Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 09.10.2017 N 488
Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Прогноз) разработан на основе анализа социально-экономического развития Республики Бурятия за предшествующий период с учетом материалов Министерства экономического развития Российской Федерации для разработки прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в составе:
- основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
- исходных условий для формирования вариантов развития экономики на период до 2020 года;
- изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора до 2020 года;
- прогноза показателей инфляции и системы цен до 2020 года включительно, дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности;
- методических рекомендаций к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Прогноз разработан по трем вариантам:
Первый вариант (базовый) основывается на сохранении в прогнозном периоде существующих тенденций, внешних и внутренних условий развития экономики, сохранение невысокого инвестиционного и потребительского спроса, невысоких темпов промышленного производства.
Второй вариант (консервативный) основан на предпосылке о более существенном замедлении роста российской экономики и предполагает более низкие темпы экономического роста республики.
Третий вариант (целевой) предполагает более благоприятное сочетание внешних и внутренних факторов и более высокий рост в экономике, относительную стабильность инвестиционного и потребительского спроса.
Первый (базовый) вариант прогноза социально-экономического развития является основой при разработке проекта закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Производство валового регионального продукта
По оценке в 2016 году ВРП составит 207,5 млрд. рублей, в 2017 году - 212,6 млрд. рублей.
С учетом прогнозируемой динамики в основных отраслях экономики среднегодовые темпы роста ВРП в период 2018 - 2020 годов составят 101,2% по первому варианту, 100,6% - по второму и 102,2% согласно третьему варианту.
В среднесрочной перспективе определяющее влияние на экономику республики будут оказывать промышленное производство (доля в ВРП - в 2017 году - 22,6%, в 2020 году - 23,9%), транспорт и связь (соответственно 14,9; 14,7%), торговля (соответственно 14,6; 14,4%), сельское хозяйство (6,6%). Данными отраслями будет произведено 58,7% и 59,6% ВРП соответственно.
К 2020 году объем ВРП достигнет 244,6 млрд. рублей по первому варианту и увеличится на 3,7% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. По второму и третьему вариантам объем ВРП прогнозируется в размере 239,8 и 249,3 млрд. рублей соответственно, что составит 1,7% и 6,7% к уровню 2017 года (в сопоставимых ценах).
Отраслевая структура ВРП в прогнозный период существенно не изменится. Доля реального сектора экономики будет постепенно расти: с 33,1% в 2017 году до 34,4% в 2020 году.
Доля бюджетных отраслей экономики (госуправление, образование, здравоохранение) остается на довольном высоком уровне: в 2017 году - 25,1%; в 2020 году - 24,2%. Доля основных отраслей, производящих рыночные услуги (транспорт, связь, торговля) также достаточно высока: в 2017 году - 29,5%, в 2020 году - 29,1%.
Промышленное производство, малый и средний бизнес
Индекс промышленного производства в 2017 году, по предварительной оценке, составит 90,5% к уровню 2016 года.
Рост производства по сравнению с 2016 годом ожидается в добыче полезных ископаемых (103,9%), обработке древесины (102,6%), производстве резины (102,4%), а также в производстве бумаги (101,7%) и химическом производстве (101,7%), производстве готовых металлических изделий (113,8%), прочей неметаллической минеральной продукции (101,5%).
По остальным отраслям промышленности темпы роста производства оцениваются в пределах 73,5 - 100,0%.
В прогнозном периоде ожидается восстановление положительной динамики промышленного производства, среднегодовые темпы прироста промышленного производства, согласно первому варианту, составят 2,7%, по второму варианту - 1,9%, по третьему варианту - 4,2%.
В структуре промышленного производства чуть больше половины приходится на долю обрабатывающих производств (52,5% в 2017 году), к 2020 году их доля сократится на один процент.
Наибольшее влияние на динамику обрабатывающей промышленности в 2018 - 2020 годах традиционно окажут производство прочих транспортных средств и оборудования (удельный вес к 2020 году в общем объеме - 57,6%), производство пищевых продуктов (18,0%), производство бумаги и бумажных изделий (6,1%), обработка древесины и производство изделий из дерева (3,2%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (1,9%).
Добыча полезных ископаемых в регионе представлена добычей каменного и бурого угля, а также урана и золота, по оценке в 2017 году объем промышленного производства в целом отрасли составит 103,9% к уровню 2016 года.
Добыча угля в 2017 году ожидается в объеме 3926 тыс. тонн, в том числе бурого - 2918 тыс. тонн, каменного - 1008 тыс. тонн (Никольское месторождение).
В 2018 - 2020 годах запланирована добыча бурого угля в объеме 2735 - 2835 тыс. тонн (2957,2 тыс. тонн в 2016 году), что связано со снижением потребности Гусиноозерской ГРЭС в угле. Добыча каменного угля на Никольском месторождении оценивается от 1300 до 3000 тыс. тонн (АО "Разрез Тугнуйский").
