Постановление Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2018 г. N 98
"Об утверждении государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области"
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года", постановлением Правительства Нижегородской области от 12 июля 2013 года N 470 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Е.Б. Люлина.
Врио Губернатора |
Г.С. Никитин |
Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 14 февраля 2018 г. N 98
Государственная программа
"Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области"
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
Государственный заказчик - координатор Программы |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области (далее - комитет госохотнадзора Нижегородской области) |
|
Соисполнители Программы |
отсутствуют |
|
Подпрограммы Программы |
отсутствуют |
|
Цели Программы |
Увеличение объема производства товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области |
|
Задача Программы |
Создание условий для комплексного развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области |
|
Этапы и сроки реализации Программы |
2018 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап |
|
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств областного бюджета |
Программа по годам (тыс. рублей) |
|
Всего, в том числе: |
61 083 |
|
2018 |
16 817 |
|
2019 |
20 680 |
|
2020 |
23 586 |
|
Суммы средств, выделяемых из бюджета Нижегородской области, ежегодно уточняются в соответствии с законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. | ||
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов |
Индикаторы достижения цели к 2020 году: - увеличение объема производства (выращивания) товарной рыбы по отношению к 2016 году в 2,45 раза; - увеличение объема производства (выращивания) рыбопосадочного материала по отношению к 2016 году на 31%. Показатели непосредственных результатов к 2020 году: - рост объема производства (выращивания) товарной рыбы до 635 тонн в год; - рост объема производства (выращивания) рыбопосадочного материала до 283 тонн в год |
2. Текстовая часть программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Программа разработана в целях реализации Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 314, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 января 2015 года N 10 "Об утверждении отраслевой программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015 - 2020 годы".
Товарная аквакультура - вид предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству.
К видам товарной аквакультуры относятся:
- пастбищная аквакультура - осуществляется на рыбоводных участках в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы;
- индустриальная аквакультура - осуществляется без использования рыбоводных участков в бассейнах, на установках с замкнутой системой водоснабжения (УЗВ), а также на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;
- прудовая аквакультура - предусматривает разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры в прудах, в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, обводненных карьерах, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы.
Реализация Программы направлена на развитие товарного рыбоводства (аквакультуры) в Нижегородской области, обеспечение продовольственной безопасности и импортозамещения, сохранение и закрепление рабочих мест в отрасли, создание условий для формирования единой цепочки от производства и переработки рыбы до сбыта готовой продукции и повышения конкурентоспособности региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей, что в результате послужит реальным стимулом для дальнейшего социально-экономического развития региона.
Товарная аквакультура (пастбищная, прудовая, индустриальная) является одной из перспективных отраслей рыбного хозяйства, значимость которой возрастает на фоне отсутствия увеличения промысловых запасов водных биологических ресурсов природных водоемов и общей стагнации в промышленном рыболовстве региона.
Территория Нижегородской области относится к бассейну реки Волги - бассейну Каспийского моря, густо покрыта сетью водоемов разного типа - большими и малыми реками, ручьями, озерами, прудами, обводненными песчаными и торфяными карьерами.
По данным федерального государственного бюджетного учреждения науки Института озероведения Российской академии наук среди наиболее крупных рек Нижегородской области: Волга (длина - 3 530 км, площадь водосбора 1 361 000 км), Ока (длина - 1 499 км, площадь водосбора 245 000 км), Ветлуга (длина - 889 км, площадь водосбора 39 400 км), Сура (длина - 841 км, площадь водосбора 67 500 км), Мокша (длина - 656 км, площадь водосбора 51 000 км), Клязьма (длина - 686 км, площадь водосбора 42 500 км), Пьяна (длина - 436 км, площадь водосбора 8 060 км), Керженец (длина - 290 км, площадь водосбора 6 140 км), Теша (длина - 311 км, площадь водосбора 8 000 км), Уста (длина - 253 км, площадь водосбора 6 030 км).
Участки Горьковского и Чебоксарского водохранилищ, расположенные на р. Волга, также р. Ока, являются основными рыбохозяйственными водоемами в Нижегородской области.
Горьковское водохранилище - искусственный водоем, образованный плотиной Нижегородской ГЭС и заполненный в 1955 - 1957 годах. Водохранилище создано в целях решения вопросов энергетики и судоходства. В настоящее время помимо обозначенных целей водоем используется для осуществления промышленного рыболовства и рекреации. Наиболее широко представлено семейство карповых рыб, насчитывающее 20 видов. Однако основу рыбного населения водоема в настоящее время создают четыре вида - лещ, плотва, окунь и тюлька.
Чебоксарское водохранилище - самое молодое водохранилище Волжского каскада, заполненное в 1980 году. Водоем относится к русловым равнинным водохранилищам с очень высоким коэффициентом водообмена. Ввиду незалития водоема до проектной отметки верхний отдел до впадения р. Оки и сама р. Ока сохранили речные условия, где видовой состав рыб отличается от нижерасположенных участков. Доминирующим видом в общей биомассе рыб на всем временном промежутке существования Чебоксарского водохранилища был и остается лещ. Субдоминирующее положение имеют мелкочастиковые виды - плотва и окунь. Кроме них значительную часть рыбного сообщества занимают также густера и чехонь.
