В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Кабардино-Балкарской Республики от 18 июля 2011 года N 65-РЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Кабардино-Балкарской Республике", в целях создания благоприятных условий для развития торговой деятельности на территории Терского муниципального района, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие торговли в Терском муниципальном районе КБР на 2017 - 2020 годы".
2. Опубликовать настоящее постановление в районной газете "Терек-1" и разместить на официальном сайте местной администрации Терского муниципального района КБР в сети Интернет: te.admkbr.ru
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы местной администрации Терского муниципального района КБР Хуштова А.А.
Глава местной администрации Терского муниципального района КБР |
М. Дадов |
Муниципальная программа
"Развитие торговли в Терском муниципальном районе КБР НА 2017 - 2020 годы"
(утв. постановлением главы местной администрации Терского муниципального района КБР
от 11 мая 2017 г. N 132-п)
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа "Развитие торговли в Терском муниципальном районе КБР на 2017 - 2020 годы" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года"; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 июля 2011 года N 65-РЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Кабардино-Балкарской Республике" |
Государственный заказчик Программы |
Местная администрация Терского муниципального района КБР |
Разработчик Программы |
Отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества местной администрации Терского муниципального района |
Основные цели Программы |
Развитие торговой деятельности для обеспечения удовлетворенности всех участников сферы торговли (производителей, субъектов торговли и потребителей) посредством поддержки республиканских и районных товаропроизводителей, обеспечения доступности товаров и удовлетворения спроса на товары для населения области, формирования комфортной конкурентной среды для субъектов торговой деятельности |
Основные задачи Программы |
- Создание благоприятных условий для развития всех форм торговли, в том числе малого торгового бизнеса и нестационарной торговли; - Обеспечение сбалансированного размещения на территории района инфраструктуры торговли; - Создание комфортной потребительской среды; - Повышение качества и культуры обслуживания населения района в сфере торговли; - Повышение экономической (ценовой) доступности товаров для населения района, в том числе посредством оказания адресной помощи; - Обеспечение условий для наличия на потребительском рынке района продукции отечественного производства, в том числе республиканских и районных производителей; - Создание условий для увеличения количества хозяйствующих субъектов, занятых в сфере торговли; - Создание естественных условий для развития свободной конкуренции и повышения уровня предпринимательской активности; - Обеспечение насыщения потребительского рынка района качественной и безопасной продукцией; - Организация взаимодействия между всеми хозяйствующими субъектами - участниками сферы торговли; - Информационно-аналитическое обеспечение в области торговой деятельности; - Модернизация и реконструкция функционирующих торговых объектов; - Обеспечение качества и безопасности товаров |
Сроки реализации Программы |
2017 - 2020 годы |
Основные исполнители Программы |
- отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества местной администрации Терского муниципального района; - управление сельского хозяйства, муниципальных земель и природопользования местной администрации Терского муниципального района; - отдел архитектуры и градостроительства местной администрации Терского муниципального района; - местные администрации городского и сельских поселений Терского муниципального района (по согласованию); - другие организации, осуществляющие деятельность в сфере торговли (по согласованию). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- ежегодный рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах не менее 3%; - обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; - привлечение инвестиционных ресурсов в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство объектов потребительского рынка в 2017 - 2020 годах; - повышение качества торгового обслуживания населения; - увеличение доли современных организаций торговли и общественного питания в общем количестве организаций, действующих на потребительском рынке Терского муниципального района |
Механизм реализации Программы |
реализация мероприятий Программы будет осуществляться ответственными исполнителями в рамках наделенных полномочий и выполняемых функций. |
Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией |
Координацию деятельности исполнителей, соисполнителей и участников и контроль за ходом реализации Программы осуществляет отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества местной администрации Терского муниципального района. |
1. Анализ состояния и развития торговой отрасли
Потребительский рынок Терского муниципального района характеризуется стабильностью, значительной предпринимательской и инвестиционной активностью, положительной динамикой развития. К положительным тенденциям относятся: увеличение количества предприятий торговли и общественного питания, интенсивный рост сетей.