Среднегодовые темпы роста добычи полезных ископаемых в период 2018 - 2020 годов составят 107,8% по первому варианту, 107,4% по второму варианту, 109,0% по третьему варианту. В 2018 году замедление темпов роста добычи полезных ископаемых до 0,9% обусловлено неравномерным распределением объемов добычи по годам на Никольском месторождении в связи с необходимостью проведения вскрышных работ (подготовка к добыче).
В 2017 году значительно снизились объемы добычи на руднике Холбинский (темп роста - 74,4%), который разрабатывает ПАО "Бурятзолото". На Зун-Холбинском месторождении практически выработаны запасы штольневых и шахтных горизонтов. В 2016 году фактическое содержание золота составило 3,62 гр./тонну, при этом в 2015 году оно составляло 4,57 гр./тонну.
В связи с этим, организацией проводятся работы по проходке наклонного транспортного съезда для вскрытия запасов глубоких горизонтов. С 2019 года организация планирует приступить к их отработке.
В то же время в прогнозе производства металлических руд учтены показатели роста добычи урана по предприятию АО "Хиагда", индекс производства по которому оценивается в 2017 году в 122,7%. К 2019 - 2020 годам запланированы объемы добычи до 1000 тонн урана в год.
В обрабатывающей промышленности объем производства в 2017 году снизится на 18,0% к уровню 2016 года.
В 2018 - 2020 гг. среднегодовые темпы роста объемов производства в обрабатывающей промышленности прогнозируются на уровне 101,3% согласно первому варианту, 100,6% - согласно второму, 103,3% - согласно третьему варианту.
В 2017 году индекс производства пищевых продуктов составит 101,0%, в 2018 - 2020 годах - 100,5 - 101,0% по первому варианту, 100,0% - по второму варианту, 103,9-104,6% - по третьему варианту. Объем отгруженной продукции в 2020 году составит 11,4 млрд. рублей согласно первому варианту, с ростом на 102,3% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. По третьему варианту прогноза объем отгрузки достигнет 12,6 млрд. рублей, что на 13% выше уровня 2017 года (в сопоставимых ценах).
Динамика развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2020 года будет формироваться под воздействием различных факторов, к которым относятся спрос на отдельные виды продовольствия со стороны различных социальных групп и рост доходов населения. С одной стороны, положительное влияние окажут меры, которые были предприняты в последние годы, по техническому перевооружению крупных и средних предприятий промышленности, с другой возрастает вероятность рисков для устойчивого и динамичного развития промышленности в условиях последствия кризиса и практически отсутствия государственной поддержки.
В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:
- внедрение новых технологий в пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе нового поколения с заданными качественными характеристиками, лечебно - профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов позволит значительно расширить ассортимент продуктов;
- повышение глубины переработки, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, позволит увеличить выход готовой продукции с единицы перерабатываемого сырья;
- развитие перерабатывающих отраслей (мясной, молочной, мукомольной, крупяной) будет зависеть от сырьевого обеспечения и развития растениеводства и животноводства в Республике Бурятия;
- увеличение производства продуктов питания с длительными сроками хранения, в том числе для поставки в другие регионы.
В ближайшие годы предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности планируется:
- обновление производственных фондов по глубокой переработке мяса и птицы;
- открытие перерабатывающих предприятий в отдаленных районах республики, максимально приближенных к местам производства сельскохозяйственного сырья;
- организация переработки продовольственного зерна, приобретение мельничной установки для производства хлебопекарной муки;
- приобретение спецавтотранспорта для расширения закупа сырья для перерабатывающих предприятий, доставки готовой продукции, обеспечения безопасности и качества сырья и готовой продукции и другие.
В производствах текстильных изделий, одежды и изделий из кожи в 2017 году ожидается сохранение объемов производства на уровне прошлого года. Перспективы развития связаны с созданием текстильного комбината ООО "Ажур Текс" по производству крашеной полушерстяной пряжи. Предприятие ООО "Эльф" перешло на производство продукции только по заказу. Среднегодовые темпы роста в прогнозный период составят 101,5% по первому варианту, 100,2% - по второму, 103,0% - по третьему.
Перспективы развития деревообрабатывающей промышленности связаны с реализацией инвестиционных проектов, направленных на развитие действующих производств и создание новых современных производств по глубокой переработке древесины.
ЗАО "Байкальская лесная компания" наращивает перечень номенклатуры продукции, осуществляет модернизацию Ильинского деревообрабатывающего комбината. В 2017 году темп роста промышленного производства в отрасли составит 102,6%, в прогнозный период 2018 - 2020 годов среднегодовые темпы роста составят 102,0%, 100,8%, 103,1% в зависимости от варианта прогноза.