Река Ока (основные притоки в пределах области Теша, Велетьма, Кишма, Железница, Клязьма) - крупный правый приток Волги. Для реки характерна широкая долина с развитыми террасами. Правый склон долины в пределах Нижегородской области высокий и обрывистый, рассеченный долинами впадающих ручьев и оврагами. В пойме реки широко развиты озера-старицы. На Нижегородскую область приходится участок нижнего течения реки протяженностью около 270 км, преимущественно вдоль границы с Владимирской областью.
Для рек Нижегородской области характерно снеговое питание: 60-80% годового стока дают талые снеговые воды, 15 - 20% - грунтовые воды и 5 - 15% - дождевые. На всех реках наблюдается весеннее половодье, связанное с таянием снега, с резким повышением уровня воды. Летом и зимой отмечается межень. В летний период меженный уровень периодически нарушается кратковременными паводками.
Реки Нижегородской области покрываются льдом в конце ноября, вскрытие происходит во второй декаде апреля.
Нижегородская область отличается большим количеством озер разнообразного происхождения. Наиболее распространены в области озера в долинах рек - Ветлуги, Пьяны, Керженца и другие в виде преимущественно небольших пойменных озер-стариц. Такие пойменные озера имеют небольшие глубины, для них характерна, как правило, подковообразная или вытянутая вдоль русла реки форма. Их водный режим тесно связан с водным режимом рек. Берега многих пойменных озер зарастают водной растительностью, их дно сложено илом или песчанисто-глинистыми осадками. Самые крупные пойменные озера приурочены к долине реки Оки - озера Свято, Кусторка, Витерево.
Наряду с пойменными озерами в области встречаются также карстовые озера и озера древних котловин выдувания. Карстовые озера широко распространены в южных районах, в местах близкого к поверхности залегания карстующихся пород. Известна группа Пустынских озер в русле реки Сережи, включающая озера Великое, Свято, Долгое, Глубокое, Кругленькое и др. К наиболее крупным карстовым на территории Нижегородской области относятся озера Святое Дедовское (1,18 км), Вадское (0,56 км), Тосканка (1,26 км), Большое Унзово (0,52 км) и др. В местах более глубокого залегания карстующихся толщ образуются суффозионно-карстовые озера, как, например, Степуринское, Святое Пионерское, Исаевское, Долгое и другие озера в Володарском районе.
Сложное происхождение имеют некоторые озера междуречья рек Керженца и Ветлуги, расположенные в местах глубокого (более 100 м) залегания карстующихся пород, - Нестиар, Культей, Светлое, Кузьмияр, Малое Плотово, Рыжан и другие озера в Воскресенском и Воротынском районах, на образование которых повлияли не только карстовые процессы. Территория области в период последнего четвертичного (Валдайского) оледенения не покрывалась оледенением, однако ледник оказывал косвенное влияние на местность и котловины этих озер формировались в результате эоловых процессов, действовавших в период деградации ледника в условиях перигляциального климата.
Озера Мантурово (0,26 км) и Ардино (1,11 км) в Лысковском районе, а также озеро Большое Полюшкино (0,68 км) Воротынского района приурочены к длинным русловидным понижениям на поверхности перигляциальных террас и возможно являются остатками плесов древних рек, исчезнувших после деградации ледникового покрова.
Наиболее крупные озера области - Пырское и Большое Плотово (2,72 и 2,46 км соответственно) также характеризуются сложным происхождением. Возможно, эти водоемы сформировались в результате торфяно-суффозионных процессов (проседания объемов торфа на дно).
В общей сложности на территории области находится более 7500 водоемов различного генезиса и размера площадью более 0,1 га. Доля искусственных водоемов превышает 70%. При этом естественных озер площадью более 1 га в области около 520, в том числе более 20 га - 72, а более 1 км - 9. Более 5000 водоемов имеют площади от 0,1 до 1 га. Среди искусственных водоемов распространение имеют водохранилища, пруды, котлованы и озера, оставшиеся на месте торфяных выработок. Общая площадь водного покрытия области составляет около 770 км, в том числе естественными озерами - около 65 км. Общие ресурсы лимнических вод - около 2,6 км.
Ихтиофауна рек и озер Нижегородской области представлена 48 видами рыб. Главными промысловыми видами являются лещ, плотва и окунь, вылавливаются также судак, густера, щука, чехонь, синец.
В настоящее время рыбное хозяйство Нижегородской области составляют 24 рыбоводческих хозяйства различных форм собственности, в том числе:
- 9 рыбоводных хозяйств, осуществляющих товарную аквакультуру карповых видов рыб в искусственных водоемах (прудах). Общая площадь прудов составляет 1690 гектар;
- 2 бассейновых комплекса, объединяющие в одной организационной структуре различные звенья единой производственно-технологической цепи: оплодотворение икры, получение мальков, выращивание рыбы в установках замкнутого водоснабжения до товарного веса;
- 13 рыбоводных хозяйств, ведущих деятельность на рыбоводных участках (12 рыбоводных участков для осуществления пастбищной аквакультуры и 1 - индустриальной). Общая площадь рыбоводных участков составляет 601,4 га.
В 2016 году общее производство товарной рыбы в Нижегородской области составило 259 тонн и 216 тонн рыбопосадочного материала (таблица "Динамика производства товарной рыбы и рыбопосадочного материала"). Видовой состав представлен карпом, карасем, толстолобиком, амуром, радужной форелью и осетровыми (стерлядь, осетр русский).
