего пребывания на койке, что позволило увеличить число пролеченных больных.
Увеличился охват профосмотром взрослого населения с 92,1 до 100,3%, полностью от потребности проведена диспансеризация инвалидов и участников Великой отечественной войны, инвалидов-интернационалистов.
В Хабезском муниципальном районе сохранена сеть и статус образовательных учреждений. В настоящее время функционируют 13 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 3425 учеников, 1 основное образовательное учреждение. 1028 детей занимаются в кружках и секциях Центра творчества детей и подростков, 13 дошкольных образовательных учреждения посещают 1438 детей.
В учреждениях образования района работают 536 педагогических работников. Процент педагогов имеющих высшее образование 90,2%. Из общего числа педагогических работников имеют квалификационную категорию 96,9%, в том числе высшую категорию - 63,2%, первую - 28,5%, вторую - 5,2%.
Скоординированные действия отдела образования и образовательных учреждений по реализации Федерального и регионального учебных планов создали гарантии гражданам района на получение качественного образования, позволили сохранить и не допустить снижения уровня обученности и качества знаний учащихся. Учительство района дает хорошие знания учащимся, о чем свидетельствует количество поступивших выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения.
В районом центре и селах района функционируют 14 клубных учреждений, 11 библиотек, детская музыкальная школа, 117 народных самодеятельных коллектива.
В учреждениях культуры, искусства работают 110 человек, около 76889 читателей посещают библиотеки района, 390 детей посещают музыкальную школу.
Анализ состояния системы управления представлен следующим образом: в целях обеспечения исполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, а также отдельных государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления, администрацией Хабезского муниципального района разработана, а представительным органом района утверждена структура администрации района, предусматривающая в своем составе наличие отраслевых и функциональных органов в виде структурных подразделений. Утверждено штатное расписание администрации района. Аналогичная процедура произошла и в поселениях района. Прошли государственную регистрацию местные администрации в качестве юридического лица. Сформированы структуры и штаты этих администраций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального Закона N 131-ФЗ следует читать "от 6 октября 2003 г."
Для обеспечения соответствующего уровня организационной, правовой, управленческой и информационной работы администрации района, главой района утвержден её Регламент. Полномочия структурных подразделений администрации района определяются Положениями, утвержденными главой района.
В целях правового обеспечения деятельности администрации района по реализации полномочий, районным Советом муниципального района утвержден ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок реализации этих полномочий, в том числе, правовых актов, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ. Продолжается работа по разработке и утверждению нормативных правовых актов предусмотренных Земельным, Градостроительным и Жилищным кодексами РФ.
В соответствии с решением представительного органа района, финансовый отдел администрации района создан с правами юридического лица. Администрацией района организована, в соответствии с законодательством, и проводится работа по ликвидации существующих структурных подразделений, наделенных правами юридического лица.
На уровне поселений созданы муниципальные учреждения, обеспечивающие жителей услугами организаций культуры, библиотечного обслуживания, организации досуга и спортивных мероприятий, предоставляющие услуги по содержанию и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства в сельских поселениях.
Назначение и освобождение, а также заключение трудовых договоров с руководителями этих муниципальных учреждений, осуществляется распоряжениями Главы администрации района (для МУ, где учредитель администрация района), либо главы сельского поселения (для МУ поселений).
Обеспечение открытости в деятельности органов местного самоуправления района и общедоступности информационных ресурсов, создание условий для взаимодействия органов местного самоуправления на территории района с органами государственной власти республики и гражданами строится на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Однако, при всей проводимой администрацией района работе, узким местом остается кадровый вопрос. Наделение Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальных образований конкретными вопросами местного значения и полномочиями для их реализации, требует от муниципальных служащих и работников муниципальных организаций специальных профессиональных знаний. Для выполнения своих полномочий в поселениях необходимы грамотные бухгалтеры, юристы, программисты. Главы сельских поселений повысили свою квалификацию, но основную работу выполняют специалисты администраций, а у них профессиональных знаний маловато и нет возможности на месте пополнить их. Силами администрации района с ними были проведены семинары по вопросам: организации и функционирования местного самоуправления, организации бюджетного процесса, осуществлению налоговой политики; социально-экономического развития территорий муниципальных образований, земельно-имущественного комплекса; реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий в муниципальных образованиях. Но это лишь узкие вопросы, а более глубокие знания администрация района дать не может. Также необходимы курсы профессиональной подготовки для специалистов администрации района и ее структурных подразделений среднего и младшего уровня.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Основные проблемы социально-экономического развития Хабезского муниципального района
