Отчет N 2.5-2018
о результатах контрольного мероприятия "Проверка соблюдения бюджетного законодательства и осуществления деятельности по социально-экономическому развитию территории органами местного самоуправления Аннинского муниципального района в 2016 - 2017 годах (совместно с муниципальным контрольно-счетным органом)"
Утвержден
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
от 22.03.2018 N 7(253)
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.5 плана работы на 2018 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 31.01.2018 N 3.
Цель(и) контрольного мероприятия: оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе, изучение организации бюджетного процесса и соблюдения в ходе его исполнения законодательства, проверка эффективного и целевого использования бюджетных средств, муниципальной собственности и земельных ресурсов.
Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Администрация Аннинского муниципального района Воронежской области - акт N 2.5 - 2018 от 13.03.2018.
2. Отдел финансов администрации Аннинского муниципального района Воронежской области - акт N 2.5/1 - 2018 от 02.03.2018.
3. Администрация Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области - акт N 2.5/2 - 2018 от 02.03.2018.
4. Администрация Архангельского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области - акт N 2.5/3 - 2018 от 26.02.2018.
5. Аннинское муниципальное унитарное предприятие "Архитектура и градостроительство" - акт N 2.5/4 - 2018 от 01.03.2018.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 05. 02. 2018 по 16. 03.2018.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Анализ социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной деятельности, перспектив развития территории.
2. Оценка достижения значений показателей эффективности развития муниципального района в соответствии с Соглашением между правительством Воронежской области и администрацией муниципального района.
3. Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления, организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Проверка эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на содержание и деятельность органов местного самоуправления. Анализ численности и оплаты труда работников органов местного самоуправления.
5. Проверка организации бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству. Анализ структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета и бюджетов поселений).
6. Анализ исполнения районного бюджета.
7. Проверка эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами на территории муниципального района.
8. Осуществление органами местного самоуправления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
9. Проверка выполнения органами местного самоуправления мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных предыдущими контрольными мероприятиями.
10. Анализ формирования и исполнения бюджета Аннинского городского поселения. Проверка эффективного и целевого использования средств местного бюджета. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами.
11. Анализ формирования и исполнения бюджета Архангельского сельского поселения. Проверка эффективного и целевого использования средств местного бюджета. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами.
Результаты контрольного мероприятия
Анализ социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной деятельности, перспектив развития территории
Аннинский район образован 30 июля 1928 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР "О новом районировании" и законом Воронежской области от 15.10.2004 N 63-ОЗ наделен статусом муниципального района. Общая площадь района составляет 2,1 тыс. кв. км (4% территории области).
В Аннинском районе 65 населённых пунктов в составе одного городского и 22 сельских поселений. Административным центром является Аннинское городское поселение с численностью населения 16,4 тыс. человек.
Транспортные коммуникации удобны для развития хозяйственных связей. С запада на восток по территории района проходит федеральная автодорога А-144 "Курск - Воронеж - Борисоглебск", а с северо-запада к пгт. Анна подходит железнодорожная ветка от станции Графская.
Район располагает развитой автодорожной сетью, включающей 596,6 км дорог местного значения, связывающих райцентр и сельские поселения с сетью областных и федеральных дорог, из них: 264,5 км составляют автодороги с твердым покрытием и 332,1 км - грунтовых автодорог.
Численность постоянного населения на 1 января 2018 года составила 38377 человек, уменьшение по сравнению с прошлым годом составило 1434 человека. Уменьшение численности населения района обусловлено миграционной и естественной убылью населения. За 2017 год прибыло 2001, убыло 2746 человек, смертность превысила рождаемость на 633 человека.
Экономически активное население на 01.01.2018 составляет 18124 человек, из них в экономике района занято 16524 человек или 91%. Уровень зарегистрированной безработицы составляет 0,8% (по области - 1,0%).
В районе 15764 пенсионера (41% от общей численности населения). Средний размер пенсий в 2017 году сложился в размере 11177 руб., что на 5% выше соответствующего периода прошлого года.
Среднедушевые доходы и среднемесячная заработная плата в 2013 - 2017 годах приведены в таблице:
(руб.)
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Среднедушевые доходы |
10 369,1 |
11 285,2 |
12 751,0 |
13 945,0 |
14 867,0 (оценка) |
Среднемесячная заработная плата |
16 755,2 |
18 548,3 |
19 221,8 |
21 063,9 |
21 749,0 |
Сельское хозяйство является основой экономики района и представлено отраслью растениеводства и животноводства. Площадь сельскохозяйственных угодий муниципального района составляет 177,3 тыс. га, из них 139,2 тыс. га (или 79%) - пашня. Производством сельскохозяйственной продукции занимаются 23 предприятия и 127 КФХ.
На территории района реализуется программа "Развитие сельского хозяйства Аннинского муниципального района на 2013 - 2020 годы". По итогам 2017 года все показатели программы выполнены: производство зерна составило 263,4 тыс. тонн, при плане 186,2 тыс. тонн - выполнение 141,5%, сахарной свеклы 553,6 тыс. тонн, план 524,1 тыс. тонн - выполнение 105,6%, подсолнечника 45,0 тыс. тонн, план 35,0 тыс. тонн - выполнение 128,6%.
Серьезные успехи достигнуты в молочном животноводстве. В районе произведено 62688 тонн молока, с ростом 10000 тонн к уровню 2016 года (52600 тонн).
Практически обновлен машинно-тракторный парк предприятий АПК (на 95%), энерговооруженность составляет 168 л.с. на 100 га пашни. В 2017 году приобретено сельскохозяйственной техники на сумму около 500 млн. руб., 100% к уровню прошлого года.
Промышленный потенциал района включает в себя 14 предприятий с численностью занятых 1129 человек. Наибольший удельный вес занимают предприятия обрабатывающих производств (9 предприятий), полиграфия (1 предприятие). Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 4 предприятия.
Положение промышленной отрасли района характеризуется в целом ростом объемов производства.
Показатели промышленного производства |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Объем отгруженных товаров по промышленным видам экономической деятельности, млн. руб. / % к предыдущему году |
3 977,4/ 112,5% |
4 321,9/ 108,7% |
6 005,0/ 138,9% |
6 237,3/ 103,9% |
5 833,9/ 93,5% |
Снижение производства продукции и отгрузки в 2017 году связано с тем, что в декабре 2017 года на предприятии "Аннинское молоко" ф-л ОАО "ВБД" сменился собственник и производство временно приостановлено. Новый владелец, компания "ЭкоНива", которая успешно занимается молочным производством в Лискинском, Бобровском, Каменском и других районах, планирует восстановить ассортимент молочной продукции.
По состоянию на 01.01.2018 в районе осуществляют деятельность 188 предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и 1090 индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере услуг, сельского хозяйства, торговли, общественного питания.
За 2017 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 39 единиц, из них предприятий - уменьшилось на 11 ед., численность предпринимателей возросла на 50 единиц.
Автотранспортный комплекс района представлен предприятиями ОАО "Автоколонна 1745" и ООО "Анна-Экспресс". Предприятия обслуживают 5 городских маршрутов, 17 пригородных, 3 междугородных маршрута. В результате регулярными пассажирскими перевозками охвачены все населенные пункты района. За прошедший период доходы от основного вида деятельности по сравнению с 2016 годом увеличились на 4%. Дополнительно на территории района официально оформлены и работают фирмы по оказанию транспортных услуг "Такси".