Динамика
производства товарной рыбы и рыбопосадочного материала
год |
Общий объем производства, тонн |
из них: |
|
|
произведено в прудах |
произведено в бассейнах |
произведено рыбопосадочного материала |
||
2004 |
400 |
350 |
50 |
- |
2005 |
373 |
273 |
100 |
- |
2006 |
300 |
150 |
150 |
- |
2007 |
634 |
490 |
144 |
- |
2008 |
687 |
287 |
400 |
- |
2009 |
577 |
272 |
305 |
- |
2010 |
617,8 |
232,8 |
385 |
- |
2011 |
605,8 |
332,8 |
273 |
- |
2012 |
479,8 |
235,9 |
243 |
213 |
2013 |
537 |
306 |
231 |
175 |
2014 |
442 |
269 |
173 |
321 |
2015 |
322 |
295 |
27 |
207 |
2016 |
259 |
239 |
20 |
216 |
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Рыбхоз "Полдеревский", сельскохозяйственный производственный кооператив (далее - СПК) "Вадский" и ООО "Борцово" проводят работы по восстановлению маточного стада и снабжению рыбоводных хозяйств области породным посадочным материалом.
СПК "Вадский" интенсивно внедряет инкубирование карповых видов рыб и щуки, а также технологию однополого выращивания форели. Введенное в эксплуатацию в 2009 году ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" активно развивается, имеет современный замкнутый цикл водоснабжения и аэрации. ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" способно обеспечить посадочным материалом для зарыбления ценными видами осетровых пород (русский осетр, стерлядь) и необходимым количеством хищников-мелиораторов (сом, щука) как основные рыбохозяйственные водоемы Нижегородской области, так и организации, ориентированные на развитие любительского и спортивного рыболовства на естественных и искусственных водоемах.
В 2017 году введены в эксплуатацию три рыбоводных участка: озеро Искра (пользователь - Нижегородская региональная общественная организация охотников "Темино"), озеро Ардино (пользователь - крестьянское фермерское хозяйство Лебедев И.В.), озеро Кошкино (пользователь - ИП Неплюев С.В.). Видовой состав объектов пастбищной аквакультуры: карп, толстолобик, сазан, форель радужная, осетр русский. На 1 сентября 2017 года общий объем выпуска объектов аквакультуры в рыбоводные участки в 2017 году составил 14,88 тыс. шт., предполагаемый общий объем изъятия объектов аквакультуры в 2018 году - 9,142 тонн.
Однако, действующие в настоящее время на территории Нижегородской области рыбоводческие производства не имеют технической возможности обеспечивать население области товарной продукцией собственного производства. Существующий уровень доходов большей части рыбоводных хозяйств области не позволяет поддерживать и обновлять материально-техническую базу и расширять производство. Помимо этого, из-за высоких цен на специальные корма рыбоводные хозяйства вынуждены выращивать рыбу на кормах собственного производства или на естественной кормовой базе. Проблемой остается переработка собственной продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе глубокая переработка, требующая вложений значительных средств.
Аквакультура является самым быстрорастущим продовольственным сектором, на который сегодня приходится почти 50 процентов рыбы, потребляемой в пищу в мире.
На сегодняшний день из общего объема импортируемой в Россию рыбы 22% приходится на свежие и охлажденные объекты аквакультуры, это составляет примерно 220 тыс. тонн, что указывает на значительный потенциал этого сектора рынка для импортозамещения.
Развитие аквакультуры (рыбоводства) направлено на максимальное обеспечение населения региона товарной рыбной продукцией собственного производства. В Нижегородской области потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения составляет в среднем 20 кг/год, что на 2,9 кг больше чем в среднем по России и на 3,7 кг меньше рекомендуемой нормы потребления (установленная Российской академией наук рациональная норма потребления рыбопродукции - 23,7 кг/чел./год).
Наибольший объем среди выращенной рыбы в области занимают карповые виды рыб (карп, карась), также растительноядные (толстолобики, белый амур). Они реализуются в основном в живом виде. Самой высокой пищевой ценностью обладает живая и охлажденная рыба, поэтому карп и растительноядные рыбы в живом и охлажденном виде пользуются повышенным спросом у населения. Растительноядные рыбы, ткани которых содержат в достаточном количестве полноценные белки, хорошо сбалансированы по аминокислотному составу, способствуют снижению артериального давления, уменьшают содержание холестерина в крови и являются прекрасным продуктом для поддержания состояния здоровья различных групп населения, особенно пожилых людей и детей.
Для полноценного развития товарного рыбоводства Нижегородской области необходимо внедрение механизма финансирования данной отрасли с учетом специфики производственной деятельности и сезонных затрат. Необходимо оказание государственной продержи в части модернизации производственного оборудования, субсидирования части затрат на приобретения рыбопосадочного материала и кормов, в части проведения рыбоводно-мелиоративных мероприятий, создания регионального селекционно-генетического хозяйства.
Государственная поддержка в рамках настоящей Программы будет способствовать увеличению объемов производства и расширению ассортимента продукции, повышению ее качества и конкурентоспособности.
2.2. Цели и задачи Программы
Достижение поставленной цели и задачи Программы предусматривает инновационный тип развития на основе более рационального использования ресурсов, обеспечения конкурентоспособности продукции аквакультуры и полного удовлетворения внутреннего спроса.
