В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-р "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации", Уставом Терского муниципального района КБР постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие конкуренции в Терском муниципальном районе КБР на 2018 - 2019 годы".
2. Опубликовать настоящее постановление в районной газете "Терек-1" и разместить на официальном сайте местной администрации Терского муниципального района КБР в сети Интернет: te.adm-kbr.ru.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы местной администрации Терского муниципального района КБР Хуштова А.А.
Глава местной администрации |
М. Дадов |
Утверждена
постановлением главы
местной администрации
Терского муниципального района КБР
от 30.01.2018 г. N 27-п
Муниципальная программа
"Развитие конкуренции в Терском муниципальном районе КБР на 2018-2019 годы"
Паспорт муниципальной программы "Развитие конкуренции в Терском муниципальном районе КБР на 2018-2019 годы"
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Развитие конкуренции в Терском муниципальном районе на 2018-2019 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Протокол заседания Совета при Главе Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям и предпринимательству от 9 марта 2017 г. N 4 |
Заказчик-координатор Программы |
- Местная администрация Терского муниципального района КБР |
Исполнители Программы |
Отраслевые отделы местной администрации Терского муниципального района КБР |
Основные разработчики Программы |
Отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества местной администрации Терского муниципального района КБР |
Основная цель Программы |
Целью Программы является формирование конкурентной среды на рынках товаров и услуг и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающих соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках и создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей населения и организаций в товарах и услугах |
Основные задачи Программы |
1) сокращение административных барьеров, препятствующих и усложняющих начало и ведение предпринимательской деятельности; 2) сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров; 3) повышение информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности; 4) сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности предприятий; 5) расширение доступа к государственному заказу и иным ресурсам, правам, предоставляемым органами власти; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры |
Сроки реализации Программы |
2018 - 2019 годы, краткосрочная Программа на 2 года. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- создание условий для оперативного пресечения фактов нарушения законодательства о защите конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления; - повышение показателя удовлетворенности предпринимателей государственными и муниципальными услугами; - расширение рынка сбыта и насыщение его качественными товарами. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансовое обеспечение Программы предусмотрено из собственных средств предприятий и организаций Терского муниципального района КБР |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества местной администрации Терского муниципального района КБР. Отчетным периодом устанавливается календарный год. Срок представления отчета 28 февраля, следующее за отчетным периодом. |
1. Введение
Муниципальная программа "Развитие конкуренции в Терском муниципальном районе КБР на 2018 - 2019 годы" (далее - Программа) разработана с целью развития конкуренции в Терском муниципальном районе путем создания необходимых условий для активизации деятельности существующих участников рынка района и для появления новых хозяйствующих субъектов на рынке Терского муниципального района. Развитие конкуренции осуществляется путем использования комплекса мер экономической политики, направленных на привлечение на рынки новых участников.
Программа разработана в соответствии с приоритетами и задачами социально-экономического развития Терского муниципального района.
Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, цели и задачи развития конкуренции, меры для развития конкуренции в отдельных отраслях, которые являются перспективными, с точки зрения развития, для Терского муниципального района. Программа включает конкретный перечень мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей согласно приложению N 1.
2. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2018 - 2019 годы. Программа является краткосрочной и срок реализации программы 2 года.
3. Экономическая характеристика и оценка конкурентной среды Терского муниципального района
Оценка развития малого и среднего предпринимательства
Ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 октября 2017 года характеризуется следующими показателями:
По состоянию на 01.10.2017 г. на территории Терского муниципального района КБР осуществляют деятельность 127 юридических лиц и 1667 индивидуальных предпринимателей. В отраслевой структуре субъектов малого и среднего предпринимательства приходится на ведение сельского хозяйства - 54,4%, промышленного производства - 0,7%, торговли - 33%, строительство - 0,2%, транспорт - 0,3%, прочие - 11,4%. При этом количество субъектов малого и среднего предпринимательства, приходящихся на 10,0 тыс. человек населения, составило 354 единиц.
