- В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Генеральным планом развития Коста-Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на период до 2020 года;
- в соответствии с Распоряжением от 19.10.1999 г. N 1683-р "Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры";
- в соответствии с СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
- на основании Устава Коста-Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Совет депутатов Коста-Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики решил:
1. Утвердить прилагаемую Программу комплексного развития социальной инфраструктуры Коста-Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на период до 2020 годы.
2. Обнародовать данное решение и разместить его на официальном сайте Коста-Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в сети "Интернет".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Настоящее решение вступает в силу с момента его обнародования.
Глава Коста-Хетагуровского сельского поселения |
С.М. Хубиева |
Паспорт
программы комплексного развития социальной инфраструктуры на территории Коста-Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на период до 2020 года
(утв. Решение Совета от 18 марта 2016 г. N 1)
Наименование
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Коста Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на период до 2020 года.
Инициатор проекта (муниципальный заказчик)
Совет депутатов Коста Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР.
Местонахождение программы
Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский муниципальный район, сельское поселение с. Коста Хетагурова
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Коста Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на период до 2020 года разработана на основании следующих документов;
- В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Генеральный план развития Коста Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на период до 2020 года;
- В соответствии с Распоряжением от 19.10.1999 г. N 1683-р "Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры";
- В соответствии с СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
- Решение Совета Коста Хетагуровского сельского поселения N 2 от 19.06.2015 г. Карачаевского муниципального района "Об утверждении мероприятии по разработке программы социального развития транспортной инфраструктуры на территории Коста Хетагуровского сельского поселения".
Программа включает первоочередные мероприятия по созданию и развитию социальной инфраструктуры, повышению надежности функционирования этих систем и обеспечивающие комфортные и безопасные условия для проживания людей в Коста Хетагуровском сельском поселении Карачаевского района.
Общие сведения
Коста-Хетагуровское сельское поселение является одним из пятнадцати муниципальных образований Карачаевского района (одним из тринадцати сельских поселений).
Положение Коста-Хетагуровского сельского поселения в системе расселения Карачаевского района.
Расположено данное муниципальное образование в западной части района, северо-западнее его административного центра г. Карачаевск (не входит в состав района). Западная часть Коста-Хетагуровского сельского поселения проходит по границе Карачаевского района с Зеленчукским районом Карачаево-Черкесской Республики. На юге Коста-Хетагуровское сельское поселение граничит с Джингирикским сельским поселением, на севере - с Кумышским сельским поселением, на северо-востоке - с Ново-Карачаевским городским поселением Карачаевского района, на юго-востоке - с административным центром района и Карачаевского городского округа - г. Карачаевск. Также часть территории Коста-Хетагуровского сельского поселения (х. Восток) расположено анклавом в Кумышском сельском поселении.
Административный центр Коста-Хетагуровского сельского поселения - село имени Коста Хетагурова. Расстояние от центра поселения до административного центра Карачаево-Черкесской Республике - города Черкесск - составляет около 62 км. Расстояние от центра поселения до административного центра Карачаевского района - г. Карачаевск - составляет 3 км.
С административным центром района село имени Коста Хетагурова соединен автомобильной дорогой федерального значения А-155 "Черкесск - Домбай до границы с Республикой Абхазия".
Численность населения Коста-Хетагуровского сельского поселения на 2010 год составила 2 853 человек - 9,2% общей численности населения Карачаевского района (11,5% сельского населения района) и 0,6% численности населения Карачаево-Черкесской Республики.
Распределение численность населения Карачаевского района в разрезе муниципальных образований.
Карачаевский район характеризуется низкой урбанизированностью - всего 20,5% населения проживают в городских населенных пунктах, так как его административный центр - г. Карачаевск не включен в состав района. В связи с этим, население Карачаевского района относительно равномерно распределено между всеми муниципальными образованиями. Коста-Хетагуровское сельское поселение находится на 5-м месте по общей численности населения в районе, уступая Кумышскому, Каменномостским сельским поселениям, Ново-Карачаевскомй и Правокубанскому городским поселениям.
Социальная сфера и прогноз её развития.
Социальная инфраструктура представляет собой многоотраслевой комплекс, действующий в интересах повышения благосостояния его населения. Она охватывает систему образования и подготовки кадров, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт и т.д. Уровень развития социальной сферы в сильной степени определяется общим состоянием экономики отдельных территориальных образований, инвестиционной и социальной политикой государственных структур и другими факторами. В числе последних важная роль принадлежит особенностям географического положения муниципального образования. Коста-Хетагуровское сельское поселение занимает приграничное положение к районному центру - г. Карачаевск, а также в пределах 1,5 часовой доступности Республиканского центра - г. Черкесск. Поэтому многие виды услуг периодического и эпизодического уровня население сельского поселения имеет возможность ежедневно получать в районном центе. Город Карачаевск второй по величине и значимости город Карачаево-Черкесии после республиканского центра - г. Черкесск, являющийся административным, экономическим и культурным центром карачаевского народа, бывший центр Карачаевской автономной области.
