В целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
2. Министерству финансов Нижегородской области и иным органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области при составлении бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов руководствоваться Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Иванова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Основные направления
налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2016 г. N 641)
Основные направления налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" и подготовлены с целью составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.
Налоговая политика Нижегородской области в 2017 - 2019 годах будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года, как и прежде, будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2017 - 2019 годы определены:
увеличение налогового потенциала Нижегородской области (далее - регион, область) за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;
государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;
взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона;
конструктивная работа, направленная на формирование благоприятного налогового и инвестиционного климата в Нижегородской области;
дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области;
дальнейшее осуществление мероприятий по легализации "теневой" заработной платы в Нижегородской области;
проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области и увеличение доходов от их использования.
1. Основные итоги реализации налоговой политики Нижегородской области в 2012 - 2015 годах
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области в 2012 - 2015 годах характеризуется следующим образом:
млн. рублей
|
2012 год |
2013 год |
% к пред. году |
2014 год |
% к пред. году |
2015 год |
% к пред. году |
Налоговые доходы |
99 451,0 |
108 082,5 |
108,7 |
112 598,2 |
104,2 |
119 960,3 |
106,5 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций |
24 150,8 |
24 184,3 |
100,1 |
24 209,5 |
100,1 |
28 968,9 |
119,7 |
Налог на доходы физических лиц |
42 279,4 |
47 592,3 |
112,6 |
50 916,7 |
107,0 |
51 602,9 |
101,3 |
Акцизы на ЛВИ |
5 187,5 |
6 567,0 |
126,6 |
6 980,8 |
106,3 |
6 525,2 |
93,5 |
Акцизы на нефтепродукты |
5 652,1 |
5 931,2 |
104,9 |
5 328,0 |
89,8 |
5 781,7 |
108,5 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
3 713,1 |
4 189,1 |
112,8 |
4 457,2 |
106,4 |
4 830,2 |
108,4 |
Единый налог на вмененный доход |
1 914,8 |
1 870,0 |
97,7 |
1 925,1 |
102,9 |
1 996,5 |
103,7 |
Налог на имущество физических лиц |
345,1 |
433,3 |
125,6 |
490,6 |
113,2 |
524,5 |
106,9 |
Налог на имущество организаций |
9 847,7 |
10 354,9 |
105,2 |
10 742,2 |
103,7 |
11 799,1 |
109,8 |
Транспортный налог |
2 738,0 |
3 098,3 |
113,2 |
3 309,1 |
106,8 |
3 770,1 |
113,9 |
Земельный налог |
3 130,7 |
3 293,9 |
105,2 |
3 596,5 |
109,2 |
3 321,0 |
92,3 |
Прочие налоги и сборы |
491,8 |
568,2 |
115,5 |
642,5 |
113,1 |
840,2 |
130,8 |
Неналоговые доходы |
9 072,0 |
10 827,4 |
119,3 |
11 357,0 |
104,9 |
9 278,3 |
81,7 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
Арендная плата за землю и средства от продажи права аренды земельных участков |
2 433,8 |
2 952,6 |
121,3 |
3 137,4 |
106,3 |
2 518,9 |
80,3 |
Аренда нежилого фонда |
1 325,8 |
1 510,2 |
113,9 |
1 040,4 |
68,9 |
1 024,8 |
98,5 |
Доходы от продажи имущества и земельных участков |
2 272,1 |
2 301,6 |
101,3 |
2 782,5 |
120,9 |
1 671,6 |
60,1 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
882,2 |
897,9 |
101,8 |
945,1 |
105,3 |
869,0 |
91,9 |
Административные платежи и штрафы |
742,3 |
1 122,1 |
151,2 |
1 871,2 |
166,7 |
2 027,3 |
108,3 |
Прочие неналоговые доходы |
1 415,8 |
2 043,0 |
144,3 |
1 580,4 |
77,4 |
1 166,7 |
73,8 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |
108 523,0 |
118 909,9 |
109,6 |
123 955,2 |
104,2 |
129 238,6 |
104,3 |
Удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет Нижегородской области, в валовом региональном продукте области