В настоящее время на территории Терского муниципального района КБР расположено 291 объектов торговли, в том числе магазинов - 245, мелкорозничная сеть - 133, аптек - 18. Система общественного питания представлена 44 объектами, которые располагают посадочными местами в количестве 2684 единицы.
Сфера бытового обслуживания состоит из 73 объектов, из них по оказанию парикмахерских услуг - 21, ритуальных - 1, по ремонту автотранспорта - 8. На территории района размещено 19 автозаправочных станций.
На сегодняшний день реально обеспечен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства на рынок муниципальных закупок через официальный сайт и районную газету "Терек-1".
На территории Терского муниципального района КБР в настоящее время действует муниципальный Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Терского муниципального района КБР. Основной целью Фонда является микрофинансовое обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства. Фонд располагает кредитным портфелем в сумме 12,5 млн. рублей. За 2016 год было выдано 19 микрозаймов субъектам малого предпринимательства на общую сумму 6,3 млн. рублей. Деятельность фонда направлена на расширение возможностей по предоставлению микро-займов субъектам малого и среднего предпринимательства Терского муниципального района КБР.
В районе разработана Программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Терском муниципальном районе КБР на 2016 - 2020 годы", утвержденная постановлением местной администрации Терского муниципального района КБР от 16.04.2016 N 75-п.
Образован Совет поддержки малого и среднего предпринимательства при главе местной администрации Терского муниципального района.
Основными целями Программы являются:
- повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов социально-экономического развития Терского муниципального района КБР;
- увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании валового регионального продукта;
- облегчение предпринимательского старта и укрепление финансово-экономического положения малых и средних предприятий;
- повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, рост средних доходов и повышение уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий);
- вовлечение широких слоев населения в предпринимательскую деятельность, в том числе социально незащищенных (инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, молодежи, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, лиц, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения).
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства адекватно стоящим задачам, возможностям государства и потребностям частного сектора;
- развитие микрофинансирования;
- совершенствование внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование механизмов экономико-правового регулирования предпринимательской деятельности, ориентированного на законодательное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, с учетом мнения предпринимателей, снижение административных барьеров;
- подготовка кадров для сферы малого и среднего предпринимательства;
- создание и развитие эффективной информационной, консультационной, правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
Оценка системы размещения муниципального заказа
Приоритетным направлением развития системы размещения заказов для муниципальных нужд в Терском муниципальном районе КБР является переход к использованию открытых аукционов в электронной форме в качестве превалирующей формы торгов, что позволяет снизить издержки участников размещения заказа, связанные со сложностями представления необходимых документов для участия в процедурах торгов, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах. Кроме того, электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам, а также снижение рисков изменения рыночной конъюнктуры, выражающейся в изменении уровня цен в период размещения заказа, за счет сокращения сроков проведения торгов.
Важным фактором усиления конкурентной среды в сфере размещения заказов для муниципальных нужд Терского муниципального района КБР является обеспечение расширения доступа малых предприятий к процессу осуществления муниципальных закупок посредством увеличения количества процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого предпринимательства.
Вовлечение молодого поколения в малый бизнес снизит напряженность на рынке труда, повысит мотивацию экономического и инновационного развития предпринимательства, стабилизирует социальную напряженность на территории Терского муниципального района КБР, тем самым обеспечив противодействие экстремизму в современных условиях.
В настоящее время местной администрацией Терского муниципального района КБР была разработана и размещена на сайте http://te.adm-kbr.ru информация о 5-ти инвестиционных площадках, предназначенных под различные объекты производства.
4. Анализ конкурентной среды в отдельных отраслях
Агропродовольственный комплекс
Производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются 929 субъектов хозяйствования (без учета личных подсобных хозяйств населения), в том числе 8 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, 921 индивидуальных предпринимателей - КФХ.
В структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств доля сельскохозяйственных организаций составляет порядка 9,5%, хозяйств населения - 44,2%, индивидуальных предпринимателей - КФХ - 46,3%.
