В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 2 статьи 39 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", местная администрация Лескенского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Лескенского муниципального района на период до 2034 года.
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте местной администрации Лескенского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в районной газете "Лескенская газета".
3. Рекомендовать местным администрациям поселений Лескенского муниципального района принять аналогичные решения.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы местной администрации - начальника "Управления по экономике и финансам местной администрации Лескенского муниципального района" Апекова А.М.
Глава местной администрации Лескенского муниципального района |
С. Инжижоков |
Утверждена
Постановлением местной администрации
Лескенского муниципального района
от 28 августа 2018 г. N 481
Стратегия
социально-экономического развития Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на период до 2034 года
Введение
Стратегия социально-экономического развития Лескенского муниципального района до 2034 года (далее - Стратегия) является основополагающим документом системы стратегического планирования, целью которого является выявление и раскрытие основных проблем, определение долгосрочных целей, обоснование приоритетных направлений и сценариев развития экономики и социальной сферы Лескенского муниципального района на период до 2034 года.
При разработке Стратегии учтены общие тенденции развития экономики и гражданского общества, экономическая ситуация Лескенского муниципального района, а также концептуальные основы и направления политики социально-экономического развития Российской Федерации.
Документ содержит анализ состояния и основных направлений развития экономики и социальной сферы Лескенского муниципального района, анализ ключевых проблем социально-экономического развития, оценку конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности республики, сценарный анализ и прогноз макроэкономических показателей по двум возможным вариантам развития.
Стратегия сформирована в соответствии с положениями статьи 32 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", с учетом целей и задач долгосрочного развития Кабардино-Балкарской, федеральных государственных программ и государственных программ Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных программ Лескенского муниципального района, Схемы территориального планирования Лескенского муниципального района.
Стратегия является документом, определяющим на период до 2034 года долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по созданию благоприятного инвестиционного климата и повышение уровня жизни в Лескенском муниципальном районе.
Настоящая Стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы реализации политики социально-экономического развития в Лескенском муниципальном районе.
Общие сведения о муниципальном образовании
Административная территория Лескенского района расположена в юго-восточной части КБР и граничит на северо-востоке с землями Майского района, на юго-восточном и южном направлении - с землями Республики Северная Осетия-Алания, на юге и юго-западе - с землями Черекского района, на севере и северо-западе с землями Урванского района.
По занимаемой площади сельскохозяйственных угодий Лескенский район находится на 9 месте в республике, а в расчете на душу населения - на 7 месте.
На территории Лескенского района находятся 9 населенных пунктов (с. Анзорей, с. Аргудан, с. Верхний Лескен, с. 2-Лескен, с. Ерокко, с. Озрек, с. Ташлы-Тала, Хатуей с. Урух).
Численность населения Лескенского района составляет 29,3 тыс. человек, или 3,2 % от населения республики.
Общая площадь административной территории Лескенского района составляет 52306 га, из них сельскохозяйственные угодья - 24263, или 3,8 % от общереспубликанской площади. Пашни занимают 14084 га:
сельскохозяйственного назначения 26655 га (50,9 %);
населенных пунктов 2513 га (4,8 %);
земли промышленности, транспорта, связи 449 га (0,9 %);
земли лесного фонда 21999 га (42,1 %);
земли водного фонда 108 га (0,2 %);
земли запаса - 564 га (1,1 %).
Рельеф местности Лескенского муниципального района возвышается над уровнем моря на 400 - 700 м. Лескенский район имеет удобное географическое положение для интенсивного социально-экономического развития. Территория Лескенского муниципального района по характеру рельефа делится на три части: равнинную, предгорную и горную. Климат Лескенского муниципального района умеренно-континентальный. При этом около 80 % годового количества осадков выпадает в теплое время года. В летние месяцы осадки часто носят ливневый характер.
Значительная часть предгорной зоны Лескенского муниципального района в настоящее время занята пашней и садами. На лишенных лесами участках естественная растительность представлена луговыми степями. Они используются под пастбища и сенокосы. Здесь преобладает разнотравно-злаковая растительность. Урожайность большей части пастбищ в настоящее время не высокая - 6-8 ц/га. В восточной части района значительные площади заняты лесами из бука, граба и дуба.
В Лескенском муниципальном районе самые распространенные полезные ископаемые - это кирпичные глины, гравий, галька, песчано-гравийная смесь.
Экономика Лескенского района имеет ярко выраженное сельскохозяйственное направление. Занимая в общей площади республики 4,2 %, в численности населения - 3,2 %, Лескенский район производит почти 8,3 % объема валовой продукции сельского хозяйства.
Доля Лескенского района в общереспубликанских объемах указанных отраслей по КБР такова:
объем промышленного производства - 0,7 %;
валовая продукция сельского хозяйства - 8,3 %;
оборот розничной торговли - 1,4 %.
Плотность населения Лескенского района - 56,28 человека на 1 кв. км.
Лескенский муниципальный район состоит из девяти поселений численностью:
Анзорей - 6985 чел. 2- Лескен - 2357 чел.
Аргудан - 8835 чел. Озрек - 1442 чел.
Хатуей - 3724 чел. Ерокко- 810 чел.
Урух - 4338 чел. Ташлы-Тала - 654 чел.
Верхний Лескен - 144 чел.
Раздел I. Оценка социально-экономического развития Лескенского муниципального района
1.1. Анализ социально-экономического развития Лескенского муниципального района.
Демографическая ситуация
Общая численность населения составляет 29,4 тыс. чел. По национальному составу население Лескенского района состоит:
- кабардинцы - 92 %;
- осетины - 5,3 %;
- балкарцы - 2,5 %
- русские - 0,2 %.
В 2017 году число родившихся на 1000 человек населения составил 15,8 человек, а число умерших на 1000 человек населения составило 9,4 человек. Естественный прирост населения составил 6,4 человека на 1000 человек населения.
Численность экономически активного населения Лескенского района составляет 17,3 тыс. человек.
Труд и занятость
Численность населения Лескенского муниципального района составляет 29289 человек, из них: женщин - 15195, мужчин - 14094 человек.
Демографическая ситуация в Лескенском районе характеризуется высоким уровнем рождаемости и естественного прироста.
За 12 месяцев 2017 года рождаемость в районе составила 418 детей, за тот же период умерло 244 человек. Естественный прирост составил 174 человек или 5,9 % в расчете на 1000 жителей.
По состоянию на 31.12.2017 года среднесписочная численность занятых в организациях и на предприятиях района, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составила 1,3 тыс. человек.
За 12 месяцев 2017 года число обратившихся в Фонд занятости населения Лескенского района составил - 3277 человек, официально зарегистрированных безработных 1172 человек, состоящих на учете 552 человек.
Трудоустроено 156 человек.
Среднемесячная зарплата работников по району составила - 17611 рублей, что больше на 0,9 % того же периода 2016 года.
Задолженности по заработной плате в районе нет.
Сельское хозяйство
В 2017 году темпы роста объемов сельскохозяйственной продукции возрос до 102,3 %. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 79,0 тыс. тонн, что на 13 % больше 2016 года.