|
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Валовый региональный продукт, млрд. рублей |
842,2 |
925,2 |
1 018,4 |
1 107,0 (оценка) |
Налоговые и неналоговые доходы, млрд. рублей |
108,5 |
118,9 |
124,0 |
129,2 |
% к ВРП | ||||
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |
12,89 |
12,85 |
12,17 |
11,68 |
Налоговые доходы, всего |
11,81 |
11,68 |
11,06 |
10,84 |
в том числе |
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций |
2,87 |
2,61 |
2,38 |
2,62 |
Налог на доходы физических лиц |
5,02 |
5,14 |
5,00 |
4,66 |
Акцизы на ЛВИ |
0,62 |
0,71 |
0,69 |
0,59 |
Акцизы на нефтепродукты |
0,67 |
0,64 |
0,52 |
0,52 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
0,44 |
0,45 |
0,44 |
0,44 |
Единый налог на вмененный доход |
0,23 |
0,20 |
0,19 |
0,18 |
Налог на имущество физических лиц |
0,04 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Налог на имущество организаций |
1,17 |
1,12 |
1,05 |
1,07 |
Транспортный налог |
0,32 |
0,34 |
0,33 |
0,34 |
Земельный налог |
0,37 |
0,36 |
0,35 |
0,30 |
Прочие налоги и сборы |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0,07 |
Неналоговые доходы |
1,08 |
1,17 |
1,11 |
0,84 |
в том числе |
|
|
|
|
Арендная плата за землю и средства от продажи права аренды земельных участков |
0,29 |
0,32 |
0,31 |
0,23 |
Аренда нежилого фонда |
0,16 |
0,16 |
0,10 |
0,09 |
Доходы от продажи имущества и земельных участков |
0,27 |
0,25 |
0,27 |
0,15 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,10 |
0,10 |
0,09 |
0,08 |
Административные платежи и штрафы |
0,09 |
0,12 |
0,18 |
0,18 |
Прочие неналоговые доходы |
0,17 |
0,22 |
0,16 |
0,11 |
Представленные данные показывают, что удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет Нижегородской области, в валовом региональном продукте области с 2012 года снизился на 1,21 процентного пункта: с 12,89% в 2012 году до 11,68% в 2015 году. При этом основное снижение произошло по налоговым доходам - на 0,97 процентного пункта.
Основное влияние на указанное снижение оказали следующие изменения федерального налогового законодательства:
- по налогу на прибыль организаций - с 2012 года ряд крупных организаций получили право объединяться в консолидированные группы налогоплательщиков (далее - КГН) и применять особый порядок уплаты налога на прибыль организаций.
Анализ основных итогов функционирования КГН, основанный на данных ФНС России за период 2012 - 2014 годов, показал, что создание КГН привело к снижению поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на сумму около 100 млрд. рублей.
Нижегородская область относится к числу регионов, которые несут значительные финансовые потери от создания КГН - около 6 млрд. рублей ежегодно;
- по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - до 2014 года имущественный налоговый вычет при приобретении жилья (земли) предоставлялся каждому гражданину однократно. Повторное использование имущественного вычета при приобретении жилья не допускалось. С 1 января 2014 года налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета, размер которого в настоящее время составляет 2 млн. рублей, имеет право получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья. В 2015 году сумма имущественных вычетов по НДФЛ в целом по Нижегородской области увеличилась в 1,9 раза по сравнению с 2012 годом, а удельный вес НДФЛ в валовом региональном продукте уменьшился с 5,02% в 2012 году до 4,66% в 2015 году;
- по налогу на имущество организаций - в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не признается объектами налогообложения движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.
В целях компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов указанным Федеральным законом с 2013 года предусмотрена постепенная отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. В полном объеме налог от перечисленных объектов начнет поступать в бюджет области только с 2019 года.