Основные проблемы социально-экономического развития Хабезского муниципального района представлены в виде таблицы:
|
Проблемы |
Показатели |
Значение в муниципальном образовании |
Причины |
1. |
Не достаточное увеличение объемов производства промышленной продукции |
Объем производства, % к предыдущему году |
|
- Закрытие ООО "Артпром", АООТ "Виток", Хабезского маслосырзавода, снижение объемов выпускаемой продукции ОАО "Гидропневмонормаль". |
2012 г. |
166,1 |
|||
2013 г. |
97,3 |
|||
2014 г. |
201,5 |
|||
2015 г. |
134,7 |
|||
2016 г. |
114,0 |
|||
2. |
Снижение объемов производства продукции животноводства |
Объем производства, % к предыдущему году |
|
- Снижение поголовья скота в сельхозпредприятиях; - диспаритет цен на сельхозпродукцию; - высокая себестоимость производства молока и мяса, отсюда убыточность отрасли; - недостаточная кормовая база, отсутствие племенной работы; - недостаток квалифицированных кадров зооветспециалистов |
а) Молоко |
2012 г. |
92,1 |
||
2013 г. |
122,3 |
|||
2014 г. |
120,0 |
|||
2015 г. |
92,2 |
|||
2016 г. |
102,3 |
|||
б) Мясо |
2012 г. |
91,3 |
||
2013 г. |
79,4 |
|||
2014 г. |
134,6 |
|||
2015 г. |
111,3 |
|||
2016 г. |
89,8 |
|||
3. |
Недостаточный рост объемов производства продукции растениеводства |
Рост объема производства % |
|
- Политика диспаритета цен между сельхозпродукцией и промышленными товарами и услугами, потребляемыми в сельхозпроизводстве; - снижение плодородия земли; - недостаточное использование инвестиционных кредитов; - износ техники составляет 75-80%; - недостаточное использование удобрений, гербицидов, ядохимикатов; - недостаточное применение прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур; - недостаток квалифицированных кадров специалистов, руководителей среднего звена. |
а) Зерно |
2012 г. |
150,0 |
||
2013 г. |
135,0 |
|||
2014 г. |
94,2 |
|||
2015 г. |
95,9 |
|||
2016 г. |
80,0 |
|||
б) Подсолнечник |
2012 г. |
142,3 |
||
2013 г. |
134,0 |
|||
2014 г. |
124,3 |
|||
2015 г. |
48,2 |
|||
2016 г. |
101,5 |
|||
в) Картофель |
2012 г. |
86,4 |
||
2013 г. |
109,4 |
|||
2014 г. |
108,9 |
|||
2015 г. |
99,2 |
|||
|
2016 г. |
55,3 |
||
4. |
Недостаточный уровень развития малого бизнеса |
Количество малых предприятий на 10 тыс. населения |
|
- Отсутствие политики диверсификации производства в районе; - не развита инфраструктура поддержки малого предпринимательства |
2016 г. |
17 |
Матрица SWOT-анализа Хабезского муниципального района
Сильные стороны (S) - Географическое положение района благоприятствует развитию торговых связей с другими районами, Краснодарским и Ставропольским краями; - Плодородная черноземная почва; - Наличие месторождений строительных материалов: глины, известняка, строительного гипса; - Динамику развития промышленности района определяют обрабатывающее и перерабатывающее производства; - Низкий уровень социальной конфликтности населения; - Обеспеченность собственными и региональными сырьевыми ресурсами основных предприятий района. |
Слабые стороны (W) - Устаревшие технологии в большинстве производств; - Не конкурентоспособность отдельных отраслей производства; - Недостаточный уровень развития малого бизнеса; - Большое число жителей остро нуждающихся в улучшении жилищных условий; - Высокая степень износа инженерных коммуникаций в а. Хабез и других населенных пунктах района; - Плохое состояние дорожных покрытий; - Неразвитая инфраструктура досуга и сервиса; - Низкая платежеспособность населения; - Недостаток новых высокооплачиваемых рабочих мест. |
Возможности (О) - Национальные проекты в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и агропромышленном комплексе; - Эффективное использование географического положения района для привлечения инвесторов; - Развитие, преобладающих в отраслевой структуре района видов промышленности; - Загрузка имеющихся в районе неиспользуемых производственных мощностей; - Расширение рынка продукции местных производителей; - Политика, направленная на поддержку малого бизнеса и предпринимательства; - Привлечение инвестиций; - Развитие сотрудничества с другими регионами; - Развитие культурно-досугового бизнеса; - Осуществление целевой районной программы по реформированию ЖКХ; - Эффективное использование территориальных ресурсов и муниципальной собственности (земли, имущество); - Улучшение качества автомобильных дорог района; - Формирование на территории района эффективной экологической инфраструктуры. |
Угрозы (T) - Необеспеченность финансирования федеральных, региональных и муниципальных программ; - Конкуренция, способная привести к повышению стоимости жизни населения; - Ухудшение финансового положения предприятий района; - Снижение объема инвестиций, ухудшение инвестиционного климата; - Увеличение количества аварий на изношенных коммунальных сетях; - Рост стоимости жилья; - Значительная доля жителей с низкими доходами. - Криминализация общества |
Стратегические направления повышения конкурентоспособности Хабезского муниципального района
SO 1. Интенсивное развитие в районе сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 2. Дальнейшее развитие основных отраслей промышленности. 3. Интенсивное развитие в районе оптовой и розничной торговли. 4. Развитие экономических и социокультурных связей с другими районами республики. 5. Оптимизация бюджетного планирования в районе. 6. Улучшение существующих и создание новых механизмов муниципального регулирования экономики. 7. Дальнейшее развитие малого бизнеса в Хабезском муниципальном районе. 8. Повышение качества медицинских услуг населению. |
ST 1. Усиление работы по получению гарантий финансирования региональных и муниципальных программ. 2. Разработка и реализация мер по сокращению числа безработных. 3. Создание благоприятных условий для увеличения рождаемости, улучшения и доступности медицинского обслуживания населения района. 4. Всемерная поддержка развития в районе малого предпринимательства. 5. Разработка и реализация мер по привлечению на конкурентоспособные предприятия района современных инновационных технологий. 6. Принятие кардинальных мер по комплексной реконструкции населенных пунктов района, развитию инженерно-коммуникационного, энергетического и дорожно-транспортного комплекса Хабезского района. |
