В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", методическими рекомендациями по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.05.2011 N 204 "О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований" и на основании Устава Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Совет Эркен-Халкского сельского поселения решил:
1. Утвердить Программу комплексного развития социальной инфраструктуры Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на 2016 -2030 годы согласно приложению.
2. Опубликовать данное решение в газете "Жизнь Ногайского района" и разместить на официальном сайте Эркен-Халкского сельского поселения в сети интернет.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования (обнародования) в установленном порядке.
Глава Эркен-Халкского сельского поселения |
М.К-Г. Исалиев |
Программа комплексного развития
социальной инфраструктуры Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики
Паспорт программы
комплексного развития социальной инфраструктуры Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2030 годы
Наименование Программы |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2030 годы (далее - Программа). |
|
Основание для разработки Программы |
- "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ. - "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 131-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации". - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Постановление правительства РФ от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов". - Стратегия социально-экономического развития Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики края на 2020 год и на период до 2025 года. - Схема территориального планирования Ногайского района - Генеральные планы муниципальных образований Ногайского района. - ПЗЗ муниципальных образований Ногайского района. - Региональные нормативы градостроительного проектирования. - Местные нормативы градостроительного проектирования Ногайского района. - СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. |
|
Заказчик Программы |
Администрация местного самоуправления Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики |
|
Разработчик Программы |
ООО "ГеоВерсум" (г. Ставрополь) |
|
Цель Программы |
обеспечение безопасности, качества и эффективности использования населением объектов социальной инфраструктуры городского поселения; обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры городского поселения для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; обеспечение сбалансированного развития систем социальной инфраструктуры городского поселения до 2030 года в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры; достижение расчетного уровня обеспеченности населения городского поселения услугами объектов социальной инфраструктуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; обеспечение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры городского поселения. |
|
Задачи Программы |
анализ социально-экономического развития городского поселения, наличия и уровня обеспеченности населения городского поселения услугами объектов социальной инфраструктуры; прогноз потребностей населения городского поселения в объектах социальной инфраструктуры до 2030 года; формирование перечня мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры городского поселения, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального района и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального района, планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального района, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры городского поселения; оценка объемов и источников финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры городского поселения; оценка эффективности реализации мероприятий и соответствия нормативам градостроительного проектирования городского поселения; предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры городского поселения; предложения по повышению доступности среды для маломобильных групп населения поселения. |
|
Срок и этапы реализации программы |
2016 - 2030 годы |
1. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры
1.1. Экономико-географическое положение и административно-территориальное устройство
Ногайский район является одним из 9-ти районных муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики.
Район расположен в северной части Карачаево-Черкесской Республики. Северные его границы совпадают с границами Республики - здесь район граничит со Ставропольским краем. На западе и востоке Ногайский район граничит с Адыге-Хабльским районом Карачаево-Черкесии. На юге в настоящее время Ногайский район граничит с Хабезским районом КЧР, однако проводится комплекс мероприятий по выделению части земель для обеспечения целостности Адыге-Хабльского района. Таким образом, единственным районным муниципальным образованием Карачаево-Черкесии, с которым граничит Ногайский район, является Адыге-Хабльский район КЧР.
Рис. 1.1. Положение Ногайского района в КЧР
Ногайский район образован в соответствии с постановлением Парламента КЧР от 15.12.2006 г. и законом КЧР от 13.03.2008 г. N 15-РЗ "Об установлении границ сельских поселений Ногайского района и о наделении его статусом муниципального района".
Население - 13,7 тыс. чел. (100% сельского населения). Территория - 205,3 .
Рис. 1.2. Соотношение территорий районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики
По площади территории Ногайский район является самым маленьким среди районных муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики. Ногайский район по площади превосходит только городские округа - Черкесск и Карачаевск.
Вся территория Ногайского района поделена между муниципальными образованиями (поселениями), межселенные территории отсутствуют. Всего в составе района 5 муниципальных образований - сельских поселений. В составе трёх из пяти поселений по два населённых пункта, в двух - по одному. Общее количество населённых пунктов в районе - восемь.
Таблица 1.1.1
Административно-территориальное устройство Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики
Наименование административных единиц |
Население, чел. |
Наименование населённых пунктов |
Население, чел. |
Адиль-Халкское сельское поселение |
1392 |
аул Адиль-Халк |
1392 |
Икон-Халкское сельское поселение |
4116 |
аул Икон-Халк |
3876 |
аул Кызыл-Тогай |
240 |
||
Эркен-Халкское сельское поселение |
1405 |
аул Эркен-Халк |
1405 |
Эркен-Шахарское сельское поселение |
4797 |
посёлок Эркен-Шахар |
3830 |
аул Кубан-Халк |
967 |
||
Эркен-Юртское сельское поселение |
2045 |
аул Эркен-Юрт |
1854 |
хутор Евсеевский |
191 |
Административный центр Ногайского района находится в посёлке Эркен-Шахар.
Границы муниципальных образований в проекте отображены согласно Закона Карачаево-Черкесской Республики об установлении границ муниципальных образований на территории Ногайского района и наделении их соответствующим статусом N 15-РЗ от 13.03.2008 года.