Ключевую роль в формировании прогноза по производству бумаги и бумажных изделий до 2020 года определяет производственная деятельность ОАО "Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат". Предприятие планомерно ведет работу по модернизации целлюлозно-картонного производства. С конца прошлого года комбинат приступил реализации проекта "Модернизация картоноделательной машины и энергохозяйства".
Индекс производства в 2017 году ожидается на уровне 101,7%. В 2018 - 2020 годах индекс производства составит 101,1 - 101,7%, около 100,1% и 102,6 - 102,8% в зависимости от варианта прогноза.
В полиграфическом производстве в 2017 году объем производства снизится на 4,0% и в прогнозном периоде индекс производства будет находится в области отрицательных значений. Снижение показателей полиграфической деятельности стало следствием последовательного повышения цен на печатные сорта бумаги, падения покупательской способности населения, а также роста и расширения различных альтернативных информационных источников.
В химическом производстве в 2017 году индекс производства оценивается на уровне 101,7%, в 2018 - 2020 годах - 101,3 - 101,7% по первому варианту, 100,3 - 100,9% по второму и 102,7 - 103,5% по третьему. Данная динамика связана с тем, что продукция лесохимического производства является побочным продуктом целлюлозно-бумажного производства, и в связи с улучшением производственной динамики на ОАО "Селенгинский ЦКК" ожидается стабилизация динамики производства лесохимии.
В производстве резиновых и пластмассовых изделий в 2018 - 2020 годах сохранится положительная динамика в связи с развитием Центра компетенции по производству резиновых авиационных шлангов для авиационных предприятий на базе ООО "Предприятие "Аэротех". Среднегодовые темпы роста будут находиться в пределах 102,5% и 103,8% согласно первому и третьему варианту прогноза, 101,2% согласно второму.
В производстве прочих неметаллических минеральных продуктов объем отгруженной продукции в 2017 году вырастет на 1,5% по сравнению с уровнем 2016 года, и составит 2,2 млрд. рублей.
К 2020 году рост производства неметаллических минеральных продуктов составит 116,1% по первому, 114,9% по второму и 117,1% по третьему варианту по отношению к уровню 2017 года, объем отгруженной продукции составит 2,97 млрд. рублей, 2,9 млрд. рублей и 3,0 млрд. рублей соответственно.
В прогнозном периоде планируется продолжение работы по созданию кластера индустриального домостроения на территории Республики Бурятия, создание условий для организации производств по выпуску стеновых материалов из ячеистого бетона и гипсокартона (ООО "Тимлюйский завод") и других строительных материалов, а также проведение модернизации действующих предприятий по производству сборного железобетона и керамического кирпича.
Третий вариант предусматривает завершение реализации инвестиционного проекта "Организация производства автоклавных газобетонных блоков" мощностью 125 тыс. куб. метров на базе ООО "Тимлюйский завод".
Динамику производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования определяет производственная деятельность ЗАО "Улан-Удэстальмост", испытывающее на протяжении последних лет трудности с загрузкой производства. Ожидается, что в 2017 году завод обеспечит рост производства на 13,8%. В прогнозном периоде в производстве готовых металлических изделий ожидается среднегодовой рост 102,2% и 104,1% по первому и третьему варианту прогноза, 100,7% - по второму варианту.
Данная динамика будет обеспечена в случае постепенной стабилизации работы предприятия, проработки вопросов участия предприятия в строительстве инфраструктурных объектов БАМа, Транссиба, железнодорожных и автодорожных мостов, строительства промышленно-гражданских конструкций и пролонгации сроков действующих кредитных договоров, а также реструктуризации задолженности предприятия.
Прогноз по производству компьютеров, электронных и оптических изделий разработан на основе показателей деятельности ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение". Предприятие продолжает вести работу с АО "Концерн Радиоэлектронные технологии" по расширению номенклатуры выпускаемой продукции, освоению новых изделий. По первому варианту среднегодовые темпы роста в прогнозный период составят 101,0%, по второму варианту сохранятся на уровне 100,2%. Третий вариант прогноза предусматривает решение предприятием вопроса освоения новых изделий, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, среднегодовой темп роста в прогнозном периоде составит 102,1%.
Индекс производства прочих транспортных средств и оборудования в 2017 году оценивается на уровне 73,5%, в 2018 - 2020 годах - 101,1% по первому варианту, 100,0 - 101,0% - по второму, 101,9 - 103,7% по третьему варианту прогноза.
Показатели отрасли будут в основном формироваться производственной деятельностью АО "Улан-Удэнский авиационный завод". Первый вариант предполагает проведение сертификации модернизированного вертолета Ми171А2, и начало его выпуска, во втором варианте развития предполагается, что завод сможет сохранить производство на уровне текущего года, в третьем варианте кроме выпуска модернизированного вертолета завод будет осваивать производство легкого вертолета Ка-226ТМ.