WО 1. Разработка программы использования промышленного потенциала для нужд района. 2. Разработка программы повышения конкурентоспособности отдельных отраслей производства. 3. Разработка программы производства более дешевой и качественной продукции, чем у конкурентов. 4. Разработка программы по улучшению демографической ситуации и укрепления здоровья жителей района. 5. Разработка программы по обновлению жилищного фонда. 6. Разработка программы строительства жилья, в том числе для социально не защищенных слоев населения. 7. Разработка программы по реформированию ЖКХ. 8. Разработка программы развития инженерно-технической и дорожно-транспортной сети района |
WT 1. Разработка эффективных региональных и муниципальных программ. 2. Разработка программ бюджетной, налоговой и кредитной политики. 3. Разработка программы по дальнейшему развитию в районе гражданского общества. 4. Разработка программы промышленного развития района. 5. Разработка перспективных направлений развития образования в районе. 6. Разработка единой архитектурной политики района. 7. Разработка перспективной экологической программы района. |
5. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения Хабезского муниципального района
В настоящее время вопросами планирования и организации экономического развития района занимаются структурные подразделения администрации района. В рамках постановления администрации района "Об итогах социально-экономического развития и задачах на очередной год" ежегодно разрабатываются мероприятия по развитию района.
Администрация района также проводит сбор информации о ходе выполнения федеральных и республиканских целевых программ. Анализ реализации этих программ показывает, что планы по федеральному финансированию выполняются для района по ограниченному числу пунктов. Это Программы:
- "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
- "Жилище на 2015 - 2020 годы";
- "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в частности, являются ведомственные целевые программы "Поддержка начинающих фермеров Карачаево-Черкесской Республики на период 2015 - 2017 годы", "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Карачаево-Черкесской Республики на 2015 - 2017 годы";
- Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта на 2016 - 2020 годы";
- Федеральная целевая программа "Развитие образования на 2016 - 2020 годы";
- Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы".
Некоторые социально значимые вопросы района реализуются в рамках районных целевых программ, таких как: "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2019 годы", "Профилактика правонарушений в Хабезском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы", "Доступная среда для инвалидов на 2016 - 2020 годы", "Развитие потребительского рынка в Хабезском муниципальном районе Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2019 годы", "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Хабезском муниципальном районе Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2019 годы", "Противодействие коррупции в Хабезском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы", "Образование на 2016 - 2018 годы", "Развитие физической культуры и спорта в Хабезском муниципальном районе на 2016 - 2018 годы" "Развитие культуры Хабезского муниципального района на 2016 - 2018 годы", "Устойчивое развитие сельских территорий Хабезского муниципального района на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", "Об энергосбережении на территории Хабезского муниципального района на 2017 - 2021 годы и на перспективу до 2026 года" и т.д. Ход выполнения программ убеждает в том, что насущные проблемы района могут быть решены только в случае активизации деятельности по разработке и осуществлению реалистической муниципальной программы составленной с учетом взаимодействия администрации, хозяйствующих субъектов, софинансирования бюджетов.
Эти программы, разработанные соответствующими структурными подразделениями, содержат перечень мероприятий по совершенствованию качества предоставленных услуг, сокращению расходов.
Реализация мероприятий по исполнению Программ позволила улучшить показатели социально-экономического развития района.
Программа по развитию потребительского рынка и рынка бытовых услуг позволит наиболее полно обеспечить спрос населения на товары и услуги, обеспечила ввод в действие новых торговых точек. Однако, такие целевые программы, по существу, достаточно автономны и не увязаны между собой через оценку социального эффекта, приоритетности, срочности, как правило, их исполнение ограничено недостатком финансовых средств.
6. Потенциал и направления развития Хабезского муниципального района
Анализ социально-экономического положения района, потенциал и направления его развития, а также оценка конкурентных преимуществ позволяют определить миссию района - Хабезский муниципальный район это район по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов.
Реализация обозначенной миссии потребует проведения активной социально-экономической политики, основными направлениями которой будут:
- районная бюджетная политика, нацеленная на снижение дотационности районного бюджета на основе укрепления и расширения налогооблагаемой базы, жесткого контроля за расходной частью бюджета;
- эффективная инвестиционная политика, нацеленная на реализацию приоритетных направлений в экономическом развитии;
- стимулирование развития малого бизнеса в районе;
- социальная политика, направленная на повышение качества жизни населения;
- эффективная политика управления недвижимостью и землепользования;
- политика, направленная на рациональное использование трудового потенциала и прогнозирования профессиональных потребностей для района.