1.2. Население
По данным на начало 2016 г. численность населения Ногайского муниципального района составляла около 15,624 тыс. чел. В отличие от КЧР в целом, в которой с начала 2000-х годов наблюдалось хроническое ежегодное уменьшение численности населения, динамика этого показателя в Ногайском районе носит более сложный характер. По статистическим данным число жителей муниципального образования за указанный выше период сократилось (14,8 тыс. на начало 1999 г., 14,9 тыс. по переписи 2002 г. и 13,4 тыс. человек по статистическим данным на начало 2010 г.). Однако по сведениям, полученным путём прямого подсчёта числа жителей в отдельных сельских поселениях, фактическая численность населения района на 2010 г. составляла не менее 15,9 тыс. человек (табл. 1.2.1).
Таблица 1.2.1
Динамика численности населения отдельных населённых пунктов Ногайского муниципального района
Сельское поселение |
2016 |
2010 |
2002 |
1999 |
2016 к 1999 (%) |
Эркен-Шахарское |
5071 |
5832 |
5201 |
5132 |
98,8 |
Эркен-Юртское |
2420 |
2446 |
2217 |
2434 |
99,4 |
Эркен-Халкское |
1694 |
1706 |
1523 |
1475 |
114,8 |
Адиль-Халкское |
1781 |
1535 |
1510 |
1509 |
118,0 |
Икон-Халкское |
4658 |
4400 |
4462 |
4257 |
109,4 |
Всего по району |
15624 |
15919 |
14913 |
14807 |
105,5 |
За последнее десятилетие фактическая численность Ногайского муниципального района возросла на 7,5%. Наиболее высокие темпы роста продемонстрировали Адиль-Халкское (на 18,0%) и Эркен-Халкское (на 14,8%) сельские поселения.
За годы рыночных преобразований в сельских поселениях Ногайского муниципального района произошли существенные изменения основных показателей воспроизводства населения. В первую очередь это относится к уровню рождаемости, систематическое уменьшение которой имело место на протяжении всех 1990-х годов с последующим заметным ростом в 2000-е годы (рис. 1.2.1).
Рисунок 1.2.1. Динамика основных показателей воспроизводства населения Ногайского муниципального района, %
Так, если в 1991 г. коэффициент рождаемости в среднем по поселениям района составлял 18,7%, то к 2000-му году этот показатель уменьшился почти в 2 раза (9,7%). Вступление в детородный возраст женщин, рождённых в благоприятные по рождаемости 1980 г., явилось главным фактором сравнительно устойчивого роста уровня рождаемости в районе в последнее десятилетие. При этом коэффициент общей рождаемости (15,9% в 2008 г.) превышал соответствующий показатель по Республике в целом (14,9%).
Менее выраженной динамикой в последние десятилетия характеризуется второй важнейший показатель воспроизводства населения - смертность. Заметное уменьшение коэффициента смертности в 1990-е годы (12,0% в 1991 г. и 9,9% в 1998 г.) сменилось в дальнейшем ростом этого показателя - до 14% в 2005 г. В значительной степени это определялось повышением удельного веса лиц в пожилом возрасте. В последние годы ситуация с уровнем смертности в районе существенно улучшилась - до 11,4% в 2008 г. В целом же уровень смертности в районе несколько выше, чем в среднем по Карачаево-Черкесской Республике.
Основные показатели воспроизводства населения резко различаются по отдельным сельским поселениям района. Так, в 2010 г. коэффициент рождаемости в Эркен-Юрте составлял 11,6%о, Икон-Халке - 12,9% и Адиль-Халке - 13,4%. Ещё большим разбросом в этих поселениях выделялся коэффициент смертности - 11,2; 9,7 и 7,3% соответственно.
Весьма сильно выраженный нестабильностью выделяется естественный прирост населения района. Так, если в начале 1990-х годов этот показатель составлял более 6,5%, то к концу этого же десятилетия он сменился естественной убылью (-0,4% в 1999 г. и -1,9% в 2000 г.). Во второй половине последнего десятилетия наблюдается устойчивое увеличение естественного прироста (4,5% в 2008 г.), сложившееся в результате как роста рождаемости, так и уменьшения смертности.
Демографическая нагрузка является обобщенной количественной характеристикой возрастной структуры населения. Она показывает соотношение между частью населения, способной к трудовой деятельности, и непроизводительной частью общества, представленной детьми и лицами в пенсионном возрасте.
Демографическая нагрузка в Ногайском районе характеризуется рядом особенностей, в числе которых выделяются:
коэффициент демографической нагрузки в районе в последнее десятилетие постоянно уменьшается - с примерно 800 человек на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2002 г. в составе бывшего Адыге-Хабльского района до 638 человек в 2008 г. во вновь созданном районе;
демографическая нагрузка в Ногайском районе значительно превышает соответствующий показатель в среднем по РФ и КЧР, но примерно равна нагрузке, сложившейся в сельской местности Республики;
Ногайский район выделяется более благоприятной структурой демографической нагрузки (повышенной долей детской и пониженной пенсионной составляющих в суммарной нагрузке), чем Республика и особенно РФ в целом;
"качество" демографической нагрузки района за 2000-е годы существенно ухудшилось - доля детей в суммарной нагрузке уменьшилась с 56,9% в 2002 г. до 52,5% на начало 2009 г., в то время как пенсионной составляющей возросла с 43,1% до 47,5% соответственно.
1.3. Образование
По данным на начало 2010 г. система образования в районе была представлена 7-ю дошкольными, 7-ю общеобразовательными учреждениями и рядом объектов дополнительного образования детей, в частности, ДЮСШ, ДМШ и др.