Под урожай 2017 года в районе посеяно всего 14400 га сельскохозяйственных культур, в том числе озимых - 100 га (32,2 % к 2016 г.), яровых - 14300 га (99,0 %).
Тенденция по увеличению объемов производства складывается и по другим основным видам продукции. В структуре посевных площадей 64 % занимали посевы кукурузы. Общий объем богатырской культуры, выращенной в прошлом году составил 78,0 тыс. рублей, что на 14,0 % больше, чем в 2016 году за счет увеличения урожайности.
В 2017 году, убрано зерна на площади 9095 га, валовой сбор - 69259 ц (102,0 %), подсолнечника 702 тонны, вспахано - 14231 га. Посеяно 310 га озимых, в т.ч. озимой пшеницы - 300 га (114,0 %), озимого ячменя - 10 га (95,0 %).
Традиционно Лескенский район считался овощеводческим. Эту репутацию район подтвердил, и в прошлом году собрав 82,3 тыс. тонн овощей, что на 100,2 % больше чем в 2016 году, в общем объеме по КБР это составило 23,4 %.
Убрано в 2017 году картофеля 9684 тонн (101,6 %), плодов и ягод- 7887 тонны (100,5 % выполнение к 2016 году).
Также имеется тенденция роста производства животноводческой продукции. За 2017 год произведено животноводческой продукции всеми категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей: мяса скота - 5610 тонны (109,3 % к 2016 г), молока - 25031 тонны, (100,1 % к 2016 году), численность скота и птиц во всех категориях хозяйств на 31.01.2017 года составляет: крупного рогатого скота - 16881 гол., численность овец и коз составляет 8649 голов, птицы - 109 тыс. голов, тенденция роста птицы всех видов и возрастов увеличился на 1,3 %.
Животноводами района в полном объеме выполнены все прогнозные и целевые индикаторы на 2017 год, доведенные Министерством сельского хозяйства КБР и Министерством экономического развития КБР.
За последние 2 года садами интенсивного типа заложено 119 га. на сумму 36,8 млн рублей и создано 116 рабочих места.
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы в 2017 году сельхозтоваропроизводителям Лескенского муниципального района оказана государственная поддержка
Промышленное производство района на сегодня занимает незначительный удельный вес в структуре экономики - 2,1 %.
Перерабатывающая и пищевая промышленность Лескенского района представлена предприятиями: КФХ "Нэлмэс", ООО "Эль-Русь", ООО "Заря", ИП Бекалдиев.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг промышленными предприятиями за 2017 год составил 49,9 млн рублей, в 2016 году - 29,6 млн рублей.
В расчете на душу населения в районе выпущено промышленной продукции на 2,0 тыс. рублей (за 2016 год - 1,9 тыс. рублей).
Промышленность по производству, передаче и распределению воды представлена малым предприятием МУП "Водоканал"
Предприятием отгружено товаров, выполнено работ за 2017 год на сумму 10,6 млн рублей, с темпом роста 99,8% к прошлому году, прогноз выполнен на 97,6 %.
Строительство
Жилищная проблема остается одной из самых острых в муниципальном секторе. Увеличение объемов жилищного строительства в соответствии с задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" напрямую будет связано с обеспечением земельных участков под застройку жилья объектами коммунальной инфраструктуры и модернизацией коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" отделом по вопросам строительства, архитектуры и территориального планирования местной администрации Лескенского муниципального района было подготовлено и выдано 154 разрешений на строительство, 104 градостроительных планов на земельные участки и 22 разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.
За 12 месяцев 2017 года, в части привлечения инвестиций из федерального и республиканского бюджетов введены в эксплуатацию реконструкция системы водоснабжения с.п. Урух, сметной стоимостью 6776,52 тыс. рублей и Районный больничный комплекс на 120 мест в с.п. Анзорей Лескенского муниципального района, сметной стоимостью 569022,45 тыс. рублей, в том числе: СМР - 467687,97 тыс. рублей; оборудование - 66261,45 тыс. рублей; прочие 35073,03 тыс. рублей,
Строительство административного здания отдела МВД РФ по Лескенскому району, с. Анзорей, сметной стоимостью 214 159 908,51 рублей, в т.ч. ПИР - 6 100 000,00 рублей, технологическое присоединение - 198 708,51 рублей.
За счет собственных средств (частные лица) было введено в эксплуатацию следующие объекты: строительство аптеки, общей площадью 306,5 кв. м., стоимостью 5,210 тыс. 500 руб.; строительство административного здания и комплекса по очистке и сушке зерна, общей площадью - 289,3 кв. м., сметной стоимостью - 1793,6 тыс. рублей; строительство зернохранилища, общей площадью 2856 кв. м., сметной стоимостью 13137,6 тыс. рублей; строительство магазина, общей площадью - 393,4 кв. м., сметной стоимостью - 3619,28 тыс. рублей; СТОА - станция техобслуживания и магазина, общей площадью 162 кв. м., сметной стоимостью - 1489,48 тыс. рублей; строительство складов, общей площадью 1882,1 кв. м., сметной стоимостью 39017,0. рублей; строительство 7-ми магазинов, общей площадью 613,0 кв. м., сметной 5639,6 тыс. рублей.
Количество семей, имеющих 3-х и более детей на 31.12.2017 г. - 904; из них изъявили желание на получение земельного участка - 117. В 2017 году спланировано предоставить 14 земельных участков семьям, имеющих трех и более детей.
ЖКХ
В целях качественного поддержания водоснабжения населенных пунктов Лескенского муниципального района, в рамках реализации муниципального Комплексного плана по снижению задолженности за потребленные энергоресурсы, сформированными рабочими группами проводится работа по подворовому обходу населения поселений с разъяснениями о необходимости своевременной оплаты за предоставляемые услуги водоснабжения, вследствие чего, наблюдается динамика улучшения платежной дисциплины. Также, проведены профилактические работы на наиболее аварийных участках водоснабжения населения района, по ликвидации возникающих в процессе работы обеспечения водоснабжением.
В рамках подготовки предприятий и организаций к работе в ОЗП 2017/2018 гг, обслуживающей организацией ООО "ГОСТ", в МКОУ СОШ N 3 с.п. Аргудан, выполнены работы по замене существующих ветхих тепловых сетей ф-250 мм, на новые сети ф-110 мм протяженностью 70 м с устройством теплоизоляции. Так же проведены профилактические работы по подготовке всех 18 котельных, в школьных и дошкольных учреждениях района.
В рамках мероприятий по повышению качества предоставляемых коммунальных услуг за 2017 год, силами местных администраций сельских поселений Анзорей, Аргудан, Хатуей, Второй Лескен - проведены работы по замене ветхих водопроводных сетей на общую сумму 1188 тыс. рублей.
В рамках реализации муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий Лескенского муниципального района КБР на период до 2020 года" в четвертом квартале 2017 года начато строительство газопровода в с.п. Анзорей на участках новой застройки общей протяженностью 11,66 тыс. метров. По состоянию на 31.12.2017 года, завершено строительство 9,3 тыс. метров и освоено 7855 тыс. рублей. Полное завершение планируется в срок до конца II квартала 2018 года.
Рассматривается вопрос по финансированию проектно-изыскательных работ на строительство на участках новой застройки линии электроснабжения и водоснабжения.