Расчет перспективного развития отраслей социальной сферы Коста-Хетагуровского сельского поселения производился на основе анализа современного их состояния с последующей экстраполяцией на средне- и дальнесрочные периоды. При этом учитывались разработанные прогнозные показатели перспективной демографической ситуации, экономической подсистемы, тенденции мирового и отечественного развития социальной сферы. В основу расчетов перспективной потребности и обеспеченности Коста-Хетагуровского сельского поселения социальной инфраструктурой и услугами были положены:
- нормативные показатели, изложенные в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 года N 942-р "О социальных нормах и нормативах" и соответствующем документе от 19 октября 1999 года "Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры";
- утвержденные Правительством РФ изменениям в социальные нормы и нормативы, изложенные в Распоряжении от 13 июля 2007 г. N 923-р;
- нормативы СНиП 2.07.01-89*
Образование.
Образование является одним из ключевых подразделений сферы услуг любого муниципального образования. Основными её составляющими являются детские дошкольные учреждения, дневные и вечерние общеобразовательные школы, система профессионального начального, среднего и высшего образования, система дополнительного образования детей.
В 2010 году образовательная сеть Коста-Хетагуровского сельского поселения была представлена:
- одним учреждением дошкольного образования (N 3 на рис. 1);
- одним дневным общеобразовательным учреждением (N 4 на рис. 1);
- одной детско-юношеской спортивной школой.
Рис. 1. Расположение учреждений образования в с. им. Коста Хетагурова с выделением зон нормативного радиуса их доступности
Учреждения дошкольного образования.
По данным паспорта муниципального образования, в Коста-Хетагуровском сельском поселении в 2010 году насчитывалось порядка 160 детей в возрасте до 6 лет - 5,7% от общей численности населения сельского поселения.
На территории Коста-Хетагуровского сельского поселения расположено одно дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающего воспитание, обучение, присмотр и уход за детьми в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет - МДОУ "Теремок". Детский сад был построен в 1920 году. Последний капитальный ремонт был проведен в 2002 году. В результате, здание дошкольного учреждения в сельском поселении в настоящее время находится в ветхом состоянии - физический износ здания составляет более 80%.
Расположен детский сад в центральной части с. им. Коста Хетагурова. Нормативный радиус доступности дошкольных учреждений составляет 500 метров, покрывающих 2-3 территории села. Единственная южная часть села находится за пределами нормативной доступности.
Проектная мощность дошкольного учреждения составляет 40 мест. Фактически ежегодно оно загружено полностью. Обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях является важным показателем развития сети дошкольного образования, характеризующим ее емкость, которая в настоящее время не имеет резерва.
Также наиболее наглядным показателем развития дошкольного образования является охват детей дошкольным образованием. В Коста-Хетагуровском сельском поселении численность детей охваченных дошкольным образованием составляет достаточно низкую величину -25% от общей численности детей дошкольного возраста. В соответствии с нормативом градостроительного проектирования расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями составляет в пределах 85%. Таким образом, в Коста-Хетагуровском сельском поселении неохваченными по нормативу остаются порядка 96 детей.
Дошкольное образование является одним из ключевых средств решения проблем социальной мобильности населения, что особенно актуально в условиях развития экономики. Помимо этого, неравенство доступа к дошкольному образованию означает в первую очередь усиление неравенства стартовых возможностей для детей, проживающих вдалеке от единственного садика, и детей из менее благополучных семей. Во многих случаях это означает, что ребенок не готов к школе, не справится с программой и в дальнейшем не получит качественного образования и не станет профессионалом. Таким образом, закладывается основа усиления дифференциации в возможности получения качественного образования по социальным и территориальным основаниям.
В результате, сеть учреждений дошкольного образования в Коста-Хетагуровском сельском поселении требует дальнейшего расширения и модернизации, с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и улучшения качества образования.
Дошкольное образование является одним из ключевых средств решения проблем социальной мобильности населения, что особенно актуально в условиях развития экономики. Помимо этого, неравенство доступа к дошкольному образованию означает в первую очередь усиление неравенства стартовых возможностей для детей, проживающих вдалеке от единственного садика, и детей из менее благополучных семей. Во многих случаях это означает, что ребенок не готов к школе, не справится с программой и в дальнейшем не получит качественного образования и не станет профессионалом. Таким образом, закладывается основа усиления дифференциации в возможности получения качественного образования по социальным и территориальным основаниям.