На Улан-Удэнском ЛВРЗ - филиале АО "Желдорреммаш" продолжается реализация Программы технического перевооружения, уже модернизированы четыре поточные линии в рамках проекта "Lokomotion 2015". Заводом освоено производство импортозамещающих изделий и запасных частей для ремонта тягового подвижного состава. Выпускаемая продукция используется для собственных нужд предприятия, отгружается по межзаводской кооперации, а также филиалам ТМХ-Сервис.
Выработка электрической энергии прогнозируется в объеме от 5,67 млрд. кВт. ч. в 2017 году до 5,7 млрд.кВт.ч. и 5,92 млрд. кВт. ч. к 2020 году согласно первому и третьему варианту, индекс производства составит 101,1% и 102,0% соответственно. По второму варианту индекс производства стабилизируется на уровне 100,0% в прогнозном периоде.
В 2017 году будет продолжена реализация мероприятий по реконструкции ВЛ-110 кВ ГО ГРЭС - Гусиное Озеро (замена опор, замена провода), мероприятий по строительству ВЛ 110 кВ, соединяющей проектируемую ПС 110 кВ Джилинда с ВЛ 110 кВ Романовка-Багдарин с отпайками, строительству ВЛ-110 кВ от ВЛ-110 кВ Турка-Усть-Баргузин до планируемой ПС 220 кВ Горячинская.
Ожидается, что в 2017 году численность малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) составит порядка 12,5 тыс. единиц. В прогнозируемом периоде количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, будет увеличиваться на 101,0 - 103,2% в год по первому и третьему вариантам прогноза, и составит в 2020 году - 12,9 - 13,7 тыс. единиц. Аналогично будет увеличиваться оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятий, к 2020 году он составит 105,9 - 112,8 млрд. рублей. По-прежнему основная часть оборота малого и среднего бизнеса в республике будет формироваться в сфере торговли, строительстве и обрабатывающем производстве - более 70,0%. Второй вариант предполагает сохранение численности малых и средних предприятий, включая микропредприятия, а также их оборота на уровне 2017 года.
В прогнозный период предполагается реализация мероприятий по стимулированию создания малых и средних предприятий и развитию действующих, увеличению удельного веса малого бизнеса в экономике республики. Продолжится работа по развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства, массовому вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность, государственной поддержке малых инновационных компаний, кроме того планируется работа по выравниванию потенциала развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях республики.
Инвестиции
В 2017 году темп роста инвестиций в основной капитал оценивается в 101,9% к уровню 2016 года или 33,15 млрд. рублей.
В рамках заключенных инвестиционных соглашений между Правительством Республики Бурятия и компанией ООО "Матраевская солнечная электростанция", входящей в структуру инжинирингового подразделения группы компаний "Хевел" (совместное предприятие ГК "Ренова" и АО РОСНАНО), реализуются проекты по строительству солнечных электростанций мощностью 10 МВт и 15 МВт в с. Бичура и г. Гусиноозерск с общим объемом инвестиций 2,6 млрд. руб.
Завершено строительство железнодорожных вокзалов на станциях Заиграево и Мысовая.
В 2018 - 2020 годах темп роста инвестиций по базовому варианту составит 102,3 - 103,6%, по консервативному варианту - 93,5 - 101%, по целевому варианту при наиболее благоприятных условиях - 103,2 - 105,7%.
Наибольшую долю в общем объеме инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) в 2020 году составят:
- транспортировка и хранение - 26%,
- добыча полезных ископаемых - 16,8%,
- деятельность в области информации и связи -8,4%;
- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 16,6%;
- обрабатывающие производства - 8,9%.
Прогнозируемая динамика инвестиций в 2018 - 2020 годах будет обеспечиваться за счет реализации инвестиционных проектов в промышленности, АПК, строительстве, дорожной и туристической сфере, в области информатизации и связи.
В добывающей промышленности планируется реализация трех крупных проектов: строительство производственного комплекса и развитие месторождений Хиагдинского рудного поля" (АО "Хиагда"), разработка Никольского месторождения каменного угля (АО "Разрез Тугнуйский"), разработка на рудниках Ирокинда, Холбинский и освоение новых площадок Жанокской и Онот-Китойской (ПАО "Бурятзолото").
В деревообрабатывающей промышленности планируется создание новых производств, модернизация мощностей в рамках реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Развитие целлюлозно-бумажного производства связано с модернизацией картоноделательной машины на ОАО "Селенгинский ЦКК", в рамках которой завершен первый этап работ.
АО "Улан-Удэнский авиационный завод" продолжит реализацию Программы технического и технологического развития с освоением программно-технических комплексов.
По виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" в 2018 - 2020 годах основной объем инвестиций будет направлен на реконструкцию и строительство энергетического оборудования в целях повышения надежности электроснабжения и подключения новых потребителей.