Важным сектором экономики района является потребительский рынок, который состоит из предприятий розничной, оптовой и мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и представляет собой 1115 точек стационарной, передвижной и мелкорозничной торговли, 129 точек общественного питания, 200 предприятий бытового обслуживания.
Розничный товарооборот, включая общественное питание, за 2017 год увеличился на 6% по сравнению с 2016 годом и составил 4 555 млн. руб.
В 2017 году были открыты 10 магазинов, 1 киоск, 8 павильонов розничной торговли и непродовольственной группы товаров.
Совокупный доход организаций (оборот организаций), расположенных на территории района
в 2017 году составил 19 627,7 млн. руб. с увеличением на 1,0% к уровню 2016 года (19 442,3 млн. руб.). Его структура представляется следующим образом: сельское хозяйство - 43,8% (43,0% в 2016 году); торговля - 21,5% (20,76%); промышленность - 29,7% (32,3%); транспорт - 0,2% (0,2%); платные услуги - 3,74% (4,8%).
Администрацией муниципального района разработана и реализуется Стратегия социально-экономического развития Аннинского муниципального района на период до 2020 года, утвержденная решением Совета народных депутатов Аннинского муниципального района от 01.11.2011 N 68, которая в качестве ключевых направлений деятельности администрации на этот период определила нацеленность на достижение существенного роста качества жизни населения района путем повышения конкурентоспособности экономики, реализации намеченных и новых инвестиционных проектов и создания эффективной системы управления, обеспечивающей совершенствование социальной инфраструктуры района.
Инвестиции по коммерческим и некоммерческим организациям за 5 лет (2013-2017 гг.) по Аннинскому муниципальному району представлены в таблице.
(млн. руб.)
Инвестиции, |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Всего, в т.ч.: |
1 340,5 |
1 081,1 |
2 127,1 |
2 413,7 |
2 564,9 |
По некоммерческим предприятиям |
132,8 |
116,7 |
60,3 |
120,9 |
42,1 |
По коммерческим предприятиям |
1 207,7 |
964,4 |
2 066,8 |
2 292,8 |
2 522,8 |
На территории Аннинского муниципального района в проверяемом периоде осуществлено строительство газопроводов низкого давления, газовых котельных, ФАПов, спортивной площадки, тепловых сетей, устройство тротуаров, строительство и установка блочно-модульной водоподготовительной установки, а также благоустройство центрального парка в п г т. Анна и с. Березовка.
На сайте Контрольно-счетной палаты Воронежской области проведен опрос жителей Аннинского муниципального района. В опросе участвовали 536 жителей района, из которых основную долю составляют работающие граждане (85,8%).
Среди опрошенных жителей 46,5% считает жизнь в районе благоприятной, еще 38,8% - нормальной, стабильной.
Качеством дорог довольны 61,4% опрошенных жителей, организацией транспортного обслуживания довольны 82,5% опрошенных жителей.
Жители района считают, что в районе имеется достаточное количество школ (87,2% опрошенных), детских садов (78,2%), библиотек (57,7%), спортивных площадок (48,1%), клубов (46,4%), медицинских учреждений (30,5%).
Недостаток медицинских учреждений объясняется неудовлетворенностью населения качеством медицинского обслуживания, которое связано с низкой укомплектованностью БУЗ ВО "Аннинская РБ" врачами. Так обеспеченность врачами на 10 тысяч населения составляет 23,1, укомплектованность кадрами по врачам (физическими лицами) - 53,5%. Укомплектованность по штатам составляет 71%, который достигнут за счет высокого коэффициента совместительства.
Оценка достижения значений показателей эффективности развития муниципального района в соответствии с Соглашением между правительством Воронежской области и администрацией муниципального района
В рамках исполнения Соглашения по итогам 2016 года плановые значения были достигнуты по 20 из 21 (95%) показателя эффективности, по итогам 2015 года 20 из 22 (91%).
По результатам оценки эффективности развития муниципальных районов по региональным показателям, проведенной департаментом по развитию муниципальных образований Воронежской области, по итогам 2016 года район занял 6 место в своей группе (в 2015 году - 4 место).
По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов Воронежской области по итогам 2016 года, проведенной департаментом по развитию муниципальных образований Воронежской области, среди муниципальных районов области Аннинский район находится на 5 месте, (в 2015 году - 5 место).
Анализ достигнутых районом за 2016 год показателей оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти, установленных постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" показал, что из 40 показателей по 9 район имеет неэффективную динамику к уровню прошлого года.
Меры по улучшению значения этих показателей предусматриваются в принятых на 2016 - 2018 годы муниципальных программах, а также в планах мероприятий, направленных на улучшение значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района, утвержденных распоряжениями администрации района от 03.04.2016 N 34-р "О плане мероприятий, по улучшению значений показателей эффективности деятельности Аннинского муниципального района на 2016 год" и от 28.03.2017 N 46-р "О плане мероприятий, по улучшению значений показателей эффективности деятельности Аннинского муниципального района на 2017 год".
Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления, организации предоставления государственных и муниципальных услуг
По показателю оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, установленному постановлением правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" - "Объем расходов бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования" район за 2013 - 2015 годы имеет неэффективную (возрастающую) динамику. Значение показателя за 2016 год по Аннинскому району в 1,2 раза превышает среднеобластное значение по муниципальным районам области. За 2015 год он составил 1 561 руб. (12 значение из 34-х). Действенные меры по достижению более рационального значения данного показателя администрацией района в 2015, 2016 годах не предпринимались.
Постановлением администрации района от 25.08.2016 N 236 "О внесении изменений в постановление администрации Аннинского муниципального района от 16.112015 N 451 "Об утверждении перечней государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Аннинского муниципального района Воронежской области" утверждены в новой редакции перечни предоставляемых услуг (18 муниципальных услуг, предоставляемых администрацией района и 5 муниципальных услуг, предоставляемых администрацией при осуществлении переданных отдельных полномочий городского и сельских поселений, 15 государственных услуг, предоставляемых администрацией при осуществлении переданных отдельных государственных полномочий).
Распоряжением администрации района от 30.09.2016 N 232-р "О назначении ответственных за предоставление муниципальных услуг" назначены ответственные структурные подразделения за предоставление муниципальных услуг. Все государственные и муниципальные услуги, предоставляемые администрацией района, распределены между отделами. Проверкой установлено, что в нарушении Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не назначены ответственные исполнители
- работники администрации района за предоставление муниципальных услуг. Кроме того, в должностных инструкциях сотрудников, участвующих в оказании муниципальных услуг, отсутствует информация об обязанности по предоставлению муниципальных услуг.
Распоряжением администрации района от 29.07.2015 N 169-р утвержден порядок разработки и утверждения административных регламентов "О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг".
В 2016 году предоставлено 4922 услуги, за 2017 год - 5771 услуга.
В нарушение ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по отдельным государственным услугам отсутствовали административные регламенты.
Проверка эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на содержание и деятельность органов местного самоуправления. Анализ численности и оплаты труда работников органов местного самоуправления
Администрация Аннинского муниципального района в соответствии с Уставом является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, а также отдельными государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления в соответствии с законами Воронежской области.