Учитывая полную загрузку имеющихся мощностей дошкольного учреждения (при отсутствии ввода новых в течение расчетного периода), даже при сокращении количества детей дошкольного возраста, дошкольным образованием в Коста-Хетагуровском сельском поселении может быть охвачено менее 25% детей дошкольного возраста, что не отвечает потребностям общества и растущей экономики (табл. 1).
Таблица 1.
Прогноз охвата детей дошкольного возраста (0-5 лет) детским дошкольным образованием
|
2010 |
2015 |
2020 |
2030 |
||||||
инерционный |
стабилизационный |
оптимистический |
инерционный |
стабилизационный |
оптимистический |
инерционный |
стабилизационный |
оптимистический |
||
Численность детей в возрасте 0-5 лет |
160 |
159 |
180 |
202 |
145 |
170 |
218 |
113 |
144 |
206 |
Охват детей в возрасте 0-5 лет дошкольными учреждениями, % |
25,0 |
25,2 |
22,2 |
19,8 |
27,5 |
23,5 |
18,3 |
35,4 |
27,8 |
19,4 |
Таким образом, даже при инерционном сценарии развития имеющихся мест в дошкольном учреждении для минимального удовлетворения нужд населения будет недостаточно.
При стабилизационном варианте развития, с учетом 85% обеспеченности детей дошкольным образование, мощность сети дошкольных учреждений Коста-Хетагуровского сельского поселения к концу расчетного срока должна составлять порядка 120 мест. При переходе же развития событий по оптимистическому варианту, к 2030 году существующую мощность дошкольных учреждений необходимо довести до 120 мест.
Таким образом, с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием, система дошкольного образования в Коста-Хетагуровском сельском поселении требует расширения, путем строительства еще одного корпуса при существующем дошкольном учреждении на 120 мест.
Учитывая, что существующий радиус доступности не покрывает всю территорию поселения, можно предусмотреть устройство малых детских садов, так называемых семейных детских садов, в приспособленных жилых помещениях в южной и северной частях села.
Точные сроки строительства, параметры сооружения, границы земельных участков, отводимых под него, необходимо будет определить в соответствующей документации по планировке территории с обязательным учетом рекомендаций действующих санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.2660-10).
Общеобразовательные учреждения.
Сеть общеобразовательных учреждений Коста-Хетагуровского сельского поселения представлена одним дневным общеобразовательным учреждением, предоставляющим все три ступени общего образования (начальное, основное и среднее (полное). Построено данное учреждение было в 1982 году, и в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии с физическим износом здания более 50%.
Мощность общеобразовательного учреждения Коста-Хетагуровского сельского поселения составляет 500 мест.
На начало 2010 учебного года численность учащихся в дневном учреждении общего образования составила 287 человек - 10% общей численности населения Коста-Хетагуровского сельского поселения. На протяжении последних лет в Коста-Хетагуровском сельском поселении, как и по Карачаевскому району в целом, отмечалось постоянное сокращение числа учащихся в общеобразовательных школах, при этом масштабы убыли по сельскому поселению складываются значительно меньше, чем по району в целом - табл. 2.
Таблица 2.
Численности учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, человек.
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2006 |
Коста-Хетагуровское сельское поселение |
307 |
305 |
303 |
300 |
287 |
93,5 |
Карачаевский район |
3115 |
2983 |
2669 |
2539 |
2421 |
77,7 |
За анализируемых период потери учащихся в районе составили 22% от их общей численности в 2006 году, а в Коста-Хетагуровском сельском поселении - всего 6,5%.
В связи с этим, фактическая загрузка Коста-Хетагуровской средней школы сократилась с 61,4% в 2006 году до 57,4% к 2010 году. В этом же направлении сказывается и приграничное положение с. им. Коста Хетагурова к административному центру - г. Карачаевск, где дети имеют возможность получить основное и среднее общеобразовательное образование в более современных учреждениях.
В настоящее время, общий профицит мест в Коста-Хетагуровской средней школе составляет 213 мест.
Таблица 3.
Основные показатели функционирования дневных общеобразовательных учреждений Коста-Хетагуровского сельского поселения
N |
Наименование, год постройки |
Тип здания/материал стен |
Вместимость школы |
Недостаток (-)/избыток (+) мест в школе |
Износ фондов зданий и сооружений, % |
|
По проекту |
фактически |
|||||
1. |
МОУ СОШ с. им. Коста Хетагурова, 1982 года |
типовое./кирпич |
500 |
287 |
213 |
50 |
Слабая загруженность благоприятно сказывается на принятой образовательной модели в общеобразовательном учреждении - обучение в ней проходит в одну смену.
На перспективу в системе общего образования будут наблюдаются серьезные изменения, в значительной мере определяющиеся ростом контингента лиц школьного возраста к концу расчетного срока, о чем свидетельствует табл.4.
Таблица 4.
