Решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2017 г. по делу N 21-63/2017
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,
при секретаре Тхагужоковой М.М.,
с участием представителя Министерства здравоохранения КБР - Баловой О.Р. по доверенности от 10.01.2017 г. N 23-18/40,
представителя ТО Росздравнадзора по КБР - Измайловой А.Р., по доверенности от 02.06.2017 г. N 570,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики,
установил:
В ходе проверки, проведенной территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту ТО Росздравнадзор по КБР) 26 апреля 2017 года был установлен факт частичного неисполнения Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство, Минздрав КБР) предписания N 72, выданного 05 декабря 2016 года, срок исполнения которого истек 05 марта 2017 года.
Постановлением руководителя ТО Росздравнадзор по КБР Ахматова А.Х. N 18/17 от 04 мая 2017 года, в связи с невыполнением предписания N 72 от 05 декабря 2017 года, Министерство было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 2017 года постановление от 04 мая 2017 года, вынесенное руководителем ТО Росздравнадзора по КБР, оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Министерство обратилось с жалобой в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики с просьбой об отмене решения суда первой инстанции, и вынесении по делу нового решения.
В жалобе указывается, что лимиты бюджетных ассигнований на 2017 год Министерству утверждены с дефицитом, а именно, на исполнение полномочий выделено на указанный год 209 585,8 тыс. рублей, из которых 157 931,59 тыс. рублей занято Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики на погашение кредиторской задолженности прошлых лет. Далее отделом организации лекарственного обеспечения Министерства сформированы заявки на сумму 48 492,2 тыс. рублей. Порядка 3000,0 тыс. рублей необходимо направить на оплату услуг по обеспечению закупок, хранения и доставки лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов питания, средств дезинфекции, иммунобиологических препаратов ГАУ "Аптечный склад" Минздрава КБР.
Для исполнения предписания ТО Росздравнадзора по КБР необходимо дополнительное выделение финансовых средств в размере 197 152, 49 тыс. рублей.
Минздравом КБР было направлено письмо на имя Председателя Правительства КБР от 03.02.2017 г. о необходимости выделения дополнительных средств в указанном размере для исполнения предписания. Также было направлено письмо от 03.02.2017 г. N 23-10/806 в ТО Росздравнадзора по КБР с просьбой оказать содействие в организации обеспечения жизненно необходимыми препаратами в рамках имеющихся полномочий для исполнения выданного предписания. Однако, органом контроля не был принят во внимание факт отсутствия вины Министерства, принявшего, в соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ, все возможные меры по исполнению предписания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Министерства Балову О.Р., просившую об отмене решения и постановления по делу, представителя Росздравнадзора по КБР Измайлову А.Р., полагавшую решение суда законным, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении N 26 от 28 апреля 2017 года, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило частичное невыполнение Минздравом КБР ранее выданного ему предписания ТО Росздравнадзора по КБР от 05 декабря 2016 года.
Министерству вменялось неисполнение одного из пунктов предписания N 72 от 05 декабря 2016 (л.д. 16, 17), которым была возложена обязанность в срок до 05 марта 2017 года организовать обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального Закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Факт неисполнения предписания в указанной части установлен актом проверки от 26 апреля 2017 года N 43 (л.д. 7-15) и Министерством не оспаривался.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении руководителем ТО Росздравнадзор по КБР Ахматовым А.Х., вынесено постановление о назначении административного наказания N 18/17 от 04 мая 2017 года, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 38-48).
В постановлении указано, что 19 января 2017 года Министерством сформирована заявка на закупку лекарственных препаратов и продуктов специализированного лечебного питания для лиц, страдающих редкими (орфанными) заявлениями, в размере месячной потребности на сумму 4 923 912,52 рублей, которая состоит из 5 наименований лекарственный препаратов и 5 наименований продуктов специализированного лечебного питания. В данной заявке на закупку отсутствует следующие наименования необходимых лекарственных препаратов:
- иммуноглобулин человека нормальный раствор для инфузий 50 мг/мл, 100 мл (необходим Шаваеву У.К. в ежемесячной потребности 1 флакон);
- иммуноглобулин человека нормальный раствор для инфузий 100 мг/мл, 100 мл (необходим Моллаеву М.М. в ежемесячной потребности 1 флакон, Абазеховой А.Ж., Бориевой М.В., Панасенко Н.В. в месячной потребности по 4 флакона 2 раза в год);
- тоцилизумаб концентрат для приготовления раствора для инфузий 20 мг/мл, 20 мл 400 мг/20 мл (необходим Моллаевой А.Х. и размере ежемесячной потребности 1 флакон)
- метотрексат раствор для инъекций 10 мг/мл, 1,5 мл (необходим Кумышевой М.М., в ежемесячной потребности 4 флакона).
17 марта 2017 года Минздравом КБР направлена заявка на закупку лекарственных препаратов на сумму 8 244 025,31 рублей, однако, данная заявка не содержала вышеуказанные лекарственные препараты.
Кроме того, по состоянию на 24 апреля 2017 года не закуплено специализированное лечебное питание для лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, что приводит к рискам отказа в обеспечении 16 пациентов.
Не закуплены следующие необходимые лекарственные препараты для лиц, редкими (орфанными) заболеваниями:
- гемин концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мл, (необходим Бережных Н.Н. в ежемесячной потребности 1 упаковки);
- элтромбопаг таблетки, покрытые пленочной оболочкой 25 мг N 28, (необходим 10 пациентам в ежемесячной потребности по 1 упаковке);
- элтромбопаг таблетки, покрытые пленочной оболочкой 50 мг N 28, (необходим 11 пациентам в ежемесячной потребности по 1 упаковке).
Факт неисполнения предписания N 72 от 5 декабря 2016 года образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка Министерства на то, что неисполнение предписания вызвано отсутствием финансирования данных расходов, осуществляемого из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, не опровергает выводов суда по делу и не является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Недостаточность финансирования не исключает из действий юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наступление административной ответственности не может ставиться в зависимость от наличия у субъекта правонарушения финансовых средств на исполнение обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации, иначе такие действия привели бы к нарушению принципов административной ответственности, закрепленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, имеющиеся в деле доказательства, в частности письмо от 03.02.2017 г. в адрес Председателя Правительства КБР, с учетом того, что срок исполнения предписания истекал 05.03.2017 г., не подтверждают своевременное обращение в компетентный орган по вопросу обеспечения финансирования в целях устранения выявленных нарушений, не содержат также сведений о своевременном обращении о продлении сроков исполнения предписания, кроме того, отсутствуют сведения об обжаловании данного предписания.
Невыполнение требований предписания, вынесенного 21 июня 2016 года в адрес Министерства, нарушает положения части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, провозглашающей право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, одним из основных принципов охраны здоровья граждан является ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Минздрав КБР является исполнительным органом субъекта, на который возложена обязанность по организации своевременного обеспечения определенных групп населения лекарственными препаратами и специализированными продуктами питания.
Факт совершения Минздравом КБР вменяемого ему административного правонарушения подтверждается доказательствами, собранными по делу, которые при рассмотрении дела судьей первой инстанции приняты во внимание и надлежащим образом исследованы. Им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "предусмотренных Кодекса" следует читать: "предусмотренных Кодексом"
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики |
З.М. Ошхунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2017 г. по делу N 21-63/2017
Текст решения официально опубликован не был