Все дошкольные образовательные учреждения являются муниципальной собственностью. Размещены они по сельским поселениям крайне неравномерно - из 7 ДОУ 3 размещены в районном центре - п. Эркен-Шахаре, 2 в а. Эркен-Юрте и по 1 в аулах Эркен-Хаблк и Икон-Халк. В остальных 4-х населенных пунктах района, включая и такой крупный по числу жителей и детей как а. Адиль-Халк, муниципальные ДОУ отсутствуют вообще.
Таблица 1.3.1
Некоторые показатели функционирования ДОУ Ногайского района вечерние общеобразовательное учреждение
Наименование ДОУ |
Местоположение |
Вместимость, чел. |
Износ фондов зданий и сооружений, % |
|
по проекту |
фактически |
|||
"Сауле" |
а. Эркен-Юрт |
110 |
66 |
50 |
"Зернышко" |
30 |
15 |
50 |
|
"Ромашка" |
п. Эркен-Шахар |
55 |
59 |
40 |
"Ласточка" |
20 |
30 |
65 |
|
"Солнышко" |
150 |
86 |
40 |
|
"Радуга" |
а. Икон-Халк |
20 |
30 |
65 |
"Купелек" |
а. Эркен-Халк |
75 |
84 |
30 |
Всего |
- |
460 |
390 |
- |
Рисунок 1.3.1. Основные показатели функционирования систем образования и здравоохранения Ногайского муниципального района
Суммарная проектная вместимость всех ДОУ района составляет 460 человек, из них почти половина (49%) приходится на учреждения п. Эркен-Шахар и 30,4% на соответствующие объекты а. Эркен-Юрт. Мощность отдельных ДОУ колеблется в очень широком диапазоне - от 20 в МДОУ "Ласточка" в Эркен-Шахаре и "Радуга" в Икон-Халке до 150 мест в "Солнышко" п. Эркен-Шахар.
Как в целом по району, так и по отдельным детским садикам наблюдается заметное несоответствие между проектной и фактической вместимостью. Последняя составляет лишь 85% от суммарной проектной мощности всех ДОУ района. В то же время, в отдельных из них имеет место обратное соотношение, в частности, в ДОУ "Радуга" в Икон-Халке и "Ласточка" в Эркен-Шахаре фактическая вместимость в 1,5 раз превышает проектную.
За период с 2006/07 по 2009/10 учебные годы численность детей, посещающих детские образовательные учреждения, увеличилась почти в 1,5 раза и составила в 2009/10 учебном году 385 учащихся. Кроме того, открыты группы предшкольной подготовки в пяти школах района, в которых обучается в последние годы несколько десятков дошкольников - от 57 в 2009/10 до 70 детей в 2007/08 учебных годах.
Таблица 1.3.2
|
Учебные годы |
2009/10 учебный год в % к 2006/07 уч. году |
|||
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
||
Количество ДОУ |
7 |
7 |
7 |
7 |
100,0 |
Численность детей в ДОУ |
260 |
365 |
385 |
385 |
148,1 |
Численность детей в группах при школах |
64 |
70 |
58 |
57 |
89,1 |
Всего детей, охваченных дошкольным образованием в детсадах и школах |
324 |
435 |
443 |
442 |
136,4 |
Всего детей в возрасте от 0 до 6,5 лет |
1008 |
985 |
1170 |
1193 |
118,0 |
0% охвата детей дошкольным образованием от общего их числа в возрасте 0-6,5 лет |
32,1 |
44,2 |
39,7 |
37,0 |
115,3 |
В связи с увеличением в последние годы рождаемости и количества детей в дошкольном возрасте темпы роста их охвата ДОУ (на 15,3% в 2009/10 учебном году по отношению к 2006/07 учебному году) заметно уступают темпам роста числа детей, обучающихся в детсадах и пришкольных группах (136,4%). Поэтому проблема обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениях района остается весьма актуальной.
За последние десятилетия серьезным изменениям подверглась система общеобразовательного обучения. В первую очередь это проявляется в резком уменьшении количества учащихся. Только за период с 2006/07 по 2009/10 учебные годы, при неизменном числе общеобразовательных школ (6 средних и 1 начальная), численность учащихся в них уменьшилась на 13,2% (с 1601 до 1380 человек).
Общеобразовательные школы представлены в 6-ти населенных пунктах. Лишь в одном из них (а. Икон-Халк) функционируют два учреждения данного типа - средняя и начальная общеобразовательные школы, а в аулах Евсеевский и Кубан-Халк последние вообще отсутствуют. Все дневные общеобразовательные учреждения работают в одну смену, а проектная вместимость в большинстве из них в 2-4 раза превышает фактическую. Так, проектная вместимость в средних школах а. Эркен-Юрт в 2 раза, Эркен-Халке - в 2,4 раза и Эркен-Шахарке - в 4,2 раза превышает фактическую вместимость. Под угрозой закрытия может оказаться малокомплектная средняя школа в а. Кызыл-Тогай, вместимость которой составляет всего 23 человека.