Тенденцию развития торговли характеризует увеличение оборота розничной торговли, как в фактических, так и в сопоставимых ценах.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Оборот розничной торговли (во всех каналах реализации) |
млн. руб. |
77,1 |
119,3 |
173,5 |
164,1 |
Темп роста (снижения) в сопоставимых ценах |
% |
105,8 |
154,7 |
145,4 |
94,6 |
Наиболее успешными были 2014 - 2015 годы, когда высокий рост оборота в действующих ценах основывался на значительном увеличении оборота в сопоставимых ценах. В 2016 году оборот розничной торговли составил 164,1 млн. руб., по сравнению с 2015 годом в сопоставимых ценах темп роста составил 94,6%. Снижение показателя обусловлено ухудшением экономики страны, снижения потребительского спроса и покупной способности населения. Товарооборот на душу населения в 2016 г. составил 3234,90 руб., в сравнении с 2015 г. снизился на 5,3%.
Таким образом, за последние два года наблюдается незначительное снижение потребления товаров населением Терского муниципального района. Несмотря на это наблюдается увеличение объектов стационарной торговой сети.
Частным бизнесом возводятся современные, удобные для потребителей магазины, неиспользуемые здания, сооружения переделываются в базы и объекты обслуживания населения.
На территории Терского муниципального района осуществляет деятельность один розничный рынок, где имеется 154 торговых мест. Стационарная торговля муниципального района в 2015 году была представлена 213 магазинами продовольственных и непродовольственных товаров, 15-аптечными магазинами, 68-специализированными предприятиями бытового обслуживания. В 2016 году эти показатели составили 240 ед., 18 ед., 72 ед. соответственно.
Активное развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных торговых сетевых структур. Высокая конкурентная среда на продовольственном рынке способствует открытию супермаркетов, универсамов с современным дизайном и внедрением передовых технологий.
Крупные розничные сети обладают возможностью централизованных закупок, проводят эффективную ассортиментную политику, автоматизацию технологических процессов, имеют популярную торговую марку и т.д., что является их конкурентными преимуществами.
В районе активно развиваются российские сетевые компании, среди них "Магнит", "Караван". Из местных сетей функционируют ООО "Эльбрус", ООО "Меркурий-продукт". Их функционирование на потребительском рынке района помогает решать проблему развития предприятий современных торговых форматов, а также обеспечивать ценовую и территориальную доступность товаров широкого ассортимента.
Сетевая торговля способствует развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность на территории района, в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения, решению проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
С другой стороны рост торговых сетей ограничивает развитие малого предпринимательства, в том числе специализированных объектов торговли. В этой связи необходимо оказывать поддержку развития субъектов малого предпринимательства в сфере розничной торговли в сельской местности, обеспечивая тем самым повышение уровня доступности товаров в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах.
Местные сельхозтоваропроизводители, особенно мелкие, испытывают трудности в организации сбыта производимой продукции, особенно при размещении ее в розничной торговой сети. В этой связи целесообразно активизировать торгово-закупочную деятельность потребительской кооперации в сельских поселениях. Также необходимо создать торговые места нестационарной торговли для реализации сельскохозяйственной продукции, выращенной в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах района.
Большинство актуальных проблем развития торговли сформулированы в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.03.2011 N 422. К ним относятся:
- недостаточная эффективность государственного регулирования;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры (недостаток торговых и складских объектов, высокая стоимость покупки и аренды объектов недвижимости и земли, высокая стоимость проведения работ по обеспечению инженерными коммуникациями, недостаток торговой и транспортной инфраструктуры на удаленных территориях, слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации и т.д.);
- низкая квалификация и недостаток кадров на всех уровнях;
- недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.
2. Цель и задачи Программы
Программа направлена на развитие в Терском муниципальном районе торговли и общественного питания.
Потребительский рынок Терского муниципального района призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, качество и безопасность, доступность товаров на всей территории района.
Целью Программы является развитие торговой деятельности для обеспечения удовлетворенности всех участников сферы торговли (производителей, субъектов торговли и потребителей) посредством поддержки районных товаропроизводителей, обеспечения доступности товаров и удовлетворения спроса на товары для населения района, формирования комфортной конкурентной среды для субъектов торговой деятельности, развития всех форм торговли и стимулирования предпринимательской активности.
