Отчет N 2.1-2018(1)
о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2016 году и текущем периоде 2017 года на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области"
Утвержден
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
от 31.01.2018 N 2(248)
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.59 плана работы на 2017 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 04.12.2017 N 71.
Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области".
Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Департамент строительной политики Воронежской области - акт N 2.59/1-2017 от 19.01.2018.
2. Администрация Аннинского муниципального района Воронежской области - акт N 2.59/2-2017 от 19.12.2017.
3. Администрация Бобровского муниципального района Воронежской области - акт N 2.59/3-2017 от 18.01.2018.
4. Администрация Семилукского муниципального района Воронежской области - акт N 2.59/4-2017 от 22.12.2017.
5. Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области - акт N 2.59/5- 2017 от 11.01.2018.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 06.12.2017 по 19.01.2018.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соблюдение федерального и областного законодательства при планировании и реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области":
- соблюдение Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области на обеспечения жильем молодым семей;
- соблюдение Правил предоставления участникам программы социальных выплат, в том числе обоснованность принятия органами местного самоуправление решений об участии молодых семей в государственной программе.
2. Анализ освоения бюджетных ассигнований, предусмотренных для реализации программных мероприятий.
3. Эффективность и результативность использования средств, выделенных из бюджета на мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
4. Анализ выполнения целевых показателей (индикаторов), предусмотренных программой на 2016 - 2017 годы.
5. Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
6. Выполнение департаментом строительной политики Воронежской области представления КСП Воронежской области, направленных по результатам ранее проведенной проверки.
Результаты контрольного мероприятия
Постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2015 N 834 утверждена государственная программа Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", в рамках подпрограммы 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" которой, предусмотрена реализация основного мероприятия 1.1 "Обеспечение жильем молодых семей".
Ответственным исполнителем данного основного мероприятия является департамент строительной политики Воронежской области (далее - департамент).
Целью основного мероприятия по обеспечению жильем молодых семей является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Задачами мероприятия являются:
- предоставление молодым семьям - участникам государственной программы социальных выплат на приобретение жилья эконом класса или строительство индивидуального жилого дома эконом класса;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В проверяемом периоде финансирование мероприятия осуществлялось за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Финансирование программного мероприятия
Финансовое обеспечение мероприятия на 2016 год предусмотрено соглашением о предоставлении и распределении субсидии из федерального бюджета, заключенным правительством Воронежской области с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в общем объеме 119 291,5 тыс. руб., в 2017 году на реализацию мероприятия предусматривалось направить 113 851,5 тыс. руб.
Следует отметить, что в 2016 - 2017 годах бюджетами муниципальных образований выделено больше средств, чем было предусмотрено соглашениями: в 2016 году на 1 705,4 тыс. руб. (44 835,4 тыс. руб.), в 2017 году - на 840,6 тыс. руб. (46 121,6 тыс. руб.).
Сведения о фактически произведенных расходах в разрезе источников финансирования представлены в таблице.
тыс. руб.
Источники финансирования |
2016 год |
2017 год |
||||
напр. на мероприятие |
факт. расходы |
% исп. |
напр. на мероприятие |
факт. расходы |
% исп. |
|
Федеральный бюджет |
44 127,5 |
44 127,5 |
100,0 |
43 254,9 |
43 174,2 |
99,8 |
Областной бюджет |
32 034,0 |
32 034,0 |
100,0 |
25 238,8 |
25 191,0 |
99,8 |
Местные бюджеты |
43 130,0 |
44 835,4 |
103,9 |
45 357,8 |
46 121,6 |
101,7 |
ВСЕГО: |
119 291,5 |
120 996,9 |
101,4 |
113 851,5 |
114 486,8 |
100,5 |
Распределение субсидий муниципальным образованиям Воронежской области регламентировано разделом III подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, а также "Порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области на обеспечение жильем молодых семей...", утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2015 N 834 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" (далее - Порядок). Согласно п. 2.2 Порядка субсидии распределялись между муниципальными образованиями по результатам конкурсного отбора для участия в государственной программе. Критериями отбора муниципальных образований, претендующих на участие в государственной программе (п. 2.3 Правил), являются: наличие молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; наличие муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат; наличие бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете муниципального образования на реализацию госпрограммы на софинансирование расходов по предоставлению социальных выплат молодым семьям в размере не менее 5% в расчетной стоимости жилья; отсутствие нецелевого использования субсидий, получаемых за счет средств областного бюджета; соблюдение органами местного самоуправления условий соглашения, заключенного в целях реализации госпрограммы в предыдущем году.