Таблица 1.3.3
Основные показатели функционирования дневных общеобразовательных учреждений района
Наименование и местоположение учреждения |
Ступень образования |
Вместимость, чел. |
Износ фондов зданий и сооружений, % |
Наличие |
||
По проекту |
Фактически |
Нормативного спортзала |
Школьных мастерских |
|||
СОШ а. Эркен-Халк |
Средн. |
1020 |
240 |
30 |
+ |
+ |
СОШ п. Эркен-Шахар |
Средн. |
1070 |
440 |
30 |
+ |
+ |
СОШ а. Адиль-Халк |
Средн. |
160 |
140 |
40 |
+ |
- |
СОШ а. Эркен-Юрт |
Средн. |
360 |
182 |
50 |
+ |
|
СОШ а. Кызыл-Тогай |
Средн. |
|
23 |
30 |
- |
- |
СОШ а. Икон-Халк |
Средн. |
680 |
386 |
50 |
+ |
+ |
НОШ а. Икон-Халк |
Начал. |
400 |
|
|
- |
- |
Уменьшение численности учащихся в последние годы имело место во всех и Т-Ч и школах района. В то же время, это в наименьшей степени затронуло начальную школу в а. Икон-Халк (за период с 2006/07 по 2009/10 учебные годы уменьшение составило всего лишь 5,8%). В какой-то мере это прослеживается и на динамике количества первоклассников - за последние 5 лет их количество сократилось менее, чем на 10%, в то время как общее число всех учащихся общеобразовательных учреждений района - на 13,2%. В числе факторов этого явления ведущую роль играет некоторый рост рождаемости в 2000-е годы.
В целом же, серьезной проблемой является наполняемость школ района. Все они в совокупности рассчитаны на 3900 учащихся, что в 2,8 раз превышало их численность в 2009/10 учебном году. Наличие излишних площадей требует значительных дополнительных средств на их содержание.
На базе образовательных школ Ногайского муниципального района функционирует и система дополнительного образования детей. В 2009/10 учебном году процент занимающихся в различных кружках и секциях составлял 65% от общего числа учащихся образовательных учреждений. Наиболее востребованными направлениями их деятельности являются художественно-эстетическое и спортивное. В составе последнего особенно выделяется МОУ "ДЮСШ и Ногайстан", численность занимающихся в которой составляет около 120 человек.
Система образования района в целом обеспечена педагогическими кадрами. Более того, в ряде образовательных учреждений возникла проблема обеспечения педагогической нагрузкой. В 2009/10 учебном году общее число педагогических работников составило 347 человек или 1 работник на 4 ученика, в то время как в среднем по Российской Федерации это соотношение примерно равно 1 к 11. Помимо количественной обеспеченности система образования района характеризуется и относительно высоким качеством педагогических работников: доля учителей с высшим образованием составляет 91%, высшую категорию имеют 19% учителей, а первую - 69%. Все школы района подключены к сети Интернет и 86% педагогических работников прошли соответствующую подготовку.
1.4. Здравоохранение
Здравоохранение - одна из важнейших отраслей обслуживания населения Ногайского муниципального района, основная задача которой состоит в повышении уровня состояния здоровья и увеличения продолжительности жизни его населения.
Ввиду молодости района как самостоятельного субъекта Карачаево-Черкесской Республики функционирующими структурными подразделениями системы здравоохранения района в настоящее время являются 3 врачебные амбулатории (в п. Эркен-Шахар и аулах Икон-Халк и Эркен-Юрт) и 4 фельдшерско-акушерских пункта (в аулах Адиль-Халк, Эркен-Халк, Кызыл-Тогай и х. Евсеевский). В то же время, для обеспечения доступного и качественного медицинского обслуживания и лечебного обеспечения населения района создано Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Центральная районная поликлиника", находящаяся в стадии завершения оснащения необходимой аппаратурой, обеспечения специалистами и соответствующей инфраструктурой. До вступления её в эксплуатацию и в соответствии с соглашением, заключенным между администрациями Ногайского и Адыге-Хабльского муниципальных районов, оказание медицинских услуг населению Ногайского района будет осуществляться "Адыге-Хабльской ЦРБ".
Суммарная проектная мощность амбулаторно-поликлинических учреждений района на начало 2010 г. составляла 197 посещений в смену и примерно равнялась фактической посещаемости. Примерно такое же соотношение между суммарной проектной и фактической мощностями имеет место и по фельдшерско-акушерским пунктам района. Диспропорция по этому показателю прослеживается, в основном, в разрезе отдельных объектов системы здравоохранения.
Таблица 1.4.1
Основные показатели функционирования системы здравоохранения Ногайского муниципального района
Наименование и местоположение учреждений |
Мощность, посещений в смену |
Площадь основных зданий и сооружений, |
Износ фондов зданий и сооружений, % |
|
по проекту |
фактически |
|||
Амбулаторно-поликлинические учреждения | ||||
п. Эркен-Шахар |
116 |
124 |
240 |
86 |
а. Икон-Халк |
26 |
30 |
80 |
94 |
а. Эркен-Юрт |
55 |
45 |
600 |
51 |
Фельдшерско-акушерские пункты | ||||
а. Адиль-Халк |
19 |
16 |
60 |
80 |
а. Эркен-Халк |
19 |
18 |
90 |
96 |
а. Кызыл-Тогай |
8 |
10 |
65 |
61 |
х. Евсеевский |
7 |
7 |
56 |
46 |
В последние годы в районе проделана большая работа по улучшению медицинского обслуживания населения в рамках реализации национального проекта "Здоровье". В частности, проведено лицензирование ряда медицинских учреждений, в том числе ФАПов, медпунктов в школах и детских садах. Укрепилась материальная база за счет установленного медицинского оборудования. В то же время, сохраняется весьма высокая степень износа основных фондов зданий и сооружений, особенно врачебных амбулаторий в п. Эркен-Шахар (86%), а. Икон-Халк (94%) и ФАПов в аулах Адиль-Халк (80%) и Эркен-Халк (96%). Большинство из них нуждаются в капитальном ремонте или завершении строительства нового здания в Икон-Халке.
