В соответствии с частью 2 статьи 79 Устава Воронежской области в целях управления государственным долгом Воронежской области правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долговую политику Воронежской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гусев |
Утверждена
постановлением
правительства
Воронежской области
от 25 октября 2018 г. N 925
Долговая политика Воронежской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
1. Общие положения
Долговая политика Воронежской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - долговая политика) сформирована на основе приоритетов, определенных:
- перечнем поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения решений Президента Российской Федерации по вопросам эффективности принятия мер по сокращению дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации от 4 января 2017 г. N Пр-32;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1482 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации";
- Законом Воронежской области от 30 июня 2010 г. N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года";
- постановлением правительства Воронежской области от 25 декабря 2013 г. N 1163 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Управление государственными финансами, создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований Воронежской области".
Долговая политика является производной от бюджетной политики Воронежской области и определяется текущими особенностями развития экономики Воронежской области и Российской Федерации в целом.
2. Цели и задачи долговой политики Воронежской области
Целью долговой политики является обеспечение сбалансированного исполнения бюджета Воронежской области при сохранении долговой устойчивости Воронежской области.
На 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов данная цель долговой политики будет достигаться через решение следующих задач:
- обеспечение финансирования дефицита областного бюджета и рефинансирования долговых обязательств путем привлечения заемных средств на выгодных для Воронежской области условиях;
- своевременное исполнение долговых обязательств в полном объеме;
- осуществление государственных внутренних заимствований Воронежской области в зависимости от конъюнктуры финансового рынка;
- изучение возможности использования государственных ценных бумаг Воронежской области как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета и рефинансирования долговых обязательств;
- обеспечение оптимизации структуры государственного долга Воронежской области (далее - государственный долг) и минимизации стоимости его обслуживания;
- выполнение Программы оздоровления государственных финансов Воронежской области на 2018 - 2019 годы;
- обеспечение в 2019 - 2021 годах дефицита областного бюджета на уровне не более 10 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год (при этом утвержденный законом Воронежской области об областном бюджете и сложившийся по данным годового отчета об исполнении областного бюджета в 2019 - 2021 годах дефицит областного бюджета может превысить установленный показатель на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Воронежской области, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета);
- обеспечение на 1 января 2020 года доли общего объема государственного долга не более 47 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, не более 30 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год; обеспечение на 1 января 2021 года доли общего объема государственного долга не более 44 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, не более 30 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год; обеспечение на 1 января 2022 года доли общего объема государственного долга не более 41 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, не более 30 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год.
3. Основные направления долговой политики
По итогам исполнения основных задач долговой политики 2017 года удалось существенно снизить уровень долговой нагрузки региона. По состоянию на 1 января 2018 года государственный долг составил 33,5 млрд рублей, объем долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, составил 20,1 млрд рублей. За 2017 год доля общего объема государственного долга сложилась в размере 49 процентов от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, составила 29,3 процента от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год. Долговая нагрузка на бюджет по сравнению с 2016 годом снизилась на 7,6 процентного пункта, рыночная долговая нагрузка - на 11,9 процентного пункта.
Одновременно со снижением уровня государственного долга и проводимыми мероприятиями, направленными на минимизацию стоимости долговых обязательств, сократились и расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга. В 2016 году они составили 2,1 млрд рублей, в 2017 году - 1,1 млрд рублей, т. е. сократились на 52 процента.
Приоритеты долговой политики 2017 года сохраняются в 2018 году и будут продолжены в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов.
Использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области под процентную ставку 0,1% годовых на срок до 90 дней способствует сокращению сроков и объемов привлечения банковских кредитов и позволяет достичь оптимального структурного соотношения долговых обязательств. Так, по состоянию на 1 октября 2018 года в структуре государственного долга полностью отсутствуют кредиты, полученные от кредитных организаций. В то же время сохраняется возможность их использования благодаря наличию в кредитном портфеле достаточного объема возобновляемых кредитных линий.
На постоянной основе проводится мониторинг заключенных с кредитными организациями государственных контрактов на открытие кредитных линий. Одним из условий таких контрактов является снижение процентных ставок по согласованию сторон. В случае уменьшения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки с банками-кредиторами заключаются дополнительные соглашения на снижение процентных ставок, проводятся дополнительные электронные аукционы на заключение новых государственных контрактов с более низкой ценой. Результатом всех мер является экономия расходов на обслуживание государственного долга.
Долговую политику в рамках управления государственным долгом проводит департамент финансов Воронежской области по следующим основным направлениям:
1) бюджетное планирование объема государственного долга и расходов на его обслуживание;
2) осуществление государственных внутренних заимствований Воронежской области;
3) проведение операций с долговыми обязательствами, направленных на оптимизацию структуры государственного долга (снижение потенциальных рисков) и сокращение расходов на его обслуживание;
4) исполнение долговых обязательств в соответствии с графиками платежей по государственным контрактам, соглашениям, дополнительным соглашениям, договорам, обслуживание государственного долга, организация учета долговых обязательств и финансово-долговых операций.