Информация о проведении отбора размещается в информационной системе "Портал Воронежской области в сети "Интернет" не позднее 20 дней до даты начала приема заявок. Кроме того, департаментом в муниципальные районы и городские округа Воронежской области направляются информационные письма о начале приема заявок.
Конкурсный отбор муниципальных образований проводится ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего году предоставления субсидии комиссией, состав которой утверждается приказом департамента. Информация о результатах отбора в течение 3 дней с даты принятия решения, размещается в информационной системе "Портал Воронежской области в сети "Интернет".
Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям осуществлялось на основании соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета, заключенных департаментом с администрациями муниципальных районов Воронежской области.
В соответствии с п. 5.1 Порядка департамент осуществляет контроль за целевым использованием средств областного и федерального бюджета, выделенных на реализацию данных мероприятий, по условиям соглашений на предоставление субсидий.
Ответственность за нецелевое использование субсидии, недостоверность сведений, содержащихся в документах и отчетности, невыполнение условий предоставления субсидии, не достижение показателей, установленных соглашением, несут администрации муниципальных образований (п. 5.2).
В соответствии с условиями государственной программы, помимо бюджетных источников для реализации мероприятий использовались собственные средства граждан, участвующих в программе, кредитные ресурсы, а также средства материнского капитала. Плановые назначения по привлечению средств из внебюджетных источников составили в 2016 году 221 541,4 тыс. руб., в 2017 году - 211 438,5 тыс. руб. Согласно отчетным данным департамента общий объем привлеченных внебюджетных средств в 2016 году составил 242 450,8 тыс. руб. или 109,0% плановых назначений, в 2017 году - 217 831,9 тыс. руб. или 103,0% плана.
Таким образом, выполнение мероприятий подпрограммы позволило привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных организаций и собственные средства граждан.
Реализация программного мероприятия
Реализация права участников программы на приобретение или строительство жилого помещения осуществляется посредством получения социальной выплаты. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат определен "Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
В 2016 году общее количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий составляло 8302 семьи (в том числе 4648 семей являющихся участниками программы), в 2017 году общее количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, увеличилось и составило 8940 семей (в том числе 4631 семья являющаяся участниками программы).
Списки молодых семей - участников программы утверждались департаментом на основании предоставленных администрациями муниципальных районов списков молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и исходя из объема выделенных средств. На основании утвержденных списков администрации муниципальных районов выдавали участникам программы именной документ - свидетельство о праве на получение социальной выплаты (далее - свидетельство).
Формирование списка молодых семей - участников программы администрациями муниципальных районов Воронежской области осуществлялось на основании учетных дел, сформированных администрациями городских и сельских поселений, при признании молодых семей нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с п. 7 Правил и ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Следует отметить, что в период проведения проверки департаментом начата переписка с Минстроем РФ по вопросу внесения изменений в правила предоставления субсидий и жилищное законодательство в части признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях при условии совместного проживания с родителями в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности родителям.
В 2016 году соглашениями о предоставлении и распределении субсидий, заключенными департаментом с Минстроем России, запланировано предоставление государственной поддержки 241 семье, в 2017 году - 208 семьям.
Исходя из выделенных лимитов бюджетных средств в 2016 году выдано 243 свидетельства. По данным департамента на момент проверки все свидетельства реализованы, из них: по 92 свидетельствам субсидия направлена на приобретение жилья с использованием ипотечного кредита, по 145 свидетельствам - на приобретение жилья без использования ипотечных кредитов, по 6 свидетельствам - на индивидуальное строительство.
В 2017 году выдано 211 свидетельств, из них по состоянию на 01.01.2018 реализовано 100%. На приобретение жилья с использованием ипотеки направлены субсидии по 85 свидетельствам, на покупку жилья без привлечения кредитных ресурсов - по 125 свидетельствам, на индивидуальное строительство - по 1 свидетельству.
Показателями, позволяющими оценивать ход реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, являются количество молодых семей, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, и доля молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 1 января 2015 года. Сведения о плановых значениях данных показателей и фактически достигнутых результатах представлены в таблице.
Наименование целевого показателя (индикатора) |
2016 год |
2017 год |
||
план |
факт |
план |
факт |
|
Количество молодых семей, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, ед. |
241 |
243 |
208 |
211 |
Доля молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 1 января 2015 года, % |
0,064 |
0,065 |
0,055 |
0,056 |
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о перевыполнении значений показателей, установленных на проверяемый период.
В рамках данного контрольного мероприятия проведены проверки учетных дел молодых семей - участников программы 2016 и 2017 годов в четырех муниципальных районах Воронежской области: Аннинском, Бобровском, Рамонском и Семилукском.