Необходимость развития товарного рыбоводства в Нижегородской области обусловлена следующими факторами:
- наличием большого объема водных объектов, пригодных для разведения продукции аквакультуры;
- устойчивым спросом на недорогую продукцию товарного рыбоводства внутри региона;
- созданием новых рабочих мест для сельского населения, модернизацией и развитием инфраструктуры села.
Основными факторами, сдерживающими развитие товарного рыбоводства в Нижегородской области, являются:
- высокая степень износа основных производственных фондов;
- дефицит финансовых ресурсов у рыбоводных хозяйств;
- отсутствие инвестиционного интереса в данной сфере;
- сложность в получении рыбоводными хозяйствами кредита (высокая процентная ставка, нежелание кредитных организаций использовать в качестве залога собственность рыбоводных хозяйств);
- недостаточный объем производимого на территории Нижегородской области рыбопосадочного материала;
- низкий уровень профессионального и кадрового обеспечения.
Вышеназванные проблемы не могут быть решены сельскохозяйственными товаропроизводителями области самостоятельно без целенаправленной государственной поддержки.
Основополагающими приоритетами Нижегородской области в сфере товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) являются:
- создание условий для строительства, технического переоснащения и модернизации мощностей рыбоводных хозяйств;
- поддержка реализации инвестиционных проектов по строительству индустриальных комплексов с использованием установок замкнутого водоснабжения и рыбопитомников, оснащенных высокотехнологичным оборудованием отечественного и иностранного производства;
- создание системы сбыта продукции товарного рыбоводства, развитие инфраструктуры переработки, хранения и реализации продукции, а также строительство логистических центров;
- налаживание производства племенного рыбопосадочного материала;
- создание необходимых условий для производства специализированных кормов для товарного рыбоводства;
- содействие в кадровом обеспечении рыбоводных хозяйств области и государственная поддержка специалистов в области рыбоводства (стипендия, жилье, заработная плата, повышение квалификации и др.);
- повышение конкурентоспособности и расширение ассортимента вырабатываемых рыбохозяйственным комплексом области товаров.
Настоящая Программа направлена на повышение конкурентоспособности отечественной рыбопродукции, импортозамещение на основе интенсивного метода выращивания аквакультуры, модернизацию рыбоводной инфраструктуры, применение племенного материала и пород для ускоренного развития рыбоводства.
Цель Программы - увеличение объема производства продукции товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области.
Задача Программы - создание условий для комплексного развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области.
Для решения задачи Программы планируется выполнение следующих основных целевых показателей (индикаторов) Программы:
- увеличение объема производства (выращивания) товарной рыбы по отношению к 2016 году в 2,45 раза;
- увеличение объема производства (выращивания) рыбопосадочного материала по отношению к 2016 году на 31%.
Для достижения поставленных цели и задачи Программой предусматривается выполнение комплекса мероприятий:
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат по кредитам, привлеченным на развитие аквакультуры;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов аквакультуры на уплату процентных ставок по привлеченным кредитам на создание и развитие хозяйств в области товарного осетроводства;
- проведение научно-исследовательских работ в области аквакультуры;
- проведение мероприятий по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами (сотрудники рыбных хозяйств и специалисты уполномоченных органов власти Нижегородской области в сфере товарного рыбоводства).
1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб
Увеличение производства продукции аквакультуры находится в прямо пропорциональной зависимости от количества и качества потребляемых кормов. Применяемые в рыбоводстве корма содержат большое количество разнообразных веществ как растительного и животного происхождения, так и минерального. От полноценности используемых кормов зависит их кормовой коэффициент.
Кормовой коэффициент - количество весовых единиц корма, которые необходимо затратить на кормление объектов аквакультуры, чтобы получить прирост ее массы в одну такую же весовую единицу. Чем меньше значение кормового коэффициента, тем выше его эффективность, тем меньшее его количество нужно затратить на производство товарной рыбы. Большинство предприятий Нижегородской области по производству товарной рыбы не имеют возможности использовать специализированные корма в связи с их высокой стоимостью и вынуждены выращивать рыбу на естественной кормовой базе, кормах собственного производства или отходах сельскохозяйственного производства, что в значительной степени снижает как качество, так и количество товарной рыбы.
При использовании зерна пшеницы (кормовой коэффициент 4 - 5) со стоимостью в 10 руб./кг объем прямых затрат рыбного хозяйства на покупку корма для производства 10 тонн карпа составит от 400 - 500 тыс. руб.
Производимые в регионе осетровые виды рыб, форель выращиваются с использованием импортных дорогих кормов. Это приводит к существенному удорожанию стоимости рыбы. Интерес производителей к выпуску комбикормов отсутствует из-за низкого спроса и неплатежеспособности предприятий аквакультуры.
Мероприятие реализуется с целью поддержки рыбоводных предприятий всех форм собственности, в связи с высокой стоимостью рыбных кормов, а также оказания государственной поддержки для увеличения объемов выращивания товарной рыбоводной и импортозамещения.