Основная доля продукции зерна (96,3%) и подсолнечника (98,7%) производится индивидуальными предпринимателями - КФХ района. В производстве овощей доля индивидуальных предпринимателей составляет 29,8%, хозяйств населения - 38,7%, сельскохозяйственных организаций - 31,5%.
Основная масса продукции, производимой в отрасли, потребляется внутри республики, однако, по таким видам продукции, как плодоовощные консервы, минеральная вода и безалкогольные напитки, доля продукции, вывозимой за пределы района, доходит до 80 процентов.
В летний период до 85% плодоовощной продукции сельскохозяйственного производства поступает на потребительский рынок от сельскохозяйственных предприятий и индивидуальных предпринимателей Терского муниципального района, а также муниципальных районов КБР.
В зимний период и межсезонье до 90% свежей овощной продукции поступает на продовольственный рынок за счет импортных поставок.
В основном на развитие конкуренции на рынке агропродовольственных товаров в Терском муниципальном районе оказывают влияние:
- неразвитая сеть оптовых продовольственных рынков;
- невысокая привлекательность инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства;
- отсутствие крупных стабильных каналов реализации сельскохозяйственной продукции для вовлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в конкурентную борьбу;
Основными направлениями по развитию конкуренции на местном агропродовольственном рынке являются:
- содействие товаропроизводителям в поддержке эффективного сотрудничества с розничными торговыми сетями;
- поддержка проектов, направленных на развитие и модернизацию производственной инфраструктуры.
Потребительский рынок
Состояние потребительского рынка в Терском муниципальном районе КБР за последние годы остается стабильным, сохраняется положительная динамика роста оборота розничной торговли.
На территории Терского муниципального района КБР расположено 291 объектов торговли, в том числе магазинов - 245, мелкорозничной сети - 133, аптек - 18. Система общественного питания представлена 44 объектами, которые располагают посадочными местами в количестве 2684 единицы.
Сфера бытового обслуживания состоит из 73 объектов, из них по оказанию парикмахерских услуг - 21. Функционирует один рынок, получивший соответствующие разрешения на право организации рынков.
В районе осуществляют деятельность федеральные и региональные розничные сетевые компании. К наиболее крупным из них относятся сети магазинов: продовольственных - "Магнит" (2 магазина), "Караван" (1 магазин), "Эльбрус" (1 магазин), "Симба" (2 магазина), "Меркурий-продукт" (2 магазина); непродовольственных - "Магнит-косметик" (1 магазин), "Эль-брус" (1 магазин), "Билайн" (1 магазин), "Мегафон" (1 магазин).
Развитие крупных сетевых предприятий торговли положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень культуры обслуживания населения. С приходом сетевых компаний существенно повысилось качество торгового обслуживания населения, значительно вырос уровень конкуренции на потребительском рынке.
Сложившуюся систему оптовой торговли нельзя считать совершенной, т.к. она представлена преимущественно множеством мелких посреднических организаций, вследствие чего происходит наращивание цен реализации.
При существующем уровне информационного и методического обеспечения произвести необходимые расчеты для определения уровня концентрации рынка не представляется возможным. Расчеты с использованием долей участников рынка по числу торговых объектов и торговой площади не проводились, поскольку при отсутствии достоверных статистических данных сложно выделить в этих показателях долю, относящуюся к реализации продовольственных товаров.
Несмотря на сложность произвести расчет количественных показателей уровня концентрации, в целом потребительский рынок в Терском муниципальном районе КБР можно признать конкурентным.
В настоящее время ключевыми препятствиями для развития конкуренции и барьерами входа новых участников на розничный рынок являются:
- недостаточное развитие торговой и логистической инфраструктуры;
- ограниченная низкой платежеспособностью населения емкость рынка;
- отсутствие сформировавшегося эффективного оптового звена в торговле, оказывающего качественные посреднические услуги.
Рынок строительства (вновь возводимого жилья)
На 01.10.2017 года жилищный фонд Терского муниципального района составил 873,2 тыс. кв. метров общей площади, что в расчете на одного жителя составляет 17,2 кв. метров.
Снижение покупательной способности населения из-за финансового кризиса значительно уменьшило привлекательность жилищного строительства для инвестиций.
