В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях разработки проекта районного бюджета Эльбрусского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов местная администрация Эльбрусского муниципального района постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Эльбрусского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов согласно приложению.
2. МУ "Управление финансами" местной администрации Эльбрусского муниципального района (Мерзоев Ю.З.) при формировании проекта бюджета Эльбрусского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов обеспечить соблюдение основных направлений бюджетной и налоговой политики.
3. Настоящее постановление опубликовать в районной газете "Эльбрусские новости" и разместить на официальном сайте местной администрации Эльбрусского муниципального района.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы местной администрации Эльбрусского муниципального района Улимбашева А.Х.
Глава местной администрации |
К. Залиханов |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Эльбрусского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Кабардино-Балкарской Республики от 07.02.2011 г. N 11-РЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике" и Решением Совета местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР от 07.04.2014 года N 25/1 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Эльбрусском муниципальном районе КБР". При подготовке учитывались положения следующих документов:
- указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- Послания Главы Кабардино-Балкарской Республики Парламенту Кабардино-Балкарской Республики;
- Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
- Основных направления бюджетной и налоговой политики Кабардино-Балкарской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
- Прогноза социально-экономического развития Эльбрусского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
- муниципальных программ Эльбрусского муниципального района;
- Программы по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики на 2017 - 2019 годы.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - основные направления бюджетной политики) являются базой для формирования бюджета Эльбрусского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее местный бюджет).
Основная цель бюджетной политики - определение общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Задача основных направлений бюджетной политики - эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии с приоритетами социально-экономического развития района в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Разработка данного документа осуществлялась с учетом итогов реализации и преемственности задач в период до 2017 года.
2. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 - 2017 годах
В 2016 - 2017 годах решение задач социально-экономического развития Эльбрусского муниципального района осуществлялось в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Эльбрусского муниципального района.
В 2016 - 2017 годах органами местного самоуправления Эльбрусского муниципального района принимался ряд мер, направленных на повышение собственных доходов. В частности:
- проведена инвентаризация задолженности по отдельным видам налогов с целью взыскания недоимки, в результате чего удалось значительно сократить объем задолженности консолидированного бюджета по единому сельскохозяйственному налогу, земельному налогу физических лиц и налогу на имущество физических лиц.
- реализованы все планируемые мероприятия по продаже муниципального имущества и земельных участков, находящихся в границах поселений государственная собственность на которые не разграничена.
Расходная часть консолидированного бюджета по итогам 2016 года исполнена на 95% с темпом роста 106% к уровню 2015 года.
В части оптимизации расходной части консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района в 2016 году проведена реорганизация путем объединения 3 общеобразовательных учреждений, а также 1 учреждения дополнительного образования путем присоединения к общеобразовательному учреждению.
Скорректировано соотношение средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников учреждений. При соотношении на федеральном уровне 1 к 8, на республиканском и местном уровне установлено соотношение 1 к 3.
В 2017 году разработана и утверждена Программа по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов, (распоряжение местной администрации Эльбрусского муниципального района от 01.06.2017 года N 41), в рамках которой детализированы мероприятия по мобилизации собственных доходов и оптимизации расходов консолидированного бюджета КБР и Эльбрусского муниципального района).
До конца 2017 года предусмотрены внесения изменений в структуру органов местного самоуправления Эльбрусского муниципального района, что позволит сократить расходы на содержание аппарата управления.
Продолжена работа по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса в Эльбрусском муниципальном районе, в том числе:
на официальном сайте местной администрации Эльбрусского муниципального района в разделе "Бюджет для граждан" размещена информация по структуре доходов и расходов бюджета за 2016 - 2017 годы.
проведен мониторинг своевременного размещения муниципальными учреждениями Эльбрусского муниципального района отчетных документов на официальном сайте в сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru).
3. Основные направления бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Основной целью бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов является обеспечение сбалансированности бюджета Эльбрусского муниципального района, устойчивости бюджетной системы и безусловное исполнение принятых обязательств, в первую очередь социально-значимых, наиболее эффективным способом.
Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.
Основными принципами реализации бюджетной политики будут:
1. Формирование сбалансированного местного бюджета, соблюдение данного принципа подразумевает соразмерность расходов местного бюджета с поступающими доходами.
2. Выполнение принятых расходных обязательств. Соблюдение данного принципа означает первоочередное финансирование расходов социальной направленности, выполнение задач, указанных в майских указах Президента Российской Федерации.