Прогнозная оценка количества лиц школьного возраста (7-16 лет) в Коста-Хетагуровском сельском поселении по сценариям развития (с учетом миграций)
Годы |
Сценарии развития |
|||||
Инерционный |
Стабилизационный |
Оптимистический |
||||
Количество лиц школьного возраста, чел. |
в т.ч. % от всего населения |
Количество лиц школьного возраста, чел. |
в т.ч. % от всего населения |
Количество лиц школьного возраста, чел. |
в т.ч. % от всего населения |
|
2010 |
287 |
10,2 |
287 |
10,2 |
287 |
10,2 |
2020 |
319 |
10,5 |
340 |
10,8 |
362 |
11,0 |
2025 |
304 |
9,9 |
350 |
10,7 |
420 |
11,9 |
2030 |
275 |
8,8 |
328 |
9,6 |
431 |
11,3 |
Благодаря многочисленной группе детей дошкольного возраста в настоящее время, сокращение приема в первые классы в Коста-Хетагуровском сельском поселении начнется только с середины прогнозного периода, что станет результате сокращения уровня рождаемости после рубежа 2015 года, когда в фертильный возраст войдут малочисленное поколение женщин, рожденных в кризисные 90-е годы. Тем не менее, несмотря на ежегодное сокращение числа школьников после 2015 года, к концу прогнозного периода их общее число по прежнему будет превышать уровень 2010 года практически по всем сценариям развития, что уже заложено в возрастной структуре населения.
В связи с этим значительно улучшится заполняемость средней школы, мощностей которой хватит для обеспечения всех детей поселения средним полным образованием в одну смену на протяжении всего прогнозного периода.
Однако серьезной проблемой общего образования Коста-Хетагуровского сельского поселения остается критическое состояние материально-технической базы единственной школы, основные фонды которой морально и физически устарели, что значительно сдерживает работу учреждения на полную мощность, и снижает его привлекательность для местного населения, предпочитающего отдавать своих детей в более развитые учреждения г. Карачаевск. В связи с чем в течение расчётного срока необходимо провести капитальный ремонт и реконструкцию Коста-Хетагуровской средней школы со строительством пристройки для санузла и нового спортивного зала.
Учреждения дополнительного образования.
Система дополнительного образования детей объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Сеть учреждений дополнительного образования детей Коста-Хетагуровского сельского поселения в настоящее время представлена одним специализированным учреждением - детско-юношеской спортивной школой, предоставляющим дополнительное образование спортивного направления, и сельским Домом культуры, на базе которого работают различные кружки с углубленным изучением отдельных предметов. Структура сети учреждений дополнительного образования детей вполне соответствует нормативам градостроительного проектирования для данного населенного пункта.
В настоящее время в детско-юношеской спортивной школе занимаются 80 детей - 28% детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, что почти в 1,5 раза больше установленных социальных норм.
На перспективу необходимо предусмотреть сохранение существующих учреждений дополнительного образования детей с дальнейшим расширением также и музыкально-эстетических направлений.
Мероприятия по развитию системы образования в поселении.
В целом, в числе основных мероприятий по развитию системы образования Коста-Хетагуровского сельского поселения на расчётную перспективу необходимо выделить следующие:
1. Совершенствование сети общеобразовательных учреждений, обновление и приведение в соответствие с нормативами и санитарно-гигиеническими требованиями материально-технической базы образовательных учреждений и их зданий (расчётный срок);
2. Проведение модернизации учебного, учебно-производственного оборудования и материально-технической базы образовательных учреждений, включая закупки компьютерной техники, школьных автобусов, спортивного инвентаря и оборудования, учебного и лабораторного оборудования, мебели, медицинского оборудования и др. (расчётный срок);
3. Обновление содержания, форм, методов и технологий образования с целью повышения его качества (расчётный срок);
4. Повышение охвата детей всеми видами образования, развитие профильного обучения (расчётный срок);
5. Приведение системы образования в соответствие с запросами современной и перспективной системы хозяйства (расчётный срок);
6. Капитальный ремонт детского сада в селе имени Коста Хетагурова (первая очередь);
7. Капитальный ремонт и реконструкция средней общеобразовательной школы в селе имени Коста Хетагурова со строительством пристройки для санузла и нового спортивного зала (первая очередь);
8. Строительство еще одного корпуса при существующем дошкольном учреждении на 120 мест в селе имени Коста Хетагурова по улице Исакова (расчётный срок).