В сельских поселениях подведомственного района, проведена работа по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети прилегающей к образовательным учреждениям, по обустройству перильного ограждения, установлены дорожные знаки, "Пешеходный переход" "Дети" соответствующие новым требованиям ГОСТа.
По повышению безопасности дорожного движения в Лескенском муниципальном районе в 2017 году выполнены работы по ремонту региональных дорог:
- ямочный ремонт дорожного покрытия - 11300 кв. м.;
- заменено дорожных знаков - 180 шт.;
- заменено и установлено сигнальных столбиков - 10 шт.;
- нанесена горизонтальная дорожная разметка общей протяженностью - 92,2 км.
В рамках реализации внепрограммных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения выполнены работы на общую сумму 19518,8 тыс. рублей.
Здравоохранение
В настоящее время бесплатную медицинскую помощь по Территориальной программе государственных гарантий для населения Лескенского муниципального района оказывают 11 лечебно-профилактических учреждений: из них 1 районная больница, 2 фельдшерских пункта, 6 амбулаторий, 2 фельдшерско-акушерских пунктов.
Обеспеченность среднего медперсонала составляет на 10000 населения - 91,1 %, врачами - 88,6 %, на текущий момент требуются врачи: врачи-педиатры и терапевты участковые, врач общей практики, врачи СМП, врач-фтизиатр, врач-рентгенолог.
По району за 12 месяцев 2017 года составил 14,3 на 1000 населения (родилось в районе 418 детей); за 12 месяцев 2016 года родились 513 детей и показатель составил 17,7 на 1000 населения.
Число умерших (на 1000 населения) по району за 12 месяцев 2017 года составил 8,3 % на 1000 населения (244 чел). Этот показатель ниже среднего показателя по КБР (9,1). Смертность в районе не выросла относительно аналогичного периода 2016 г. (коэффициент смертности за 12 месяцев 2016 года составлял 243 чел. или 8,4 на 1000 населения).
Естественный прирост составил 174 человек или 5,6 % в расчете на 1000 жителей.
Показатель смертности от болезней системы кровообращения: 252,6 (абс. показатель - 74 случая).
Показатель младенческой смертности - 2 случая, против 5 детей в прошлом году.
Показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий - 4 (84,4 %) тот же период 2016 года - 3 (63,3 %).
Показатель смертности от новообразований - 39 случаев (146,8 на 100 тыс. населения), тот же период 2016 года - 23 (79,3).
Случаев смертности от туберкулеза в районе за 12 месяцев 2017 года - 1 случай (3,4) и 2 случай (16,6) в 2016 году
Если говорить о средней продолжительности жизни по данным справок о смерти умерших, она составила за 12 месяцев 2017 г. 70,9 лет, а в 2016 г. за тот же период - 66,5 лет. Аналогичного показателя по КБР на текущий момент для сравнения нет. Самая высокая средняя продолжительность жизни по данным 12 мес. текущего года в с. Верхний Лескен - 82 года
Культура
На территории Лескенского муниципального района зарегистрировано 11 объектов культуры. Общая численность работников учреждений культуры - 57 человек.
В Лескенском муниципальном районе 9 Домов культуры, одна Детская школа искусств с филиалами в трех селах района и одна Центральная районная библиотека, объединившая восемь сельских библиотек. В данный момент все 11 учреждений культуры района переведены в "Муниципальные казенные учреждения".
Среднемесячная заработная плата работников библиотеки составляет - 16260 руб.
Среднемесячная заработная плата работников Детской школы искусств составляет - 20292 руб. пед. работники, АУП - 16830.
Среднемесячная заработная плата работников Домов культуры составляет - 16320 руб.
В целом, среднемесячная заработная плата всех работников учреждений культуры составляет - 16300 руб., что составляет 90,8 % от прогнозной средней заработной платы по республике.
Работа культурно-досуговых учреждений была направлена на возрождение и развитие традиционной художественной культуры, сохранение обычаев, праздников, обрядов, ремесел, поддержку самодеятельного художественного творчества, организацию активного досуга населения, развитие сети любительских объединений и клубов по интересам.
В течение 2017 года работниками культурно-досуговых учреждений района было проведено более 85 культурно-досуговых мероприятий, которые посетило около 3000 человек. Вся работа учреждений культуры была направлена на возрождение и развитие традиционной художественной культуры, сохранение обычаев, праздников и обрядов народов, проживающих на территории Лескенского муниципального район.
Народный ансамбль песни и танца "Анзорей" принимал участие в региональном конкурсе по народным танцам, который проходил 26 февраля 2017 г. в г. Нальчик. Из 37 заявленных коллективов, народный ансамбль песни и танца "Анзорей" стал лауреатом 2 степени.
Воспитанники Детской школы искусств с.п. Анзорей принимали участие в республиканском конкурсе по декоративно-прикладному искусству, "Мир глазами детей", в данном конкурсе дети заняли 1 место - 1 и 3 место - 2. Также работы воспитанников детской школы искусств находятся на выставке в г. Москве.
Спорт
В Лескенском муниципальном районе функционирует одна спортивная школа в с.п. Хатуей. Количество занимающихся детей 763. Всего в районе 27 тренеров-преподавателей. Из них: 17 тренеров - преподавателей с высшим физкультурным образованием, 10 тренеров - преподавателей со средним образованием. Средняя заработная плата тренера 19400 рублей.
В районе за 12 месяцев 2017 года проведено 61 - спортивно массовых мероприятия.
Выполнили норматив и получили:
46 перво-юношеских разряда;
5 кандидатов мастера спорта;
В спортивном зале с.п. Хатуей произвели косметический ремонт зала, заменили батарей, произведена замена напольного покрытия. Также с торца спортивного зала пристроили раздевалку за счет спонсорских средств.
обеспеченность плоскостными сооружениями - 140 %;
обеспеченность спортзалами - 50 %;
доля занимающихся спортом - 30,1% или 8726 человек от общей численности населения.
Образование
В Лескенском муниципальном районе функционирует 17 образовательных учреждений (12 - общеобразовательных, 3 - дошкольных и 2 - учреждения дополнительного образования). В них обучается и воспитывается - 5766 детей: в т.ч. 3121 учащихся, 1862 воспитанников дошкольного учреждения и 783 учащихся охвачены дополнительным образованием.
Все 12 общеобразовательных учреждений района занимаются в одну смену.
В рамках обеспечения достижения показателей в области образования в части доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7 лет:
в 2013 году создано 130 мест за счет преобразования трех прогимназий в дошкольные организации;
в 2014 году создано 253 места:
- 150 мест за счет создания вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания) (60 мест в с.п. Аргудан, 10 мест в с.п. Второй Лескен, 11 мест в с.п. Ерокко, 39 мест в с.п. Анзорей, 12 мест в с.п. Хатуей, 18 мест в с.п. Урух);
- 45 мест за счет реконструкции здания МКОУ "СОШ N 1" с.п. Урух;
- 58 - за счет увеличения мест в функционирующих группах.
в 2015 году создано 68 мест за счет увеличения мест в группах полного и кратковременного пребывания.