Цель Программы обуславливает решение основных задач:
- создание благоприятных условий для развития всех форм торговли, в том числе малого торгового бизнеса и нестационарной торговли;
- обеспечение сбалансированного размещения на территории района инфраструктуры торговли;
- создание комфортной потребительской среды;
- повышение качества и культуры обслуживания населения района в сфере торговли;
- повышение экономической (ценовой) доступности товаров для населения района, в том числе посредством оказания адресной помощи;
- обеспечение условий для наличия на потребительском рынке района продукции отечественного производства, в том числе областных и районных производителей;
- создание условий для увеличения количества хозяйствующих субъектов, занятых в сфере торговли;
- создание естественных условий для развития свободной конкуренции и повышения уровня предпринимательской активности;
- обеспечение насыщения потребительского рынка района качественной и безопасной продукцией;
- организация взаимодействия между всеми хозяйствующими субъектами - участниками сферы торговли;
- информационно-аналитическое обеспечение в области торговой деятельности.
4. Механизмы и способы достижения цели и решения задач Программы
Механизм реализации Программы основан на скоординированных действиях исполнителей и участников мероприятий по достижению намеченных целей и задач Программы.
4.1. Создание условий для развития всех форм торговли.
Необходимо создавать в районе благоприятные условия для развития всех форм торговли, в том числе малого торгового бизнеса и нестационарной торговли. Поддержка малых торговых форматов будет способствовать решению проблем в обеспечении продовольственной продукцией отдаленных населенных пунктов, не имеющих или имеющих малоэффективные торговые объекты.
Кроме того, оказывая поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим развозную торговлю, возможно организовать дополнительный канал сбыта продукции, произведенной областными и районными товаропроизводителями.
4.2. Обеспечение сбалансированного размещения на территории района инфраструктуры торговли.
Розничные торговые сети, средние торговые объекты в основном сконцентрированы в районном центре. Кроме того, достаточно активное развитие федеральных розничных торговых сетей приводит к монополизации розничного рынка и сокращению количества объектов других форм торговли. Территориальная доступность торговых объектов должна быть обеспечена за счет устранения диспропорции их размещения.
Необходимо обеспечить сбалансированное размещение инфраструктуры торговли на территории района.
4.3. Создание комфортной потребительской среды и повышение качества и культуры обслуживания населения района в сфере торговли.
В рамках создания комфортной потребительской среды и повышения качества и культуры обслуживания населения в сфере торговли в районе должна быть продолжена работа по реализации мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности населения качеством жизни. Необходимо реализовывать мероприятия, направленные на повышение имиджа торговой отрасли.
Прежде всего, на формирование благоприятного имиджа оказывает влияние качество торгового обслуживания, являющееся в свою очередь одной из самых действенных форм конкуренции. Высокий уровень качества обслуживания потребителей влечет за собой увеличение товарооборота хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, расширение возможностей для дальнейшего развития и, как следствие, оказывает влияние на товарооборот района в целом.
В этой связи необходимо повышать уровень профессиональной квалификации работников сферы торговли, уделять внимание этике обслуживающего персонала. Этому будет способствовать проведение обучающих семинаров с участием представителей территориальных органов федеральных органов власти и руководителей хозяйствующих субъектов торговой отрасли, проведение районных конкурсов профессионального мастерства с последующим освещением итогов в средствах массовой информации.
Кроме того, положительное влияние на имидж торговой отрасли окажет внедрение системы дополнительных услуг (доставка товаров на дом, на работу, заказ через информационно-коммуникационную сеть Интернет).
4.4. Повышение экономической (ценовой) доступности товаров для населения района, оказание адресной помощи.
Большое влияние на развитие торговой отрасли оказывает формирование широкого и устойчивого ассортимента товаров, представленных на потребительском рынке, а также их экономическая (ценовая) доступность для населения района. Необходимо создавать условия для увеличения доли продукции местного производства, в том числе продукции сельхозтоваропроизводителей, на потребительском рынке района.
Наращиванию объемов реализации продукции местного производства и повышению ценовой доступности товаров будет способствовать увеличение количества ярмарочных мероприятий (ярмарок, проводимых на постоянной основе, разовых, сезонных, периодических ярмарок).
