В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 32 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегией социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2034 года, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2016 г. N 727-ПП, Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития сельского поселения Нижний Курп Терского муниципального района КБР, утвержденным постановлением главы местной администрации с.п. Нижний Курп Терского муниципального района КБР от 03.09.2018 года N 24 постановляю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2016 г. следует читать "N 727-рп"
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития сельского поселения Нижний Курп Терского муниципального района КБР до 2034 года.
2. Опубликовать настоящее постановление в районной газете "Терек-1" и разместить на официальном сайте местной администрации Терского муниципального района КБР в сети "Интернет" /http://te.adm-kbr.ru/.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на специалиста администрации Шорманова Артура Мухаметовича.
Глава местной Администрации с.п. Нижний Курп Терского муниципального района КБР |
Аксоров П.К. |
Стратегия
социально-экономического развития сельского поселения Нижний Курп Терского муниципального района КБР на период до 2034 года
с. Нижний Курп |
2018 г. |
1. Общие положения
Основной задачей деятельности сельского поселения Нижний Курп является создание условий и предпосылок для повышения качества жизни населения. Для того чтобы добиться положительного социально-экономического эффекта, повысить привлекательность муниципального образования, необходимо спрогнозировать его место и роль в будущем, оценить его возможность устойчивого саморазвития.
Стратегическое планирование развития территории сельского поселения Нижний Курп позволит определить цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития поселения на долгосрочный период. Задача стратегического управления муниципальным образованием заключается в том, чтобы использовать возможности, предоставляемые внешней средой, опираясь на сильные и слабые стороны, развить именно те отрасли и виды экономической деятельности, где муниципальное образование обладает хорошим потенциалом развития.
В стратегии социально-экономического развития сельского поселения Нижний Курп определяются главная цель развития, основные приоритеты развития, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Терского района и КБР.
2. Оценка социально-экономического положения сельского поселения Нижний Курп
2.1. Общее географическое описание
Сельское поселение Нижний Курп - муниципальное образование в составе Терского района Кабардино-Балкарской Республики. Муниципальное образование расположено в северо-западной части Терского района, на правом берегу реки Терек. Площадь территории сельского поселения составляет - 70,48 . Основную часть площади занимают пашни и сельскохозяйственные угодья. Граничит с землями муниципальных образований: Республика Ингушетия, Северная Осетия-Алания на северо-востоке. Сельское поселение Нижний Курп находится на наклонной Кабардинской равнине, в переходе от предгорной в равнинную, зоне республики. Средние высоты составляют 312 метров над уровнем моря по обеим берегам реки Курп. Рельеф местности представляют собой в основном наклонную равнину, на северо-западной части вдоль долины реки Терек тянутся малые возвышенности. Гидрографическая сеть представлена рекой Терек. Село раскинулось в живописной излучине обмелевшей реки Курп, во владениях, некогда принадлежавшим знаменитым потомкам кабардинских князей Бековичем-Черкасским. Климат влажный умеренный с тёплым летом и прохладной зимой. Среднегодовая температура воздуха составляет около +10,5°С, и колеблется от средних +23,2°С в июле, до средних -2,5°С в январе. Минимальные температуры зимой редко отпускаются ниже -10°С, летом максимальные температуры превышают +32°С. Среднегодовое количество осадков составляет около 550 мм.
В современных границах территория поселения составляет 70,48 кв. км. Плотность населения - 30,3 человек на 1 кв. км.
Связь поселения с другими поселениями осуществляется автомобильным транспортом по дороге с твердым покрытием. Грузы поступают по автомобильной дороге.
По состоянию на 1 января 2017 года численность населения сельского поселения Нижний Курп составила 1364 человека. Национальный состав населения: кабардинцы - 99,4%, балкарцы - 0,24%, русские - 0,29%, другие - 0,07%.