В 2017 году будет продолжена реконструкция ВЛ-110 кВ ГО ГРЭС - Гусиное Озеро, строительство ВЛ 110 кВ, соединяющей проектируемую ПС 110 кВ Джилинда с ВЛ 110 кВ Романовка-Багдарин с отпайками, строительству ВЛ-110 кВ от ВЛ-110 кВ Турка-Усть-Баргузин до планируемой ПС 220 кВ Горячинская.
В агропромышленном комплексе предполагается внедрение новых технологий в пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе нового поколения с заданными качественными характеристиками, лечебно - профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов, что позволит значительно расширить ассортимент продуктов.
В ближайшие годы планируется:
- обновление производственных фондов по глубокой переработке мяса и птицы;
- открытие перерабатывающих предприятий в отдаленных районах республики, максимально приближенных к местам производства сельскохозяйственного сырья;
- организация переработки продовольственного зерна, приобретение мельничной установки для производства хлебопекарной муки;
- приобретение спецавтотранспорта для расширения закупа сырья для перерабатывающих предприятий, доставки готовой продукции, обеспечения безопасности и качества сырья и готовой продукции и другие.
Увеличение объемов инвестиций по целевому варианту в 2018 - 2019 годах рассчитано на реализацию инвестиционного проекта "Увеличение производственной мощности действующего свиноводческого комплекса", разработанного ООО "Свинокомплекс "Восточно-Сибирский". В случае принятия положительного решения строительные работы планируется начать в 2018 году. Ориентировочная стоимость проекта составляет 700-800 млн. рублей.
В строительном комплексе будет продолжена работа по техническому перевооружению и модернизации действующих производств, а также создание условия для запуска новых видов импортозамещающих строительных материалов, энерго-ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств и производств, направленных на импортозамещение. Планируется продолжение строительства домостроительного комбината для возведения каркасных сборно-монолитных зданий мощностью 120 - 150 тыс. кв. метров (ОАО "Завод бетонных блоков"), создание условий для организации производств по выпуску стеновых материалов из ячеистого бетона и гипсокартона (ООО "Тимлюйский завод") и других строительных материалов, а также проведение модернизации действующих предприятий по производству сборного железобетона и керамического кирпича.
По виду деятельности "Транспортировка и хранение" основной объем инвестиций планируется на развитие объектов железнодорожного транспорта и автомобильных дорог. В 2018 - 2020 годах в рамках Инвестиционной программы ОАО "РЖД" запланировано развитие железнодорожной инфраструктуры, в том числе строительство Байкальского тоннеля, устройство пешеходных переходов, модернизация железнодорожных путей, начата реконструкция вокзального комплекса Улан-Удэ.
В дорожном хозяйстве бюджетные средства предусматриваются на строительство, реконструкцию автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения.
По виду деятельности "Деятельность в области информатизации и связи" в рамках инвестиционных программ операторов связи основной объем инвестиций будет направлен на развитие широкополосного доступа в сеть Интернет, включая доступ через операторов мобильной связи по технологиям 3G и 4G.
В туризме будет осуществляться строительство объектов туристской инфраструктуры, лечебно-оздоровительных, туристско-рекреационных, гостиничных, административно-деловых комплексов, в том числе на территориях автотуристических кластеров и т.д.
Сельское хозяйство
В 2017 году, по оценке, индекс производства продукции сельского хозяйства составит 101,1%.
Прогнозом на 2018 год предусмотрен прирост производства сельскохозяйственной продукции на 0,2-2,7% к 2017 году согласно первому и третьему вариантам. Второй вариант предполагает снижение производства на 4,7%. Объем сельскохозяйственной продукции оценивается в размере 20,9 млрд. рублей и 21,5 млрд. рублей согласно первому и третьему вариантам, 20,0 млрд. рублей согласно второму.
В целом за три года прирост объемов производства продукции сельского хозяйства составит 2,3% и 7,7% к уровню 2017 года по первому и третьему вариантам прогноза в сопоставимых ценах. По второму варианту - сокращение на 4,2%. Объем производства валовой продукции в 2020 году составит соответственно: по первому варианту - 23 млрд. рублей, по второму варианту - 21,6 млрд. рублей, по третьему - 24,3 млрд. рублей.
Будет произведено сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2020 году:
- зерна - по первому варианту 64,4 тыс. тонн (рост к 2017 году составит 107,3%), по второму варианту - 60,0 тыс. тонн (сохранится на уровне 2017 года), по третьему варианту - 113,5 тыс. тонн (рост к 2017 году - 189,2%);
- картофеля - от 136,5 до 158,0 тыс. тонн;
- овощей - от 54,0 до 57,5 тыс. тонн;
- скота и птицы на убой в живом весе от 66,6 до 71,6 тыс. тонн;
- молока - от 196,2 до 198,3 тыс. тонн;
- яиц - 78,6 млн. штук.