Таким образом, к 2016 году мы достигли 100 % доступности дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В целях уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях, для детей от полутора до трех лет в 2017 году, увеличены группы кратковременного пребывания на 40 мест: в с.п. Анзорей на 20 мест в с.п. Аргудан на 20 мест.
Вместе с тем, надо отметить, что за исключением дошкольных образовательных учреждений в сельских поселениях Ерокко и Озрек, в остальных дошкольных образовательных учреждениях перегружены группы. Перегруз в дошкольных образовательных учреждениях снимается постепенно, за отчетный период перегруз снижен по району на пять процентов.
77 % от общего количества педагогов района прошли повышение квалификацию или профессиональную переподготовку.
Общее количество детей в возрасте от 5 до 18 лет составляет 3842 человек. Из них обучаются по дополнительным образовательным программам в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях за счет бюджетных ассигнований 2592 человек, что составляет 67,5 процентов от их общего количества. Увеличение количества детей охваченных дополнительным образование позволяет нам думать, что к 2020 году мы достигнем показателя 75%.
Малое и среднее предпринимательство
Малое предпринимательство - основа нормальной, эффективно развивающейся экономики, важнейший сектор экономического роста и средство реализации одной из самых острых социальных проблем - обеспеченности занятости населения.
Отраслевая структура субъектов малого и среднего бизнеса такова:
в торговле занято - 26,3 % субъектов;
сельским хозяйством занимаются - 48,7 %;
промышленность составляет - 2,2 %;
транспорт, услуги по ремонту - 6,7 %;
общественное питание и прочие услуги - 16,1 %.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о том, что малые предприятия и индивидуальные предприниматели работают преимущественно в сфере торговли, сельского хозяйства и общественном питании - 48,7 %.
Сегодня в Лескенском районе осуществляют свою деятельность 968 субъектов малого и среднего предпринимательства. Это 135 индивидуальных предпринимателей, 825 обществ с ограниченной ответственностью, арендаторов, частных предприятий и КФХ.
Среднесписочная численность работников малых предприятий на 1 января 2018 года составляет 1013 человек, увеличение к 2016 году на 1,3 %.
За 2017 год введено в эксплуатацию 13 объектов малого бизнеса, в том числе 8 магазинов общей площадью 1006,4 кв. м, аптеки на 306,5 кв. м, 2 складов на 4738,1 кв. м,
Общий объем инвестиций в малый бизнес составил по статистическим данным 53,8 млн рублей, создано 53 новых рабочих места.
Местная администрация Майского района обеспечивает меры поддержки малого бизнеса, главными из них являются:
информационная поддержка для повышения информированности предпринимателей и граждан по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности и мерам муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса в Лескенском муниципальном районе используются все ресурсы: размещение информации в средствах массовой информации, на официальном сайте местной администрации Лескенского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Бюджет
За 12 месяцев 2017 года доходы консолидированного бюджета выполнены на 98,7 % (при плане 566,9 млн. рублей, поступило доходов 559,5 млн. рублей, темп роста составил 122,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (при плане 464,4 млн рублей поступило 455,2 млн рублей).
Расходы консолидированного бюджета за 12 месяцев 2017 года освоены на 97,8 % (при плане 540,7 млн. рублей, расходы составили 528,9 млн. рублей), темп роста составил 126,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (417,0 млн. рублей).
Безвозмездные поступления в виде дотаций, субвенций и субсидий составили 421,9 млн. рублей или 99,5 % исполнения.
За 12 месяцев 2017 года в консолидированный бюджет Лескенского муниципального района поступило собственных доходов 137,6 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года (135,3 млн. руб.) объем поступивших собственных доходов увеличился на 2,3 млн. рублей, темп роста составил 101,7 %.
Полностью выплачена заработная плата работникам муниципальных учреждений, произведены все социальные выплаты, отсутствует просроченная задолженность по коммунальным платежам.
Инвестиционная деятельность
Объем инвестиций в основной капитал в 2017 году составил 143,1 млн рублей и снизился по сравнению с 2016 годом на 45,7 %. Местной администрацией Лескенского муниципального района приняты необходимые нормативно-правовые акты для привлечения инвестиций:
образован Совет по инвестициям и предпринимательству при главе местной администрации Лескенского муниципального района;
выполнен План мероприятий ("Дорожная карта") по внедрению на территории Лескенского муниципального района КБР успешных практик, вошедших в Атлас муниципальных практик АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов";
составлен реестр свободных инвестиционных площадок;
сформирован перечень инвестиционных проектов реализуемых и планируемых к реализации на 2017 - 2020 годы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Лескенского муниципального района на 2017 год
Таблица 1. Основные показатели социально-экономического развития Лескенского района, достигнутые за период реализации Комплексных программ социально-экономического развития Лескенского муниципального района.
|
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчет |
План |
||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
1. |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства |
единиц |
960,00 |
960,00 |
960,00 |
965,00 |
2. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
процентов |
39,66 |
39,92 |
39,92 |
40,04 |
3. |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя |
рублей |
3542,0 |
2418,42 |
2418,4 |
2415,5 |
4. |
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) |
процентов |
14,89 |
14,89 |
14,89 |
14,89 |
5. |
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе |
процентов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
6. |
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения |
процентов |
53,99 |
25,00 |
25,00 |
53,68 |
7. |
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района) |
процентов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
8. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников: |
|
|
|
|
|
|
крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций |
рублей |
16 701,00 |
16 734,60 |
17 611,00 |
17 100,00 |
|
муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
рублей |
13 998,13 |
15 211,50 |
14 448,43 |
15 023,93 |
|
фонд начисленной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений с начала года |
рублей |
53 920 809,00 |
57 682 000,00 |
53 401 400,00 |
57 872 178,00 |
|
среднесписочная численность работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений с начала года |
человек |
321,00 |
316,00 |
308,00 |
321,00 |
|
муниципальных общеобразовательных учреждений |
рублей |
16 603,97 |
17 464,23 |
17 737,79 |
17 313,27 |
9. |
Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей 1-6 лет |
процентов |
68,06 |
75,27 |
79,07 |
64,80 |
10. |
Доля детей в возрасте от 1 года до 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет |
процентов |
7,12 |
3,18 |
0,76 |
5,80 |
11. |
Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
процентов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
12. |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам |
процентов |
94,31 |
99,02 |
99,24 |
100,00 |
13. |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений |
процентов |
0,00 |
8,21 |
1,49 |
0,00 |
14. |
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений |
процентов |
78,89 |
76,11 |
75,00 |
80,56 |
15. |
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений |
процентов |
83,33 |
83,33 |
83,33 |
83,33 |
16. |
Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях |
процентов |
94,80 |
94,30 |
86,35 |
91,75 |
17. |
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях |
процентов |
0,05 |
3,02 |
0,00 |
0,00 |
18. |
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях |
тыс. рублей |
58,51 |
60,75 |
56,13 |
56,83 |
19. |
Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы |
процентов |
16,62 |
66,77 |
67,46 |
16,62 |
20. |
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности: |
|
|
|
|
|
|
клубами и учреждениями клубного типа |
процентов |
0,10 |
0,10 |
94,74 |
96,21 |
|
библиотеками |
процентов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
|
парками культуры и отдыха |
процентов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
21. |
Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры |
процентов |
77,00 |
77,00 |
55,00 |
77,00 |
22. |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности |
процентов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
23. |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, процентов |
процентов |
0,02 |
0,03 |
29,68 |
22,45 |
|
Численность лиц, систематически занимающегося физической культурой и спортом |
человек |
6 489,00 |
8 716,00 |
8 726,00 |
6 500,00 |
24. |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя - всего |
кв. метров |
0,01 |
15,15 |
15,30 |
0,01 |
25. |
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, - всего, гектаров |
|
1,90 |
0,20 |
1,50 |
1,50 |
26. |
Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами |
процентов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
27. |
Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды и концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района) |
процентов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
28. |
Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет |
процентов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
29. |
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях |
процентов |
8,58 |
2,93 |
3,68 |
11,96 |
30. |
Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года, по полной учетной стоимости) |
процентов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2. SWOT-анализ факторов инвестиционной привлекательности Лескенского муниципального района
Нумерация пунктов в настоящей таблицы приводится в соответствии с источником
Конкурентные преимущества (Сильные стороны) |
Внутренние сдерживающие факторы (Слабые стороны) |
1 |
2 |
1. Инвестиционно привлекательное расположение района. 2. Обеспеченность энергоресурсами (электроэнергия, газ, вода), развитая сеть коммуникаций. 3. Транспортная доступность к другим регионам. 4. Наличие плодородных земель. 5. Благоприятный инвестиционный климат. 6. Наличие участков, пригодных для инвестиций промышленной, деловой и жилой застройки. 7. Создание промышленных, рекреационных зон и других обособленных территорий, привлекательных для инвесторов. |
1. Неблагоприятная внешнеэкономическая и политическая ситуация. 2. Высокие затраты инвесторов на обеспечение подключения к объектам транспортной и энергетической инфраструктуры. 4. Длительные сроки по предоставлению земельных участков для строительства и прохождения согласительных процедур. 5. Наличие обременения на инвестиционных площадках, где возможно создание новых производств. 6. Недостаточное взаимодействие между инвесторами и поставщиками услуг. |
Возможности для развития |
Внешние и внутренние угрозы для развития |
1. Повышение инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата муниципального района. 2. Участие предприятий района в реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ Кабардино-Балкарской Республики, ориентированных на реформирование и инновационное обновление промышленного и аграрного производства, развитие рекреационной сферы, импортозамещение. 3. Выход продукции предприятий района на рынки других регионов страны и зарубежья. 4. Возможность пополнять трудовые ресурсы за счет граждан, возвращающихся на постоянное место жительства из-за пределов района и республики. |
1. Ухудшение экономических и политических отношений со странами-партнерами. 2. Усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, инвестиций, товаров и услуг. 3. Сохранение теневой экономики, особенно в сфере малого бизнеса. 4. Рост цен на энергоносители и ГСМ. 5. Инфляция. 6. Отток трудовых ресурсов. |
Анализ существующих проблем позволяет выстроить следующую матрицу для определения перспектив развития района.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
благоприятные природно-климатические условия; оказание государственной поддержки сельскохозяйственному производству, в том числе через реализуемые в республике государственные республиканские программы; наличие на территории района целого ряда промышленных площадок, пригодных для организации новых производств; транзитное положение района, прямого автомобильного сообщения с крупнейшими городами республики. |
отсутствие у предприятий собственных средств на реализацию инвестиционных программ; неустойчивое финансовое положение основной части предприятий аграрного бизнеса; высокая себестоимость продукции; ограниченные возможности привлечения кредитных ресурсов, отсутствие системы привлечения инвестиций; неурегулированность земельных отношений; отсутствие развитого рынка торгово-посреднических и складских услуг со слабым развитием кооперативного движения в среде мелких и средних производителей; низкий уровень технического обеспечения на большинстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий. |
Возможности |
Угрозы |
Наличие высокого потенциала для развития на территории района производственных цепочек: зерно-откорм скота (КРС) - производство мяса - переработка мясной продукции; производство кормовых культур - выращивание КРС молочного направления - производство молока - переработка молока; низкий уровень заработных плат в районе и республике, как следствие возможность миграции кадров при организации новых производств. активная поддержка отрасли животноводства и других трудоемких отраслей аграрного производства, а также технического и - технологического перевооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей; широкое применение ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве, восполнение недостающих для интенсификации средств природными факторами плодородия; |
Сильная подверженность основных отраслей экономики влиянию мировой и внутрироссийской конъюнктуры; высокий уровень теневой экономики в некоторых отраслях, как следствие - нежелание предприятий легализовать производство, а, таким образом, и открыто осуществлять масштабные инвестиционные проекты; неблагоприятный образ республики в регионах России и мира, как следствие снижение миграционной привлекательности республики в целом и района в частности. рост цен на энергоносители, усиление диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства; недостаточный объем средств господдержки из федерального и республиканского бюджетов; ухудшение фитосанитарной обстановки, увеличение объемов применения ядохимикатов вследствие нарушения севооборотов; усиление оттока квалифицированных кадров, старение рабочих кадров, обострение социальных проблем на селе. |
Стратегия развития Лескенского муниципального района должна опираться на четкое представление о сильных и слабых сторонах территории, об объективных угрозах и конкурентных преимуществах с целью избрания эффективных инвестиционных приоритетов.
Анализ социально-экономической ситуации в Лескенском районе показывает, что комплекс имеющихся в районе ресурсов и уникальных преимуществ создает благоприятные предпосылки для развития различных отраслей и видов деятельности. Однако выявленные в ходе анализа ключевые проблемы района в значительной степени сдерживают его дальнейшее развитие.
На основании SWOT-анализа о процессах социально-экономического развития можно выделить основные проблемы, требующие принятия мер в рамках обеспечения социально-экономического развития Лескенского муниципального района, на решение которых должны быть направлены совместные усилия органов местного самоуправления Лескенского района, бизнес-сообщества, предпринимательства.
Угроза возможного кризиса заключается в достаточно высоком уровне моральной и физической изношенности оборудования, в недостаточном использовании в работе новейших научно-технических достижений и технологий, и самое главное - в недостатке высококвалифицированных молодых кадров.
Если сегодня предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции еще пытаются адаптироваться к рыночным условиям, то уже завтра, имея подобный арсенал проблем, они просто не смогут обеспечить достойный уровень конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
Раздел II. Стратегические цели, задачи и основные направления, социально-экономического развития Лескенского муниципального района
2.1. Главной целью социально-экономического развития Лескенского района является:
- трудоустройство незанятого населения, создание новых предприятий, обеспечивающих гражданам перспективную занятость и получение высоких доходов;
- создание необходимых условий для формирования и закрепления высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы района;
- достижение уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания, достаточного для полного самообеспечения населения района;
- повышение эффективности функционирования районного АПК;
- производство качественной конкурентоспособной продукции;
- развитие максимальной переработки сельскохозяйственной продукции по инновационным технологиям;
- развитие рыночной и материально-технической инфраструктур АПК;
- сохранение и повышение плодородия почв.