Основу производственно-экономического потенциала развития района составляет сельскохозяйственное производство, связанное, прежде всего с развитием растениеводства, животноводства и обрабатывающие производства. На рассматриваемую перспективу сельскохозяйственный комплекс района останется в числе профильных отраслей, но должен быть подвергнут коренной реструктуризации, превращен в рентабельную сферу экономики района. Для решения этой проблемы потребуются серьезные финансовые ресурсы. Поэтому в ближайшие годы от сельскохозяйственного производства необходимо добиться преодоления спада производства и его стабилизации.
Активная поддержка работающих сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств позволит не только сохранить, но и развить сельскохозяйственную функцию, основной ролью которой является занятость сельского населения, развитие переработки.
Важную роль в экономике района занимает обрабатывающая промышленность. Достаточно развитая сеть промышленных предприятий, неполная загрузка их мощностей, наличие свободной рабочей силы, сырьевая база, составляют потенциал перспективного развития промышленного производства. Работа предприятий обрабатывающей и пищевой промышленности имеет большое значение в районе. Поэтому от уровня развития обеих отраслей будет зависеть развитие экономики района в целом.
Процессы развития приоритетных отраслей повлекут за собой повышение инвестиционной активности, образование новых рабочих мест, неизбежную переквалификацию кадров, оживление активности во многих сферах жизнедеятельности.
Хабезский район имеет определенные стартовые условия своего перспективного комплексного социально-экономического развития и при умелом и эффективном использовании базового потенциала развития район вполне может рассчитывать на стабилизацию и подъем экономики, существенный рост качества жизни населения в будущем.
Вместе с тем необходимо учесть риски и угрозы, которые могут возникнуть в ходе решения этих задач и выполнения Программы социально-экономического развития района. Эти риски и угрозы определяются объективными и субъективными факторами.
К объективным факторам относятся риски внешней среды, независящие непосредственно от района. Это - изменение нормативно-правовых актов, федерального законодательства, политические и экономические кризисы, экология, климатические условия для производства сельскохозяйственных культур, инфляция, необеспеченность финансирования федеральных и региональных программ.
Устранить их мы, в большинстве своем, не можем, но Программа призвана эти риски и угрозы, по мере возможности, снизить.
К субъективным факторам возникновения рисков относятся факторы, характеризующие непосредственно саму Программу. Это производственный потенциал и техническое оснащение наших промышленных и сельскохозяйственных предприятий, организация и производительность труда на них; и отсюда, выпуск конкурентоспособной продукции; отсутствие условий для инвестирования района, развития малого предпринимательства; низкий уровень жизни населения; изношенность и отсутствие развитой инженерной инфраструктуры.
Высокая степень риска приводит к необходимости поиска путей их устранения. Реализация Программы через проекты и мероприятия позволит это сделать.
7. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы социально-экономического развития Хабезского муниципального района на 2017-2021 годы.
Основными стратегическими целями развития района являются:
1. Экономическая цель - Формирование производственного потенциала, обеспечивающего повышение и устойчивое развитие конкурентоспособности экономики района.
Социальная цель - Создание условий для роста благосостояния и качества жизни населения района.
В результате реализации этих целей облик Хабезского района должен соответствовать требованиям местного населения, всем нормам и критериям жизни цивилизованного общества.
Экономическая цель - Сформировать производственный потенциал, обеспечивающий повышение и устойчивое развитие конкурентоспособности экономики района.
Подцель (задача) - экономическое развитие и повышение конкурентоспособности.
1.1. Мера - Развитие сектора малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики
Мероприятия 1.1.1. Обеспечение благоприятного предпринимательского климата.
Мероприятие предусматривает снятие нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого бизнеса. Программой развития малого предпринимательства в районе определены основные направления развития и виды предпринимательской деятельности это:
1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
2. Оказание бытовых услуг населению;
3. Производство строительных материалов;
4. Жилищное строительство;
5. Жилищно-коммунальные услуги и благоустройство;
2. Подцель (задача) - Развитие сельскохозяйственного сектора.
2.1. Мера - Создание производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего сырьем, перерабатывающую промышленность района.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.1.2. Возрождение отрасли животноводства.
Для исполнения проекта предусмотрено участие в национальной программе "Развитие агропромышленного комплекса".
2.1.3. Повышение эффективности использования земель.
Проект предусматривает улучшение плодородия земель и повышения отдачи с одного гектара земель. Для чего необходимо вносить ежегодно органические удобрения, применять гербициды и ядохимикаты для борьбы с сорняками и болезнями.
2.1.4. Модернизация и техническое переоснащение сельскохозяйственного производства. С использованием кредитных ресурсов, лизинга и собственных средств приобретение сельскохозяйственной техники.
2.2. Мера - Развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
Мероприятия: 2.2.1. Создание кредитных и закупочно-сбытовых кооперативов. Мероприятие предусматривает в целях организации кредитования, сбыта произведенной продукции крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий увеличить объем кредитования. На территории района организовать работу одного закупочно-сбытового кооператива, привлечь для обслуживания малых форм хозяйствования предпринимателей.
В целях исполнения национального проекта увеличить льготное кредитование граждан на приобретение молодняка животных, кормов, стройматериалов и ветеринарных препаратов.