Однако данные меры не позволили в полной мере компенсировать потери бюджета. В результате выведение из налогообложения движимого имущества организаций привело к снижению удельного веса налога в валовом региональном продукте с 1,17% в 2012 году (до вступления в силу данной нормы законодательства) до 1,07% - в 2015 году;
- по акцизам на алкогольную продукцию и пиво - в результате принятия на федеральном уровне мер по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией (в том числе снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени; разработка и принятие технических регламентов о требованиях к безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.) отмечается снижение объемов реализации данной подакцизной продукции и, соответственно, поступление акцизов в бюджет. В результате удельный вес акцизов на алкогольную продукцию и пиво в 2015 году уменьшился до 0,59% (на 0,12 процентного пункта по сравнению с 2013 годом);
- по земельному налогу - начиная с 2014 года отмечается значительное увеличение обращений налогоплательщиков (в основном юридических лиц) в судебные органы и комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при управлении Росреестра по Нижегородской области, по вопросу снижения кадастровой стоимости земельных участков. В большинстве случаев решения принимаются в пользу налогоплательщиков. Уменьшение налогооблагаемой базы привело к снижению удельного веса земельного налога в валовом региональном продукте в 2015 году до 0,30% (в 2013 году - 0,36%).
Снижение удельного веса неналоговых доходов (в основном по арендной плате и доходам от продажи имущества и земельных участков) в валовом региональном продукте с 1,08% в 2012 году до 0,84% в 2015 году (на 0,24 процентного пункта) объясняется сокращением объектов государственной и муниципальной собственности, в том числе земельных участков, в результате их продажи в частную собственность.
2. Информация о предоставляемых налоговых льготах по платежам в консолидированный бюджет Нижегородской области
В соответствии с законодательством Нижегородской области на территории области действуют две основные группы льгот по обязательным платежам в бюджет Нижегородской области:
1) льготы, имеющие социальную направленность и связанные с решением общеобластных социальных задач, предоставляемые в соответствии с Законом Нижегородской области от 14 марта 2006 года N 21-З "О предоставлении льгот по налогу на прибыль организаций", а также ежегодно принимаемыми законами области, направленными на финансовую поддержку нижегородских спортсменов.
За период 2012 - 2015 годов сумма указанных льгот составила 2 255,1 млн. рублей, в том числе:
- для организаций почтовой и курьерской деятельности - 2,6 млн. рублей;
- для общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов - 5,7 млн. рублей;
- для организаций народных художественных промыслов - 2,1 млн. рублей;
- для предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы - 0,4 млн. рублей;
- для организаций, оказавших пожертвование на проведение спортивных мероприятий Нижегородской области и (или) спортивным командам Нижегородской области, - 2 244,3 млн. рублей;
2) льготы, направленные на государственную поддержку инвестиционной и инновационной деятельности на территории Нижегородской области, предоставляемые в соответствии с законами Нижегородской области от 31 декабря 2004 года N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области" и от 14 февраля 2006 года N 4-З "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области".
За 2012 - 2015 годы сумма указанных льгот составила 6 087,4 млн. рублей, в том числе:
- инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, -5 936,1 млн. рублей;
- организациям, реализующим приоритетные инновационные проекты, - 151,3 млн. рублей.
3. Основные изменения законодательства, вступившие в силу с 2016 года и оказывающие влияние на поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области
На поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области в 2016 году оказали влияние следующие изменения налогового и бюджетного законодательства:
1. Изменения, оказавшие положительное влияние на доходную часть консолидированного бюджета области:
1) в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2016 года вступила в силу норма, предусматривающая увеличение с трех до пяти лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц. При этом в случае, если право собственности получено в порядке наследования или по договору дарения, в результате приватизации, а также в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года.
Одновременно в целях предотвращения занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при продаже физическим лицом объекта недвижимости налог на доходы физических лиц рассчитывается как кадастровая стоимость этого объекта, умноженная на коэффициент 0,7, в случае, если доходы, заявленные налогоплательщиком от его продажи, ниже этой величины.
Данный механизм налогообложения применяется в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенного в собственность физических лиц после 1 января 2016 года;
2) Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 368-ФЗ "О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрен новый механизм расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан.