Трудоспособное население сельского поселения Нижний Курп в 2017 году составляет 750 человек или 55,0% всего населения. Численность занятых по виду экономической деятельности "сельское хозяйство" составляет 272 человек, по виду экономической деятельности "оптовая и розничная торговля 11 человек, по виду экономической деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 0 человек, по виду экономической деятельности "образование" - 0 человека, в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура, спорт) - 82 человека, занятые в другой сфере (администрация, МФЦ и т.д.) - 12 человек.
2.2. Результаты социально-экономического развития сельского поселения Нижний Курп.
2.2.1. Экономика
Важнейшим сектором экономики сельского поселения Нижний Курп является сельское хозяйство. В настоящее время, в результате реализации различных государственных программ, в отрасли отмечается рост деловой активности. Производство обеспечивают 35 арендаторов. Общая посевная площадь сельхозкультур составляет 2855 га. В 2017 году производство зерновых культур составило 52,3 ц/га, технических культур - 42,0 ц/га, бахчевых - 250 ц/га, многолетние насаждения - 20 ц/га. Однако, дальнейшее развитие сельского хозяйства в настоящее время существенно осложнено.
Основные причины несбалансированности отраслей растениеводства и животноводства кроются в нарушении технологии производства сельскохозяйственных культур и выращивания животных. Увеличение посевной площади зерновых и технических культур, за счет кормовой группы, неизбежно ведет к сокращению поголовья скота, и несмотря на рост продуктивности полей и ферм производство продукции, особенно животноводства, снизилось.
Таким образом, для развития сельского хозяйства, не все проблемы решены. Не меняется ценовая политика, отсутствует комплексная нормативно-правовая база, регулирующая экономические отношения в сельском хозяйстве. Из-за роста цен на энергоресурсы, минеральные удобрения, гербициды, низкой цены на сельскохозяйственную продукцию, присутствия на рынке дорогостоящей импортной техники (производство отечественной техники не развивается) сельскохозяйственные товаропроизводители несут потери в финансовых ресурсах. Снижается рентабельность производства продукции.
2.3. Оценка качества жизни населения
Жилищный фонд
Существующая застройка поселения не многообразна и представлена одноэтажными индивидуальными домами и одним многоквартирным домом. Имеется один многоэтажный жилищный фонд (одно двухэтажное).
На начало 2018 года жилищный фонд сельского поселения Нижний Курп составлял 26,4 тыс. квадратных метров. Жилищная обеспеченность, таким образом, равна 18,0 квадратных метров на человека, что не превышает социальную норму площади жилого помещения. На территории поселения имеются 255 жилых домов. В собственности граждан находится 100% жилого фонда.
Связь
Сельское поселение Нижний Курп обеспечено следующим спектром услуг связи: телевидение (население приобретает спутниковые антенны для увеличения количества принимаемых каналов и для повышения качества вещания), телефонная связь, радио, интернет.
Охват населения телевизионным вещанием составляет 100%.
На территории поселения находится 1 отделение почтовой связи.
Сельское поселение обеспечено телекоммуникационным оборудованием для осуществления мобильной связи компании Билайн и МТС.
Здравоохранение, образование, культура
В с. Нижний Курп медицинскую помощь оказывают амбулатория. Амбулатория имеет стоматологический кабинет, машину скорой помощи, оснащена компьютерным оборудованием. Нормативная обеспеченность населения услугами здравоохранения рассчитывается в соответствии с нормативами, разрабатываемыми республиканскими и федеральными органами в сфере здравоохранения. В штате имеется 4 врача, 6 специалистов среднего звена. Услуги стационарной помощи население получает в городах Терек и Нальчик.
На территории сельского поселения Нижний Курп расположено одна общеобразовательная школа, детский сад. В 2017-2018 учебном году в школе зарегистрировано 106 ученика.
Необходимо отметить, что детский сад имеет возможность работать в полную силу и воспитывать 50 детей. В учреждении на начало 2018 года насчитывается 50 воспитанника, что говорит о высокой наполняемости помещения.