II Социальная цель - Создание условий для роста благосостояния и качества жизни населения района
3. Подцель (задача) - Развитие человеческих ресурсов
3.1 Мера - развитие рынка труда
Мероприятие 1.1.1. Привлечение инвесторов на реализацию инвестиционных проектов, предполагающих создание новых рабочих мест.
Исполнение этого мероприятия позволяет увеличить количество дополнительных рабочих мест до 150 единиц.
Кроме того, произвести переподготовку кадров специалистов для районных предприятий, специалистов рабочих профессий: сварщиков, токарей, механизаторов, водителей, обучить навыкам ведения предпринимательской деятельности для открытия собственного бизнеса.
3.2 Мера - развитие молодежной политики.
Мероприятие 3.2.1 Обеспечение жильем молодых семей путем предоставления субсидий на приобретение жилья.
Мероприятие 3.2.2 Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (их семей) на селе.
Мероприятие 3.2.3 Развитие жилищного ипотечного кредитования в районе.
Мероприятия предусматривают участие в федеральных и республиканских программах в рамках софинансирования, выделения субсидий из бюджетов всех уровней, привлечение собственных средств молодых семей, кредитов банка с целью улучшения жилищных условий молодых семей.
4. Подцель (задача). Обеспечение социального благополучия.
4.1 Мера - создание благоприятной среды жизнедеятельности.
Проекты 4.1.1. Газификация южной части (новый микрорайон) а. Жако, газификация северной части (новый микрорайон) а. Али-Бердуковский, газификация южной части (новый микрорайон) а. Али-Бердуковский, газификация северной части (новый микрорайон) а. Хабез, газификация юго-западной части (новый микрорайон) а. Хабез, газификация южной части (новый микрорайон) а. Кош-Хабль, газификация северо-восточной части (новый микрорайон) а. Кош-Хабль, газификация южной части (новый микрорайон) а. Псаучье-Дахе, газификация северо-восточной части (новый микрорайон) а. Бесленей, строительство газопровода высокого давления диам. 200 мм и газификация юго-восточной части (новый микрорайон) а. Инжичишхо.
Проект 4.1.2. Замена разводящих водопроводных сетей в сельских поселениях района.
Проект 4.1.3.Ремонт и содержание дорог.
Проект предусматривает капитальный ремонт твердого покрытия автодорог муниципального и регионального значения на территории района.
4.2. Мера - Развитие здравоохранения, образования, социальной защиты населения.
Мероприятие 4.2.1. Приобретение медицинского оборудования.
Мероприятие 4.2.2. Ремонт кровли, полов, дверей, оконных рам, установка систем видеонаблюдения, установка кнопок тревожной сигнализации, техническое обслуживание транспортных средств и т.д. в образовательных учреждениях.
Утепление ограждающих конструкций и оконных проемов в МКОУ "СОШ а. Бесленей", МКДОУ "Детский сад "Нур" а. Хабез", МКДОУ "Детский сад "Сэтэней" а. Хабез", МКДОУ "Детский сад "Звездочка" а. Зеюко".
Строительство школы в а. Псаучье-Дахе на 264 мест, детского сада в а. Али-Бердуковский.
В целом реализация программы будет осуществляться в 2017 - 2021 г.г. в два этапа:
I этап (2017 - 2018 годы) - этап решения накопившихся острых экономических и социальных проблем.
В экономическом плане это будет дальнейшее развитие отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, как отраслей с большим потенциалом роста в будущем. Это будет период поиска и внедрения самых современных технологий и инноваций.
На II этапе (2019 - 2021 годы) - развитие будет базироваться на фундаменте, заложенном на предыдущем этапе. Это будет этап дальнейшей реализации инновационных проектов и социальных мероприятий. Переход к устойчивому развитию экономики Хабезского района, должен обеспечить в перспективе сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей населения.
8. Система программных мероприятий
Для осуществления программы в целом разработана система программных мероприятий (Приложение N 2 к Программе), которая является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов и некоммерческих мероприятий.
Цели и приоритеты экономического развития воплощаются в жизнь посредством осуществления системы мероприятий, которые составляют содержание Программы социально-экономического развития района на 2017 годы.
8.1. Мероприятия по формированию производственного потенциала, обеспечивающего повышение и устойчивое развитие конкурентоспособности экономики района.
Основой экономического и социального развития любого региона является его финансовая независимость и самодостаточность. Для достижения поставленной цели необходимо увеличение объемов производства товаров с высокой добавленной стоимостью, которые увеличивают поступления налогов в бюджет. Поэтому резервом развития и пополнения доходов остается реальное производство и, прежде всего, обрабатывающие производства и сельскохозяйственный сектор.
Развитие перерабатывающей промышленности.
На сегодняшний день технологический уровень в перерабатывающей промышленности района низкий. Предприятия, перерабатывающие зерно, подсолнечник, работают на устаревшем оборудовании, требующем модернизации, а в некоторых случаях и замены. Эти обстоятельства негативно влияют на качество продукции, приводят к значительным отходам производства и как следствие, низкой рентабельности продукта. В связи с чем, необходимо внедрение новых высокоэффективных ресурсосберегающих технологических процессов и систем оборудования для производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки, разработки новых технологий производства, применение которых позволит найти рынок сбыта продукции не только в Хабезском районе, но и за ее пределами.
