Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики требованиям антимонопольного законодательства (далее - Положение).
2. Определить отдел оценки регулирующего воздействия уполномоченным подразделением, ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики требованиям антимонопольного законодательства.
3. Определить Общественный совет при Министерстве экономического развития Кабардино-Балкарской Республики коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности организации и функционирования системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики требованиям антимонопольного законодательства.
4. Руководителям структурных подразделений Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики организовать работу в возглавляемых ими подразделениях в соответствии с Положением.
5. Отделу оценки регулирующего воздействия обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня утверждения настоящего приказа.
6. Отделу государственной службы, кадров и делопроизводства (Андрейченко Л.П.) ознакомить государственных гражданских служащих и работников Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики с настоящим приказом.
7. Признать утратившим силу приказ Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики от 19 февраля 2019 г. N 22 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)".
8. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр экономического развития КБР |
Б. Рахаев |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики
от 12 апреля 2019 г. N 51
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики требованиям антимонопольного законодательства
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики требованиям антимонопольного законодательства (далее соответственно - Министерство, антимонопольный комплаенс).
1.2. Понятия, используемые для целей настоящего Положения:
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Министерстве;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - подразделение Министерства, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в Министерстве антимонопольного комплаенса.
Понятия "антимонопольное законодательство", "антимонопольный комплаенс", "антимонопольный орган", "коллегиальный орган", "риски нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-риски)" используются в настоящем Положении в том же значении, что установлено распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
а) заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования в Министерстве осуществляется министром экономического развития Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министр), который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение служащими Министерства правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков Министерства по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению;
е) утверждает план мероприятий по снижению комплаенс-рисков Министерства по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
ж) утверждает ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве.
2.2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией, функционированием и контролем за исполнением антимонопольного комплаенса, возлагаются на отдел оценки регулирующего воздействия (далее - Отдел).
2.3. К компетенции Отдела относятся следующие функции:
а) подготовка и представление Министру акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) консультирование служащих Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
е) взаимодействие с коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, (далее - коллегиальный орган);
ж) информирование Министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства либо противоречат антимонопольному законодательству;
з) подготовка и внесение на утверждение Министра карты комплаенс-рисков Министерства;
и) подготовка и внесение на утверждение Министра плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков в деятельности Министерства;
к) определение и внесение на утверждение Министра ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
л) оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
м) подготовка для рассмотрения и утверждения коллегиальным органом доклада об антимонопольном комплаенсе;
н) подготовка аналитической справки по результатам проведенного анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в сфере деятельности Министерства по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению;
о) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
п) организация совместно с отделом регулирования контрактной системы и развития конкуренции Министерства систематического обучения работников Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
2.4. Функции коллегиального органа возлагаются на Общественный совет при Министерстве (далее - Общественный совет).
2.5. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-риски) в деятельности Министерства осуществляется Отделом совместно со структурными подразделениями Министерства.
В целях выявления комплаенс-рисков в деятельности Министерства структурными подразделениями Министерства в части своей компетенции на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в сфере деятельности соответствующего структурного подразделения Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Министерства;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, разработанных Министерством;
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства.
Результаты реализации указанных мероприятий направляются в Отдел для обобщения и контроля в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
3.2. При проведении (не реже одного раза в год) в части своей компетенции анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) структурными подразделениями Министерства реализуют следующие мероприятия:
а) осуществление сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
3.3. При проведении (не реже одного раза в год) в части своей компетенции анализа нормативных правовых актов структурными подразделениями Министерства реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов указанных актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) направление в Отдел информации с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства для подготовки сводного доклада по указанному вопросу и его представления руководству Министерства.
3.4. При проведении в части своей компетенции анализа проектов нормативных правовых актов структурными подразделениями Министерства реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве Отделом совместно со структурными подразделениями Министерства реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
3.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства Отделом совместно со структурными подразделениями Министерства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.7. Распределение выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства по уровням осуществляется в соответствии с приложением к методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р.
3.8. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Отделом совместно со структурными подразделениями Министерства составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
3.9. Выявленные риски нарушения антимонопольного законодательства отражаются в карте комплаенс-рисков Министерства в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
3.10. Карта комплаенс-рисков утверждается Министром на отчетный год и размещается на официальном сайте в срок не позднее 1 марта отчетного года.
3.11. В случае если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков Отделом обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении гражданскими служащими Министерства контрольно-надзорных функций, указанные материалы подлежат передаче в отдел государственной службы, кадров и делопроизводства Министерства. Обеспечение мер по минимизации коррупционных рисков в таких случаях осуществляется в порядке, установленным внутренними документами Министерства.