В целях принятия мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, в установленном порядке утвержден "Порядок бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, из земель, находящихся в муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства на территориях поселений".
Сдан в эксплуатацию многоквартирный жилой дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенный в г.п. Терек. Вручены ключи от квартир 22 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На сегодняшний день на территории Терского муниципального района КБР к категории "дети-сироты" отнесены 70 детей, нуждающихся в выделении жилья.
Осуществляется строительство шести многоквартирных жилых домов - категории эконом класса, общей площадью более 12 тыс. кв.м. Строительство планируется завершить до конца текущего года.
Местная администрация Терского муниципального района КБР готова рассмотреть возможность реализации проектов по строительству доступного жилья эконом-класса на территории Терского муниципального района КБР. Реализация указанного проекта должна стать мерой социальной защиты для детей-сирот, позволит сократить, а впоследствии, возможно, и ликвидировать очередь для этой категории граждан.
Также, при реализации Программы, на территории Терского муниципального района КБР значительно разрешится вопрос с предоставлением жилья для участников программ молодых семей, молодых специалистов, вопрос с арендой и наймом жилья.
Строительство указанных жилых помещений возможно лишь при инженерной обеспеченности земельных участков, планируемых к выделению под строительство.
Рынок услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса
Важнейшей задачей, которую ставит для себя местная администрация Терского муниципального района КБР - необходимость создания комфортной среды для проживания жителей района.
В настоящее время коммунальный комплекс Терского муниципального района КБР представлен 14 предприятиями, в том числе по:
- водоснабжению - 10
- теплоснабжению - 1
- газоснабжению - 1
- электроснабжению - 1
- по утилизации и вывозу ТБО - 1
Несмотря на предпринятые попытки создать конкурентную среду в жилищно-коммунальном комплексе, развитие конкуренции в этой сфере происходит крайне медленно. Высокий уровень физического износа основных фондов ЖКХ и устаревшие технологии, ограниченные инвестиционные ресурсы, значительные капитальные затраты для вхождения на рынок и длительный срок окупаемости инвестиций осложняют процессы формирования конкурентной среды и вхождение на рынок новых участников.
Также может рассматриваться в качестве сдерживающего фактора входа на рынок необходимость для потенциального участника быть выбранным на общем собрании собственниками помещений или в ходе проведения органом местного самоуправления открытого конкурса.
Для создания условий развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере необходимо:
- установить нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению, горячему и холодному водоснабжению на уровне, обеспечивающем безубыточную деятельность поставщиков коммунальных услуг;
- внедрить ресурсосберегающие технологии с целью повышения энергоэффективности существующих мощностей;
- обеспечить информационную открытость деятельности жилищно-коммунального хозяйства республики (информационно-аналитические материалы об управляющих компаниях, их тарифах, услугах, возможности выбора управляющей компании, а также механизмах самостоятельного управления домами);
- создать условия для появления новых управляющих компаний, ТСЖ, развития конкуренции между управляющими компаниями с целью повышения качества услуг, снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг, расширения спектра предоставляемых услуг.
Рынок информационно-коммуникационных технологий
Информационно-коммуникационная инфраструктура является важным фактором для развития экономики Терского муниципального района КБР, роста деловой и интеллектуальной активности, обмена и получения информации.
В Терском муниципальном районе КБР работают операторы, предоставляющие услуги почтовой связи, местной, междугородной и международной телефонной связи, сотовой связи.
Альтернативой фиксированной электросвязи является сотовая связь, представленная в районе торговыми марками "Мегафон", "Билайн" и "МТС", операторы которых работают в стандарте связи и передаче данных второго поколения. Сетью "Мегафон", "Билайн" и "МТС" охвачено 100 процентов территории района.
Несмотря на ограниченное число участников рынка сотовой связи, данный рынок является конкурентным. Поведение по отношению к конкурентам, контрагентам и стратегии ценообразования участников рынка позволяет сделать вывод о наличии существенной конкуренции между представленными на рынке компаниями.