1.5. Культура
В составе социальной сферы Ногайского муниципального района исключительно важную роль играет культурный сектор. Значение последнего особенно возросло с приобретением рассматриваемой территорией нового статуса - муниципального района и, как следствие, созданием благоприятных условий для развития ногайской национальной культуры.
Сеть учреждений культуры района характеризуется в настоящее время относительно сложной структурой. Организацию досуга населения района и удовлетворение его культурных потребностей обеспечивают 6 клубных муниципальных учреждений культуры, 7 библиотек, 2 детские музыкальные школы, музей в а. Эркен-Халк и др. Ведутся работы по созданию районного Дворца культуры в п. Эркен-Шахар.
Сельские дома культуры функционируют в 6-ти населенных пунктах района: Эркен-Шахаре, Эркен-Халке, Эркен-Юрте, Адиль-Халке, Икон-Халке и х. Евсеевский. Их суммарная вместимость составляет 1155 человек, а мощность отдельных из них колеблется от 55 человек в х. Евсеевский до 350 человек в а. Икон-Халк. Все сельские дома культуры являются муниципальной собственностью. Исключение составляет лишь Эркен-Шахарский клуб, находящийся в частной собственности. Практически все объекты данного вида социальной сферы нуждаются в капитальном ремонте, а в х. Евсеевский требуется строительство нового Дома культуры.
Современное обеспечение зрительскими местами в сельских домах культуры практически во всех населенных пунктах района, за исключением а. Эркен-Юрт и х. Евсеевский, не соответствует нормативным показателям, принятым в Российской Федерации (Социальные нормативы и нормы. Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2007 г. N 942-Р). Так, в а. Кызыл-Тогай этот объект вообще отсутствует, а в аулах Адиль-Халк, Эркен-Халк и п. Эркен-Шахар фактическое число зрительских мест в домах культуры примерно в 2 раза меньше нормативной потребности. Строительство нового районного Дворца культуры в Эркен-Шахаре позволит решить это несоответствие хотя бы в районном центре.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Распоряжения Правительства РФ N 942-Р следует читать "от 14 июля 2001 г."
В составе комплекса учреждений культуры района важную роль играют библиотеки. Помимо районной в п. Эркен-Шахар, сельские библиотеки функционируют в аулах Эркен-Юрт, Эркен-Халк, Икон-Халк, Адиль-Халк, х. Евсеевский и п. Эркен-Шахар (рис. 7.5.1). Суммарная емкость хранения всех библиотек района составляет 312 тыс. единиц, а количество посещений почти 52 тыс. в год. Наиболее крупная по мощности является сельская библиотека в а. Эркен-Юрт, которая по ёмкости хранения (84 тыс. экземпляров) в 3 раза превышает наименьшую по этому показателю библиотеку в х. Евсеевский (28 тыс. экземпляров).
Рисунок 1.5.1. Некоторые показатели обеспеченности учреждениями культуры Ногайского района
Резкие различия между отдельными библиотеками имеют место и по количеству их посещений, что зависит в основном от численности потенциальных пользователей услугами библиотек в отдельных населенных пунктах. В то же время, прямой зависимости между этими показателями не прослеживается. Так, сельская библиотека в а. Икон-Халк по мощности хранения (42 тыс. экземпляров) уступает лишь соответствующим учреждениям в а. Эркен-Юрт и п. Эркен-Шахар, но по количеству посещений занимает последнее место среди населённых пунктов, в которых имеются библиотеки.
Таблица 1.5.1
Основные показатели функционирования районной и сельских библиотек в Ногайском муниципальном районе
Наименование и местоположение библиотек |
Ёмкость |
Кол-во посещений |
||
тыс. единиц хранения |
в т.ч. на 1 жителя |
всего, человек/год |
в т.ч. на 100 человек населения |
|
п. Эркен-Шахар (1) |
|
|
|
|
районная |
40 |
16 |
3842 |
325 |
сельская |
50 |
15138 |
||
а. Эркен-Юрт |
84 |
38 |
15670 |
712 |
а. Эркен-Халк |
36 |
21 |
7633 |
450 |
а. Адиль-Халк |
32 |
21 |
5613 |
365 |
а. Икон-Халк (2) |
42 |
10 |
1800 |
41 |
х. Евсеевский |
28 |
135 |
2230 |
1115 |
Всего по району |
312 |
20 |
51926 |
327 |
Весьма резко различаются поселения района и по посещаемости библиотек. Количество посещений в 2009 г. в расчете на 100 человек населения в целом по району составляло 327 случаев, но в х. Евсеевский этот показатель равнялся 1115, а в а. Икон-Халк - только лишь 41.
На территории района успешно выполняют задачи духовного развития населения, нравственного воспитания молодых поколений, сохранения и возрождения национального менталитета и традиций и другие составляющие культуры, в частности, хореографические коллективы, народный коллектив "Тулпар" и др.