Достижение результатов в экономической сфере будет способствовать решению важных вопросов в социальной сфере:
- улучшения жилищных условий (капитальный ремонт и реконструкция аварийных жилых домов, строительство социального жилья);
- развития инфраструктуры (берегоукрепительные работы, улучшение санитарного состояния поселений, ночное освещение улиц,
- необходимо создание службы ЖКХ, повышенный износ дорог, улучшение качества воды, устаревшие технологии очистки стоков и т.д.);
- расширение и модернизация электрических, водопроводных и тепловых сетей путем государственного - частного партнерства;
- организация культурного досуга населения, вовлечение молодого поколения к занятиям спорта, открытие спортивных секций, кружков;
- повышение доступности и качества медицинской помощи.
С учетом анализа факторов, определяющих развитие основных отраслей развития района, основных проблем, потенциальных угроз и возможностей развития района определим основные стратегические направления:
1. Первое стратегическое направление "Развитие промышленного и агропромышленного комплекса Лескенского муниципального района на основе его модернизации и создания новых производств";
2. Второе стратегическое направление "Обеспечение бюджетной самодостаточности муниципального района";
3. Третье стратегическое направление "Создание благоприятной среды жизнедеятельности для повышения уровня и улучшения качества жизни людей".
Реализация стратегических направлений развития района предполагает решение следующих целей и задач:
По первому стратегическому направлению "Развитие промышленного и агропромышленного комплекса муниципального района на основе его модернизации и создания новых производств":
- перевооружение промышленного и агропромышленного комплекса муниципального района на новой современной технической и технологической основе;
- привлечение в район крупных компаний и крупных инвесторов;
- развитие депрессивных промышленных площадок;
- создание новых предприятий;
- реализация инвестиционных проектов в сельском хозяйстве.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.1 Основные направления развития социальной сферы
2.2.1. Для достижения результата и целей Стратегии необходимо выполнить следующие задачи и выделить приоритетные направления развития АПК:
привлечение инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства, государственных гарантий, реализация современных крупных высокотехнологичных инвестиционных проектов в области молочного и мясного скотоводства, птицеводства, садоводства и овощеводства;
поддержка производства плодов, овощей как отраслей, способствующих повышению занятости в сельской местности и способствующих решению проблемы импортозамещения;
совершенствование нормативно-правового регулирования земельных отношений, в части изъятия арендованных земельных участков за их неэффективное или нецелевое использование и содействия укрупнению земельных наделов, обрабатываемых площадей.
В области развития максимальной переработки сельскохозяйственной продукции:
реализация инвестиционных проектов по строительству плодовоовощехранилищ, мощностей по переработке и консервированию овощной и плодово-ягодной продукции.
В области регулирования рынка и развития рыночной инфраструктуры АПК:
организация оптово-продовольственного рынка, обеспечение доступа местных производителей в торговые сети, ярмарки, выставки и т.д.
В результате реализации основных направлений развития в сельском хозяйстве ожидается рост объема продукции сельского хозяйства до 1984,1 млн рублей.
Увеличится количество хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, которым оказана имущественная, финансовая, консультационная и иная поддержка со стороны органов местного самоуправления.
2.2.2. Демография:
Целью Лескенского муниципального района в сфере демографической политики на период до 2034 года является необходимость повышения ожидаемой продолжительности жизни населения, создание условий для сокращения миграционного оттока населения из района.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни;
повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей);
снижение младенческой смертности, смертности населения в трудоспособном возрасте;
Для достижения определенной выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке будут реализованы следующие мероприятия:
совершенствование системы раннего выявления заболеваний прежде всего по болезням системы кровообращения и онкологическим заболеваниям;
формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни;
повышение качества медицинского обслуживания населения за счет внедрения высокотехнологичной медицинской помощи;
повышение безопасности жизнедеятельности населения;
развитие мер поддержки молодых специалистов, в том числе занятых в бюджетном секторе;
В результате решения указанных задач ожидается:
увеличение численности населения на 1,7 % (с 28,6 тыс. чел. В 2016 году до 29,9 тыс. человек - в 2034 году);
увеличение продолжительности жизни населения с 66,5 в 2016 году до 82 лет в 2034 году;
снижение миграционной убыли населения с 5,8 на 1000 населения в 2016 году до 1,5 на 1000 населения в 2034 году.
2.2.3. Образование:
Целью реализации социально-экономической политики в области образования является повышение качества и доступности дошкольного и общего образования, совершенствование системы подготовки кадров по наиболее востребованным в экономике республики профессиям и специальностям.
Основными задачами для достижения указанной цели являются:
развитие сети образовательных учреждений, современных форм и технологий реализации образовательных программ общего и дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность;
расширение перечня и обеспечение качества реализации программ дополнительного образования, направленных на успешную социализацию детей и подростков;
обеспечение доступности образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья;
Для выполнения поставленных целей и задач требуется реализация следующих мероприятий:
модернизация системы образовательных организаций, обновление материально-технической базы;
повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг образовательными организациями;
формирование нового поколения педагогического корпуса соответствующей квалификации и в необходимом количестве;
развитие системы комплексной поддержки одаренных детей, талантливой молодежи;
Ожидаемые результаты:
создание новых мест в общеобразовательных организациях (2016 - 2020 годы - перевод 100 % обучающихся 1-4-х классов и 10-11-х (12-х) классов на обучение в первую смену; 2034 год - переход на односменный режим обучения);
увеличение охвата детей в возрасте от 1 до 7 лет программами дошкольного образования с 75 % в 2015 году до 100 % в 2034 году;
перевод 100 % обучающихся из зданий с износом 50 % и выше в новые здания);
2.2.4. Развитие здравоохранения
В целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи, удовлетворяющей потребностям населения, необходимо решение следующих задач:
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
обеспечение доступной и качественной лекарственной помощи населению, в том числе детскому;
обеспечение системности организации охраны здоровья.
Для выполнения поставленных задач будут реализованы следующие мероприятия:
развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни;
развитие первичной медико-санитарной помощи, а также системы раннего выявления заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения;
просвещение и информирование населения, в том числе детей и молодежи, о правилах здорового образа жизни, о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, включая разработку, осуществление и развитие информационных коммуникаций.
обеспечение здорового безопасного питания населения всех возрастных групп, предусматривающего оптимизацию режима и характера питания, а также образование и обучение различных групп населения по вопросам здорового питания, в том числе с участием организаций, занимающихся данными вопросами;
диспансеризация населения с выделением групп риска по развитию социально-значимых неинфекционных заболеваний и разработка индивидуальных программ медицинской профилактики;
Ожидаемые результаты:
снижение смертности от всех причин с 8,8 на 1000 населения в 2016 году до 8,0 на 1000 населения в 2034 году);
снижение смертности от болезней системы кровообращения с 548 в 2016 году до 450 в 2034 году (на 100 тыс. населения);
снижение уровня смертности населения от новообразований, в том числе от злокачественных, с 86,3 случая (на 100 тысяч населения) в 2016 году до 66,3 случаев (на 100 тысяч населения) в 2034 году;
Снижение младенческой смертности с 11,2 в 2016 году до 10,0 в 2034 году (на 1 тыс. родившихся живыми).