Для достижения непосредственного результата Программы - увеличение объема производства (выращивания) товарной рыбы до 635 тонн в год, необходимый объем кормов для всех рыбных хозяйств Нижегородской области в целом с 2018 по 2020 годы составит: 1728 тонн в 2018 году, 2074 тонн в 2019 году, 2220 тонн в 2020 году. Таким образом, исходя из средней стоимости корма в 10 руб./кг общий объем затрат на покупку кормов в целом по области будет равен: в 2018 году - 17280 тыс. руб., в 2019 году - 20740 тыс. руб., в 2020 году - 22200 тыс. руб. Программой предусмотрена компенсация рыбным хозяйствам 50% затрат на покупку кормов, в связи с чем объем средств областного бюджета, необходимый для реализации мероприятия - предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб, составит: в 2018 году - 8640 тыс. руб., в 2019 году - 10370 тыс. руб., в 2020 году - 11100 тыс. руб.
Мероприятие реализуется путем предоставления субсидий из бюджета Нижегородской области на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб.
2. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала
Объем производства рыбоводными хозяйствами Нижегородской области собственного рыбопосадочного материала не покрывает потребность хозяйств в молоди рыбы для зарыбления водоемов, вследствие чего рыбопосадочный материал закупается в рыбоводных хозяйствах соседних регионов Российской Федерации, что в свою очередь приводит к повышению стоимости через затраты на транспортировку.
По предварительным расчетам, осуществленным с учетом предложений действующих рыбхозов, для выполнения непосредственных результатов программы по производству 635 тонн товарной рыбы к 2020 году предприятиям потребуется: в 2018 году - 90 тонн рыбопосадочного материала, в 2019 году - 104 тонн, в 2020 году - 130 тонн. С учетом средней стоимости единицы рыбопосадочного материала в 17 руб. объем затрат на покупку рыбопосадочного материала в целом по региону составит: в 2018 году - 15354 тыс. руб., в 2019 году - 17748 тыс. руб., в 2020 году - 22100 тыс. руб.. Программой предусмотрена компенсация рыбным хозяйствам 50% затрат на покупку рыбопосадочного материала, в связи с чем объем средств областного бюджета, необходимый для реализации мероприятия - предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, составит: в 2018 году - 7677 тыс. рыб, в 2019 году - 8874 тыс. руб., в 2020 году - 11050 тыс. руб.
Мероприятие реализуется с целью оказания государственной поддержки рыбоводным предприятиям всех форм собственности для увеличения объемов выращивания товарной рыбы и формирования устойчивого спроса на покупку рыбопосадочного материала в Нижегородской области и как следствие запуска развития племенных предприятий. Мероприятие реализуется путем предоставления субсидий из бюджета Нижегородской области на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала.
3. Стимулирование инвестиционной деятельности в области рыбопромышленного комплекса
Данное мероприятие осуществляется на условиях софинансирования с федеральным бюджетом и организуется через предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводство) и товарного осетроводства в пределах срока действия Программы:
1) субсидирование рыбоводным хозяйствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на срок от 1 года до 3 лет - на приобретение кормов и рыбопосадочного материала для товарной аквакультуры, за исключением товарного осетроводства;
2) субсидирование рыбоводным хозяйствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 10 лет - для реализации следующих инвестиционных проектов, направленных на развитие товарной аквакультуры:
- инвестиционные проекты в части строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов рыбоводной инфраструктуры, объектов по производству кормов и рыбопосадочного материала для товарной аквакультуры, объектов переработки и хранения продукции аквакультуры, а также на приобретение техники, специализированных судов, транспортных средств и оборудования для разведения, содержания и выращивания объектов товарной аквакультуры в соответствии с классификаторами в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденными в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- инвестиционные проекты в части приобретения оборудования для разведения, содержания и выращивания осетровых видов рыб, а также в части строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов рыбоводной инфраструктуры для товарного осетроводства.
Основным фактором, сдерживающим рост рыбопродукции в области, является низкий уровень механизации рыбоводства. В настоящее время рыбоводные организации не обеспечены в полном объеме техникой, транспортными средствами, оборудованием для разведения и выращивания рыбы, камышекосилками, живорыбными машинами и другими механизмами. Состояние механизации и автоматизации производственных процессов в отрасли находится на низком уровне. Наибольшие удельные трудозатраты имеют место при проведении рыбохозяйственной мелиорации, кормлении рыбы, внесении минеральных удобрений, извести, подготовке прудов к зарыблению. Практически не механизировано удаление жесткой растительности из прудов. Несмотря на создание и внедрение новой техники, доля ручного труда в производственных процессах составляет около 70%. Недостаточное количество необходимого оборудования не позволяет своевременно выполнять технологические процессы. Поэтому в рамках предусмотренных Программой мероприятий предусматривается оказание государственной поддержки рыбоводным хозяйствам в модернизации существующих производственных мощностей на основе современного российского и зарубежного оборудования.
Как уже отмечалось, увеличение производства продукции аквакультуры в значительной степени предопределяет потребление кормов. Пока производимые в области объекты аквакультуры (в особенности осетровые, лососевые) выращиваются с использованием импортных дорогих кормов. Это приводит к существенному удорожанию стоимости рыбы. Интерес производителей к выпуску комбикормов отсутствует из-за низкого спроса и неплатежеспособности предприятий аквакультуры. При первоначальном анализе установлено, что потребность рыбоводных хозяйств в кормах на 2018 год составляет 1,73 тыс. тонн, при этом в Нижегородской области отсутствует централизованное производство высококачественных специализированных комбикормов для рыб. Модернизация имеющихся комбикормовых предприятий, строительство новых высокотехнологичных производственных мощностей приведет к повышению рыбопродуктивности водоемов и, как следствие, к увеличению объемов производства товарной рыбы в регионе.