Устав Аннинского муниципального района Воронежской области утвержден решением Совета народных депутатов от 25.06.2013 N 31 и зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской федерации по Воронежской области от 01.08.2013 NRU 365010002013001.
Действующая структура администрации района утверждена решением Совета народных депутатов от 04.12.2017 N 46. Структура содержит аппарат администрации, 10 отделов, сектор учета и отчетности, сектор правового обеспечения и муниципальный архив.
Действующее штатное расписание муниципальных служащих администрации района, муниципальных служащих администрации, выполняющих переданные полномочия, утверждено постановлением администрации от 21.12.2017 N 840 в количестве 19 шт. ед. с месячным фондом оплаты труда в сумме 772,9 тыс. руб. Также постановлением администрации от 21.12.2017 N 841 утверждено штатное расписание работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, в количестве 9 шт. ед. с месячным фондом оплаты труда 212,6 тыс. руб. Фактическая численность сотрудников администрации района на дату проверки (02.03.2018) составляет 27 чел., из которых 19 - муниципальные служащие, 8 - работники, не отнесенных к должностям муниципальной службы.
Проверкой установлено, что администрацией района в проверяемом периоде заключались договоры с муниципальным казенным учреждением "Техническое обеспечение" на предоставление услуг инспекторов (8 чел.) на безвозмездной основе. Однако Уставом МКУ "Техническое обеспечение" предметом деятельности учреждения являются организация и обеспечение деятельности технических служб (п. 2.1 Устава) и не предусмотрено осуществление деятельности по оказанию услуг администрации. Кроме того, заемный труд запрещен статьей 56.1 Трудового кодекса РФ.
Администрация Аннинского муниципального района в соответствии с Уставом является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, однако, в нарушение ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ(1) в составе должностей муниципальных служащих администрации района числится должность председателя ревизионной комиссии, что может привести к нарушению принципов деятельности контрольно-счетных органов, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ (законности, объективности, эффективности, независимости и гласности).
Кроме того, ревизионной комиссией района на безвозмездной основе осуществлялась экспертиза проектов бюджетов поселений и внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов поселений.
Однако согласно ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и ст. 6 "Положения о ревизионной комиссии Аннинского муниципального района Воронежской области", утвержденного Решением Совета народных депутатов района от 20.12.2012 N 56, полномочия внешнего муниципального финансового контроля в поселениях, входящих в состав муниципального образования, осуществляются в соответствии с соглашениями, заключенными Советом народных депутатов района с Советами народных депутатов поселений.
На содержание и обеспечение деятельности администрации района в пределах объемов лимитов бюджетных обязательств в 2016 году направлено 10 102,0 тыс. руб., за 2017 год - 9 989,0 тыс. руб.
Среднемесячная заработная плата муниципальных служащих в проверяемом периоде в зависимости от группы муниципальных должностей составила от 18,0 тыс. руб. до 65,0 тыс. руб.
Среднемесячная заработная плата работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, за 2016 год составила 17,0 тыс. руб., за 2017 год - 18,0 тыс. руб. Выборочной проверкой начисления и выплаты заработной платы нарушений не установлено.
По состоянию на 01.01.2018 балансовая стоимость имущества администрации района составила 24 187,5 тыс. руб., из них: нежилые помещения - 10 814,1 тыс. руб., сооружения - 127,3 тыс. руб., машины и оборудование - 2 923,7 тыс. руб., транспортные средства - 8 792,9 тыс. руб., производственный и хозяйственный инвентарь - 1 529,5 тыс. руб.
Инвентаризация имущества проводилась ежегодно, что соответствует учетной политики. По результатам инвентаризации излишков и недостач не выявлено.
Проверкой установлено, что в нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ не зарегистрировано в установленном порядке право оперативного управления на нежилые помещения, в которых размещена администрация района.
Исполнение сметы расходов администрации Аннинского муниципального района сложилось следующим образом.
(тыс. руб.)
Наименование раздела |
Раздел |
Уточн. план на 2016 год |
Исполнено 2016 год |
Исполнение уточн. плана, % |
Уточн. план на 2017 год |
Исполнено 2017 год |
Исполнение уточн. плана % |
|
Общегосударственные вопросы |
01 |
31 661,0 |
31 661,0 |
100 |
37 092,0 |
37 092,0 |
100 |
|
Удельный вес |
|
40,6 |
40,6 |
|
66,3 |
66,3 |
|
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
03 |
621,0 |
621,0 |
100 |
61,0 |
61,0 |
100 |
|
Удельный вес |
|
0,8 |
0,8 |
|
ОД |
од |
|
|
Национальная экономика |
04 |
19 500,0 |
19 495,0 |
99,9 |
587,0 |
587,0 |
100 |
|
Удельный вес |
|
24,9 |
24,9 |
|
1,0 |
1,0 |
|
|
ЖКХ |
05 |
2 261,0 |
2 119,0 |
93,7 |
- |
- |
- |
|
Удельный вес |
|
2,9 |
2,9 |
|
- |
- |
- |
|
Образование |
07 |
543,0 |
543,0 |
100 |
398,0 |
398,0 |
100 |
|
Удельный вес |
|
0,7 |
0,7 |
|
0,7 |
0,7 |
|
|
Социальная политика |
10 |
16 386,0 |
16 386,0 |
100 |
16 360,0 |
16 360,0 |
100 |
|
Удельный вес |
|
21,0 |
21,0 |
|
29,3 |
29,3 |
|
|
Физическая культура и спорт |
11 |
7 103,0 |
7 103,0 |
100 |
1 422,0 |
1 422,0 |
100 |
|
Удельный вес |
|
9,1 |
9,1 |
|
2,6 |
2,6 |
|
|
Расходы всего |
|
78 075,0 |
77 928,0 |
99,8 |
55 920,0 |
55 920,0 |
100 |
В рамках подраздела 01 13 "Другие общегосударственные вопросы" осуществлены расходы для выполнения проектно-изыскательских работ по объекту "Пристройка к лечебному корпусу БУЗ ВО "Аннинская РБ" по ул. Первомайская, д. 3 в п.г.т. Анна Аннинского муниципального района Воронежской области" в сумме 8 336,4 тыс. руб. Изготовленная документация не используется, в областную собственность не передана, находиться в БУЗ ВО "Аннинская РБ" на основании договора хранения по акту-приема передачи. Необходимо отметить, что БУЗ ВО "Аннинская районная больница" с декабря 2012 года является объектом областной собственности. В областной адресной инвестиционной программе строительство данного объекта не предусмотрено, что свидетельствует о неэффективном использовании средств районного бюджета в сумме 8 336,4 тыс. руб. (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).
Кроме того, из местного бюджета предоставлялись субсидии в сумме 2 527,0 тыс. руб. в 2016 году и 2 756,6 тыс. руб. в 2017 году ООО "Аннинская типография" и ООО "Телевизионная компания "Анна", а также МУП "Архитектура и строительство".
Вышеуказанные субсидии предоставлялись в соответствии с "Порядком предоставления из районного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг)", утвержденным постановлением администрации района от 31.03.2014 N 156.
При этом в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в решениях Совета народных депутатов от 15.12.2015 N 91 "О районном бюджете на 2016 год" и от 26.12.2016 N 44 "О районном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не предусмотрены вышеуказанные случаи предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг).