2.2.5. Культура:
Сохранение существующего культурно-исторического наследия и создание условий по обеспечению широкого доступа жителей района к культурным ценностям;
Стимулирование и поддержка народного художественного творчества (центров народного творчества, домов ремесел, центров традиционной народной культуры и др.);
Обеспечение норм стандартов информационно-библиотечного обслуживания населения;
Укрепление материально-технической базы учреждений культуры участием в различных программах и проектах, которые позволят дополнительно привлечь инвестиции в сферу культуры;
Внедрение новых информационных технологий в различных областях культуры;
Ожидаемые результаты
увеличение количества посещений организаций культуры по сравнению с уровнем 2016 года, на 50 %;
2.2.6. Физическая культура и спорт:
Реализация мероприятий, направленных на вовлечение населения к занятиям физической культурой и спортом;
Создание условий по физической реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие инфраструктуры объектов спорта;
развитие спорта высших достижений, подготовка перспективных спортсменов;
Для решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:
развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, с целью повышения обеспеченности территорий спортивными залами, плоскостными сооружениями, бассейнами;
совершенствование системы пропаганды занятий физической культурой и спортом и здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
увеличение числа жителей республики, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 30,1 % в 2015 году до 45 % в 2034 году;
повышение уровня обеспеченности населения спортзалами исходя из их единовременной пропускной способности с 50 % в 2015 году до 80 % в 2034 году;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.3.7 Строительство
Составляющей высокого качества жизни в любое время является наличие комфортного жилья, обеспеченного надежной коммунальной инфраструктурой. В районе сложилась тенденция роста ввода жилья, при этом основной объем вновь вводимого жилья осуществляется за счет средств населения.
В предстоящие годы развитие жилищного строительства в районе продолжится наряду с повышением качества строящегося жилья. Основной формой инвестиционной деятельности в жилищном строительстве станет финансирование объектов за счет собственных и заемных средств инвестора.
Проводимая градостроительная политика будет ориентирована на комплексную застройку и инфраструктурное обеспечение территорий в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования.
Объемы годового ввода жилья увеличатся по сравнению с 2016 годом в 1,3-1,4 раза до 2034 года.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.3.8. Малое и среднее предпринимательство
Для развития малого и среднего предпринимательства на территории Лескенского муниципального района необходимо решение следующих задач:
активизация работы по оказанию финансовой, инфраструктурной, имущественной, правовой, информационно-консультационной и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
расширение доступа к льготному кредитованию для субъектов малого и среднего предпринимательства;
расширение перечня предоставляемых государственных и муниципальных услуг для бизнеса на базе многофункциональных центров;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность;
формирование положительного имиджа предпринимателя;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Ожидаемые результаты:
обеспечение темпа роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства в 2034 году по отношению к 2015 году в размере более 115 % процентов;
увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике района до 29 %;
2.2.9. Жилищно-коммунальное хозяйство
Обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и КБР;
Приведение технического состояния жилищного фонда Лескенского муниципального района в соответствие с нормативными требованиями;
Осуществление комплекса мер по обеспечению чистоты и порядка на территории Лескенского муниципального района и повышению экологического воспитания населения;
Организация водоснабжения, водоотведения населения Лескенского муниципального района;
Предоставление качественных транспортных услуг;
Улучшение качества автомобильных дорог и их транспортно-эксплуатационных показателей, повышение пропускной способности автомобильных дорог, уровня безопасности участников дорожного движения;
Раздел III. Сценарии социально-экономического развития Лескенского муниципального района
3.1. Сценарии социально-экономического развития Лескенского муниципального района.
На основе тщательного учета особенностей района и анализа долгосрочных тенденций развития разработаны два наиболее вероятных сценария социально-экономического развития района на долгосрочную перспективу.
Первый вариант (базовый) предполагает инерционный тип развития под воздействием неблагоприятных факторов, без положительных изменений в области привлечения инвестиций в экономику, при сохранении основных тенденций социально-экономического развития.
Второй вариант (целевой) выступает как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста Лескенского муниципального района, характеризующийся высокой инвестиционной активностью и осуществлением ряда крупных инфраструктурных проектов.
Реализация базового сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей:
Валовая продукция по всем видам деятельности увеличится до 1984,1 млн рублей;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг увеличится до 348 млн рублей;
производство продукции сельского хозяйства увеличится в 1,3 раза (в сопоставимых ценах) к уровню 2017 года;
ввод жилья увеличится в 1,3 раза;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2034 году увеличится в 1,8 раза (в текущих ценах) к уровню 2017 года;
объем инвестиций в основной капитал увеличится в 1,8 раза (в текущих ценах) к уровню 2017 года.
Реализация целевого сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей:
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг увеличится до 346,7 млн рублей;
производство продукции сельского хозяйства увеличится в 1,2 раза (в сопоставимых ценах) к уровню 2017 года;
ввод жилья увеличится в 1,2 раза;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2034 году увеличится в 1,4 раза (в текущих ценах) к уровню 2017 года;
объем инвестиций в основной капитал увеличится в 1,7 раз (в текущих ценах) к уровню 2017 года.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.1. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Результатом реализации Стратегии должно стать создание более эффективной экономики, развитие которой будет опираться на уникальные особенности Лескенского муниципального района, что повлечет рост более чем в 3,6 раза (в сопоставимой оценке) валовой продукция по всем видам деятельности, увеличение средней продолжительности жизни до 80 лет, снижение смертности, повышение занятости и уровня жизни населения.
В Лескенском муниципальном районе будут созданы по сути новые отраслевые комплексы по производству качественных, экологически чистых продуктов питания. Также будет развернуто высокотехнологичное промышленное производство с высокой добавленной стоимостью, отвечающее современным экологическим стандартам и требованиям рынка.
Получат активное развитие другие отрасли экономики, обеспечивающие занятость населения.
Сформированная таким образом структура экономики обеспечит высокие и устойчивые темпы ее развития. Лескенский муниципальный район превратится в один из наиболее успешных районов Кабардино-Балкарской Республики, характеризующихся высокими стандартами качества жизни и безопасности населения.
Раздел IV. Основные инструменты и механизмы реализации Стратегии
Механизм реализации Стратегии инвестиционного развития муниципального района предусматривает:
разработка и утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии;
обеспечение контроля его выполнения, проведение ежегодного мониторинга реализации Стратегии;
создание системы стратегического планирования на муниципальном уровне сельских поселений;
взаимосвязь приоритетных проектов развития Кабардино-Балкарской Республики, программ институциональных преобразований, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития экономики, науки и технологий, стратегий и программ развития ключевых секторов экономики и муниципальных образований, долгосрочных финансовых планов и бюджетов.
Обеспечение нормативно-правового регулирования каждого этапа реализации Стратегии осуществляется при корректировке Стратегии.
Заключение
В Стратегии разработаны основные индикативные показатели социально-экономического развития Лескенского муниципального района до 2034 года, пути и механизмы их достижения, место и роль органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов при реализации Стратегии.
Устойчивое развитие должно быть обусловлено комплексным подходом к созданию законодательных и административных мер по повышению эффективности использования земли через дифференциацию различных видов хозяйственной деятельности с использованием региональной и муниципальной налоговой политики, расчету необходимого обеспечения промышленного роста соответствующей динамикой развития энергетики и транспортной инфраструктуры.