Наименование мероприятия |
Местонахождение объекта |
Сроки реализации |
Затраты на строительство м. руб |
|||||
Совершенствование сети общеобразовательных учреждений, обновление и приведение в соответствие с нормативами и санитарно-гигиеническими требованиями материально-технической базы образовательных учреждений и их зданий |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Проведение модернизации учебного, учебно-производственного оборудования и материально-технической базы образовательных учреждений, включая закупки компьютерной техники, школьных автобусов, спортивного инвентаря и оборудования, учебного и лабораторного оборудования, мебели, медицинского оборудования и др. |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Обновление содержания, форм, методов и технологий образования с целью повышения его качества |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Повышение охвата детей всеми видами образования, развитие профильного обучения |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Приведение системы образования в соответствие с запросами современной и перспективной системы хозяйства |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Капитальный ремонт детского сада в селе имени Коста Хетагурова |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Капитальный ремонт и реконструкция средней общеобразовательной школы в селе имени Коста Хетагурова со строительством пристройки для санузла и нового спортивного зала |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Строительство еще одного корпуса при существующем дошкольном учреждении на 150 мест в селе имени Коста Хетагурова по улице Исакова |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Всего |
|
|
|
Здравоохранение и социальное обеспечение.
Медицинские услуги населению Коста-Хетагуровского сельского поселения оказывает одно учреждение амбулаторно-поликлинического типа - врачебная амбулатория с одной машиной скорой помощи.
Амбулатория - небольшое лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медпомощь приходящим больным и больным на дому, но только по основным специальностям (терапия, хирургия, стоматология, педиатрия, акушерство и гинекология), а также осуществляет руководство над деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов, находящихся на обслуживаемой ею территории.
Проектная мощность Коста-Хетагуровской амбулатории составляет 26 посещений в смену, в результате на 10 тыс. населения приходится порядка 124 посещений в смену, что несколько ниже установленного социального норматива 181,5 посещений в смену на 10 тыс. населения, но значительно выше среднего показателя по Карачаевскому району, где в целом на 10 тыс. населения приходится порядка 80 посещений в смену.
В системе здравоохранения Коста-Хетагуровского сельского поселения на 2010 год работало два врача общей практики (9% всех врачей района) и 4 медицинских работника среднего звена (менее 4% всего медицинского персонала среднего звена района). В соответствии с принятыми социальными нормативами обеспеченности населения медицинскими кадрами, Коста-Хетагуровское сельское поселение, как и Карачаевский район в целом, испытывает их острый недостаток. Так, по нормативу на 10 тыс. населения должно приходиться 41 врач и 114 медицинских работников, в Коста-Хетагуровском сельском поселении на 10 тыс. приходится всего 7 врачей и 14 медицинских работника, по району в среднем - 7 врачей и 37 медицинских работника.
Таким образом, в целом система здравоохранения и проектная база медицинского учреждения Коста-Хетагуровского сельского поселения (вместимость) в целом соответствует установленным социальным нормативам. Однако низкая укомплектованность учреждения здравоохранения медицинским персоналом может вызвать серьезные проблемы с их доступностью для населения.
Анализ состояния материально-технической состояния муниципальных лечебно-профилактических учреждений района показал, что многолетний дефицит бюджетного финансирования системы здравоохранения привел к физическому и моральному упадку ее материально-технической базы. Не исключением является и врачебная амбулатория Коста-Хетагуровского сельского поселения, расположенном в приспособленном помещении во встроенном объеме, основные фонды которого физически и морально устарели. В сложившейся ситуации возникает множество трудностей не только с внедрением и развитием новых технологий в оказании медицинской помощи, что в свою очередь позволило бы сократить сроки лечения больных, следовательно, и сократить расходы на здравоохранение, но и крайне трудно сохранять уже внедренные методы диагностики и лечения.
Основными факторами, определяющими дальнейшее развитие здравоохранения в Коста-Хетагуровском сельском поселении, будут продолжающаяся перестройка системы, распространение новых технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
Основными задачами обеспечения устойчивого развития здравоохранения Коста-Хетагуровском сельского поселения на расчетную перспективу остаются:
- предоставление населению качественной и своевременной медицинской помощи;
- преодоление дефицита материальных и финансовых средств в сфере;
- повышение уровня укомплектованности медицинскими работниками всех уровней, повышение уровня квалификации медицинских работников;
- кратное снижение показателей смертности
- снижение высокого уровня заболеваемости социально-обусловленными болезнями.
Исходя из нормативных показателей, принятых в системе здравоохранения в настоящее время и прогнозной численности населения Коста-Хетагуровском сельского поселения на расчетный период проектом генерального плана определены нормативные потребности в медицинском персонале, койко-местах и амбулаторно-поликлинических учреждениях по трем сценариям развития. В основу расчетов положены социальные нормативы системы здравоохранения, принятые в Российской Федерации:
- численность врачей на 10 000 жителей - 41;
- численность среднего медицинского персонала на 10 000 жителей - 114,3;
- количество койко-мест на 10 000 жителей (больничных) - 134,7;
- мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (посещений на 10 000 жителей/смена) - 181,5
В процессе разработки прогноза принималось во внимание и то, что по мере снижения или увеличения реальной обращаемости населения в учреждения здравоохранения, приведенные нормативные показатели в средне- или дальнесрочной перспективе могут претерпеть существенные изменения. В таблице приведены отдельные прогнозные показатели развития системы здравоохранения Коста-Хетагуровском сельского поселения на расчетный период - табл. 5.