3.12. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства Отделом совместно со структурными подразделениями Министерства ежегодно разрабатывается план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве (далее - план мероприятий).
План мероприятий подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков Министерства.
4.2. План мероприятий Министерства должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков Министерства): описание мероприятий, направленных на минимизацию и устранение комплаенс-рисков, ответственное лицо (с указанием должности и структурного подразделения), срок исполнения мероприятия и ожидаемый результат.
При необходимости в плане мероприятий могут быть указаны дополнительные сведения: необходимые ресурсы, календарный план (для многоэтапного мероприятия), показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы, требования к обмену информацией и мониторингу, прочие сведения.
4.3. План мероприятий утверждается Министром на отчетный год и размещается на официальном сайте в срок не позднее 1 марта года отчетного года, на который планируются мероприятия.
4.4. Отдел совместно со структурными подразделениями Министерства осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.5. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса (далее - ключевые показатели) как для Отдела, так и для Министерства в целом.
5.2. Расчет ключевых показателей производится в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом ФАС России от 5 февраля 2019 г. N 133/19 и утверждаются Министром на отчетный год и размещаются на официальном сайте в срок не позднее 1 марта отчетного года.
5.3. Отдел (не реже одного раза в год) проводит оценку достижения ключевых показателей.
5.4. Информация о достижении ключевых показателей включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе подготавливается Отделом и представляется на рассмотрение и утверждение в Общественный совет в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
6.2. В доклад об антимонопольном комплаенсе включается следующая информация:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.3. Утвержденный Общественным советом доклад об антимонопольном комплаенсе размещается Отделом на официальном сайте и направляется в антимонопольный орган в течении 3 рабочих дней со дня утверждения.
7. Ознакомление служащих Министерства с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
7.1. При поступлении на государственную службу в Министерство отдел государственной службы, кадров и делопроизводства Министерства обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением.
7.2. Отдел совместно с отделом регулирования контрактной системы и развития конкуренции Министерства организуют систематическое обучение работников Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
вводный (первичный) инструктаж;
целевой (внеплановый) инструктаж;
иные обучающие мероприятия.
7.3. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при приеме работников на работу.
Вводный (первичный) инструктаж осуществляется в рамках ежеквартальных ознакомительных семинаров для вновь принятых сотрудников.
7.4. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, правового акта об антимонопольном комплаенсе, а также в случае реализации комплаенс-рисков в деятельности Министерства.
Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до заинтересованных структурных подразделений Министерства информационных сообщений, проведения совещаний.
8. Ответственность
8.1. Отдел несет ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве в соответствии с действующим законодательством.
8.2. Служащие Министерства несут дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение внутренних документов Министерства, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Приложение N 1
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия деятельности
Министерства экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики
требованиям антимонопольного
законодательства
Карта комплаенс-рисков
Уровень риска |
Описание риска |
Описание причин и условий возникновения рисков (осуществление функций и полномочий, при реализации которых возможен комплаенс-риск соответствующего уровня) |
Наименование структурных подразделений, при реализации функций и полномочий которых возможно возникновение комплаенс-рисков |
Возможные риски <*> нарушения антимонопольного законодательства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокий уровень |
вероятность выдачи Минэкономразвития КБР предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
|
|
|
Существенный уровень |
вероятность выдачи Минэкономразвития КБР предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
|
|
|
Незначительный уровень |
вероятность выдачи Минэкономразвития КБР предупреждения |
|
|
|
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Минэкономразвития КБР по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
|
|
|
_________________________
<*> Перечень возможных рисков не является исчерпывающим.
Приложение N 2
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия деятельности
Министерства экономического развития
Кабардино-Балкарского Республики
требованиям антимонопольного
законодательства
План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
Описание комплаенс-рисков |
Мероприятия, направленные на минимизацию и устранение комплаенс-рисков |
Ответственный исполнитель (должностное лицо, структурное подразделение) |
Срок исполнения мероприятия |
Ожидаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 3
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия деятельности
Министерства экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики
требованиям антимонопольного
законодательства
Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства при реализации установленных функций и полномочий Министерством экономического развития Кабардино-Балкарской Республики (Минэкономразвития КБР)
Основные функции и полномочия Минэкономразвития КБР в установленной сфере деятельности |
Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, устанавливающих, регламентирующих реализацию функций, полномочий Минэкономразвития КБР |
Сведения о жалобах, об актах прокурорского реагирования, актах контрольно-надзорных органов о нарушении Минэкономразвития КБР норм антимонопольного законодательства |
Результаты рассмотрения документов, указанных в графе 3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики от 12 апреля 2019 г. N 51 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)"
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики (www.economykbr.ru)