На рынке, с точки зрения развитости сети коммуникаций, с долей более 95 процентов, доминирует один хозяйствующий субъект - Кабардино-Балкарский филиал ОАО "ЮТК", оказывающий услуги по предоставлению доступа в "Интернет" на базе собственной магистральной сети стационарной электросвязи, а также под торговой маркой "Disel" по технологии XDSL (широкополосный доступ).
Высокая степень концентрации товарного рынка, доминирующее положение оператора, занимающего существенное положение, оказывает решающее влияние на общие условия предоставления услуг связи и ограничивает доступ на рынок другим операторам.
Одним из важнейших сегментов отрасли связи Кабардино-Балкарской Республики является почтовая связь.
Услуги почтовой связи общего пользования (письменная корреспонденция простая и заказная) предоставляются преимущественно Управлением Федеральной почтовой связи Кабардино-Балкарской Республики - филиалом ФГУП "Почта России", которое насчитывает 21 отделение почтовой связи в районе. В настоящее время тарифы на оказание услуг по пересылке письменной корреспонденции регулируются государством, и их размеры ниже себестоимости предоставляемых услуг. Таким образом, данное направление является мало привлекательным для альтернативных операторов почтовой связи.
Рынок внутренних почтовых отправлений экспресс-почтой - рынок почтовых услуг по скоростной и надежной пересылке и доставке индивидуальных регистрируемых почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, контейнеры) в настоящее время является наиболее привлекательным и конкурентным рынком. Он характеризуется высоким качеством предоставляемых услуг, свободным ценообразованием, высоким уровнем конкуренции между хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке. Данный рынок, в отличие от других почтовых рынков, начал развиваться как составная часть международных почтовых отправлений "экспресс" без участия организации федеральной почтовой связи и ориентирован на группу потребителей - организаций, для которых качество услуги является определяющим параметром.
ФГУП "Почта России" вышло на этот рынок, имея очень значимое конкурентное преимущество - всеохватывающую филиальную сеть. На рассматриваемом рынке альтернативные операторы, предоставляющие сетевые услуги, обладают значительной долей.
Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в сфере почтовых услуг, являются:
- государственное регулирование тарифов на часть услуг, что приводит к снижению привлекательности данной сферы для потенциальных участников рынка;
- наличие относительных и абсолютных преимуществ в издержках у ФГУП "Почта России";
- ограниченный платежеспособный спрос на услуги почтовой доставки, в том числе экспресс-доставки;
- длительная процедура получения лицензии для оказания услуг почтовой связи, что существенно ограничивает возможности развития альтернативных операторов почтовой связи, в том числе местных и внутрирегиональных.
Рынок пассажирских перевозок
Рынок пассажирских перевозок - одна из наиболее емких транспортных услуг.
Перевозки пассажиров в Терском муниципальном районе КБР обеспечиваются МУП "Терекавтотранс".
Количество внутрирайонных маршрутов - 8, межмуниципальных - 1, междугородных - 3.
Протяженность автомобильных дорог составляет 810,6 км, из них: республиканских - 288,1 км, муниципальных - 522,5 км.
В соответствии с программой дорожных работ Управлением дорожного хозяйства КБР осуществляется ремонт автодороги Прохладный-Эльхотово (от с.п. Дейское до с.п. Плановское) общей протяженностью 10 км. на сумму 143 млн. 32 тыс. рублей.
Поступления за 9 месяцев 2017 года доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты (муниципальный дорожный фонд) составили 10,6 млн. руб.
Приоритетными мероприятиями по программе 2018-2019 гг. являются:
- благоустройство сельских поселений;
- подъезды к кладбищам;
- и т.д.
Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок, являются:
- отсутствие персонифицированного учета перевезенных пассажиров, в том числе льготных, что не позволяет оценить корректность расчетных тарифов на транспортные услуги;
- высокий удельный вес дорог, не отвечающих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, от общей протяженности дорог с твердым покрытием;
- недостаточно развитый придорожный сервис;
- высокие первоначальные затраты в начале предпринимательской деятельности, длительный срок окупаемости транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
5. Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной среды в настоящее время характеризует:
- высокий уровень административных барьеров;
- инфраструктурные ограничения конкуренции;
- незавершенность строительства дорожной инфраструктуры;
- дефицит генерирующих энергомощностей;
- износ существующей инженерной инфраструктуры.