(1) Включая Кубан-Халк
(2) Включая Кызыл-Тогай
1.6. Спорт
В тесной связи с системой здравоохранения в Ногайском муниципальном районе находятся успешно функционирующие физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения. В числе последних выделяются стадионы с футбольными полями в п. Эркен-Шахар и а. Икон-Халк. В стадии строительства находится стадион в Эркен-Юрте.
Особенно велика роль в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной системы района плоскостных сооружений и спортивных залов в образовательных учреждениях, представленной наиболее широкой географией и охватом занимающихся. Крайне важна деятельность успешно функционирующей в п. Эркен-Шахар ДЮСШ, систематическими занятиями в которой охвачено около 120 человек. Квалифицированные специалисты в школе ведут занятия по многим видам спорта, в частности, вольной борьбе, боксу, футболу и др.
1.7. Градостроительство, жилищное строительство и благоустройство
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, согласно ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий;
7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом;
8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
Основы правового регулирования отношений по обеспечению граждан медицинской помощью, образованием, социальной защитой закреплены в Конституции Российской Федерации. В Основном законе страны содержится комплекс социальных норм и гарантий, определяющих в первую очередь базовые принципы формирования социальной инфраструктуры. Предусмотренные ст. 8 Конституции Российской Федерации поддержка конкуренции, признание и равная защита государственной, муниципальной и частной собственности являются конституционной основой для создания и нормального функционирования государственного, муниципального и частного секторов социальной отрасли, конкуренции и свободы выбора при оказании и при получении различного спектра социальных услуг, что создает реальную основу для повышения качества социальной инфраструктуры. Конституция Российской Федерации содержит иные важнейшие положения, составляющие основу регулирования правоотношений социальной сферы. Так, в статье 41 закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, статья 43 закрепляет право каждого на образование - важнейшие права, необходимые для полноценного развития современного общества.
Роль Конституции Российской Федерации в правовом регулировании всех сфер жизни общества, в том числе социальной, заключается в том, что по причине высшей юридической силы Конституции Российской Федерации и ее непосредственного действия на территории всей страны не допускается принятие органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, полностью или частично ей противоречащих.
Принятые в развитие Конституции Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) и Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) разграничивают полномочия в области функционирования и развития социальной инфраструктуры между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Так, согласно статье 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение следующих вопросов в социальной сфере:
- в области образования: организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам; организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования; организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- в области здравоохранения: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
- в области социальной защиты: социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей; социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан;
- в области культуры: организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов, создание и поддержка государственных музеев, организация и поддержка учреждений культуры и искусства;
- в области физической культуры и спорта: осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организация и проведение официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), обеспечение подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации.
Значительное число вопросов по обеспечению населения объектами социальной инфраструктуры в соответствии с нормами Закона N 131-ФЗ отнесено к вопросам местного значения поселений, городских округов. В частности, к вопросам местного значения поселения в социальной сфере относятся:
- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
Решение вопросов по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях на территории поселений отнесено Законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района, так же как и создание условий для оказания медицинской помощи населению.
В настоящее время в области социальной инфраструктуры действует ряд профильных федеральных законов, устанавливающих правовое регулирование общественных отношений в определенной сфере. К таким законам относятся:
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
- Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Указанные нормативные правовые акты регулируют общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами их прав на образование, на медицинскую помощь, культурную деятельность, а также устанавливают правовые, организационные, экономические и социальные основы оказания государственной социальной помощи нуждающимся гражданам и основы деятельности в области физической культуры и спорта.
Развитие социальной сферы невозможно без осуществления в нее инвестиций. Правовые акты российского законодательства, регулирующие инвестиции и инвестиционный процесс, направлены на создание благоприятного режима инвестиционной деятельности, в том числе в социальной сфере.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что при участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, они участвуют в таких отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К участию же названных субъектов в обороте, как правило, применяются нормы, применимые к участию в обороте юридических лиц (ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Система нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность в России, включает в себя документы, ряд из которых приняты еще в 90-х годах. Это, в частности, Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" является основополагающим законодательным актом в инвестиционной сфере, который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей инвестиционную деятельность в социальной сфере Российской Федерации, показывает, что к настоящему времени сложилась определенная система правовых актов, регулирующих общие проблемы (гражданские, бюджетные, таможенные и др. отношения), которые в той или иной мере относятся и к социальной сфере.
На региональном и местном уровне в целях создания благоприятных условий для функционирования и развития социальной инфраструктуры особую роль играют документы территориального планирования и нормативы градостроительного проектирования.
Региональные нормативы градостроительного проектирования Карачаево-Черкесской Республики содержат совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, в том числе в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и в иных областях, указанным в части 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения КЧР, а также содержат предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, населения муниципальных образований и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.
Схемой территориального планирования КЧР определены виды, назначение и наименование объектов регионального значения в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, в области культуры и социального обслуживания, планируемые для размещения на территории.
Мероприятия по строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры в поселении, включая сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, объектов местного значения поселения утверждаются схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения и должны также отражать решения по размещению объектов социальной инфраструктуры, принятые в Схеме территориального планирования КЧР.
Таким образом, регулирование вопросов развития и функционирования социальной инфраструктуры осуществляется системой нормативных правовых актов, принятых на федеральном, региональном и местном уровнях в различных областях общественных отношений.
2. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры
N |
Наименование объекта |
Местонахождение объекта |
6. |
Реконструкция детского сада "Купелек" |
а. Эркен-Халк |
10. |
Реконструкция, капитальный ремонт школы |
а. Эркен-Халк |
19. |
Реконструкция врачебной амбулатории |
а. Эркен-Халк |
24. |
Реконструкция Дома культуры |
а. Эркен-Халк |
30. |
Строительство жилья для работников социальной сферы, молодых специалистов (в первую очередь 2-х домов по 16 квартир) |
а. Эркен-Халк |
3. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского района КЧР
В соответствии с п. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения осуществляется (в том числе) путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами комплексного развития социальной инфраструктуры. В случае принятия представительным органом местного самоуправления поселения предусмотренного ч. 6 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана, программа комплексного развития социальной инфраструктуры такого поселения разработке и утверждению не подлежит.
Таким образом, перечень мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения в программе комплексного развития социальной инфраструктуры должен базироваться на решениях генерального плана поселения в части планируемых к строительству объектов местного значения поселения.
Федеральными законами от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вопросы местного значения, и полномочия органов местного самоуправления соответственно. На основании установленных полномочий и вопросов местного значения на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет средств бюджетов соответствующих уровней должна быть создана сеть объектов социальной сферы в различных областях.
Таблица 3.1
Распределение обязательств по созданию и содержанию объектов социальной инфраструктуры органами исполнительной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления
Область |
Орган исполнительной власти субъекта РФ |
Муниципальное образование |
|
муниципальный район |
городское поселение |
||
Образование |
+ |
+ |
- |
Культура и искусство |
+ |
+ |
+ |
Физическая культура и спорт |
+ |
+ |
+ |
Здравоохранение |
+ |
- |
- |
Социальное обслуживание |
+ |
- |
- |
Молодежная политика |
- |
+ |
+ |
Согласно требованиям к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - Требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 года N 1050, определен состав, содержание программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, а также закреплены области, в которых должен быть установлен перечень мероприятий по строительству, реконструкции объектов местного значения поселения, городского округа (образование, здравоохранение, физическая культура и массовый спорт, культура).
Согласно таблице 3.1 очевидно, что области, в которых указаны обязательства по созданию и содержанию объектов социальной инфраструктуры органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, не соответствуют областям, относительно которых в программе комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов должен быть установлен перечень мероприятий по строительству, реконструкции объектов местного значения поселения.
В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В силу передачи полномочий по организации оказания медицинской помощи органам государственной власти КЧР медицинские организации приобрели региональное значение и могут быть объектами местного значения только в случае передачи соответствующих полномочий государственными органами власти КЧР органам местного самоуправления муниципальных образований.
К объектам регионального значения в соответствии с федеральным законодательством относятся также объекты социальной инфраструктуры в области социального обслуживания. Мероприятия относительно строительства (реконструкции) объектов регионального значения (в том числе в области здравоохранения и социального обслуживания) в соответствии со ст. 14 Градостроительного кодекса РФ должны содержать в своем составе документы территориального планирования субъектов РФ, в частности, схема территориального планирования КЧР.
В Требованиях к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов отсутствует упоминание об объектах в области молодежной политики. Такие объекты в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к объектам местного значения муниципального района, поселения и, соответственно, должны быть отображены на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, а в последующем, в программе комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
В соответствии со ст. 14, ст. 19, ст. 23 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования субъектов РФ, муниципальных районов и поселений должны содержать в своем составе положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, местного значения муниципального района и местного значения поселения соответственно.
Таким образом, на схеме территориального планирования субъекта РФ в сфере социальной инфраструктуры подлежат отображению объекты капитального строительства в области образования (образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации), здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры и спорта (как правило спортивные объекты в области спорта высших достижений и для инвалидов), культуры и искусства.
На схеме территориального планирования муниципального района в сфере социальной инфраструктуры подлежат отображению объекты капитального строительства в области образования (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования), культуры и искусства (районные музеи, дома культуры, выставочные залы, библиотеки), физической культуры и спорта (районные спортивные залы, плавательные бассейны, плоскостные сооружения и т.д.), молодежной политики (учреждения по работе с детьми и молодежью).
На схеме генерального плана поселения в сфере социальной инфраструктуры подлежат отображению объекты капитального строительства в области культуры и искусства (сельские клубы, музеи, библиотеки), физической культуры и спорта (спортивные залы, плавательные бассейны, плоскостные сооружения).
Анализ градостроительной документации, используемой для разработки программы комплексного развития социальной инфраструктуры Ногайского района, позволил сделать следующие выводы:
- утверждаемая часть Схемы территориального планирования Ногайского района (положение о территориальном планировании, карта планируемого размещения объектов местного значения муниципального района) содержит перечень мероприятий по строительству (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры различных значений, в том числе регионального значения, местного значения поселения;
- утверждаемая часть генеральных планов сельских поселений Ногайского района (положение о территориальном планировании, Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения) содержит перечень мероприятий по строительству (реконструкции) объектов различных значений, в том числе федерального, регионального значения, местного значения муниципального района.