Кроме того, в нарушение Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 постановление администрации района от 31.03.2014 N 156 не содержит порядок возврата субсидий в бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок и сроки рассмотрения представленных документов, основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии и др.
По состоянию на 01.01.2018 в консолидированной бюджетной отчетности числятся объекты незавершенного строительства - артезианские скважины и водопроводы 3 сельских поселений на общую сумму 63 476,1 тыс. руб., в том числе: в с. Березовка - 26 028,6 тыс. руб., пос. Новая жизнь - 20 215,8 тыс. руб., с. Садовое - 17 231,7 тыс. руб.
Строительство вышеуказанных объектов предусматривалось долгосрочной областной целевой программой "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов" преимущественно за счет средств областного бюджета, выделенных в виде межбюджетных трансфертов.
Целями данной программы является обеспечение населения Воронежской области питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан.
Однако в связи с тем, что вода из пробуренных скважин не соответствует гигиеническим требованиям (необходимы системы ее доочистки) цель программы не достигнута. Имущество на общую сумму 63 476,1 тыс. руб. используется неэффективно.
По подразделу 10 06 за счет средств муниципального бюджета предоставлялись субсидии Аннинскому районному отделению Воронежской областной общественной организации Все российского общества инвалидов в 2016 году в сумме 245,0 тыс. руб., в 2017 году в размере 211,0 тыс. руб.
Проверкой установлено, что вышеуказанные субсидии предоставлялись в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 N 541. В решениях Совета народных депутатов от 15.12.2015 N 91 "О районном бюджете на 2016 год" и от 26.12.2016 N 44 "О районном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не предусмотрены вышеуказанные случаи предоставления субсидий, а Порядок предоставления Аннинскому районному отделению Воронежской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов субсидий на финансирование расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности, утвержденный распоряжением администрации района от 28.12.2015 N 292, не содержит требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и другие обязательные условия.
Проверка организации бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству. Анализ структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета и бюджетов поселений)
Проверка показала, что организация бюджетного процесса в районе осуществлялась согласно федеральным и областным нормативно-правовым актам, а также Положению "О бюджетном процессе в Аннинском муниципальном районе".
В структуру консолидированного бюджета района входят районный бюджет и бюджеты 23 поселений.
Основные параметры исполнения консолидированного бюджета района, районного бюджета и бюджетов поселений в 2016 и 2017 годах отражены в следующей таблице.
(тыс. руб.)
N |
Показатели |
План 2016 г. |
Испол. 2016 г. |
% исп. |
План 2017 г. |
Испол. 2017 г. |
% исп. |
1 |
Доходы консолидированного бюджета, всего |
1065491,4 |
1075399,8 |
100,9 |
937686,5 |
947298,1 |
101,0 |
|
суммы, подлежащих исключению |
207638,3 |
207203,4 |
|
160312,9 |
154658,8 |
|
|
районного |
920049,0 |
927581,7 |
100,8 |
806182,1 |
813662,9 |
100,9 |
|
поселений |
353080,7 |
355021,5 |
100,5 |
291817,3 |
288294,0 |
98,8 |
2 |
Налоговые, неналоговые доходы консолидированного бюджета |
489933,2 |
500724,0 |
102,2 |
477718,7 |
487860,5 |
102,1 |
|
суммы, подлежащих исключению |
3009,8 |
3009,8 |
|
475,8 |
475,8 |
|
|
районного |
358116,9 |
366532,1 |
102,3 |
359498,8 |
367509,8 |
102,2 |
|
поселений |
134826,1 |
137201,7 |
101,8 |
118695,7 |
120826,5 |
101,8 |
3 |
Безвозмездные поступления консолидированного бюджета |
575558,2 |
574675,8 |
99,8 |
459967,8 |
459437,6 |
99,9 |
|
суммы, подлежащих исключению |
204628,5 |
204193,6 |
|
159837,1 |
154183,0 |
|
|
районного |
561932,1 |
561049,6 |
99,8 |
446683,3 |
446153,1 |
99,9 |
|
поселений |
218254,6 |
217819,8 |
99,8 |
173121,6 |
167467,5 |
96,7 |
Доходы консолидированного бюджета в 2016 году составили 1 075 399,8 тыс. руб. (100,9% плана), в 2017 году - 947 298,1 тыс. руб. (101,0% годового плана).
В структуре консолидированного бюджета районный бюджет аккумулирует около 74% налоговых и неналоговых доходов, а бюджеты сельских поселений - 26%. По объему налоговых и неналоговых доходов наиболее значимым является Аннинское городское поселение (14,1%).
Значение регионального показателя эффективности развития района "Обеспеченность бюджета муниципального образования налоговыми и неналоговыми доходами в расчете на 10,0 тыс. руб. доходов местного бюджета, без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевой характер" по итогам 2016 года составило 9,15 тыс. руб. или 102,7% годового плана, по итогам 2017 года - 9,11 тыс. руб. (102,1%).
Общий объем расходов консолидированного бюджета в 2016 году составил 966 908,5 тыс. руб. (99,9% плана), в 2017 году - 881 411,1 тыс. руб. (99,3% плана). По результатам исполнения консолидированного бюджета в 2016 году сложился профицит в размере 108 491,3 тыс. руб., в 2017 году профицит составил 65 887,0 тыс. руб.
В соответствии с приказом департамента финансов Воронежской области от 19.10.2017 N 153 "о/н" Аннинский муниципальный район отнесен к числу муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, к объему собственных доходов местных бюджетов в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5%. В состав поселенческих муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ к объему собственных доходов местных бюджетов в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5% включено 3 поселения района, 20% - 18 поселений, 50% - 2 поселения.
Анализ исполнения районного бюджета
Районные бюджеты на 2016 и 2017 годы утверждены решениями Совета народных депутатов района от 15.12.2015 N 91 и от 26.12.2016 N 44.
Фактические доходы районного бюджета в 2016 году составили 927 581,8 тыс. руб. или 100,8% уточненного плана, расходы - 833 862,5 тыс. руб. (99,9%). Бюджет исполнен с профицитом в сумме 93 719,3 тыс. руб.
Фактические доходы районного бюджета в 2017 году составили 813 663,0 тыс. руб. или 100,9% уточненного плана, расходы - 749 630,1 тыс. руб. (99,2%), профицит - 64 032,9 тыс. руб.
В 2017 году план по доходам уменьшен по сравнению с 2016 годом на 113 866,9 тыс. руб. или на 12,3% по безвозмездным поступлениям.
Из общей суммы доходов районного бюджета налоговые и неналоговые поступления составили в 2016 году 366 532,1 тыс. руб. (39,5% общего объема доходов), в 2017 году - 367 509,8 тыс. руб. (45,2%). Необходимо отметить, что по сравнению с 2015 годом они увеличились на 99 169,8 и 100 147,5 тыс. руб. (на 37%), соответственно по годам.
Наиболее существенный рост отмечается по доходам от использования и реализации имущества. Так, поступления от сдачи в аренду земельных участков и продажи права аренды на земельные участки в 2015 году составили 49 748,6 тыс. руб., а в 2016 и 2017 годах - 120 013,6 и 110 398,7 тыс. руб., соответственно (с ростом более чем в 2,2 раза).
В районе в 2016 - 2017 годах в 2,8 - 4,5 раза по сравнению с 2015 годом увеличились доходы от продажи материальных активов, сумма которых составила 11 699,0 и 18 878,9 тыс. руб., соответственно по годам.
