Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания
от 14 марта 2016 г. N А86-03/16
Войсковая часть 3785
ООО "ЛОМАН ИЙРЕ"
Оператор электронной площадки
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ЛОМАН ИЙРЕ" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - В/Ч 3785 при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления казармы (электронный аукцион N 0310100013816000005) (далее - Аукцион), установила:
4 марта 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия государственного заказчика - В/Ч 3785 при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В жалобе Заявитель указал, что по его мнению из Аукционной документации не ясно, какие именно документы необходимо представить участникам Аукциона во второй части заявки на участие в Аукционе в соответствии с установленным Заказчиком требованием о соответствии участников закупки статье 14 Закона о контрактной системе.
Так же, по мнению Заявителя Аукционная документация не содержит запрета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
В нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещены разъяснения положений Аукционной документации без указания предметов запросов.
В объяснении по существу жалобы В/Ч 3785 указала, что согласно пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, что полностью соответствует требованиям Аукционной документации. Исходя из части 2 статьи 59 Таможенного кодекса Таможенного союза, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара, однако Закон о контрактной системе не содержит требований к заказчику по уточнению необходимых документов в подтверждение вышеуказанным требованиям в составе Аукционной документации.
Аукционной документацией предусмотрен запрет на проведение работ и поставку необходимых материалов на территории Российской Федерации организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а так же организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено". Указанный запрет установлен и в Извещении о проведении Аукциона.
Так же В/Ч 3785 указала, что в Единой информационной системе в сфере закупок размещены разъяснения положений Аукционной документации с указанием предметов запросов разъяснений.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 11 февраля 2016 года в Единой информационной системе в сфере закупок В/Ч 3785 было размещено извещение N 0310100013816000005 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления казармы с начальной (максимальной) ценой контракта 2 004 530 рублей 00 копеек (далее - Извещение), и документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 19.02.2016 года командиром В/Ч 3785 (далее - Аукционная документация).
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе следует, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
С 15.02.2016 года по 03.03.2016 года Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещены разъяснения положений Аукционной документации с указанием предметов запросов о даче разъяснений положений Аукционной документации в соответствии с требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения электронных аукционов, дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено, который включает в себя, помимо прочего, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из пункта 31 Информационной карты Аукционной документации следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1457 установлен запрет допуска услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.
Так же, указанный запрет установлен Заказчиком и в Извещении о проведении Аукциона.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В пунктах 1-5 раздела 3 Технического задания Аукционной документации Заказчиком установлено, что при выполнении работ необходимо использовать трубы из полипропилена различного диаметра, предел текучести при растяжении которых должен быть не менее 30 Мпа и не более 30 Мпа.
В пункте 6 раздела 3 Технического задания Аукционной документации Заказчиком установлено, что при выполнении работ необходимо использовать радиаторы биметаллические с разрушающим давлением не менее 10 Мпа.
Так же, пунктом 9 Технического задания Аукционной документации установлено, что при выполнении работ необходимо использовать клапан радиаторный ручной настройки для системы отопления давлением 1,0 Мпа.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Из части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.06.2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии (далее - система СИ).
Согласно системе СИ, паскалями (Па), помимо прочего, измеряется так же давление и сопротивление разрыву и обозначается - "Па".
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в пунктах 1-5, 6 и 9 раздела 3 Технического задания Аукционной документации при описании показателей давления Заказчик использует "Мпа".
То есть, при описании показателей давления в Техническом задании Аукционной документации Заказчик использует не стандартные показатели и обозначения, тем самым нарушая требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившееся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 6 статьи 66 закона о контактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 закона о контактной системе документов и информации, не допускается.
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 66 закона о контактной системе, подпунктом "б" пункта 3 части 1 раздела 1.4 Аукционной документации, Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара.
То есть, Заказчиком в Аукционной документации установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, не предусмотренное Законом о контрактной системе.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившееся в установлении требования о представлении участникам Аукциона в составе заявки на участие в Аукционе информации, не предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Однако, в нарушение части 3 статьи 64 и пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит требования к участникам Закупки о том, что участник Закупки не должен являться офшорной компанией.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям части 3 статьи 64 и пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено, который включает в себя, помимо прочего, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, помимо прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 6 части 1.4 Аукционной документации Заказчиком установлено требование о представлении участниками Аукциона во второй части заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих соответствие участника Аукциона и (или) предлагаемых им товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копий этих документов.
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Заказчик в Аукционной документации не установил перечень документов подтверждающих соответствие участника Аукциона и (или) предлагаемых им товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копий этих документов.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. В соответствии с частью 1 статьи 64 и пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Однако, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, подпунктом 2 пункта 1.1 части 1.15 Аукционной документации установлено такое требование к участникам Аукциона как правомочность, которое не предусмотрено частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
8. Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях предусмотренных документацией о закупке.
Так же, из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что аукционная документация, помимо прочего, должна содержать условия контракта.
Согласно части 1 статьи 64, части 5 статьи 63 и статьи 42 Закона о контрактной системе, аукционная документация должна содержать, помимо прочего, срок выполнения работ.
Из пункта 9 Технического задания Аукционной документации следует, что гарантийный период на весь объем проведенных работ, установленного оборудования и материалов должен составлять не менее 60 месяцев после выполнения работ. В течении гарантийного срока подрядчик должен своими силами и за свой счет проводить консервацию и запуск систем отопления установленных подрядчиком.
При этом, пунктом 3.1 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Аукционной документации, установлено, что работы должны быть выполнены в течение 72 календарных дней (без учёта времени на устранение возможных замечаний) с 20 апреля 2016 года до 30 июня 2016 года.
То есть условия проекта контракта не соответствуют условиям Аукционной документации в части срока выполнения работ по контракту.
При таких обстоятельствах, срок выполнения работ не считается установленным, то есть Аукционная документация не соответствует требованиям части 1 статьи 64, части 5 статьи 63 и статьи 42 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица В/Ч 3785, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 1 статьи 64, части 5 статьи 63 и статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России, решила:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "ЛОМАН ИЙРЕ" на действия государственного заказчика - В/Ч 3785 при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления казармы (электронный аукцион N 0310100013816000005).
2. Признать в действиях государственного заказчика - В/Ч 3785 при проведении электронного аукциона N 0310100013816000005 на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления казармы нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 3 статьи 64, пункта 10 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 63 и статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее Северо-Осетинским УФАС России по делу N А85-03/16 от 14.03.2016 года В/Ч 3785 было выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0310100013816000005, по итогам рассмотрения жалобы ООО "ЛОМАН ИЙРЕ", В/Ч 3785 предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. По ранее рассмотренному делу N А85-03/16 от 14.03.2016 года материалы переданы в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц В/Ч 3785 к административной ответственности по итогам проведения электронного аукциона N 0310100013816000005.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 марта 2016 г. N А86-03/16 О рассмотрении жалобы
Текст решения официально опубликован не был