Административные барьеры
Одной из основных угроз развития конкуренции являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.
Основными задачами снижения административного давления на бизнес и упрощения предпринимательской деятельности в Терском муниципальном районе КБР являются:
- оказание в рамках МФЦ государственных и муниципальных услуг, направленных на упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
- сокращение административных ограничений в предпринимательстве и повышение эффективности муниципального контроля и надзора;
- противодействие коррупции;
- совершенствование информационного обеспечения порядка предоставления муниципальных услуг;
- развитие механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие получателей муниципальных услуг с органами муниципальной власти Терского муниципального района КБР, предоставляющими такие услуги.
Важным направлением в устранении административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих субъектов малого предпринимательства, должна стать работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, в частности, разработка прозрачных процедур принятия решений, оптимизации контрольной деятельности, разрешительной практики и процессов согласования различных документов, особенно в сфере недвижимости и земельных отношений.
Износ существующей инженерной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние и на возможность реализации новых инвестиционных проектов, и на стабильность жизнеобеспечения действующих организаций и населения.
В настоящее время высок износ инженерных сетей: котельных, тепловых сетей, водопровода и канализации.
Информационная инфраструктура
Информационная инфраструктура Терского муниципального района КБР - это система организационных и программно-технических структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия.
Основными задачами развития информационной инфраструктуры Терского муниципального района КБР являются:
- реализация мер по повышению уровня квалификации специалистов в области информационных технологий;
- развитие интернет-ресурсов (сайтов, порталов) органов местного самоуправления Терского муниципального района КБР;
- создание на базе современной мультисервисной сети передачи данных района электронной информационной системы оказания муниципальных услуг населению по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров.
Решение этих задач позволит ускорить процессы создания информационной инфраструктуры для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов и оказания услуг населению.
6. Меры для развития конкуренции в отдельных отраслях
Инструментом достижения целей социально-экономического развития района является конкурентная политика.
Цель конкурентной политики - повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для удовлетворения потребностей граждан в районе в товарах и услугах экономически эффективным образом.
Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики в целом, а также остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой.
Агропромышленный комплекс
Основной целью развития конкурентной среды в агропромышленном комплексе является формирование условий для увеличения на рынке качественных продовольственных товаров с привлекательными потребительскими свойствами по доступной цене.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;
- поддержка кооперативных форм ведения хозяйства;
- расширение возможности реализации продуктов питания населению, в том числе на сельскохозяйственных и кооперативных рынках и ярмарках;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе республики;
- организация системы добровольной сертификации сельхозтоваропроизводителей.
Строительный рынок
Основной целью развития конкуренции является увеличение числа участников на строительном рынке республики и повышение качества строительной продукции и строительно-монтажных работ.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- стимулирование технического перевооружения существующих производств и создание с целью снижения монополизации строительного рынка новых предприятий, производящих современные и качественные строительные материалы на базе местных полезных ископаемых;
- введение полноценного саморегулирования в строительстве для исключения из процесса конкуренции недобросовестных подрядчиков и обеспечения действительно экономически обоснованного снижения расчетных цен на объекты;
- выставление на муниципальном уровне на аукционы участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерными коммуникациями.
Жилищно-коммунальный комплекс
Основной целью развития конкуренции в сфере ЖКХ является увеличение числа субъектов различных организационно-правовых форм хозяйствования на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- привлечение организаций различной формы собственности к оказанию услуг по управлению многоквартирными домами;
- обеспечение условий для создания новых ТСЖ, развития рынка частных управляющих компаний, стимулирование конкуренции между управляющими компаниями для повышения качества и удешевления услуг, расширения спектра предоставляемых услуг;
- снижение потребления коммунальных ресурсов жилыми домами за счет внедрения энергосберегающих технологий.