Безвозмездные поступления районного бюджета в 2016 году составили 561 049,7 тыс. руб. (60,5% общей суммы доходов) с ростом к уровню 2015 года на 162 002,8 тыс. руб. или на 40,6%. В 2017 году они составили 446 153,2 тыс. руб. (54,8% общей суммы доходов) со снижением к уровню 2016 года на 114 896,5 тыс. руб. (20,5%).
Структура расходов районного бюджета отражена в таблице.
(тыс, руб.)
Расходы |
2016 год |
2017 год. |
||
Исполнено |
Доля (%) |
Исполнено |
Доля(%) |
|
Общегосударственные вопросы |
53 498,3 |
6,4 |
60315,9 |
8,0 |
Национальная оборона |
|
|
|
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
620,8 |
0,1 |
778,5 |
0,1 |
Национальная экономика |
67 668,8 |
8,1 |
49 881,3 |
6,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
14 679,3 |
1,8 |
1 863,9 |
0,2 |
Охрана окружающей среды |
|
|
|
|
Образование |
511 181,7 |
61,3 |
494 643,0 |
66,0 |
Культура, кинематография |
11 751,9 |
1,4 |
23 695,7 |
3,2 |
Социальная политика |
27 915,3 |
3,3 |
30 963,1 |
4Д |
Физическая культура и спорт |
7 103,4 |
0,9 |
1 422,0 |
0,2 |
Обслуживание муниципального долга |
1 965,9 |
0,2 |
686,6 |
0,1 |
Межбюджетные трансферты |
137 477,1 |
16,5 |
85 380,1 |
11,4 |
Расходы всего |
833 862,5 |
100,0 |
749 630,1 |
100,0 |
В 2016 году бюджетные средства освоены на 99,9%, в 2017 году - на 99,2%.
Анализ динамики расходов 2017 года к уровню 2016 года показал, что по разделу "Образование" расходы снизились на 16 538,7 тыс. руб. в связи с реорганизацией образовательных учреждений.
По разделу "Социальная политика" расходы увеличились на 3 047,8 тыс. руб. (10,9%) из-за роста объема выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.
По разделу "Общегосударственные вопросы" расходы возросли на 6 817,6 тыс. руб. в основном в связи с оплатой ПСД хирургического комплекса.
По разделу "ЖКХ" расходы уменьшились на 12 815,4 тыс. руб., так как в 2016 году, в отличие от 2017 года, финансировалось строительство станции доочистки воды в Верхнетойденском сельском поселении.
По разделу "Культура, кинематография" расходы увеличились на 11 943,8 тыс. руб. в связи с реконструкцией парков городских и сельских поселений.
Виды межбюджетных трансфертов отражены в таблице.
(тыс. руб.)
Виды межбюджетных трансфертов общего характера |
План 2016 г. |
Факт 2016 г. |
План 2017 г. |
Факт 2017 г. |
Рост (снижение), % |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (за счет средств областного бюджета) |
6168,0 |
6168,0 |
6263,0 |
6263,0 |
101,5 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (за счет средств местного бюджета) |
7550,0 |
7550,0 |
8200,0 |
8200,0 |
108,6 |
Прочие дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов |
123659,1 |
123659,1 |
61536,9 |
61536,9 |
49,8 |
Иные межбюджетные трансферты |
100,0 |
100,0 |
14960,2 |
9380,2 |
9380,2 |
Итого |
137477,1 |
137477,1 |
90960,1 |
85380,1 |
62,1 |
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществлялось в соответствии с законами Воронежской области от 07.12.2006 N 108-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Воронежской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета" и от 17.11.2005 N 68-ОЗ "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Воронежской области".
В нарушение ст. ст. 142.1, 142.4 БК РФ Порядок предоставления дотаций и иных межбюджетных трансфертов утвержден администрацией Аннинского района (распоряжение от 30.12.2015 N 298.1-р), а не представительным органом района.
Решениями районного Совета народных депутатов о бюджете на 2016 и 2017 годы утверждены Порядки предоставления и методики распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов сельских поселений. Однако ст. 142 БК РФ подобная форма межбюджетных трансфертов из местных бюджетов не предусмотрена.
Иные межбюджетные трансферты включают в себя средства на поощрение сельских поселений по результатам мониторинга показателей эффективности их развития, средства на развитие территориального общественного самоуправления (ТОС) и средства дорожного фонда.
На 2017 год объем дорожного фонда утвержден Решением Совета народных депутатов района от 26.12.2016 N 44 "О районном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в объеме 8 588,1 тыс. руб. Освоение средств составило 8 550,4 тыс. руб. или 99,6%.
Средства дорожного фонда предоставлены в виде межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений в соответствии с соглашениями о передаче им полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений. На основании решения Совета народных депутатов от 26.12.2016 N 49 на передачу вышеуказанных полномочий муниципальным районом заключены соглашения с 22 сельскими поселениями.
Проверка показала, что в нарушение ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Советом народных депутатов района не был утвержден порядок заключения соглашений о передаче (приеме) полномочий по решению вопросов местного значения.
Расходы за счет средств резервного фонда района в 2016 и в 2017 годах не осуществлялись.
Муниципальная долговая книга ведется в соответствии Порядком, утвержденным постановлением администрации района от 04.06.2012 N 337.
По состоянию на 01.01.2018 объем муниципального долга составляет 21 201,3 тыс. руб., в том числе:
- задолженность по централизованным кредитам, полученным в 1992 - 1994 годах по соглашениям с главным финансовым управлением Воронежской области для кредитования сельхозтоваропроизводителей - 280,8 тыс. руб.;
- задолженность по кредитам, предоставленным департаментом финансов Воронежской области на покрытие временного кассового разрыва в сумме 4 624,3 тыс. руб., на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения - 16 296,2 тыс. руб.
В 2016 году привлечено кредитов из областного бюджета на сумму 90 830,0 тыс. руб., в 2017 году - 4 966,8 тыс. руб. (на строительство теплотрасс, газовой котельной, спортивной площадки, на благоустройство парков, на ремонт, содержание дорог, дворовых территорий населенных пунктов и на покрытие временного кассового разрыва).
В проверяемом периоде задолженность по кредитам гасилась за счет субсидий из областного бюджета, а также списывалась в порядке реструктуризации долга на основании постановлений правительства Воронежской области.
Работа по мобилизации доходов и снижение недоимки проводилась в соответствии с ежегодно утвержденными планами мероприятий по мобилизации доходов, а также сокращению недоимки в консолидированный бюджет района на соответствующий год.
Недоимка в консолидированный бюджет района на 01.01.2017 составила 11 521,0 тыс. руб., на 01.01.2018 - 13 432,0 тыс. руб. Рост недоимки обусловлен необоснованным начислением земельного налога в завышенных размерах на сумму 2 037,0 тыс. руб.
Согласно Решению Совета народных депутатов района от 01.11.2011 N 67 "Об утверждении положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся в собственности Аннинского муниципального района Воронежской области" отдел финансов администрации района осуществляет контроль за своевременностью и полнотой перечисления арендаторами в местный бюджет арендных платежей, а также неустойки.