Одним из новых направлений в рыбоводстве является использование установок замкнутого водоснабжения для выращивания рыбопосадочного материала, которые будут поставляться в рыбоводные хозяйства в ранние сроки с целью увеличения периода выращивания рыбопосадочного материала.
Одним из основных направлений увеличения производства продукции аквакультуры является развитие племенной работы. В настоящее время на территории Нижегородской области отсутствуют племенные предприятия по производству рыбопосадочного материала. Для этого необходимо создание племенных хозяйств и присвоение им статуса племенных организаций. Развитие селекционно-племенной базы, внедрение племенной продукции позволит увеличить объемы продукции аквакультуры при осуществлении прудового и индустриального рыбоводства.
Значительное увеличение объемов выращивания товарной рыбы невозможно без повышения эффективности работы рыбопитомников, обеспечивающих рыбоводные предприятия качественным высокопродуктивным племенным материалом. Данная категория хозяйств обладает дорогостоящими основными фондами и сложной технологией производства. Для восстановления проектной продуктивности рыбопитомников требуется несколько лет. Основная задача рыбопитомников - обеспечение рыбоводных хозяйств рыбопосадочным материалом: личинками, годовиками. Одной из приоритетных задач рыбопитомников является освоение технологии выращивания рыбопосадочного материала с повышенным весовым стандартом. Рыбопитомники несут ответственность за качество рыбопосадочного материала, реализуемого рыбоводным хозяйствам, в том числе за его породную принадлежность.
Внедрение в производство высокопродуктивных пород и объектов аквакультуры обеспечит значительный рост производства продукции аквакультуры.
Для более широкого продвижения выращенной продукции аквакультуры на внутренний рынок на рыбоводных хозяйствах необходимо создание технологических участков по предпродажной подготовке объектов аквакультуры для осуществления таких операций, как мойка рыбы, снятие чешуи, потрошение, разделка на тушку, филе, стейки. Подготовленная таким образом к продаже рыба в охлажденном виде, пересыпанная льдом, может быть доставлена на прилавки потребителю.
В то же время требуется модернизация и замена морально и физически устаревшего оборудования и строительство новых цехов по производству копчено-вяленой, провесной продукции и балычных изделий, выпуску солено-пряной продукции в мелкой полимерной таре.
Учитывая возрастающий спрос населения на рыбную и иную продукцию из водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры, необходимо увеличение производства кулинарных изделий. Из кулинарии одинаково востребованы как фарш, так и вторые замороженные блюда (рыбные котлеты, фрикадельки, зразы, колбасы, пельмени, пастообразная продукция). Рост производства растительноядных видов рыб потребует расширения ассортимента производимой продукции аквакультуры с использованием толстолобика мелкой навески. В связи с этим особое место в приготовлении новых видов продукции займет технология приготовления фарша, открывающая возможности рационального использования рыбной продукции. Для этого необходимо на рыбоводных хозяйствах строительство цехов по производству фарша с использованием блочной заморозки.
Значительный рост выращивания объектов аквакультуры, объемов их переработки требует увеличения перерабатывающей базы путем модернизации существующих предприятий и строительства новых. Предусматривается полная замена устаревшего оборудования на большинстве работающих предприятий на новое, как отечественное, так и импортное: разделочные машины, куттеры, скороморозильные аппараты, коптильные печи, консервное, кулинарное, упаковочное оборудование.
Развитие этой технологии позволит расширить ассортимент кулинарных изделий, консервов и использовать в переработке все выращенные объекты аквакультуры, удовлетворив максимальный спрос населения в кулинарных изделиях.
В целях организации круглогодичной торговли объектами аквакультуры в живом виде в муниципальных образованиях необходимо создание районных баз по передержке живых объектов аквакультуры.
Мероприятие реализуется путем предоставления субсидий за счет средств областного и федерального бюджетов в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводство) и товарного осетроводства, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
4. Проведение научно-исследовательских работ в области аквакультуры
Специализированными научно-исследовательскими учреждениями будут обследованы водоемы комплексного назначения на территории Нижегородской области и даны заключения об их пригодности к использованию в целях аквакультуры с учетом гидрохимических, гидрологических и гидробиологических особенностей, наличия кормовой базы и эпизоотического состояния. Также совместно будут проведены работы по определению наиболее продуктивных пород рыб для выращивания на территории Нижегородской области. Особое внимание специализированных научно-исследовательских учреждений будет уделено научному и консультативному сопровождению создания новых рыбоводных установок индустриального типа.
В рамках Программы запланировано проведение более 6 научных исследований и оформление заключений по рыбоводным хозяйствам, введение в эксплуатацию водных объектов на основании научных заключений в количестве 3 единиц.
5. Проведение мероприятий по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами (сотрудники рыбных хозяйств и специалисты уполномоченных органов власти Нижегородской области в сфере товарного рыбоводства)
Целью мероприятий по кадровому обеспечению реализации Программы является создание условий для привлечения молодых специалистов в рыбоводные хозяйства Нижегородской области, обучение, регулярное повышение квалификации сотрудников рыбных хозяйств, а также специалистов уполномоченных органов, и обеспечение их участия в различных мероприятиях, посвященных развитию аквакультуры в Нижегородской области.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации мероприятий Программы - 3 года, с 2018 по 2020 год. Программа реализуется в один этап.