Учитывая вышеперечисленное, в целях сбалансированного развития социальной инфраструктуры Ногайского района, в Программе сформирован перечень мероприятий по развитию сети объектов социальной инфраструктуры как регионального, так и местного значения муниципального района. Перечень мероприятий сформирован с учетом документов стратегического социально-экономического развития и документов территориального планирования разных уровней, а значения объектов, запланированных к размещению, определены на основании полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ и органом местного самоуправления, закрепленных законодательно.
4. Оценка эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского района
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1. В сфере образования
- доля детей, охваченных дополнительными образовательными программами, в общей численности детей и молодежи от 5 до 18 лет составит 90%;
- охват детей дошкольным образованием в общем количестве детей 3-7 лет - 100%;
- удовлетворенность населения качеством общего образования - 97,5%;
- доля детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования в сфере культуры - 20%.
2. В сфере здравоохранения
- увеличение продолжительности жизни до 78 лет;
- уменьшение младенческой смертности - 7,8;
- ожидаемый коэффициент рождаемости - 15,0;
- ожидаемый общий коэффициент смертности - 13,0;
- улучшение качества медицинского обслуживания;
- доступность услуг здравоохранения;
- удовлетворенность населения медицинской помощью - 80%.
3. В сфере культуры
- уровень удовлетворённости населения качеством услуг в сфере культуры - 90%;
- доля посетителей в возрасте до 18 лет в общем количестве посетителей музеев Ногайского района;
- создание условий, обеспечивающих равную доступность услуг в области культуры, предоставляемых населению Кочубеевского района учреждениями культуры района;
- повышение качества услуг в области культуры, предоставляемых населению Кочубеевского района учреждениями;
- расширение межкультурного взаимодействия, развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества;
- увеличение удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры района.
Приложение 1
Предложения
по повышению доступности среды для маломобильных групп населения
При проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры необходимо предусматривать универсальную безбарьерную среду для беспрепятственного доступа к объектам и услугам всех категорий граждан, в том числе инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (к которым могут быть отнесены люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины, люди с детскими колясками и другие).
Для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения требования к проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры определяются следующими нормативными документами:
- СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 3501.2001";
- СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
- СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
- СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей";
- СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
- РДС 35-201-99 "Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".
Здания и сооружения объектов социальной инфраструктуры рекомендуется проектировать с учетом критериев доступности, безопасности, удобства и информативности:
- возможности беспрепятственно достигнуть места обслуживания и воспользоваться предоставленным обслуживанием;
- беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;
- возможности своевременно воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания;
- возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости из-за свойств архитектурной среды зданий;
- возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;
- предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;
- своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
- точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;
- использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;
- возможность эффективной ориентации посетителя, как в светлое, так и в темное время суток;
- сокращение времени и усилий на получение необходимой информации;
- возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.
Приложение 2
Предложения
по совершенствованию информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры
Развитие информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры связано, в первую очередь, с необходимостью оперативного обеспечения граждан и организаций достоверной, актуальной, юридически значимой информацией о современном и планируемом состоянии территории муниципальных образований Ногайского района в электронном виде, реализацией возможности получить в электронном виде ключевые документы, необходимые для осуществления инвестиционной деятельности по реализации социальных проектов, от разработки градостроительной документации и предоставления земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию.
Кроме того, автоматизация процессов предоставления муниципальных услуг в сфере строительства позволит сократить истинные сроки инвестиционного цикла в строительстве от предоставления земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию, улучшить функционирования и взаимодействия органов местного самоуправления не только между собой, но и с органами исполнительной власти субъекта РФ при осуществлении градостроительной деятельности и предоставлении муниципальных услуг.
Таким образом, в качестве предложений по совершенствованию информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры в Ногайском районе рекомендуется:
1. Создание и внедрение автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в муниципальном образовании и обеспечение интеграции с координационным центром в уполномоченном подразделении Правительства Карачаево-Черкесской Республики, обеспечение актуализации базы пространственных данных о современном и планируемом состоянии территории в векторном электронном виде во взаимосвязи с документами и процессами предоставления муниципальных услуг. Внедрение стандартов и инструментов контроля качества и взаимосвязанности решений градостроительной документации. Организация двустороннего электронного информационного взаимодействия с информационными ресурсами Росреестра.
2. Автоматизация предоставления следующих муниципальных услуг и функций:
- предоставление земельного участка, подготовка схемы расположения земельного участка;
- выдача градостроительного плана земельного участка;
- выдача разрешения на строительство;
- выдача разрешения на ввод в эксплуатацию;
- предоставление сведений из ИСОГД;
- организация разработки и утверждения документов территориального планирования в электронном виде;
- организация разработки и утверждения документации по планировке территорий в электронном виде;
- организация разработки и утверждения и внесения изменений в документацию градостроительного зонирования в электронном виде;
- и др.
На уровне КЧР необходимо создание региональной публичной интерактивной градостроительной карты и веб-сервисов, обеспечивающих предоставление юридически значимых, актуальных и достоверных пространственных данных и сведений о территории для граждан и организаций в режиме онлайн доступа, интеграция с федеральной государственной информационной системой территориального планирования и иными системами, публикация информации в форматах открытых данных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 25 сентября 2016 г. N 146/1 "Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2030 годы"
Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования (обнародования) в установленном порядке
Текст решения опубликован в разделе "Нормативные правовые акты муниципальных образований" федерального регистра нормативных правовых актов Российской Федерации (http://zakon.scli.ru)