На территории сельского поселения расположено одно учреждение культуры. Мощность библиотеки составляет 30,0 тысяч единиц хранения, на 1 января 2018 года книжный фонд составил 30,0 тысяч экземпляров, что соответствует потребностям поселения. Библиотека располагается в здании МКОУ СОШ.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
2.5. Оценка сильных и слабых сторон социально-экономического положения сельского поселения Нижний Курп
2.5.1. Сильные стороны социально-экономического положения:
- возможность выделения земель под реализацию инвестиционных проектов и развитие КФХ и ЛПХ;
- наличие транспортных путей (автодорог) до районного и республиканского центра;
- наличие трудовых ресурсов, в т.ч. работающих за пределами поселения.
2.5.2. Слабые стороны социально-экономического положения:
- удаленность от республиканского центра, как основного потребителя экологически чистой сельскохозяйственной продукции;
- зона рискованного земледелия;
- дефицит квалифицированных кадров;
- низкий уровень производительности труда в сельскохозяйственном производстве.
2.6. Возможности и угрозы социально-экономического развития
3. Стратегические цели и задачи развития сельского поселения Нижний Курп до 2034 года
Привлекательность проживания населения на территории сельского поселения Нижний Курп будет обеспечена за счет достижения следующих стратегических целей:
- формирование многоукладной и конкурентоспособной экономики, создающей квалифицированные, высокооплачиваемые рабочие места;
- создание условий для повышения качества жизни населения.
3.1. Цель 1. Формирование многоукладной и конкурентоспособной экономики
Главным инструментом достижения цели является наличие инвестиционных проектов, а также приход ключевого инвестора, проекты которого будут способствовать диверсификации экономики поселения. Реализация инвестиционных проектов повлечет развитие сопутствующих производств, увеличение количества высококвалифицированных рабочих мест.
Реализация цели будет направлена на увеличение объемов производства и повышение уровня занятых в экономике, в результате к 2034 году в поселении будут созданы новые рабочие места.
Достижение цели будет обеспечено за счет решения следующих задач:
3.1.1. Повышение инвестиционной привлекательности сельского поселения Предполагается организовать системную работу по привлечению инвесторов на территорию сельского поселения, в том числе:
- проведение переговоров с инвесторами, заявившими желание о развитии бизнес-проектов на территории поселения с целью их продвижения;
- проведение работы по формированию на территории поселения земельных участков, возможных для выкупа или передачи в аренду;
- размещение информации для инвесторов на официальном сайте администрации сельского поселения Нижний Курп и на сайте местной администрации Терского муниципального района;
- индивидуальная работа с инвесторами, оказание содействия в реализации проектов (подбор помещений, земельных участков, содействие в оформлении документов и т.д.).
3.1.2. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств Для решения поставленной задачи основная работа будет проводиться Администрацией сельского поселения Нижний Курп по организации передачи в аренду земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения фермерским хозяйствам, крупным ЛПХ.
В этой связи планируется проведение следующих мероприятий:
- выявление и составление реестра брошенных и необрабатываемых земель;
- проведение информационной кампании среди сельского населения с целью отбора лиц, желающих расширить землепользование;
- проведение работы с потенциальными землепользователями (в том числе вне сельского поселения) с целью передачи им в аренду земельных участков;
- привлечение крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств к участию в реализации мероприятий республиканских целевых программ поддержки сельхозтоваропроизводителей;
- развитие животноводства, в т.ч. овцеводства, птицеводства.
3.1.3. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
С целью создания условий для развития малого и среднего предпринимательства планируется:
- формирование перечня инвестиционных предложений для малого и среднего бизнеса с учетом потребностей муниципального образования, позволяющего задействовать потенциал поселения;
- рациональное размещение объектов малого и среднего бизнеса на территории поселения;
- ориентация субъектов малого предпринимательства в новые социально значимые для муниципального образования виды деятельности (общественное питание, услуги, производство, заготовительную деятельность);
- информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о мерах оказываемой поддержки, привлечение их к участию в реализации мероприятий, действующих республиканских и муниципальных программ;
- оказание поддержки субъектам малого и среднего бизнеса на начальном этапе деятельности в части предоставления в аренду неиспользуемых помещений и земельных участков на льготных условиях.