Для дальнейшего развития производства, увеличения объемов выпускаемой конкурентоспособной продукции требуются инвестиции со стороны. Поэтому планируется привлечение инвесторов и создание благоприятных условий для вложения средств в эти производства.
Развитие обрабатывающей промышленности.
Обрабатывающая промышленность в районе представлена предприятием ОАО "Хабезский гипсовый завод". Этим предприятием из года в год наращиваются объемы производства. В настоящее время ОАО "Хабезский гипсовый завод" разработан проект "Модернизация оборудования Хабезского гипсового завода и расширение ассортимента продукции гипсового вяжущего". Описание инвестиционного проекта представлено в Приложение N 3 к Программе. Целью проекта является завершение технического перевооружения Хабезского гипсового завода, увеличение выпуска существующей и начало производства новой продукции на основе гипса. Предпосылкой данного проекта стало увеличивающийся спрос на гипсовую продукцию. Общая стоимость проекта составляет 1145,262 млн. руб. Реализация этого проекта позволит увеличить объемы производства (6 млн. м2 ГКЛ в год), дополнительно трудоустроить около 150 человек.
Развитие сельскохозяйственного сектора.
Целью развития агропромышленного комплекса района является формирование эффективного устойчивого сельскохозяйственного производства, обеспечивающего потребности населения в качественных продуктах питания и спрос перерабатывающей промышленности в сырье по приемлемым ценам, а также благоприятные условия жизнедеятельности сельских жителей.
Расширение посевов сельскохозяйственных культур, проведение основных агротехнических работ в оптимальные сроки, повышение общего технологического уровня отрасли, внедрение прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и производства животноводческой продукции создадут хорошие предпосылки для увеличения объемов производства агропромышленного комплекса района. На это планируется направить мероприятия Программы социально-экономического развития.
Развитие малого предпринимательства и потребительского рынка района.
Малое предпринимательство выступает одним из факторов достижения целей Программы социально-экономического развития района на 2017 - 2019 годы. Это - быстрорастущий сектор экономики района. Создающий занятость населения, эффективно осваивающий местный рынок производства товаров и услуг. Без него невозможно достижение социальной и политической стабильности в районе.
Для обеспечения системности и последовательности в реализации муниципальной политики поддержки малого предпринимательства, создания благоприятных условий для привлечения внешних инвестиционных ресурсов и организации эффективного контроля все планируемые мероприятия предполагается осуществлять в рамках районной Программы поддержки малого предпринимательства. В соответствии с этой программой основными приоритетами развития малого предпринимательства в районе являются следующие направления развития и виды предпринимательской деятельности:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- оказание бытовых услуг населению;
- производство строительных материалов и деталей;
- жилищное строительство;
- оказание социальных и бюджетных услуг.
Основными направлениями развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в районе будут являться:
1. Развитие кадрового потенциала малого предпринимательства;
2. Усиление рыночных позиций субъектов малого предпринимательства;
3. Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
4. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства;
5. Совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства;
6. Повышение общественной значимости и престижа малого предпринимательства;
Реализация программных мероприятий по развитию малого бизнеса на территории района обеспечат:
- изменение отраслевой структуры малого бизнеса в сторону увеличения числа малых предприятий, действующих в производственной сфере;
- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.
Мероприятия Программы по развитию потребительского рынка направлены на развитие рыночной инфраструктуры, формирование конкурентной среды, развитие современных форм обслуживания населения.
Основным средством развития потребительского рынка является размещение инвестиций в развитие материально-технической базы потребительского рынка.
В 2017 году планируется строительство крытого рынка, стоимостью 5,0 млн. руб.
Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе района
В современных условиях роль и функции личных подсобных хозяйств в социальном и экономическом развитии села существенно изменились. В настоящее время личное подсобное хозяйство является одним из главных источников дохода для населения, что способствует значительному росту продукции сельского хозяйства, поэтому одним из приоритетных направлений национального проекта "Развитие АПК" является поддержка малых форм хозяйствования на селе - личных подсобных, фермерских хозяйств.
В этих целях решение этих задач Программой предусматриваются мероприятия по созданию условий способствующих улучшению сбыта основных видов сельскохозяйственной продукции, лучшему обеспечению личных подсобных хозяйств граждан материально-техническими ресурсами, обеспечения доходности сельских подворий.
Мероприятие предусматривает содействие созданию в районе сельскохозяйственных кредитных, заготовительных и снабженческо-сбытовых кооперативов, организации информационного обеспечения.
В результате выполнения мероприятия возрастет доля валовой продукции сельского хозяйства, производимой в личных подсобных хозяйствах, повысится жизненный уровень сельского населения.
8.2. Мероприятия по созданию условий для роста благосостояния и качества жизни населения района
Главное конкурентное преимущество современного высокоразвитого региона связано с человеческой личностью и теми факторами, которые непосредственно влияют на благополучие человека. К таковым относятся состояние социальной и культурной сфер, общественной инфраструктуры, жилья, сферы образования и здравоохранения.