По состоянию на 01.01.2018 задолженность арендаторов по арендным платежам за землю составляет 1 333,0 тыс. руб., по уплате пени - 600,9 тыс. руб. По сравнению с 2016 годом задолженность по арендным платежам снизилась на 338,1 тыс. руб., по пени увеличилась на 145,6 тыс. руб.
Задолженность по арендным платежам за другое имущество по состоянию на 01.01.2018 составляет 456,6 тыс. руб., пени - 103,4 тыс. руб. По сравнению с 2016 годом задолженность по арендным платежам снизилась на 79,1 тыс. руб., по пени увеличилась на 37,3 тыс. руб.
С учетом вышеизложенного, необходима активизация претензионной работы по дальнейшему снижению недоимки и взиманию пени.
Проверка эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами на территории муниципального района
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального района.
Решением Совета народных депутатов муниципального района от 17.05.2012 N 30 утвержден Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Аннинского муниципального района (далее - Порядок).
От имени администрации Аннинского муниципального района деятельность по управлению имуществом, находящимся в собственности района, земельными ресурсами, межотраслевую координацию деятельности муниципальных организаций в процессе управления муниципальным имуществом района осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аннинского муниципального района (далее - Комитет).
Положение о Комитете утверждено постановлением администрации от 17.05.2012 N 294.
Постановлением администрации Аннинского муниципального района от 16.12.2013 N 954 утверждена программа "Развитие Аннинского муниципального района, реализация полномочий администрации Аннинского муниципального района", одним из ответственных исполнителей программы является Комитет.
Сведения об исполнении показателей (индикаторов) муниципальной программы в сфере имущественных и земельных отношений приведены следующей в таблице:
N |
Наименование показателя (индикатора) |
Ед. изм. |
2016 г. |
2017 г. |
||||
план |
факт |
% исп. |
план |
факт |
% исп. |
|||
1. Получение неналоговых имущественных доходов в консолидируемый бюджет | ||||||||
|
Объем неналоговых имущественных доходов консолидированного бюджета Аннинского муниципального района |
тыс. руб. |
54163 |
135869 |
2,5 раза |
149087 |
152986 |
102,6 |
2. Активизация использования имущества Аннинского муниципального района | ||||||||
|
Доля объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право собственности Аннинского муниципального района |
% |
70 |
82 |
117,1 |
84 |
90 |
107,1 |
3. Повышение эффективности управления земельными ресурсами Аннинского муниципального района | ||||||||
|
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, расположенные в границах Аннинского муниципального |
тыс. руб. |
30248 |
120013 |
4 раза |
112002 |
114842 |
102,5 |
В 2016 - 2017 годах увеличилась сумма неналоговых доходов в основном за счет сдачи в аренду земельных участков. В 2016 году была утверждена новая кадастровая стоимость по земельным участкам населенных пунктов и земель промышленности, энергетики и др., которая повлекла изменение арендных ставок на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях эффективного распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности за 2017 год было проведено 12 аукционов по земельным участкам, выставлено 54 лота. Площадь выставляемых на торги земельных участков составила 1348,1 га. В результате проведенных торгов дополнительно поступило в бюджет 1 764,4 тыс. руб. Средняя цена арендной платы за 1 га по заключенным договорам аренды составила 3,9 тыс. руб.
По земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в 2017 году проведено 120 торгов, выставлено 120 лотов. Начальная стоимость - годовой размер арендной платы на общую сумму 8 252 тыс. руб. По результатам торгов заключено договоров аренды на сумму 20 993,6 тыс. руб. Дополнительно поступило в бюджет 18 117,6 тыс. руб. Средняя цена арендной платы по заключенным договорам аренды составила 7,8 тыс. руб. за 1 га.
Увеличение дохода от продажи земельных участков в 2016 - 2017 годах по сравнению с 2015 годом связано с изменением определения цены выкупа.
В соответствии с разделом III Порядка управления и распоряжения имуществом ведение реестра осуществляется Комитетом на бумажных носителях и в электронном виде, с использованием специальной автоматизированной программы Космос-2 (Автоматизированная система управления муниципальной собственностью). Положение по ведению реестра муниципального имущества, утвержденное решением Совета народных депутатов от 16.02.2017 N 6, устанавливает правила ведения реестра, что соответствует порядку ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424.
На 01.01.2018 реестр муниципального имущества включал 6806 объектов, из них:
- объекты недвижимого имущества - 202, сооружения - 51;
- земельные участки - 444;
- объекты движимого имущества 6062 (транспортные средства - 58);
- муниципальные унитарные предприятия 2, казенное предприятие 1, муниципальные учреждений - 44 (казенные учреждения - 39, бюджетные учреждения - 5).
На 01.01.2018 из общего количества недвижимого имущества передано в оперативное управление 156 объектов, 11 объектов на праве хозяйственного ведения, в казне 35 объектов, в том числе 1 объект в безвозмездном пользовании находится (здание Дома ремесел передано Аннинскому городскому поселению).
На 01.01.2018 право собственности муниципального района зарегистрировано на 188 объект недвижимости, что составляет 90% от общего количества объектов недвижимости, внесенных в реестр муниципального имущества. На 21 объект право собственности не зарегистрировано, что является нарушением ст. 131 Гражданского Кодекса РФ.
Положение об имущественной казне Аннинского муниципального района утверждено решением Совета народных депутатов Аннинского муниципального района от 20.12.2012 N 52
На конец проверяемого периода в муниципальной казне числилось 11 зданий, 1 квартира, 22 сооружения и 7 единиц транспортных средств. При этом автомобиль MAZDA СХ-5 не использовался. В нарушение п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" автомобиль MAZDA СХ-5 не зарегистрирован, с 2015 года находится в гараже, что является неэффективным использованием имущества стоимостью 1 300,0 тыс. руб. (ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ).
Бухгалтерский учет имущества казны осуществляет администрация Аннинского муниципального района в соответствии с приказом отдела финансов администрации от 04.12.2012 N 68 "Об утверждении порядка отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе имущества казны Аннинского муниципального района Воронежской области".
Инвентаризация муниципального имущества проводилась в соответствии с Порядком проведения инвентаризации муниципального имущества Аннинского муниципального района Воронежской области, утвержденного Решением Совета народных депутатов Аннинского муниципального района Воронежской области от 28.03.2014 N 16. Согласно вышеуказанному Порядку инвентаризация муниципального имущества осуществляется раз в пять лет, что не соответствует п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина от 13.06.1995 N 49.
В 2016 - 2017 годах в Аннинском муниципальном районе действовало 3 муниципальных предприятия, учредителем которых является район. Деятельность унитарных предприятий является прибыльной.
В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" утвержден Порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципального (казенного) унитарного предприятия, в соответствии с которым рассматриваются и утверждаются программы деятельности предприятий на очередной год и утверждаются отчеты руководителей о финансово-хозяйственной деятельности за прошедший год.
Однако в нарушение абз. 2 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ аттестация руководителей унитарных предприятий не проводилась, порядок проведения аттестации собственником имущества не утвержден и не представлен.
Встречной проверкой МУП "Архитектура и градостроительство" установлены нарушения Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в части формирования и использования средств резервного фонда, не соблюдения порядка перечисления части прибыли в бюджет Аннинского муниципального района. Кроме того, выявлено неэффективное использование средств предприятия в сумме 1 043,1 тыс. руб. и установлены нарушения по расчетам с подотчетными лицами.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 4 ст. 14 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ при увеличении уставного фонда АМУП "Райтеплосеть" со 100,0 до 200,0 тыс. руб. изменения в Устав предприятия не внесены.