Реализация запланированных мероприятий и решение поставленной задачи позволит привлечь субъектов малого бизнеса в производственную и социально-значимые сферы (здравоохранение, образование, физическую культуру и бытовое обслуживание), обеспечить к 2034 году рост количества субъектов малого предпринимательства.
3.1.4. Улучшение качества муниципального управления, повышение его эффективности
Улучшение качества муниципального управления планируется осуществлять за счет повышения эффективности управления муниципальной собственностью, улучшения качества планирования и оптимизации бюджетных расходов.
В целях решения поставленной задачи будут проводиться следующие мероприятия:
- формирование сведений о невостребованных земельных долях (регистрация права собственности на них);
- работа по расширению налогооблагаемой базы местных налогов (НДФЛ, земельный налог, налог на имущество физических лиц);
- привлечение инвестиций в экономику поселения в результате эффективного использования муниципального имущества (предоставление имущества и земель в аренду).
В целях совершенствования бюджетного процесса, повышения эффективности бюджетных расходов и прозрачности деятельности органов исполнительной власти предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов местного самоуправления.
Реализация мероприятий позволит увеличить к 2034 году долю собственных доходов бюджета, долю расходов бюджета, формируемого в рамках программ.
3.2. Цель 2. Создание условий для повышения качества жизни населения
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
3.2.1. Создание условий для роста доходов населения
Повышение уровня доходов является одним из основных критериев качества жизни населения, поэтому основные усилия будут направлены на обеспечение занятости населения и снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Решение задачи будет обеспечиваться посредством реализации следующих мероприятий:
- содействие созданию квалифицированных, высокооплачиваемых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего бизнеса;
- повышение товарности ЛПХ за счет содействия развитию заготовительной деятельности и перерабатывающих производств;
- повышение социальной ответственности бизнеса, в т.ч. работа по легализации заработной платы, привлечение бизнеса к благотворительным акциям.
Реализация указанных мероприятий позволит к 2034 году увеличить среднемесячные денежные доходы населения и среднемесячную заработную плату, сократить долю населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума.
3.2.2. Обеспечение улучшения здоровья населения, проведение эффективной демографической и миграционной политики
Основными направлениями в сфере здравоохранения и демографической политики в долгосрочном периоде станет снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни населения, уменьшение темпов естественной убыли, стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему росту.
В целях улучшения здоровья и стабилизации численности населения планируется:
- укрепление материально-технической базы ФАП, в т.ч. за счет привлечения внебюджетных источников (установка нового оборудования);
- проведение регулярной диспансеризации населения;
- привлечение субъектов малого предпринимательства к организации на территории поселения платных медицинских услуг (массаж, физиотерапия);
- проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни, особенно в среде подрастающего поколения, борьба с алкоголизмом, наркотиками, табакокурением;
Результатом реализации мероприятий в сфере улучшения здоровья и демографической политики станет снижение к 2034 году естественной убыли населения за счёт снижения смертности и увеличения рождаемости.
3.2.3. Обеспечение населения услугами образования, культуры, физической культуры, спорта, бытовыми услугами
Для решения поставленной задачи будет осуществляться реализация следующих мероприятий:
- укрепление материально-технической базы Нижне-Курпской СОШ за счет различных источников, в том числе внебюджетных:
- укрепление материально-технической базы Нижне-Курпского сельского Дома культуры с привлечением внебюджетных средств:
- пропаганда кружковой деятельности, художественной самодеятельности для создания творческих коллективов, в первую очередь среди молодежи и лиц пенсионного возраста;
- привлечение субъектов малого бизнеса к организации волейбольной и футбольной секций.
В сфере потребительского рынка:
- содействие организации стационарного места парикмахера.