Розничная торговля
Основной целью развития конкурентной среды в сфере розничной торговли является достижение сбалансированного покупательского спроса и предложения на потребительском рынке района.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- формирование, совершенствование и развитие инфраструктуры розничной торговли;
- создание сети торговых точек (павильонов, киосков), ориентированных на продажу товаров продовольственной группы местных производителей;
- создание условий для реализации населению района продукции непосредственно сельхозтоваропроизводителями;
- организация и сохранение ярмарок по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;
- стимулирование развития конкуренции через защиту прав потребителей;
- развитие электронной торговли.
Информационно-коммуникационные технологии и связь
Основная цель развития конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи - повышение качества и доступности оказываемых услуг.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- создание условий для предоставления равного доступа населению района к качественным услугам связи и развитие сетей связи на территории района;
- обеспечение равных условий для всех участников рынка связи, содействие привлечению альтернативных монополистам операторов связи.
Пассажирские районные перевозки
Основной целью развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок является повышение качества и доступности транспортных услуг.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- разработка методики расчета тарифов на основе учета экономически обоснованных затрат;
- совершенствование механизма учета количества перевезенных пассажиров (система персонифицированного учета);
- развитие инфраструктуры внутрирайонного пассажирского транспорта (модернизация остановок, стоянок), информационного обеспечения работы транспортного комплекса (представление гражданам в доступном и удобном виде информации о маршрутах, расписаниях, ценах);
- развитие придорожного сервиса;
- совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам осуществления пассажирских перевозок общедоступным транспортом для недопущения необоснованных ограничений конкуренции.
7. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, утвержденных в смете расходов исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района на их текущее содержание, собственные средства предприятий и организаций района.
8. Организация управления Программой и механизм ее реализации
Осуществление мер по развитию конкуренции на производственном рынке в Терском муниципальном районе предусматривает создание соответствующего организационного механизма реализации Программы.
Оперативное управление и текущий контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества местной администрации Терского муниципального района КБР.
Отчеты о ходе реализации Программы ежегодно представляются отраслевыми отделами местной администрации Терского муниципального района КБР до 1 марта по итогам года в отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества местной администрации Терского муниципального района КБР.
9. Ожидаемые результаты реализации Программы
Результатами реализации мероприятий Программы в соответствии с намеченными целями и основными задачами являются:
- создание условий для оперативного пресечения фактов нарушения законодательства о защите конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов местного самоуправления;
- повышение показателей удовлетворенности предпринимателей государственными и муниципальными услугами;
- расширение рынков сбыта и насыщение его качественными товарами.
Приложение
"Развитие конкуренции
в Терском муниципальном районе
на 2018-2019 годы"
План мероприятий ("дорожная карта")
по содействию развитию конкуренции в Терском муниципальном районе Системные мероприятия по развитию конкурентной среды в Терском муниципальном районе
N |
Цель мероприятия |
Целевые показатели |
Срок |
Исполнитель |
1.1. |
Развитие конкуренции при осуществлении процедур муниципальных закупок, в том числе за счет расширения участия в указанных процедурах субъектом малого и среднего предпринимательства |
Доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства |
2018-2019 не менее 90% |
Отдел муниципальных закупок |
1.2. |
Создание условий для развития конкуренции на рынке строительства |
Создание условий максимального благоприятствования хозяйствующим субъектам при выходе на рынок |
постоянно |
Отдел архитектуры и градостроительства |
1.3. |
Обеспечение и сохранение целевого использования муниципальных объектов недвижимого имущества |
Передача муниципальных объектов немуниципальным организациям посредством заключения концессионного соглашения |
2018 год - 23 объекта |
Отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества |
1.4. |
Совершенствование процессов управления объектов муниципальной собственности |
Обеспечение равных условий доступа к информации о реализации муниципального имущества и земельных участков, путем размещения указанной информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торов в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru) и на официальных сайтах в сети "Интернет". |