На этапе бюджетного планирования определяются объемы, сроки и формы предстоящих заимствований. Исходными данными для решения этих задач являются:
- плановые показатели объемов доходов, расходов и дефицита бюджета;
- объем, структура, стоимость обслуживания и график погашения существующих долговых обязательств;
- текущая и прогнозируемая конъюнктура финансового (долгового) рынка, определяющая стоимость привлечения заемных средств.
Осуществляется мониторинг показателей уровня дефицита, объема государственного долга, в том числе общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам от кредитных организаций в соответствии с параметрами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации.
Результаты планирования государственного долга отражаются в программах государственных внутренних заимствований и государственных гарантий, утверждаемых законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
На этапе осуществления заимствований происходит выбор конкретных инструментов заимствований, определение наиболее благоприятных временных периодов для выхода на рынок в целях привлечения заемных ресурсов, осуществление закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В 2019 - 2021 годах привлечение рыночных заимствований будет осуществляться с учетом складывающейся на финансовом рынке конъюнктуры, будет продолжено взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации по вопросам реструктуризации долговых обязательств.
Сохранится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области на условиях, установленных действующим законодательством.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 января 2017 г. N Пр-32 (п. 2) в 2019 - 2021 годах планируется использование государственных ценных бумаг, в том числе в качестве источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета.
Привлечение кредитных ресурсов планируется осуществлять в основном в форме возобновляемых кредитных линий, государственные контракты заключать с условием снижения процентной ставки в случае снижения ключевой ставки Центральным банком Российской Федерации.
Планируется обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, а также установление аналогичных норм в акте высшего исполнительного органа государственной власти, устанавливающем порядок предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета местным бюджетам.
В целях минимизации бюджетных рисков предоставление государственных гарантий Воронежской области не предусматривается.
На этапе погашения государственного долга, его обслуживания и учета осуществляется финансирование долговых и расходных обязательств в объемах и в сроки, которые обеспечивают полное и своевременное их исполнение. Осуществляется ведение государственной долговой книги Воронежской области.
Информация о проводимой долговой политике является открытой и общедоступной. Соответствующие сведения предоставляются в различных формах, в том числе на официальном сайте департамента финансов Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике является важным элементом формирования благоприятной кредитной истории Воронежской области.
4. Мероприятия, проводимые в рамках реализации основных направлений долговой политики
Достижение цели и реализацию задач долговой политики необходимо осуществлять путем выполнения Программы оздоровления государственных финансов Воронежской области на 2018 - 2019 годы, утвержденной распоряжением правительства Воронежской области от 28 сентября 2018 г. N 762-р, плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Воронежской области, утвержденного распоряжением правительства Воронежской области от 20 февраля 2018 г. N 136-р "Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Воронежской области на период до 2034 года", включающих мероприятия по оптимизации расходов, росту доходов бюджета Воронежской области и сокращению государственного долга.
Формирование областного бюджета будет проводиться в рамках утвержденных мероприятий. При исполнении областного бюджета будет осуществляться анализ использования бюджетных ассигнований получателями средств областного бюджета в целях своевременного принятия решений о перераспределении или сокращении расходов, потребность в которых отсутствует.
Будет продолжена работа по проведению мониторинга финансовых рынков, и в случае благоприятной конъюнктуры будет осуществляться проведение операций по рефинансированию долговых обязательств. В целях снижения риска рефинансирования долговых обязательств Воронежской области предполагается использование различных долговых инструментов, расширение базы кредиторов, взаимодействие с национальными рейтинговыми агентствами.
С целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга предполагается сокращение сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций, путем привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области.
Решению задач долговой политики будет способствовать также последовательное, постоянное и эффективное взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации.
Проведенная в 2017 году реструктуризация обязательств (задолженности) Воронежской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам на общую сумму 12,0 млрд рублей на условиях рассрочки исполнения обязательств до 2024 года дает возможность отсрочить привлечение рыночных заимствований в 2019 году на сумму 1,7 млрд рублей. В целях дальнейшего участия Воронежской области в программе реструктуризации обязательств (задолженности) бюджетных кредитов необходимо в 2019 году обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Воронежской области (включая доходы, не полученные Воронежской областью в связи с предоставлением установленных федеральными законами льгот по региональным и местным налогам) не ниже фактического уровня инфляции. Это позволит продлить срок возврата обязательств по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом до 2029 года и обеспечить экономию по выплате процентных платежей.
Реализация основных направлений долговой политики позволит сохранить бюджетную и долговую устойчивость областного бюджета, а также выполнить принятые обязательства и условия соглашений о предоставлении бюджету Воронежской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета
Воронежской области, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, и дополнительных соглашений к ним о реструктуризации обязательств (задолженности).
Таким образом, в 2019 - 2021 годах долговая политика сохранит тенденции эффективного управления государственным долгом, его стабилизации и снижения долговой нагрузки на областной бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Воронежской области от 25 октября 2018 г. N 925 "Об утверждении долговой политики Воронежской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
Текст постановления опубликован в информационной системе "Официальный портал органов власти Воронежской области" http://www.govvrn.ru 26 октября 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region36) 29 октября 2018 г.