Таблица 5.
Прогнозный расчет перспективной потребности населения Коста-Хетагуровском сельского поселения в медицинском персонале и мощностях объектов здравоохранения.
|
2020 |
2030 |
||||
Инерционный |
Стабилизационный |
Оптимистический |
Инерционный |
Стабилизационный |
Оптимистический |
|
Численность врачей |
12 |
13 |
14 |
13 |
14 |
16 |
Численность среднего медперсонала |
35 |
36 |
38 |
36 |
39 |
44 |
Количество койко-мест |
41 |
42 |
45 |
42 |
46 |
51 |
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (посещений в смену) |
55 |
57 |
60 |
57 |
62 |
69 |
В настоящее время система здравоохранения Коста-Хетагуровском сельского поселения недостаточно развита. Даже при инерционном сценарии развития, предполагающем наименьший рост численности населения Коста-Хетагуровском сельского поселения, существующих мощностей амбулатории не достаточно для обеспечения населению поселения своевременной и качественной медицинской помощи.
Учитывая ветхость зданий медицинского учреждения, проектом настоящего генерального плана предлагается осуществить строительство новой врачебной амбулатории мощностью порядка 69 посещений в смену. Также проектом генерального плана предлагается осуществить строительство здания фельдшерско-акушерского пункта в хуторе Восток.
Также дальнейшее устойчивое развитие системы здравоохранения сельского поселения предусматривает и привлечение в поселение молодых медицинских кадров, участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, а также врачей общей практики в целях улучшения развития первичной медицинской помощи и обеспеченности населения медицинским персоналом.
Мероприятия в части развития системы здравоохранения в Коста-Хетагуровском сельском поселении:
1. Резервирование земельного участка для размещения врачебной амбулатории мощностью порядка 69 посещений в смену в селе имени Коста Хетагурова на пересечении улиц Гагарина и Калоева (первая очередь);
2. Строительство врачебной амбулатории мощностью порядка 69 посещений в смену в селе имени Коста Хетагурова на пересечении улиц Гагарина и Калоева (первая очередь);
3. Резервирование земельного участка для размещения фельдшерско-акушерского пункта в хуторе Восток (первая очередь);
4. Строительство фельдшерско-акушерского пункта в хуторе Восток (расчётный срок).
Наименование мероприятия |
Местонахождение объекта |
Сроки реализации |
Затраты на строительство м. руб |
||||||
Резервирование земельного участка для размещения врачебной амбулатории мощностью порядка 69 посещений в смену в селе имени Коста Хетагурова на пересечении улиц Гагарина и Калоева |
с. Коста Хетагурово |
|
|
||||||
Строительство врачебной амбулатории мощностью порядка 69 посещений в смену в селе имени Коста Хетагурова на пересечении улиц Гагарина и Калоева (первая очередь); Резервирование земельного участка для размещения фельдшерско-акушерского пункта в хуторе Восток |
с. Коста Хетагурово |
|
|
||||||
Резервирование земельного участка для размещения фельдшерско-акушерского пункта в хуторе Восток |
с. Коста Хетагурово |
|
|
||||||
Строительство фельдшерско-акушерского пункта в хуторе Восток |
с. Коста Хетагурово |
|
|
||||||
Всего |
|
|
|
Учреждения культуры.
Сфера культуры Коста-Хетагуровского сельского поселения, наряду с образованием и здравоохранением, является одной из важных составляющих социальной инфраструктуры. Ее состояние - один из ярких показателей качества жизни населения.
В настоящее время сеть учреждений культуры Коста-Хетагуровского сельского поселения представлена одним сельским Домом культуры и одной библиотекой. Структура сети учреждений культуры вполне соответствует нормативам градостроительного проектирования для данного населенного пункта.
При этом мощность клубного учреждения в Коста-Хетагуровском сельском поселении составляет всего 120 мест - в расчете на 1000 населения составляет всего 43 места, что более чем в 3 раза меньше норматива равного 150 мест на 1000 населения в населенных пунктах с численность от 1 до 3 тыс. жителей.
Острейшей проблемой, усугубляющей с каждым годом ситуацию в сфере культуры, является недостаток кадров. Многие работники культуры (в т.ч. руководители) достигли пенсионного возраста. Уровень заработной платы и условия труда в библиотеках и культурно-досуговых учреждениях Коста-Хетагуровского сельского поселения не способствуют привлечению для работы в них молодых творческих людей.
Таблица 6.