В соответствии с указанным Федеральным законом принят Закон Нижегородской области от 27 ноября 2014 года N 163-З "Об установлении на 2015 и 2016 годы коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на территории Нижегородской области", который устанавливает на 2016 год коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории области, в размере 1,45;
3) Федеральным законом от 29 февраля 2016 года N 34-ФЗ "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 апреля 2016 года увеличены налоговые ставки акцизов на автомобильный и прямогонный бензин и дизельное топливо. Рост ставок составил от 124,8% до 134,5% в зависимости от вида моторного топлива;
4) Федеральным законом от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц" и признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Указанный Федеральный закон предполагает постепенное введение на всей территории Российской Федерации налога на имущество физических лиц, определяемого исходя из его кадастровой стоимости, в течение переходного периода с 2015 года по 2019 год.
В связи с наличием в Нижегородской области утвержденных результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории области с 1 января 2015 года налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Соответствующие решения об установлении налога приняты во всех муниципальных образованиях Нижегородской области. Первые платежи по налогу, исчисленному по новому порядку, поступят в бюджет в конце 2016 года;
5) Законом Нижегородской области от 22 октября 2015 года N 147-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О налоге на имущество организаций" предусматривается использование налогоплательщиками на территории Нижегородской области с 1 января 2016 года кадастровой стоимости при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установлена обязанность уплачивать налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
6) постановлениями Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2014 года N 816 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда на территории Нижегородской области", от 10 декабря 2014 года N 862 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области" и N 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", от 11 декабря 2014 года N 870 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населенных пунктов Нижегородской области" и N 872 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда Нижегородской области", от 12 декабря 2014 года N 875 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Нижегородской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков (кроме земель сельскохозяйственного назначения). В 2016 году по новой кадастровой стоимости уплачиваются арендные платежи за землю как физическими, так и юридическими лицами, а также земельный налог юридическими лицами. Граждане будут платить земельный налог по расчету за 2016 год в 2017 году;
7) постановлениями Правительства Нижегородской области от 13 ноября 2015 года N 744 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 9 января 2008 года N 1" и от 13 ноября 2015 года N 745 "Об изменении в 2016 году размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Нижегородской области, в одностороннем порядке" установлены коэффициенты индексации на 2016 год арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда на уровне среднегодового индекса потребительских цен (107,0%).
2. Изменения законодательства, приводящие к уменьшению доходов консолидированного бюджета Нижегородской области:
1) согласно Федеральному закону от 23 ноября 2015 года N 317-ФЗ "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2016 года увеличены размеры стандартных вычетов на первого и второго ребенка и на ребенка-инвалида.
Новый размер вычета на первого и второго ребенка составляет 1 400 рублей вместо ранее установленного размера 1 000 рублей. Вычет на ребенка-инвалида увеличен с 3 000 рублей до 12 000 рублей для родителя, супруга (супруги) родителя, усыновителя и до 6 000 рублей для опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супруги) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок. Данные вычеты уменьшают налогооблагаемую базу по НДФЛ.
При этом увеличен и предельный размер дохода для применения вышеуказанных стандартных налоговых вычетов на детей с 280 000 рублей до 350 000 рублей;
2) Федеральными законами от 29 декабря 2014 года N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13 июля 2015 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, "налоговые каникулы" в виде налоговой ставки в размере 0 процентов.
Законом Нижегородской области от 5 августа 2015 года N 106-З "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения" установлены условия применения "нулевой" налоговой ставки и виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов при применении упрощенной системы налогообложения на территории Нижегородской области.
Право на применение налоговой ставки в размере 0 процентов при применении упрощенной системы налогообложения получили впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах, средняя численность наемных работников которых не превышает 15 человек, а предельный размер доходов от реализации, получаемых при осуществлении указанных видов предпринимательской деятельности, не превышает 8 млн. рублей;
3) Федеральным законом от 3 июня 2016 года N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" физические лица (с 1 января 2015 года до 31 декабря 2018 года включительно) и юридические лица (с 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно) уменьшают сумму транспортного налога в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы "Платон", на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого указанными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 249-ФЗ..."