Основными задачами бюджетной политики на очередной бюджетный период являются:
1) Повышение реалистичности и минимизация рисков несбалансированности бюджета.
Бюджетная политика в предстоящий трехлетний период будет направлена на сохранение, укрепление устойчивости и сбалансированности бюджета Эльбрусского муниципального района.
Основным инструментом, обеспечивающим решение постановленной задачи должна стать Программа по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики на 2017 - 2019 годы, утвержденная распоряжением местной администрации Эльбрусского муниципального района от 01.06.2017 года N 41. Целью Программы является поэтапное сокращение дефицита и выход на бездефицитный бюджет при безусловной реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Эльбрусского муниципального района.
2) Повышение качества и эффективности реализации муниципальных программ, расширение практики внедрения принципов проектного управления.
Для этого требуется сформировать нормативную и методическую базу для полноценного внедрения проектных методов в систему управления муниципальными программами, что предполагает необходимость решения следующих задач:
- повышение качества системы целеполагания муниципальных программ;
- обеспечение полноты учета в составе программ всех финансовых ресурсов;
- обеспечение согласованности реализации мероприятий муниципальных программ на региональном и местном уровнях;
- уточнение структуры муниципальных программ с выделением мероприятий проектного (ограниченные по срокам и приводящие к уникальному результату и/или качественному изменению процессов) и процессного (непрерывные или постоянно возобновляемые, реализуемые в соответствии с устоявшимися процедурами) характера.
Указанное будет способствовать повышению качества и эффективности реализации муниципальных программ как основного инструмента интеграции стратегического целеполагания, бюджетного планирования и операционного управления.
3) Повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации.
Этот подход реализован за счет формирования бюджета Эльбрусского муниципального района в "программном" формате, что подразумевает "привязку" финансовых ресурсов к конкретным целевым параметрам и результатам, прогнозируемым показателям социально-экономического развития, публичное обсуждение проектов, хода и итога реализации муниципальных программ.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по открытию бюджетных процедур, в числе которых:
развитие инструментов открытости бюджетных данных и "Бюджета для граждан";
расширение состава и качества публикуемой информации о муниципальных финансах;
внедрение практики поддержки местных инициатив, предполагающих участие граждан в определении и выборе предметов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов.
Таким образом, исходя из основных задач бюджетной политики, предельные объемы бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию муниципальных программ и направлений деятельности, не входящих в муниципальных программы, на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сформированы на основе следующих основных подходов:
1.1. В качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2018 и 2019 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные решением сессии Совета местного самоуправления Эльбрусского муниципального района "О бюджете Эльбрусского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" от 29.12.2016 г. N 3/2 (далее -"базовые" объемы) с учетом изменений структуры расходов местного бюджета и отраслевых особенностей.
1.2. Базовые объемы на 2020 год приняты равными "базовым" объемам 2019 года.
1.3. Уточнение "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2018 - 2019 годы осуществлено с учетом следующих подходов:
1) уменьшаются бюджетные ассигнования по расходным обязательствам ограниченного срока действия, в том числе в связи с изменением контингента получателей;
2) расходы на оплату труда работников органов местного самоуправления Эльбрусского муниципального района рассчитываются без индексации, и уточняются в связи с изменением их структуры и штатных расписаний, утверждаемых Решением сессии совета местного самоуправления Эльбрусского муниципального района;
3) при планировании расходов на оплату труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и оценке достижения значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий ("дорожных картах") изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения, использовать:
показатель среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Кабардино-Балкарской Республики достигнутый в 2016 году - 17 921 рублей;
среднюю численность работников соответствующей категории персонала в организациях социальной сферы муниципальной формы собственности по итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников за 2016 год;
обеспечить в 2018 году уровень номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2017 году.
4) расходы на оплату коммунальных услуг уточняются с учетом установления лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды Правительством Кабардино-Балкарской Республики;
5) субвенция на обеспечение государственных гарантий на реализацию прав на получение общедоступного, бесплатного дошкольного и общего школьного образования рассчитывается исходя из нормативов, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.04.2014 года N 62-ПП "О нормативах подушевого бюджетного финансирования и Методике расчета субвенций местным бюджетам по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике" и планируемой численности обучающихся и воспитанников на 2017-2018 учебный год;
6) бюджетные ассигнования местного бюджета, предусмотренные на: услуги связи, транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, работы, услуги по содержанию имущества (за исключением капитального ремонта имущества), прочие работы и услуги, безвозмездные перечисления организациям, а также прочие расходы приняты на уровне "базовых" объемов бюджетных ассигнований с учетом системных решений по сокращению расходов в рамках оптимизационных мер.