Строительство
Сокращение объема строительных работ и замедление темпов роста жилищного строительства в 2016 году отразится и на показателях отрасли строительства 2017 года.
Так, в 2017 году объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", по оценке составит 13,6 млрд. рублей, или 87,5% к уровню 2016 года.
Среднегодовые темпы роста объема строительных работ в 2018 - 2020 годах составят 100,4% по первому, 99,8% по второму вариантам прогноза и 102,2% согласно третьему. К 2020 году объем работ составит 15,9, 15,6 и 16,8 млрд. рублей в соответствии с вариантами прогноза.
Общий анализ рынка жилья предполагает, что объем строительства жилищных объектов на территории республики сократится, и в 2017 году будет введено в эксплуатацию 293,6 тыс. кв. м жилья, что на 12,6% меньше, чем в 2016 году. Всего за 2018 - 2020 годы будет введено порядка 885 тыс. кв. м общей площади жилья согласно первому варианту.
Активное участие в жилищном строительстве принимают индивидуальные застройщики, их доля в общем объеме жилищного строительства составляет порядка 45,0% и в прогнозном периоде сохранится на том же уровне.
Жилищное строительство в планируемых объемах обеспечит повышение уровня обеспеченности жилой площадью населения до 22,7 кв. м на душу населения в 2020 году.
В прогнозный период предусмотрено строительство жилых комплексов в 104, 105, 115 и 140а микрорайонах г. Улан-Удэ, строительство многоквартирных жилых домов в Октябрьском районе г. Улан-Удэ.
Наряду с жилищным строительством за счет средств федерального, республиканского бюджетов и иных источников в 2017 году строятся 52 объекта капитального строительства социального направления и инженерной инфраструктуры, запланирован ввод в эксплуатацию 21 объектов. На начало года объем подрядных работ превысил 3,9 млрд. рублей.
Внешняя торговля
Традиционно географическая структура экспорта республики определена близостью к странам азиатско-тихоокеанского региона (далее - АТР) и спецификой сбыта продукции авиационной промышленности и топливно-энергетического комплекса.
Динамика экспорта республики, прежде всего, определяется экспортной деятельностью ведущих промышленных предприятий: АО "Разрез Тугнуйский" и АО "Улан-Удэнский авиационный завод".
В 2017 году стоимостной объем экспорта, по оценке, составит 817,1 млн. долл. США и снизится к уровню 2016 года на 14,9%.
В 2017 году ожидается увеличение стоимостных объемов экспорта каменного угля на 13% к уровню 2016 года, вследствие роста цен на уголь на мировых рынках. В среднесрочной перспективе прогнозируется ежегодный рост физических объемов экспорта каменного угля на 6,0-10,0%, при этом стоимостные объемы к 2020 году достигнут 600 млн. долл. США.
Объем экспорта авиационной техники, комплектующих и запасных частей к ней в 2017 году составит 146,5 млн. долл. США со снижением на 59,3% к уровню 2016 года, в 2018 - 2020 годах прогнозируемый объем поставок - от 171,9 до 267,9 млн. долл. США. Уменьшение объемов экспорта вертолетов связано с модернизацией вертолетного производства АО "Улан-Удэнский авиационный завод".
В планируемом периоде товарная структура экспорта не изменится, и ее основу будут составлять каменный уголь, вольфрамовый концентрат, авиационная техника и комплектующие к ней, продукция лесозаготовки и лесопереработки (картон, пиломатериалы).
В 2017 году импорт, по оценке, составит 57,3 млн. долл. США со снижением на 3% к уровню 2016 года. С 2018 года по прогнозу ожидается сокращение объемов импорта в связи с импортозамещением двигателей для вертолетов, поступающих с Украины, на двигатели, произведенные в г. Санкт-Петербург и г. Уфа.
Прогноз экспорта разработан на основе анализа показателей внешней торговли за предшествующие годы, с учетом данных о поставках предприятий и направлений государственной внешнеэкономической политики в области тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в среднесрочный период.
Потребительский рынок
Ситуация на потребительском рынке в Республике Бурятия характеризуется замедлением динамики оборота розничной торговли и объемов платных услуг населению по сравнению с уровнем предыдущих лет. Розничный товарооборот и объем платных услуг населению в 2017 году оцениваются на уровне 2016 года в сопоставимых ценах.
В 2017 году оборот розничной торговли будет формироваться в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка (их доля в структуре оборота розничной торговли составит 99%). Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках будет постепенно снижаться.
На замедление темпов роста оборота розничной торговли оказывают влияние спад потребительского спроса и замедление темпов роста денежных доходов населения, рост расходов населения на оплату обязательных платежей, а также популяризация и рост объемов продаж товаров через сеть Интернет, не регистрируемые органами статистики.