Развитие здравоохранения
Основная задача здравоохранения на территории района заключается в поддержке доступности и качества услуг здравоохранения, необходимых мер по охране здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
В целях решения данной задачи Программой предусматриваются мероприятия в рамках программы "Развитие здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2020 годы" по решению вопроса укрепления материально-технической базы лечебных учреждений, улучшение диагностического обследования пациентов и лечебного процесса, решение задач по развитию первичной медико-санитарной помощи, совершенствования системы оплаты труда медицинских работников, повышение профессиональной подготовки и переподготовки медицинских кадров.
В ходе реализации программы предусматривается развитие ресурсосберегающих технологий при оказании амбулаторно-поликлинической, стационарной помощи населению, разработка и реализация этапно-целевых программ по профилактике и лечению социально значимых болезней, внедрение современных методов клинико-лабораторной, инструментальной диагностики и лечения на различных этапах медицинской помощи населению, развитие материально-технической базы ЛПУ здравоохранения муниципального района.
Исполнение программы позволяет обеспечить население района высокотехнологическими видами медицинской помощи, приблизить медицинскую помощь к сельским жителям, организовать выезды бригад врачей в отдельные населенных пункты.
Развитие образования
Реализация муниципальной программы "Образование на 2016 - 2018 годы", федеральной целевой программы "Развитие образования на 2016 - 2020 годы", направленные на поддержку и развитие объектов образования, обеспечит укрепление материально-технической базы образовательных учреждений района, достижение современного уровня образования.
В рамках программы предусматривается:
- обеспечение доступности получения качественного образования всех уровней общего образования, дополнительного образования детей вне зависимости от места проживания на территории Хабезского муниципального района, уровня достатка и состояния здоровья обучающихся.
Целью программы социально-экономического развития района на 2017 - 2021 годы является создание целостной образовательной системы реализующий принцип непрерывного образования, ориентированной на воспитание разносторонне образованной личности и целенаправленную подготовку кадров. Программа предусматривает взаимодействие систем дошкольного, среднего, общего и дополнительного образования детей и молодежи с системами здравоохранения, культуры, социальной защиты детей и молодежи.
Развитие социальной защиты населения
В качестве одного из важных направлений в создании благоприятных социальных условий в районе следует выделить мероприятия по эффективной социальной политике, которые предусматривают социальную защиту и попечение над престарелыми гражданами района, нуждающимися в уходе, для снижения социальной напряженности, укрепления социальной справедливости и гуманитарных ценностей. В связи с этим спектр вопросов, решаемых органами социальной защиты района многогранен:
- реализация Закона Карачаево-Черкесской Республики "О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами"; Оказание материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях; Работа в соответствии с Федеральными законами "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и т.д.
Формирование рынка доступного жилья
Одним из факторов, способных влиять на улучшение социального благополучия являются мероприятия по улучшению жилищных условий, обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов.
Для комплексного решения проблем - перехода к устойчивому развитию жилищной сферы, создание условий, обеспечивающих доступность жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями в районе разработана и утверждена программа:
- "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2019 годы";
В рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы район принимает участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством". Предусматривается увеличение объемов жилищного строительства, увеличение ипотечного кредитования и повышение доступности жилья.
Развитие инженерной инфраструктуры
Стратегией развития Хабезского района предусматривается реализация первоочередных и перспективных программ, направленных на модернизацию и развитие основных составляющих инфраструктурного комплекса района. К числу таких направлений, прежде всего, относятся:
- проведение модернизации систем водоснабжения и теплоснабжения;
- газификация населенных пунктов;
- капитальный ремонт дорог.
Указанные программы рассматриваются в качестве первоочередных мероприятий, направленных на модернизацию и повышение технологической эффективности комплекса коммунальной инфраструктуры Хабезского района.
Не менее важным направлением является оптимизация водоснабжения и теплоснабжения.
При привлечении инвестиций и софинансирования бюджетов всех уровней, выполнение районных программ, федеральных и республиканских позволит повысить надежность, стабильность, качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, сократить потери энергоресурсов, повысить уровень газификации до 90,8%.
9. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы социально-экономического развития Хабезского района на 2017 - 2021 годы представляет собой комплекс правовых, организационных и экономических мероприятий, разработанных на территории района в целях создания условий для формирования эффективной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения.
Комплекс правовых мер предполагает собой разработку и принятие нормативно-правовых актов администрации района, районного Совета муниципального района, касающихся реализации программных мероприятий, мониторинга, контроля за ходом выполнения Программы в целом, оценки эффективности реализации программы.
В дальнейшем, по мере реализации программы будет осуществляться ее корректировка.
Большой объем нормативно-правовых актов планируется принять в ходе разработки градостроительной документации, правил землепользования, положений, вытекающих из Земельного и Жилищного кодексов. Предполагается принятие нормативно-правовых актов по совершенствованию земельных и имущественных отношений, финансовых и организационных механизмов достижения целей программы.
Организационно реализация программы будет обеспечиваться следующим образом:
Роль заказчика и разработчика программы отводится администрации района с ее структурными подразделениями.
Решение об утверждении Программы развития района принимает Совет Хабезского муниципального района.
Основным исполнителем программы является администрация района, несущая ответственность за ее разработку и эффективное, своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов программы, в качестве соисполнителей программы будут привлекаться органы местного самоуправления, предприятия, организации, реализующие программные мероприятия.