По муниципальным предприятиям АМУП "Архитектура и градостроительство" и АМУП "Райтеплосеть" в нарушение п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 16 Федерального закона N 161-ФЗ не определен порядок формирования и использования резервного фонда.
Осуществление органами местного самоуправления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ полномочия по проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита осуществляют главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что в нарушение п. 5 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ администрацией Аннинского муниципального района в 2016 - 2017 годах порядок по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями бюджетных средств не утверждался.
Постановлением администрации Аннинского муниципального района от 25.02.2015 N 127 утвержден "Порядок осуществления отделом финансов администрации Аннинского муниципального района полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю", которым установлены требования к деятельности отдела финансов по осуществлению полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренных ч. 3 ст. 269.2 БК РФ и ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
За 2016 год отделом финансов проведено 13 контрольных мероприятий. Общая сумма проверенных средств составила 16 426,0 тыс. руб., финансовых нарушений не выявлено.
В 2017 году проведено 12 контрольных мероприятий, проверено средств на сумму 13 920,5 тыс. руб. Выявлено и устранено нарушений на сумму 15,3 тыс. руб.
Проверка выполнения органами местного самоуправления мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных предыдущими контрольными мероприятиями
В 2012 году Контрольно-счетной палатой Воронежской области проводилась комплексная проверка исполнения бюджета Аннинского муниципального района за 2011 год и 1 квартал 2012 года, по результатам которой были направлены представления администрации Аннинского муниципального района Воронежской области (от 19.06.2012 N 04-370) и муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Аннинская центральная районная больница" (от 06.06.2012 N 04-358). Проверкой исполнения представлений установлено, что указанные в них нарушения устранены и в проверяемом периоде не допускаются.
Кроме того, в 2012 году проведена проверка расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство Аннинского городского поселения за 2011 год и 1 квартал 2012 года (акт от 31.05.2012 N 36/6 - 2012). По итогам контрольного мероприятия администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района направлено представление от 15.06.2011 N 04-302, которое выполнено в полном объеме. Проверкой установлено, что указанные в представлениях отдельные нарушения в проверяемом периоде допускались повторно.
В 2015 году по результатам контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 - 2014 годах на строительство детского сада по ул. Молодежная, 31 в п.г.т. Анна Аннинского муниципального района руководителю отдела образования, опеки и попечительства администрации Аннинского муниципального района было направлено представление от 04.08.2015 N 04-534, состоящее из четырех пунктов. Все пункты представления исполнены.
В 2017 году Контрольно-счетной палатой Воронежской области проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования субвенций, предоставленных в 2016 году и текущем периоде 2017 года на исполнение расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования детей в общеобразовательных учреждениях по подпрограмме "Развитие дошкольного и общего образования" государственной программы Воронежской области "Развитие образования". По результатам проведения контрольного мероприятия представление не направлялось.
Контрольно-счетной палатой Воронежской области в июне 2017 года проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2015 - 2016 годах на строительство подъездной автомобильной дороги к молочному комплексу на 3500 дойных коров в с. Николаевка Аннинского района Воронежской области в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Воронежской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка" (акт от 09.06.2017 N 2.16/7-2017). По результатам контрольного мероприятия нарушения устранены.
В декабре 2017 года Контрольно-счетной палатой Воронежской области проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2016 году и текущем периоде 2017 года на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" (акт от 19.12.2017 N 2.59/2-2017). По результатам контрольного мероприятия нарушений не установлено.
Анализ формирования и исполнения бюджета Аннинского городского поселения. Проверка эффективного и целевого использования средств местного бюджета. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами
В соответствии с программой контрольного мероприятия проведена проверка администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области (акт от 02.03.2018 N 2.5/2-2018).
Администрация Аннинского городского поселения - исполнительно-распорядительный орган, возглавляемый главой Аннинского городского поселения, исполняющий полномочия главы администрации Аннинского городского поселения.
Исполнение бюджета в городском поселении в проверяемом периоде осуществлялось на основании федеральных и областных нормативно-правовых актов, а также решения Совета народных депутатов Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района от 05.08.2015 N 586 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в Аннинском городском поселении Аннинского муниципального района".
Бюджет поселения сформирован программно-целевым методом. В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджета городского поселения в проверяемом периоде предусмотрены в рамках 3-х муниципальных программ Аннинского городского поселения: "Развитие Аннинского городского поселения и управление финансами в поселении", "Развитие культурно-досуговой деятельности Аннинского городского поселения на 2014 - 2019 годы".
Основные параметры исполнения бюджета городского поселения в 2016 - 2017 годах отражены в следующей таблице.
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
Измен. К 2016 году |
||
Факт |
% исп. |
Факт |
% исп. |
||
Доходы всего, в т.ч. |
196277,6 |
100,6 |
139730,6 |
96,9 |
-56547,0 |
- налоговые/не налоговые |
69564,6 |
101,9 |
68654,9 |
101,7 |
-909,7 |
- безвозмездные перечисления |
126713,0 |
99,8 |
71075,7 |
92,7 |
-55637,3 |
Расходы |
190995,6 |
99,9 |
130222,0 |
95,9 |
-60773,6 |
Профицит |
5282,0 |
9508,6 |
|
В 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается снижение доходов в связи с уменьшением безвозмездных поступлений на благоустройство центрального парка. За проверяемый период на развитие городского поселения направлено 166 543,7 тыс. руб., в том числе на строительство центрального парка (78 558,5 тыс. руб.), газовой котельной и тепловой сети (9 082,9 тыс. руб.); проведены работы по ремонту автомобильных дорог (71 337,6 тыс. руб.), тротуаров (3 546,6 тыс. руб.), устройству пешеходных переходов (4 018,1 тыс. руб.).
Проверкой установлены отдельные нарушения действующего законодательства.
В нарушение ст. 264.6 Бюджетного кодекса РФ к решению об исполнении бюджета за 2016 год не утверждены отдельными приложениями следующие показатели:
- доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
- источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
В нарушение ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" переданы полномочия по содействию в развитии сельскохозяйственного производства и осуществлению внешнего финансового контроля без решения Совета народных депутатов Аннинского городского поселения.
В состав администрации городского поселения включены работники по обслуживанию торговых площадок в количестве 10 шт. ед., что привело к неэффективному использованию бюджетных средств за 2016 - 2017 годы в сумме 3 267,9 тыс. руб., т.к. торговые павильоны и земельные участки не являются собственностью поселения (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реестр муниципальных должностей не велся.
В штатное расписание сверх норматива включена должность "Техник по уборке помещений" в количестве 5,45 шт. ед., что привело к неэффективному использованию бюджетных средств в проверяемом периоде в сумме 1 170,5 тыс. руб.
В нарушение ст. ст. 57, 67 Трудового кодекса РФ в отдельных трудовых договорах отсутствуют должностные обязанности (трудовые функции), отметка о получении работниками трудового договора, а также не заключены дополнительные соглашения при изменении существенных условий оплаты труда.
Из бюджета городского поселения предоставлялись субсидии в сумме 26 584,6 тыс. руб. в 2016 году и 21 361,7 тыс. руб. в 2017 году МКП "Благоустройство".