Одним из факторов замедления роста оборота розничной торговли является ограничение продаж алкогольной продукции и пива (доля в структуре потребительских расходов населения - 5,2%), что связано законодательными ограничениями розничной продажи алкогольной продукции и изменениями условий по оплате и размеру государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В период 2018 - 2020 годов согласно второму варианту прогноза оборот розничной торговли и общественного питания будет оставаться статичным, на уровне 100,0% в сопоставимых ценах.
Первый и третий варианты прогноза предполагают рост розничного оборота торговли на 1% и 2,6% в среднем за год, общественного питания на 1,1% и 2,4% в среднем за год.
Основными направлениями совершенствования торговой деятельности в республике будет увеличение количества торговых площадей современных форматов, рост доли сетевой торговли в обороте розничной торговли, продвижение продукции местных товаропроизводителей в других регионах России.
Росту оборота общественного питания будет способствовать в том числе увеличение количества туристских прибытий. В прогнозный период продолжится строительство и реконструкция торговых объектов, кафе, закусочных, объектов придорожного сервиса, качественное улучшение торговой сети, расширение перечня предлагаемых услуг.
Исходя из сложившейся текущей ситуации, ожидаемый уровень среднегодовой инфляции в 2017 году оценивается в 105,2%. Рост цен, главным образом, будет связан с ростом цен на продовольственные товары, доля которых в структуре потребительских расходов составляет 45,1%. Так рост цен на мясную продукцию на 8,0% даст 1,0-процентный вклад в рост индекса потребительских цен, а рост цен на молочную продукцию на 12,0% 0,5 процента соответственно. На 4,0% увеличились акцизы на алкоголь, на 14,5% на табак.
В 2018 - 2020 годах инфляция будет постепенно снижаться. В 2018 году ее уровень составит 105,0% с последующим замедлением на 0,1% в год до уровня 104,8% в 2020 году. Основное сдерживающее влияние на рост инфляции будут оказывать реализация денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования, стабилизация реального эффективного курса рубля.
В 2017 году объем платных услуг, оказанных населению, оценивается на уровне 41,9 млрд. рублей, что соответствует объему предоставленных услуг в предыдущем году в сопоставимых ценах.
Структура платных услуг соответствует структуре прошлых лет, по-прежнему наибольшая доля приходится на коммунальные услуги - 22,8%, услуги связи - 18,0% и бытовые услуги - 14,5%. Минимальную долю 0,3% занимают ветеринарные услуги. С 2016 года наблюдается снижение темпов роста транспортных и бытовых услуг, доля которых в совокупном объеме платных услуг около 30,0%. Снижение транспортных услуг связано в первую очередь с сохранением тенденции увеличения автомобилизации республики.
По первому варианту среднегодовой рост объема платных услуг в 2018 - 2020 годах прогнозируется на уровне 100,2%. По второму и третьему вариантам на уровне 100,0% и 101% соответственно. Увеличение прогнозируется за счет увеличения количества хозяйствующих субъектов, оказывающих платные услуги на территории республики, а также за счет расширения перечня предоставляемых услуг.
Консолидированный бюджет
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета республики прогнозируются на основе основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития территории, итогов исполнения бюджета за 2016 год и ожидаемого исполнения в 2017 году, а также на основе прогнозных данных о поступлении доходов, представленных администраторами доходов республиканского бюджета.
Так, в 2017 году налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета оцениваются в размере 29,96 млрд. рублей.
На прогнозируемый период налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета планируются в 2018 году в объеме 31,3 млрд. рублей (104,6%), в 2019 году - 30,7 млрд. рублей (97,9%), в 2020 году -31,1 млрд. рублей (101,5%).
Формирование прогнозных показателей по основным налоговым доходам осуществлялось: по налогу на прибыль - с учетом планируемых показателей деятельности крупных налогоплательщиков республики, по налогу на доходы физических лиц - с учетом планируемого темпа фонда заработной платы, налогу на имущество организаций - с учетом поэтапной отмены льгот для естественных монополий.
Объем безвозмездных поступлений консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2017 году оценивается в 27,1 млрд. рублей, в 2018 году - 23,3 млрд. рублей, в 2019 и 2020 годах - 18,7 и 17,2 млрд. рублей соответственно.
Расходы консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2017 году оцениваются в размере 59,5 млрд. рублей, в 2018 году - 57,0 млрд. рублей, в 2019 году - 51,7 млрд. рублей и 52,2 млрд. рублей в 2020 году.
Объем долговых обязательств консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2017 году оценивается в 15,24 млрд. рублей. Прогноз долговых обязательств консолидированного бюджета Республики Бурятия по 1 варианту составит в 2018 году - 17,5 млрд. рублей, в 2019 году - 19,9 млрд. рублей, в 2020 году - 22,3 млрд. рублей.