2.4. Перечень основных мероприятий Программы
Таблица 1
N |
Наименование мероприятий |
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы) |
Сроки выполнения (год) |
Исполнители мероприятий |
Объем финансирования (по годам) за счет средств областного бюджета (тыс. руб.) |
|||
2018 |
2019 |
2020 |
Всего |
|||||
Цель Программы: Увеличение объема производства продукции товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области |
16 817 |
20 680 |
23 586 |
61 083 |
||||
Государственная программа "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" |
16 817 |
20 680 |
23 586 |
61 083 |
||||
Основное мероприятие 1.1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб |
прочие расходы |
2018 - 2020 |
комитет госохотнадзора Нижегородской области |
8 640 |
10 370 |
11 100 |
30 110 |
|
Основное мероприятие 1.2. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала |
прочие расходы |
2018 - 2020 |
комитет госохотнадзора Нижегородской области |
7 677 |
8 874 |
11 050 |
27 601 |
|
Основное мероприятие 1.3. Стимулирование инвестиционной деятельности в области рыбопромышленного комплекса |
капвложения |
2018 - 2020 |
комитет госохотнадзора Нижегородской области |
0 |
936 |
936 |
1 872 |
|
Основное мероприятие 1.4. Проведение научно-исследовательских работ в области аквакультуры |
НИОКР |
2018 - 2020 |
комитет госохотнадзора Нижегородской области |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
1 200,0 |
|
Основное мероприятие 1.5. Проведение мероприятий по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами |
прочие расходы |
2018 - 2020 |
комитет госохотнадзора Нижегородской области |
100 |
100 |
100 |
300 |
2.5. Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации Программы
Таблица 2. Сведения об индикаторах и непосредственных результатах
N |
Наименование индикатора/непосредственного результата |
Единицы измерения |
Значение индикатора/непосредственного результата (по годам) |
|||
2016 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
|
Государственная программа "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" |
|||||
|
Индикаторы: |
|||||
1. |
Увеличение объема производства (выращивания) товарной рыбы по отношению к 2016 году |
% |
- |
30 |
65 |
145 |
2. |
Увеличение объема производства (выращивания) рыбопосадочного материала по отношению к 2016 году |
% |
- |
10 |
20 |
31 |
|
Непосредственные результаты |
|||||
1. |
Объем производства (выращивания) товарной рыбы |
тонн |
259 |
337 |
427 |
635 |
2. |
Объем производства (выращивания) рыбопосадочного материала |
тонн |
216 |
238 |
259 |
283 |
2.6. Меры правового регулировании Программы
Таблица 3. Сведения об основных мерах правового регулирования
N |
Вид правового акта |
Основные положения правового акта (суть) |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
Государственная программа "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" | ||||
1. |
Постановление Правительства Нижегородской области |
Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета Нижегородской области рыбоводным хозяйствам на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб и рыбопосадочного материала в рамках государственной программы Нижегородской области "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" |
Комитет госохотнадзора Нижегородской области |
2018 год |
2. |
Постановление Правительства Нижегородской области |
Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета Нижегородской области и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Нижегородской области "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" |
Комитет госохотнадзора Нижегородской области |
2018 год |
2.7. Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области
В рамках реализации мероприятий Программы предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области не предусмотрено.
2.8. Участие государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием Нижегородской области, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов в реализации Программы
Участие государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием Нижегородской области, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов в реализации Программы не предусмотрено.
Программой предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями, не предусмотрено.
2.9. Обоснование объема финансовых ресурсов
Объемы финансирования мероприятий Программы уточняются ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Информация по ресурсному обеспечению Программы за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации Программы) отражена в таблицах 4 и 5.
