Справка по судебной практике рассмотрения судами Астраханской области в порядке гл. 22 КАС РФ административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления за первое полугодие и третий квартал 2017 года
В соответствии с планом работы Астраханского областного суда на второе полугодие 2017 года судебной коллегией по административным делам Астраханского областного суда проведено изучение судебной практики рассмотрения судами Астраханской области в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления за первое полугодие и третий квартал 2017 года.
Цель обобщения выявление недостатков и формирование единства судебной практики, обеспечение правильного применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел указанной категории.
Анализ судебной практики показал, что в 2017 году граждане активно и регулярно обжаловали в судах Астраханской области решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие их права.
Производство по данной категории административных дел прекращалось по 14 % дел в связи с добровольным устранением органами местного самоуправления нарушений прав граждан, 67 % административных дел рассмотрены с удовлетворением заявленных требований, что свидетельствует об эффективности судебного контроля и восстановлении судами области имевших место нарушений прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области.
Чаще всего предметом судебной проверки являлись решения, действия (бездействия) администрации муниципального образования "Город Астрахань", дела об оспаривании решений и действий этого органа местного самоуправления составляют 72 % от общего числа административных дел изучаемой категории. Судами области также признавались незаконными действия органов местного самоуправления муниципальных образований "Приволжский район" (11 решений), "Город Ахтубинск" (5 решений), "Трусовский район" (4 решения).
Судебная практика свидетельствует об обоснованности обращений граждан, более половины (72 %) административных исков об оспаривании решений и действий (бездействия) администрации муниципального образования "Город Астрахань" оказывались обоснованными и судами удовлетворялись, поскольку устанавливались факты нарушения прав и законных интересов граждан этим органом местного самоуправления.
Часть судебных постановлений о признании незаконными действий администрации муниципального образования "Город Астрахань" была отменена в последующем вышестоящими инстанциями. При этом, одной из причин отмены явилось несвоевременное представление административным ответчиком необходимых доказательств и неистребование их судом первой инстанции. Тогда как часть 5 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае противодействия сторон по административному делу его своевременной подготовке, в том числе путем непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок позволяет суду решить вопрос о наложении судебного штрафа.
По этой категории административных дел предметом судебной проверки, как правило, выступала правомерность (законность) любых действий (бездействия), решений, кроме тех действий и решений, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации либо в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования. А целью производства по указанной категории дел является обеспечение урегулирования споров между гражданами и органами власти, порядок в обществе.
В ходе изучения рассмотренных апелляционной инстанцией административных дел установлено, что в судах Астраханской области почти 60 % административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления инициировалось прокурором в рамках возложенных на него полномочий. Подавляющее большинство исков прокуроров рассмотрены судами области с удовлетворением заявленных требований. По инициативе граждан в 2017 году в судах области возбуждено более 135 административных дел, более половины которых также удовлетворены.
Судами Астраханской области в 2017 году рассматривались административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, вытекающих из полномочий органов местного самоуправления:
- в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
- в области земельных отношений (статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации);
- в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского округа (части 1 и 5 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации" от 03 июня 2006 года N74-ФЗ);
- в области градостроительной деятельности (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ);
- в области благоустройства территорий, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
- в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
- в области жилищных отношений, контроля (надзора) в сфере деятельности управляющих компаний (статьи 12, 13, 14, 50, 51, 52, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- в сфере образования (статья 9 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В ходе проведенного изучения судебной практики установлено разнообразие споров об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления. Результаты проведенного обобщения показали, что суды Астраханской области, правильно применяя нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении указанной категории дел, учитывали публичные интересы и обеспечивали разумный баланс между ними и частными интересами граждан, осуществляя эффективный судебный контроль.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка Астраханского областного суда "Справка по судебной практике рассмотрения судами Астраханской области в порядке гл. 22 КАС РФ административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления за первое полугодие и третий квартал 2017 года"