Также на поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области оказали влияние следующие изменения законодательства, вступившие в силу в 2016 году:
1) в соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 145-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" с 1 июня 2016 года 12 процентов доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты отчисляется в федеральный бюджет. По ранее действующему законодательству указанные доходы в полном объеме зачислялись в доходы субъектов Российской Федерации;
2) Федеральным законом от 23 ноября 2015 года N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с ноября 2015 года на федеральном уровне для физических лиц установлены новые сроки уплаты имущественных налогов (транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц) - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ранее на федеральном уровне срок уплаты указанных налогов был установлен не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом;
3) Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 47.2, в соответствии с которой с 2016 года администраторы доходов бюджетов вправе принимать решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и о ее списании.
Порядок принятия решений о признании задолженности безнадежной к взысканию определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 года N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации";
4) в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" положения Налогового кодекса Российской Федерации о действии актов налогового законодательства во времени распространяются на нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства Российской Федерации.
Также на основании данного Федерального закона вступает в силу новый порядок получения документов из налоговых органов, в том числе уведомлений на уплату имущественных налогов, а также передачи сведений в налоговые органы. С 2016 года граждане, имеющие доступ к "Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц", будут получать налоговые уведомления на уплату имущественных налогов в электронной форме. Налоговые уведомления на бумаге пользователям "Личного кабинета" по почте направляться больше не будут. Однако если налогоплательщику все же необходимо получить налоговое уведомление на бумажном носителе, ему необходимо будет направить уведомление об этом в любой налоговый орган по своему выбору;
5) в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" снят режим налоговой тайны с части сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа.
Согласно данному Федеральному закону не являются налоговой тайной следующие сведения (относящиеся к календарному году, предшествующему году размещения указанных сведений в сети Интернет):
о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии;
о среднесписочной численности работников;
об уплаченных суммах налогов и сборов (но без учета сумм, уплаченных в качестве налогового агента);
о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Такие сведения будут размещаться на официальном сайте ФНС России.
4. Основные изменения законодательства, вступающие в силу, а также планируемые к принятию с 2017 года
1. На федеральном уровне:
1) согласно Федеральному закону от 29 февраля 2016 года N 34-ФЗ "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2017 года увеличиваются налоговые ставки акцизов на алкогольную продукцию на 104,5 - 104,6% и пиво - на 105,0%. В то же время по акцизам на нефтепродукты налоговые ставки будут снижены на 3,8 - 26,6% в зависимости от вида топлива;
2) в соответствии с Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет действовать до 1 января 2021 года;
3) Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" повышается с 60 до 120 млн. рублей пороговая планка доходов и со 100 до 150 млн. рублей остаточная стоимость основных средств, по достижении которой налогоплательщик теряет право применения упрощенной системы налогообложения (УСН);
4) согласно Федеральному закону от 23 июня 2016 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" с 1 января 2017 года не допускаются производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литра;
5) с 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, будет наделяться бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
Бюджетное учреждение не вправе привлекать иных лиц, помимо работников бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости.
Одновременно бюджетное учреждение будет не вправе заниматься иной оценочной деятельностью, а также будет нести предусмотренную законодательством ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости.
Федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки будет осуществлять Росреестр.
Для применения данного Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года устанавливается переходный период, в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с этим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
2. На региональном уровне:
1) Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.
Первоначально Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривалось 47 видов предпринимательской деятельности, с учетом внесенных изменений патентная система налогообложения может применяться в отношении 63 видов деятельности.
В связи с изложенным принят Закон Нижегородской области от 30 августа 2016 года N 125-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О патентной системе налогообложения на территории Нижегородской области", предусматривающий дополнение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
2) принят Закон Нижегородской области от 30 августа 2016 года N 120-З "Об установлении на 2017 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на территории Нижегородской области", которым на 2017 год установлен коэффициент, используемый для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, в размере 2,0;
3) в целях поддержания сохранности и развития объектов транспортной инфраструктуры, улучшения их технического состояния, а также уменьшения встречных финансовых потоков между бюджетами различных уровней планируется принятие закона Нижегородской области "О внесении изменения в статью 2.1 Закона Нижегородской области "О налоге на имущество организаций", которым предусматривается освободить от налогообложения налогом на имущество организаций автомобильные дороги регионального или межмуниципального и местного значения;
4) планируется установление коэффициентов индексации на соответствующий год арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2016 г. N 641 "Об утверждении Основных направлений налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 сентября 2016 г.