Реализация данных мероприятий позволит повысить качество предоставляемых услуг в сфере образования, увеличить долю населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, систематически занимающегося физкультурой и спортом.
3.2.4. Обеспечение населения жильем, развитие инженерной, жилищно-коммунальной инфраструктуры, благоустройство территории
В целях обеспечения населения доступным и комфортным жильем планируется реализация следующих мероприятий:
- привлечение населения к участию в реализации жилищных программ;
- выделение земельных участков под жилищное строительство.
В сфере развития инженерной, коммунальной инфраструктуры, благоустройства территории планируется:
- ремонт водопроводных сетей;
- обеспечить 100% освещение улиц населенных пунктов в темное время суток;
- содействие внедрению энергосберегающих технологий уличного освещения;
- капитальный ремонт улично-дорожной сети;
- проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок ТБО;
- привлечение средств юридических и физических лиц на благоустройство поселения.
Реализация мероприятий в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства позволит к 2034 году улучшить условия проживания населения, обеспечить долю населения, потребляющего качественную питьевую воду на уровне 80%.
4. Основные направления улучшения качества жизни населения
Для улучшения качества жизни населения сельского поселения Нижний Курп в рамках Стратегии важно сконцентрироваться на решении следующих стратегических задач:
- создание новых высокопроизводительных рабочих мест и рост доходов населения поселения;
- улучшение демографической ситуации;
- укрепление института семьи;
- развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры, спорта и молодежной политики);
- создание благоустроенной среды проживания (жилье, коммунальные услуги, связь, экология);
- обеспечение непосредственного участия жителей поселения в разработке и реализации мер по улучшению качества жизни в поселении.
5. Основные направления повышения эффективности системы муниципального управления
Для повышения эффективности системы муниципального управления сельского поселения Нижний Курп в соответствии с требованиями Стратегии необходимо сконцентрироваться на решении следующих стратегических задач:
- снижение административных барьеров и повышение качества предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронном виде;
- увеличение доходной базы и обеспечение сбалансированности бюджета поселения;
- повышение ответственности муниципальных служащих администрации сельского поселения Нижний Курп за результаты деятельности;
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности совета местного самоуправления сельского поселения Нижний Курп социально значимой информации, установление и развитие качественной и оперативной обратной связи с населением.
Повышение эффективности системы муниципального управления сельского поселения Нижний Курп обусловлено необходимостью ее синхронизации с происходящими на территории сельского поселения социально-экономическими изменениями.
В этой связи предполагается реализация следующих стратегических направлений:
1. Развитие системы стратегического планирования социально-экономического развития сельского поселения Нижний Курп, в которую включены документы муниципального прогнозирования сельского поселения. К документам муниципального прогнозирования сельского поселения Нижний Курп относятся прогнозы социально-экономического развития сельского поселения Нижний Курп на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
2. Корректировка и реализация действующих нормативных правовых актов сельского поселения в соответствии с целями и задачами, определенными Стратегией социально-экономического развития поселения, нормативно-правовое закрепление финансово-экономических отношений применительно к реализации стратегии (в рамках бюджетного процесса и инвестиционной деятельности).
6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
В сфере развития экономики реализация стратегии позволит реализовать поддержку ЛПХ на территории поселения.
В сфере социального развития стратегия позволит:
1. Создать условия для роста доходов населения.
2. Повысить комфортность проживания населения.
3. Обеспечить экологическую безопасность населения.
4. Обеспечить безопасность дорожного движения.
В сфере муниципального управления стратегия позволит:
1. Реализовать принципы открытости, прозрачности и результативности деятельности совета местного самоуправления.
2. Вовлечь в управление территорией поселения более активные слои населения.
3. Повысить эффективность управления муниципальными финансами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации сельского поселения Нижний Курп Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 3 сентября 2018 г. N 25 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития сельского поселения Нижний Курп Терского муниципального района КБР до 2034 года"
Текст постановления опубликован на странице сельского поселения Нижний Курп официального сайта Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (http://te.adm-kbr.ru/)