Основные показатели функционирования учреждений культуры Коста-Хетагуровского сельского поселения, 2010 год
N |
Наименование, местоположение |
Расположение |
Вместимость (зрительских мест/ед. хранения) |
год |
Износ фондов зданий и сооружений, % |
|
постройки |
Последнего кап. ремонта |
|||||
1. |
СДК, с. им. Коста Хетагурова, ул. Советская, 14 а |
Отдельно стоящее приспособленное здание |
120 |
1964 |
- |
60 |
2. |
Филиал центральной районной библиотеки, с. им. Коста Хетагурова, Советская, 14 а |
Встроенное приспособленное помещение |
8000 |
1964 |
- |
60 |
В настоящее время все учреждения культуры в населенных пунктах Карачаевского района испытывают большую потребность практически во всех технических средствах: свето-, звуко-, видеоаппаратуре, сценической технике, библиотечном, музейном оборудовании, музыкальных инструментах, сценических костюмах. Износ имеющегося оборудования составляет от 70 до 90%. Существующие библиотеки не соответствуют информационным запросам и культурным потребностям населения, вопрос комплектования фондов на протяжении последних 10 лет является одним из наиболее проблемных для всего муниципального района. В результате чего, значительно снизилась эффективность и качество культурно-досуговой деятельности: сократилось количество культурно-массовых мероприятий, детских клубных формирований, коллективов художественной самодеятельности, гастрольных выступлений профессиональных коллективов.
Государственная политика России на современном этапе направлена на решение проблем в области культуры исключительно силами органов местного самоуправления, поэтому местные власти становятся полностью ответственными за сохранение (это - первоочередная задача) существующей системы муниципальных учреждений культуры. Сокращение государственного участия в поддержке муниципальных образований отразилось и на финансировании учреждений культуры. Хроническое недофинансирование сферы культуры привело и к неудовлетворительному состоянию материально-технической базы оставшихся объектов - все учреждения культуры Коста-Хетагуровского сельского поселения в настоящее время находятся в ветхом состоянии.
На перспективу, ожидается рост численности с. им. Коста Хетагурова до 3-3,4 тыс. человек, соответственно существенного расширения на будущее требует и культурная сфера поселения. В настоящее время проектная мощность сельского дома культуры существенно ниже нормативной, поэтому на перспективу, в условиях ограничения возможности предоставления территории, необходимо провести реконструкцию здания с увеличением его проектной вместимости до 300 мест, а также осуществить строительство пристройки для помещений детской школы искусств.
Также учитывая слабую популярность учреждений культуры в настоящее время, для повышения культурного уровня населения Коста-Хетагуровского сельского поселения на расчетную перспективу, необходимо провести ряд мероприятий по стабилизации сферы культуры, предполагающие:
- использование имеющихся учреждений культуры многофункционально, создавая кружки и клубы по интересам, отвечающим требованиям сегодняшнего дня, а также расширение различных видов культурно-досуговых и просветительных услуг;
- совершенствование формы и методов работы с населением, особенно детьми, подростками и молодежью.
Мероприятия в части развития культуры в Коста-Хетагуровском сельском поселении:
1. Реконструкция здания дома культуры с увеличением его проектной вместимости до 300 мест, а также осуществление строительства пристройки для помещений детской школы искусств, в селе имени Коста Хетагурова по улице Калоева (расчётный срок).
Наименование мероприятия |
Местонахождение объекта |
Сроки реализации |
Затраты на строительство м. руб |
||
Реконструкция здания дома культуры с увеличением его проектной вместимости до 300 мест, а также осуществление строительства пристройки для помещений детской школы искусств, в селе имени Коста Хетагурова по улице Калоева |
с. Коста Хетагурово |
|
|
||
Всего |
|
|
|
Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения.
Сеть физкультурно-спортивных объектов представляет собой систему, состоящую из трех основных подсистем: сооружения в местах приложения труда (в учреждениях, на фабриках, заводах и т.п.); сооружения в различных видах общественного обслуживания (в детских учреждениях, учебных заведениях, культурно-просветительских учреждениях, учреждениях отдыха и др.), сооружения так называемой сети общего пользования.
Сеть объектов физкультурно-спортивной направленности в Коста-Хетагуровском сельском поселении представлена одним спортивным залом, при общеобразовательной школе, который в настоящее время находится в ветхом состоянии, а также одним плоскостным спортивным сооружением - спортивной площадкой.
Так как спортивный зал расположен при общеобразовательном учреждении, только категория детей и подростков может полноценно пользоваться данными физкультурно-спортивным объектом.
При этом явно прослеживается нехватка объектов физической культуры и спорта для остальных категорий населения сельского поселения, так как сооружений сети общего пользования на территории аула практически нет.