Рост инновационной составляющей в промышленности и сельском хозяйстве может происходить на базе демографического роста, роста качества жизни, квалификации, уровня образования и профессионализма трудовых ресурсов муниципального района.
Существенное значение имеет как концентрация высококвалифицированных профессиональных кадров, так и их распределение по объектам района в целом, что должно являться предметом кадровой политики.
Необходимо добиваться баланса входящего и исходящего потока трудовых ресурсов посредством создания привлекательных для трудовой деятельности рабочих мест в сельской местности, условий для получения доступного жилья.
Стратегическое развитие района до 2034 года должно рассматриваться как особый вид управленческой деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечит их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Целевые параметры стратегического развития района должны в полной мере соотноситься с основными целевыми параметрами Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики.
Приоритетными направлениями для привлечения инвестиций на средне- и долгосрочную перспективу определены:
Промышленное производство;
агропромышленный комплекс;
коммунальная инфраструктура;
газификация поселений района;
жилищное строительство;
здравоохранение;
образование.
Успешное решение широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста, развитие человеческого капитала на основе роста эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры, повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, позволит обеспечить устойчивый рост благосостояния населения.
Приложение N 1
социально-экономического развития
Лескенского муниципального района до 2034 года
Индикаторы
реализации Стратегии социально-экономического развития Лескенского района до 2034 года
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение контрольного индикатора |
||||
2018 год (оценка) |
2020 год (прогноз) |
2025 год (прогноз) |
2030 год (прогноз) |
2034 год (прогноз) |
||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг |
млн рублей |
49,9 |
59,9 |
72,5 |
86,9 |
113,0 |
Продукция сельского хозяйства |
млн рублей |
1584,1 |
1630,0 |
1858,2 |
1951,1 |
2339,4 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов |
тыс. кв. м |
7,0 |
7,12 |
7,28 |
7,43 |
7,76 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн рублей |
143,1 |
156,0 |
170,0 |
187,0 |
205,0 |
Объем инвестиций в основной капитал на одного жителя |
рублей |
4861,5 |
5182,3 |
5456,9 |
7093,0 |
9192,8 |
Перевозки пассажиров автомобильным транспортом |
млн пассажиров |
0,8 |
0,85 |
0,95 |
1,05 |
1,15 |
Численность постоянного населения (на конец года) |
тыс. человек |
29,4 |
29,5 |
29,6 |
29,7 |
29,8 |
Ожидаемая продолжительность жизни населения |
лет |
75,0 |
77 |
77,5 |
78,5 |
82 |
Численность занятых в экономике |
тыс. человек |
1,2 |
1,25 |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
Уровень общей безработицы |
процентов |
3,6 |
3,3 |
2,9 |
2,8 |
2,6 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника |
тыс. рублей |
17,9 |
18,2 |
20,8 |
22,5 |
25,8 |
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета |
млн рублей |
67,4 |
71,3 |
81,6 |
87,9 |
110,6 |
Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек) |
человек |
7,4 |
7,5 |
7,5 |
7,6 |
8,3 |
Смертность от всех причин (на 1000 человек) |
человек |
4,2 |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
Охват детей в возрасте от 1 до 7 лет программами дошкольного образования |
процентов |
67,5 |
68,5 |
73,5 |
89,5 |
100,0 |
Доля жителей района, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
процентов |
30,1 |
33,0 |
46,0 |
50,0 |
52,0 |
Число высокопроизводительных рабочих мест |
тыс. единиц |
0,5 |
0,5 |
0,57 |
0,6 |
0,7 |
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1000 человек населения |
единиц |
3,27 |
3,27 |
3,3 |
3,3 |
3,8 |
Индекс производительности труда |
процентов к 2016 году |
91,07 |
92,5 |
101,7 |
103,3 |
107,3 |
Приложение N 2
социально-экономического развития
Лескенского муниципального района до 2034 года
Перечень
муниципальных программ Лескенского муниципального района
N |
Наименование муниципальной программы |
Сроки реализации муниципальных программ Лескенского муниципального района (годы) |
1. |
Муниципальная программа "Устойчивое развитие сельских территорий Лескенского муниципального района на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года" |
2015 - 2020 годы |
2. |
Муниципальная программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Лескенском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы" |
2016 - 2020 годы |
3. |
Муниципальная программа "Профилактика коррупции в Лескенском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы" |
2016 - 2020 годы |
4. |
Муниципальная целевая программа "Профилактика правонарушений в Лескенском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы год" |
2016 - 2020 годы |
5. |
Муниципальная программа "Профилактика терроризма и экстремизма в Лескенском муниципальном районе КБР на 2016 - 2020 годы" |
2016 - 2020 годы |
6. |
Муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Лескенском муниципальном районе КБР на 2016 - 2020 годы" |
2016 - 2020 годы |
7. |
"Программа социально-экономического развития Лескенском муниципального района на 2015 - 2020 г.г." |
2015 - 2020 годы |
8. |
Муниципальная программа "Укрепление единства российской нации и её этнокультурное развитие, гармонизация межнационального и межконфессионального согласия народов, проживающих в Лескенском районе на 2014 - 2020 годы" |
2014 - 2020 годы |
9. |
Муниципальная программа "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, в Лескенском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы" |
2016 - 2019 годы |
10. |
Муниципальная программа "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Лескенском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы. |
2016 - 2020 годы |
Перечень
инвестиционных проектов, планируемых к реализации в рамках Стратегии социально-экономического развития Лескенского района до 2034 года
N |
Наименование проекта |
Инициатор |
Предполагаемый год ввода в эксплуатацию |
Стоимость проекта, млн рублей |
Число рабочих мест |
Краткое содержание проекта, ожидаемые результаты |
1. |
Строительство плодохранилища на 3000 тонн |
ИП Глава КФХ Маремкулов У.Х. |
2019 - 2020 г.г. |
144,0 |
10 |
единовременное хранение 3000 тонн плодов |
2. |
Строительство плодохранилища на 2000 тонн |
ООО "Бек-Ар" |
2018 - 2019 г.г. |
34,0 |
5 |
Строительство современного модернизированного фруктоовощехранилища на 2000 тонн |
3. |
Строительство цеха по производству плодоовощных консервов |
ИП Блиев А.А. |
2018 - 2019 гг |
30,0 |
5 |
Строительство современного модернизированного цеха по производству плодоовощных консервов мощностью 2000 тонн |
4. |
Строительство плодохранилища на 3000 тонн |
ИП Глава КФХ Хачетлов А.А. |
2016 - 2019 г.г. |
150,0 |
15 |
единовременное хранение 3000 тонн плодов и ягод |
5. |
Строительство фруктохранилища на 1500 тонн |
ИП Глава КФХ Шагиров З.Х. |
2018 - 2019 г.г. |
30,0 |
6 |
Строительство современного модернизированного фруктоовощехранилища на 1500 тонн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 28 августа 2018 г. N 481 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Лескенского муниципального района на период до 2034 года"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (http://le.adm-kbr.ru/)