1.4. Указанные общие подходы необходимо применять при формировании и распределении бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию всех муниципальных программ и направлений деятельности органов местного самоуправления, не входящих в муниципальные программы Эльбрусского муниципального района, на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
4. Основные направления налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Основные цели налоговой политики Эльбрусского муниципального района на 2018 - 2020 годы:
увеличение налогового потенциала района;
продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, установление новых налоговых льгот и преференций только в целях социальной поддержки и с учетом критериев адресности и нуждаемости;
совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района;
осуществление мероприятий по легализации доходной базы;
усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков.
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению и развитию доходной базы консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации имеющихся резервов.
С целью стимулирования предпринимателей к легализации доходов будет продолжена работа по установлению экономически обоснованных ставок единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и корректирующего коэффициента базовой доходности в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
В рамках реализации положений Налогового кодекса Российской Федерации будет продолжена работа по налогообложению недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости объектов.
В целях повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района в 2018 - 2020 годах будут приняты меры по:
увеличению собираемости платежей в консолидированный бюджет Эльбрусского муниципального района, в том числе с физических лиц;
сокращению задолженности по налоговым платежам в бюджет, усилению претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет и принудительному взысканию задолженности;
совершенствованию системы управления и распоряжения муниципальным имуществом Эльбрусского муниципального района;
организации эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти КБР, органов местного самоуправления муниципальных образований КБР и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в вопросах мобилизации доходов в консолидированный бюджет Эльбрусского муниципального района.
1. В связи с тем, что с 1 июля 2018 года на индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или налогоплательщиками патентной системы налогообложения, возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению контрольно-кассовой техники, в целях снижения их издержек, связанных с закупкой новой техники, будет учитываться возможность предоставления им права уменьшать суммы исчисленного в соответствии со специальным налоговым режимом единого налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных при условии регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах, в размере не более 18 000 рублей за один аппарат.
2. В целях увеличения объемов бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов подготовлены предложения по перераспределению в пользу бюджетов субъектов акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо за счет увеличения нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов. Предполагается повышение ставок акцизов на бензин автомобильный и дизельное топливо на 50 копеек за литр с 1 января 2018 года и дополнительно на 50 копеек за литр с 1 июля 2018 года при одновременном изменении норматива зачисления акцизов на нефтепродукты с целью направления в субъекты Российской Федерации для формирования Дорожного фонда дополнительных доходов, эквивалентных стоимости 1 рубля с каждого литра дизельного топлива.
3. При планировании доходов от уплаты государственных пошлин, пеней и штрафов будут учтены:
освобождение от уплаты всех видов государственной пошлины ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны предлагается полное их, а также распространение указанной льготы на бывших узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывших военнопленных во время Великой Отечественной войны;
планируемое освобождение граждан от уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение сделок, связанных с отчуждением долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, находящееся в аварийном, подлежащем сносу доме, а также с отчуждением недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним гражданам и гражданам, признанным ограниченно дееспособными, и расположенного в аварийном, подлежащем сносу доме;
увеличение размера пени для юридических лиц и установление прогрессивной шкалы ставок пеней в отношении юридических лиц, сохранив действующую ставку пени для платежей, просроченных менее чем на 30 календарных дней, и установив ставку в повышенном размере (до одной сто пятидесятой ключевой ставки Банка России) в случае превышения этого срока.
совершенствование условий уплаты государственной пошлины заявителями, обратившимися в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг с запросами о предоставлении таких услуг, урегулирование порядка уплаты государственной пошлины в указанных центрах без взимания с заявителей платы за прием и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации соответствующих денежных средств.
5. Основные направления политики в сфере межбюджетных отношений
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2018 - 2020 гг. будет сосредоточена на решении следующих задач:
- содействие сбалансированности бюджетов поселений, входящих в состав Эльбрусского муниципального района;
- повышение эффективности бюджетных расходов и бюджетная консолидация;
- создание предсказуемых, прозрачных и комфортных условий предоставления финансовой помощи.