Таблица 4. Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета
Статус |
Подпрограмма государственной программы |
Государственный заказчик - координатор, соисполнители |
Расходы (тыс. руб.), годы |
|||
2018 |
2019 |
2020 |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственная программа "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" |
Всего |
16 817 |
20 680 |
23 586 |
61 083 |
|
Государственный заказчик-координатор: комитет госохотнадзора Нижегородской области |
16 817 |
20 680 |
23 586 |
61 083 |
Таблица 5. Прогнозная оценка расходов на реализацию Программы за счет всех источников
Статус |
Наименование подпрограммы |
Источники финансирования |
Оценка расходов (тыс. руб.), годы |
|||
2018 |
2019 |
2020 |
Всего |
|||
Государственная программа "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" |
Всего, в т.ч.: |
16 817 |
23 344 |
26 250 |
66 411 |
|
расходы областного бюджета |
16 817 |
20 680 |
23 586 |
61 083 |
||
расходы местных бюджетов |
|
|
|
|
||
расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
||
расходы территориальных государственных внебюджетных фондов |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет* |
|
2 664 |
2 664 |
5 328 |
||
юридические лица и индивидуальные предприниматели |
|
|
|
|
||
прочие источники (собственные средства населения и др.) |
|
|
|
|
||
Мероприятие 1.1 |
Предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб |
Всего, в т.ч.: |
8 640 |
10 370 |
11 100 |
30 110 |
расходы областного бюджета |
8 640 |
10 370 |
11 100 |
30 110 |
||
расходы местных бюджетов |
|
|
|
|
||
расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
||
расходы территориальных государственных внебюджетных фондов |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет* |
|
|
|
|
||
юридические лица и индивидуальные предприниматели |
|
|
|
|
||
прочие источники (собственные средства населения и др.) |
|
|
|
|
||
Мероприятие 1.2 |
Предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала |
Всего, в т.ч.: |
7 677 |
8 874 |
11 050 |
27 601 |
расходы областного бюджета |
7 677 |
8 874 |
11 050 |
27 601 |
||
расходы местных бюджетов |
|
|
|
|
||
расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
||
расходы территориальных государственных внебюджетных фондов |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
юридические лица и индивидуальные предприниматели |
|
|
|
|
||
прочие источники (собственные средства населения и др.) |
|
|
|
|
||
Мероприятие 1.3 |
Стимулирование инвестиционной деятельности в области рыбопромышленного комплекса |
Всего, в т.ч.: |
|
3 600 |
3 600 |
7 200 |
расходы областного бюджета |
|
936 |
936 |
1 872 |
||
расходы местных бюджетов |
|
|
|
|
||
расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
||
расходы территориальных государственных внебюджетных фондов |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет* |
|
2 664 |
2 664 |
5 328 |
||
юридические лица и индивидуальные предприниматели |
|
|
|
|
||
прочие источники (собственные средства населения и др.) |
|
|
|
|
||
Мероприятие 1.4 |
Проведение научно-исследовательских работ в области аквакультуры |
Всего, в т.ч.: |
400 |
400 |
400 |
1 200 |
расходы областного бюджета |
400 |
400 |
400 |
1 200 |
||
расходы местных бюджетов |
|
|
|
|
||
расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
||
расходы территориальных государственных внебюджетных фондов |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
юридические лица и индивидуальные предприниматели |
|
|
|
|
||
прочие источники (собственные средства населения и др.) |
|
|
|
|
||
Мероприятие 1.5 |
Проведение мероприятий по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами |
Всего, в т.ч.: |
100 |
100 |
100 |
300 |
расходы областного бюджета |
100 |
100 |
100 |
300 |
||
расходы местных бюджетов |
|
|
|
|
||
расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
||
расходы территориальных государственных внебюджетных фондов |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
юридические лица и индивидуальные предприниматели |
|
|
|
|
||
прочие источники (собственные средства населения и др.) |
|
|
|
|
* Объемы финансовых средств из федерального бюджета, выделяемых Нижегородской области на мероприятия подпрограммы, ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете
2.10. Анализ рисков реализации Программы
При реализации Программы будут предприняты меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам при реализации Программы относятся внешние и внутренние риски.
К внешним рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных результатов, относятся:
- недостаточный уровень финансирования из всех источников;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура, затрудняющая реализацию дополнительных объемов продукции аквакультуры;
- природно-климатические риски, оказывающие влияние на объемы товарного разведения аквакультуры.
К внутренним рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных результатов, относятся:
- организационные риски;
- подготовка квалифицированных кадров;
- производственные риски (кормообеспечение, ветеринарная защита и т.д.);
- технологические риски (поломка или освоением новых образцов техники и оборудования).
Управление внешними рисками в рамках реализации Программы должно сводиться к точному и своевременному обеспечению финансирования ее мероприятий из всех источников, при этом особое внимание предполагается уделять обеспечению плановых пропорций финансирования из внебюджетных источников с финансированием по линии бюджета действующих обязательств.
Эффективное управление внутренними рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы в рамках имеющихся полномочий.
3. Подпрограммы Программы
В Программе отсутствуют подпрограммы.
4. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы"
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы" предусмотрена в государственной программе "Охрана животного мира Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 13 июля 2017 года N 516.
5. Оценка планируемой эффективности Программы
В рамках реализации Программы к 2020 году запланировано увеличение производства продукции товарной аквакультуры до 635 тонн в год, увеличение производства рыбопосадочного материала до 283 тонны в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2018 г. N 98 "Об утверждении государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 14 февраля 2018 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 27 апреля 2018 г. N 34
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26 августа 2024 г. N 488 настоящий документ признан утратившим силу с 26 августа 2024 г. Действие названного постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2023 г. N 1063
Изменения вступают в силу с 11 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 февраля 2023 г. N 151
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2023 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 26 июля 2022 г. N 587
Изменения вступают в силу с 26 июля 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 марта 2022 г. N 170
Изменения вступают в силу с 17 марта 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2021 г. N 1261
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 19 июля 2021 г. N 614
Изменения вступают в силу с 19 июля 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июня 2021 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 февраля 2021 г. N 122
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2021 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 августа 2020 г. N 661
Изменения вступают в силу с 7 августа 2020 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 3 июля 2020 г. N 539
Изменения вступают в силу с 3 июля 2020 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 18 февраля 2020 г. N 130
Изменения вступают в силу с 18 февраля 2020 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 2 октября 2019 г. N 712
Изменения вступают в силу с 2 октября 2019 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 5 августа 2019 г. N 541
Изменения вступают в силу с 5 августа 2019 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 февраля 2019 г. N 79
Изменения вступают в силу с 15 февраля 2019 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2018 г. N 862
Изменения вступают в силу с 14 декабря 2018 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 ноября 2018 г. N 737
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2018 г.