Вышеуказанные субсидии предоставлялись в соответствии с постановлением администрации Аннинского городского поселения от 18.01.2016 N 7 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам...".
При этом, в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ постановление администрации Аннинского городского поселения от 18.01.2016 N 7 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам..." не соответствует решениям Совета народных депутатов от
15.12.2015 N 91 "О районном бюджете на 2016 год" и от 26.12.2016 N 44 "О районном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в части получателей субсидий.
Кроме того, в нарушение Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 N 887, постановлением администрации Аннинского городского поселения от 18.01.2016 N 7 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам..." не установлены показатели результативности и (или) порядка расчета показателей результативности, администрацией Аннинского городского поселения не утверждена типовая форма соглашения (договора) о предоставлении субсидии, в соглашении не указана периодичность предоставления субсидии. В нарушение постановления администрации Аннинского городского поселения от 18.01.2016 N 7 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам..." в соглашениях отсутствовало условие об обязанности получателей субсидий вести раздельный учет доходов и расходов по видам работ, услуг, производимых (реализуемых) товаров, возмещаемых в рамках предоставляемых субсидий (ч. 2.3 Порядка).
Администрация городского поселения является учредителем 2 муниципальных предприятий: АМУП "Водоканал", МКП "Благоустройство". Деятельность унитарных предприятий за 2016 - 2017 годы является прибыльной. Чистая прибыль всех муниципальных унитарных предприятий за 2016 год составила 408,0 тыс. руб.; за 2017 год - 776,0 тыс. руб. В 2016 году перечисление в бюджет части прибыли предприятиями составило 117,0 тыс. руб. (за 2015 год), 126,5 тыс. руб. (за 2016 год).
В нарушение Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" не утверждены показатели эффективности деятельности для АМУП "Водоканал" (и. 12 ч. 1 ст. 20); порядок распределения доходов МПК "Благоустройство" (ст. 17).
В нарушение и. 1 ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при продлении действия договора аренды N 1 от 18.10.2011 на здание котельной N 16 администрацией городского поселения не проводилась оценка рыночной стоимости величины арендной платы.
Внутренний финансовый контроль и финансовый аудит администрацией городского поселения в нарушение ст. ст. 160.2-1, 269.2 Бюджетного кодекса РФ не осуществлялся.
Анализ формирования и исполнения бюджета Архангельского сельского поселения. Проверка эффективного и целевого использования средств местного бюджета. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде исполнение бюджета в Архангельском сельском поселении Аннинского муниципального района осуществлялось в соответствии с федеральными и областными нормативно-правовыми актами, а также Положениями о бюджетном процессе в Архангельском сельском поселении Аннинского муниципального района, утвержденными решениями Совета народных депутатов Архангельского сельского поселения от 08.07.2014 N 169 и от 16.03.2016 N 37.
Бюджет Архангельского сельского поселения на 2016 год принят решением Совета народных депутатов от 23.12.2015 N 19 по доходам в сумме 15 463,6 тыс. руб., по расходам - 15 700,2 тыс. руб. Отчет об исполнении бюджета сельского поселения за 2016 год утвержден решением Совета народных депутатов от 13.02.2017 N 78 по доходам в сумме 15 603,3 тыс. руб., по расходам - 15 700,2 тыс. руб. Дефицит бюджета сельского поселения составил 96,9 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2017 остаток бюджетных средств составлял 1 493,9 тыс. руб.
Бюджет на 2017 год принят решением Совета народных депутатов Архангельского сельского поселения от 26.12.2016 N 73 по доходам в сумме 17 118,2 тыс. руб., по расходам - 17 562,3 тыс. руб. Отчет об исполнении бюджета сельского поселения утвержден решением Совета народных депутатов от 12.02.2018 N 11 по доходам в сумме 17 212,3 тыс. руб., по расходам - 17 524,7 тыс. руб. Дефицит бюджета составил 312,4 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2018 остаток бюджетных средств составил 1 181,5 тыс. руб.
В проверяемом периоде бюджет формировался программно-целевым методом. Расходы бюджета предусмотрены в рамках муниципальной программы Архангельского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области "Развитие Архангельского сельского поселения и управление финансами в поселении", утвержденной постановлением администрации Архангельского сельского поселения от 10.12.2013 N 101.
В проверяемом периоде осуществлен ремонт дорог общего пользования, выполнены работы по устройству тротуара с покрытием из тротуарной плитки, а также кадастровые работы по подготовке межевых планов автомобильных дорог в с. Архангельское и работы по подготовке документации для строительства врачебной амбулатории по ул. Центральная, 26.
Проверкой установлено, что МКУ "Архангельский Дом культуры" используется имущество (основные средства), находящееся в муниципальной собственности поселения, общей балансовой стоимостью 1 030,7 тыс. руб., без оформления документов, подтверждающих передачу указанного имущества учреждению в оперативное управление (распоряжение, акт приема-передачи), что является нарушением ст. 299 Гражданского кодекса РФ и ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде администрацией Архангельского сельского поселения были заключены соглашения с администрацией Аннинского муниципального района о передаче полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, а также контроля в сфере закупок, без предоставления межбюджетных трансфертов, что противоречит требованиям ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой передача осуществления полномочий возможна только на возмездной основе за счет межбюджетных трансфертов.
Кроме того, в проверяемом периоде в нарушение ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, администрацией Архангельского сельского поселения Аннинского муниципального района не реализовывались бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, порядок осуществления внутреннего финансового контроля также не утвержден.
Выводы
Анализ организации бюджетного процесса и осуществления деятельности по социально-экономическому развитию территории органами местного самоуправления Аннинского муниципального района в 2016 и 2017 годах показал, что органы местного самоуправления при исполнении установленных полномочий действовали достаточно эффективно в части привлечения коммерческих и бюджетных инвестиций, формирования и исполнения местного бюджета, управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами.
В то же время проверкой установлены отдельные нарушения действующего законодательства и недостатки в организации работы органов местного самоуправления района, органов местного самоуправления городского и сельского поселений и муниципальных унитарных предприятий, а также проблемные вопросы, которые требуют решения.
Органам местного самоуправления Аннинского муниципального района в первую очередь необходимо обеспечить строгое соблюдение действующего законодательства при предоставлении из местного бюджета субсидий юридическим лицам, осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также обеспечить эффективное использование проектной документации по объекту "Пристройка к лечебному корпусу БУЗ ВО "Аннинская РБ", ввод в эксплуатацию артезианских скважин и водопроводов в 3-х сельских поселениях района, доступность и качество медицинского обслуживания населения района.
Предложения
В целях устранения выявленных нарушений направить представления главе Аннинского муниципального района Воронежской области, главе администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, руководителю отдела финансов администрации Аннинского муниципального района Воронежской области, руководителю Аннинского муниципального унитарного предприятия "Архитектура и градостроительство", а также информационные письма в департамент здравоохранения Воронежской области и в департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
______________________________
(1) Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
Аудитор |
А.С. Беляев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет N 2.5-2018 о результатах контрольного мероприятия "Проверка соблюдения бюджетного законодательства и осуществления деятельности по социально-экономическому развитию территории органами местного самоуправления Аннинского муниципального района в 2016 - 2017 годах (совместно с муниципальным контрольно-счетным органом)"
Текст отчета размещен на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Воронежской области http://ksp-vrn.ru