Для поддержания сбалансированности бюджетов поселений в течение планового периода будет продолжено применение мер, направленных на ограничение дефицита и обеспечение экономического развития.
Стратегической задачей очередного финансового года является выход на траекторию целевых социально-экономических показателей, предусмотренных указами Президента от 7 мая 2012 года. Необходимо избежать "технического" повышения оплаты труда, завершив проведение структурных реформ в целях повышения качества услуг и оптимизации нагрузки на бюджетную сеть.
При формировании бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений, в том числе при заключении соглашений о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований необходимо исходить из обеспечения принятия реалистичных бюджетов и повышения качества бюджетного планирования.
Содействие со стороны района в сбалансированности местных бюджетов в первую очередь будет обеспечено за счет ограничения регулирования на республиканском уровне расходных обязательств муниципальных образований. Это в числе прочего не позволяет муниципальным образованиям проводить политику повышения эффективности бюджетных расходов, бюджетной консолидации и отказа от неприоритетных направлений финансирования.
Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов необходимо формирование доходных источников, достаточных для финансирования приоритетных расходных полномочий.
В 2018 году произойдет поэтапное повышение ставок акцизов на бензин автомобильный и дизельное топливо, что закономерно повлечет увеличение объемов бюджетных ассигнований муниципальных дорожных фондов. Повышение ставок акцизов произойдет на 50 копеек за литр с 1 января 2018 года и дополнительно на 50 копеек за литр с 1 июля 2018 года.
Повышение эффективности системы межбюджетных трансфертов должно быть обеспечено за счет создания предсказуемых, прозрачных и комфортных условий предоставления финансовой помощи, своевременного ее доведения до муниципальных образований, а также контроля за эффективным расходованием целевых межбюджетных трансфертов.
В 2018 году необходимо обеспечить распределение всех субсидий между местными бюджетами приложениями к республиканскому закону о республиканском бюджете. При планировании предоставления субсидий необходимо предварительное (до утверждения закона о бюджете) согласование с муниципальными образованиями объемов бюджетных ассигнований, необходимых для выполнения предельного уровня софинансирования, и условий их предоставления.
Распределение субсидий необходимо осуществить на 3-хлетний период с установлением единых формализованных условий софинансирования приоритетных обязательств муниципальных образований в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, что создаст возможности для расширения участия муниципальных образований в государственных программах республики.
Стимулирование муниципальных образований к росту экономического потенциала в первую очередь должно быть продолжено через механизм предоставления дотаций на выравнивание (3 года без уменьшения, не сокращение дотаций в случае высоких темпов роста налогов в муниципалитете).
В целях дальнейшего совершенствования межбюджетного регулирования на региональном и местном уровнях в Бюджетный кодекс РФ будут внесены изменения, расширяющие и уточняющие бюджетные полномочия публично-правовых образований в данной сфере, регулирующих вопросы предоставления межбюджетных трансфертов (форм, условий, порядков предоставления), введения ограничений, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов и контролем за их соблюдением.
Так, будут предусмотрены возможности передачи на местный уровень отдельных видов неналоговых доходов, выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и взимания "отрицательных" трансфертов с учетом отдельных неналоговых доходов, заключения соглашений о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов с обязательствами по достижению показателей социально-экономического развития и мерами ответственности за нарушение этих обязательств.
Будет введен новый вид межбюджетных трансфертов - "горизонтальные субсидии" из региональных бюджетов другим региональным бюджетам, из муниципальных бюджетов другим муниципальным бюджетам.
Также будут уточнены положения, регламентирующие формы, порядки и условия предоставления межбюджетных трансфертов на региональном и местном уровнях, предусмотрено расширение форм предоставления межбюджетных трансфертов между регионами и муниципальными образованиями в виде дотации на сбалансированность, введены нормы о предоставлении единой субвенции.
Изменяется расчет размера дотационности муниципальных образований (не будет учитываться размер иных межбюджетных трансфертов между районом и поселениями по заключенным соглашениям на решение вопросов местного значения). Вводится особый порядок расчет размера дотационности преобразованных муниципальных образований.
Из расчета предельного размера иных межбюджетных трансфертов, равного 10% от общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, исключаются не только федеральные "транзитные" иные межбюджетные трансферты, но и трансферты "поощрительного" характера и трансферты на ликвидацию последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 7 ноября 2017 г. N 295 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Эльбрусского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 7 ноября 2017 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте местной администрации Эльбрусского муниципального района (www.el.adm-kbr.ru)