Нехватка спортивных сооружений и их неудовлетворительное техническое состояние на сегодняшний день является основной проблемой в Коста-Хетагуровском сельском поселении, которая тормозит дальнейшее развитие массового спорта и не способствует привлечению большего количества занимающихся физической культурой и спортом.
Нормативная потребность с. им. Коста Хетагурова в спортивных сооружениях составляет:
- спортивные залы - 990 кв. м;
- плавательные бассейны - 212 кв. м зеркала воды;
- плоскостные сооружения - 5,5 тыс. кв. м.
Всестороннее развитие человеческого потенциала предусматривает активную пропаганду и формирование здорового образа жизни. Целью муниципальной политики в этой сфере будет являться вовлечение населения в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом. Реализация этой цели потребует развития неформального взаимодействия органов местного самоуправления поселения с общественными организациями и спонсорами в части привлечения внебюджетных финансовых ресурсов. Необходимы разработка и реализация новых подходов для расширения возможностей граждан для занятия спортом и туризмом, независимо от уровня их доходов.
Развитие физической культуры и спорта невозможно без наличия соответствующей материально-технической базы и основной ее составляющей - физкультурно-спортивных сооружений, отвечающих требованиям и нормативам, обеспечивающих потребность всех слоев населения в различных видах физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий. В целях соблюдения норм обеспеченности детей объектами физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста необходимо в комплексе с новым детским садом осуществить строительство небольшого бассейна в соответствии СанПиН 2.1.2.1188-03, а для остальных групп населения:
- физкультурно-спортивного комплекса с многофункциональными спортивными площадками и спортивными залами, а также бассейном общей площадью зеркала воды не менее 250 кв. м.;
- реконструкция существующего спортивного стадиона при общеобразовательном учреждении со строительством нормативного футбольного поля, беговой дорожки, а также многофункциональных спортивных площадок для игры в баскетбол, волейбол, теннис и пр.
Результатом развития сети физкультурно-спортивных объектов Коста-Хетагуровского сельского поселения должно стать доведения до нормы их обеспечения населения, путем строительства новых или реконструкции старых, в соответствии с табл. 7.
Таблица 7.
Перспективная потребность населения Коста-Хетагуровского сельского поселения в физкультурно-спортивных объектах по сценариям развития
|
2020 |
2030 |
||||
Инерционный |
Стабилизационный |
Оптимистический |
Инерционный |
Стабилизационный |
Оптимистический |
|
Спортивные залы, тыс. |
1061 |
1103 |
1156 |
1098 |
1201 |
1335 |
Плавательные бассейны, |
227 |
236 |
248 |
235 |
257 |
286 |
Плоскостные сооружения, тыс. |
5909 |
6148 |
6443 |
6119 |
6691 |
7440 |
Мероприятия в части развития физкультуры и спорта в Коста-Хетагуровском сельском поселении:
1. Резервирование земельного участка в селе имени Коста Хетагурова для размещения физкультурно-спортивного комплекса с многофункциональными спортивными площадками и спортивными залами по улице Калоева (первая очередь);
2. Строительство физкультурно-спортивного комплекса с многофункциональными спортивными площадками и спортивными залами, а также бассейном общей площадью зеркала воды не менее 250 кв. м. в селе имени Коста Хетагурова по улице Калоева (расчётный срок);
3. Реконструкция существующего спортивного стадиона в селе имени Коста Хетагурова при общеобразовательном учреждении со строительством нормативного футбольного поля, беговой дорожки, а также многофункциональных спортивных площадок для игры в баскетбол, волейбол, теннис и пр. (расчётный срок).
Наименование мероприятия |
Местонахождение объекта |
Сроки реализации |
Затраты на строительство м. руб |
|||||
Резервирование земельного участка в селе имени Коста Хетагурова для размещения физкультурно-спортивного комплекса с многофункциональными спортивными площадками и спортивными залами по улице Калоева |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Строительство физкультурно-спортивного комплекса с многофункциональными спортивными площадками и спортивными залами, а также бассейном общей площадью зеркала воды не менее 250 кв. м. в селе имени Коста Хетагурова по улице Калоева |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Реконструкция существующего спортивного стадиона в селе имени Коста Хетагурова при общеобразовательном учреждении со строительством нормативного футбольного поля, беговой дорожки, а также многофункциональных спортивных площадок для игры в баскетбол, волейбол, теннис и пр. |
с. Коста Хетагурово |
|
|
|||||
Всего |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Коста-Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 18 марта 2016 г. N 1 "Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Коста-Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на период до 2020 года"
Настоящее решение вступает в силу с момента его обнародования
Текст решения опубликован в разделе "Нормативно-правовые акты муниципальных образований" федерального регистра нормативных правовых актов Российской Федерации (http://zakon.scli.ru)
На информационном стенде администрации Коста-Хетагуровского сельского поселения Карачаевского муниципального района 18 марта 2016 г.