Кроме того, администрация района осуществляет общую координацию реализации программы и контроль за ходом ее исполнения.
Реализация программы будет осуществляться посредством разработки и выполнения новых и уже действующих программ, а также мероприятий по различным отраслям экономики района.
Действенным механизмом реализации программы будут являться районные целевые программы:
"Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2019 годы".
"Доступная среда для инвалидов на 2016 - 2020 годы",
Достижение целей программы в значительной мере будет способствовать реализация программ "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", "Жилище" на 2015 - 2020 годы, "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в частности, являются ведомственные целевые программы "Поддержка начинающих фермеров Карачаево-Черкесской Республики на период 2015 - 2017 годы", "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Карачаево-Черкесской Республики на 2015 - 2017 годы", "Развитие физической культуры и спорта на 2016 - 2020 годы", "Газпром детям", Федеральная целевая программа "Развитие образования на 2016 - 2020 годы", "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы".
В процессе реализации программы, в целях необходимости предусматривается создание новых комиссий и рабочих групп, которые будут управлять процессом реализации намеченных программных мероприятий.
Механизм реализации программы предусматривает мониторинг и подведение итогов социально-экономического развития, который ежеквартально будут подводить структурные подразделения администрации района. Результаты мониторинга будут находить свое отражение в докладах и справках, публиковаться в печати, что позволит увязать механизм реализации программы с бюджетным процессом района и планированием.
Комплекс экономических мер представляет собой использование рычагов экономической политики, кредитно-денежного механизма, налоговое и антимонопольное законодательство, льготы по налогам и тарифам, целевые дотации и субсидии, лизинг, товарные кредиты, залоговые фонды.
Учитывая недостаточную бюджетную обеспеченность Хабезского района, необходимо сохранить в различных пределах прямое финансирование из федерального и республиканского бюджетов отдельных программ и проектов, использовать различные виды государственной поддержки.
Экономический механизм реализации программы предполагает ее дальнейшее совершенствование путем внесения изменений и дополнений финансирования проектов и мероприятий в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации в районе.
Вопросы финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году будут решаться при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию программы в отчетном году.
Для выполнения всех программных мероприятий планируется механизм финансирования и софинансирования программ и проектов за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов посредством участия в федеральных, республиканских программах, реализации районных программ.
10. Ресурсное обеспечение программы
Суммарный объем финансирования Программы в 2017 - 2021 годы составляет 3596,467 млн. рублей, из них:
- средства федерального бюджета 720,052 млн. рублей;
- средства республиканского бюджета 932,314 млн. рублей;
- средства муниципального бюджета 105,506 млн. рублей;
- Внебюджетные источники всего 1838,595 млн. рублей; в том числе:
- собственные и заемные средства участников Программы - 1317,835 млн. руб.
Основным источником финансирования программы являются внебюджетные средства - 51,5% от общего объема финансирования. Участие консолидированного бюджета республики предполагается - 25,4% от общего финансирования.
В связи с тем, что бюджет района дотационный, доля его в финансировании программы составляет 3%.
11. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы будет производиться на основе системы индикаторов.
В соответствии с поставленными целями и задачами ежегодно, а так же по окончании каждого из этапов реализации программы будут представляться количественные, а так же качественные результаты ее выполнения.
В ходе выполнения Программы, решение задач и достижение целей поставленных на период до 2021 года, экономика и социальная сфера района выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивое развитие района.
Доля промышленного производства от реализации программы от общего объема производства промышленной продукции района составит 99,9%. Объем производства сельскохозяйственной продукции возрастет на 15%. Дотационность местного бюджета снизиться с 91,5% до 88,7%.
Возрастут показатели уровня жизни населения района. Так среднемесячная заработная плата возрастет и составит 20,5 тыс. рублей.
В связи с развитием производства, созданием новых рабочих мест, социальным благополучием на территории района снизится процент безработных до 1,0% от общего числа занятых в производстве, возрастет коэффициент миграционного прироста до 11,7%.
В связи с развитием жилищного строительства, рынка жилья в целом, использования для приобретения жилья субсидий, ипотечного кредитования уровень обеспеченности жильем увеличится на 11,3%.
Уровень газификации домовладений возрастет и достигнет 90,8%, будут созданы комфортные условия проживания, снизятся затраты на жилищно-коммунальные услуги.
12. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы включая мониторинг и оценку результативности осуществляет заказчик программы администрации Хабезского муниципального района.
Текущее управление реализацией целевых программ осуществляет отдел экономического развития и муниципального имущества администрации Хабезского муниципального района, который представляет ежегодно до 1 марта, следующего за отчетным, отчет о ходе реализации целевых программ и использовании финансовых средств Главе администрации Хабезского муниципального района.
Администрация района осуществляет текущий финансовый контроль за использованием средств федерального, республиканского и местного бюджетов в пределах своих полномочий, осуществляет непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий обеспечивающих структурные преобразования, формирование инженерной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также работ в области районной, республиканской и федеральной целевых программ на территории района.
Администрация района вносит предложения в Совет муниципального района об утверждении Программы социально-экономического развития района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.