постоянно |
Отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества |
1. Мероприятия по содействию развитию конкуренции на социально значимых рынках Терского муниципального района
N |
Цель мероприятия |
Целевые показатели |
Срок |
Исполнитель |
2.1. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства | ||||
2.1.1. |
Размещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства |
Объем информации, раскрываемой в соответствии с требованиями информационной системы жилищно-коммунального хозяйства не менее 90% |
2018-2019 |
Управление по вопросам жизнеобеспечения, строительства, ЖКХ, транспорта и связи |
2.1.2. |
Повышение качества оказания услуг на рынке управления жильем за счет допуска к этой деятельности организаций, на профессиональной основе осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами |
Достижение к концу 2019 года значения показателя "доля управляющих организаций, подавших заявки на получение лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами и соответствующих лицензионным требованиям к организациям, получившим лицензию" - 100% |
2018-2019 |
Управление по вопросам жизнеобеспечения, строительства, ЖКХ, транспорта и связи |
2.1.3. |
Обеспечение работы "горячей линии", а также формы обратной связи в информационной сети "Интернет" в целях сбора информации о нарушениях в сфере ЖКХ |
Повышение качества оказания жилищно-коммунальных услуг населению |
постоянно |
Управление по вопросам жизнеобеспечения, строительства, ЖКХ, транспорта и связи |
2.2. Потребительский рынок и сфера услуг | ||||
2.2.1. |
Оказание методической и консультационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства по организации торговой деятельности и соблюдению законодательства в сфере торговли и общественного питания |
Соблюдение законодательства в области торговой деятельности |
постоянно |
Отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества |
2.3. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом | ||||
2.3.1. |
Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг перевозчиков пассажиров наземным транспортом |
Организация и проведение конкурсных процедур по определению перевозчиков на внутримуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом с учетом максимального привлечения негосударственных перевозчиков и включению дополнительных условий к повышению уровня качества предоставления услуг при перевозке пассажиров. |
2018-2019 |
Управление по вопросам жизнеобеспечения, строительства, ЖКХ, транспорта и связи |
2.4. Рынок услуг связи | ||||
2.4.1. |
Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" на скорости не менее 1 (один) Мбит/с, предоставляемые не менее чем двумя операторами связи и (или) провайдерами |
Увеличение доли населения, имеющего возможность пользоваться услугами проводного или мобильного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети на скорости не менее 1 Мбит/сек |
2018 г. - 90%;
2019 г.- 95%. |
Управление по вопросам жизнеобеспечения, строительства, ЖКХ, транспорта и связи |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Мероприятия по содействию развитию конкуренции на приоритетных рынках
N |
Цель мероприятия |
Целевые показатели |
Срок |
Исполнитель |
3.1. Рынок сельскохозяйственной продукции | ||||
3.1.1. |
Оказание практической организационной и информационной помощи субъектам агропромышленного комплекса в вопросах касающихся инвестиционной деятельности, с целью привлечения инвестиций в экономику Терского района |
Количество реализованных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве |
2018 - 2 2019 - 2 |
МКУ "Управление с/х, муниципальных земель и природопользования" |
3.1.2. |
Проведение информационно-консультационных мероприятий |
Повышение уровня информированности о мерах и формах государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств |
Постоянно |
МКУ " Управление с/х, муниципальных земель и природопользования" |
3.2. Устранение избыточного государственного и муниципального регулирования, а также снижение административных барьеров | ||||
3.2.1. |
Проведение экспертизы нормативных правовых актов Терского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности |
Выявление положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности |
Постоянно |
Юридический отдел.
Отдел экономического развития, поддержки предпринимательства и муниципального имущества |
3.3. Стимулирование предпринимательских инициатив | ||||
3.3.1. |
Размещение на официальном сайте Терского муниципального района информации о проведении совещаний, конференций и других мероприятий для субъектов предпринимательской деятельности, а также информации обо мерах государственной поддержки. |
Стимулирование новых предпринимательских инициатив |
Постоянно |
Отдел по экономике и прогнозированию |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 30 января 2018 г. N 27-П "Об утверждении муниципальной программы "Развитие конкуренции в Терском муниципальном районе КБР на 2018-2019 годы"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (http://te.adm-kbr.ru)