Нарастание объема государственного долга Республики Бурятия обусловлено недостаточным ростом собственных доходов республиканского бюджета. В условиях дефицита республиканского бюджета, отсутствия собственных источников погашения долговых обязательств Республики Бурятия возможно только рефинансирование государственного внутреннего долга Республики Бурятия путем привлечения кредитов от кредитных организаций, бюджетных кредитов и размещения государственных ценных бумаг или его реструктуризация согласно статье 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Уровень жизни населения
В 2017 году размер среднемесячной заработной платы в целом по Республике Бурятия оценивается в 31,9 тыс. рублей (106,3% к уровню 2016 года). К 2020 году прогнозируется рост среднемесячной заработной платы в размере 109,3 - 121,4% к уровню 2017 года до 34,8 - 38,7 тыс. рублей в зависимости от варианта прогноза.
С учетом позитивных ожиданий в отношении уровня инфляции реальная заработная плата в целом по экономике в 2018 - 2020 годах будет расти на 1% в среднем за год согласно первому варианту. По второму варианту ожидается падение реального уровня заработной платы на 1,0 - 3,0% ежегодно.
Прогноз пенсионных выплат произведен в соответствии со сценарными условиями Минэкономразвития России. В целом за 2017 - 2020 гг. средний размер страховой пенсии вырастет в номинальном выражении на 14,0%.
Прогнозная динамика реальных денежных доходов населения значительно отстает от заработной платы и социальных выплат. Так, в 2017 году реальные денежные доходы сократятся на 14,4% за счет замедления темпов роста и отрицательной динамики отдельных компонентов доходов (доходов от собственности в результате постепенного снижения банками процентной ставки по депозитам; предпринимательской прибыли и так называемых "других доходов" - теневой оплаты труда). К 2020 году снижение реальных денежных доходов ожидается до уровня 98,9% к уровню 2019 года по первому варианту, 97,0% по второму варианту и рост до 101,7% согласно третьему варианту.
При подготовке прогноза оплаты труда работников учтены целевые ориентиры заработной платы в бюджетной сфере, финансовые возможности бюджетной системы и экономический потенциал региона. Повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в прогнозируемом периоде будет осуществляться в соответствии с целевыми ориентирами, заложенными в "Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.
Заработную плату работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются "майские" указы Президента РФ, планируется проиндексировать не менее чем на 4,0% с 1 января 2018 года и не менее чем на прогнозируемый уровень инфляции в 2019 - 2020 годах (согласно перечню поручений по итогам совещания Президента РФ с членами Правительства РФ 24 мая 2017 г. Пр-1087).
В отраслях реального сектора экономики ожидается рост средней зарплаты работников, охваченных коллективно-договорным регулированием не ниже уровня инфляции. Численность работников указанных секторов экономики составляет около 33 тыс. чел. или 14,0% от общей численности занятых в организациях.
Расчет прогнозных показателей уровня бедности основывается на показателях денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. В прогнозе учтено увеличение размера прожиточного минимума в связи с введением в 2018 году новой потребительской корзины. Размер прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2019 году по первому варианту составит 10587 рублей с ростом к 2017 году на 9,6%. С учетом фактора повышения стоимости потребительской корзины уровень бедности в 2019 году составит 21,4% по первому варианту и 19,3% по третьему, в 2020 году доля бедного населения снизится незначительно до 21,4% по первому варианту (до 18,6% - по третьему).
Труд и занятость
В прогнозный период продолжится сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности рабочей силы (экономически активного населения). Предполагается, что частично компенсировать сокращение трудовых ресурсов удастся за счет некоторого увеличения экономической активности в отдельных возрастах (в том числе населения около пенсионного возраста).
На фоне замедления экономического роста это приведет к росту безработицы и сокращению занятости.
В условиях демографических ограничений в 2017 году численность рабочей силы, по оценке, сократится 1,5 тыс. чел. по сравнению с 2016 годом и составит 450,5 тыс. чел. Численность занятых в экономике в 2017 году сократится на 1,0 тыс. чел. и составит 407,5 тыс. чел.
Уровень общей безработицы, по оценке, снизится на 0,1 п.п. по отношению к 2016 году до 9,5% от экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы к концу 2017 года составит 1,6%.
Низкие темпы сокращения уровня общей безработицы обусловлены следующими тенденциями:
- на крупных предприятиях республики, в ряде отраслей, в частности финансовой сфере, банковском сегменте, операциях с недвижимым имуществом, имеет место высвобождение сотрудников, связанное с оптимизацией издержек, созданием и модернизацией высокопроизводительных рабочих мест, пересмотром стратегий развития предприятий.
- в связи со снижением инвестиционной активности замедлились темпы создания новых рабочих мест в рамках реализации крупных инвестиционных проектов.
- снижение объемов государственной поддержки из средств федерального бюджета на реализацию активной политики занятости.
В 2018 - 2020 г.г. прогнозируется постепенное снижение уровня общей безработицы - до 8,8% по базовому варианту, до 8,6% по целевому варианту. Уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,5%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.