По результатам контрольных мероприятий установлено, что в трех муниципальных образованиях (Бобровском, Рамонском и Семилукском районах) допущены отдельные нарушения действующего законодательства.
Так, проверкой установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" администрациями городского поселения город Бобров и Рамонского городского поселения не разработаны и не утверждены административные регламенты по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Решением Совета народных депутатов городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области от 26.12.2006 N 11 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Боброве, в размере 11 кв. м. Данная формулировка не соответствует требованиям п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ. Следует отметить, что некорректные формулировки по учетной норме жилых помещений также отражены в действующих решениях Советов народных депутатов Чесменского, Ясенковского, Хреновского, Липовского, Коршевского, Верхнеикорецкого, Семено-Александровского, Никольского, Тройнянского, Шишовского, Мечетского, Слободского сельских поселений Бобровского муниципального района Воронежской области.
В Бобровском, Семилукском и Рамонском муниципальных районах в нарушение п. 5 "Порядка и условий признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты" (далее - Порядок), утвержденного приказом департамента строительной политики Воронежской области от 04.05.2016 N 61-02-03/58, регистрация заявлений не ведется, форма журнала регистрации заявлений не утверждена. В Бобровском муниципальном районе имелись случаи признания молодых семей имеющей достаточные доходы в нарушение п. 4 Порядка, так как представленных документов было недостаточно для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Следует отметить, что имеющихся денежных средств с учетом предоставленных социальных выплат оказалось достаточно для приобретения жилья.
В Семилукском муниципальном районе были допущены нарушения пп. "а" п. 19 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, согласно которому для участия в программе молодая семья подает в орган местного самоуправления заявление по утвержденной форме. Проверкой установлено, что не во всех заявлениях заполнены необходимые реквизиты (должность лица, принявшего заявление; его фамилия и инициалы; подпись и дата принятия к рассмотрению заявления и прилагаемых к нему документов).
Кроме того, в Семилукском муниципальном районе в нарушение утвержденной приказом департамента строительной политики Воронежской области от 04.05.2016 N 61-02-03/58 формы заявления о производстве оценки доходов и иных денежных средств для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, не во всех заявлениях заполнены необходимые реквизиты (должность лица, принявшего заявление; его фамилия и инициалы; подпись и дата принятия к рассмотрению заявления и прилагаемых к нему документов).
В соответствии с Правилами получившие свидетельство молодые семьи в течение 1 месяца со дня его выдачи сдавали в банки, отобранные департаментом, в котором на имя члена молодой семьи открывался банковский счет и заключался договор. Социальные выплаты осуществлялись через ПАО "Сбербанк РФ", АО "Россельхозбанк". Социальная выплата предоставлялась молодой семье в безналичной форме путем зачисления на банковский счет.
Выборочной проверкой сроков перечисления субсидий из бюджетов муниципальных районов нарушений не установлено.
Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
Проверкой осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлено, что в нарушение п. 2.12 "Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 30.12.2014 N 1227, формирование карт внутреннего финансового контроля осуществлялось не ежегодно. В ходе проведения контрольного мероприятия данное нарушение устранено, карты внутреннего финансового контроля актуализированы.
Проверка исполнения представления КСП Воронежской области, направленного по результатам ранее проведенной проверки
В 2016 году Контрольно-счетной палатой Воронежской области в департаменте строительной политики Воронежской области проводилось контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2014 - 2015 годах на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области", по результатам которого департаменту было направлено представление от 04.07.2016 N 140-01-09-202.
Проверкой исполнения представления КСП ВО установлено, что все пункты представления исполнены.
Выводы
Проведенной проверкой установлено, что целевые показатели (индикаторы) реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, установленные на 2016 и 2017 годы, перевыполнены. Всего в проверяемом периоде социальную поддержку в общей сумме 235 483,7 тыс. руб. получили 454 семьи.
Вместе с тем, проверкой выявлены отдельные нарушения действующего законодательства в Бобровском, Семилукском и Рамонском районах, допущенные администрациями городских поселений, а также администрациями указанных районов при недостаточном контроле со стороны департамента строительной политики Воронежской области.
Предложения
Для устранения выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений направить представления департаменту строительной политики Воронежской области и администрациям Бобровского, Семилукского и Рамонского муниципальных районов Воронежской области.
______________________________
(1) Переходящее мероприятие план работы 2017 года "N 2.59-2017"
Аудитор |
А.С. Беляев |
Старший инспектор |
Ю.А. Голиусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет N 2.1-2018 о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2016 году и текущем периоде 2017 года на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области"
Текст отчета размещен на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Воронежской области http://ksp-vrn.ru