Необходимо активизировать торгово-закупочную деятельность, особенно в сельских поселениях. Организация в районе объектов торговли, ориентированных на реализацию продукции районных и республиканских товаропроизводителей, позволит создать условия для формирования принципов добросовестной конкуренции и обеспечит сбыт сельхозпродукции, вырабатываемой сельхозтоваропроизводителями района и республики.
4.5. Организация взаимодействия между всеми хозяйствующими субъектами торговой отрасли.
Для обеспечения стабильного роста показателей развития потребительского рынка и отрасли торговли, в частности, необходимо постоянное взаимодействие между всеми хозяйствующими субъектами - участниками сферы торговли.
Работа по организации взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность на территории района и районным подразделением Ставропольстат должна проводиться на постоянной основе.
В рамках Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16 июля 2010 года N 602 "Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре" информация о торговых объектах хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории Терского района, консолидируется в программном продукте "Торговый реестр". Обобщенные сведения, содержащиеся в "Торговом реестре", используются в том числе и при взаимодействии с федеральными органами государственной власти.
4.6. Информационно-аналитическое обеспечение в области торговой деятельности.
Информация о текущем состоянии потребительского рынка, реализуемых мероприятиях и итогах проводимой работы по развитию потребительского рынка Терского муниципального района освещается в районной газете "Терек-1" и на сайте Администрации Терского района.
5. Механизм мониторинга реализации Программы
Мониторинг и анализ реализации Программы осуществляется ежегодно.
В результате проведенного анализа состояния потребительского рынка района определены основные проблемы, препятствующие его развитию, обоснована необходимость их решения, обозначены цели и задачи реализации Программы:
- Создание комфортной потребительской среды невозможно без развития многоформатной инфраструктуры торговли, в том числе малого торгового бизнеса и нестационарной торговли.
- Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит проведение целенаправленной государственной политики, направленной на интенсивное развитие потребительского рынка, повышение качества и безопасности реализуемых товаров.
- Социальный эффект от реализации Программы выражается в повышении качества жизни населения, увеличении оборота розничной торговли, развитии многоформатной инфраструктуры торговли, обеспеченности населения торговыми площадями, росте налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров для сферы потребительского рынка.
- Достижение к 2020 году целевых показателей, предусмотренных Программой, позволит обеспечить качественно новый, цивилизованный облик потребительского рынка, будет способствовать поддержанию высоких темпов его развития, созданию новых рабочих мест и инвестиционной привлекательности отрасли торговли.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Программа не предполагает выделения дополнительных средств из бюджета на реализацию планируемых мероприятий. Ресурсное обеспечение реализации программных мероприятий осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности государственного заказчика и исполнителей Программы в установленном порядке на соответствующий финансовый год.
7. Целевые индикаторы оценки эффективности реализации Программы
Критерием оценки эффективности реализации Программы является степень достижения целевых индикаторов.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в числе основных индикаторов, характеризующих ожидаемые результаты Программы:
рост оборота оптовой торговли в Терском муниципальном районе;
рост оборота розничной торговли в Терском муниципальном районе;
рост оборота розничной торговли на душу населения в Терском муниципальном районе;
утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов в Терском муниципальном районе.
Ожидаемые результаты реализации Программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
NN |
Наименование целевого индикатора |
Ед. изм. |
Фактич. значение показателя 2016 год |
Значение целевого индикатора по годам |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1. |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
164,1 |
172,3 |
180,9 |
195,0 |
210,5 |
2. |
Рост оборота розничной торговли в Терском муниципальном районе |
% |
94,5 |
104,9 |
105,0 |
107,8 |
107,9 |
3. |
Рост оборота розничной торговли на душу населения в Терском муниципальном районе |
Руб. в год |
3234,9 |
3391,7 |
3561,0 |
3838,6 |
4143,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 11 мая 2017 г. N 132-п "Об утверждении муниципальной программы "Развитие торговли в Терском муниципальном районе КБР на 2017 - 2020 годы"
Текст постановления опубликован на сайте Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (http://te.adm-kbr.ru)